«Безделье же научает тернистому пороку, ибо в руке бездельника вырастают тернии и путие праздных постлани тернием (Притч. 15:19). Таковые, которые ничего не делают, — клеветники и болтуны, не боящиеся Бога. Вдобавок к этому они развязны под предлогом [Col. 1700] якобы учения, не понимая ни что говорят, ни что утверждают». Таковых и Псалмопевец порицает, говоря: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран (Пс. 72:5). Ибо согрешающие и не кающиеся, не приемлющие ран, то есть не наказуемые здесь с людьми, там будут нескончаемо казнимы вместе с демонами. Поэтому и мы из Писания научаемся любить труд, потому что он нам во всем полезен. Ибо говорит: Не отвращайся от трудной работы… Глубоко смири душу твою (Сир. 7:15, 17); Во всех делех твоих буди тщателен и всяк недуг не имать приступити к тебе (Сир. 31:26); В похотех есть всяк праздный, руки же мужественных в прилежании (Притч. 13:4). Давид же: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие (Пс. 72:16), но сего ради и тружусь, чтобы жить до конца. Ибо Ты сказал, Владыка: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2), то есть из праха и делания кирпичей (Исх. 5:7-8) позорных страстей. Посему прекрасно ревновать Апостолу, ибо он говорит: Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас (1 Фес. 2:9), ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес. 3:8). И [в Послании] к коринфянам, перечисляя подвиги свои за благочестие, он прибавляет: я гораздо более был в трудах (2 Кор. 11:23). И опять-таки: я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). Посему должно нам совершать труды со смирением и различением, то есть с советом духовных отцов. Ибо так мы не впадем в прелесть и поругание бесовские, потому что всегда возбуждают человека нечистые духи на то, что он не может совершить, и затем глумятся над ним. Говорить же и думать нам следует по Апостолу, когда мы чего-то достигли: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Бесы знали, что Христос пришел в мир, чтобы сокрушить дела диавола, и поэтому часто кричали: «Знаем, кто Ты, Святой Боже», но в то же время умоляли Христа: «Оставь нас, уйди, Ты пришел погубить нас!» (ср. Лк.4:34 ). Евангелие рассказывает о целом ряде исцелений бесноватых Христом. Первый случай был в самом начале проповеди Христа, в городе Капернауме. Христос вошел в синагогу и по обычаю начал учить. Все внимательно слушали Его речь. Но вдруг раздался неистовый крик: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» ( Мк.1:24 ). Все обернулись и увидели душевнобольного человека, одержимого духом нечистым. Но Иисус запретил ему, говоря: «Замолчи и выйди из него» ( Мк.1:25 ). Тогда человек, страшно затрясшись всем телом, что-то еще прокричал и вдруг замолк. Бес вышел из него, и он стал здоровым. И все в синагоге ужаснулись и спрашивали друг друга: «Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» ( Мк.1:27 ). После укрощения бури на море Тивериадском, Иисус пришел в страну Гадаринскую. Там выбежал ему навстречу свирепый человек, одержимый духом нечистым. Он жил в гробах, то есть в пещерах, где погребали мертвых. Никто не решался ходить по той дороге, так как человек этот, обладая большой физической силой, набрасывался на проходивших. Пробовали сковывать его цепями, но он разрывал цепи и разбивал оковы. Никто не в силах был укротить его. Ночью и днем кричал и бился одержимый о камни. Но вот, увидев издалека Христа, он бросился Ему навстречу и, подбежав, поклонился Ему. Тогда Иисус сказал ему: «Выйди, дух нечистый, из сего человека». Бесноватый закричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он же сказал в ответ: «Легион имя мне, потому что нас много» (ср. Мк.5:6–9 ). Зная Христа и трепеща перед Ним, бесы начали умолять Иисуса, чтобы Он не высылал их из страны той. Может быть, потому, что по греховности своего населения страна Гадаринская была удобна для бесов. Они просили Христа: «Пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них». На берегу паслось огромное стадо свиней. И Иисус позволил им войти в свиней, и вот на глазах у всех совершилось чудо. Нечистые духи, вышедшие из человека, вселились в свиней, и устремилось стадо с крутизны в море и потонуло.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Библейское свидетельство о воздушных мытарствах 11.09.2015 07:33:57 Протоиерей Олег Стеняев Прежде всего о мытарствах свидетельствует Священное Писание, там говорится о предстоящих испытаниях на воздусях достаточно определенно. В Послании к Ефесянам сказано: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2, 1–2 ). Сатана господствует в воздухе. И далее в этом Послании говорится: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» ( Еф. 6, 11–13 ). «День злый» – это день смерти, и слова «все преодолев» – указание на мытарства. Слова «против духов злобы поднебесной» подсказывают, что на нашем пути к Небесному Царствию Божьему – не в верхних слоях атмосферы, а именно на нашем пути к Небесному Царствию Божьему – против нас будут воинствовать духи злобы поднебесной («мытники»), которые препятствуют каждой душе восходить по мытарствам. Мешают приближаться к Небесному Царствию Божьему. Объясняя значение слова поднебесная, Блаженный Иероним пишет: «Мы должны понимать, что наша борьба не против плоти и крови, но против некоторых невидимых сил, против правителей тьмы, которая облегает этот мир, распространяя заблуждения среди людей неверующих, и против духов непотребства, которые обитают в небесных просторах. Это значит не то, что демоны проводят жизнь в Небесах, а то, что находящийся над нами воздух получил это имя (небесная)» . Святитель Феодорит Кирский не совсем согласен с Иеронимом хотя бы в том, что пространство между небесным сводом и землею всецело принадлежит дьяволу. Ведь храмы освящают «благорастворение воздухов» (то есть разгоняют нечисть), тем более монастыри и скиты, а также дома православных христиан (где творится утренняя и вечерняя молитва), места, где проходят крестные ходы, кадится ладан или переносят по улице святыни (особенно Святые Дары), – там без сомнения очищаются воздух и земля и т.д. Особенно колокольный звон очищает и благорастворяет природу и даже останавливает эпидемии (а в советское время боролись с колокольным звоном потому, что он мешал народу сосредоточенно смотреть в кинотеатрах советские фильмы).

http://radonezh.ru/analytics/bibleyskoe-...

Бог и Его Царствие присутствует в Иисусе и Его деяниях. Но что это означает, человек может узнать и пронять, если он смотрит на распятого, всеми покинутого и осмеянного Иисуса, Которому остались верными только несколько женщин ( Мк.15, 20–41 ). Именно в этой , полной отчаяния ситуации открывается Бог, пославший Своего Сына. Только при взгляде на Распятого в мире впервые могло быть возвещено: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» ( Мк.15,39 ). Для того, чтобы объяснить все это своим читателям, евангелист Марк прибег в своем Евангелии к так называемой «тайне Мессии». Согласно этому литературному средству, демоны, например, знают, что Иисус – Мессия, но Он запрещает демонам разглашать их знание: «И Он ... изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» ( Мк.1:24, 34 ); «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» ( Мк.3, 11–12 ). То же касается исцеленных: «И сказал исцеленному от проказы: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что/Иисус/не мог уже явно войти в город» ( Мк.1, 44–45 ); после исцеления дочери начальника синагоги «Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал» ( Мк.5, 43 ); при исцелении глухого косноязычного Иисус «повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали» ( Мк.7,36 ). И так далее. Приказ молчания о том, что Он есть Мессия, отдается и ученикам: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» ( Мк.8,29–30 ). После Преображения «Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» ( Мк.9,9 ). Впрочем эту тайну не удается полностью сохранить: время от времени, как мы видели, она открывается, разглашается и провозглашается ( Мк.1:45, 3:11, 7:36–37 ). Что все это означает? Это означает в Евангелии от Марка следующее: До тех пор пока люди не узнают Сына Божия в Уничиженном и Распятом , для Его учеников и для Церкви остается опасность неправильно понять сам смысл Богосыновства Иисуса, Его Мессианства. Такая опасность существовала в Церкви всегда. Существует она и теперь, когда люди ожидают от Господа всяческих земных благ и душевного покоя, в то время как Он обещал Своим последователям крест и ненависть мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Бог не имеет никакого начала. Святой апостол Павел говорит в послании к ефесянам такие слова: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:14–17 ). Шлем – это надежда на спасение, ум должен быть скреплен поясом истины. Что это значит? Святитель Феофан Затворник объясняет: «Возьми все догматы Церкви и продумай их на основании отцов Церкви от начала и до конца». Ум нужно загрузить работой, мы слишком часто ленимся. Когда ум занят работой, врагу сложно зацепиться, потому что враг ищет праздности – необязательно праздности в смысле безработности; ему нужна праздность ума, ему нужно, чтобы ум был без защиты Бога. Господь говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф.12:43–45 ). Разум такого человека не был заполнен работой. Созерцание имен Бога постепенно тренирует наши особые чувства. У христианина 10 органов чувств: 5 физических и 5 аналогичных духовных – духовное зрение, духовный слух, духовный вкус, духовное осязание, духовное обоняние. Человек, используя делание, начинает разрабатывать духовное зрение. Он начинает отбрасывать все лишнее. Соприкасаясь с тайной, человек попадает в некоторые особые духовные миры, если угодно. Это еще не мир Бога, но уже приближение к его границе. Молиться и делать внешние добрые дела крайне необходимо, потому что без этого человек может попасть в страшную область, называемую в оккультизме астралом, а в христианстве – поднебесьем, что практически то же самое; это место, где действуют духи злобы поднебесной, это источник фантазий. Человек должен очищаться, и, очищая свой разум, он начинает, творя добрые дела, «опаляться» огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В гл. 9 об удивительной саранче, описываемой там, говорится, что „царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (ст. 11). Впрочем, особенной сложностью ангелология канонического Апокалипсиса не отличается. Мы не замечаем здесь, как уже ранее по одному поводу старались показать 548 , развитого учения о семи архангелах, а из известных по иудейским источникам в нем упоминается только один Михаил. Далее, выводятся еще семь ангелов труб и семь ангелов чаш, причем один из последних показывает созерцателю и суд над Вавилоном и новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога; также и еще в некоторых случаях у писателя в качестве действующих лиц появляются ангелы. Таким образом, нельзя не признать большую сдержанность Апокалипсиса в учении об ангелах. Что же касается демонологии, то ее в христианском Апокалипсисе и совсем нет в том виде, в каком она имеется в иудейской апокалиптике. В Апокалипсисе есть учение о диаволе, который в 12 гл. представлен под образом большого красного дракона с семью головами и десятью рогами и с диадемами на головах, хвост которого увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (ст. 3–4). Этот дракон и есть древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную (ст. 9). В Откр.12:9 идет речь об ангелах дракона, о происхождении которых не говорится ничего, хотя сообщение о том, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд может быть рассматриваемо, как указание на падение ангелов. Можно еще указать на образ Откр.16:13,14 , где говорится о трех духах нечистых, подобных жабам, выходящих из уст дракона, из уст зверя и из уст лжепророка. „Это бесовские духи, творящие знамения“. Этим и исчерпывается учение Апокалипсиса о злых духах. В этом учении мы не находим никаких иудейских басен. Мы видим, что сравнение новозаветного Апокалипсиса с иудейскою псевдэпиграфической апокалиптикой обнаруживает совершенное идейное различие между ними, которое не дает права ставить их в одном ряду. Апокалипсис св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

В дальнейшем содержании Апокалипсиса ангелы представляются, как служебные духи и орудия Божественного правосудия, и вместе с верующими славословят Бога и Христа и падают «на лица свои» от видения божественной славы ( Откр.5:814, 7:11 ). Они возбраняют ( Откр.19:10, 22:89 ) поклонение себе, называя себя сослужителями Апостолу и братьям его пророкам, и соблюдающим слово Божие, и внушают «поклонение единому Богу». Отсюда, в противоположность тем, которые уклонялись к «самовольному служению ангелам» Апостол, говоря о данном ему через ангела Откровении, называет себя «рабом Божиим» и это название употребляет почти повсюду в Апокалипсисе для означения истинных слуг Божиих ( Откр.1:1, 22:6, 2:20 ; Откр.15 и 3 пр.). С другой стороны, в Апокалипсисе говорится о «трех духах нечистых», выходящих из уст дракона, зверя и лжепророка и творящих знамения, о лжепророке, что он в подражание истинным пророкам «творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю» и «чудесами своими обольщает живущих на земле» 62 . Сообразно с этим о Вавилоне любодеице говорится, что «волшебством ее введены в заблуждение все народы» и что она сделалась «жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу», и предвозвещается казнь «чародеев» вместе с лжепророком 63 . Чудо, которое совершилось силой дракона над зверем из моря и которое удивило живущих на земле и заставило их следовать и поклоняться дракону и зверю, это – что «одна из голов его как бы смертельно раненая исцелела» ( Откр.13:3, 12 ) указывает на врачевание лжепророками силой нечистых духов. В противоположность этому изображению является представление о древе жизни в раю, которое кроме плодов дает и «листья для исцеления народов» ( Откр.22:2 ). Затем мы находим в Апокалипсисе изображение первоначального падения дьявола и злых духов, последовавшей затем борьбы Михаила и ангелов его с драконом и ангелами его и низвержения последних с неба на землю. Это сказание, а равно как и упоминание о четырех ангелах, связанных при реке Евфрате ( Откр.12:34, 79, 9:14 ), не находится в ветхозаветных книгах и будучи заимствовано из преданий иудейского народа, направлялось против тех, которые из преданий иудейского народа создавали свои басни об ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В других Псалмах предсказывается о пришествии Господа, снисхождении Его во Ад , повлекшему за собой спасение праведников Пс. 15:10 = Деян. 2:27 . Снизойдя в преисподние места земли, Христос вывел оттуда и автора этих Псалмов. О том, что это должно будет произойти, Пророку Давиду было известно еще при жизни: «…ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего» ( Пс. 85:13 ). Мы уже говорили в предыдущей главе, что Пророку Исайе были открыты некоторые подробности пребывания в загробном мире ( Ис. 14:9–10 ). В этом месте Господь открыл пророку о гибели царя Вавилонского и его сошествии в ад. Для встречи властителя были разбужены Рефаимы, то есть, по одной версии, великаны, населявшие Палестину во времена Авраама ( Быт. 14:5; 15:20 ), а по другой этим словом обозначены духи умерших. В Септуагинте стоит слово «γγαντας» (великаны). В любом случае, пришли в сознательное существование в аду люди, умершие в древние времена. Мы видим также, что Писание описывает разговор вновь прибывшего с другими языческими царями, то есть наличествуют признаки сознательного существования умерших в преисподней. Об этом же свидетельствует книга Пророка Иезекииля. Описывая гибель египетского фараона, пророк подчеркивает, что об этом событии «Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев» ( Иез. 32:21 ). Согласно пророку Исайе, умершие люди пребывали в аду не в одиночестве. В его книге говорится и о «деннице, сыне зари», который хотел быть подобным Всевышнему. К нему обращены слова пророка: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис. 14:15 ). То, что тут имеется в виду сатана, явствует из слов Христа, напомнившего семидесяти возвратившимся с проповеди ученикам, что Он «… видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ). Этот нечистый дух образовал в глубинах ада со своими подчиненными некое сообщество, борющееся с Богом и Церковью . Оно иногда называлось «вратами ада», по аналогии с Ветхим Заветом, в котором важные совещания проводились перед воротами города: «… и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» ( Мф. 16:18 ) Смерть человеческая описывалась в Библии как перемещение из земной жизни в другое место.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

В другой раз два слепца приступили к Иисусу, моля Его об исцелении. Господь спросил у них: «Веруете ли вы, что Я могу это сделать?» «Да, Господи», – отвечали они. Тогда Он коснулся их глаз и сказал: «По вере вашей да будет вам». И тотчас открылись их глаза. Мы, конечно, не можем рассказать вам о всех чудесах, которые сотворил Господь. Сами Евангелисты упоминают не о всех чудесах, так они были многочисленны. Среди тех, кто просил у Господа помощи, были несчастные, одержимые бесами. Они тяжко страдали. Некоторые из них были глухи и немы, другие, мучимые духом нечистым бросались то в огонь, то в воду. Господь божественной силой изгонял из них бесов. И духи нечистые невольно исповедовали всенародно, что Он есть Христос, Сын Божий. Господь не только Сам творил чудеса, но и даровал эту силу Своим апостолам, которых Он посылал по городам и селам учить народ. Они Его именем исцеляли больных и изгоняли бесов, так что во всей Палестине и в окрестных странах славили имя Господа Иисуса Христа. Но хотя Господь Иисус был так благ и милосерд, нашлись, однако, люди, которые возненавидели Его и желали Ему зла. То были иудейские начальники, и книжники, и фарисеи. Господь был кроток и милостив. Они же были горды и высокомерны, одних себя считали праведниками, а ближних презирали. Они исполняли одни обряды закона, не стараясь вникать в их дух, и досадовали на Иисуса Христа за то, что Он обличал их лицемерие и что за Ним следовало множество народа. Они старались возбудить народ против Иисуса, говоря, что Он нарушает закон, данный Богом через Моисея, что Он грешит, исцеляя больных в субботний день. Даже когда Он исцелял бесноватых, они старались уверить народ, что Он творит это с помощью нечистой силы. Преображение Господне Господь Иисус знал, конечно, о происках и замыслах Своих врагов. Он шел добровольно на мучения и смерть ради нашего спасения. По мере того как приближалось время Его отшествия от мира, Он все чаще говорил Своим ученикам о том, что Ему надлежит много пострадать от иудейских начальников и первосвященников, быть убитому и в третий день воскреснуть.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

В наши дни – впрочем, как и во все предыдущие эпохи – довольно распространенной болезнью является бесобоязнь. Некоторые православные публицисты даже утверждают, что «борьба с бесами – одна из главных задач христианства». Малоцерковные люди в массовом порядке по поводу и без повода ездят на « отчитку », как будто экзорцизм – это что-то вроде средства от насморка. Подобно ветхозаветным евреям многие христиане боятся, с одной стороны, как-либо ненароком оскверниться, а с другой стороны – самим осквернить какую-нибудь святыню прикосновением к ней в «нечистоте». Немалое внимание уделяется сглазу, порче, волхованию. И вот сегодняшнее Евангелие (равно как и история Иова) весьма красноречиво свидетельствует: бесы не могут сделать ничего без позволения Господа. «Искушение Христа». Дуччо ди Буонисенья История с гадаринскими свиньями вспоминается в чине оглашения. Во втором запрещении священник, адресуясь к диаволу, говорит: «Отступи, познай свою суетную силу, даже над свиньями не имеющую власти: вспомни Повелевшего тебе по твоему прошению войти в стадо свиное». А дальше участники таинства от слов переходят к делу: отрекаясь «от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его», крещаемый (или восприемник) дует и плюет на сатану в знак презрения к нему, к его бессильной злобе. Может ли, должен ли после этого христианин воспринимать диавола как полноценного участника его духовной жизни, как достойного противника? Да он плевать на него хотел – и плевал! Читая Евангелие, мы видим, что не только сам Спаситель изгонял бесов, но такую власть и силу Он дал и ученикам. Отправляя апостолов на проповедь, Христос напутствовал их такими словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф 10:8). И когда семьдесят апостолов вернулись, они с радостью сказали Учителю: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк 10:17). Что же отвечает Иисус? «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (ст. 18–20).

http://pravmir.ru/vrag-diavola-ili-drug-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010