Кто же эти добрые люди иного мира, с которыми он имеет сообщение, предостерегая, однако, что «надобно быть весьма опытным, чтобы их разбирать, ибо между ними есть всякие степени, от самых высоких до самых низких; есть и добрейшие и злейшие духи, и ветреные, и лгуны, и обманщики, и умники, и софисты». (Хороша компания для учеников г. Кардека!). Все догматы имеют своих представителей между сими духами, и католический, и жидовский, и магометанский; вот почему одни хулят то, что другие хвалят. И так не должно им слепо верить, потому что они так хитры, что легко надуют неосторожных» (стр. 28 и 83.). А как же прикажете от них предостеречься? «Для этого, отвечает г. Кардек, надобно много времени, и нужно иметь самую тонкую наблюдательность; тогда мы можем отличать истину от лжи и, оттолкнув этот нижний слой нечистых духов, добраться до высших, возвещающих одно лишь доброе». И так собственный разум человека горделиво поставлен тут мерилом праведности для столь опасного различения духов, – тот самый разум, который споткнулся в Адаме, когда он хотел сам собою различать добро от зла, по внушению того же советника дьявола; чрез столько тысяч лет не изменил он своей системы, когда хочет обольстить самолюбивых и доверчивых потомков Адама, вступающих с ним, подобно Еве, в дружескую беседу, вопреки строгому воспрещению Церкви. Не дружиться с ним, а бороться повелевает нам апостол Павел, предостерегая нас в послании к Ефесеям: «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Апостол видит нас также окруженных полчищами духов, но враждебных, и признает в них не души умерших человеков, но Ангелов падших, как сам Господь сказал: «Я видел сатану, как молнию спадшего с небес» ( Лк.10:18 .). Но льстивые духи сии притаились, чтобы лучше обольстить нас под видом умерших людей, нам более сродных по природе, и потому вступающих в общение с нами. Евангелист Иоанн, в первом своем послании, предостерегает нас «не всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они»; и вот в чем состоит испытание: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, не есть от Бога, но что дух антихриста» ( 1Ин.4:1–3 ). Кардек же, в своем катехизисе, ни слова не говорит о Божестве Христа. И так мы видим, какого духа он держится, и в какую бездну влечет своих последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Могут ли такие светлые, добрые духи не содействовать и всячески не способствовать делу нашего спасения? Хотя мы часто не слушаем их спасительных внушений, погружаясь в суету дел мирских, хотя мы часто падаем пред искушениями врага нашего спасения, но и тогда эти любвеобильные духи не оставляют нас, чего, казалось бы мы вполне заслужили, – но всячески стараются снова направить нас на путь добродетели. Пятое число. Человек, без преувеличения можно сказать: и окаянен, и беден и нищ, и слеп, и наг ( Откр. 3:17 ) в греховном своем состоянии. И что же? Несмотря на это, ангелы Божии, – чистые и светлые, эти благие и безгрешные эти великие и святые существа, – постоянно нисходят от горних селений в наш бедный и грешный мир, к нам, нечистым грешникам, и приносят нам от Отца светов несчетное множество щедрот, благодеяний и даров, и сами всеми возможными мерами благодетельствуют нам. По учению нашей святой православной Церкви, ангел дается каждому человеку от Бога тотчас после крещения для охранения его в жизни временной и руководства к жизни вечной. Но не будет противно учению св. Церкви, если допустим мысль, что ангелы от самого зачатия нашего во чреве матери были хранителями нашими и по рождении нашем до самого вступления в общество верующих. Пророк Давид, прославляя Господа, из глубины души восклицает: «Славлю Тебя, Господи, потому что я дивно устроен. Ни одна кость не скрылась от Тебя, хотя я устроен втайне, соткан во глубине земли, зародыш мой видели очи твои» ( Пс. 138: 14–16 ). Если я достоин был вниманием Промысла Божия во чреве матери моей, то, конечно, я в то же время не чужд был и попечений обо мне ангела моего. Ангелы, охраняя будущую мою матерь, тогда же вместе с ней не могли не охранять и меня. Они блюли меня тогда, как будущее чадо церкви Христовой, как наследника благ царствия небесного, как сонаследника Христу; и стихии природы видимой, и стихии внутренние, – обычные человеку возмущения и страсти моей матери, и злобные действия людей, и злоба, и рассчитанное коварство врага рода человеческого – диавола, – все это могло погубить меня прежде, нежели я начал вкушать сладости бытия. Но я явился на свет и живу, потому что Господь заповедал ангелам Своим сохранять меня во всех путях моих, и они были хранителями моими еще на пути к сей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Молитва задержания» также начинается с обращения к Господу, но далее следуют прошения к святым, к Архистратигу Михаилу и к Пресвятой Богородице. Роднит «Молитву задержания» с магическими текстами и сосредоточенность на земном благополучии, забота о сохранности достояния. Так, защита и приумножение «имения» и «стяжания» — важная функция «Молитвы Киприана»: «прогоняю все злое оно злых человек и лукавых бесов от раба Божия (имрек) и от всякаго имения его, аминь», «заклинаю и связываю и проклинаю вся духи лукавыя и очи злых человек и сусед ближних и дальних и вся чародейства лукавых человек от раба Божия (имя рек) и от дому его и от всего стяжания его, и яко умножил еси богатство второе Иовля, тако Господи Боже силам умножи домячнее житие и приход рабу Своему (имрек) имущему молитву сию»; «да соблюден будет раб Твой (имя рек) и весь дом и все стяжание его» . Библейские мотивы, используемые в зачине «Молитвы задержания» ( Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса Навина, задерживал целый день движение Солнца и Луны, доколе народ Израильский мстил врагам своим. Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их, и вновь исцелил их. Ты некогда вещал пророку Исаии: вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды. И Ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву ), схожи с теми, которые встречаются в «Молитве Киприана». Согласно последней, нечистые духи прогоняются от человека и «от дому его» «молитвою ею же помолися Иисус Навин и ста солнце и луна; и молитвою ею же помолися Илия и удержа небо; и молитвою, ею же помолися Данил пророк и загради уста львом; и молитвою ею же помолися трие отроцы Анания, Азария, Мисаил погасиша пламень пещный и бысть в росу прохладну; силою держащаго волны морские и укротевающаго» (упоминается в «Молитве Киприана» и «моление Елисеево») .

http://azbyka.ru/fiction/shhit-duxovnyj-...

Один прозорливый подвижник видел, как демон сидел вдали от келий отшельника, который в то время занимался умным деланием, то есть Иисусовой молитвой. Когда же отшельник прекратил молиться, демон смог войти к нему. Значит, бесам тяжело даже находиться в помещении, где люди истово, внимательно читают Иисусову молитву, и демоны вынуждены удаляться. «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (ст. 17–19). Конечно же, Господь говорит не о змеях и скорпионах и под «силой вражьей» подразумевает не каких-то ядовитых или хищных животных, а демонов — нечистых духов, которые столь же злобны и вредоносны для нас, как и отвратительные, страшные хищники. Бесы недаром называются нечистыми духами: они оскверняются грехом. Обычно под нечистотой мы подразумеваем нечистоту тела, говорим, например, про руки — чистые или нечистые. Но есть и нечистота душевная, нравственная, потому что как грязь оскверняет тело, так грех — дух и душу человека. «Однакож тому не радуйтесь, — говорит Спаситель, — что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (ст. 20). Как мне кажется, слова «духи вам повинуются» относятся не только к демонам, но они косвенно указывают и на Ангельские Силы и миры, на небеса в духовном смысле слова. «Но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», то есть радуйтесь, что о вас молятся Ангелы Божий. В буквальном смысле изречение Спасителя понимать невозможно, потому что человеческие имена не могут быть написаны на небе — ни на физическом, окружающем землю, ни на духовных небесах. Можно толковать эти слова Господа Иисуса Христа, обращенные к Его ученикам, и в том смысле, что апостолы предназначены ко спасению, но это не противоречит и такому пониманию, о котором я сказал: ваши имена поминаются небесами, Ангельскими Силами на небесах. Действительно, все Ангельские Силы, начиная от Серафимов (к ним и относятся Архистратиг Михаил и семь других Архистратигов), которые первыми получают откровение от Бога и передают его остальному Ангельскому миру и людям, и заканчивая самой низшей иерархией, — все они, будучи преисполнены благодати Божией, одновременно полны и Божественной любви к нам. Благодать — может быть, некоторые из вас это испытали — проявляется прежде всего как любовь к ближнему. Иными словами, любовь — это признак присутствия благодати. (Например, старец Силуан Афонский говорит, что признаком благодати является любовь к врагам.)

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Петр и Андрей и др. ( Мк.1:16–20, 29; 2:14 ). Да не стужают Ему (дабы не теснили Его), – т. е. чтобы Ему удобнее было учить из лодки народ, находившийся на берегу (ср. Мф.13:2–3 ). Мк.3:10 . Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. Мк.3:11 . И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3:12 . Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Дуси нечистии, т. е. те духи, которые мучили так называемых бесноватых (чит. объясн. 23 ст. 1 гл.). Падали (припадаху) пред Ним – в знак покорности всемогущей власти Христовой над ними. Зваху глаголюще (кричали), яко Ты еси Сын Божий. Чит. объясн. 24 ст. 1 гл. Но Он строго запрещал (много прещание) и пр. Чит. объяснение 25 ст. 1 гл. Зач. 12. Избрание Иисусом Христом двенадцати Апостолов. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице. Мк.3:13 . Потом взошел на гору и позвал же к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. На гору, – лежавшую близ г. Капернаума, где в это время находился Иисус Христос (1 ст.). Эта гора известна до сих пор. Она называется „Горой блаженства“ от произнесённого на ней Господом учения о блаженстве (чит. у Матфея 5 гл. 1 ст. и дал.). По Евангелию Луки ( Лк.6:12 ), пред избранием Апостолов Иисус Христос всю ночь молился. О чем же Он молился? Можно думать, что полагая начало строения новозаветной церкви, Божественный Ходатай призывал на дело Свое благословение Отца Своего и просил ей крепости против царства тьмы (врата адова не одолеют ей); просил Отца Своего и о Своем укреплении на подвиги, Ему предлежащие – избрание сотрудников Себе. По сказанию Матфея, пред избранием Апостолов Господь сказал Своим ученикам следующие слова: жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою. (9 гл. 37 и 38 ст.). Т. е. Господь сравнил еврейский народ с полем, покрытым спелой жатвой, которое нужно жать ( Ин.4:35 ), а жнецов мало, и этим выразил именно то, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него – готовы уверовать в Него, Христа, и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных к этому делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

После этого женщина невольно вспомнила слова отца Серафима и тогда только поняла значение его странного, как казалось, подарка, удивляясь его чудной прозорливости. Итак, не радеющие о своем спасении, если не оставят своей греховной жизни, пусть не льстят себе надеждой ни на милосердие Божие, ни на безнаказанность и из приведенного примера пусть убедятся в той истине, что грешников нераскаянных Господь не оставляет без наказания иногда еще и в этой жизни. А убедясь в этом, чтобы не подвергнуться на будущее время праведному гневу Божию, пусть прежде всего переменят греховную жизнь на добродетельную и после того уже, когда утвердятся в последней, смело пусть надеются н на милосердие Божие, и, несомненно. Господь простит их и от наказания избавит, о чем свидетельствует Он Сам через пророка Своего: Если народ... обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему (Иер. 18,8). И то же подтверждает книга пророка Ионы, где сказано: И увидел Бог дела их (ниневитян), что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Иона 3,10). Спешите же, доселе не радевшие о своем спасении, к покаянию и исправлению своей жизни, и Господь прошлое ваше забудет и вместо наказания милостями Своими посетит вас. Аминь. Какая причина того, что Господь попускает злым духам вредить нам Известно, что злые духи стараются всеми мерами удалять нас от Бога и ввергать в погибель. Известно, что они иногда поражают человека болезнями и бедствиями, полагают ему преграды к совершению добрых дел и, наконец, неистовствуют и в телах человеческих, что видим на бесноватых. За что же Господь попускает нечистым духам делать нам зло? Какая причина этого? Знайте, что главная причина тут греховность наша, и вот из-за нее-то злые духи часто и бывают орудиями гнева Божия и Бог попускает им делать зло людям за грехи их для того, чтобы они хотя бы через скорби и страдания пришли в осознание себя, покаялись в грехах своих и исправились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1221...

ПОЧЕМУ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДИАВОЛ ПРЕУСПЕВАЕТ В СВОИХ ЛЖЕЧУДЕСАХ И ЛЖЕПРОРОКАХ Христос, говоря о последнем времени—нашем времени, указывал, что тогда силы зла—бесы будут проявлять себя особенно впечатляюще для людей. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24, 24). В первом послании к Тимофею св. ап. Павел пишет: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4, 1). О вмешательстве духовных сил в процессы, происходящие ныне на нашей планете. Апокалипсис предсказывает такими словами: «Это—бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16, 14). У Чем объяснить это преуспевание демонов? Конечно, прежде всего тем, что грехи человеческие процветают на Земле, а где грехи—там и питательная почва для диавола. Чем больше люди погружаются в грех и житейскую суету, тем дальше они уходят от Бога и тем ближе становятся к диаволу, дают свободу действии бесам в мире через их ложные чудеса. Своими ложными чудесами злые духи пытаются ввести людей в область сверхъестественного как бы с черного хода. Сатана, внушая людям материализм и атеизм, отуманил умы многих мыслителей против признания того сверхъестественного, что ведет людей к Богу и вечному спасению. Все то из области сверхъестественного, что производит ложные чудеса, ведет людей к обольщению, погибели, диавол приветствует и с большим старанием стремится распространить в мире. Диавол повсеместно являет свои ложные чудеса потому, что очень многие люди жаждут их. Они настолько духовно изголодались за время господства материализма, что сейчас бросаются на любую нечисть, принимая ее по своему духовному невежеству за пищу для души. Когда несколько лет назад в нашей стране появилась возможность во всеуслышание говорить о Боге, об области сверхъестественного, миллионы людей до этого были так сильно отравлены безбожным материализмом против христианства, что вместо стремления к познанию Господа Бога их, как магнитом, потянуло к оккультизму и всякой бесовщине. Одной из причин того, что диавол так массированно атакует Землю своими ложными чудесами, является нынешнее извращенное понятие «духовности». Сейчас сплошь и рядом слышно слово «духовность». В сознании человека оно делается «замусоленным», обыденным. Самая большая опасность от такого чрезмерного увлечения этим словом кроется в том, что оно становится как бы общим знаменателем для всех религий, для всего мистического, магического. При нынешнем понимании духовности в один ряд ставятся и Творец Вселенной - Господь Вседержитель, и темная сила, заявляющая о себе в опытах по спиритизму, и «неопознанные» пришельцы из летающих тарелок... Никогда еще человечество не подходило к такому соблазну—совмещать истину Божию с диавольской ложью.

http://zavet.ru/kozni1-pr.htm

Продолжим рассказ о гадаринском бесноватом. Христос сжалился над ним и изгнал из несчастного легион бесов, которые просили у Спасителя дозволения войти в стадо свиное. Христос дозволил, и бесы тут же проявили свое губящее начало, сбросив стадо свиней с крутизны в море ( Мф.8:28–32 ; ср. Мк.5:1–13 ). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Христа, не болезнь беснования вошла в свиней. Очевидно, что это дело легиона бесов, которые были изгнаны. После столь ясного учения Христа, кажется, нет места никаким сомнениям касательно достоверности бытия злых духов. Однако, не все видят в словах Христа учение о действительном существовании злых духов, многие думают, что словам Христа нельзя придавать буквального смысла, потому что Он мог приспособляться к понятиям Своих современников. Такое мнение решительно не имеет никакой цены на следующих основаниях: 1) Христос никогда не лгал, и не мог лгать, и постоянно боролся с предрассудками. По Своей любви к истине и людям, Господь не мог бы предостерегать последних и вносить в их души страх пред злобными и могущественными врагами рода человеческого, если бы этих врагов на самом деле не было; 2) Сам Спаситель смотрел на бесноватых, как на жилище демонов, а потому, когда беседовал с бесноватыми, то обращался с речью не к больному, а прямо к демонам, называя их духами нечистыми и повелевая им выйти из человека больного ( Мк.1:25,5 и 8–9). Говорил Христос и о том, что делает изгнанный из человека бес: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным (то есть свободным от добродетелей). Если найдет таким, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого ( Мф.12:43–45 ; Лк.11:24–26 ); 3) злые духи, находившиеся в людях, как существа отдельные от тех лиц, в которых обитали, устами бесноватых исповедовали Иисуса Христа Сыном Божиим, трепеща Его могущества и власти над ними, и этим невольно свидетельствуя, что они Им побеждены ( Мф.8:29 Лк.4:33 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Бесы (иначе:  демоны , черти, нечистые, лукавые,  падшие духи , злые духи, диаволы) – свободно-разумные бесплотные существа, бывшие некогда светлыми  ангелами , но взбунтовавшиеся против Бога и отпавшие от Него, в результате чего были изгнаны с небес . История грехопадения ангелов объясняет происхождение зла в сотворенном мире. Отрицание бытия злых духов как личных и разумных существ неизбежно приводит к отрицанию грехопадения и, следовательно, искупления . Святой праведный  Иоанн Кронштадтский   писал, что упорное неверие в бытие злых духов – это  настоящее беснование, так как идет наперекор Божественному Откровению. Тот, кто отрицает злых духов, уже поглощен диаволом . Падение ангелов и их нынешнее состояние Согласно Священному Преданию , имеющему основание в Священном Писании ( Откр.12:7-9 ; Ис.14:11-15 ), один из высших ангелов Бога – Люцифер, восстал против Него и увлек за собой великое множество небесных сил, после чего он стал диаволом, а они – злыми духами. О времени их падения неизвестно ничего, кроме того, что оно произошло до грехопадения первых людей. Церковное учение говорит о том, что « все они сотворены Богом добрыми, ибо то, что Бог сотворил, было сотворено добрым. Но они стали злыми по своей воле, как свидетельствует Господь наш об их начальнике:  „Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” ( Ин.8:44 ). Они вожди всякого нечестия, постоянные хулители Божественного Величия, обманщики человеческих душ, и они, и их орудия, согласно Писанию:  „Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” ( 1Пет.5:8 ) (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 21). Общество падших духов имеет строгую иерархическую структуру с подчинением князьям тьмы. Во главе находится сатана. В эту структуру вовлечены и земные сообщества людей, предавшихся воле злых духов и служащих им. Страшное состояние демонов свт. Игнатий (Брянчанинов) описывает так: « Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их – исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их – гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками ».

http://azbyka.ru/besy

Сойдя с Горы искушений, Господь тут же принялся выполнять свою грандиозную задачу, то есть вести победоносную брань с сатаной. Предузрел сие оный славный пророк, предвестивший: Тогда выступит Господь и ополчится (в серб.: Выйдет Господь как ратоборец. – Пер.) ( Зах.14:3 ; ср.: Ис.52:12 ). Узнали бесы в Иисусе своего губителя. В Капернауме, в толпе народа, был человек, одержимый нечистым духом. Прокричал он Иисусу: Оставь! (в серб, букв.: Отстань! – Пер.) что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему и сказал: Замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него ( Мк.1:24–26 ). Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных ( Мф.8:16 ). Уразумели демоны, что Иисус – Сын Божий. – И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты – Сын Божий ( Мк.3:11 ). Господь же, изгоняя их из людей, запрещал им объявлять о Себе. Не зависит Он от них, чтобы возвещали они Его миру. Есть Некто лучший демонов и человеков, Кто явит Его миру. Это Отец Его Небесный и Дух Святой, засвидетельствовавшие о Нем на Иордане. А духи лукавые хотели оказать Иисусу как бы некую услугу, чтобы оставил Он их в покое. Но тщетно. Не захотел Он пойти ни на сговор, ни на сделку на Горе искушений и с отцом этих бесенят, а уж тем более не стал торговаться с ними. Посему и обрушивается Он на них, как порыв ветра, изгоняя их из людей неодолимым словом: Замолчи и выйди из него! ( Мк.1:25 ; Лк.4:35 ). Разрывает Он демонские цепи, как паутину – не рукой и не мечом, а одним-единственным словом: Выйди! Некую женщину злой дух связал и скорчил, сделав из нее уродца, чтобы только унизить Бога и напакостить Божию творению. И удерживал ее в таком состоянии целых восемнадцать лет. Как-то раз увидел Иисус сию беднягу в синагоге – именно тогда, когда обращался Он с речью к многочисленному народу. Заметив ее, Он тут же прервал Свое назидание. Важно слово, но еще важнее – дело, а лучше всего – то и другое вкупе. Подозвал Он женщину и сказал ей: Женщина! ты освобождаешься (в серб.: ты освобождена. – Пер.) от недуга твоего. И женщина тут выпрямилась и стала славить Бога ( Лк.13:10–13 ). В этом случае Господь обращается не к бесу, а к женщине; не повелевает он злому духу выйти из нее, но говорит непосредственно женщине: Ты освобождена от недуга. Это одно и то же. Недуг этой женщины – следствие диавольской власти в ней и над ней. А посему не было никакой разницы в том, приказать ли [самому] диаволу выйти из своей жертвы или возвестить жертве, что избавлена она от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010