51. [О том, что шестой чашей открывается путь через Евфрат царям от восхода солнечного] Шестой ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. По божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, полагаем, двинутся из Скифских пределов – мест Гога и Магога, как о сем говорится далее в Откровении 672 . А может, и Антихрист, происходящий из корня Еврейского, из восточных стран Персидской земли, где [обитает] колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдёт Евфрат и наведет на людей телесную и душевную смерть: на одних – за веру и терпение, а на других – за недостаток мужества и слабость. И видел я [выходящих] из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам. Тем, что видел трёх духов нечистых, вышедших из троих, он показывает, что говорит отдельно о диаволе как о драконе, об Антихристе как о звере и о лжепророке как об отличном от них. От них, говорит, происходят три духа, подобные жабам по причине их ядовитости, нечистоты, скверности и склонности лукавых духов к нечистым удовольствиям. Повелениями диавола, Антихриста и лжепророка, означаемыми под видом уст, они покажут людям, как увидим далее, ложные знамения и чудеса. Это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Совершаемые, говорит, демонами ложные знамения возбудят уверовавших в них на войну против великого и пресветлого дня Бога, Судии живых и мертвых. В сей день богоборцы, будучи совершенно побеждены, бесполезно восплачут, оплакивая прежнее заблуждение. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и  хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Бодрствовать и хранить одежды – значит быть бодрственным и неуклонно заботиться о добрых делах, которые и составляют одежды святых; лишенный же [бодрствования] непременно будет посрамлен как обнаженный и преисполненный срамоты. Армагеддон означает рассечение и убийство 673 . В том, полагаем, месте собранные и предводимые диаволом народы будут избиты, ибо он наслаждается кровью человеческой. Отсюда также ясно, что мерзостно лишение одежд добродетели, так как и из евангельской притчи знаем, что не имевший их извержен был из чертога 674 , и из апостольского изречения, в котором он (Павел), толкуя о нетлении, говорит: только бы нам и одетым не оказаться нагими (2 Кор 5:3), то есть от добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

  Кто такие были иродиане? — или воины Иродовы, или какая новая секта, признавшая Ирода за Христа по той причине, что при нем кончилось преемство иудейских царей. Пророчеством Иакова определялось, что когда оскудеют князья от Иуды, тогда придет Христос (Быт. 49). Итак, поскольку во времена Ирода никто уже не был князем из иудеев, но властвовал Ирод иноплеменник (он был идумеянин), то некоторые приняли его за Христа и составили секту. Сии-то люди и хотели было убить Господа. Но Он уходит, поскольку еще не настало время страдания. Уходит от неблагодарных и для того, чтобы облагодетельствовать большее число людей. За Ним действительно последовали многие, и Он исцелял их; даже тиряне и сидоняне получили пользу, несмотря на то, что были иноплеменники. Между тем единоплеменники Его гнали Его. Так-то нет пользы в родстве, если нет благонравия! Вот и чужие приходили к Христу издалека, а иудеи гнали Его, пришедшего к ним. Смотри же, как Христос чужд славолюбия; чтоб народ не обступил Его, Он требует лодку, дабы в ней быть поодаль от народа. — «Язвами» евангелист называет болезни, ибо болезни действительно много содействуют к вразумлению нашему, так что Бог наказывает нас сими язвами, как отец детей. В переносном смысле обрати внимание и на то, что Иисуса хотят убить иродиане, эти плотские и грубые люди (Ирод — значит кожаный). Напротив, те, кои вышли из домов и из отечества своего, то есть от плотского образа жизни, те последуют за Ним; почему и исцелятся раны их, то есть грехи, уязвляющие совесть, и нечистые духи изгоняются. Вникни, наконец, в то, что Иисус приказывает ученикам Своим подать лодку, дабы народ не стеснял Его. Иисус есть в нас слово, повелевающее, чтобы лодка наша, то есть тело наше, готово было для Него, а не предоставлялось бы буре житейских дел, дабы эти толпы забот о делах не беспокоили живущего в нас Христа.   Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы» Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

А если Евангелист так сказал, значит, было так, значит, действительно сатана вошел в сердце Иуды. Сатана сотворил обитель свою в сердце Иуды подобно тому, как Дух Святой делает обителью своей сердце чистых и праведных людей. Иуда стал домом сатаны. Как это постигнуть нам, чтобы сердцем человече-ским целиком мог завладеть диавол, чтобы сатана вошел в человека? Вот как возможно. Сатана не сразу вселяется в сердце человека, он не имеет власти войти в него, в особенности, если это сердце освящено великими таинствами покаяния и причащения. Сатана не может прямо, дерзко, насильно войти в сердце, если живет в нем Дух Святой, ибо вместе с Духом Святым сатана обитать не может: нет места Велиару там, где Бог. Сатана не сразу вошел в сердце Иуды. Он соблазнял Иуду и раньше на зло и предательство и продолжал соблазнять в течение долгого времени, вероятно, в течение всех апостольских лет Иуды, а может быть, и ранее. Ибо читаем у Евангелиста Иоанна, что Иуда был вором: носил ящик, в который опускали пожертвования, и воровал из него. Значит, и раньше, и до апостольства был вором и сребролюбцем. Когда же овладел полностью сатана сердцем Иуды? Тогда, когда уже окончательно созрело у Иуды решение предать Спасителя, и оставил его Дух Святой, и стал он домом сатаны. Это запомните. Но не думайте, что один Иуда был жилищем сатаны: было много людей, до такой степени погрязших во зле, во лжи, в убийстве, воровстве, что и в них вселялись злые духи. С ними было то, о чем говорил нам Господь Иисус Христос: «Когда нечистый дух выйдет из человека; то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и пришедши находит его не занятым, выметенным и убранным. тогда идет, и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12, 43–45). Злой род становится игралищем и обителью злых духов. А мы, христиане, какой вывод для себя сделаем из всего этого?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

А теперь внимай всему, что говорит этот учитель. Поклоняемся, – говорит он, – образу Креста, не веществу, то есть, почитая не вещество, но образ Креста, как символ распятия Христова. Этот же святой учитель в той же Книге говорит (глава 17): «Видя образ Христова распятия, вспоминая спасительные страдания Христа, пав ниц, поклоняемся не вещи, но образу, в ней заключенному, так же, как и не веществу Евангелия или Креста поклоняемся, но изображению». Здесь каждый внимай этому славословию: не вещи, но образу, то есть, не веществу, из которого сделан Крест, но образу распятия Христа. Такова наша вера Православная, в согласии с решениями Вселенских Соборов и текстами святых Отцов, тогда как ваша раскольничья вера в Крестное восьмиконечие и поклонение веществу, как Богу, прокляты Вселенскими Соборами. Претыкание второе Крест четвероконечный есть печать антихриста, о которой говорится в Апокалипсисе: положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр. 13, 16–17 ).   Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ и я из Апокалипсиса: И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам ( Откр. 16, 13 ). Вот если бы и из раскольничьих лжепророков, как из звериных (между зверями скитающихся) уст вышли нечистые духи! Но горе им, что не выходят, но гнездятся в них хулы, точь-в-точь, как мерзкие жабы выходят из их уст. Но неудивительно, ведь Сам Христос говорит о таковых: Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста ( Мф. 12, 34 ). А добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек от злого сокровища сердца своего выносит злое ( Лк. 6, 45 ). Но послушайте, треокаянные крестохульники, если четвероконечный Крест есть антихристова печать, то вы, ограждающие себя четвероконечным знамением, есть рабы антихриста. Или перестаньте налагать на себя Крестное знамение, раз это печать антихриста, или, если принимаете один только восьмиконечный Крест, то ограждайте себя этим одним и, двигая от чела руку, полагайте ее на пупе, в знамение длины Крестного древа, потом от уха до уха в знамение титла Христа, после этого от плеча до плеча, в знамение поперечного Крестного древа. Также на животе изобразите рукой косое древо, в знамение косого подножия. И кто не посмеется такому юродству с вашей стороны!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

А теперь давайте задумаемся, кто из героев этого повествования был более всего подвержен действию зла? Бесноватый? Да, конечно же, он на протяжении многих лет нарушал все возможные правила приличия — бегал голым, кричал, жил на кладбище и бился головой о камни. Но стоило Христу лишь приблизиться к нему, бесы тут же покинули этого человека, и он стал учеником Христа, можно сказать, — Его апостолом. А вот жители Гадарина не бегали по горам и не кричали, они были вполне приличными и уважаемыми людьми — хорошо одетыми, умытыми и причёсанными. Они неплохо зарабатывали на продаже свиней… Подождите, а разве евреи могут есть свинину? Нет, согласно Моисееву Закону, свинья считается «нечистым» животным и её нельзя есть. Но жители этой страны сознательно нарушали Закон, чтобы разводить свиней для римских воинов. Погубив свиное стадо, Христос таким образом обличил их в грубом нарушении Закона. И смотрите, что получается: бесноватый легко распростился с жившим в его душе злом и последовал за Христом, а свинопасы поступили «по-свински» и предпочли Христу свои деньги. Так кто из них был грешнее? Этот пример показывает, что беснование, как и телесная болезнь, может попускаться Господом для исправления человека. По теме: Иов Многострадальный  Многие верующие люди приходят в уныние, когда начинают размышлять о том, какую власть над людьми имеют злые духи — бесы. Однако так ли велика эта власть на самом деле? В библейской Книге Иова повествуется о том, как диавол искушал праведного Иова — в одночасье он потерял детей, дом, скот и здоровье. Тело праведника было поражено проказой, он тяжко страдал, но не утратил силы духа. Из библейского повествования следует, что диавол не имеет власти над людьми более той, что ему попущена от Бога, поэтому нам нечего бояться. Как сказал Спаситель, «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» ( Мф.10:29-31 ). Могут ли бесы творить чудеса?

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

А что делать, когда человек настолько погряз в страсти, и ум его настолько помрачен грехом, что уже не способен адекватно оценивать происходящее? Ему трудно разобраться в самом себе, а, тем более, приложить усилие для того, чтобы скинуть с себя оковы страсти. Причина такого состояния – длительное добровольное подчинение греху, согласие с ним. Грех как снежный ком, который катится с горы и превращается в огромную лавину, которую уже ничто не может остановить на пути. Одержимость грехом – тяжкое духовное заболевание, которое все же подается лечению при условии, что человек все-таки обращается к Богу. Даже алкоголики и наркоманы в моменты отрезвления вполне способны встать на путь покаяния и отказа от греха. Хотя и дается это им очень непросто. За таких людей нужно усиленно молиться, а им самим нужно постоянно прибегать к спасительным Таинствам Церкви, чтобы, получая через них Божественную благодать, получить и исцеление. Описанное выше состояние можно определить как пограничное с состоянием одержимости падшими духами. Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5). Людям, одержимым нечистыми духами необходимо нечто внешнее, что избавит их от одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким фактором видят отчитку – особое молитвенное последование, во время которого священник читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов. Однозначного мнения в Церкви относительно отчитки нет

http://pravmir.ru/otchitka-besnovatyx/

Ангел служил Исаии, Иезекеилю и Даниилу. Ангел Господень по временам сходил в Иерусалиме у Овечьих ворот в купальню, называемую по-еврейски Вифезда, и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин. 5:2–4 ). Ангел направил Филиппа идти в Газу: «Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста» ( Деян. 8:26 ). Ангел дал Павлу сообщение надежды для людей на судне, когда судно было в опасности. Так жива и всеобща в Церкви Апостольской святая вера в сопребывание с каждым из верующих святого Ангела-Хранителя! Несомненно, что основанием его послужили, с одной стороны, слова самого Господа Иисуса Христа, который, научая благоразумной осторожности с детьми, говорил: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф. 18:10 ), затем, с другой стороны, и глубокое убеждение св. апостолов, что Ангелы Божии суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). Слова эти в связи со многими фактами явления Ангелов некоторым мученикам и праведникам Церкви служат источником и нашей уверенности в соприсутствие с нами Ангелов-Хранителей. Святитель Игнатий Брянчанинов . Слово о смерти. М., 1991 Явление Ангелов угодникам Божиим Жизнь святых представляет много примеров той истины, что Ангелы охраняют человека. К Пахомию Великому , современнику Онуфрия, Ангел-Хранитель предстал во время молитвы и до трех раз повторил наставление, чтобы он «принимал и назидал приходящих». Св. мученику Виту в начале его мученического подвига явился Ангел-Хранитель и объявил: «Я назначен быть твоим хранителем и сохраню тебя до кончины твоей», и действительно несколько раз спасал жизнь мученика от мучителей. Когда Прокопий Юродивый на церковной паперти вследствие сильного мороза отсчитывал последние свои вздохи, то Ангел-Хранитель коснулся ветвью его лица, и он тотчас почувствовал теплоту. Сколь многим из святых являлись Ангелы-Хранители, когда святые изнемогали своими силами в борьбе с духами нечистыми! Св. Исаак Сириянин утверждает: «Если враг явно нападал на святых, Ангелы (их) являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Антиномичность мышления, присущая всем падшим существам (как людям, так и демонам), у падших ангелов наиболее ярко проявляется в вопросе о конечных результатах существования современной формы бытия Вселенной. Обладая величайшей проницательностью и исключительными умственными способностями, демоны не могут не понимать, что их борьба против своего Творца a priori обречена на провал. Но в том-то и заключается парадокс, что при этом (вероятно в силу своей безмерной гордыни, помрачившей их разум) они продолжают надеяться на победу над Богом. Смысл этого явления, как и многих других аналогичных явлений духовного порядка (наблюдающиеся, в том числе, и у людей) постичь невозможно, их приходится лишь учитывать, как данность. Исходя из этой непостижимой для нас надежды, которой тешат себя падшие ангелы, готовясь к решающей битве, они пытаются усилить свои дьявольские легионы, увеличив их за счет отпавших от Бога душ как живых людей, так и умерших. Люцифер, совместно с лжемессией – антихристом, предполагает дать бой Создателю в месте, духовно именуемом Армагеддон, как об этом предупредил нас Творец пророческими устами Своего апостола Иоанна Богослова: И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной под «землею всей вселенной», полагаю, здесь подразумеваются одновременно обе части нынешнего мира: материальный мир и мир духовный, то есть живые сподвижники дьявола совокупно с душами уже умерших его поклонников чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя … Ион собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон ( Откр. 16:13-16 ; см. также Откр. 17:9-14 ). Слушать Божий или бесовские внушения? Весьма приятен, ибо льстит самолюбию падших ангелов, и сам факт того, что люди по своим нравственным качествам, с их помощью, могут стать демоноподобными, а не богоподобными. Это тем более приятно демонам, что они великолепно знают о необходимости (для людей) богоуподобления, как о главной цели всей земной жизни человека. Именно к этой цели, то есть к богоподобию в любви, самоотвержении, в милосердии и кротости призвал нас Творец еще в глубокой древности, во времена ветхозаветные, говоря: Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я – свят ( Лев. 11:44 ). Когда же Бог пришел во плоти на землю, в Своей Нагорной проповеди Он указал нам узкий и трудный путь к святости и богоподобию через подвиг самосовершенствования, призывая нас: …будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ).

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Как выше всякого человеческого разумения и представления или гадания преблагий Бог чрез единородного Сына Своего премудро устроил на земле спасение человеков: так выше нашего понятия и всякого представления приготовил Он и небесное наследие любящим Его. Когда явится Господь Иисус Христос во славе Своей и свет лица Его осветит праведных; тогда праведники будут созерцать Господа Бога лицом к лицу; во свете лица Божия будут видеть беспредельное величие Божие так ясно, как мы теперь не можем представить; всемогущество, премудрость, святость, благость, и другие Божеские совершенства раскроются пред взором их в неизобразимом блеске и величии. Ясно будут видеть они в Боге верховную причину всех созданий, их безусловную зависимость от единого в трех Лицах прославляемого Бога, будут видеть беспредельную премудрость, святость и благость Творца и верховного правителя Бога в управлении всего мира. Пребывая в этом свете Божественной славы, праведники, как учит апостол, будут подобны Господу Богу, потому что будут видеть Его, как Он есть ( 1Ин. 3:2 ); совершенства Божии будут светло отражаться в них, потому что, преисполняясь ведения о совершенствах и делах Божиих, они будут пламенеть любовью к Богу, как высочайшему и всесовершенному Благу и Источнику всякого блага; будут неумолкно прославлять Бога, и всеми силами непрестанно служить Ему, исполняя святую волю Его. Во граде небесном ничего не будет проклятого (нечистого), говорит тайновидец Иоанн; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном; ибо Господь Бог освещает их ( Откр. 22:3–5 ). Все праведники и святые духи составят единый лик славящих Господа Бога; и ангелы соединятся с человеками; все, по слову Царя славы, будут едино ( Ин. 17:21 ). Тогда исполнится то, о чем Иисус Христос молил Отца Своего, взывая: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою ( Ин. 17:24 ). В этом созерцании Бога и в этом единении с Богом просвещаемые светом Божественной славы праведники вечно будут наслаждаться неизреченным блаженством.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Бак дух бесплотный, он не стесняется пространством, не спит и не знает утомления. Силы его велики. Он обладает и хитростью, и искусен в обольщениях. Да в борьбе он и не одинок. Падших ангелов великое множество. Все они один пред другим стараются, хлопочут, не зная покоя. И все делают только одно зло. Опасность воину Христову великая от духов нечистых. Диавол, по словам Спасителя, есть человекоубийца искони и отец лжи ( Ин.8:44 ). Посему-то св. апостол Петр убеждает христиан, чтобы они трезвились и бодрствовали, потому что «противник их, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). И св. апостол Павел пишет христианам: «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь вовсеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.4:10–12 ). Апостол указывает и оружия Божии, с которыми христианин должен выступать на борьбу с невидимым, но сильным врагом. Истина, праведность, мир, вера, слово Божие и молитва вот оружия христианина. С ними и в них облеченный воин Христов может с успехом противостать врагу своего спасения и преодолеть его. Дремание же и сон духовный суть настоящие предатели. И вооруженный воин, если заснет, легко может попасть в руки врага. Так и христианин беспечный по дремоте своей не устоит против духов лукавых. И посмеются над ним духи злобы. Так, братие, у всех нас идет непрестанная брань с плотью, миром и с духами злобы. Видите, как, много врагов спасения. Как же беспечный, не препоясанный, не стоящий на страже может устоять? Падет он, и падение его будет погибельное. Но и во всеоружии стоящий, если вокруг него тьма царит, не приметит подступа врагов. Вот почему Спаситель заповедует не только препоясаться, но и возжечь, светильники. Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящий ( Лк.12:35 ). Что означают эти. светильники? Веру правую, живую, украшенную плодами жизни святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010