Григорий учил прилагать название «Божество» не только к существу Божию, но и к Его «энергии» или энергиям … и, таким образом, учил употреблять слово «Божество» несколько в более широком смысле, чем обыкновенно ». Итак, весь спор св. Григория с еретиком Варлаамом оказывается препира­тельством о словоупотреблении. На самом же деле синодальное Послание полностью разделяет учение Варлаама, ибо утверждает, что слово «Божество» может употребляться по отношению к энергиям Божиим только «в более широком смысле, чем обыкновенно», то есть не в обычном смысле слова, в каком применяется оно к сущности Божией. Далее Послание гласит, что Святитель Григорий «нигде не называет энергий «Богом», а учит называть их «Божеством» (не Феос, а Феотис)». – Поистине Варлаам не стал бы спорить о божественности энергий со святым Григорием, если бы тот считал, что Божество еще не означает Бога. Но потому-то св. Григорий и обличает Варлаама, говоря, что он вводит два рода Божества – нетварное (каким является только Бог) и тварное (каким Варлаам почитал Божественные энергии). 36 Затем Послание приводит обоснование своего варлаамитского учения: «Говорится: «Христос на Фаворе явил Свое Божество», но никто не скажет: «Христос на Фаворе явил Своего Бога " ». Действительно, слово «Бог» грамматически употребляется иначе, так что можно было бы сказать, что на Фаворе Христос «явился как Бог», «явил Себя как Бога» или «явил Собою Бога», но нельзя сказать, что Он явил «Своего Бога», ибо последнее выражение по обычному словоупотреблению означало бы «Бога, Которому Он поклоняется». Однако, целью Послания было показать, что Божество еще не обязательно есть Бог; поэтому очевидно, что в данном примере утверждается, будто бы на Фаворе явилось Божество, а Бог не явился. Это вдвойне хульная мысль, ибо она отвергает не только то, что энергии Божественные суть Сам Бог в Своих действиях, но также и то, что Христос есть истинный Бог, ибо Его-то несомненно видели на Фаворе ученики. Не случайно поэтому архиеп. Никон, обличая почитателей Имени Божия в Пантелеимоновском монастыре на Афоне, так во всеуслышание и заявил, что Христос не Бог, поскольку Он меньше Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/ne-nam...

Со второго курса учебы и до ее окончания Чуков пономарствовал в академической церкви. Помощником его был студент С.А. Тихомиров, впоследствии ректор Санкт-Петербургской семинарии и академии, а затем митрополит в Японии. Участвуя в церковном служении, Н. Чуков сблизился с монашествующими студентами: о. Гермогеном (Долгановым, сщмч.), впоследствии известным Саратовским епископом, о. Константином Булычовым, впоследствии архиеп. Могилевским, о. Мефодием Великановым (впоследствии еп. Сарапульским), и сам подумывал о принятии монашества, однако Господь судил иначе. Владыка Антоний еще за несколько лет до того, как Н. Чуков поступил в Академию, организовал кружок студентов-проповедников, основная цель которого заключалась в том, чтобы научить будущих пастырей передавать свои знания и просвещение не только с амвона, но и в повседневной жизни - на фабриках, в тюрьмах, в ночлежках, больницах. Академия установила тесное единение с Обществом религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Эта деятельность принесла много пользы студентам-богословам, познакомила их с истинными нуждами городской бедноты. Одним из активистов был студент Страгородский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Эту школу прошел также будущий митр. Николай (Ярушевич). Студенты из Олонии Н.Чуков и В.Казанский (иером. Вениамин), поступивший двумя годами позже, зачастую вместе вели религиозно-нравственные беседы на фабриках и заводах, в основном на Обуховском; иногда в храме «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения», на углу Николаевской и Стремянной улиц, а 8 ноября 1892 г. Николай проводил беседу даже в зале Городской думы, где его слушали более 400 человек. По просьбе заведующей Владимирской воскресной школой выделить двух студентов для преподавания Закона Божьего, инспектор Академии направил Н. Чукова и И. Холмского, и уже на этих первых порах духовно-учебной деятельности Н. Чуков имел хорошие отзывы. Староста Академической церкви проф. И.С. Пальмов поручил ему работу по составлению церковной описи. Николай писал матери, что свободного времени имеет так мало, что некогда даже письма писать. Тем не менее, они переписывались еженедельно, и Николай высылал матери средства, полученные им от частных уроков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Марк же святой иначе несколько повествует о сем видении жен, именно, что с теми Мариями пришла и Саломия, уже при восходе солнца ( Марк. 16:2 ). Многие прежде нас наилучше объяснили это и основательнейшим образом указали, что Евангелисты не указали на время (час) воскресения 9 , оно, неведомое и совершенно неизвестное людям, сокрыто в тайнах премудрого домостроительства Божия, но каждый из них отрывочно передал о хождениях женщин ко гробу. И поскольку при первом сотворении мира сотворивший все Бог Слово почил в день субботний и постановил чтобы этот день был днем покоя и отдыха от дел ( Быт. 2:2 . Исх. 20:8–10 ): то опять, обновляя тварь, поврежденную грехом, в шестой день смертью Своею воссоздает человека, а в седьмой день субботствует и соблюдает предписания закона, пребывая недвижно во гробе в день субботний. Потому что пришел Он не нарушить закон, а исполнить ( Мф. 5:17 ). И так как закон постановил воздержание не от духовной, а от телесной деятельности, то, когда согласно закону Он покоился телом во гробе, Божественною силою Своею поразил силу смерти, Собою открывая всем умершим путь воскресения от смерти. Это предизображено и в книге Песней словами: Я сплю, а сердце мое бодрствует (5, 2). Ибо, когда тело почивало в гробе, Божество, означенное туг именем сердца, бодрствовало, разрушая ад. Когда же, прошел, мрак субботы и тайна воскресения совершилась, и Солнце правды взошло как бы с некоего небосклона ( Мал. 4:2 ): тогда три жены мироносицы достигли живоносного гроба. Весьма рано, в первый день недели, приходят к гробу при восходе солнца. Ева, после полудня ( Быт. 3:8 ) обольщенная, изгоняется из сада Эдемского; а сии, потомки ее, весьма рано спешат и узнают о восстановлении праматери чрез воскресение Христово. Итак, они идут, уже при восходе солнца; тогда Солнце правды уже вышло из стран преисподних, живым и мертвым, подавая свет утренний. И поскольку первобытный свет, произведенный в первый день недели ( Быт. 1:3 ), омрачен был грехом, то Господь, воскресши в тот же день, сделал его светлее утра, на что, думаю, и Евангелист указал выражением весьма рано.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

Кончаю письмо, иначе еще неделю не отошлю его. Рвут по всяким делам. Еще раз благодарю за поздравление и прошу молитв Вашего Преосвященства, в которых все мы очень и всегда нуждаемся. Прот[оиерей] В. Елховский. Д. 16. Л. 129–130. Подлинник. Машинопись. 3. 5 октября 1956 г. Москва Ваше Преосвященство, дорогой Владыко. Простите, что до сих пор не ответил на Ваше письмо, которым был очень обрадован. Проболел дней 12 и пролежал дома в постели, но, как за мной водится, не выдержал срока. Встал ранее положенного, хотя профессор и бранил меня сильно, говоря, что в моем возрасте здоровьем бросаться уж не следует. Словом, до сих пор кашляю, мед[ицинская] сестра говорит, что уколы пенициллина мне не помогли и очаг в легких не рассосался. Но что же будешь делать: подходил храмовой праздник, архиерейская служба, а затем буквально с постели вытащили на всесоюзную конференцию ветеранов войны. На 800 делегатов из духовенства был я один, пришлось выступать, сначала все смотрели на меня как на какое-то явление чуть не с того света, а потом усиленно фотографировали особенно после того, как я на вопрос одного генерала: «кто же это вас увел от нас» – я ответил, что не только никто меня не уводил, а я сам еще одного увел (еп[ископа] Михаила Чкаловского 432 ). Когда же маршал Василевский 433 объявил: «слово предоставляется бывшему начальнику штаба бригады протоиерею Елховскому», то тут уже меня встретили большими аплодисментами, что досталось лишь немногим. Все это для меня, конечно, слишком ясно. Когда происходили выборы, то я оказался избранным в состав постоянного комитета. Результат один (с одной стороны) теперь за мной усиленно гоняется один американский корреспондент, от которого меня так же стараются усиленно охранять, (с другой стороны) Патриархия прислала ко мне на сегодняшний день для службы в полном составе всю Сербскую делегацию (патриарх, митрополит, три епископа, три протоиерея, один священник, наш архиепископ Борис и другие). Пришлось пару дней сломя голову носиться по Москве и клянчить где митры, где архиерейские облачения и проч[ее]. А когда я сказал в Синоде, что у Вас побольше церкви не нашлось, то мне архиеп[ископ] Борис, смеясь, ответил: не попадайся в газеты. Вот из-за этой канители и письмо растянул на несколько дней. Ну, слава Богу, все благополучно окончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

312 Служение же пресвитеров устанавливается внутри народа священников (также как внутри Израиля — народа священников — были храмовые священники) и оно связано прежде всего с таинством Евхаристии и теми церковными действиями и таинствами, которые группируются вокруг Евхаристической тайны. 313 Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви. — Монреаль, 1986. С. 32. 314 Вниманию сторонников " свободного христианства " , то есть христианства " без Церкви " : слово церковь в Новом Завете употребляется весьма настойчиво, а вот слово христианство там попросту отсутствует. 315 Приведя слова ап. Иакова " Будьте же исполнители слова, а не слышатели только " (Иак. 1,22), К. Андроников спрашивает — " Есть ли более точное определение Предания и его связи с Писанием? " (Andronikof C. Tradition et devenir de la vie chretienne//La Tradition. La pensee orthodoxe XVII/5. Paris,1992, p.14) 316 Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. vol. 1. Bucuresti, 1996, p. 45. 317 Отцы и учители Церкви III века. Антология. т. 2. — М., 1996, с. 315. 318 Отцы и учители Церкви III века. Антология. т. 2. — М., 1996, с. 368. 319 Отцы и учители Церкви III века. Антология. т. 2. — М., 1996, сс. 368–369. Суть письма в том, что на Литургии нужно употреблять вино, а не воду, как полагали некоторые крайние аскетические течения. 320 См. Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai historique. Paris, 1960. p. 106. 321 " Начну с крещения. Готовясь приступить к воде, под рукою настоятеля мы свидетельствуем, что отрекаемся от диавола, и прелести, и ангелов его; затем трижды погружаемся, отвечая несколько пространнее, нежели Господь определил в Евангелии. Быв восприняты от нее, вкушаем смесь молока и меда, и с того дня в течение целой недели воздерживаемся от ежедневного омовения. Таинство евхаристии, учрежденное во время обеда и заповеданное Господом всем, мы принимаем и в дорассветных собраниях, и не иначе как из руки председательствующих; делаем в день годовщины приношения за умерших, за скончания мучеников; считаем непристойным в воскресенье (dio Dominico) поститься, или молиться на коленях; тою же льготой пользуемся от дня Пасхи до Пятидесятницы. Заботливо бережемся, как бы из чаши, или хлеба нашего не обронить чего-нибудь наземь. Пред началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение. Если ты потребуешь, где в писании закон на все эти и другие такого же рода учреждения, нигде не найдешь: предание — скажут тебе — так учит, обычай подтверждает, а вера хранит " (De corona militaris 3 и 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Издатели богослужебных книг в России это хорошо поняли: они хотя и включают в текст " Заметку " Петра Могилы, но наиболее шокирующая ее часть, которую мы частично цитировали, берется в скобки. Однако теория преложения через соприкосновение содержит подобную же погрешность: она не оставляет места эпиклезе. Что же до русской практики, она представляется более правильной, но противоречивой в том, что предписывает священнослужителю пить из чаши трижды (что не имеет особого смысла, если это не Кровь Христова?), а вместе с тем и черезмерной в том, что запрещает ему пить в случае, если он служит один. Страстная Седмица, бесспорно являющаяся, вместе с Пасхой, вершиной всего богослужебного года, также имеет и у русских, и у греков свои наиболее впечатляющие моменты в народном благочестии и моменты эти не всегда одни и те же. У греков народ особенно любит два богослужения, которые привлекают в Страстную Неделю неисчислимые толпы народа: это стихира Кассии ( " Господи, яже во грехи многие впадшая жена... " ), с одной стороны, и крестный ход с плащаницей вечером в Страстную Пятницу с другой. Можно сказать, что для рядового грека эти два богослужебных события составляют наиболее важные моменты всей Страстной Седмицы. Особенной любовью пользуется стихира жены грешницы, многие из мирян знают наизусть её слова и любят её петь. О ней пишут газеты в описаниях богослужений Страстной Недели. Примерно то же можно сказать и о крестном ходе с плащаницей. Ее не только обносят вокруг храма, но крестный ход идет целые версты в сопровождении тысяч верующих с зажженными свечами, поющих погребальные песнопения. У русских это бывает несколько иначе, не столько в смысле самих чинопоследований и песнопений, которые почти тождественны, сколько в отношении их места в народном благочестии. Так стихира Кассии, которая у греков занимает столь центральное место, у русских конечно тоже поется, но не привлекает особого внимания верующих, многие из которых ее даже не знают. Она просто одно из песнопений Страстной Недели, которые все прекрасны.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1590

48 Архиеп. Савва. Указ. соч. Т. V. М., 1887–1888. С. 33. Архимандрит Леонид называет митрополита Филарета «отцом и благодетелем вообще всех учеников достоблаженного старца иеросхимонаха Макария». Письмо отца Леонида к митрополиту Филарету от 1868 г. (Из бумаг митрополита. 49 В одном из первых своих писем к В. Н. Хитрово по поводу выхода в свет книжки его библиографического характера «Палестина и Синай» (СПб., 1875) архимандрит Леонид писал об этом отчёте несколько иначе. Мансуров Б. П. Отчёт о мерах, принятых к улучшению быта православных поклонников в Палестине). «Сочинение это, приписанное Вами Мансурову, принадлежит не Б. П. Мансурову, а всецело мне, написано же по поручению Его Высочества великого князя Константина Николаевича». (Письмо о. архим. Леонида к В. Н. Хитрово от 10 сентября 1876 г.). 50 Брошюра эта, по словам Б. П. Мансурова, «составлена в одной части отцом архимандритом Леонидом, бывшим в то время членом Духовной Миссии в Иерусалиме, в другой части – мною. Брошюра эта во многих тысячах экземпляров была распубликована в конце 1862 года, причём главнейшие редакции газет и журналов приняли на себя труд даровой рассылки этих экземпляров своим подписчикам». Архимандриту Леониду принадлежит 1-я глава: «Историческое начало благочестивого обычая посещения св. мест» (Мансуров Б. П. Базилика императора Константина в Св. Граде Иерусалиме. М., 1886. С. 17–18). «Печатают глупые и бессовестные (sic) книжонки, – писал об этом Отчёте епископ Кирилл из Иерусалима в Петербург к своим родным 28 декабря 1851 года, – преисполненные лжи самой наглой и едва ли имеющие возможность надуть кого-нибудь. Оскорбительным молчанием обходится самое имя первой Благодетельницы наших краёв (т. е. Императрицы Марии Александровны, Августейшей Супруги Александра II), не говоря уже о других, и таким образом ставят в такое положение, что приходится делать выбор только между молчанием до времени и перепискою, которая снова поднимет там войну, высший гнев и какие-нибудь выдумки, горшие первых, нелепейшие и вреднейшие. Видится, что в организме дела есть дурные соки; пусть сделают нарыв и злокачественная материя соберётся в одно место. Если нужно будет сделать надрез, так уж разом, чтобы разом выгнать гной. Не всегда хватает терпения, но ведь и чудес творить не умеем. Надобно ждать». (Письмо сообщ. прот. Ф. И. Титовым, проф. Киевской Духовной Академии). Но книжка эта усердно распространялась Палестинскою Комиссиею среди наших богомольцев и русских людей через губернаторов, через монастыри и церкви (Дело Палестинской Комиссии 1864 г. и иногда приносила значительный доход Палестинскому Комитету (там же – смета).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

После экскурсии все были приглашены к чаепитию. И тут без всяких предисловий ветераны один за другим стали подниматься и рассказывать, как на войне спасала их вера в Бога. Говорили искренно, сильно волнуясь, будто вновь переживая те события. Чувствовалось, что у них это большая потребность души была – засвидетельствовать здесь, в святом месте Божием, свою веру. Кого-то материнское благословение хранило на войне, кто-то крестик носил на шее, кто-то зашитый в пояс 90-й псалом – и все чувствовали защиту и помощь Божию. Тех, кто матерился, богохульничал, шальная пуля находила быстро. А те, кто по-христиански вел себя на войне, – выжили. Одолеть такого мощного врага было бы невозможно без особого покровительства Божия. И разве не символично, Ваше Высокопреосвященство, что Великая Отечественная война завершилась в день святого Георгия Победоносца? Без сомнения, это Промысл Божий. 6 мая 1945 года закончились фактически все военные операции, Германия объявила капитуляцию. Многие специалисты военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружен и превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе, как чудо. И День Победы не случайно совпал с праздником Георгия Победоносца, с копьем в руке побеждающего змея. Сегодня тоже, несмотря на изменения политической конъюнктуры и границ, народная память по-прежнему крепка. Именно поэтому во всех странах бывшего СССР День Победы считается одним из главных государственных праздников. Нужно отдать должное и жителям Германии и Австрии: там к могилам советских солдат относятся с уважением. В Берлине в Трептов-парке, где похоронены тысячи советских солдат и офицеров, установлен бронзовый монумент: солдат-освободитель держит в левой руке маленькую девочку, а в правой – меч, разрубивший фашистскую свастику. Факт спасения раненым солдатом Николаем Масаловым немецкой девочки не подвергался сомнению никем. Но когда решили узнать имя ребенка, выяснилось, что только в Берлине подобных случаев зафиксировано несколько тысяч. Всего в Германии в боях с фашистами погиб 101 961 советский солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Действительно, вполне добросовестный человек не может иначе относиться к этому серьёзному делу. Открыто нарушать устав он не может, и жить по уставу целиком он также не в состоянии. Отсюда совершенно понятна просьба Д. Ф. пересмотреть устав. Не говорю уже о том, что он находил различные неустранимые противоречия в уставе, которыми обыкновенно всех ставил в тупик. Д. Ф. в своей жизни не ограничивался только хождением в церковь , да молитвенными подвигами и созерцаниями. Свою веру в живого Бога, Которому имя Любовь, он постоянно старался доказать и делом. В этом отношении он был поразительно высок, так что едва ли многие с ним могут сравниться не только из мирян, но и из монахов. Он был бессребреником в буквальном и полном смысле этого слова. Все, что он имел, всегда раздавал бедным и убогим. Дневник Д. Н. в данном случае весь испещрён записями бесчисленных его пожертвований. Не было в его жизни ни одного дня, когда бы он не оказал нескольким людям материальной помощи. Вот почему, где бы он не появлялся, около него всегда быстро собиралась толпа различных просителей. Просители обыкновенно поджидали его у различных ворот, калиток, где он должен был в известный час непременно пройти, осаждали его со всех сторон. Д. Ф. всем давал, часто не считая, сколько он даёт. Однажды бедняку, который был бос, отдал с себя галоши и принужден был идти домой в одних сапогах. Его дом нищие и бедняки так осаждали, что не раз приходилось полиции спасать Д. Ф. от усердных просителей. Мало того, за последнее время он должен был завести у себя особый свисток для вызова полицейского, когда назойливые просители не оставляли его убогую квартиру. Здесь и разгадка того, почему у квартиры Д. Ф. не было звонка. Когда был звонок, то он звонил почти без перерыва с раннего утра до поздней ночи. Не было никакой возможности справиться с множеством нуждающихся особенно же „босяков“, которые в Посаде, бла- —179— годаря его близости к Москве, появляются в большом количестве. Для характеристики Д. Ф. в этом отношении приведу несколько строк из его дневника. Все его клиенты разделялись на несколько разрядов. Одни из них получали от него постоянное пособие из года в год, другие временное, третьи были случайные просители. Были такие, которым приходилось посылать пособие далеко за пределы Посада и пособие в очень значительных размерах. Долгое время из года в год он выдавал пособие, наприм., одному иноку, жившему в монастыре...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В семинарию японцы поступали обычно до крещения. Курс семинарии был семилетний, со специальным педагогическим классом для подготовки преподавателей. Все преподавание велось по-японски, по русским учебникам, с течением времени также переведенным на японский язык. Преподавали в семинарии сначала русские миссионеры, потом японцы, окончившие духовные академии в России и семинарию в Токио. Первоначальным ректором был сам архим. Николай, долгое время преподававший догматическое богословие в старших классах. Владыка вложил много своих скудных личных средств в дело духовного образования, сам же ходил дома, как пустынник, в грубом заплатанном подряснике, а по улицам пешком с тростью в руках. В катехизаторскую школу обычно принимались взрослые японцы на 2–3 года обучения. Интересно описание православного проповеднического дома в Японии в 90-х годах XIX века, под вывеской: «Дом для проповеди православной веры». Все там было бедно и просто. На стене комнаты – икона, в небольшом шкапчике лежало Евангелие, в углу был столик катехизатора. Круглый год ходил катехизатор по стране пешком, обслуживая несколько общин, причем плохие проселочные дороги способствовали скорому изнашиванию его обуви. Жалованье катехизатора было ничтожно. В 1907 г. училище было закрыто, и катехизаторами могли становиться только окончившие духовную семинарию. В своих окружных посланиях архиеп. Николай писал, что Церковь не может обходиться без школ, иначе число ее служителей оскудеет, поэтому японская Церковь должна быть готова принять их на свое содержание. Архиепископ всегда сожалел о недостаточном числе женщин-сотрудниц Миссии. Кроме княжны Путятиной, сотрудницей Миссии была одно время Мария Черкасская, уехавшая потом в» Палестину. Православные японки оказались прекрасными миссионерками. Иногда они избирались депутатками своей общины на собор, много помогли раненным и пленным воинам в русско-японскую войну. Княжна Путятина приехала в Токио служить диакониссой при Миссии в 1884 г. На ее и гр. Орловой-Давыдовой средства было открыто по программе русских епархиальных училищ женское церковное училище в Токио на 100 учениц. Программа была несколько приспособлена к практическому быту японки. В училище молодые катехизаторы помещали иногда своих невест, находя потом в женах хороших помощниц в проповеди. При школе был иконописный класс. Иконами письма японок были украшены некоторые церкви. В другой церковной женской школе в Киото обычно обучалось 20 учении.. 9. Издательство и библиотека Миссии

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010