Блаженство От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему. «Рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3, 6 ), а как заповеди Христовы суть «Дух» ( Ин. 6, 63 ), то и ощущения, производимые ими, суть ощущения духовные. Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских заповедей? – Нищета духа. Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию. Христианин при свете Евангелия видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетой духа (см. Мф. 5, 3 ). Нищета духа – блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств. Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе Небесного Царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства. О нищете духа сказал святой Давид: жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не унизит ( Пс. 50, 19 ). Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солью, Бог отвергает их. Зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение свое способен признать необходимость спасения, Спасителя – способен уверовать в Евангелие живой верой. Такое состояние – дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство. Нищему свойственно печалиться о нищете своей. Нищета духа рождает следующее за ним блаженство – плач. Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна. Такая душа омывает свои пятна святой водой – слезами, стирает пятна святой печалью. Несказанное утешение, несказанная легкость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении – слез, являющихся по причине ощущения нищеты духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Глава 5 Стихи 1–12. Заповеди блаженств Стих 3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Нищета духа, о которой говорится в первых строках нагорной проповеди, происходит в человеке от глубокой потребности любить Бога. Любить же Бога и стремиться к Нему человек может только после того, как Сам Бог откроет Себя душе человеческой. Первый пережитый опыт богоявления очень многое меняет во внутреннем мире человека. После него нищета духа уже не кажется ему признаком ограниченного и примитивного существования. Озаренный светом богооткровения, человек видит смысл своего дальнейшего бытия в непрестанном богообщении и в стремлении к бесконечному совершенству Творца своего. Вместе с этим, он начинает отчетливо видеть скудость и недостаточность своих сил для высокой жизни, предначертанной для него Богом. Он начинает искать постоянной благодатной поддержки свыше, укрепляющей его внутренние силы. Тогда и возникает в нем евангельская нищета духа – непрестанное воззвание к Божией помощи на путях к духовно-нравственному совершенству. Стих 4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Евангельский плач является свидетельством внутренней силы и внутренней зрелости человека. Способность мучиться своим несовершенством, нести бремя своей виновности перед Богом и людьми, не избегать суровых обличений неподкупной совести требуют мужества и внутреннего совершеннолетия. Евангельское состояние плача может быть и не связано с конкретным проступком, ошибкой или неосторожностью. Оно может быть результатом постоянного правдивого самоанализа. Оно может быть глубоким прозрением и переживанием общей поврежденности человеческой природы, проявляемой в той ничтожной и суетной значимости, которую человек постоянно в себе культивирует, в некрасивой и потаенной обращенности человека в свое “я”. Стих 5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кротость – умение ни на что не обижаться и никого ни в чем не обижать, без возмущения принимать удары извне, поглощать их своим великодушным терпением и не простираться к мщению. Христианская кротость глубоко отлична от холодного спокойствия стоицизма, убежденного в непреодолимости и неизбежности существующего зла. Она также не есть отрешенное равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Христианская кротость происходит от понимания того, что все встречающиеся на пути христианина “неприятности” есть не что иное, как божественные средства “взращивания” христианской души, своеобразная “лаборатория” премудрого Испытателя и Педагога душ человеческих, вверившихся Его руководству.

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

Закрыть itemscope itemtype="" > Блеск и нищета телеэкрана 22.07.2005 997 Время на чтение 6 минут В нашей стране телевидение зачастую выступает как средство не информации, а дезинформации, отупения, даже одурманивания миллионов людей, особенно Расшатываются устои семьи, попирается нравственность, рекламируется образ жизни далеких от России государств и тем самым ослабляются важнейшие основы собственной государственности. Президенту Российской Федерации В.В. ПУТИНУ Уважаемый Владимир Владимирович! Чрезвычайные обстоятельства побудили меня обратиться к Вам с этим письмом. Речь идет об ухудшающемся нравственном состоянии нашего общества и роли в этом медийных средств. Из истории известно, что только при сохранении духовно-нравственных основ общественной жизни страна, подвергнутая масштабному разорению, способна восстановить свои былые экономические силы. У нас же именно духовно-нравственная сфера ослаблена более всего. И это крайне беспокоит тех, кому дороги настоящее и будущее России. Обращаюсь к Вам как гаранту Конституции Российской Федерации в связи с тем, что наше государство так и не выработало до сих пор эффективную и надежную информационную политику, соответствующую интересам российского народа. Статья 29 Конституции гарантирует свободу массовой информации. В этих целях запрещена цензура. Но вместо нее над большинством СМИ установлен более жесткий контроль владельцев капиталов, использующих гигантские средства для того, чтобы направить усилия творческих работников СМИ на достижение целей, не имеющих ничего общего ни с интересами народа, ни с его традициями, ни с задачами, решаемыми государством. В нашей стране телевидение зачастую выступает как средство не информации, а дезинформации, отупения, даже одурманивания миллионов людей, особенно молодежи. Расшатываются устои семьи, попирается нравственность, рекламируется образ жизни далеких от России государств и тем самым ослабляются важнейшие основы собственной государственности. Осуществляется не только скрытая, но и откровенная дискредитация государственных структур. Всячески превозносятся " оранжевые " революции и их лидеры. Главными героями на телеэкране стали криминалитет и те государственные служащие, которые не желают считаться с законом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Благоприятное лето Господне Первое сентября – это древний Новый церковный год. При вступлении в Новый год, каждый из нас – или бывает проникнут различными благожеланиями себе и другим, – или строит разные планы, как бы получше создать себе счастие в наступающем году, – или же просто, часто безнадежно, задается вопросами, когда и где наступит счастливое, благоприятное время?! На все эти желания, предположения и вопросы ответ заключается в следующих словах Господа: Дух Господень на Мне: Его же ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя в отраду (или – измученных на свободу): Проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18–19 ). Слова эти в первый раз сказаны были пророком Исаиею о грядущем Мессии ( Ис.61:1–2 ); потом они повторены и приложены к Себе уже пришедшим Мессией ( Лк.4:21 ); и доселе проповедуются в назидание наше. Помазанник и Посланник Божий, Господь Иисус Христос , явился для того, чтобы проповедать лето Господне приятно: это было дело, которое Отец поручил Сыну. Исходным началом сего дела было благовествование нищим. Евангелие есть спасение Божие для человека, – восполнение духовной скудости человека – в естественном его положении; и Небесный Вестник, принесший истину Евангелия, сделался Посредником обогащения бедного человечества и Споручником явления приятного лета. Вот почему и вот для чего Господь Иисус Христос проповедал Евангелие и притом нищим! Пусть человечество нашего времени превозносится своими совершенствами и успехами в области наук и искусств, пусть законодатели хвалятся законами, усовершенствованными для блага народов, пусть промышленники гордятся изобретениями, весь мир – своими сокровищами; а все-таки все неминуемо должны признать, что в человечестве, при всех его совершенствах в области наук и искусств, есть нравственный недостаток, – такая бедность, которой не могут восполнить сокровища мира, ни открытия наук, ни памятники искусства, ни искусство политики. Эта такая нищета, которую тем менее могут прикрыть пресловутая, поверхностная цивилизация, произведения непостоянной моды, или блеск современной роскоши, нищета, которая при всем этом – становится более очевидною и слышнее взывает о помощи. Истина сия доказана историй целого человечества. Если же человечество сознает, что такой недостаток есть и тяготит его, то оно чувствует свою нищету: и насколько оно сознает нищету свою, настолько ему может прийти помощь свыше. Человек же, в частности, настолько беден, насколько ему не достает душевного спокойствия; и настолько не достает ему душевного спокойствия, насколько не достает ему веры; и настолько не достает ему веры, насколько он еще не соделался собственностью Того, Который пришел освятить грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Дневник 1864 г. Прихоти начальника не должно исполнять. 1864 г. На хлеб да на влагу земную доколе мы будем надеяться и связывать ими свои сердца и отторгать их от Бога? Разумно ли это и с чем это сообразно? Доколе сласти будем любить, то есть я? Вижу, что это вредно для души, и продолжаю делать то, что прямо вредно. Не гонись за многообразными искушениями и не унывай от них. Если при искушениях ты скорбишь о том, что посрамился пред людьми, то ты изобличаешь в себе честолюбивый дух. Скорби о том, что Бога прогневал, например, чревоугодием, безмолствованием тогда, когда надо говорить, обличить человека. Ни одного стакана лишнего не пить. Доколе играть в пищу и питье – в самую опасную игру; доколе играть сердцем своим, долженствующим быть храмом Святого Духа? Надо употреблять пищу скудную и суровую, нежирную. Псалом Помилуй мя, Боже [ Пс. 50 ] – щелок 1 , которым отмывается грязь душевная – грехи, метелочка, которою сметается пыль греховная. Сколько раз в тесноте греховной я обращался к Богу с молитвою об очищении греха презорства 2 нищих и озлобления на них, и всё еще остается в сердце эта бестолковая гордость, чтобы снова внутренно и едва не наружно презирать их! Сам по душе хуже всякого нищего – а нищих телесно презираю! Которая нищета и нагота хуже: духовная или телесная? Уж конечно духовная. Вот что значит жить в довольстве, изобилии, пространном жилище, одеваться со вкусом и прочее. Того и гляди, будешь гоняться за внешностью, а внутреннее-то оставишь без внимания, между тем как оно-то и имеет всю цену. Но человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце ( 1Цар. 16, 7 ). Я дело рук Божиих, я рождение Его, Он обо мне промышляет. Вот и волосы на голове все сочтены [ Мф. 10, 30 ]. Вот попечительность нежнейшая, до мелочи, так сказать. Смирение – основание христианских добродетелей потому, 1) что человек пал гордостью, от которой пришел восставить его Сын Божий, 2) что Сам Сын Божий смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной [ Флп. 2, 8 ]. Кто же мы? А кто опишет смирение Пресвятой Девы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf ДЕЯТЕЛЬНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ. ЗАКОНЫ И СПОСОБЫ ДУХОВНОЙ ВОЙНЫ ПО УЧЕНИЮ ОТЦОВ Имея в виду духовный опыт отцов, мы попытаемся здесь кратко и конспективно осветить виды составляющих и средств, находящих применение в духовной войне и сражении во время законного подвижничества ( 2Тим. 2, 5 ). ДОБРОДЕТЕЛИ И СТРАСТИ Святой Иоанн Дамаскин в своем слове «О добродетелях и страстях» 11 вводит нас в суть дела в следующих словах: «Надобно знать, что поскольку человек двойствен, то есть состоит из тела и души, то и чувства имеет двоякие. Есть пять чувств душевных и пять чувств телесных. Душевные у мудрецов называются силами души, и суть следующие: ум, разум, мнение, воображение и чувствование; телесные же чувства суть: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Отсюда происходят двоякие добродетели и двоякие пороки. И всякому человеку весьма необходимо знать в ясности, какие есть добродетели душевные и какие добродетели телесные, а также какие душевные и какие телесные страсти.» «О душевных добродетелях утверждаем, что существуют главным образом четыре родовые добродетели, а именно: мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость. От них же рождаются следующие душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва , смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, негневливость, боговедение 12 «и вообще все, из чего складывается нравственность и добродетельное житие. «Телесные же добродетели, о которых вернее можно сказать, что они ведением по Богу обращаются в орудия добродетелей и, если чужды всякого лицемерия и человекоугодия, возводят человека к преуспеянию в смирении и бесстрастии, суть следующие: воздержание, пост, голод, жажда, бдение, всенощное стояние, коленопреклонение, сухоядение, нищета, нестяжательность, безмолвие 13 «и все, что способствует укрощению натиска телесного бесчиния. Однако там, где аскезе препятствует телесная немощь, они восполняются смирением и благодарением. Теперь необходимо сказать о душевных и телесных пороках, то есть страстях, искоренение которых является целью для нашей аскезы. «Душевные страсти суть: забвение, леность и неведение», называемые «исполинами страстей». «Сими тремя страстями омрачаемое око душевное, то есть ум, подпадает господству прочих страстей, каковы суть: нечестие, неправоверие, то есть всякая ересь, хула, раздражительность, гнев, досада, вспыльчивость, человеконенавистничество, памятозлобие, клевета, осуждение, неразумная печаль, страх, боязнь, раздор, ревность, зависть, тщеславие, гордость, лицемерие, ложь, неверие» и вся совокупность душевной испорченности, которая обезображивает человеческую личность и является одним из видов одержимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #15be59ff66 Закрыть Еще раз о любви И о «добрых делах» современных христиан Виктор Фролов   10:31 25.01.2024 370 Время на чтение 20 минут Фото: Из интернет-источников У меня, увы, нет столько свободного времени, как у автора уже цикла обличительных статей на РНЛ В.Н. Фролова. Поэтому вынужден ограничиваться небольшими комментариями. Я хотел бы, прежде всего, поблагодарить (совершенно искренне) Виктора Николаевича за обильные цитаты из святителя Игнатия – святых отцов всегда полезно читать, тем паче автор собрал цитаты Святителя по смыслу проблемы. Однако автор гордо утверждает, что любви у него нет. И пытается всех убедить, что ее у «неправильно оглашенного христианина» и быть не может, поскольку истинной любви предшествует достижение иных добродетелей. Причем как бы подкрепляет свои выводы ссылками на святителя Игнатия. Но я неслучайно и в который раз уже говорю, что образ мысли В.Н. Фролова, по моим ощущениям (я лично с ним не знаком, поэтому говорю осторожно) схоластический и начётнический. То ли это влияние критики католичества, когда человек незаметно пропитывается духом схоластики, критикуя латинство. То ли это своё родное, посконное начётничество, свойственное старообрядцам, что привело их к вековой вражде против «неправильного» Русского государства. Не знаю. Но автору почему-то не приходит в голову простая мысль, что любовь стяжается «маленькими порциями», когда человек обретает ее, а потом теряет, потом снова обретает, если он искренен в своей любви к Богу и в своём раскаянии. И правильное оглашение тут особо не поможет, ведь человек грешит не по незнанию, а по влечению страсти. Это, конечно, не означает, что не нужно изучать основы своей веры, не нужно читать Святых отцов. Нужно. Но не это главное. Главное смирение и духовная нищета (тщета). Как у евангельского мытаря.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/25/ew...

А.Н. Надеждин Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Вопрос о необходимости преобразования духовно-учебных заведений возник и начал разрабатываться со второй половины 50-х годов. Так в 1857 г. синодальный обер-прокурор граф А. И. Толстой писал в своем отчете: «сообразно с современными потребностями, св. Синод признает необходимым заняться пересмотром системы воспитания и образования нашего духовного юношества». С этого же времени высказываются намерения и делаются попытки к устранению разных недостатков в семинарском устройстве, как отчасти это уже и показано выше. В 1858 г. состоялось Высочайшее соизволение об исключении из семинарского курса геодезии и ограничении объема естественных наук (стр. 387, 389). Но «и при этом, – по словам отчета синод. об. -прокурора, – впрочем незначительном сокращении, число наук, преподаваемых в наших академиях и семинариях, остается вдвое и втрое более того, какое преподается в европейских коллегиях и семинариях. Утомляя способности учащихся, не соответствуя самому времени, определенному для учебного курса, многосторонность и разнообразие предметов учения имеет сверх того несомненно вредным последствием заметное истощение телесных сил воспитанников; печальное явление, которое даже не искупается ощутительною пользою для научного образования». Греческий язык и отчасти св. Писание выдвигались на место устраняемых предметов. «Долговременный опыт (приводил также) к убеждению в необходимости упростить прежде приемы преподавания. В нравственном отношении «окружными своими наставлениями св. Синод (старался внушать) местным учебным начальствам, чтобы более прежнего обращено было внимание на духовную жизнь воспитанников», особенно в виду «признаков нравственного недуга, которым в последнее время заразились по местам дух. учебные заведения»; в экономическом отношении – «нищета и лишения, которым обречены беднейшие из воспитанников», необходимость для своекоштных в устроении общежитий, бедность наставников и неимение «средств пользоваться всеми учеными пособиями для усовершенствования себя в преподаваемых ими науках», – все это было также предметом внимания высшего начальства, хотя и признавалось затруднительным напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авва Евагрий Понтийский. О помыслах 1. Ο трех основных помыслах Из бесов, противостоящих [духовному] деланию 795 , первыми выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас [к исканию] славы человеческой. Все другие [бесы] следуют за этими, воспринимая от предшественников [души] уязвленных ими. Ибо нельзя попасть в руки духа блуда тому, кто перед этим не впал [в страсть] чревоугодия; нельзя возмутиться гневом тому, кто не сражается за яства, или за деньги, или за славу человеческую; нельзя избежать беса печали тому, кто всего этого лишился, или не может стяжать 796 ; нельзя избежать гордости, этого первого порождения диавола, тому, кто не исторг [из себя] «корень всех зол – сребролюбие» ( 1Тим. 6, 10 ), поскольку, согласно мудрому Соломону, «нищета мужа смиряет» ( Притч. 10:4 ). И сказать кратко: нельзя человеку попасть [в руки какому-либо] бесу, если он прежде не был уязвлен предстоятелями [бесов] 797 . Поэтому эти три помысла диавол некогда предложил Спасителю: первый, – когда просил камни сделать хлебами; второй, когда обещал [отдать] весь мир, если [Господь], пав, поклонится ему; третий, когда говорил, что если [Христос] послушается его, то прославится и ничего не потерпит, бросившись вниз [с крыла храма] 798 . Но Господь наш, явив Себя выше этих [искушений], повелел диаволу отойти прочь, научая этим также нас, что нельзя отразить диавола, если не презреть эти три помысла 799 . 2. Чувственные представления и память на служке помыслам Все бесовские помыслы вносят в душу представления чувственных вещей; запечатленный ими ум вращает образы этих вещей в самом себе. Следовательно, исходя из [представляемой] вещи можно узнать приближающегося [к нам] беса. Например, если мысленно предо мною предстает лицо обидевшего и унизившего меня, то этим изобличается приближение помысла па-мятозлобия; если всплывает воспоминание о богатстве или славе, то ясно, что мучитель наш узнается по вещи, [вызывающей эти воспоминания]. И в отношении других помыслов [также можно сказать, что] ты можешь обнаружить [того беса], который предстоит и внушает [тот или иной помысел]. Я не говорю, что все воспоминания о таковых вещах случаются от бесов, поскольку и самому уму, приводимому в движение человеком 800 , присуще воображать [нечто] о существующих [вещах]. Нет, от бесов происходят только те воспоминания, которые увлекают яростное или желательное [начала души, заставляя их] двигаться вопреки своей природе 801 . Вследствие смятения этих сил [души] и ум прелюбодействует и [начинает] бунтовать 802 , будучи не в состоянии воображать о .Боге – Законоположни-ке своем 803 , если только [не] появится та светозарность, которая бывает в [нашем] владычественном начале во время молитвы, при условии, [конечно], отсутствия всех мыслей о [тленных] вещах 804 . 3. О борьбе против помыслов и предостережение против тщеславия

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Автобиографическое повествование Леонида Бородина «Без выбора» вышло в свет в 2003 году в журнале «Москва» 7-9) и одновременно отдельной книгой в издательстве «Молодая гвардия». Почти сразу же на это произведение отозвался яркой рецензией «“Без выбора”: неволя, нищета, счастье…» Юрий Кублановский (Новый Мир, 3, 2004). В ней поэт писал: «Исповедальное повествование Бородина “Без выбора” выгодно отличается от большинства нынешних мемуаров, высосанных порою из пальца, редкой своеобычностью судьбы автора, в позднесоветские сравнительно вегетарианские времена сполна хлебнувшего тюрем и лагерей. Тут другое качество души, отличное от расхожего, другая частота биения сердца, чем та, к которой мы обычно привыкли. Не для самоутверждения и самовыпячивания написана эта книга, но чтобы бескорыстно, чистосердечно (а порой и простосердечно) разобраться в себе самом… Ну кто нынче напишет о себе столь просто, так откровенно, без рисовки, но и без унижения паче гордости: что про себя думаю, то и говорю, – кто на это теперь способен?.. Неординарная спайка правдоискательства и солдатства и определила, по-моему, своеобычность личности Леонида Бородина. Ведь, как правило, правдоискатели – разгильдяи, а солдаты – служаки. У Бородина же все по-другому» с. 167]. Ю. Кублановский также удачно сформулировал смысловую доминанту этого повествования не только в парадоксальном образе автора как солдата-правдоискателя, но и в определении его особого взгляда на историю России: «мирочувствование Бородина неотделимо от Родины, от исторической отечественной мистерии. На примере жизни его, так доверительно нам открытой, видим, что Родина не пустой звук, что любовь к ней – не фразерство, не идеология, а формообразующая человеческую личность закваска, наполняющая жизнь высоким смыслом и содержанием. Смыслом, религиозно выводящим за грань эмпирического теплохладного бытия» с 172] [Выделено мной. – В.Д.]. Эти формулировки важны для понимания внутренних, духовно-экзистенциальных оснований философского осмысления истории Л. Бородиным. Можно определить их так: 1) это мышление одновременно и свободное, ищущее – и строгое и героическое; 2) в основе его лежат не рациональные конструкции ума (они уже создаются потом, как результат) – но высшее духовное постижение истины, всегда связанное с мистическим проникновением в «плоть» истории:

http://ruskline.ru/opp/2022/11/25/istori...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010