21 июля 1991 года храм стал свидетелем события, ознаменовавшего начало духовного возрождения Руси: вновь обретенные мощи св. преподобного Серафима Саровского на своем пути из Москвы в Дивеево пребывали в соборе; служил литургию сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В память об этом событии в притворе храма помещена мемориальная доска. В 2006 году по благословению Владыки Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в центральном приделе храма был установлен и освящен четвертый престол – в память Всех святых, в земле Российской просиявших. Так Богородицерождественский собор стал четырёхпрестольным. Е.В. Старшов, пресс-секретарь Орехово-Зуевского благочиния. Источник: © 2006-2010 Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви. Храм был построен в конце XIX столетия, когда население соседних сел Орехово, Зуево и Никольского быстро росло благодаря развитию фабричного производства. 20 июля 1871 года - начало строительства. Возведение здесь собора инициировал купец Иов Захаров, который подписал прошение сельчан и выделил крупную сумму денег, чтобы начать строительство. Руководил строительными работами инженер С. Назаров. Строительство Собора Рождества Пресвятой Богородицы началось в 1872 году и продлилось долгих 18 лет в связи с недостатком денежных средств. На период строительства величественного храма, сюда перевезли из села Войново-Гора деревянную церковь, которая по завершении строительства каменного храма вернулась на прежнее место. В 1890 году строительство было закончено и собор был освящен. Собор возводился под руководством священника Федора Орловского, инженера по специальности, а освящал его епископ Можайский Александр (Светланов). Пятиглавый храм был построен в так называемом русско-византийском стиле из красного кирпича, а цоколь облицован белым камнем. Барабан центрального купола световой, имеет восемь окон, а остальные четыре барабана — глухие. С западной стороны, над папертью возвышается трехъярусная шатровая колокольня. С восточной, в центре апсиды, помещен образ Богоматери «Нерушимая стена», а справа и слева от нее — изображения святого Пантелеймона и святого Николая Чудотворца. Общая площадь собора составляет 1240 м². С самого начала храм строился как просветительский и миссионерский центр в сложной атмосфере духовного и социального раскола среди жителей этого края.

http://sobory.ru/article/?object=01741

Бог Сын, Бог Слово, когда возжелал созвать род человеческий и привести его к тому, что было в начале, возжелал вступить в общение с нами в смирении и возвеличить нас с Собою посредством первенства, которое принадлежало Ему по воле Бога Отца. Совершая таинство ради нас, Он делает совершенной и Церковь , устанавливая также нерушимую стену для ее безопасности. С одной стороны, сия стена защищает от искушений сатаны, которые приходят извне, с другой стороны, она защищает от плевел, вырастающих по причине тех злых учений, которые являются из нашей среды. Он даровал помощников в благочестии во всех родах. Так, посредством сего огненного, духовного и апостольского языка эти помощники могут истреблять плевелы, враждебные пшенице, и побороть искусителя посредством исповедания истины. Ибо Бог , знающий все прежде бытия его 24 воздвиг против врагов предшественников твоего отцовства, а в последнее время и тебя, ибо ты можешь постигнуть и познать то, что касается вопросов благочестия, ты восстал, узнал и произнес доброе исповедание 25 пред ангелами и людьми и направил паству Христову к доброй пажити. И ныне, избежав опасностей, связанных с этим, ты был спасен Промыслом Божиим прежде всего ради нас, в сии времена служителей Божиих, дабы тебе была дарована двойная победа в исповедании. Ведь ты пострадал даже тогда, когда не должен был пострадать, по причине твоей постоянной любви к людям, даже к тем, которых нечестивый Несторий подкупил серебром. Так, все сии милости пришли к тебе, ибо, по причине твоего низложения, они сплели тебе богато украшенный венец, украшенный всей славой мученичества 26 . Ведь те, которые ожидали многих несчастий для тебя, были вынуждены увидеть, что через это они способствовали твоей небесной победе. Не сказал ли тебе Христос так, как сказал Он Павлу: «Во всякое время говори и не умолкай и не бойся, ибо Я с тобою и спасу тебя от всего»? 27 . Он есть Тот, Кто хранит для нас полноту единой Своей Церкви. Поэтому мы воздаем хвалу Богу за Его благоволение и знаем, что ты был посвящен и назначен для того, чтобы силою Духа защищать божественные тайны, ибо посредством всего этого мы достигаем совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Знаменитый английский физик и химик В. Крукс (род. в 1832 г.), не имеющий ничего общего с мистикой, прямо заявляет, что среди спиритических явлений есть такие, которые «убедительно свидетельствуют о действии разумной силы, внешней и посторонней для всех присутствующих при этом лиц». Спиритизм, как было сказано выше, эту таинственную разумную силу считает проявлением душ умерших. Но между живыми людьми и душами умерших людей стоит стена нерушимая и препятствующая грубо-вещественному общению, ибо вещество плоти находится по одну сторону стены, а по другую сторону такого вещества нет. Проникновение через эту стену может быть только делом особого чуда, т.е. нарушением обычных естественных законов, делом сверхъестественным, актом особой благодатной воли Бога. Низведение таких чудес на степень обычных явлений представляет собой коренное заблуждение тех, которые на спиритических сеансах с кощунственной развязностью обращаются со своими вопрошениями к являющимся им будто бы душам умерших. «Спрашивают ли мертвых о живых»,– говорит пророк Исаия (VIII, 19). «Невозможно, как учит св. Иоанн Златоуст , здесь блуждать душе, уже отделившейся от тела» (Бес. к антиох. нар. о Лазаре). По земле, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити», дьявол ( 1Nem. V, 8 ). Для уловления людей в свои сети он может принимать всякие виды и даже образ ангела света. И на спиритических сеансах таинственные деятели, как хамелеоны, меняющие свой вид в зависимости от среды и обстановки, не кто иные, как демоны. Поэтому, как писал известный святитель Феофан Затворник , «спиритизм – прямо бесовщина, ничем не прикрытая. Тут осязательна нечистая сила. Кто тут действует, можно судить по явлениям. Да они и сами не скрывают, что суть бесы». Никем и из других наших церковных писателей не отрицается, что спиритизм есть сфера деятельности злых духов. Отсюда и занятие спиритизмом, подобно занятиям волшебством, колдовством и т.п., является душепагубным, страшным грехом, как «мерзость перед Господом» 14 (см. Второз. 18, Анк. 24, Вас. Вел. 65, 72, Григ. Нис. 3, VI Всел. Соб. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богородицу без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа " Оранта " ( " Молящаяся " ). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Этот выразительный жест Богоматери имел высокий символический смысл в связи с ветхозаветным преданием о мольбе пророка Моисея за свой народ: его народ был непобедим в битве, пока руки Моисея были подняты. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя " Нерушимая стена " . В настоящее время на Афоне и Западе существует двадцать одна икона (из них восемь - в Риме), приписываемых евангелисту Луке, в Русской Церкви таких икон десять: Ченстоховская (ныне в Польше), Виленская, Владимирская, Тихвинская, Смоленская Одигитрия, Холмская, Корсунская, Иерусалимская, Филермская, Милостивая. Иконы приписываются евангелисту не потому, что написаны его рукой: ни одна из написанных им самим икон не сохранилась. Приписываемые Луке иконы являются списками со списков с образов, писанных когда-то святым Лукой, они носят характер его письма и облечены его авторитетом. Предание о том, что евангелист Лука первый написал иконы Божией Матери, передается и текстами богослужения, в которых утверждается, что сама Богородица одобрила Свою икону и сообщила ей благодать Свою и силу: " ... яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинающе во чреве, песнь воспела еси: се от ныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать моя и сила " . Кроме упомянутых икон, Предание говорит о нерукотворном образе Богоматери, явленном на столпе храма во имя Пресвятой Девы Марии в городе Лидде. Храм этот создали святые апостолы Петр и Иоанн Богослов, они молили Богородица посетить и благословить сей храм, на что Пречистая Дева ответила: " Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду " . По возвращении в храм апостолы увидели нерукотворный образ Богоматери.

http://pravicon.com/text-15

И призвал он вельмож своих и всех князей Русской земли, бывших под властью его, и сказал им: «Должно нам, братия, сложить головы свои за правую веру христианскую, да не будут захвачены города наши погаными и не запустеют святые Божий церкви, и не будем рассеяны мы по всей земле, да не будут уведены в полон жены и дети наши, да не будем притесняемы погаными во все времена, если за нас умолит Сына своего и Бога нашего пречистая Богородица». И отвечали ему князья русские и вельможи его: «Господин наш русский царь! Обещали мы, служа тебе, жизнь свою отдать, и ныне ради тебя кровь свою прольем, и своею кровью второе крещение примем». И восприняв Авраамову доблесть, помолившись Богу и призвав на помощь святителя Петра, нового чудотворца и заступника Русской земли, пошел князь, подобно древнему Ярославу, на поганого, на злочестивого Мамая, второго Святополка. И встретил его в татарском поле на реке Дон. И сошлись полки, как сильные тучи, и заблистало оружие, как молния в дождливый день. Ратники же бились врукопашную, по долинам кровь текла, и вода Дона-реки с кровью смешалась. А головы татарские, словно камни, падали, и трупы поганых лежали подобно посеченной дубраве. Многие же благоверные видели ангелов Божиих, помогавших христианам. И помог Бог князю Дмитрию, и родичи его, святые мученики Борис и Глеб; и побежал окаянный Мамай перед лицом его. Треклятый Святополк на гибель побежал, а нечестивый Мамай безвестно погиб. И возвратился князь Дмитрий с великой победой, как прежде Моисей, Амалика победив. И наступила тишина в Русской земле. И так враги его были посрамлены. Другие же страны, услышав о победах над врагами, дарованных ему Богом, все признали силу его; раскольники же и мятежники царства его все погибли. Обычай был у князя: как Давид-богоотец Сауловых детей помиловал, так он безвинных любил, а виновных прощал. Подобно великому Иову, словно отец был людям, око слепым, нога хромым, опора и защита, образец всем. К свету направляя подданных, от вышнего промысла власть получив... над родом человеческим, он всякое заблуждение в людях исправлял – высоко парящий орел, огонь, выжигающий нечестие, баня, смывающая скверну, гумно чистое, ветер плевелу, постель трудившимся во имя Бога, труба, пробуждающая спящих, мирный воевода, венец победы, плавающим пристанище, корабль богатству, оружие на врагов, стена нерушимая, меч ярости, злоумышляющим – сеть, ступень неразрушимая, зеркало житию, с Богом все творящий и за него борющийся, высокий умом, смиренный в помыслах, ветрам тишина, глубина разуму. Князей русских в земле своей сплачивал, в приказаниях вельможам своим спокоен и приветлив бывал, никого не оскорблял, и всех одаривал, нуждающимся же руку помощи подавал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как Святейший Богочеловек сидит одесную Отца, чтобы всегда ходатайствовать пред Его вечной правдой о наших неправдах, так и благосердая Матерь сидит одесную Сына Своего, чтобы умилостивлять Его о всех притекающих к Ней с мольбой и верой. А при таком Ее величии и могуществе в Церкви небесной, среди Первородных, и Церковь земная ежедневно возносит к Ней молитвы и моления, благодарения и славословия, возносит потому, что Боговенчанная Царица неба и земли, не только для всей Церкви есть столп и ограждение, но и для каждого из нас – стена нерушимая. Да, братия. Кому не случалось, в горькую минуту жизни, прибегать к этой Заступнице усердной, и собственным опытом увериться, что Она есть единственная отрада скорбящих, утешение плачущих, покров сирых и бесприютных, прибежище бедствующих, надежда ненадежных, заступление грешников кающихся, утверждение подвижников изнемогающих, доблесть мучеников, крепость царей, слава иерархов. И не думайте, что такая вера в силу молитв Пренепорочной, и такое чествование имени Ее только в мире христианском. Нет. Имя Марии, как утешительницы в скорбях, благоговейно чтится и прославляется даже среди племен неверных. В Гефсиманском храме, при самом гробе Ее есть особо огражденное место 12 , куда приходят на поклонение Святой Деве мусульмане и мусульманки. Балуклейский в Царьграде храм, посвященный Ее имени, и известный под именем живоносного источника, выстроен в начале нынешнего столетия, при пособии одного из лучших Султанов Турецких 13 , и каждый пяток посещается множеством поклонников, без различия вер и исповеданий. Так всюду и всегда прославляли и прославляют Матерь Божию все племена земные за множество чудес и милостей, которые Господь творил и творит по Ее молитвам! Так всюду ублажали и ублажают Ее, доколе будут времена и лета, все роды за то величие, которое сотворил Ей сильный ( Лук. 1:48,49 ). Прославим же и ублажим Пренепорочную и мы, братия мои о Господе, – прославим, не ограничиваясь благохвалением и прославлением только словесным. Словесное хваление здесь неуместно и недостаточно, потому что восхвалить Пречистую по достоянию недоумеет всяк язык, не человеческий только, но и Ангельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Кое-что из этого и теперь осталось, стоит за стеклом в бывших палатах архимандрита – теперь антирелигиозном музее. Там же и раки с мощами святителей Зосима и Германа. Открыты у них лишь главы да персты нетленные, а Савватий закрыт – нетленен весь. Соловецкие монахи – особенные. Других таких по всей Руси не было: не в молитве, а в труде спасались. Обычай этот древний, от самих святителей повелся, когда они первый храм Господен на Соловках воздвигали из валунов и палого бурелома. Храм тот был во славу святого Преображения Господня учрежден и стоял он на том самом месте, где теперь Преображенского собора алтарь. Только намного он теснее алтаря был. Более двенадцати чернецов в себя не вмещал. Так в истинных древнего писания Житиях сказано. Ладья же, на которой святители на остров прибыли, в ту же ночь волею Господней сама назад к матерому берегу уплыла и там на причал стала. Таково было дано знамение: святителям на острове оставаться и далее на Полночь не идти, новым же трудникам во имя Господне с Руси на той ладье прибывать и трудом души свои оберегать от бесовского мирского искушения и напастей. Иеромонах Никон, что монастырским гончарным заводом раньше управлял, рассказывал, как он с подначальными трудниками и к службе Божией только раз в году поспевал, на Светлое Христово Воскресение. Тропари же, ирмосы и псалмы пели каждодневно, глинку замешивая и печь растопляя. – Телесное тружение – Господу служение, обители – слава и украшение, бесам же блудным – поношение, – поучали богомольцев чернецы и сами пример показывали. От монахов и богомольцы тот обычай переняли: придет человек помолиться, отстоит молебен у мощей святителей-тружеников, да и останется на год сам потрудиться во славу Угодников Божиих. По обету многие трудились год, два и три, покаяния усердного и просветления духа ради. Ими, трудниками Земли Русской, возведены и неодолимая волной Муксоломская дамба – стена на море, и нерушимые стены Соловецкого кремля, мало чем Московскому уступающие: длиною округ верста три четверти, толщею же превыше московских. Сложены они из непомерных валунов по указу благочестивого государя Феодора Иоанновича, радением Бориса Годунова, Правителя Царства, ближнего боярина и царского шурина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

На освящении митрополит Анастасий сказал: «Кто мог предвидеть, что в этой чужой, хотя и гостеприимной для нас стране… вознесется этот величественный дом Божий, на престоле коего будет непрестанно возноситься бескровная жертва за наших русских страстотерпцев и, прежде всего, за Царя-Мученика, которого Господь испытал более других и обрел его достойным Себе». После освящения заботу о храме взял на себя кружок свв. Марфы и Марии, позднее преобразованный в сестричество. Четверик белого компактного храма (его высота — 24 м) завершен выступающим карнизом, ярусами закомар и куполом, который покрыт медью, окрашенной в зеленый цвет. Стены расчленены лопатками, в пряслах пробиты узкие окна-бойницы, боковые фасады отмечены большим полуциркульным окном, главный фасад — окном-розеткой. К перспективному порталу ведут гранитные ступени. Комплекс окружен железной оградой и высокими березами. Все стилизованные иконы в трехъярусном иконостасе, исполненном по эскизу Н. И. Исцеленова, написали иконописцы-эмигранты: кжн. Е. С. Львова, Исцеленов и другие. У правого клироса висит киот «Воскресение Христово» с изображением небесных покровителей Царской семьи, у левого — Всех русских святых, оба — работы покойного архим. Киприана (Пыжова) из Джорданвильского Свято-Троицкого монастыря в США. Над киотами размещены четыре мраморные доски: на двух начертаны имена убиенных членов Царской семьи, на других — молитва об «умученных и убиенных большевистской богоборческой властью». Плащаницу вышила член Комитета Н. П. Солдатенкова. В алтаре укреплены также памятные доски с именами 122 умерщвленных этой властью архиереев. В стену вмурованы реликвии, обнаруженные в Ганиной Яме, на месте уничтожения тел Царственных мучеников, в том числе палец Николая II. Вел. кн. Ксения Александровна подарила храму икону Иоанна Крестителя, которая была в Ипатьевском доме (она висит над царскими вратами), библию Императрицы, погон и шинель Государя, стул, на котором он сидел в 1916 на фронте. Среди памятных досок многие сооружены воинскими объединениями и отдельными лицами. На полках вдоль стен размещены иконы, пожертвованные русскими людьми в память об умученных; на хорах находятся знамена Императорской и Белой армии. Церковь воистину — памятник русской скорби… В алтарной конхе Исцеленов написал образ Божией Матери «Нерушимая Стена», снаружи над входом, в тимпане, барон Н. Б. Мейендорф исполнил в 1968 мозаику, которая изображает Феодоровскую Божию Матерь, покровительницу династии Романовых. Росписей в храме нет — стены остались белыми. Интерьер освещает большое паникадило-хорос, сделанное по рисунку Исцеленова.

http://sobory.ru/article/?object=13940

После войны благоустройством находившейся в Лысково братской могилы погибших советских занялся протоиерей Леонтий Коньковский. Он обратился к церковным властям за содействием в получении необходимого материала. На братской могиле священник хотел установить большой дубовый крест, а на могиле 58-ми местных жителей, расстрелянных по подозрению в содействии партизанам, построить часовню. До ее строительства на этом месте пастырь намеревался установить большой дубовый крест с надписью: «Мне отмщение, и Аз воздам». Деятельность протоиерея вызвала противодействие со стороны уполномоченного. В настоящее время храм, построенный из соснового бруса, обладает крестово-купольной композицией: к основному кубовидному объему с запада примыкает трехъярусная колокольная, с востока - прямоугольная апсида с боковыми ризницами. Основной сруб накрыт вальмовой крышей, в которую врезан мощный восьмигранный световой барабан с луковичным куполом, завершенным фонарем с маковкой. Пирамидальный переход барабана к боковым фасадам осуществляется посредством двух четвериковых срубов с покрытиями. Второй доминантой храма является пирамидальная четвериковая колокольня, завершенная луковичным куполом. Оконные проемы ромбовидные в барабане и стрельчатые в основном объеме, в зубчатых наличниках в притворе и ризницах. В интерьере храма открытый барабан на четырех столбах с парусной конструкцией основания и хор. Апсида отделена иконостасом. Церковь - памятник народного деревянногозодчества, построенная под влиянием храмовой архитектуры Закарпатья и стиля модерн. До прошлого века в храме находился местночтимый список с Жировичской иконы Божией Матери, в настоящее время утраченный. Почти 35 лет (с 1962 по 1994 гг.) настоятели храма окормляли верующих Зельзинского прихода. 7 сентября 2003 года впервые после освящения, церковь посетил правящий архиерей. Владыка Иоанн (Хома) совершил Божественную литургию при многочисленном стечении молящихся. После литургии был совершен крестный ход вокруг храма, затем Его Преосвященство сказал слово на воскресное евангельское чтение, а также благословил каждого молящегося иконочкой Божией Матери «Нерушимая Стена».

http://sobory.ru/article/?object=27646

Радуйся, всемощная Покровительнице. Радуйся, любви Божия исполнение. Радуйся, враждующих примирение. Радуйся, Упование всем верным. Радуйся, Заре, сияющая во тьме блуждающим. Радуйся, Мати Божия, Спасительнице утопающих и во гресех погибающих. Кондак 9 Всяк земнородный да взыграется, духом просвещаемь, и да торжествует, славяще Твою милость, Богомати Пречистая, и да вопиет архангельский глас: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!», и Тобою с нами, вопиющими Ему песнь: Аллилуиа. Икос 9 Витийствующий язык не возможет достойно восхвалити Тя, Богородице, за великия благодеяния, яже изливаеши на нас, грешных и недостойных. Обаче, да не явимся лениви и неблагодарни, приими от нас усердныя похвалы сия: Радуйся, Блаженное Чрево, Невместимаго вместившее. Радуйся, Купино Неопалимая. Радуйся, Нерушимая Стено. Радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Радуйся, Живоносный Источниче. Радуйся, Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая. Радуйся, гнев Божий от нас отводящая. Радуйся, теплото, весь мир любовию согревающая. Радуйся, земледельцев плодами обильными награждающая. Радуйся, верным во всех нуждах пособляющая. Радуйся, хотящим жити по заповедем Божиим помогающая. Радуйся, разуму и мудрости нас научающая. Радуйся, Мати Божия, Спасительнице утопающих и во гресех погибающих. Кондак 10 Спаси нас, Владычице, от погибели вечныя, матерним предстательством Твоим ко Христу Спасителю нашему, и сподоби нас, помощию Твоею, достигнути Царства Небеснаго и в радости вечней воспевати со всеми святыми Человеколюбцу Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена и покров граду Новгород-Северску и всей стране нашей святая икона Твоя, Владычице, явися; темже убо молим Тя, Пречистая: не остави нас, сирых и беспомощных, но посли благодать Твою свыше на предстоящия люди Твоя и от души вопиющия: Радуйся, Мати неискусобрачная. Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Честнейшая Херувим. Радуйся, Славнейшая Серафим. Радуйся, паче всех земных возвеличенная. Радуйся, от ангельских чинов ублажаемая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010