Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет отсылает к Священному Писанию Ветхого Завета, 7-й книге Бытия: «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» ( Быт.7:19-23 ). Описание В своем произведении Брейгель запечатлел момент библейской истории о Ное и потопе, когда семья Ноя, построив ковчег, благополучно в нем укрылась во время всемирного потопа. Оставшийся род человеческий, не желая каяться, не слушая увещевания праведного Ноя, надменно насмехалась над ним, не веря его словам. Когда же Господь разгневавшись послал на них дождь, люди, не осознавая своего положения, не верили случившейся над ними каре и продолжали грешить. Художник изображает потоп не просто как стихийное бедствие: здесь нет грозных туч, огромных бушующих волн – перед зрителями разворачивается обычный бытовой пейзаж: небо затянуто тучами, прибывает вода, на середине реки Ноев ковчег, готовый отправиться в дальнее плавание. Но если вглядеться внимательнее, тихий и мирный пейзаж, ровная гладь воды оказываются обманчивы. В водной пучине тонут люди, в нее погружены славные стены города; оставшиеся в живых горожане, которые прежде насмехались над праведным Ноем, тщетно пытаются спастись на единственном островке суши, собрав скот, запасы пищи, домашний скарб. Кто-то карабкается на дерево, женщина пытается спасти своих детей, католическая монахиня молиться – но все тщетно, гнева Божия не избежать. Продолжая традицию фламандской школы, во многом заимствуя приемы Питера Брейгеля Старшего, Ян Брейгель делает сюжет символичным: погрязшие в земных заботах люди не верят в Бога, продолжая грешить. Нарочитая назидательность, свойственная живописи периода контрреформации,  является главной темой картины.

http://azbyka.ru/art/vsemirnyj-potop-2/

Священник : Священное Писание, в самом деле, говорит: И не знал Ее, доколе 63 Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус ( Мф.1:25 ). Но слово «доколе» в Писании часто указывает на неизменное состояние в вечности. Так, Господь говорит: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ), или, что то же, доколе окончатся времена. Но означает ли это, что Он отлучится от нас по окончании времен? Никак, ибо и апостол Павел свидетельствует: и так после всеобщего воскресения всегда с Господом будем ( 1Фес.4:17 ). И в другом месте читаем: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Означает ли это, что Господь наш Иисус Христос после покорения врагов Его не будет находиться одесную Отца и с Ним царствовать, если известно, что Царству Его не будет конца ( Лк.1:33 )? A если сказано, что Ной выпустил ворона из ковчега, чтобы увидеть, спала ли вода, и ворон, улетев, более не вернулся, доколе не осушилась земля от воды (см.: Быт.8:7 ), означает ли это, что потом он вернулся в ковчег? Еще говорится в Божественном Писании, что у Мелхолы, дочери Сауловой (жены Давида), больше не было детей до дня смерти ее ( 2Цар.6:23 ). Но следует ли отсюда, что она рожала детей, после того как умерла? Итак, вникни в эти свидетельства Писания, выбранные из множества подобных, и уразумей, что слово «доколе» в них указывает на вечность. И подобно тому как Спаситель вовеки пребудет с апостолами и всеми хранящими заповеди Его, как вовеки пребудет Он одесную Отца, как ворон не вернулся вовеки в Ноев ковчег, как Мелхола, дочь Саулова, вовеки не рожала детей после дня смерти своей, так и праведный Иосиф вовеки не знал Ту, Которая была Девой до рождества, осталась Девой в рождестве и доныне пребывает Приснодевой, Богородицей и Матерью Света, Царицей ангелов и человеков. Скажу еще, что слово «доколе» никак не полагает границ девственному состоянию Богородицы Марии, но, напротив, подчеркивает, что Господь Иисус Христос родился от Девы без мужа. Есть другие переводы указанного места у евангелиста Матфея ( Мф.1:25 ) где смысл этот выражен еще прямее, например: родила Сына Своего первенца без того, чтобы познал Ее Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

" Сходит благодать " января 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Свято-Исидоровском храме " Мы слышали из Евангелия историю события, когда Спаситель позвал Иоанна Крестителя на Иордан, чтобы он готовил людей к духовной и благодатной встрече со Спасителем мира, - сказал владыка в проповеди. - Иоанн же не знал Спасителя, который пришел на Иордан как простой человек, в одежде плотника. Когда Иисус попросил Его крестить, Предтеча почувствовал, что это Спаситель, которого тысячелетиями ждал род человеческий. И сказал: " ... мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " Иисус ответил: " ...оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3:14-15). Господь опять показал смирение: Творец Мира, Сын Божий склоняет главу перед рукой последнего пророка Ветхого Завета. Иоанн Предтеча крестит Его и слышит голос Бога-Отца, возвещающий о возлюбленном Сыне. Дух Святой сходит на Спасителя. На Иордане является Святая Троица " . " Христос после Крещения пошел на гору, которую называют теперь Горой искушений, - продолжил архипастырь. - Там Он провел сорок дней и ночей в посте, был искушаем от диавола хлебом, властью, славою. И отвергнув все это, вернулся на Иордан. Тогда Иоанн Креститель сказал: " ...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Христос с Иордана начинает спасительную миссию, берет учеников Иоанновых и начинает Свое служение " . " Мы все крещеные и должны понимать, что быть христианином - это большая ответственность. Что должно отличать христиан? Эти отличия Господь нам даровал, сказав: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). И нам надо постоянно себя проверять на истинность веры по любви. Если нет в нас любви к ближним, значит, не настоящие мы христиане и еще много потрудиться предстоит, чтобы обрести любовь " , - сказал владыка. В качестве примера он привел ковчег Ноя, на котором были всевозможные животные. " Хищники жили там в мире со своими жертвами. Если даже животные смогли свирепость и инстинкт обуздать, то мы тем более должны учиться справляться с гневом. Ведь Церковь - как Ноев ковчег. Мы все с разными характерами на одном корабле, поэтому между нами должна быть только любовь. Как звери спаслись в ковчеге от потопа, так и мы должны спасаться от всемирного растления. Это возможно только в Церкви. Праздник заставляет нас задуматься, кто мы есть. Действительно ли отвергли сатану и облеклись во Христа, как обещали при крещении? Праздник напоминает: посмотрите как вы живете, радуете ли Господа своей жизнью? Сегодня обильно сходит благодать на всех нас, на источники вод. Мы должны быть открыты Богу, молиться о благодати и, почерпнув святой воды, хранить ее как святыню и пить каждый день во исцеление души и тела " , - закончил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову. «И вспомнил Бог о Ное, и о всех… бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю и воды остановились» (Быт. 8:1). Постепенно вода начала убывать, так что на седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдет ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и тогда под вечер голубь вернулся, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал еще семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной прежде всего воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Он построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу, и Он «сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» (Быт. 8:21). Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]». (Быт. 9:1). После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешает человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запрещает вместе с мясом есть кровь, ибо «в крови животных душа их». В то же время дан был закон против человекоубийства — на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человеческую, — говорит Господь, — того кровь прольется рукою человека» ( Быт. 9:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

18. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. — С. 83-84. 19. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. 20. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. 21.  «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). 22. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. — С. 196-204. 23. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. 24. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000.  – С. 284-301. 25. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. 26. Иер. 17:10: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: «Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: «Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Читайте также: Человек в постиндустриальную эпоху: новая парадигма или последний акт? Идея прогресса в эпоху постмодерна Компьютерные технологии: суррогат против духа? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

   Условия для вступления в Царство: «Покайтесь (дословно: перемените образ мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается для духовной жизни: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5).    Смирение, вера, послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. «Блаженны нищие духом» (смиренные) (Мф. 5:3) — это первая заповедь Христова. «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:14, 15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мф. 5 гл.). «Овцы слушаются голоса его» (Ин. 10:3). Взор христианина направлен к небу: «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12).    Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: «Я избрал вас от мира», т. е. выделил из него и «Царство Мое не от мира сего», — говорит Спаситель (Ин. 15:19, 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: «не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:20, 21). «Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор. 4:20). Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях    Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. - Казань, 1906. – С. 201. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4; Ис. 47:3; Плач. 1:8; Мф.25:36; 2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 403, 436-437. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. - С. 50-57. Пс. 18:2-4: « Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21 : « Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: « И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20 : « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 378-379, 401. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 549. Зубов А.Б.История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 548-549. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Быть может, кто-нибудь скажет: «И ты осмеливаешься говорить против брака, благословенного Богом?» Но предпочитать девство браку не значит еще порицать брак. Никто не сравнивает худое с добром. Да будут досточтимы и вышедшие замуж, хотя они и уступают первенство девам. Сказано: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28). Пусть растет и множится тот, кто желает наполнить землю. А твое воинство на небесах. Плодитесь и размножайтесь— эта заповедь приводится в исполнение после рая и наготы и смоковничных листьев, знаменующих брачное похотение. Пусть женятся и посягают те, которые в поте лица едят хлеб свой, которых земля рождает терния и волчцы, а трава заглушена колючим кустарником. А мое семя приносит сторичный плод. Не все вмещают слово Божие, но кому дано (Мф. 19, 11). Иного делает безбрачным необходимость, меня — охота. Время обнимать, и время уклоняться от объятий. Время разбрасывать камни, и время собирать камни (Еккл. 3, 5). После того как из среды грубых народов родились чада Авраамовы, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его (Зах. 9, 16). Они минуют вихрь этого мира и в колеснице Божией вращаются с быстротой колес. Пусть шьют туники те, которые потеряли горнюю нешвенную тунику, которым приятен крик младенцев, при самом начале жизни горько плачущих о том, что они родились. Ева в раю была девой: после кожаных риз началось ее брачное состояние. Твоя страна— рай. Сохрани то, с чем ты родилась, и скажи: Обратися, душе моя, в покой твой (Пс. 114, 6). Вот тебе доказательство, что девство свойственно природе, а брак имел место после грехопадения: вследствие брака рождается девственное тело, в плоде вновь приобретается то, что потеряно в корне. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11, 1). Отрасль есть Матерь Господня, простая, чистая, непорочная, чуждая всякого семени от вне и, подобно Богу, плодоносная в уединении. Цвет этой отрасли есть Христос, говорящий: Я нарцисс Саронский, лилия долин! (Песн. 2, 1). Он же в другом месте называется камнем, отторгшимся от горы без рук (Дан. 2, 45), чем обозначает пророк девственное рождение Его от Девы. Ибо руки принимаются как нечто, имеющее значение по отношению к браку, как сказано: Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (Песн. 2, 6). Для нашей цели не излишне заметить и то, что животные, введенные в ковчег Ноев по паре,— нечисты; а число чистых животных нечетное. Моисею и Иисусу Навину повелено было войти во Святую Землю обнаженными ногами. Ученикам суждено было проповедовать новое Евангелие, не отягчаясь сандалиями и кожами. И воинам, разделившим одежды Иисусовы, непришлось унести сапоги Его. Ибо господин не мог иметь того, что запретил слугам.

http://pravoslavie.ru/2712.html

В Евангелии от Матфея Христос говорит: тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси ( Мф. 24, 30 ). Этим знамением Сына Человеческого, по толкованию Златоуста, Феофилакта, Кирилла и других, будет Крест Христов на Страшном Судилище. Отсюда ясно видим, какую честь имеет Святой Крест, который Христос называет Своим знамением: Явится знамение Сына Человеческого. Земные цари имеют свои знамения. У одних такими знамениями являются орлы, у других львы, у третьих иное, а знамение Царя Небесного Крест. Каково же безумие и дерзость, противники, если вы Крест Христов, знамение Сына Человеческого, презираете и ругаете! Знамения ваших земных царей у вас в таком почете, и вы изображаете их на ваших домах, на воротах, на столпах, на пенязях и сосудах, а знамение Сына Человеческого, Царя царствующих, презираете, ругаете и, как от скверны какой-то, отводите от него глаза. Но будет время, когда, увидев знамение Сына Человеческого, сияющее на Небесах, вы постыдитесь и, горько рыдая, возгласите: Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам ( Прем. 5, 6 ). Святой Златоуст в Слове о Кресте и разбойнике говорит о троякой причине явления Креста Господня на Страшном Судилище. ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Для прославления Христа, стяжавшего Себе такую славу страданиями и Крестной смертью , и взошедшего на Царский Престол как бы по Крестной лестнице. ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Для утешения Православных крестопоклонников, чтобы они ясно увидели Крест Христов, как ключ, отворяющий двери небесные, и как Ноев ковчег, в котором одном лишь спасение, а вне его гибель. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: Для посрамления и устрашения нечестивых, которым Крест Господень кажется соблазном и безумием. Подобно тому, как жезл Моисея, брошенный оземь, превращался в змея, так и для крестоненавистников, отвергающих этот душеспасительный жезл, он превратится в жестокого змея, угрызающего душу и тело гибельным угрызением. Первый вывод Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия ( 1Кор. 1, 18 ). Из этих Апостольских слов следует такое доказательство. Те, кому слово о Кресте юродство, сыновья погибели, поскольку слово о Кресте для погибающих юродство есть. Но вам, противники, слово о Кресте есть юродство. Когда мы кланяемся Кресту Господню и учим кланяться других, вы смеетесь этому и считаете нас юродивыми. Если для вас слово о Кресте есть юродство, то вы сыновья погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010