Кроме того, в течение 1943 г. количество церквей значительно выросло, например в Псковском районе с 6 до 23, а в целом в Псковской епархии примерно до 150. Необходимо учитывать также 52 храма западной части Новгородской епархии, не менее 18 в Великолуцкой и 81 в Калининской епархиях 412 . Таким образом, общее число их в оккупированных районах северо-запада России составляло как минимум 409 (из них 108 в Ленинградской епархии), увеличившись по сравнению с довоенным временем примерно в 15 раз. Количество же священников к началу 1944 г. достигло 175. Их острейшая нехватка была серьезной проблемой. Местных священнослужителей и миссионеров было относительно немного, поэтому Миссия в ускоренном порядке посвящала мирян в саны диакона и иерея. Появлялись и «самосвяты» 413 . На территории собственно Ленинградской епархии миссионеров почти не было, и важными источниками пополнения духовенства служили клирики, освобожденные перед войной из мест заключения или снявшие в 1930-е гг. сан. Например, протоиерей П. Жарков с 1929 г. до начала 1940-х гг. отбывал заключение на Соловках, затем работал санитаром в Обуховской больнице, жил в Вишере, а с конца 1941 г. стал служить в Любани, Ушаках, Тайцах. В Гдовском районе возглавили приходы протоиерей В. Ирадионов и иеромонах Лин, также отбывшие 10-летнюю ссылку, причем первый снимал сан, и т. д. 414 Однако священников все равно не хватало, и весь период оккупации существовала практика «когда один служитель культа обслуживал по 3–4, а иногда и 5 приходов» 415 . Во вновь открытых церквах начали звонить в колокола, организовываться крестные ходы, как уже отмечалось, возобновилось религиозное обучение детей. Так, в Красногорском округе под руководством миссионера Ф. Ягодкина находилось 15 начальных школ, а в Пушкиногорском районе функционировало 17 подобных заведений. Попытки ввести обучение Закону Божию в общеобразовательных школах существенного успеха не имели из-за отсутствия достаточного количества преподавателей. С. Д. Плескач в своем докладе митрополиту Алексию (Симанскому) писал: «Педагоги и учителя забегали потому, что их заставили преподавать Закон Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Дело 1738 г. 495). 3197 . – 7 марта. О поручении освидетельствования монастырей Новгородской епархии подполковнику Якову Дурново По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал письменного Кабинета Её Императорского Величества сообщения, коим объявлено: понеже-де отправляется ныне по именному Её Императорского Величества указу в Новгородскую епархию Ингерманландского пехотного полка подполковник Иаков Дурново для некоторого освидетельства всех той епархии монастырей, и того б ради из Святейшего Синода немедленно в Новгород, в Новгородский Архиерейский Казённый Приказ, також и во все монастыри той епархии послать послушные указы, дабы от оных, что от него, полковника, востребовано будет, исполняли неотменно. Приказали : для достодолжного о вышеписанном исполнения из Святейшего Правительствующего Синода Новгородского Архиерейского Дома к управителям послать указ с таким изъяснением, дабы по получении оного указа того ж числа неотложно в силу объявленного Кабинета Её Императорского Величества сообщения ради надлежащего исполнения из того Новгородского Архиерейского Дома во все монастыри той Новгородской епархии посланы были послушные указы, и по рассылке того ж времени Святейшему Синоду рапортовать. И о том во уведомление в Кабинет Её Императорского Величества от Святейшего Синода сообщить письменно. (См. выше 3194). 3198. – 9 марта. Резолюция кабинет-министров на сообщение Св. Синода о неопределении в военную службу архиерейских и монастырских служителей, взятых из крестьянских детей и положенных с отцами в подушный оклад, и о платеже за них подушных денег на том же основании, как за взятых в рекруты 7 Архиерейских и монастырских служителей, которые взяты из крестьянских детей, и отцы их и они сами в подушный оклад положены, и действительно деньги платят, и рекрут по расположению с прочими крестьяны за себя ставят, в военную службу брать не надлежит; и которые из них по сие время взяты, а в армию ещё не отправлены, из службы выключить и отпустить по-прежнему в домы, а отправленных уже не возвращать и зачесть в будущие рекрутские наборы; ибо от такой вдвое против других рекрут поставки вышеупомянутые крестьяне весьма отягощены быть могут, а зато тем, кои имеют быть в домы отпущены, а по должности своей у присяги не были, при отпуске чинить наказание по указам. Что же Святейший Правительствующий Синод показывает, кому за тех взятых в службу подушные деньги платить; но понеже во всём Государстве как за взятых в рекруты, так и за беглых и умерших платят оставшие наличные крестьяне, то и по силе оных оставшим таким же образом поступать надлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.С. Смыкалин Глава VII. Церковное управление и церковный суд 1. Церковное управление и надзор. Церковное управление. Церковный надзор. Церковный суд. Суд в Древней Церкви. Церковный суд в Византии. Церковный суд в Древней Руси. Церковный суд в синодальную эпоху. Церковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви. 2. Церковные наказания. Церковные наказания для мирян. Церковные наказания для духовных лиц. 1. Церковное управление и надзор Церковное управление. Оно выполняет такие функции, как учреждение и упразднение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование и церковный надзор. Новые церковные должности, включая новые епископские кафедры или даже первосвятительские престолы, учреждаются или упраздняются постановлениями поместной церковной власти. Помимо учреждения и упразднения, церковные должности могут претерпевать и другие изменения. Например, соединение нескольких должностей, производимое в результате либо слияния двух епархий в одну, либо объединения двух однородных должностей в одном их носителе (так, долгое время в XVIII и XIX bb. две отдельные епархииНовгородская и Петербургская – имели одного иерарха: митрополита Новгородского и Петербургского), либо присоединения одной должности к другой, главной (допустим, присоединение, приписывание одного прихода к другому, более крупному и важному). Изменения могут также заключаться либо в разделении одной должности на две или несколько самостоятельных (разделение одной епархии на две епархии и др.), либо в отнесении части компетенций одной должности к другой (перевод нескольких приходов с их округами из одной епархии в другую). Кроме того, возможны превращения одной институции в другую (так, в XIX b. женская община становилась женским монастырем). Что касается замещения церковных должностей, то оно осуществляется компетентной церковной властью в соответствии с канонами и другими церковными законоположениями. Замещение церковных должностей – область церковной жизни, где на протяжении всей истории Церкви особенно ощутимо было влияние светской государственной власти, правда, в основном это касалось высших церковных должностей. Данное влияние, если оно не противоречит воле епископата, клира и церковного народа, не считается противоправным, ибо замещение церковных должностей соприкасается с областью внешнего церковного права. Формы такого влияния в истории менялись и определялись статусом Церкви в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Здравомыслов Константин Яковлевич (1863–1933) – археограф, биограф, историк. Родился в г. Боровичи Новгородской губ. Выпускник Новгородской дух. семинарии, С.-Петербургской дух. академии (1887) и Петербургского археологического института (1891). С 1889 г. состоял на службе в архиве Св. Синода, с 1903 г. – начальник архива и библиотеки Св. Синода. За 25 лет службы привел в порядок и систематизировал по отделениям библиотеку Св. Синода, составил описи и указатели к делам Синодальной канцелярии, составил и напечатал ряд томов «Описания документов и дел Св. Синода». Участвовал в трудах Комиссии по выработке законопроекта об охране памятников старины, в трудах археологических съездов, в работе Комиссии по научному изданию текста славянской Библии . Составил множество библиографических заметок, биографий и статей для Биографического словаря русских исторических деятелей, Православной богословской энциклопедии. Обширный его труд: «Каталог русских архиереев X–XX веков», законченный в 1920-х гг., хранится в рукописи (ОР РНБ, фонд А.И. Бриллиантова ). В 1920-е гг. – начальник Комиссии по описанию дел и документов 2 отделения IV секции ЕГАФ в Петрограде (Ленинграде). В марте 1929 г. арестован за якобы злонамеренную потерю папских булл и других, не имеющих ценности документов, более 4-х месяцев находился под арестом. В конце 1929 г. на 3 года подвергся высылке с запрещением проживать в столицах и некоторых городах. В декабре 1932 г. вернулся в Ленинград, но по случаю введения единой паспортной системы выехал в Боровичи, где, вероятно, и умер. Печатные труды: «Архив и библиотека Святейшего Синода и консисторские архивы» (СПб., 1906); «Двухсотлетие Александро-Невской Свято-Троицкой Лавры (1713–1913 гг.)» (СПб., 1913); «Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени» (Новгород, 1897); «О сочинении душеполезных книг в XVIII столетии» (СПб., 1905); «Сведения о существующих в епархиях церковно-археологических учреждениях и консисторских архивах» (Пг., 1917); «Смутное время на Руси и тогдашние русские люди: К 300-летию Дома Романовых» (СПб., 1913) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Собственно, дворян особенно много было на службе только у патриархов и у новгородского митрополита, как лиц самых богатых и знатных в ряду других иерархов. У других же, более бедных и менее значительных архиереев, и в позднейшее время настоящих дворян было на службе очень мало, или же и совсем не было; дворяне заменялись у них детьми боярскими, набранными из низших сословий. Указом 1721 года, 30 июля, все дворяне, как при архиерейских домах, так и находившиеся на службе синодального ведомства вытребованы были на смотр в Москву, или в Петербург, и из возникшего отсюда дела оказалось, что дворян в разных службах вовсе не было в домах: архиепископского, митр. казанского, еп. вятского, архиеп. холмогорского, митр. тобольского и в епархии черниговской, и что более всего поместных и безпоместных дворян находилось при синодальном доме и при доме новгородского архиерея; из первого на смотру было дворян не у дел 134 человека, у дел 57 человек; из дома новгородского архиерея было на смотру дворян 149 человек; кроме того, при дворе ростовского архиерея дворян было 47 человек. Варнава, архиепископ холмогорский, по поводу упомянутого указа, между прочим писал следующее в монастырский приказ: «при доме ж его дворян, кроме домовых служителей, которые именуются дети боярские, нет, а теже дети боярския и прочие в доме его не из дворянскаго чину и первопоставленным Афанасием, архиепископом холмогорским, набраны были из посадских, а другие из крестьянства и из бобылей, и из других холмогорских жителей». От вологодского епископа Павла: «к высылке есть поместныя и безпоместныя дети боярские, а не дворяне». Четырнадцать служителей дома ростовского архиепископа писали (1722 г.): «что они не из шляхетства, деды и отцы наши служили в доме архиерейском в детях боярских из нижних чинов, а поместей за собою но имеем, токмо определяется на пропитание из дома архиерейскаго денежное и хлебное жалованье» 166 . Таким образом, с половины XVII века, архиерейские дети боярские самим государственным законодательством различались на старинных детей боярских, которые происходили от древних архиерейских дворян, и за которыми государство признавало все права истинных дворян; и на детей боярских, вновь принятых на службу архиереями и происходивших из низших сословий, даже из крестьян и бобылей, и которые, в силу своего происхождения не из «шляхетства», не имели прав настоящих дворян; им-то с XVII века и усвоилось собственно название детей боярских, в противоположность изстаринным, потомственным детям боярским, получившим специальное название дворян 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

81. Письмо, сообщенное С. Зверевым, 24, 1887. 82. В.С. Инструкция святителя Тихона Новгородской духовной семинарии, 13, 1890.   B. “Тульские епархиальные ведомости” 83. Наставление священнику о тайне святого покаяния, 13—15, 1862. 84. Совет молодому священнику, 16, 1862. 85. Краткое наставление священнику, 17, 1862.   Г. “Воронежские губернские ведомости” 86. Письмо св. Тихона к прапорщику А.Ф. Замахаеву, 33, 1856. 87. Новоткрытое письмо Тихона, еп. Воронежского, 38, 1856.   Д. “Странник” 88. Благотворительность. Письмо преосвященного Тихона, еп. Воронежского, священнику Новгородской епархии Никите Андреевичу, кн. 1, 1860. 89. Краткое наставление, как подобает себе в христианской должности содержать, кн. 8, 1861. 90. Прошение святителя Тихона императрице Екатерине II об увольнении его от управления епархией, т. III, ч. 1, 1872.   Е. “Москвитянин” 91. Письмо, 18, 1850. 92. Письмо св. Тихона, сообщенное И.М. Снегиревым, т. 1, 1851.   Ж. Другие журналы 93. Статьи из творений св. Тихона, не помещенные в печатном издании//”Воронежская старина”, вып. 4, 1904. 94. Письмо к священнику Иоанну Борисову и наставление ему о поведении//“Воскресное чтение”, год 5-й. 95. Письмо//“Духовная беседа”, 24, 1862. 96. Наставление св. Тихона, доселе неизданное//“Душеполезное чтение”, кн. 2. 1866. 97. Инструкция преосвященного Тихона, данная по поводу его указа об открытии словенских школ//“Журнал для воспитания”, 9, 1858. 98. Собственноручное письмо святителя Тихона Задонского//“Православный собеседник”, ч. II, 1897. 99. Духовное завещание святителя Тихона//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 23, Тамбов, 1861. 100. Инструкция преосвященного Тихона, епископа Воронежского, учителям Лебедянской словенской школы, “како им в должности звания своего поступать”//“Тамбовские губернские ведомости”, 29, 1856. 101. Инструкция святителя Тихона Задонского Новгородской духовной семинарии//“Церковные ведомости”, 17, 1890. 102. Резолюция св. Тихона Задонского (из архива Харьковской духовной консистории)//“Церковный вестник”, 30, 1891.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Самое недалекое будущее показало, что открытие трех-четырех новых епархий слишком недостаточно для улучшения религиозной жизни и упорядочения церковно-административного строя русской церкви. Пределы епархий при их обширности все еще оставались крайне неопределенными, так как города и церкви одной епархии, разбрасываясь на далекое пространство, заходили на территорию соседних, отчего епархиальные границы совсем не соответствовали уездным. На каждом шагу церкви и монастыри одного пограничного уезда принадлежали разным епархиям. При путанице епархиальных территорий, управление большими беспорядочно разграниченными епархиями затруднялось и осложнялось вотчинным строем русских церковных учреждений. Вотчины и вотчинные церкви с домовыми монастырями одной кафедры нередко разбрасывались на сотни верст по чужим епархиям. Патриаршие вотчины находились в Ростовском, Московском, Дмитровском, Коломенском, Переяславском, Юрьев-Польском, Суздальском, Владимирском, Нижегородском, Костромском уездах, у Соли-Галицкой, в Вологодском, Белоозерском уездах и на Пинеге 690 . Вотчины Крутицкой кафедры были в Кокшайском уезде (село Супдырь) 691 , вотчины тверского архиерейского дома были в Новоторжском уезде Новгородской епархии – за р. Твердой, в новой слободе Стародолье. Вологодская кафедра имела несколько сел под Москвой 692 ; суздальская, помимо Суздальского уезда, имела вотчины в Московском и Симбирском уездах 693 ; ростовской кафедре в Пехрянской десятине принадлежало село Клоково 694 . В Епифанском уезде в 1674 году были вотчины новгородской, сарской и коломенской кафедр 695 . Кажется, что у всех кафедр были вотчины в чужих епархиях. Вотчинными церквами заведывали архиереи – владельцы, назначая туда членов причта. Причты и вотчинные крестьяне по церковным и судебным делам тянули к центральному владельческому епархиальному пункту: туда они платили всякие сборы, там судились, и там вершились причтовые дела. На кафедральных землях по архиерейским жалованным грамотам и на оброке жило много бояр, боярских детей и служилых всякого чину. Все это было необыкновенно перепутано и разрозненно. Чисто насельники вотчин церковных учреждений и домовые монастыри не знали, где искать своих прав в случае столкновений с соседями. Точно так же трудно было найти права и суд жителю и владельцу нецерковной земли в случае столкновений с церковными архиерейскими и монастырскими людьми. Неизбежным следствием такого порядка являлись беззаконный самосуд и волокита с их печальными последствиями. Искавшие прав часто напрасно шатались по судам за сотни, даже тысячи верст, наводняя собой архиерейские приказы, особенно патриаршие. Разбирательство дела за дальностью происшествий затягивалось на целые годы...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вообще, во внешнем епархиальном делении русской церкви твердой устойчивости не было, равно, неизвестны с точностью и пределы тогдашних епархий. Некоторые епархии были слишком обширны, таковы были, напр., епархии митрополита и Новгородского владыки. Первая обнимала собою нынешние епархии: Московскую, Костромскую, Нижегородскую, Вятскую, Курскую, Орловскую и значительную часть Владимирской, Архангельской, Новгородской и Тамбовской губ., а в состав последней входили все Новгородские владения, область Волоколамская и некоторые части Вологодского края. По разным обстоятельствам изменялись пределы некоторых епархий. Так, епископ Сарский и Подонский, по свержении монгольского ига, когда Сарай был разрушен, переселился в Москву на Крутицы и сделался как бы викарием митрополита, получив в свое управление некоторые части в нынешних губерниях: Орловской, Тульской и Смоленской. Но за ним оставалось прежнее название Сарского и Подонского и иногда только заменялось новым названием Крутицкого и Подрельского. Древнерусский приход Отличительной особенностью в устройстве древнерусского прихода было широкое участие крестьянского «мира» в делах церковно-приходской жизни. Участие это выражалось, преимущественно, в двух видах: в выборе духовенства и в заведовании церковным имуществом. В старину духовенство было выборным – выбиралось из среды самих крестьян или горожан. Такой порядок поступления в духовные должности существовал еще в первой половине XVIII столетия, напр., на севере, в пределах Холмогорской и Устюжской епархий, а также в Малороссии. Лицо, желавшее поступить на известное священнослужительское место, обыкновенно, «било челом» об этом крестьянскому миру. Крестьяне, если находили это лицо подходящим кандидатом на священническую степень, если оно нравилось им, «поряжали» его. При этом, обыкновенно, писался «излюб», или акт об избрании, скрепленный крестьянскими подписями, с которым кандидат на священство и отправлялся для постановления к епархиальному архиерею. Вместе с тем, составлялась, обыкновенно, и «порядная запись», в которой указывались взаимные обязательства избирателей и лица, избираемого на священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

На место Паозерского поступил Иаков Александров Смирницкий, служащий до ныне. До штатов причт содержался на общих условиях. Хлеба собиралось, с каждой женатой пары, в один год, осьмак (полтора четверика) ржи, а в другой – ярового хлеба, и так далее, попеременно. Крестьяне, от земель которых отделены были участки в церковную землю, не платили хлеба. По штатам причт отнесен к 3 классу и получает 360 р. в год. Годового дохода получается до 1,000 р. Кроме того имеется, в пользу причта, капитал в 1,400 р. с. Земли при церкви 36 дес. Из них – пахатной 21 дес., сенокосной 7 дес. и «здворочной» (усадебной) 6 дес. Священнику принадлежит 16 дес., диакону – 8, причетникам по 8 дес., просвирне – 2 дес. Часть церковной земли находится за р. Мшагою, что для причта весьма неудобно. Причт помещается в собственных домах. Соседние приходы: Турский, Вшельский, Солецкий, Молочковский (Псковской епархии) и Медведский (Новгород. епархии). Его составляют 29 деревень и усадьба Толгино. Деревни суть следующие: Лубино при р. Мшаге. Хотя деревня от церкви только в 150 саж., но в весенний разлив сообщение с нею прекращается, по быстроте течения реки, Невшино, Веретье, Водосы и усадьба Толгино на левом берегу Мшаги. Сообщение с ними также затрудняется от весенних разливов р. Мшаги. Деревни: Поляна, Низово, Гороховище и Быстрово стоят на правом берегу той же реки и сообщение их с ними не затрудняется. Деревни Изора, Задняя Каменка, Череменца, Медведково, Гряцка и Уедник, стоят на р. Кропивне и сообщение с ними весной затрудняется; Большая Уторгоща, Жедово и Радожка находятся на большой Новгородской дороге и речке Уторгошке; Острово находится на проселочной дороге из Лубина в посад Сольцы; Донецк и Язвища стоят на дороге в деревню Пирогово, что в Солецком приходе. Деревни: Пруск, Брянск и Ластовка стоят близь дороги в село Медведь (Новгородской губернии). Брянск расположен в самом глухом лесу. С деревнею Пруско сообщение всегда удобно; с остальными затрудняется топкими местами. Деревни: Средняя Каменка, Старая Каменка и Лесино, по дороге в деревню Узки, Вшельского прихода, а Лесино – в деревню Чудско, Турского прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Наиболее плодотворною из этих отраслей деятельности оказывается по изображению г. Папкова духовно-просветительная деятельность братств именно по распространению и вспомоществованию церковным школам (церковноприходским и школам грамоты). Так в 18-ти губерниях братства заведовали всеми епархиальными школами совместно с епархиальными училищными советами, а в некоторых даже одни несут обязанности последних. Многие из братств (именно 39-ть) содержат и поддерживают на свои средства эти школы (стр. 62–63), другие содержат и поддерживают различные низшие средние народные школы и училища (64–65). Трудно, конечно, представить, в чем состоит деятельность первого рода и как велики услуги братств в этом отношении, но что касается материальной поддержки церковным школам, ими оказываемой, то надобно признаться, что она не особенно значительна. Так из 39-ти братств за 1890-й год только два (св. Софии – Новгородской Епархии и св. Димитрия – Ярославской) оказали значительное вспомоществование: первое в размере 8050 р., второе – 7430 р., остальные по 2000, по 1000, – сотням и даже по десяткам рублей (напр. Петропавловское Литовской епархии – 36 р., Александровское – Кишиневской епархии – 24 р.), так что общая сумма пожертвований этих 39-ти братств на 204 школы за год всего на 27669 р. Братства принимают за тем участие в просвещении взрослых людей, содействуя священникам в устройстве и организации внебогослужебных собеседований, библиотек для чтения и народных чтений. В чём выражается это участие? Г. Папков указывает на следующие мероприятия наиболее выдающихся братств: 1) Вологодское братство (Всемилостивого Спаса) имело надзор (?) за ходом ведения внебогослужебных собесе- —179— дований и чтений в епархии, заботясь об открытии их при тех церквах, при которых они не были еще открыты и руководя правильным ведением их в тех церквах, при которых таковые существовали. Кроме того (и это, конечно, главнее!) в пособие при ведении этих собеседований и чтений братство рассылало по церквам книги, брошюры и листки, причем бедные церкви снабжало безмездно. – Это бесспорно дов. видная деятельность. Но далее автором указываются следующие примеры:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010