Говоря о благожелательном отношении населения к церковным школам, следует в особенности отметить сочувствие, с которым встречены были вновь учреждаемые в Империи второклассные школы и которое выразилось в весьма значительных пожертвованиях сим школам зданиями, землей и денежными суммами. Из 323 второклассных школ, разрешенных к открытию до 1 января 1898 года, пожертвования поступили в пользу 275 школ. Для 100 школ пожертвовано было 114 школьных зданий (каменных, полукаменных и деревянных). Из них 24 здания стоимостью свыше 290.000 р., в том числе одно – в 80.000 р., два – по 30.000 р., одно – в 24.740 р., одно – в 16.000 руб., одно – в 15.000 р., два – в 24.300 р. и два – по 10.000 р. Земельные участки пожертвованы 198 школам в количестве 2.165 десятин, в том числе для школы на миссионерском хуторе, Пермской епархии, – 270 десятин, для Просеченской школы, Рязанской епархии, – 157 десятин для Убеженской школы, Ставропольской епархии, – 132 дес., для Колодезной школы, Донской епархии, – 105 дес. для Софиевской школы, Таврической епархии, – 100 дес. Денежных пожертвований поступило ежегодных – на 17 школ 5.110 руб. и единовременных на 87 школ 172.597 руб. Наиболее значительные пожертвования получили следующие школы: школа при Тихоновской пустыни, Калужской епархии, свыше 12.500 руб., Дретенская, Новгородской епархии, – 10.000 руб., Слободская, Вятской епархии, – 7.700 руб., Дьяковская, Самарской епархии – 6,500 руб. Кроме того, второклассным школам сделаны пожертвования строительными материалами, безмездным трудом, расходами по устройству школьных зданий, сельскохозяйственным инвентарем и пр. Гражданская администрация, в лице губернаторов, земских начальников и пр. большей частью относилась к церковным школам благожелательно и оказывала содействие развитию церковно-школьного дела. Земские начальники во многих епархиях (напр. во Владимирской, Вятской, Самарской и др.), а также мировые посредники, располагали крестьян заводить церковные школы, а некоторые из них оказывали и личную материальную поддержку сим школам. Событие священного коронования в жизни церков. школ

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

К 1 января 1898 г. было открыто 225 второклассных школ во всех епархиях, за исключением Астраханской, Екатеринбургской, Минской и Туркестанской. Наибольшее количество второклассных школ устроено в епархиях Вятской, Новгородской и Пензенской (по 10), Подольской (9), Самарской, Рязанской, Симбирской, Тульской, Казанской, Нижегородской и Киевской (по 7). Педагогические курсы в 1896 г. были устроены в епархиях Калужской, Киевской, Новгородской, Пермской, Подольской, Херсонской и некоторых других. Особенного внимания заслуживают педагогические курсы, устраивавшиеся под руководством наблюдателя церковных школ во время Всероссийской выставки в Нижнем-Новгороде, куда прибыли на средства Училищного Совета, или же на свой счет, учителя из всех епархий России. На курсах были преподаны: церковное пение, ариметика и русский язык, и кроме того предложено было несколько чтений по Закону Божию, по учению о расколе, по географии, по физике, по школьной гигиене и по сельскому хозяйству. До 1897 г. устройство педагогических курсов для учащих в церковных школах отдельных епархий имело случайный характер: причиной тому был недостаток необходимых денежных средств. Лишь со времени ассигнования особых сумм из Государственного Казначейства явилась возможность сделать курсы постоянным образовательным учреждением. Летом 1897 г. педагогические курсы были устроены на средства Училищного Совета в епархиях. Местом курсов служили большею частью губернские города, куда и вызывались учителя из всех уездов. В некоторых епархиях курсы устраивались в нескольких пунктах (в Подольской – в 5, Воронежской – в 3, Самарской и Туркестанской – в 2). Кроме сих курсов некоторыми епархиальными Училищными Советами в 1897 г. устраивались еще на местные средства курсы для учителей только одной какой-либо части епархии, – таковы, напр., курсы при Яновичской второклассной школе (Полоцкой епархии) для учителей школ грамоты Яновичского прихода, в ст. Рассыпной (Оренбургской епархии) – для учителей школ грамоты XXVIII благочиннического округа Уральской области, при Заболотской второклассной школе (Киевской епархии) – для учителей школ церковно-приходских и грамоты Радомысльского уезда, в с. Сокуре (Саратовской епархии) – для учителей школ грамоты Саратовского уезда, в г. Баку – для учителей церковно-приходских школ Бакинского округа, наконец в г. Цивильске, Казанской епархии, и в с Юсьве, Пермской епархии, для учителей инородческих школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Е. в., как правило, состояли из 2 частей (или отделов): официальной и неофициальной (последняя иногда называлась «прибавление» к Е. в., напр. в «Вологодских епархиальных ведомостях», «Иркутских епархиальных ведомостях», «Тамбовских ЕВ», «Херсонских ЕВ» и др.), в исключительном случае - из 3 частей ( «Воронежские епархиальные ведомости» в 1868-1876 состояли из офиц., неофиц. частей и прибавления). Иногда Е. в. выходили без неофициальной части (напр., «Новгородские епархиальные ведомости» в 1875-1893, «Симбирские епархиальные ведомости» в 1876-1895, мн. издания в 1917-1922). Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. в. могли стать приложением к нему (напр., «Известия по Казанской епархии» выходили как приложение к ж. «Православный собеседник» в 1867-1890), а неофиц. часть могла не издаваться (напр., в Харьковской епархии после начала издания при ДС ж. «Вера и разум» ; «Харьковские епархиальные ведомости» были преобразованы в офиц. отдел этого журнала под названием «Листок для Харьковской епархии» (1884-1903), «Известия по Харьковской епархии» (1904-1906), далее в рубрику «Известия и заметки по Харьковской епархии»). Неофиц. часть могла выходить как чаще официальной (приближаясь по формату и содержанию к газете), так и реже (подобно периодическому сборнику назидательного и краеведческого чтения). В офиц. части печатались все важнейшие и относящиеся к данной епархии манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, указы, распоряжения, определения, отношения Сената, Гос. совета, Кабинета министров и др. гос. учреждений, Синода и его обер-прокурора, а также распоряжения епархиального начальства, годовые отчеты или извлечения из них по консистории, ДС, др. учебным заведениям и учреждениям епархии. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе (рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях), наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников (иногда включая просфорниц), расписания проповедей в кафедральном соборе (иногда и в храмах уездных городов).

http://pravenc.ru/text/190001.html

IV, 107 и 155), бывшей в вологодских краях в 20-х годах, в портфелях археографической комиссии (примеч. 44 и 48) и в «Полном собрании законов Российской Империи». Хронология преосв. Евгения и вообще все почти «Сведение» исторически верно. Исключение составляют: сообщение о начале постройки Сольвычегодского собора в 1510 г. (в 1558 г.), по «Летописцу о г. Сольвычегодске, о подчинении устюжской епархии вологодской в 1786 г. (в 1788 г.), об учреждении костромской епархии в 1742 г. (в 1744 г.) и об отписи вольского уезда из холмогорской епархии в вятскую в 1786 г. (в 1788). Относительно же отписи от вологодской епархии к вятской Устьвыма, Яранска и Вожемска с уездами в настоящей редакции «Сведения» сказано, что она произведена в 1672 г., а в редакции более ранней (рук. 138) – в 1676 т., как действительно и было (Савваитов, стр. 169). Время отхода (3 июля 1787 г.) от вологодской епархии к новгородской Белоезерска и Чаронды у Евгения обозначено более точно (рук. 161), чем у Савваитова (стр. 201). – Но не смотря на все свои ученые достоинства, труд нашего автора в настоящую пору не важен уже для историка русской церкви, – последний, в случае надобности, всегда будет обращаться к г. Савваитову и дополнившему его, на основании новых архивных, части консисторских данных, ускользнувших от внимания Евгения, H. И. Суворову. Будь «Сведение» опубликовано в свое время, его отечественная историческая наука встретила бы с радостью. И это потому, что ранее, в конце XVIII ст., хотя и были собраны кое-какие известия об учреждении вологодской епархии, но известия эти крайне скудны, недостаточны. Переписанные на трех столбцах, они хранятся теперь в рукописном сборнике шево-софийской соборной библиотеки 167, л. 50 об. и 51 in fol.), что дает нам возможность познакомить читатели с их характером. «Состоящие ныне под ведомством вологодской епархии города и уезды, говорится там, были под ростовской епархией». Из «Сведения» же Евгения известно, что, кроме ростовской, некоторые города вологодской губернии подчинялись в церковном отношнии новгородским преосвященным; те и другие города им точно и указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По утверждении Государем положения секретного комитета, митрополит Серафим вошел в синод с предложением об исполнении Высочайшей воли касательно учреждения в Олонце епископской кафедры, а вместе с тем представил копии как с ревизии Баранова, так и с бумаг Дурасова, с тем, чтобы синод принял их в руководство при назначении епископа на олонецкую кафедру и сделал их известными будущему олонецкому архиерею. После этого был поднесен от синода следующий доклад: «Приступая к исполнению воли Вашего Императорского Величества, синод рассуждал, что новоучреждаемой олонецкой епархии нужно дать в списке епархий высшее пред некоторыми другими место, во-первых потому, что она отделяется от первоклассной епархии новгородской, во-вторых для того, чтобы тем удобнее было переводить в оную из действительно служащих епископов дознанной способности, чего в особенности требовать могут местные обстоятельства и самая новость её учреждения; в-третьих, для того, чтобы она получила некоторое преимущество в окладах, нужное по скудости края. По таковом рассуждении, синод положил: 1) новоучреждаемой олонецкой епархии быть последней в числе второклассных, с произвождением на оную содержания из казны, по примеру прочих епархий того же класса, по прилагаемому у сего штату. 271 2) Архиерею сей епархии именоваться олопецким и петрозаводским. 3) Пребывание иметь ему в губернском городе Петрозаводске, 272 где, для помещения его со всем архиерейским штатом и консисторией, построить, или приобрести покупкой приличный дом на счет казны, а до устроения оного предоставить ему иметь жительство там, где он найдет удобнее и сообразнее с потребностями управления. 4) На основании указов 1764 г. февраля 26-го и 18-го декабря 1797 г., к архиерейскому дому олонецкой епархии определить надлежащее число служителей из крестьян экономического ведомства и отвести из казенных и оброчных статей по близости и удобности положенное количество земли с угодьями, мельницу и рыбные ловли. 5) На первый раз олонецкому архиерею, как не имеющему дома, ни домашних принадлежностей, выдать на обзаведение из казны 10 т. руб., с тем чтобы он с отчетом в оных донес синоду, будет ли тем удовлетворено первым потребностям нового заведения и не потребуется ли дальнейшего пособия и на что и какого. 6) Касательно различных принадлежностей архиерейского священнослужения, как митрополиты новгородский и московский изъявили готовность сделать олонецкому архиерею первоначальное пособие от ризниц, то предоставить им исполнить сие и о последующем донести синоду. 7) Что касается до устроения семинарии во вновь учреждаемой олонецкой епархии, предоставить будущему архиерею сей епархии (войти с) особым обстоятельным представлением: между тем, детям священно- и церковнослужителей сей епархии продолжать обучаться в тех же семинариях и училищах, где они ныне обучаются, и, по увольнении из оных, поступать им в распоряжение олонецкого архиерея по принадлежности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николаем (Трусковским), и «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленное профессором Смоленской семинарии Н. В. Трофимовским (при подготовке к публикации первоначальный вариант данного описания, присланный в Синод, был существенно переработан). Еще 2 описания были опубликованы в периодических изданиях: «Описание бывшей Новгородско-Северской епархии» черниговского соборного иером. Никодима (составлено в рамках работы над описанием Черниговской епархии) - в 1858 г. в «Черниговских губернских ведомостях» и «Историко-статистическое описание Подольской епархии» преподавателя Подольской ДС П. А. Глищинского (частично) - в 1862 г. в «Подольских епархиальных ведомостях». Отдельные материалы для описания Оренбургской епархии, подготовленные Л. С. Суходольским, печатались в 1854, 1858 и 1859 гг. в «Оренбургских губернских ведомостях». В 1-й пол. 60-х гг. XIX в. вышли в свет еще 2 епархиальных описания, которые были подготовлены, по-видимому, не во исполнение определения Синода 1850 г., а по собственной инициативе их авторов. Это общий обзор Черниговской епархии Филарета (Гумилевского) (1861) и «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии» протоиерея костромского кафедрального Успенского собора И. Беляева (1863). Структура и содержание этих описаний существенно отличаются от плана, заданного в программе Синода. Кроме того, в 1867-1868 гг. в «Воронежских епархиальных ведомостях» было напечатано «Описание Воронежской епархии» свящ. Ф. А. Никонова. По-видимому, этот труд был также подготовлен им по собственной инициативе. В 1865 г. Синод вновь вернулся к рассмотрению дела о составлении епархиальных описаний. К этому времени 7 готовых описаний (Владимирской, Кишинёвской, Курской, Оренбургской, Пензенской, Полоцкой и Саратовской епархий), а также ряд отдельных материалов для описаний, полученных из др. епархий и хранившихся в Духовно-учебном управлении Синода, оставались неопубликованными. Исходя из того, что «1) от продолжительного лежания без употребления статистические описания теряют свой вес и всё свое значение, ибо они делаются уже несовременными; 2) первоначальная цель, имевшаяся в виду Святейшего Синода, скорее будет достигнута печатанием монографий, чем выжиданием представления исторических описаний из всех епархий, ибо будущему историку Русской церкви гораздо удобнее будет черпать [сведения] из печатных монографий, чем из письменного материала, который иногда может затеряться и, наконец, 3) пользу, которую принесло уже издание в свет исторических очерков епархий Смоленской и Ярославской» (РГИА.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Виленского повета Бобруйского повета Города: Борисов Мозырь Игумен Речица (л. 24 об.) Всего в епархии: XV. Могилевская и Полоцкая. С 1797 г. Белорусская и Могилевская. Белорусской губернии: Кафедральный город – Могилев Мстиславль Рогачев Чериков Повет Белицкий Повет Сеннинский Витебск Невель Велижский повет Полоцк Динабург Городецкий повет Люцинский повет (л. 11 об.) Всего в епархии: XVI. Московская и Калужская Московской губернии: Кафедральный город – Москва Никитск Богородск Броницкого округа Серпухов Дмитровск (?) Воскресенск – заштатный Волоколамск Можайск Звенигород (л. 14 об.) Всего в епархии: Дмитровское викариатство: Московской губернии: Дмитров Калужской губернии: Калуга Козельск Мещовск Перемышль Пригород Воротынск Жиздра Мосальск Боровск Медынь Таруса Лихвин – заштатный Малоярославец – заштатный Серпейск – заштатный (л.26 об.) Всего в губернии: А во всем викариатстве: XVII. Нижегородская и Алаторская Нижегородской губернии: Кафедральный город – Нижний Новгород Балахна Семенов Горбатов Арзамас Ардатов Лукоянов Василь Княгинин Тут же были заштатные города – Починки, Сергач, Макарьев и Перевоз. Всего в губернии: Симбирской губернии: Алатырь Саранск Курмыш Инзарского уезда Корсунского уезда Всего в губернии: (л. 20). А во всей епархии: XVIII. Новгородская Новгородской губернии: Кафедральный – Новгород Валдай Боровичи Устюжна Тихвин Белозерск Кириллов – заштатный Череповец – заштатный Крестцы – заштатный (л. 13 об.). Всего по губернии и епархии: Старорусское викариатство Новгородской губернии: Старая Руса Петрозаводск Олонец Лодейнополь – заштатный Каргополь Вытегра Всего в губернии: Архангельской губернии: Пудожского уезда Повенецкого уезда Всего в губернии: (л. 28). Всего в епархии: XIX. Новороссийская и Днепровская Новороссийской губернии: Кафедральный – Новомиргород Елисаветград Александров Новороссийск Павлоград Перекоп Акмичет Херсон Бахмут Ольгополь Тирасполь Таганрог Ахтиар Николаев Очаков Бореславл Дубоссары Овидиополь Одесса Кинбурская крепость Уезды:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Костромы. 155 . На городовое строение . Взимается с архиерейских и монастырских вотчин Новгородской епархии. 198 . Деньги на этот предмет с архиерейских, монастырских и церковных крестьян Псковской епархии сбираются управителями Псковского архиерейского дома и отсылаются ими к рентмейстерам Псковской провинции. 205 . На жалованье пенечным мастерам . Взимание их с тех патриарших, архиерейских и монастырских вотчин, из которых будут избраны крестьяне для обучения пенечному делу. 134 . На канальное дело . По 6 алт. 4 деньги с двора во Псковской епархии. 156 . С архиерейских и монастырских вотчин Новгородской епархии. 198 . На покупку драгунских лошадей . Присылка в Св. Синод собранных в епархиях на сей предмет денег при ведомостях; приостановление сего сбора впредь до указа. 61 . Отсылка собранных по сему сбору денег из дома Смоленского архиерея в Св. Синод. 104 . Освобождение священнослужителей г. Костромы впредь до указа от платежа сего сбора. 155 . На свечи к праздникам . Запрещение производить этот сбор. 18 . На содержание лазаретов . Высылка из епархий в Св. Синод денег, собранных на этот предмет, при подробных ведомостях; присылка их каждогодно в Св. Синод в Марте месяце. 61 . Отсылка из дома Смоленского архиерея в Св. Синод собранных по сему сбору денег. 104 . Присылка в Св. Синод собираемых для сего в Казанской епархии денег по окончании года чрез вексель или на подводах. 238 . Неокладные . Сбор их в архиерейских домах и монастырях; высылка их в указанные места или прямо в Св. Синод; доставление в Св. Синод ежемесячных рапортов о ходе их взимания. 41 . Новоположенных солдатских денег . Освобождение священнослужителей г. Костромы и детей их от сбора с них этих денег. 155 . Окладные. Сбор их в архиерейских домах и монастырях; высылка их в указанные места или прямо в Св. Синод; доставление в Св. Синод ежемесячных рапортов о ходе их взимания. 41 . Платёж этих сборов с церквей г. Юрьевца-Повольского и его уезда по-прежнему в бывший Казённый Приказ. 242 . Взимание сих сборов с священно и церковнослужителей Тульской провинции лицами, определёнными для этого Монастырским Приказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В восьми городах (Йошкар-Ола, Кемерово, Оренбург, Петрозаводск, Ульяновск, Новгород, Ижевск, Биробиджан), по сообщениям епархий, действуют курсы русского языка для мигрантов на базе государственных университетов, в Иваново на базе Областного государственного учреждения «Ивановский дом национальностей». В этих городах епархии допускают возможность открытия под своим руководством курсов русского языка, но в большинстве своем не видят необходимости осуществления данной деятельности. В Самаре и Санкт-Петербурге действуют курсы русского языка при государственных учреждениях. О существовании потенциальной возможности открытия под своим руководством курсов русского языка для мигрантов информируют восемнадцать епархий: Вологодская и Великоустюжская, Курганская и Шадринская, Липецкая и Елецкая, Пермская и Соликамская, Самарская, Якутская и Ленская, Сыктывкарская, Воронежская и Борисоглебская, Архангельская и Холмогорская, Новгородская, Саратовская, Барнаульская, Красноярская, Енисейская и Норильская, Магаданская и Синегорская, Абаканская, Калужская, Ярославская епархии. В некоторых случаях епархии говорят о возможности адаптирования катехизических курсов под курсы русского языка и культуры для мигрантов, но это является скорее исключением, чем правилом. Духовно-просветительские лекции и катехизические курсы мигранты иногда посещают по своему желанию. Не видят необходимости организации курсов русского языка и культуры для мигрантов четыре епархии: Биробиджанская, Ижевская и Удмуртская, Смоленская, Петрозаводская и Карельская епархии. Основные проблемы, о которых информируют епархии: отсутствие источников финансирования курсов, отсутствие помещений для занятий, сезонность миграции (в периоды оттока трудовых мигрантов из региона не набираются группы для обучения), нежелание мигрантов посещать занятия по русскому языку (нет мотивации, в связи с чем, некоторые епархии указывают на проблему не закрепленности в законодательстве РФ требований обязательного знания трудовыми мигрантами русского языка).

http://patriarchia.ru/db/text/2468512.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010