Савва архиеп Сербский В 1198 или 1199 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий архиепископ Антоний), подробно описывая святыни и памятники Константинополя, упомянул злободневную деталь, явно поразившую его воображение. Повествуя о монастыре Богородицы Евергетиссы, он отметил среди прочего: «А здесь живет инок Савва, сербского князя сын». Добровольное принятие монашеского пострига представителем царствующего дома, отречение в юном возрасте от «сладости мира сего» было в глазах русского паломника событием настолько неординарным, что автор счел уместным сообщить о нем землякам наряду с рассказами о самых известных святынях и диковинах столицы православного мира. Добрыня явно не был до этого на Афоне, да и позднее в Новгороде, трудясь над созданием своего хождения, не слыхал рассказов русских святогорцев о Савве, иначе, несомненно, добавил бы к упоминанию о нем несколько колоритных деталей. Савва к тому времени, несмотря на свою молодость (ему было около 24-25 лет), был живой легендой Афона, а русским монахам он был здесь особо памятен. Сам приход на Афон — эту своеобразную средневековую интернациональную монашескую республику — осенью 1191 года младшего сына сербского великого жупана Стефана Немани — шестнадцатилетнего Растимира (впрочем, по молодости лет его еще уменьшительно именовали Растко) был напрямую связан с русскими монахами. Мысль о бегстве от мирских соблазнов и отшельнической жизни окончательно оформилась у него под влиянием бесед с русским иноком, пришедшим с Афона вместе с другими монахами ко двору его отца за милостыней. Понимая, что его горячий порыв не встретит сочувствия у родителей, Растко отпросился у отца на многодневную охоту в горные леса, а сам отправился с монахами на Афон. Благочестивый обман вполне удался, юноша выиграл время — погоня (в которой он не сомневался) не настигла его по пути, и он благополучно добрался со своими спутниками до русского Пантелеймонова монастыря. В ту пору он располагался не на берегу моря, как сейчас, а примерно в часе ходьбы от современной огромной приморской обители, на пологом горном склоне. Ныне это скит Старый Руссик, в котором мало что осталось от древности. Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в средние века, дает (с учетом того, что изображенный собор возведен в 1628 году в традиционных для Святой горы формах) рисунок паломника Василия Григоровича-Барского, побывавшего здесь в 1744 году. Обитель идеально подходила для молодого славянского инока. Здесь говорили на понятном языке (не исключено, что в числе братии были и сербские монахи) и одновременно была возможность усовершенствовать познания в разговорном греческом, на котором общалось между собой многоязычное монашество Святой горы.

http://pravoslavie.ru/37863.html

Скачать epub pdf Июнь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1906. Т. 2. 6. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение). —145— непоколебимость и того и другого проистекает из апостольского учения. 8 . – Мы видим, что даже писанные законы теряют значение вследствие того, что получают силу отличные от них предания и обычаи. Обычай все утверждает, ибо дело сильнее слова. Что такое закон, как не писанный обычай? Ровно, как и обычай опять есть неписанный закон. Это легко наблюдать и на примерах не из областей священных предметов. Грамматики, если случится, что слово в сочинении отклоняется от господствующего правила и пишется иначе, согласно установившемуся обычаю, ссылаются на предание, считая его правилом правил. И что им говорить пред лицом сказавшего: аз приях от Господа, яже и предах вам ( 1Кор.11:23 )? Каким же образом они могут не презирать писавшего к наставляемым в евангелии Коринфянам: хвалю вы, братие, яко вся моя помните, а якоже предах вам, предания держите ( 1Кор.12:2 ). Также к Фессалоникийцам: тем же убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:4 ). Пусть раскроет это яснее первосвященник царствующего града и яркий светоч вселенной великий Иоанн, говоря: „апостолы не все предали в посланиях, но и вне письмени. Но и то и это одинаково достоверно, вследствие чего, говорит, считаем достойным веры и предание церковное. Предание существует. Не спрашивай больше 1796 . Подобное этому писал и божественный Василий святому Амфилохию: „из догматов и проповедей, соблюденных в церкви, иные имеем в уче- —146— нии, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но и те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом, исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя (к Амфил. о св. Духе, гл. 27). Читатель легко оценит это. Также божественный Епифаний, рассуждая о приношении за мертвых, говорит: „ Церковь непременно совершает это, приняв предание о сем от отцов. Кто может нарушить завет матери или закон отеческий. Соломоном сказано: слыши, сыне, наказание отца твоего, и не отрини заветов матери твоея ( Притч.1:8 ), чем указывается на то, что Отец, т. е. Бог, Единородный и Святой Дух учили в письмени и без письмени, что мать наша Церковь владеет законоположениями, которые не должны быть нарушаемы“. (О Ересях 55:8).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тропа не зарастет К перезахоронению останков епископа Вениамина (Милова) и архиепископа Досифея (Протопопова) Марина Бирюкова 8 декабря. Архиеп. Досифея и еп. Вениамина встречают в Покровском соборе Саратова      Как хорошо знали мы все эту дорожку из серой плитки и черный мраморный крест, хорошо видный среди других крестов и памятников старого Воскресенского кладбища. Дорожку-то выложили относительно недавно; а вот народная тропа к могиле епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова) не зарастала на протяжении 68 лет, со дня скоропостижной кончины 58-летнего архиерея, за плечами которого лежал воистину крестный путь. Во все времена, при всех властях православные саратовцы шли и шли к владыке Вениамину. Несколько лет назад на оградке появился почтовый ящик для письменных прошений – чтобы они не размокали от дождя и снега, чтоб их не разносило ветром по всему кладбищу. Но не все просители этот ящик замечали. Прибираясь на могиле владыки, протирая от пыли черный камень надгробия, мы не раз находили настоящие вопли несчастных душ: «Дорогой владыка Вениамин, помоги мне избавиться от наркомании, иначе все, конец мне. Саша». 8 декабря. Панихида по архиеп. Досифею и еп. Вениамину в Покровском соборе Саратова      Любовь и надежда Однажды, помню, выдалась очень снежная зима. Кладбище утонуло в одном большом сугробе. Я взялась прочистить дорожку к владыке. И увидела, что кто-то уже к нему прошел, вернее, пробился – проваливаясь, наверное, по пояс, такие были следы. А на снегу, скрывшем надгробие, алел букет гвоздик. Вообще, живые цветы – знаки человеческой благодарности – лежали или стояли здесь всегда, в любое время года. Ну а 2 августа, в Ильин день, в день праведной кончины саратовского епископа, народ шел к его кресту потоком целый день. Приезжали священники из разных храмов с группами своих прихожан, совершали панихиды. Женщины раздавали всем домашние пирожки и пышки. К глазам невольно подступали слезы… Архимандрит Вениамин (Милов), 1929 г.      Однако могила владыки Вениамина была не единственной почитаемой на старом кладбище. Чуть подальше от него, вглубь «церковного» участка, лежал архиепископ Саратовский и Царицынский Досифей (Протопопов), умерший в 1942 году. И большинство людей, приходивших к владыке Вениамину, подходило и к владыке Досифею тоже. И записки на его надгробии не раз приходилось видеть. Хотя столь же яркого почитания, сколь почитание епископа Вениамина, не наблюдалось – может быть, в силу того, что на момент своей смерти владыка Досифей не был правящим архиереем Саратова: после лагеря и ссылки он стал инвалидом, пребывал за штатом и питался милостью верующих. А возглавлял Саратовскую епархию он в действительно страшную эпоху: с 1917 по 1922 год.

http://pravoslavie.ru/157890.html

архиеп. Евдоким (Мещерский) Декабрь 2. – В этом сочинении нет мысли. Или: тут есть мысль. Он не выразил мысли. Он выразил свою мысль. Что все это значит? – А это действительно так. – Он много говорил или писал, но ничего не сказал. Из слов его задушевной мысли его невидно, или в его словах этой нет мысли. Он сказал мало, но сказал все. Из его немногих слов видно, что он хотел сказать. – Эта мысль иногда ясно, определенно не высказывается, но она видна бывает, я ее понял, и к сведению принял. – Эта мысль иногда выражается определенно, ясно; но я точно не вижу ее, не понимаю, и к сведению не принимаю. Это кушанье вкусно, а это не вкусно, хотя оба из одних материалов приготовлены. Не может ли служить меркою для оценки сочинения: по прочтении или выслушании тверже ли верую, лучше ли надеюсь, больше люблю? Вечер. Час 8. Так ли мы веруем, как должно веровать, и так ли научены мы жить, как должно жить? – Есть много таких на свете людей, которые не по нашему научены жить и не одинаково с нами веруют. – А вера истинная должна быть одна, и жить все должны по одинаковым правилам. Как же мы можем узнать, так ли веруем?... Бог открыл людям, как они должны веровать. – Итак, если наша вера и наши правила согласны с Божиим Откровением, то значит мы веруем правильно... Вопросы надобно предлагать самые естественные, неизбежные; иначе мы будем решать то, что давно разрешено, – и о чем никто нас не спрашивает. Вопросами естественными, нужными можно называть те, которые предлагают не все, а только хотя несколько. Необходимо наставление в вере Христианской такое, которое бы было понятно для самаго грубаго и необразованнаго человека. 3. Утро. 2Петр.1:10 . Старайтесь более и более утверждать себя в звании и избрании вашем. Я никогда не престану напоминать вам о сем – о вашем звании и избрании – хотя вы то и знаете и утверждены в содержимой вами истине. Спрашивать надобно: необходимо ли это всякому знать для благодарения Богу и спасения? – Если не будет знать, не угодит Богу и не спасет души?..

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Ваш искренний богомолец и покорный слуга, архиепископ Феофан. P.S. Если будете писать, то прошу писать по адресу: Serbie, Srem Karlovci, Patriarchie, Archeveque Theophane. А.Ф 1925. V . 23. Yertsegnovi . Печатается по кн.: Бэттс Ричард, Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. М.: Братство прп. Германа Аляскинского, 1996. С. 397 (несколько иначе: архиеп. Аверкий (Таушев) . Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. Jordanville , New York,1974. C . 27) 6. Е.Ю. Концевич Многоуважаемая Елена Юрьевна! Получил Ваше письмо по приезде в Карловцы из Ерцегнови. Приношу Вам глубокую благодарность за присланное Вами описание видения о. схиархимандрита Иоасафа. Оно очень поучительно и умилительно. Будем с верою ожидать лучшего будущего, которое, надеюсь, принесет нам действительно великую радость. Я глубоко сочувствую Вашему духовному одиночеству. Вполне понимаю, как Вам тяжело жить. И от души желал бы, чем могу, быть полезным Вам. Не унывайте, Господь с Вами. С Вами и преп. Серафим. Он да утешает Вас всегда! Историей из-за доллара не смущайте себя. Вы не упомянули о нем ни словом в письме. И я не знал, что с ним делать. Подумал, что Вы просто позабыли отклеить его от письма и нечаянно прислали его ко мне. Поэтому и решил отправить его к Вам обратно с письмом, не говоря о нем ни слова. Дело естественное, и укорять Вам себя из-за него не следует. По отношению к Вашему отцу Вы совершаете подвиг христианской любви, многоценный пред очами Божиими. Он будет не бесплоден, если не для него, то для Вас! Будьте здравы и не унывайте. Господь с Вами. С Вами и все угодники Божии, чтимые Вами! Бог даст, доживем и мы до счастливых дней. Отнимет тогда Господь от очей наших всякую слезу. Если и будут у нас слезы, то слезы умиления и радости! Архиепископ Феофан. 1925. VI. 13. Сербия. Сремские Карловцы. Печатается по кн.: Бэттс Ричард, Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. М.: Братство прп. Германа Аляскинского, 1996. С. 399 7. Митрополиту Антонию (Храповицкому) Ваше Высокопреосвященство, милостивейший Архипастырь!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Кончаю письмо, иначе еще неделю не отошлю его. Рвут по всяким делам. Еще раз благодарю за поздравление и прошу молитв Вашего Преосвященства, в которых все мы очень и всегда нуждаемся. Прот[оиерей] В. Елховский. Д. 16. Л. 129–130. Подлинник. Машинопись. 3. 5 октября 1956 г. Москва Ваше Преосвященство, дорогой Владыко. Простите, что до сих пор не ответил на Ваше письмо, которым был очень обрадован. Проболел дней 12 и пролежал дома в постели, но, как за мной водится, не выдержал срока. Встал ранее положенного, хотя профессор и бранил меня сильно, говоря, что в моем возрасте здоровьем бросаться уж не следует. Словом, до сих пор кашляю, мед[ицинская] сестра говорит, что уколы пенициллина мне не помогли и очаг в легких не рассосался. Но что же будешь делать: подходил храмовой праздник, архиерейская служба, а затем буквально с постели вытащили на всесоюзную конференцию ветеранов войны. На 800 делегатов из духовенства был я один, пришлось выступать, сначала все смотрели на меня как на какое-то явление чуть не с того света, а потом усиленно фотографировали особенно после того, как я на вопрос одного генерала: «кто же это вас увел от нас» – я ответил, что не только никто меня не уводил, а я сам еще одного увел (еп[ископа] Михаила Чкаловского 432 ). Когда же маршал Василевский 433 объявил: «слово предоставляется бывшему начальнику штаба бригады протоиерею Елховскому», то тут уже меня встретили большими аплодисментами, что досталось лишь немногим. Все это для меня, конечно, слишком ясно. Когда происходили выборы, то я оказался избранным в состав постоянного комитета. Результат один (с одной стороны) теперь за мной усиленно гоняется один американский корреспондент, от которого меня так же стараются усиленно охранять, (с другой стороны) Патриархия прислала ко мне на сегодняшний день для службы в полном составе всю Сербскую делегацию (патриарх, митрополит, три епископа, три протоиерея, один священник, наш архиепископ Борис и другие). Пришлось пару дней сломя голову носиться по Москве и клянчить где митры, где архиерейские облачения и проч[ее]. А когда я сказал в Синоде, что у Вас побольше церкви не нашлось, то мне архиеп[ископ] Борис, смеясь, ответил: не попадайся в газеты. Вот из-за этой канители и письмо растянул на несколько дней. Ну, слава Богу, все благополучно окончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Этот пример свидетельствует о том, что русским гимнографическим творчеством в честь свт. Николая пополнялся не только церковный год, но и недельный круг богослужений, настолько велик и разнообразен, даже в первом приближении, пласт русского церковно – поэтического творчества, посвященного святителю. Вторая проблема, связанная с изучением русской гимнографии свт. Николаю, заключается в том, чтобы проанализировать гимнографические памятники со стороны содержания. Для этого, прежде всего, необходимо сравнить русскую службу с греческой и высветить те новые грани, смысловые оттенки, которые вносят в понимание образа свт. Николая русские гимнографы. С другой стороны, интересно сравнить русские службы между собой и определить характерные особенности содержания каждой из них. Что же показывает сопоставление русских текстов с греческими (декабрьскими)? Какие нюансы вносит русская гимнография в традиционное понимание образа свт. Николая? Рассмотрим некоторые темы. В стихире «Киими смиренными устами» из службы Рождеству святителю (по спискам РГБ) прославляется восстановление правды. Та же тема, но несколько иначе, представлена в греческой стихире «Киими песненными пении», послужившей своего рода образцом для создания русского текста. В греческом варианте воспето «потребление» святителем «Ариева плевелная учения», т. е. восстановление правды в учении о Христе. В соответствующей строфе русской стихиры именование святителя «правде правителем» переплетается с прославлением его талантов «вдовствующим заступника, сиротам питателя, больным врача безвозмездна». Иными словами, тема правды неразрывно связана здесь с темой милосердия. Воспевание этих дарований в совокупности, как нам кажется, является характерной чертой русского восприятия образа свт. Николая. Продолжая разговор о переосмыслении греческих текстов, нужно сказать об особом прочтении русскими гимнографами чуда о спасении трех воевод. С одной стороны, оно может быть представлено обобщенно. Например, соответствующие строфы греческой стихиры – образца могут быть заменены общей фразой типа «спасенныя воды изливавши». С другой стороны, из воспевания этого чуда в русских стихирах вырастает именование святителя «царям окормителем». Такое обращение к свт. Николаю отражало истинное положение его по отношению к держателям верховной власти на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трогательную телеграмму владыка прислал в адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1-7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). В ней, в частности, говорилось: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, забудьте то, что представляет собою некоторые оттенки в ваших личных взглядах... все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Народ Русский как самобытная собирательная личность». 31 янв. 1907 еп. Никон стал членом Гос. Совета от Св. Синода, с 1 янв. 1908 — членом Св. Синода. Он прислал обстоятельное приветствие и благословение Московскому съезду (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909), в котором предостерегал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе приидут языцы в достояние Божие, приидут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского». Как член Гос. Совета и Св. Синода, он подолгу жил в столице и 24 апр. 1911 был избран членом Совета Русского Собрания (PC) (выбыл 8 марта 1912). 29 мая 1912 уволен по болезни от управления епархией с оставлением членом Св. Синода. В 1913 возведен в сан архиепископа и 4 апр. назначен председателем Издательского совета при Св. Синоде. 30 мая 1913 архиеп. Никон по решению Св. Синода был направлен на Афон с военным кораблем с целью воздействовать на русских монахов-имяславцев, в результате его действий несколько десятков афонитов были арестованы и вывезены в Россию. Действия архиеп. Никона вызвали неоднозначную оценку среди православных, многие осуждали его за жестокость. В 1915 архиеп. Никон был переизбран в Гос. Совет. Он продолжал поддерживать монархистов: присутствовал при открытии Петроградского совещания (Совещание монархистов 21—23 ноября 1915 в Петрограде), приветствовал Нижегородское совещание (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26-29 ноября 1915).

http://lib.cerkov.ru/authors/487

По благословению Оптинских старцев изданная книга безвозмездно рассылалась по библиотекам всех духовных академий и семинарий России, в лавры и монастыри, приходские храмы. Преп. Моисей (Путилов) распорядился послать по экземпляру почти всем епархиальным преосвященным, а также на Афон, в Пантелеимонов монастырь, и в знаменитую Нямецкую обитель, место упокоения преп. Паисия. Издание и распространение святоотеческих творений продолжил также и преемник старца Моисея – преп. Исаакий (Антимонов) . В издании Оптиной Пустыни появляется первый научный аппарат, сделанный подстрочно; в нумерации каждого трактата была дана ссылка на его номер в греческом издании, для архаических славянских слов и выражений – пояснение; к некоторым словам прилагался греческий перевод. Были приведены разночтения с древними сербскими рукописями; составлен указатель цитат из Священного Писания. В конце книги помещен «алфавитный указатель предметов», т.е. имен и понятий, а в начале – «краткое изъявление» о переводе рукописи с греческого на славянский язык. Там же приведены краткие исторические сведения о преп. Исааке Сирине, заимствованные из греческой печатной книги . Таким образом, в Оптиной Пустыни было положено начало отечественного исааковедения. Затем эстафету принимает Троицкая Лавра и в 1911 г. публикует новый перевод на русский язык. Следует отметить труды священника Илии Четверухина, будущего священномученика, который собрал и подготовил для этого издания сведения о преп. Исааке Сирине и его писаниях. Здесь сщмч. Илия впервые отмечает несогласованность, встречающуюся в агиографических источниках, которые «противоречат друг другу в некоторых своих пунктах, и даже весьма резко» . По сравнению с оптинским изданием, в лаврском справочный аппарат помещен в конце книги, в таблицах, с отдельной пагинацией, в несколько дополненном и расширенном виде. Несомненно, современное исааковедение достигло определённых результатов, однако сложившиеся вокруг личности преп. Исаака противоречия решить до сих пор не удалось. Так, в западной науке вопросы о количестве томов и конфессиональной принадлежности преп. Исаака Сирина уже окончательно решены: он — несторианин , число принадлежащих ему томов — от трёх до пяти, атрибуция признается аутентичной; правда, несколько трактатов из этих томов считаются сомнительными. В русской же богословской науке дело обстоит несколько иначе: несмотря на то, что эти вопросы были затронуты относительно давно, впервые – прот. Георгием Флоровским, затем – архиеп. Василием (Кривошеиным) и др., но каких-либо определенных решений с точки зрения каноники, догматики, литургического поминовения, т.е. вообще церковного почитания этого святого не принималось.

http://pravoslavie.ru/107684.html

В верхней части храмов устраиваются иногда один, иногда несколько куполов (вроде башен с выпуклою крышею) и над ними – «главы», иначе «маковицы», «лбы» 7 . Главы имеют особое значение. Одна глава служит образом высочайшей главы Церкви – Иисуса Христа; три главы бывают в знамение трех ипостасей Святой Троицы; пять глав изображают Господа Иисуса Христа и четырех Евангелистов; семь глав имеют значение седми таинств, седми даров Св. Духа, седми Вселенских Соборов; девять глав знаменуют девять ангельских чинов; тринадцать глав означают Иисуса Христа и XII апостолов (см. Историю Русск. Церкви, соч. Архиеп. Филарета, изд. 2, ч. I, стр. 98 и Атлас Голубинскаго). Всякий купол церковный, а где нет купола, там вершина церкви, увенчивается крестом 8 , как победным знаменем 9 . Как ветхозаветная скиния и храм Соломонов, устроенные но указанию Самого Бога ( Исх. 25:40 ), разделялись на три части: на святое святых, святилище и двор, так и христианский православный храм разделяется на три части: алтарь (Βμα, ερατεον), собственно церковь (Ναο’ς), или храм, и притвор с папертью (περπτερος) 10 . Алтарь знаменует Горний мир, превыспреннее Небо, где обитает Бог в неприступном свете, также – земной рай, где жили наши прародители, наконец – те места, откуда шествовал Господь на проповедь , где установил таинство причащения, где страдал, претерпел крестную смерть, где было Его воскресение и вознесение на небеса. Алтарь есть место одних священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат пред престолом Царя славы. Мирянам, кроме лица царя, вход в алтарь запрещается правилами Церкви 11 . Средняя часть храма, которой собственно принадлежит название церкви и храма, означает благодатное царство Христово на земле, состоящее из верующих в Него. Эта часть храма назначена для мирян, но только для верных, т. е. верующих во Христа и участвующих в дарах благодати Христовой. Притвор с папертью есть место, в котором люди духовно воспитываются и приготовляются для вступления в царство благодатное. Притвор назначен для кающихся и для оглашенных, т. е. готовящихся к святому крещению, которые не сподобляются благ Христовых с верными.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010