Таким образом, Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского известна сегодня в 4 списках и была составлена не позднее 30–40-х гг. XVI в. (текст Проложной редакции Жития по старшему списку Долг. 39 публикуется в Приложении к настоящей статье; вопрос о взаимоотношениях списков будет рассмотрен ниже). Перейдем к проблеме источника и особенностям Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского. Согласившись с мнением предшественников о том, что Проложная редакция Жития является сокращением Краткой редакции, Т. Л. Никитина (на материале текста в печатном Прологе) сделала вывод, что в основу Проложной редакции был положен выделенный ею первичный, наиболее полный тип 1А Краткой редакции, из которого создатель редакции печатного Пролога исключил «имена исторических деятелей – ростовских епископов и князей. Единственной чертой, конкретизировавшей время действия, осталось лишь название стольного города (данный вывод касается в том числе и более ранних списков Проложной редакции Жития, а не исключительно текста в печатном Прологе, особенности которого будут рассмотрены ниже). Обращение к опубликованному Т. Л. Никитиной списку типа 1А Краткой редакции БАН, 21.3.3, конца XV – начала XVI в., и анализ приводимых в публикации разночтений по двум другим спискам того же типа 1А (Собрание Ярославского музея-заповедника (далее – ЯМЗ ), 15691 и 15326, конца XV – начала XVI в сопоставлении со списками типа 1Б, к которому относится и старший известный сегодня список Краткой редакции (СПбИИ РАН, ф. 238, колл. Н. П. Лихачева, 161, 70-х гг. XV в. (далее – Лих. 161 ); РНБ, собр. М. П. Погодина, 648, середины XVI в.; РГБ, ф. 304/ I , Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры, 693 и 649, XVI в.) показали более сложную текстологическую картину. Привлеченные Никитиной для демонстрации разночтений в типе 1А списки ЯМЗ 15691 и 15326 оказываются неким промежуточным вариантом между первичным текстом типа 1А и текстом типа 1Б: с одной стороны, они сохраняют имена ростовских епископов и князей, а с другой – ряд чтений сближает их со списками типа 1Б, этих имен не содержащими.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Там же: 41.10–20 (CAG). Необходимо отметить, что приведённая аналогия в части отображения универсалии в вещах является не очень удачной, т.к. оттиски на различных кусках воска одинаковые, но отнюдь не являются одним и тем же (т.е. единственным) оттиском. Позднее Иоанн Филопон будет использовать эту и подобные ей аналогии для демонстрации одинаковых, но нумерически различающихся частных природ одного вида. Бенакис Л . Давид Непобедимый в трудах византийских толкователей Аристотеля. С. 264. См. также: Benakis L. The problem of general Concepts in Neoplatonism and Byzantine Thought. Р. 84–86. Следует отметить, что взгляды неоплатоников-язычников, если брать их в целом, плохо согласовывались с христианским вероучением, т.к. в них сохранялась верность платоновскому учению об идеях как сущностях. Очевидно, что признание неких вечных сущностей, существующих либо в Боге, либо параллельно с Богом и независимо от Него, для христианского богословия неприемлемо. А неоплатоники-христиане, разумеется, старались согласовать неоплатонизм с христианством, и, в частности, отождествляли идеи с вечными Божественными замыслами, что снимало противоречие в данном пункте. Поэтому автор привёл в качестве примера Давида и Филопона, тем более, что в большинстве случаев позиции соответственно православных и нехалкидонитов в отношении тварного мира оказывались очень сходными с взглядами именно этих двух философов.  Давид Анахт ( арм. , Давид Непобедимый; 70-е гг. V в. — 1-я половина VI в.) – философ-неоплатоник, ученик Олимпиодора Младшего. Учился и преподавал в Александрии, позднее перебрался на родину в Армению. По сообщению Аракела Сюнеци (XIV в.) Давид в последние годы своей жизни был подвергнут на родине гонениям, так что был вынужден удалиться в Грузию, где и скончался  (См. Аревшатян С. С. Давид Анахт и его роль в развитии древнеармянской философии. С. 8). Этот факт дал основание академику Ш. И. Нуцубидзе выдвинуть гипотезу, что Давид был изгнан именно как сторонник Халкидона (См. Габриелян Г.

http://bogoslov.ru/article/4657128

IX - сер. X в. на Рюриковом городище, а позднее - на совр. месте. Переход к древнерус. культуре (XI-XII вв.) на территории Н. о. знаменовался прекращением сопочного обряда и появлением новых типов погребальных памятников, переходом от кремации к ингумации, распространением гончарной керамики, появлением нового типа женского убора. Древнерус. курганный обряд в Приильменье не получил распространения: изучены отдельные могильники, возникшие в контексте наследия дружинного обряда и связанные с нек-рыми местными центрами (погостами). Еще реже встречаются памятники, представляющие реликты длиннокурганной обрядности. Наличие множества курганов наблюдается только в верховьях Луги и среднем течении Мологи. Широкое распространение с сер. XI в. получили грунтовые могильники и жальники, связанные с потомками населения, создававшего сопки. В целом жальники чаще встречаются на Валдайской возвышенности, а грунтовые могильники - в Приильменской низменности. Тип женского убора, встречающийся в погребальных памятниках всех разновидностей, идентичен. Прослеживается лишь нек-рое различие между западом и востоком региона в доминирующих типах височных колец: на западе это ромбощитковые, на востоке - проволочные браслетообразные полутораоборотные кольца т. н. федовского типа. В XII-XV вв. территория совр. Н. о. входила в состав Новгородской республики , владения к-рой простирались от Чудского оз. до Урала и от Белого м. до верховьев Волги. Среди средневек. городов выделяется лишь Руса (впервые упом. в новгородской берестяной грамоте 526 (2-я треть XI в.) и в Новгородской I летописи под 1167/68; ныне Ст. Русса), основой экономики к-рой являлось солеварение. Остальные населенные пункты региона, упоминаемые как города,- это прежде всего крепости, защищавшие юж. границы Новгородской земли: Морева (Морёво, ныне Марёво; 1229), Молвотицы и Демянск (70-е гг. XIV в.), Холм (1471; согласно гипотезе В. Л. Васильева, возник не позднее 1-й трети XII в. на правом берегу р. Ловать, у впадения в нее р. Кунья, под названием Клин и впервые упом.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Серебряный свиток. VII–VI вв. до Р. Х. II. Древнейшие рукописи. Самыми древними из сохранившихся свидетельств библейского текста являются маленькие серебряные свитки, содержащие Аароново благословение (Числ 6. 24-26), найденные в Иерусалиме в 1979 г. и датируемые VII-VI вв. до Р. Х. Эти свитки, видимо, служили амулетами; их текст неск. отличается от общепринятого. До 1947 г., когда были открыты первые кумран. свитки, самым древним библейским текстом считался папирус Нэша, в наст. время датируемый II-I вв. до Р. Х.; этот памятник содержит текст 10 заповедей и один из важнейших в иудаизме литургических текстов «Слушай, Израиль…» (    ). В Кумране и в др. местах в окрестностях Мёртвого м. (Вади-Мураббаат, Нахал-Хевер, Масада) были найдены фрагменты ок. 190 свитков ветхозаветных книг. Лишь 1 свиток - Книга пророка Исаии (1QIsa) - сохранился полностью. Наибольшим количеством копий представлены Книги Псалмов (36), Второзакония (29) и Исаии (21), наименьшим - Книги Ездры и Паралипоменон (по 1); отсутствует Книга Есфири. Кроме того, в кумран. «библиотеке» имеются фрагменты почти всех неканонических книг (кроме 1 Макк), не вошедших в иудейский канон, но включенных в канон Септуагинты, а также апокрифы (Книги Юбилеев, Еноха, Завещание Леви и др.). Особый интерес представляет найденный в Масаде фрагмент евр. оригинала Книги Иисуса, сына Сирахова (Бен-Сира), прежде известной только в греч. переводе и в более поздних фрагментах из каирской генизы . Большинство рукописей записаны арам. письмом, в нек-рых из них имя Бога (  ) написано древнеевр. письмом. Наиболее часто для письма использовалась кожа (пергамен), но есть рукописи и на папирусе. На основании палеографического анализа все библейские рукописи из Кумрана разделены на 3 группы (Ф. М. Кросс): архаические (200-150 гг. до Р. Х.), хасмонейские (150-30 гг. до Р. Х.), иродианские (30 г. до Р. Х.- 70 г. по Р. Х.); фрагменты из Вади-Мураббаат датируются позднее - 1-й пол. II в. по Р. Х. Большинство рукописей Мёртвого м. имеют чтения, отличающиеся от МТ. До открытий в Кумране считалось, что существует 3 типа древнеевр. текста ВЗ: протограф Септуагинты, масоретский и самаритянский. Анализ рукописей Мёртвого м. показал, что картина значительно сложнее: можно выделить как минимум 5 типов (Э. Тов. 2001), но и это деление условное, облегчающее работу исследователей. По-видимому, до II в. по Р. Х. существовало большое разнообразие версий евр. Б., пока в результате нормативной деятельности ученых-раввинов (начиная с Иавнийской раввинистической академии) не сложился вариант, легший в основу текста, известного впосл. как масоретский и ставшего для большей части евр. мира авторитетным.

http://pravenc.ru/text/209477.html

В совр. научной лит-ре, однако, термин «мелькиты» имеет ярко выраженный этнический оттенок. Подразумевается, что это наименование относится к арабо- и сироязычным православным, но не к визант. грекам, грузинам, армянам-халкидонитам и т. д. Для выделения сироязычной правосл. культуры средневековья из др. сир. христианских традиций используется определение «сиро-мелькитский» (применительно к письменности и т. п.). В период культурного подъема в среде правосл. арабов кон. XVI в. (т. н. Мелькитский проторенессанс; см. в ст. «Мелькитский ренессанс» ) появился ряд трудов, нацеленных на формирование позитивной самоидентификации М., в т. ч. через истолкование их самоназвания. К 70-80-м гг. XVI в. относится анонимный апокриф о том, как Иерусалимский патриарх свт. Софроний I († 637/8), живший во времена араб. завоевания Палестины, был поставлен мусульм. властями перед необходимостью выбрать наименование для членов правосл. общины, позволяющее отличать их от несториан и яковитов. По молитве патриарха ему явился ангел, назвавший слово «мелькиты», к-рое следовало понимать как «идущие во след Царя Небесного». Автор трактата подчеркивал, что эпоним «царь» указывает на Господа Вседержителя, а никак не на визант. императора (см.: Treiger. 2014). Подобное этому истолкование названия «мелькиты» приводится в полемическом антилат. трактате митр. Анастасия ибн Муджаллы (рубеж 80-х и 90-х гг. XVI в.), где оно идентично понятию «православные» и противопоставляется понятию «франки» (см.: Панченко. 2013; Он же. 2014). Однако это объяснение происхождения названия «мелькиты» носило локальный характер и впосл. оказалось забытым, хотя сочинение митр. Анастасия неоднократно переписывалось на протяжении XVII в. В позднее средневековье и раннее Новое время правосл. арабы называли себя как мелькитами, так и ромеями. Известен, в частности, ряд колофонов рукописей, авторы к-рых, указав на свое территориальное происхождение, добавляли, что принадлежат к «мелькитскому исповеданию» (Sinait. arab. 81, 1322 г.; Sinait. arab. 129, 1535 г.).

http://pravenc.ru/text/2562946.html

По постановлению ВЦИК от 1 авг. 1927 г. Новгородская губ. ликвидирована, ее территория вошла в состав Ленинградской обл. В 1927-1930 гг. территория совр. Н. о. составляла ее Боровичский и Новгородский округа, в Новгородский окр. в 1927 г. был включен Солецкий р-н (часть бывш. Порховского у. Псковской губ.). Значительную роль в промышленном производстве региона в довоенный период играли Кулотинская прядильно-ткацкая фабрика, Угловский известковый комбинат, Вельгийская бумажная фабрика, Старорусский фанерный завод, фарфоровые заводы «Пролетарий» и «Красный фарфорист», а также стекольные заводы в М. и Б. Вишере. В 20-30-х гг. XX в. в регионе развернулась добыча топливного торфа, а также практически в каждом районе построены льнозаводы. В 1937 г. статус города получил пос. Чудово. В 1941 г. в целом было завершено строительство железной дороги Веймарн - Чудово - Будогощь - Тихвин (разрушена в годы Великой Отечественной войны). В Великую Отечественную войну, к нояб. 1941 г., значительная часть совр. Н. о. была оккупирована герм. войсками. Не занятые немцами районы стали войсковым тылом Северо-Западного и Волховского фронтов, здесь размещались аэродромы, госпитали, войска резерва. На оккупированной территории развернулось партизанское движение, уже в июле 1941 г. действовали более 50 партизанских отрядов, позднее объединенных в неск. бригад. Часть районов была освобождена в кон. 1941 - нач. 1942 г. в результате Тихвинской наступательной операции (10 нояб.- 30 дек. 1941). С нач. 1942 г. линия фронта протянулась вдоль р. Волхов. В янв. 1942 г. войска Волховского фронта начали Любанскую операцию с целью освободить территории западнее Волхова, перейти в наступление и прорвать блокаду Ленинграда, однако плохо подготовленная операция завершилась трагически: в окружение попала 2-я ударная армия, предпринимавшая попытки выйти из окружения до июля 1942 г. С кон. 1941 по сент. 1942 г. в тылу герм. войск на территории между Ст. Руссой, Холмом, Бежаницами и Дном образовался Партизанский край, где была восстановлена советская власть. В марте 1942 г. оттуда в голодавший Ленинград отправлен обоз из 223 подвод с продовольствием (прибыл в блокадный город в нач. апр.). В 1942 г. в результате 1-й Демянской наступательной операции на Северо-Западном фронте в окружении оказалось ок. 70 тыс. нем. солдат (т. н. Демянский котел), к-рым к нач. мая 1942 г. удалось прорвать окружение. С 1942 г. производился массовый угон населения в Прибалтику и на территорию Германии. В результате 2-й Демянской операции в февр. 1943 г. освобождены Демянск и часть территории совр. Н. о. Окончательно вся территория региона освобождена в февр. 1944 г. в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции. Во время военных действий были уничтожены или пострадали мн. выдающиеся памятники древнерус. архитектуры, было полностью разрушено хозяйство региона, погибло большое количество мирного населения.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Репрессии кон. 40-х - нач. 50-х гг> . XX в. Послевоенные политические процессы не обошли стороной и Г.: под лозунгом борьбы с влияниями зап. буржуазной культуры идеологическим нападкам подверглись грузинские ж. «Мнатоби» и газ. «Литература да хеловнеба». Критические постановления были приняты в отношении нек-рых областей науки - философии (1947), биологии (1948), физиологии (1950), языкознания (1950), политэкономии (1951). Параллельно проходили политические репрессии, направленные в Г. в основном против интеллигенции и молодежи. Так, в 1951 г. ок. 20 тыс. чел. было выслано в Ср. Азию и Казахстан. В связи с т. н. мегрельским делом были репрессированы руководящие работники мегрельского происхождения, обвиненные в сотрудничестве с иностранной разведкой. В 1952 г. было полностью обновлено руководство республики и началась широкомасштабная чистка. Г. в период «оттепели» и 70-80-х гг. XX в. Начавшиеся в СССР после смерти в марте 1953 г. И. В. Сталина политические изменения коснулись и Г.: партийное руководство республики было заменено новым - 1-м секретарем ЦК КПГ в 1953 г. был назначен ген.-лейтенант В. П. Мжаванадзе. С 1954 г. началась реабилитация жертв политических репрессий. В нач. марта 1956 г. в Тбилиси и др. городах прошли выступления с требованием реабилитации И. Сталина и отставки 1-го секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва, часть участников выступлений требовала восстановления гос. независимости Г. 9 марта участники многотысячного митинга в Тбилиси были расстреляны (погибло более 150 чел.). Мартовские события вызвали усиление национально-политических настроений. Образованная в 1976 г. Инициативная группа по защите прав человека, к-рой руководили З. Гамсахурдия и М. Костава, в том же году основала Хельсинкскую группу, а позднее - Союз. Диссидентское движение в Г. базировалось на национальной почве и выдвигало требования вывода советских войск и признания независимости Г. Союз выпускал «Сакартвелос моамбе» (Вестник Грузии), «Окрос сацмиси» (Золотое руно) и др. периодические издания. Деятельность Хельсинкской группы оказала большое влияние на формирование национально-политического сознания общества.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Исходя из сформулированного в XIII в. принципа, что в одном диоцезе не могут сосуществовать епископы двух разных конфессий, папа уже в 1372 г. предложил удалить «схизматических епископов» с их кафедр на территории Галичины. В 1375 г. папской буллой для этой земли было учреждено архиепископство с центром в Галиче (позднее во Львове), в состав которого были включены ранее созданные епископства в Перемышле, Владимире и Холме . В 80-х гг. XIV в. к их числу, по-видимому, прибавилось епископство в Каменце-Подольском, на землях Кориатовичей . Папа своим распоряжением повелел удалять с этой территории «схизматических епископов» как «отвергнутых и недостойных» (reprobos et indignos ), но предписание не могло быть выполнено, и эта часть буллы осталась только декларацией. Римской курии пришлось примириться с сосуществованием на территории Восточной Европы двух церковных иерархий, принадлежавших к разным христианским конфессиям. Значение буллы не ограничивалось тем, что для Галицкой Руси была создана пока на бумаге автономная церковная структура. Может быть, не менее важно, что булла послужила толчком к созданию первых реально действовавших католических епископств на «русских» землях. По-видимому, вскоре после ее выдачи Владислав Опольский наделил архиепископскую кафедру во Львове обширными земельными владениями, включавшими несколько волостей, и десятиной от городских пошлин . Эгерский каноник Матфей, поставленный папой во исполнение буллы, и его преемник Бернард с конца 70-х гг. уже находились на Руси. Они были связаны с венгерскими властями, и, возможно, поэтому кафедра утратила земельные владения с новой сменой власти. Постоянно находился в своем епископстве и поставленный 13 апреля 1377 г. Перемышльский епископ Эрик Винсен. В 1384 г. кафедра получила значительные земельные дарения от венгерской королевы Марии. К 1385 г. в центре диоцеза был построен кафедральный собор, а 1390 г. датированы статуты, регламентировавшие деятельность капитула как главного органа управления епископством .

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

Сирия была превращена в римскую имперскую провинцию со столицей в Антиохии в 64 г. до Р. Х.; до 70 г. по Р. Х. она включала в себя Иудею; последняя имела, кроме того, и собственное управление, формы которого несколько раз менялись. Как свидетельствуют источники, в том числе Тацит и Страбон, Публий Сульпиций Квириний был консулом в 12 г. до Р. Х., в последующие несколько лет воевал с разбойничьими племенами на южной границе Галатии, служил проводником и наставником молодому наследнику Гаю Цезарю в Армении в 3–4 гг. до Р. Х., был легатом в Сирии с 6 по 9 г. по Р. Х. и умер в 21 г. по Р. Х. В результате императорского постановления пошли все записываться (все — то есть пребывающие не у себя дома), каждый в свой город. Что имеется в виду под своим городом, не совсем ясно — было ли это местом рождения, местом происхождения предков, местом, в котором находилась собственность, с которой платили налоги, или просто местом жительства? Последнее маловероятно, ибо в 2:39 сказано, что своим городом Марии и Иосифа был Назарет. Быть может, Иосиф обладал какой-то налогооблагаемой собственностью в Вифлееме, так как по римским законам это был как раз тот случай, когда житель империи должен был зарегистрироваться не в месте своего постоянного проживания; ср. также приказ египетского наместника Гая Вибия Максима ок. 104 г. по Р. Х. всем, покинувшим свои дома, вернуться для прохождения переписи. Присутствие Марии с Иосифом на месте переписи может показаться странным, так как уплата налогов была обязанностью главы семьи, однако в Сирии (в отличие от Италии) женщины начиная с 12 лет подлежали подушной подати и соответственно участвовали в переписи. Основная трудность, связанная с упомянутой Лукой переписью, заключается в ее дате. Согласно Лк 1:5 и Мф 1–2, Иисус родился в правление Ирода Великого, умершего в 4 г. до Р. Х., однако Квириний был наместником Сирии позднее, в 6–9 гг. по Р. Х. Иосиф Флавий сообщает о переписи, имевшей место в правление Квириния, и упоминает о спровоцированных ею мятежах под предводительством Иуды Галилеянина (также и Деян 5:37).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Средний храм. 1-я пол.— сер. X в. Фотография. 2017 г. Средний храм. 1-я пол.— сер. X в. Фотография. 2017 г. Храм сложен из квадров песчаника грубой обработки, на извести, в технике порядовой панцирной кладки с буто-бетонным заполнением, без выраженного цоколя. Коробовые своды выложены из камня, лишь в арках применяется плинфа (размеры 42-43×25-28×4,5-6 см), как и в большинстве аланских купольных храмов. Снаружи храм был покрыт тонким слоем затирки-обмазки, а внутри оштукатурен и через нек-рое время расписан. Храм изначально имел позакомарное покрытие, замененное еще в древности на скатное с черепицей, а позднее - с лещадью. Пол в храме был изготовлен из прочного цемяночного раствора. Из литургических устройств были зафиксированы не сохранившиеся ныне престол, обмазанный цемянкой синтрон и проходившая по линии вост. подкупольных устоев ступень в виме. Вся декорация фасадов сведена к поясу «бегунца» на барабане. Судя по нек-рым элементам (обрывающиеся архивольты в торцах рукавов, форма ступенчато повышающихся подпружных арок), можно предположить, что храм был достроен мастерами из Центр. Анатолии. Интерьер Среднего храма. Фотография. 2017 г. Интерьер Среднего храма. Фотография. 2017 г. В наст. время храм сохранился практически полностью, несмотря на ряд перестроек в кон. XIX-XX в. После присвоения ему статуса соборного храма Александро-Афонского мон-ря в 1896-1897 гг. к основному объему были пристроены сев.-зап. и юго-зап. компартименты, узкие боковые проемы (возможно, двери) в зап. рукаве полностью растесаны, частично перестроены зап. стена (сделана лучковая арка над дверью и пробит над ней высокий проем) и притвор, местами починены арки и своды, перелицованы откосы юж. дверного проема и переделан северный. Стены храма изнутри покрыли штукатуркой и побелили. В вост. травее зап. ветви креста, у сев. стены, был пробит широкий арочный проем, чтобы из поздней сев. пристройки можно было по лестнице подняться на деревянные хоры в зап. части храма. В 70-х и 90-х гг. XX в. была проведена не очень удачная реставрация.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010