Отдел третий 1. Символ веры Символ веры есть краткое изложение того, во что должен веровать православный христианин. Символ Веры был составлен отцами первого и второго Вселенских соборов (собраний пастырей и учителей христианской церкви со всех стран, со всей вселенной). Первый из этих соборов (в г. Никее) был в 325 году при св. равноапостольном императоре Константине, второй (в Константинополе) в 381 г. Символ веры состоит из 12 членов, или частей. Семь первых членов были составлены на Никейском соборе, остальные на Константинопольском. О первом члене Все мы, христиане, должны веровать в Бога, ибо без веры невозможно угодить Ему. Но веровать мало: надо открыто, перед всеми признавать, что мы – православные христиане, т. е. исповедовать веру так, чтобы ничто: ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, даже смерть – не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Бог один. Он есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный. Когда мы говорим о сердце, очах, ушах, руках Божиих, то под сердцем разумеем благость Божию, любовь, под очами и ушами – всеведение Божие, под руками – всемогущество. Бог один по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Троичность Бога, при единстве Божием, есть тайна, которую слабый человеческий ум понять не может. О Святой Троице сказал Сам Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь: «Шедше убо научите вся языки (народы), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Апостол Иоанн говорит: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух, сии Три суть едино». Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий (Бог Слово) предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца. Все три Лица, или Ипостаси, Пресвятой Троицы суть равного Божеского достоинства: Бог Отец есть истинный Бог, Бог Сын есть истинный Бог, Бог Дух Святой есть истинный Бог. Бог называется Вседержителем, потому что Он все содержит в Своей силе и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

(После семи вселенских соборов) Актовая речь в Православном Богословском Институте в Париже в 1932 году. Документирование и полнейшее раскрытие мыслей, здесь выраженных, дается в исследовании: «Диалектика идеи богочеловечества в святоотеческую эпоху». Когда требуется начертать догматический лик православия, оно определяется прежде всего, как церковь 7-ми вселенских соборов. Это определение, конечно, отнюдь не исчерпывает всей догматики православия, но в нем выражается его отношение к самому основному вопросу христианской веры: кого Мя глаголют народы быти? ( Лк. 9, 18 ). Есть живой и нерукотворный образ Христа, запечатленный в Четвероевангелии, и есть догматическая его же прорезь, богомудро начертанная в определениях 7 вселенских соборов. Они установляют священную ограду и непреложную основу для церковного богословия в вопросах христологии. Ошибочно понимать соборы как некие священные оракулы, изрекавшие каждый в отдельности свое определение. Напротив, соборы должны быть уразумеваемы в своей связи как единая комплексная величина, причем отдельные ее части вовсе не равнозначны, хотя и включены в общий догматический смысл. Так, второй собор неравнозначен первому, третий, и особенно пятый, четвертому или шестому, и свое особое место принадлежит седьмому собору. Если сравнить содержание их догматических определений, то определения одних из них имеют основное значение, как никейского или халкидонского, других же лишь исторически-инструментальное, вспомогательное, как Кирилловские анафематизмы Ефесского собора или, тем более, отвержение «трех глав» на V соборе. Кто же теперь будет, в самом деле, мирить свое православие отношением к учению хотя бы Ивы Ефесского! Надо ясно различать и в самих соборных определениях (не только канонических, но даже и догматических), что принадлежит историческому моменту во всей его диалектической односторонности (это относится, конечно, более всего, к III и особенно V вселенским соборам), и что есть κτμα ες ε, прозрачные догматические кристаллы, имеющие вселенскую, сверх историческую значимость. Таковы, конечно, Никейское определение об единосущии Отцу Сына μοοσιος, Халкидонско-Константинопольское об единстве ипостаси при нераздельности и неслиянности двух природ и воль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Правило 28 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества: поскольку то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град получивши честь быти градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви: сиречь, каждый митрополит вышепомянуных областей, с епископами области, должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, константинопольским архиепископом, по учинении согласного, по обычаго, избрания, и по представлении ему оного . ( Ап. 34 ; I Всел. 4 , 6 , 7 ; II Всел. 2 , 3 ; III Всел. 8 ; IV Всел. 9 , 17 ; Трул. 36 , 39 ; Антиох. 9 ) . Настоящим правилом отцы халкидонского собора подтверждают дарованные 3 правилом II вселенского собора преимущества константинопольскому архиепископу и присоединяют к нему три провинции, которые должны составлять его область. Принцип, которым руководствовались отцы халкидонского собора при издании настоящего правила, тот же самый, которым руководствовались и никейские отцы, когда издавали свое 6 правило, равно и отцы II вселенского собора, когда издавали свое 3 правило, принцип, торжественно высказанный впоследствии Львом великим в словах: «преимущества святых церквей установлены правилами св. отец» 948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Пределы Никейского богословствования А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Никейское богословствование требовало не только времени для его постижения и усвоения широкими кругами общецерковного сознания, но оно имело и свои пределы и само нуждалось в уточнении. 70 лет длилась не только оппозиция Никее, но и оформление, чеканка догматического достижения Никеи. Как показал вскоре Сердикский собор 342-343 гг., сонная в этой сфере мысль Запада не могла помочь Востоку в его догматических исканиях, a только затянула процесс на некоторый срок. Позволим здесь же, ранее обстоятельного изложения этих восточных богословских «исканий,» некоторое общее указание, как постепенно прояснялось и оформлялось никейское догматическое сознание. Очень характерно, что первые ведущие ряды никейских и посленикейских отцов еще не разбирались в точном значении терминов «усиа» и «ипостасис.» Прежде всего сам Великий Афанасий до конца своих дней так и не заинтересовался их точным различением. Уже к концу своей жизни, как это выявилось на примирительном Александрийском соборе 362 г., св. Афанасий признал, по выслушании прений двух сторон, что догматическая мысль их одна и та же, хотя одни (александрийцы) привыкли утверждать «одну ипостась,» a другие (антиохийцы) «три ипостаси.» Признали также, что Никейский собор не разработал этого вопроса, т.е. не связал богословских исканий. Наступал момент победы младшего никейского поколения. Β его сознании восторжествовала не римо-александрийская, a антиохийская формулировка: «одна сущность (усиа) в трех ипостасях.» Это и закреплено в тексте общепринятого затем символа, прослывшего Никео-Цареградским. Β этот символ вошло Никейское вероопределение с исправлениями . Тут опущено « из сущности (эк ти усиас) Отца .» Опущено потому, что сущность (усиа) Отца не есть свойство и принадлежность Одного Отца. Она равно принадлежит также Сыну и Духу. Она y Отца Одна и та же , что и y Сына и Духа. Никейское выражение «рожденного из сущности Отца» логически открывало бы дорогу и к такому выводу, что Сын рожден как из сущности Отца, так и из Своей собственной сущности , a значит, и из сущности Духа Святого. Так мысль попадала бы в абсурд савеллианства, как слияние Лиц Св. Троицы. Гранью, предохраняющей от этого слияния, является четкое различие и разделение Лиц по ипостасям. Ипостаси максимально разделены для нашего человеческого различения и узрения. Одна, «безначальная,»— Отец, другая — «рожденная» от Отца, третья — «исшедшая» от Отца. Так сохраняется библейское и евангельское, если так можно выразиться, старейшинство Отца («Отец Мой болий Мене есть»), a вместе с тем и существенное богоравенство, т.е. божественное равенство Отца, Сына и Духа по единству их общей сущности.

http://sedmitza.ru/lib/text/434972/

Происхождение и содержание Символа Веры Символом веры называется краткое и точное изложение истин христианской православной веры. Слово «символ» означает «образец». Так называлось в первые века изложение истинного христианского учения, которое отличало истинных христиан от неверующих и лжеучителей. Сначала в христианской Церкви было несколько символов веры , но с IV века введен был повсюду один символ, который неизменно употребляется в Восточной Православной Церкви до настоящего времени. Этот символ веры составлен был на I и II вселенских соборах. Вселенским собором называется собрание верховных пастырей Церкви, по возможности со всей вселенной, для решения важных вопросов, касающихся главных истин христианской веры. Само правило собирать соборы взято из примера Апостолов, которые, по поводу недоумения относительно принятия в Церковь Христову язычников и обязательности для них ветхозаветного закона Моисеева, собрались на собор в Иерусалиме ( Деян.15:6–21 ). Основанием этого служат слова Самого Иисуса Христа: «Если кто не послушает Церкви, пусть будет для вас, как язычник» (Мф.18:17); в этих словах Спасителя постановлениям Церкви приписывается такая важность, что не послушавший их становится лишенным благодати Божией, подобно язычнику. Первый вселенский собор был созван в Никее в 325 году для разбора лжеучения Ария, который учил, что второе лицо Святой Троицы – Сын Божий не есть Бог и не равен Богу Отцу, а есть творение Божие, хотя самое лучшее и совершеннейшее. Второй вселенский собор был созван в 381 году в Константинополе для разбора лжеучения Македония, который учил, что третье Лицо Святой Троицы, Дух Святый не равен Богу Отцу и Сыну. На этих двух соборах был составлен Символ веры , который назван Никео-Константинопольским. Символ веры разделяется на 12 членов или частей, причем первые 7 членов составлены на Никейском соборе, а остальные на Константинопольском. Содержание членов символа веры следующее: в 1-ом члене говорится о Первом Лице Святой Троицы, Боге Отце; во 2-ом члене о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе, в 3-ем члене о воплощении Сына Божия, в 4-ом члене о страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа, в 5-ом члене о воскресении Иисуса Христа, в 6-ом члене о вознесении Его на небо, в 7-ом члене о втором пришествии Иисуса Христа на землю, в 8-ом члене о Третьем Лице Святой Троицы, Святом Духе, в 9-ом члене об истинной Церкви Христовой, в 10-ом члене о таинстве Крещения, в 11-ом члене о будущем воскресении мертвых, в 12-ом члене о жизни будущего века. 1-ый член

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

прот. Иоанн Козлов Повиновение властям (против странников) 1) Иоанн Дамаскин – «три защитительных слова» стр. 53: «Мы покорны тебе, царь, в делах, касающихся жизни (т. е. делах века сего): податях, пошлинах, получении (твоих) даяний, в том, в чем вверено тебе управление нашими делами». 2) кн. о Вере л. 190 и об.: «Даже до крещения Константина великого погании царии и воеводы были и над христианами неудобь носимыя мучительства творили. Единаче же ни Иисус Христос, ниже апостоли и по них последствующии святии епископи восточнии и западнии не сметали с себе ярма царскаго... По соборе первом Никейском царь Константин арианин кроваво ересь свою вводил, Никейский собор хотя попрати. Тогда же бяху и гонение от него терпяху Афанасий Александрийский , Павел Константинопольский и ини мнози, – а подданства отрещися и сами не хотели, и иных не учили. Отступник же Иулиан, отступив от православные веры, идолослужение обновил и христины мучительски во идолослужение принуждал, церкви обирал и разорял... По нем же подобный ему злый еретик Валент арианин наступил и ересь свою распространял, а правоверных изгонял. При них же бяху Василий Великий , Григорий Богослов и ини мнози, иже терпеливе гонение то ношаху, а к сопротивлению или отступлению не приводили... л. 191: «Вонми же, православный читателю, и рассуждай, яко тии помяновении патриарси и папежеве большия вины имели до царей, обаче же не дерзаху отступати или сопротивлятися и из подданства не выбивалися». 3) Благовестное ев. Луки зач. 101, ( Лк.20:21–25 ), стр. 345 (изд. 1897 г.): «И вопросиша Его, глаголюще: Учителю, вемы, яко право глаголеши и учиши, и не на лицы зриши, но воистину пути Божию учиши. Достоит ли нам кесареви дань даяти или ни? Разумев же их лукавство, рече к ним: что Мя искушаете? Покажите Ми цату: чий имать образ и надписание? Отвещавше же, рекоша: кесарев. Он же рече им: воздадите убо кесарева кесареви, а яже Божия Богови. Толков. Феофилакта: «Господь... научает, что телесная подчиненность владеющему нашими телами, царь ли он или тиран, нисколько не препятствует нам духовно благоугождать Богу духов. Итак, отдавайте, – говорит, кесарево кесареви, а Божие Богу. И смотри, не сказал: давайте, но – отдавайте. Это, – говорит, долг: посему и уплати должное. Государь твой хранит тебя от неприятелей, жизнь твою делает мирною: за это ты обязан ему податью. И иначе: то самое, что ты носишь, то есть, монету, ты имеешь от него же самого. Итак, монету царскую ему – царю и возврати опять».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Дионисий Свечников Свадьба в високосный год – плохо ли это? " decoding="" title="" > ( 15  голосов:  4.5 из  5) Выходить ли замуж в високосный год? Почему так распространены и откуда пришли в нашу жизнь суеверия, связанные с високосным годом? Мои знакомые очень боятся високосного года (2008 год как раз високосный!). Говорят, что в таком году нельзя выходить замуж и надо ожидать много болезней и смертей. Подскажите, пожалуйста, это суеверия или, действительно, правда? Елена Здравствуйте, Елена! Давайте для начала разберемся, чем отличается високосный год от всех остальных. Всего лишь одним днем – 29 февраля. Откуда же взялся этот один день? Попытаемся разобраться. Известно, что существует юлианский и григорианский календари. Юлианский календарь был введен в обращение Римским императором Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова. Юлий Цезарь провел реформу старого римского календаря, который к тому времени был весьма хаотичным и сложным. Новый календарь был солнечным и распределял солнечный год по календарным дням и месяцам. Но, поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, была принята система високосного года, которая «догоняла» длину солнечного года. Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Юлианский календарь был прост в обращении, но не отличался астрономической точностью. Это и привело к смещению некоторых астрономических дат. Одна из них – день весеннего равноденствия. Именно этот день играет важную роль в вычислении дня празднования Пасхи. На I Вселенском Соборе 325 года было принято решение праздновать Пасху, Воскресение Христово, всеми поместными Церквями в один день. День весеннего равноденствия приходился тогда на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д. Ко второй половине 16 века ошибка составила уже десять дней. В связи с этим папа Римский Григорий XIII в 1582 году предпринял реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

http://sueverie.net/svadba-v-visokosnyj-...

С. Успенский Восьмой член Символа веры И в Духа Святого, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки Сошествие Святого Духа на Апостолов Святых Апостолов семья В молитве тихой пребывает И, веру чистую тая, К Христу с надеждою взывает. Исполнен каждый светлых дум, Молитвой тихой вдохновлялся... Внезапно точно ветра шум По тихой храмине раздался. То, в виде светлых языков, Сходил к ним Дух Святой, сияя, И на главах учеников Почил, их светом осеняя 13 . И шум пронесшийся затих, Едва коснувшися их слуха, И сонм Апостолов святых Исполнился Святаго Духа. Оставив храмину, пошли И, ставши пред учениками, Им поучения вели. Толпа внимающих людей Теснится молчаливым строем, И взор скрывает иудей Под низко спущенным повоем. И. Рыскин Второй Вселенский Собор Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 году против лжеучения жившего в этом же городе арианского епископа Македония. Этот еретик нечестиво учил о третьем лице Пресвятой Троицы – Святом Духе, а именно: называл Его не Богом, а только силой Божией, служебной и подчиненной Отцу и Сыну. На этом Соборе Никейский Символ веры был дополнен 5-ю членами. В 8-м члене, против лжеучения Македония, утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Протоиерей П. Смирнов Главнейшие дары Святого Духа Дар страха Божия В одной приходской церкви священник говорил поучение на слова Апостола Павла: кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят ( 1Кор. 16:22 ). В числе слушателей был один молодой человек, не отличавшийся благочестием. Поучение, хотя и произвело на него впечатление, но быстро испарилось. Прошло немало лет. После долгих скитаний молодой человек повел упорядоченную жизнь: женился, сделался отцом и был весьма доволен своим положением. Так прожил он до преклонных лет, но всегда чувствовал, что его что-то тайно мучает и ему чего-то недостает. Как-то сидит он около своего дома и перебирает в памяти все, что случилось с ним в его жизни. Вспоминает он родину, товарищей, свой приходской храм, в котором тут же живо рисуется ему образ старого священника и его памятная проповедь : «Кто не любит Господа Иисуса, да будет проклят». «Это было около пятидесяти лет назад, – вспоминает он, – а с тех пор я ни разу не был в церкви, не слыхал никаких проповедей, не причащался и не каялся!..» Призадумался грешник и тихо начал читать: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... Прииди и вселися в мя, и очисти от всякия скверны»...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. XVI в. Мастер Феофан Критский [Греч. Νεκτριος] († 27.09.397), свт. (пам. греч. 11 окт.), архиеп. К-польский (с июня 381). Род. в Тарсе Киликийском (ныне Тарсус, Турция). Был членом сената и занимал должность городского претора (praetor urbanus) вплоть до вступления на престол Вост. Римской империи св. Феодосия I Великого (379-395), убежденного сторонника правосл. учения, которое было сформулировано на Вселенском I Соборе в Никее. В нояб. 380 г. Феодосий прибыл в столицу и потребовал от архиеп. К-польского Димофила († 387), принадлежавшего к числу умеренных антиникейцев-омиев (см. в ст. Арианство ), подписать Никейский Символ веры . После того как архиепископ отказался это сделать, он был изгнан из города, что вызвало недовольство части населения. Вскоре Димофил стал совершать богослужения для своей паствы в одном из храмов за городскими стенами. По инициативе имп. Феодосия К-польскую кафедру занял свт. Григорий Богослов , к-рый фактически руководил правосл. общиной столицы и ранее, во время господства в К-поле антиникейской партии. Однако оппозиция новому предстоятелю была достаточно сильна. Так, Александрийские архиепископы Петр II (373-381) и Тимофей I (381-385) настаивали на неканоничности избрания свт. Григория, поскольку он уже был возведен на кафедру г. Сасимы (ныне Хасанкёй, Турция) в Каппадокии. В 380 г. егип. епископы, действовавшие по поручению архиеп. Петра II, прибыли в столицу и рукоположили Максима (I) Киника , к-рый первоначально пользовался поддержкой со стороны папы Римского св. Дамаса I (366-384). Имп. Феодосий и большинство отцов Вселенского II Собора , созванного в К-поле в 381 г., отвергли кандидатуру Максима и признали его хиротонию недействительной. Тем не менее свт. Григорий сложил с себя полномочия и удалился из столицы. На К-польскую кафедру по воле императора избрали Н., к-рый еще не был крещен. Согласно «Церковной истории» Сократа Схоластика († после 439), кандидатура Н. была предложена жителями К-поля, уважавшими его за кроткий нрав ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 8. 12-13). Феодорит , еп. Кирский († ок. 460), сообщает, что инициатива избрания «достохвального и мудрого мужа Нектария» исходила от свт. Григория Богослова ( Theodoret. Hist. eccl. V 8. 8-9).

http://pravenc.ru/text/2564856.html

Святой Амфилохий, Епископ Иконийский 756 Veterum testimonia [Свидетельства древних] ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ хвалит в Амфилохии постоянное стремление учиться и не оставлять неисследованным ни одного речения о Боге 757 . ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ : «Вопросы мудрого умудряют глупого. Это случается с нами, когда получаем твои письма. Я учусь, отвечая на твои вопросы. Итак, пусть будет для меня наукой забота об ответе» 758 . ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ : «Удивляюсь и твоему стремлению учиться и твоему смирению, потому что поставленный учить ты хочешь учиться, особенно от меня, чуждого великой учености» 759 . ИЕРОНИМ: «Амфилохий, епископ Иконийский, недавно читал мне книгу “De Spiritu Sancto’’ [О Святом Духе], в которой доказывает, что Дух Святой – Бог и достопоклоняем и всемогущ» 760 . Он же: «...Книги каппадокийцев Василия, Григория, Амфилохия, в которых не знаешь чему удивляться, светской ли учености или знанию Писания» 761 . ФЕОДОРИТ: «Подобным образом Амфилохий, которому была вверена для управления митрополия Ликаонская и который управлял всей провинцией, когда узнал, что эта зараза достигла туда, снова изгнал ее и охранил от этой заразы вверенное ему стадо» 762 . Он же: «В Писидии Оптим, Амфилохий в Ликаонии, защищая веру, преподанную от праотцев, отразили нападение противников» 763 . Он же: «Были мужи достойные удивления, наделенные исключительным рвением Божественным и мудростью: Амфилохий – предстоятель Ликаонии...» 764 . Он же в описании случая с Феодосием и Аркадием по поводу требования Амфилохия изгнать ариан из города 765 . ФАКУНД ГЕРМИАНСКИЙ: «...Из слов блж. Амфилохия, которого признавал честнейшим учителем и мудрейший Иоанн Антиохийский с собором восточных и императоры Грациан и Феодосий Старший считали таким же, потому что они постановили, чтобы удерживали за собой только те Церкви, которые находятся в общении с ним» 766 . КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ: « Амфилохий Иконийский – близкий друг Василия Великого » 767 . На II Вселенском (Никейском) соборе патриарх ТАРАСИЙ назвал Амфилохия святым и великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010