Нищета духовная ...Не те нищи духом, кои отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, кои оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге (прп. авва Исаия , 59, 84). Если возлюбишь нищету, то обратишь в бегство демона сребролюбия (прп. Ефрем Сирин , 30, 161). Источник. Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством (прп. Ефрем Сирин , 32, 16). Худое стяжание – сребролюбие, поэтому погубим его; худой запас – злопамятство, поэтому отбросим его; пагубное приобретение – невоздержное похотение, им-то более, нежели чем другим, обнищаем, чтобы такою нищетою приобрести себе Царство: ибо блажени нищии духом ( Мф. 5, 3 ), т.е. обедневшие таким богатством (свт. Григорий Нисский , 19, 320–321). Источник. ...Что значит обнищать духом; чем приобретается право стать обладателем Небесного Царствия? Из Писания дознали мы два рода богатства: одно вожделенное, и другое осужденное. Вожделевается богатство добродетелей, осуждается же вещественное и земное, потому что первое делается достоянием души, а последнее может только послужить к обольщению чувствилищ; посему Господь запрещает собирать его, как готовимое на съедение червям и на козни подкапывающим стены (см.: Мф. 6, 19 ), повелевает же прилагать старание о богатстве сокровищ возвышенных, к которому не прикасается сила тления. Сказав же о черве и татьбе , Господь указал на опустошителя сокровищ душевных. Посему, если нищета противополагается богатству, то, конечно, по соответствию должно признать, что нищета бывает двоякая: одна отвергаемая, а другая ублажаемая. Посему, кто обнищал целомудрием, или дорогим достоянием – справедливостию, или мудростию, или благоразумием, или оказывается и нищим, и нестяжателем, и убогим по другой какой многостоящей драгоценности, тот бедствует от нищеты, и жалок по нестяжательности того, что для человека дорого. Но кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в свои тайники ни одной диавольской драгоценности, но горит духом, и через это собирает себе в сокровище нищету худых дел, тот, по указанию Слова, – в ублажаемой нищете, плодом которой – Небесное Царствие (свт. Григорий Нисский , 19, 364–365).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf СМИРЕНИЕ «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29) Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным ( 46, 390 ). Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 502 ). Смиренномудрие – риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 234 ). Блажен человек, который всегда взирает на Небесного Владыку и Его страдания, который распял себя самого для всех страстей и для всего земного и стал подражателем смирения своего Владыки. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 222 ). Если все свойства Божественного естества превышают меру человеческого естества, то проще всего для нас уподобиться Божеству в возможном и сообразном с нашей природой. Что же это такое? Смиренномудрие. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 355 ). Господь наш Иисус Христос, Бог непостижимый и неизреченный, в продолжение всей Своей жизни во плоти был облечен в смирение. Так что святое смирение праведно должно именоваться и Божественной добродетелью, и Владычней заповедью... Преподобный Филофей Синайский ( 68, 406 ). Почему, сказав: «блаженны нищие». Господь прибавил еще: «духом»? Чтобы показать, что ублажения достойно собственно смирение души и что хотя и телесная нищета блаженна и ведет в Царство Небесное, но только если ее сопровождает смирение душевное, если она с ним тесно соединена и от него получает начало. Таким образом, ублажив нищих духом. Господь дивно показал, где корень и причина видимой нищеты святых, то есть в духе их. Дух, приняв в недро свое благодать евангельской проповеди, становится источником нищеты, орошающим «все лице земли» ( Быт. 2 , б), то есть нашего внешнего человека, и делающим его раем добродетелей. Такая нищета достойна ублажения от Бога. Ибо иной может быть нестяжателен и нищ, и притом произвольно, но ради славы человеческой. Такой человек не нищий духом, а лицемер. Лицемерие же рождается от самомнения, которое противно духовной нищете. Кто имеет дух сокрушенный и смиренный, тому невозможно не радоваться видимой нищете и смирению, ибо он считает себя недостойным славы, довольства, утешений и всего такого. Почитающий себя недостойным всего этого и есть ублажаемый Богом нищий... И все такие – из числа слышавших и последовавших за Господом Иисусом, Сыном Божиим, ибо Он сказал: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Поэтому их и Царствие Божие, ибо они – сонаследники Христовы. Святитель Григорий Палама ( 70, 287 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Беседа 14. Социальные проблемы – дело рук вампиров-богачей. Нищета как свидетельство святости. Конь бледный: гнев Божий. О «зверях земных». Падение «звезд» и «смокв» Сегодня мы продолжаем наше занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова. И мы начинаем наше чтение с 6 стиха 6 главы. Здесь сказано следующее: «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий» ( Откр.6:6 ). Голод – это серьезная проблема. По данным ООН, только 1/3 населения земного шара получает достаточное в количественном и качественном отношении питание, тогда как 1/3 недоедает и еще 1/3 голодает. По данным Всемирной организации здравоохранения, «каждый год в течение первого года жизни умирает 12 миллионов». Сегодня голод принял совершенно новый размах… не менее 400 миллионов живет изо дня в день на грани голодной смерти. По статистике, на земле за один час умирает от голода более 200 человек. Начиная с 1993 года в России и Украине стали регистрироваться случаи голодной смерти. За XX век умерло от голода людей в тысячи раз больше, чем за предыдущую историю человечества. И это несмотря на то, что уровень науки и техники возрос в такое же количество раз. Святой Андрей Кесарийский так истолковывает рассматриваемый текст: «Хиникс – мера пшеницы за динарий, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий». Как вы видите, Андрей Кесарийский предлагает два истолкования. Одно – фактическое, другое – духовное истолкование. В православном христианстве существовали две доминирующие в богословии школы – это Александрийская богословская школа и Антиохийская. Антиохийская придерживалась буквального или исторического восприятия любого текста Писания. А вот Александрийская школа использовала аллегорический, или духовный способ истолкования Библейских текстов. И тот и другой подход верный, потому что Писание – оно многогранно. Древние говорили, что Закон Божий имеет семьдесят ликов. То есть, имеется семьдесят разных способов истолкования, прочтения одного и того же текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России. 16-17 декабря 2002 года Соборное слово VII Всемирного Русского Народного Собора Мы, участники VII Всемирного Русского Народного Собора, объединившего более 1500 представителей государства, Церкви, профсоюзов, делового мира, культуры, общественных объединений из 72 регионов России и многих стран Содружества, - обращаемся к соотечественникам. Вновь и вновь свидетельствуем: традиционные духовно-нравственные ценности, веками определявшие наш жизненный уклад, и поныне являются основой русской цивилизации как единого пространства для бытия всех народов нашей Отчизны - России. Эти ценности должны быть с новой силой утверждены в нашем Отечестве и народе. Они способны ярко проявиться в трудовой и хозяйственной жизни. Не случайно наш Собор избрал тему " Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России " . После периода бурных перемен Россия стремится к стабилизации общественной жизни. Это сделало возможной глубокую дискуссию о результатах экономического развития последних десятилетий, о путях построения процветающего и справедливого общества. Экономические реформы, по убеждению многих, преодолели крайности прежнего хозяйственного уклада, который оказался неэффективным. Люди получили возможность проявлять инициативу, устремляясь к созиданию лучшей жизни для себя и для других. В некоторых отраслях экономики намечается рост. Однако никто не может отрицать, что недавний период принес в жизнь страны множество новых трудностей, болью отдающихся в народной душе. На экономику давит тяжкий груз преступности, коррупции, бесчестья. Нищета миллионов стала соседствовать с вызывающей роскошью единиц. За бортом активной и достойной жизни оказались многие пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, беженцы и вынужденные переселенцы. Даже те, кто вполне может и желает трудиться, подчас столкнулись с невозможностью реализовать себя. Особенно сильно страдают женщины, которые подвергаются дискриминации и нередко, как и дети, становятся живым товаром.

http://mospat.ru/archive/86467-vera-i-tr...

     Мы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню. Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира. В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем. Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути. Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».

http://pravoslavie.ru/110797.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Афанасий Лимасольский: «Знайте, братья: вы все в храме!» 13.04.2020 1595 Время на чтение 13 минут Источник: Православие.Ru Христианам о карантине и закрытых храмах Когда на Кипре из-за пандемии были закрыты храмы для посещения прихожанами, Митрополит Афанасий Лимассольский стал ежедневно утром и вечером в эфире радио Митрополии общаться со своими духовными чадами, успокаивая и утешая их. Еще он благословил «цепочку непрестанной молитвы», в которой участвуют все желающие. В начале каждой программы «Христу Богу предадим» Митрополит читает и объясняет Священное Писание или вспоминает подвижников, которых знал, а после звонят люди: они могут поделиться своей болью, что-то рассказать или спросить. Это общение напоминает беседы геронды с духовными чадами в монастырском архондарике. Митрополит Лимасольский Афанасий – Геронда, почему Господь послал нам вирус и смерть? – Господь сотворил мир прекрасным. Смерть, несчастья, страдания, нищета, болезни, бедствия, зло, происходящее в мире, пришли потом. Их создал не Господь. Их выбрали мы, люди, через отступление от Бога. Это все последствия падения человека, его злоупотребления своей свободой. Бог – наш Отец. Он есть Любовь. Мы, к сожалению, оставляем Бога и приносим в мир зло Человек разорвал связь с Богом. А Бог – наш Отец. Он есть Любовь. Мы, к сожалению, оставляем Бога и приносим в мир зло. И чем дальше мы своими греховными делами отдаляемся от благодати Божией, тем ближе подходим к врагу человеческому, диаволу. Как когда мы отдаляемся от света, то попадаем во тьму. Солнце есть, но если мы прячемся от него, нам становится темно и холодно. А выйдя на солнышко, согреваемся. – Геронда, меня не оставляет помысел: в Греции храмы закрыли в Крестопоклонную Неделю. В пустых храмах читалось Евангелие о том, что тот, кто старается спасти свою жизнь, ее потеряет, а кто хочет ее потерять ради Христа, приобретет. Получается, наши слова и дела расходятся. Как во время Второго Пришествия мы встретим св. Кирика, св. Марину, св. Димитрия – тех, кто был разрублен на кусочки, сожжен, пролил кровь? Что скажем Богу: испугались вируса?

http://ruskline.ru/opp/2020/04/13/mitrop...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа 2009 г. 14:50 21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе   Соловецкого ставропигиального монастыря . После чтения Евангелия Святейший Владыка обратился к молящимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Всякий раз, когда Церковь вспоминает святых преподобных мужей, то есть тех, кто подвизался в монашестве, читается отрывок из шестой главы Евангелия от Луки: блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны голодные, блаженны те, кого гонят ради святой истины (см. Лк. 6:20-23). Почему же именно в дни памяти святых преподобных отцев Церковь предлагает это Евангельское чтение? Потому, что в словах, которые мы только что слышали из Евангелия, содержится величайшая Божественная правда, которая не всегда открывается людям, — более того, правда, которую мы чаще всего неспособны видеть, но которую видели и которой последовали святые преподобные мужи. В чем же эта правда? Ведь и нищета, и слезы, и голод, и гонения это скорбные обстоятельства жизни, это страдания человеческие. Какая же правда Божия открывается людям в человеческом страдании, в этих стесненных обстоятельствах? Каков духовный смысл человеческого страдания? Этот смысл открывает людям только Евангелие — и ни одно другое, человеческое учение. Когда мы говорим о том, что Христос принес новое слово миру, что Его слово было настолько радикальным, что оказалось способным изменить весь ход человеческой истории, то имеем в виду, в том числе, и великое Божественное откровение, которое раскрывает духовный смысл человеческой свободы. В скорби, в страдании человек остается один на один с опасностью, чаще всего со смертельной опасностью. Это либо болезнь, недуг, либо жизненные неудачи и даже катастрофы, либо крупные неприятности по службе, грозящие человеку лишением благополучия.

http://patriarchia.ru/db/text/723567.htm...

прот. Василий Стрепетов Бдите совершени, коже тецъ вашъ небесный совершенъ Мат. ми. ( Мф. 5:48 ) «В детях примечаются свойство и подобие отца; так в христианах должны быть свойство и подобие Отца небесного: должны и они быть святы, благи, милосерды, кротки, терпеливы и проч.» 1 . Святитель Тихон, Епископ Воронежский Поучение I. О первом изречении блаженства Бдите совершени, коже цъ вашъ небесный совершенъ Мат. ми. ( Мф. 5:48 ) Господь наш Иисус Христос в учении своем о девяти Евангельских блаженствах изобразил нам как бы некую духовную лествицу, шествующие по коей восходят от одного совершенства к другому, от силы в силу, пока, наконец, путем самопознания, сокрушения, любви к Богу и ближним, чистоты сердца и терпения или мужества духа, не достигнут высоты неба, соделавшись земными Ангелами или небесными человеками. Уже то одно, что учение Христово о блаженствах читается на каждой литургии, достаточно показывает его высокое значение в нашей жизни и необходимость изображаемой в них духовной лествицы для нашего усовершенствования. Первая ступень на этой лествице, ведущая нас в царство Божие, есть духовная нищета. Блажени нищии духом, говорит Господь, яко тех есть царствие небесное ( Мф. 5:3 ). Кто эти нищии духом? Это – смиренномудрые, т. е. те из людей, которые, глубоко сознавая свое недостоинство, считают себя грешниками пред Богом и потому в деле спасения своего не надеются на свои духовные силы, а уповают на одну только благодатную помощь Божию, или, как говорит Святитель Христов Тихон, которые «исповедуют о себе и со смирением признают свою немощь и окаянство, и от зла ли когда уклоняются, или доброе делают, – благодати и милости Божией все то приписывают» 2 . Как нищий по телу ничего своего не имеет и нуждается во всем от других: так и нищий духом, сознавая свою греховность и недостоинство, всем сердцем чувствует, что он не имеет в себе ничего доброго. «Господи! исповедую, что я не иное что, как всякая суета, сень смертная, и бездна некая темная, и земля праздная, которая без Твоего благословения ничего не прозябает, и плода не творит, кроме стыдения, греха и смерти» 3 , – так обыкновенно взывает нищий духом к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

     В сегодняшнем апостольском чтении встречаются такие слова: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (1 Кор. 4:10). Что имеет здесь в виду апостол и почему он избирает такой странный тон, в котором чувствуется привкус иронии? Как мы знаем из Книги Деяний, коринфскую общину основал сам Павел. Апостол прожил в Коринфе полтора года, проповедуя и уча. После он продолжил свои миссионерские путешествия, оставив в Коринфе вполне устроенную общину. Однако вскоре до Павла начали доходить нехорошие слухи о коринфской Церкви. Оказалось, коринфяне не совсем верно поняли проповедуемое Павлом Евангелие. Коринф, большой портовый город, был в то время оживленным культурным центром, с мощной философской школой и развитым искусством. В то же время он имел дурную славу города порочного и развращенного. Бытовало даже такое выражение: «жить по-коринфски», т. е. безмерно распутничать. В Коринфе евангельская проповедь столкнулась с проблемой интеллектуального снобизма и нравственного нечестия. Горожане восприняли христианство как очередную философскую школу, не влияющую на личную жизнь человека. Внутри самой Церкви начались разделения по партиям, выбирающим себе того или иного лидера: Павла, Петра, Аполлоса. Эти партии спорили друг с другом; причем если побеждали в полемике, очень гордились. При этом многие члены Церкви продолжали вести откровенно языческую жизнь. Например, некто из христиан взял свою мачеху в жены. Иные судились друг с другом по имущественным вопросам. Творились беспорядки на церковных собраниях. Словом, в Коринфе мир попытался поглотить Евангелие. Самое главное, что здесь искажалась сама христианская духовность. Исчезали слезы покаяния, нищета духовная, память о смерти и о Втором Христовом Пришествии. Забывалось учение о том, что Царство Божие не от мира сего. Игнорировались главнейшие христианские добродетели – смирение и простота. В своем отношении к миру коринфяне становились на путь, очень отличный от обозначенного в Новом Завете: «В мире будете иметь скорбь… все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Ин. 16:33; 1 Ин. 2:16).

http://pravoslavie.ru/114888.html

Алексей Шиповальников: «Верь Богу – и будешь улыбаться» Сын выдающегося пастыря XX века продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи 15 марта, 2017 Сын выдающегося пастыря XX века продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи Литургии на рассвете, игра в машинки у патриарха, футбол с Иоанном Крестьянкиным, стены Лубянки и Ленин за ширмой, чудо на Аляске и «Калинка» на американский манер – Алексей Шиповальников, сын выдающегося пастыря 20 века Виктора Шиповальникова, продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи. Алексей Шиповальников – человек, который доказывает, что счастье внутри нас и мало зависит от внешних обстоятельств. Талантливый дирижер и композитор, он родился в середине двадцатого века в семье известного священника Русской православной церкви Виктора Шиповальникова. Детство маленького Алеши проходило в годы гонений на церковь, ее пастырей и их семьи. Нищета, голод, насмешки и побои со стороны сверстников, отчисление из университета, аресты, допросы на Лубянке – все это в воспоминаниях Алексея Викторовича становится второстепенным, уступая место рожденным в детстве и пронесенным через всю жизнь духовной радости и глубокой вере,  картинам семейного уюта и по-шмелевски осязаемого быта . Алексей Викторович также делится воспоминаниями о дорогих его сердцу людях, с которыми посчастливилось встретиться на жизненном пути – патриархах Алексии Первом, Пимене и Алексии Втором, отце Иоанне Крестьянкине, Солженицыне, Чуковском и многих других. Я чувствовал силу людей, которые молились после немыслимых испытаний – Ваш отец около двадцати лет служил в Рязани. Насколько я понимаю, это был особый период в жизни вашей семьи. Что больше всего запомнилось из тех лет? – Литургия служилась каждый день. В будние дни она начиналась в пять утра, чтобы люди успели на работу. Мы с отцом выходили из дома в половине пятого, идти нужно было километра два пешком. К семи служба заканчивалась. Что очень важно – к пяти утра огромный храм наполнялся почти полностью. В будние дни дружинники не караулили у дверей храма, поэтому многие приходили именно в будни.

http://pravmir.ru/aleksey-shipovalnikov-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010