Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Отдела Тверской епархии социального служения и церковной благотворительности по работе с наркозависимыми, настоятель храма Вознесения Господня г. Кимры протоиерей Андрей Лазарев : Для нашей страны главная проблема — это алкоголизм. У нас мужчины не доживают до бывшего пенсионного возраста, еле-еле дотягивают до 60-ти лет. Я не знаю, кто теперь будет доживать до пенсии, видимо, единицы. И причина этого, конечно, алкоголь, отравляющие вещества, которые наши мужчины начинают употреблять в самом юном возрасте. Это и алкоголь самых разных видов, это и табакокурение — никотин. Конечно, прежде всего, это является главной причиной. Как с этим бороться, вопрос непростой. Самое важное, чтобы человек был востребован в жизни. У каждого человека должно быть своё место. Человек должен чувствовать, что он нужен, и нужен именно на своём месте. У каждого человека должна быть любимая работа, у каждого человека должна быть любимая семья. У каждого мужчины должно быть что-то ещё за душой, чему он мог бы посвящать своё свободное время, тогда ему некогда будет злоупотреблять алкоголем и употреблять отравляющие вещества. Но сейчас этого нет. Сейчас люди не нужны, мужчина не нужен. Поэтому уже не одно десятилетие всё так и происходит. Человек должен быть нужен своей стране. Получается, что это трагедия не конкретного человека, а трагедия общества. Начиная с 1990-х годов, люди стали не нужны. Мы помним реплику Тэтчер, которая сказала, что на территории России должно остаться 15 млн. человек. Мы помним реплики других представителей мирового правительства начала 90-х годов. И этот процесс на территории нашей страны пошёл, началось сокращение населения. Алкоголь стал главным средством для достижения этой цели, чтобы нас стало меньше на нашей родной русской земле. Кроме алкоголя, сокращает жизнь разврат. Сейчас существует порода людей среднего рода, когда нет ни мужчин, ни женщин, когда по улице бегают существа непонятного пола. Все стали одинаковыми. Для современного мира нет ничего плохого в том, что мужчина любит мужчину, а женщина - женщину. Для нас это шок, а для молодых людей это даже какая-то норма, которая может существовать. Семья не нужна, можно жить в своё удовольствие, наслаждаться этой жизнью. Зачем нужна семья? Семья - это обременение и ответственность, а ответственность не нужна.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/28/ch...

В то же время приняты были энергические меры против скопления бродячего духовенства на крестцах. Потребная норма для личного состава причтов была установлена приходскими штатами. В силу указа Петра Великого от 1722 г. положено быть: на 100–150 дворов одному священнику, на 200–250 дворов двум, на 300 и более дворов, в случае надобности, трем священникам; более двух дьяконов вообще воспрещено определять к каким бы то ни было приходам; причетников положено иметь по пропорции, на каждого священника по два человека – по одному дьячку и по одному пономарю. Эти штаты при императрице Екатерине II были несколько изменены. В 1862 г., в связи с только что состоявшеюся крестьянскою освободительною реформою, было учреждено главное присутствие по делам православного духовенства с целью улучшения материального положения этого последнего. Видя в сокращении числа приходов и в умалении личного состава причтов наиболее целесообразное средство к улучшению быта духовенства, главное присутствие упразднило массу приходов, присоединив церкви упраздненных приходов к другим и нормальный личный состав каждой приходской церкви определив (Закон 16 апреля 1869 г.) таким образом: при каждой церкви должен состоять один священник, в качестве настоятеля, и один причетник в звании псаломщика; при тех церквах, где, по многочисленности приходского населения, или по значительному числу приходских деревень и отдаленности их от церкви, удовлетворение всех духовных потребностей прихожан для одного настоятеля было бы затруднительным, назначаются в помощь ему младшие священники, со званием помощников настоятеля, и в таком случае к церкви определяется второй штатный псаломщик; затем дозволено определять к церквам нештатных дьяконов, как скоро прихожане назначили бы от себя достаточные средства на обеспечение содержания дьякона; дозволено также,: в помощь штатным псаломщикам, содержать при церкви на местные средства вольнонаемных церковников, без причисления их к духовному званию. С упразднением главного присутствия по делам православного духовенства в 1885 году и с отменою большей части выработанных им законов, отменены и постановления 1869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Посему, тем страшнее должна быть для них та нечаянность, что грозные для них пророки опять твердо стоят на ногах своих, свидетельствуя истину Христову. И услышат глас велий с неба, глаголющ им: взыдите семо. Прежде оба известные пророка были созерцаемы, как два свещника пред Богом земли стояща, а теперь они вземлются от земли на небо. Видно, что под небом разумеется здесь Церковь – не в общем значении, но собственно по своему духу или той благодатной своей норме, которая всегда возвышена над землею политических порядков и переворотов и раскрывается из начал не земного, а небесного жительства. (Ибо в общем значении Церковь уже и в сем выражении: пред Богом земли, назнаменована водворенною на земле Греко-Римского государства). Отсюда понятно, что веилий глас с неба, выражающий повелительное воззвание: взыдите семо, означает настоятельное требование церковного (небесного по своему духу) благоустройства, чтобы пророки Христианства, бывшие светильниками Христовой истины для земли христианской Империи, теперь (по отделении целых областей под власть лживого вероучителя) – возвысилися над политическими условиями и поступили в область самой нормы церковной, – область непреложных благодатных правил и постановлений Церкви. Как это могло быть? Прежде удобство и поприще действовать во имя Христовой истины открывались иерархии и государственной власти чрез самую обширность Империи и господство в ней христианства. Теперь же при сокращении такого внешнего удобства для их свидетельствования об истине, настоятельно требовалось, чтобы свидетельства их оставлены были действовать – чисто как благодатная норма Церкви, как неизменные благодатные правила церковные и постановления, как непреложные бла- —367— годатно-живые законы небесного жительства. В этом смысле пророки Христианства и имели взыти от земли на небо; подобно как в сей горней области духа и нормы церковного устройства уже пребывали двадцать четыре старца новозаветных св. книг, восседая на престолах окрест престола самой благодати (4:4). И взыдоша на небо на облацех. Облака составляют символ славы Божественной или от Бога происходящей ( 3Цар.8:10–11 ). Посему в образе восхождения пророков на небо на облаках выражена мысль о том, что столь могущественно действовавшие прежде свидетели Христианства с особенною духовною торжественностию явятся на тверди церковной (собственно по своим свидетельствам, правилам и постановлениям), как духовные, сияющие Божественною славою, светила Церкви для всех времен и мест. – Повторим здесь и в особенности заметим то, что насильственная смерть, воскресение и восшествие на небо двух пророков состоит в очевидной сообразности со смертию, воскресением и вознесением на небо Самого Господа. Это значит, что Господь И. Христос, воздействовав чрез церковную и гражданскую власть к торжественному проявлению Своей истины, введет их в общение Своей смерти, воскресения и вознесения для вечного их упрочения в Своей человеколюбивой благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Диакон возглашает Великую ектению («Миром Господу помолимся…») и «Бог Господь» со стихами, после чего хор поет тропари. В прошения Великой ектении добавляются особые прошения, связанные с характером молебна. На практике Великую ектению до «Бог Господь» иногда сокращают. После тропарей положено читать 50 псалом, который также могут подвергать сокращению. После 50 псалма следует канон. Однако тропари канона не читаются. Поются только припевы к тропарям – молитвенные восклицания, обращенные к Иисусу Христу, Богородице и святым. Эти восклицания повторяются по количеству песен канона (всего 8 раз, поскольку обычно 2 песнь канона не поется). После этих восклицаний к третьей и шестой песни прибавляется ектения. После шестой песни читается соответствующее Евангелие. Некоторые молебны не предполагают чтения Евангелия. По окончании канона поется «Достойно есть», читается Трисвятое по Отче наш, поется тропарь. Далее следует Сугубая ектения со священническим возгласом «Услыши ны Боже…». Заканчивается молебен молитвой и отпустом. Типикон. История церковного устава Наименование Типикона Типикон – это церковно-богослужебная книга, определяющая порядок совершения богослужения. Слово τυπικς («типикон») происходит от слова τπος (черта, вид образец, норма) и является прилагательным со значением образцовый, составленный по образцу. В таком смысле это слово употреблялось Плутархом. Филострат (III в.), Сократ Схоластик (V в.) использовали существительное τπος в значении указа, закона. Климент Александрийский (III в.), Ориген (III в.), Василий Великий (IV в.) использовали слово τπος в значении символический, преобразовательный. Григорий Назианзин словом τπος называл изложение (символ) веры. Слово «типикон» может обозначать как книгу, содержащую указания литургического характера, так и богослужебную традицию, практику, существующую в данной Церкви в конкретный период времени. В настоящее время слова «типикон» и «устав» являются синонимами. Однако между этими словами есть некоторая разница. Слову «устав» больше соответствует греческое слово διαταξις (предписание о порядке, упорядочивание). Слово «типикон» же по самому смыслу предполагает определенную свободу. Типикон – это то, что служит образцом.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Итогом работы подотдела стали следующие тезисы: Ныне действующий богослужебный устав слагался на протяжении почти четырнадцати веков истории христианской церкви. Отражая в себе богослужебные порядки разных эпох и различных местностей, современный Типикон есть, однако, устав по существу монастырский. Как таковой, он является наиболее исчерпывающей по полноте богослужебной нормой, как бы стремящейся осуществить во внешней обстановке апостольскую заповедь о непрестанной молитве. Как норма идеальная, устав не всегда и не везде может быть выполняем во всех своих подробностях. Монастыри неуклонно следуют действующему уставу во всей полноте, так как владеют наличием средств к этому. Уставное, в собственном смысле монастырское богослужение соответствует главной и изначальной задаче иночества – пребывать в непрестанном молитвенном подвиге, даст почувствовать сладость этого подвига и приходящим в монастырь мирянам и явится чрез то самым величайшим миссионерским средством. В собственно приходских храмах устав сообразно средствам выполняется с сокращениями. Поместный Собор полномочен произвести пересмотр устава в видах применения его к средствам приходских храмов. Для сей цели Собором учреждается особая комиссия. Настоящим Собором подобное деяние выполнено быть не может. Но для упорядочения богослужебной практики Поместный Собор издает определение, в коем а) напоминает чадам Православной Церкви великое значение богослужебного устава; б) обличает те беспорядки, которые вызваны небрежением к нему; в) преподает руководственные указания, дающие обязательный для приходских храмов уставный минимум. Для домовых церквей возможно преподать особые указания. Наряду с этим принимаются меры к оживлению нашего богослужения между прочим и участием в нем молящихся 850 . Продолжение обсуждения в отделе Эти тезисы были оглашены в общем собрании отдела о богослужении, проповедничестве и храме 10 октября 1917 года. К этому заседанию подотдел подготовил еще три доклада по уставным вопросам. Проект руководственных указаний, о которых говорится в тезисе 6, был представлен в докладе Б.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением. В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко Святому Причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Три дни или един день да постятся точию» . На практике крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против этого злоупотребления была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к животу вечному. Аще не ясте Тела Сына человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем себе быти уды единаго мысленнаго Тела Христова, сиесть, сообщники единой Святой Церкви... Того ради, аще который Христианин покажется, что он весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви» .

http://patriarchia.ru/db/text/3225677.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион: Борьба за сохранение народа — это поле, на котором Церковь, общество и государство должны действовать сообща 28 февраля 2011 г. 14:22 В интервью газете «Комсомольская правда» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве, которые Святейший Патриарх Кирилл направил государственному руководству Российской Федерации. — Ваше Высокопреосвященство, в январе Святейший Патриарх Кирилл обратился к руководству страны с пакетом предложений по укреплению семьи. Что за этим стоит? — Факт, что в нашей стране тяжелейший демографический кризис, давно не секрет. Увы, россияне, кажется, начали свыкаться с этим. Мне даже доводилось слышать от вполне серьезных, любящих свою Родину, верующих людей, что сокращение коренного населения России необратимо и главная задача сегодня — задуматься, как передать православную культуру другим народам, которые, как они считают, через какое-то время будут составлять большинство на российских землях. Но многие в Русской Церкви не разделяют столь пессимистических прогнозов и надеются, что тенденцию можно переломить. Инициатива Святейшего Патриарха — это свидетельство веры Церкви и ее Предстоятеля в народ, в его силы. — Большинство российских семей не желают иметь много детей. Считается, что все дело в низком жизненном уровне граждан, но ведь и в благополучной Европе рождаемость падает... — Демография напрямую связана с духовным состоянием народа. Родители отказываются от большого количества детей отнюдь не из-за бедности, а из-за жизненной установки. Давайте сравним демографию в бедных, но живущих в соответствии с традициями обществах — в Индии, Центральной Азии, на Кавказе — с богатым Западом. В первом случае, несмотря на бедность, многодетная семья — норма. А в богатых странах все наоборот. Недавно я прочитал, что с 2005 года мировое население увеличивается на 78 миллионов человек в год, причем 75 миллионов из них — в наименее развитых регионах.

http://patriarchia.ru/db/text/1418841.ht...

2 . Установил Таинство Причащения Сам Иисус Христос и причастил в первый раз Своих учеников-Апостолов на Тайной вечере накануне Своих страданий. Сначала совершил Он с ними в последний раз ветхозаветную пасху, и затем установил это Таинство, как новозаветную пасху, или бескровное жертвоприношение, которое всегда напоминало бы верующим о Его спасительных страданиях и смерти и чрез которое они могли бы пребывать в теснейшем общении с Ним и чрез это освящаться. Установил Господь Таинство Причащения следующим образом. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученика, сказал: Приимите , ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас и за весь род человеческий приносится в жертву) во оставление грехов. Затем взял чашу с вином и подал ученикам, говоря: пейте от нее все, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (т. е. возобновляемого с Богом чрез страдания и смерть), яже (которая) за вы и за многия (всех людей) изливаемая (проливаемая на кресте) во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Затем Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). 3 . Таинство Причащения составляет главную часть христианского Богослужения, так называемую Литургию, и совершается в храме или церкви на престоле. 4 . Литургия – слово греческое и значит „общественное Богослужение“. Храм, где совершается Литургия, как равно и другие христианские Богослужения, называется церковью, потому что в него для молитвы собираются верующие, которые составляют Церковь . Престол, это – трапеза или стол, устраиваемый в храме, в алтаре, для совершения Таинства Причащения. Престолом называется этот стол потому, что на нем Иисус Христос, как царь, таинственно присутствует. 5 . По заповеди Спасителя, Апостолы собирались ежедневно с верующими для совершения Таинства Причащения и, несомненно, установили чин совершения его – названный Литургией. Святой апостол Иаков, бывший первым епископом Иерусалимским, записал чин совершения литургии. Но в первые три века христианства, когда оно подвергалось гонениям со стороны иудеев и язычников, чин этот передавался устно и заучивался на память, из боязни обнаружить тайну христианского Богослужения язычникам. В IV веке уже открыто явились написанные чины литургии: святителя Василия Великого , сокращенный из чина литургии апостола Иакова, и святителя Иоанна Златоустог о, сокращенный из чина литургии Василия Великого , а в VI веке явился третий чин литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, который совершается Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

2Мак.2:24 . Ибо имея в виду множество числ и трудность от обильнаго содержания истории для хотящих округлиться повествованиями ея, 2Мак.2:25 . мы позаботились о том, чтобы любящим чтение доставить руководство душевное, а любомудрствующим облегчение восприятия памятью, и всем, кому случится читать, пользу. 2Мак.2:26 . Если же это дело не легко для нас, принявших на себя труд сокращения, напротив требует кропотливости и бдения, 2Мак.2:27 . подобно тому, как не легко тому, кто готовит пиршество и старается удовлетворить изысканности других, однако мы, ради благодарности многих, охотно понесем труд сей, 2Мак.2:28 . предоставляя самому писателю точное изложение подробностей, и сами стараясь поступать по правилам сокращения. 2Мак.2:29 . Ибо, как архитектону новаго дома надобно заботиться о постройке во всем объеме его тому же, кто станет живописать его посредством нагревания [Восковыми красками на нагретом дереве], надлежит приискать только то, что нужно для украшения; так я думаю и о себе. 2Мак.2:30 . Вникать и говорить о всем, и тщательно изследовать каждую частность подобает начальнику истории: 2Мак.2:31 . А тому, кто делает извлечение, позволительно лишь гоняться за краткостию речи, и устраняться от отделки сочинения. 2Мак.2:32 . Итак отселе начнем повествование, присовокупив к вышесказанному только вот что: «неразумно увеличивать предисловие к истории, самую же историю укорочивать». Глава 3 2Мак.3:1 . Итак, когда святый град обитаем был обитаем весьма мирно, и законы еще очень хорошо соблюдались по причине благочестия и отвращения от лукавства Онии первосвященника, 2Мак.3:2 . случалось, и сами цари чтили сие место, и прославляли державными вкладами; 2Мак.3:3 . так что и Селевк царь Азии из своих доходов делал все издержки, потребныя для жертвенных служений, 2Мак.3:4 . Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем святилища, заспорил с первосвященником при смотре за торжищами в городе; 2Мак.3:5 .И не могши превозмочь Онию, пошел к Аполлонию фрасею, который в то время был воеводою Килисирии и Финикии

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   В чем же заключаются обязанности человека, но указанию данного Богом нравственного закона, в отношении к нашим ближним?    Обязанности этого рода сокращенно изложены в остальных шести заповедях десятословия: почитать родителей, как орудие любви Божией, считать священным здоровье и жизнь всякого человека, уважать святость супружеского союза, установленного Богом, не посягать на собственность ближнего в какой бы то ни было форме – путем ли обмана, насилия, хитрости и других преступных средств, говорить всегда истину, не питать в сердце греховных пожеланий – властолюбивых, корыстолюбивых и прелюбодейных – вот сущность нравственного закона, объединенного также в одной заповеди: „возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе“. Не трудно однако заметить, что нравственные обязанности второго рода, т. е. обязанности в отношении к ближним, находят свое основание в обязанностях ваших первого рода, т. е. в отношении к Богу; от них они получают свою жизнь, силу и основание.    Беспримерная высота и чистота нравственного закона, сокращенно изложенного в десяти заповедях, во время низкого уровня умственной и нравственной жизни еврейского народа, среди густого мрака заблуждений и нечестия древнего языческого мира, доказывающаяся тем, что существенное выражение Моисеева законодательства – десятословие – легло в основание христианского закона и в своды законов (юридические кодексы) всех образованных христианских народов, устраняет все возражения рационалистов, желающих видеть в Моисеевом законодательстве продукт человеческого развития. (Священник Григорий Дьяченко). (См. наше сочинение: «О приготовлении рода человеческого к принятию христианства.“ Богословское и историко-философское исследование, стр. 159 – 165). 14. Библейские изречения о нравственном откровенном законе     Главное содержание всех заповедей: Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010