Алексей Шиповальников: «Верь Богу – и будешь улыбаться» Сын выдающегося пастыря XX века продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи 15 марта, 2017 Сын выдающегося пастыря XX века продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи Литургии на рассвете, игра в машинки у патриарха, футбол с Иоанном Крестьянкиным, стены Лубянки и Ленин за ширмой, чудо на Аляске и «Калинка» на американский манер – Алексей Шиповальников, сын выдающегося пастыря 20 века Виктора Шиповальникова, продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи. Алексей Шиповальников – человек, который доказывает, что счастье внутри нас и мало зависит от внешних обстоятельств. Талантливый дирижер и композитор, он родился в середине двадцатого века в семье известного священника Русской православной церкви Виктора Шиповальникова. Детство маленького Алеши проходило в годы гонений на церковь, ее пастырей и их семьи. Нищета, голод, насмешки и побои со стороны сверстников, отчисление из университета, аресты, допросы на Лубянке – все это в воспоминаниях Алексея Викторовича становится второстепенным, уступая место рожденным в детстве и пронесенным через всю жизнь духовной радости и глубокой вере,  картинам семейного уюта и по-шмелевски осязаемого быта . Алексей Викторович также делится воспоминаниями о дорогих его сердцу людях, с которыми посчастливилось встретиться на жизненном пути – патриархах Алексии Первом, Пимене и Алексии Втором, отце Иоанне Крестьянкине, Солженицыне, Чуковском и многих других. Я чувствовал силу людей, которые молились после немыслимых испытаний – Ваш отец около двадцати лет служил в Рязани. Насколько я понимаю, это был особый период в жизни вашей семьи. Что больше всего запомнилось из тех лет? – Литургия служилась каждый день. В будние дни она начиналась в пять утра, чтобы люди успели на работу. Мы с отцом выходили из дома в половине пятого, идти нужно было километра два пешком. К семи служба заканчивалась. Что очень важно – к пяти утра огромный храм наполнялся почти полностью. В будние дни дружинники не караулили у дверей храма, поэтому многие приходили именно в будни.

http://pravmir.ru/aleksey-shipovalnikov-...

Алексей Шиповальников: «Отец с самого детства жил в ощущении ГУЛАГа вокруг» Сын выдающегося пастыря XX века – о детстве и юности во времена гонений 9 марта, 2017 Сын выдающегося пастыря XX века – о детстве и юности во времена гонений «Счастье», «счастлив» — слова, которые чаще всего можно услышать из уст Алексея Викторовича Шиповальникова, композитора, дирижера, профессора литургики и регента с сорокалетним стажем. Алеша, как называют его родные и друзья, родился в середине двадцатого века в семье известного священника Русской православной церкви Виктора Шиповальникова. Детство маленького «поповича» проходило в годы гонений на церковь, ее пастырей и их семьи. Нищета, голод, насмешки и побои со стороны сверстников, отчисление из университета, аресты и допросы – все это в воспоминаниях Алексея Викторовича становится второстепенным, уступая место рожденным в детстве и пронесенным через всю жизнь духовной радости и глубокой вере, картинам семейного уюта, по-шмелевски осязаемого быта, где все пронизано любовью и благодарностью Богу. Алексей Викторович также делится воспоминаниями о дорогих его сердцу людях, с которыми посчастливилось встретиться на жизненном пути – патриархах Алексии Первом, Пимене и Алексии Втором, отце Иоанне Крестьянкине, Солженицыне, Чуковском и многих других. Отец с самого детства жил в ощущении ГУЛАГа вокруг — Ваш отец, протоиерей Виктор Шиповальников , был одним из самых выдающихся пастырей XX века. Некоторые эпизоды его биографии особенно меня поразили. Из его собственных воспоминаний: «Шли повальные репрессии. Вечером в церкви идет служба, утром приходишь — уже тех священников нет. Поэтому у меня возникла такая мысль: а кто же их заменит, если так будет продолжаться? И у меня возникло твердое желание, несмотря ни на что, пополнить их ряды» . То есть молодой человек решает встать на смену тем, кто убит или отправлен в лагеря, понимая, что и его самого постигнет подобная участь. Как это возможно? Как же инстинкт самосохранения? — Это был примерно 1930 год. Отцу было около пятнадцати лет. Я могу вспомнить себя в этом же возрасте – инстинкта самосохранения не существует. Он только с годами появляется. Но дело, конечно, не только в этом. Решение отца стать священником, действительно, было ранним, но оно было выстраданным и непоколебимым. И, повзрослев, он этому решению не изменил. Папа был очень цельным, волевым и целенаправленным человеком.

http://pravmir.ru/aleksey-shipovalnikov-...

Аннотация Статья посвящена постановке проблемы выявления особенностей аскетической практики христианина в эпоху информационного взрыва. Обозначена актуальность христианской аскезы, которая должна рассматриваться как важная и необходимая составляющая жизни современного человека. Применяются такие методы, как семантический анализ понятия и его рассмотрение в русле православного предания, аналитический обзор тенденций развития современного общества, синтез психологических проблем, выявленных при пастырском окормлении прихожан. Обращено внимание на доминирование негативно-агрессивного фона информационного пространства современного общества. Информационно-психологические войны определяются как реальность современного мира, искажающая фундаментальные категории человеческого бытия. В качестве главных средств для выработки психологической устойчивости христианина предлагается обращение к опыту святых, близких к нам по времени, а среди христианских добродетелей особенно выделяются «нищета духа», вера как доверие Промыслу Божию, трезвение, благоговение, постоянство, молитва краткими словами, «подвиг общения». Новизна исследования заключается в обращении к проблеме аскетики в контексте расцвета новых информационных технологий. 1. Аскеза в Священном Писании и Предании Церкви Аскеза как подвиг и практика христианской жизни Св. ап. Павел говорил о себе: «Подвизаюсь (древнегреч. –– σκ) всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» ( Деян 24:16 ). И хотя это единственное место в Св. Писании, где употребляется производная от глагола «σκω» (упражняться, тренироваться), но сама идея необходимости духовного подвига для выполнения божественных заповедей и наследия Царства Божия является одной из важнейших истин, выраженных многоразличными способами и терминами, как в Библии , так и в Св. Предании Церкви. Достаточно вспомнить слова Христа Спасителя «подвизайтесь войти сквозь тесные врата» ( Лк 13:24 ), а также многократные упоминания ап. Павла о пастырском подвиге за христиан ( Кол 2:1 ), о «подвиге добром» ( 2Тим 4:7 ), «подвиге веры» ( 1Тим 6:12 ), о страдании за Христа как особом даре и подвиге ( Фил 1:29–30 ), о «подвиге благовестия Божия» ( 1Сол 2:2 ), чтобы освежить в нашем сознании эту общепринятую в Православии нравственную истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Бедность Бедность обыкновенно более спасает душу, а богатство для многих служит к тому препятствием; бедность находит всякий, а богатство не в нашей (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 142). Знай, что скудость в вещах приближает тебя к Богу (прп. авва Исаия , 60, 206). Нищета, при истинном самодовольстве, для целомудренных предпочтительнее всякого наслаждения (свт. Василий Великий , 5, 112). Источник. Мы, бедные, отличаемся от богатых – свободою от забот: наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами, не зная беспокойств и будучи свободны, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены (свт. Василий Великий , 5, 190). Источник. ...Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 799). Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон представляет к этому случаи как диаволу, так и коварным людям и бывает рабом всех, по великому множеству дел (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. ...Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 190). Источник. ...Бедный, как человек свободный... есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 197). ...Бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства (свт. Иоанн Златоуст , 47, 342). ...Бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды... от этого в душе великое любомудрие... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366). Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Беседа тридцать третья. Любовь – райский евангельский гимн 452 Дорогие мои братья, Бог есть любовь. «Пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает», – громогласно проповедует апостол любви Иоанн Богослов 453 454 . Любовь – самый прекрасный цветок в саду добродетелей, из которых состоит рассуждение, самый яркий из цветов радуги в Небе Евангелия. Самая дорогая жемчужина в короне веры. Ключ, которым открываются все двери человеческого поведения. Лекарство, которым излечивается любая болезнь душевная и телесная. Райский евангельский гимн. Один святой говорил: «Господи, сделай так, чтобы я помогал людям, а не они мне; чтобы я любил других, а не они меня; чтобы я их понимал, а не они понимали меня». Любовь, которой учил Господь, не искажённая ложными человеческими представлениями, есть жертва, есть аромат духовного благоухания. Есть плод сердца и дар произволения. Любовь проявляется не в том, что ты даёшь, а в том, как даёшь. Любовь не в протягивании руки, а в приношении сердца. Если ты умеешь самого себя отдавать другим, значит, умеешь любить: «Доброхотна бо дателя любит Бог» 455 456 , – говорит апостол Павел. Бог любит того, кто творит милостыню охотно и с улыбкой на лице; кто творит милостыню по свободном рассуждении. Милостыня, приносимая с сожалением и по принуждению, не принимается. Корень милосердия в сердце. Милостыня исходит из сердца и подаётся руками. Милостыня согревает, когда есть огонь любви. Милостыня холодна и тягостна, когда нет любви. Она – мёртвое тело без солнца и света, цветок без вида и аромата. Милостыня без любви – оскорбление. Грош цена даже самому прекрасному и дорогому подарку, если его дарят без улыбки. Христос говорит, что нужно быть внимательными в вопросе милостыни. Он осуждает милостыню, которая творится напоказ и с превозношением. Очень назидательны в этом случае примеры святых. Замечательный и удивительный пример милосердия показал святитель Николай 457 , который помог трём бедным девушкам выйти замуж. Удивление вызывает не столько сумма, которую он пожертвовал, – а сумма была на самом деле внушительная, – сколько деликатность, с которой он творил милостыню. «Тяжела нищета», – говорит святой Златоуст 458 . Бывает, что она так ослепляет человека, что он совершает неподобающие поступки. И три бедные девушки оказались на краю пропасти. Их отец пришёл в совершенное отчаяние. Святитель Николай в тяжёлый момент спешит прийти на помощь. Он делает всё возможное, чтобы его поступок остался для людей тайной, исполняя на деле слово Господа: «Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Богоуподобление ...Последует Христу тот, кто держится заповедей Его, кто шествует путем Его учения, идет по стопам и следам Его, подражает учению и делам Христовым... (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 318). Источник. Не мимоходом выслушивать богословские слова, но прилагать старание в каждом речении и в каждом слоге открывать сокровенный смысл, есть дело не нерадивых в благочестии, но знающих цель нашего призвания; потому что мы обязаны уподобляться Богу, сколько это возможно для естества человеческого; уподобление же невозможно без ведения... (свт. Василий Великий , 7, 192). Источник. ...Бог, сотворивший человека, есть истинная жизнь: потому, кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью... (свт. Василий Великий , 9, 56). Источник. Если хочешь быть богом, показывай свою деятельность не в том, чтобы делать зло, но в том, чтобы делать добро (свт. Григорий Богослов , 16, 208). Источник. Блажен человек, который пред очами имеет Небесного Владыку и Его страдания, который распял себя самого для всех страстей и для всего земного и стал подражателем собственного своего Владыки (прп. Ефрем Сирин , 32, 222). ...Кто соделался чуждым всего разумеемого под именем порока, тот некоторым образом по такому нраву делается богом, доводя до преспеяния в себе то, что разум признает и о Божественном естестве (свт. Григорий Нисский , 18, 452). Источник. ...Конец добродетельной жизни есть уподобление Божеству. Но Бесстрастное и Чистое совершенно неподражаемо для людей; потому что совершенно невозможно, чтобы жизнь страстная уподобилась Естеству, не допускающему в себе страстей. Посему, если блажен един Бог, как именует Его Апостол (ср.: 1Тим. 6, 15 ), а для людей общение в блаженстве возможно чрез уподобление Богу, подражание же это крайне трудно, то следует, что и блаженство человеческой жизни недоступно. Но и в Божестве есть нечто такое, что, как возможное, предлагается желающим для подражания. Что же это именно?.. – нищета духа; ею Писание именует добровольное смиренномудрие. В пример же оной Апостол показывает нищету Божию, говоря: Он нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (ср.: 2Кор. 8, 9 ). Итак, поскольку все прочее, что усматривается относящимся к Божественному естеству, превышает меру естества человеческого, а смирение есть нечто нам сродное и совозросшее с нами, которые по земле ходим, из земли имеем состав и в землю возвращаемся; то и ты, уподобившись Богу в том, что для тебя естественно и возможно, сам облачаешься в блаженный сей Образ (свт. Григорий Нисский , 19, 366–367). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Василий Васильевич Болотов – человек и ученый 1. Жизнь и личность В.В. Болотова 1 В истории церковно-исторической (и, вообще, гуманитарной) науки можно найти не так уж много примеров, когда величие совершаемого дела находилось бы в полном созвучии со смирением его автора. Одним из таких наиболее ярких примеров и является личность Василия Васильевича Болотова 2 . Родился он в ночь с 31 декабря 1853 г. на 1 января 1854 г. 3 Отец его – Василий Тимофеевич Болотов – был дьячком Осташковского Троицкого собора. Овдовев, он женился второй раз (от первого брака у него были сын и дочь) на дочери умершего священника села Кравотыни Марии Ивановне Вишняковой. Однако 16 ноября 1853 г. (за полтора месяца до рождения Василия Васильевича) он случайно (загоняя гусей) утонул в Селигере. Мария Ивановна, прожив с мужем всего несколько месяцев и внезапно овдовев, вынуждена была вернуться в родное село Кравотынь. Здесь и родился будущий великий историк. Молодую вдову ожидали не просто бедность, достаточно обычная для сельского приходского духовенства тогдашней России, но практически нищета. Не имея никаких средств к существованию, Мария Ивановна, положась на волю Божию, добывала их тем, что пекла просфоры для местного кравотынского храма и шила одежду для крестьян. От природы чрезвычайно одаренная, Мария Ивановна еще в детстве сама выучилась читать и писать и почти все свободное время посвящала чтению духовных книг. Обладая удивительной памятью, она, по словам одного ее знакомого (Н.Μ. Берзина), «все слышанное ею в разное время передавала всегда с буквальной точностью. Она не могла ничего забыть». Эту черту характера Марии Ивановны и ее природную одаренность унаследовал и Василий Васильевич. Еще он воспринял от матери и другую сущностную черту ее личности – искреннее, а поэтому неброское и несклонное к внешним ярким проявлениям благочестие. Каждый день матери и сына начинался усердными молитвами с земными поклонами, воскресное утро они проводили за Литургией, а по большим праздникам ходили в Нилову пустынь, отстоящую не столь далеко от Кравотыни. Другими словами, Православие было тем воздухом, которым дышал В.В. Болотов с младенческих лет. Примечательны и его детские игры: обычно со сверстниками он либо строил из песка монастырь, изображая настоятеля, либо возводил из кирпича маленькую церковь , для которой сам нарисовал икону Спасителя. Посвятив всю жизнь сыну (которого ласково называла «сынушкой» и «Васильюшкой»), Мария Ивановна заложила и основы его образования. К семи годам маленький Василий уже «прекрасно читал и, обладая от природы феноменальной памятью, с поразительной точностью передавал прочитанное» 4 . Начатое дома образование В.В. Болотов продолжил в сельской школе, прочитывая также все попадавшиеся в его руки книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Глава 8. Русская Православная Церковь в XX веке Подготовка Поместного Собора . Последним российским императором был Николай II, благочестивый человек, искренне желавший наладить положение Церкви в своем государстве. Он сочувствовал желанию церковных деятелей созвать Поместный Собор и обсудить вопрос о восстановлении патриаршества и других необходимых преобразованиях в церковной жизни. Против этого был обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, которому император доверял. Тем не менее в 1905 г. удалось начать работу по подготовке Собора. Всем епархиальным архиереям была разослана анкета, содержавшая вопросы относительно желательных преобразований в управлении и жизни Церкви. Ответы, пришедшие от епископов, были затем изданы в нескольких томах. В 1906–1907 гг. при Святейшем Синоде действовало Предсоборное Присутствие в составе известных иерархов, профессоров духовных академий и видных церковно-общественных деятелей. В его задачу входило выработать на основании отзывов епархиальных архиереев программу будущего Собора. Однако, несмотря на большую подготовительную работу, Поместный Собор созвать тогда не удалось. Это стало возможным только после падения, монархии в 1917 году. Праведный Иоанн Кронштадтский . В XIX и в первые годы XX столетия прославился еще один праведник – протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Молодым священником, выпускником Санкт-Петербургской духовной академии приехал он в портовый город Кронштадт, недалеко от Петербурга. Это был его первый приход, и в нем он оставался всю жизнь. Как и во многих других портовых городах, жизнь в Кронштадте отличалась испорченностью нравов. Останавливаясь там после долгих плаваний, матросы кутили и напивались, а попойки кончались драками. В Кронштадт из Петербурга высылали бездомных и нищих, подобранных на улице. Жили эти опустившиеся люди по краям города в скверных лачугах. Там царили нищета, грязь, безысходность. Отец Иоанн сразу понял, что именно эти люди – его прихожане и о них он должен заботиться. Особенно тяжело ему было видеть в этих условиях детей, и в первую очередь он старался привлекать их к себе и заботиться о них. Отец Иоанн понимал, что нельзя учить добру людей, не помогая им в их нужде. Сначала он раздавал все свои деньги, так что дома у него ничего не оставалось, но он скоро понял, что такой его помощи недостаточно. С помощью привлеченных им людей он создал в Кронштадте целый городок, который назывался «Домом трудолюбия». В нем были фабрики и мастерские, на которых работа не требовала особых знаний или силы, где было занято около семи тысяч человек. Были там школа для детей, библиотека и приют для маленьких ребят, матери которых работали. Летом устраивались летние детские колонии. Был большой дом, где могли ночевать бездомные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

ЖМП 10 октябрь 2011 /  10 октября 2011 г. Епископ Тихон: Объединим москвичей общим деланием во славу Божию В Москве началась «Программа-200» — крупнейший совместный строительный проект Церкви и городского правительства со времен воссоздания храма Христа Спасителя. В столице должны появиться 200 новых церковноприходских комплексов, включающих в себя не только храмы, но и необходимые здания для миссионерской и социальной работы. О том, где и как будут возводиться новые храмы, рассказывает председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон. Идея Святейшего Патриарха Кирилла о строительстве 200 храмов в спальных районах Москвы уже обрела совершенно реальные черты. Это крупнейший совместный проект Церкви и государства со времен их отделения друг от друга. И он уже сделал шаг со страниц установочных, согласовательных и проектных документов на стройплощадки столицы. В годы богоборчества мы потеряли в Москве более 1000 храмов и монастырей. Да, новое Российское государство признало ошибки лихолетья и право Русской Православной Церкви на возврат отнятых земель и строений. Однако вернуть можно далеко не всё. На месте бывших святынь выросли объекты городской инфраструктуры. Да и духовные запросы столицы изменились. Москва далеко шагнула в строительстве, и на окраинах выросли многомиллионные спальные районы, в которых нет храмов. Желание светских властей выделить новые участки в спальных микрорайонах уравновесило невозможность отдать Церкви землю в центре Москвы. Духовная нищета в цифрах Сейчас в Москве на каждый храм приходится по 40 000 жителей при среднем показателе по России в 11 000. Есть огромные районы, где храмов один-два или нет вообще. В Люблине, например, живет 180 тыс. человек, а храм один. Этот район сейчас духовно обездолен. Судите сами, из 180 тыс. человек место для молитвы есть только у 150. Тем более что потенциал духовенства в этом районе огромен. В единственном действующем люблинском храме во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и певческая гимназия есть, и воскресная школа, и дошкольные группы. Сотни детей там занимаются, а вот на богослужении может присутствовать всего 150 человек, потому что храм временный, маленький. Миссионерская работа налажена хорошо, народ тянется к церковной жизни, и молодые клирики имеют, думаю, уже достаточно опыта для организации самостоятельной приходской жизни. А храмов пока нет. Но будут. Надо только всем нам объединить усилия.

http://e-vestnik.ru/analytics/tihon_prog...

Закрыть itemscope itemtype="" > Второй университет Интервью с народным артистом СССР Юрием Соломиным 31.08.2006 772 Время на чтение 10 минут Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин 30 августа в Санкт-Петербурге, а 4 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 250-летию государственного театра в России. " Виновники " торжества - два прославленных русских театра: Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр) и Государственный академический Малый театр. Еще во времена Щепкина и Островского ввиду исключительного влияния на жизнь общества за Малым театром, который стал центром духовной жизни Отечества, закрепилось славное имя " Второго университета " . О том, как прославленный коллектив выполняет эту миссию сегодня, когда нищета духа страшнее бедности народа, и на другие вопросы отвечает художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР, профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина, академик Российской академии словесности, Международной академии творчества, член-корреспондент Российской академии образования Юрий Соломин. - Этот театральный сезон, - говорит Юрий Мефодьевич, - будет для нас удивительным. Ведь в 1756 году, ровно 250 лет назад, по указу императрицы Елизаветы Петровны о создании и субсидировании государственного русского театра было положено начало нашей труппе, сформированной первоначально при Московском университете. Мы изначально договорились о том, что Александринка готовит юбилейное представление, в котором мы будем принимать участие. Очевидно, от нас будет ода. Ее зачитают несколько наших актеров. А когда 4 сентября мы будем отмечать юбилей в Москве, актеры Александринки тоже будут принимать участие в празднике. Подводя итоги прошедших летних гастролей, замечу, что, где бы мы ни выступали, будь то Санкт-Петербург, Прибалтика, Краснодар или Италия, всегда погода в зрительном зале была прекрасная! Из-за насыщенного гастролями графика в этом сезоне планируется выпустить только три новых спектакля. Это " Ревизор " Гоголя в моей постановке, " Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский " (режиссер Владимир Драгунов) по Островскому и его же " Бедность не порок " (режиссер Александр Коршунов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010