Строгие дни: все среды и пятницы поста, первая, четвертая (Крестопоклонная) и последняя (Страстная) седмицы. 7) Оформляем подготовительные седмицы. Чуть выше первой из них наклеиваем или рисуем иллюстрацию к притче о Мытаре и фарисее. Следующее воскресенье посвящено притче о Блудном сыне (мы наклеили репродукцию с картины Рембрандта). Затем следует неделя о Страшном суде (можно распечатать и наклеить репродукцию иконы). Сырная седмица заканчивается Прощеным воскресеньем, в этот день вспоминается изгнание Адама и Евы из рая (мы использовали репродукцию с гравюры Гюстава Доре, изображающей это событие). Если на подготовительные седмицы попадают непереходящие праздники (например, Сретение), также выделяем их. Не забываем обозначить мясопустную родительскую субботу (мы нарисовали горящую свечу). При желании можно указать народное название для каждого дня масленицы, наклеить фотографии блинов. 8) Выделяем важные дни Великого поста. Первые четыре дня, в которые читается Великий Покаянный канон Андрея Критского, мы отметили раскрытой книгой со свечой. Такой же значок рисуем в клеточке среды пятой седмицы, когда на вечерне совершается Стояние Марии Египетской. Изображаем зажженную свечу в клеточках родительских суббот: второй, третьей и четвертой седмиц. В субботу первой седмицы совершается празднование великомученику Феодору Тирону — этот день можно украсить иконой или изображением колива. Первое воскресенье Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия. Тут уместно наклеить репродукцию иконы или вырезать из золотой бумаги главку православного храма с крестом. Неделю Григория Паламы мы обозначили символическим изображением нетварного Света, о котором учил святитель. Неделя Крестопоклонная, бесспорно, должна быть отмечена изображением креста. Сразу же расскажите детям о традиции празднования, чтобы они ожидали этого дня. Неделю Иоанна Лествичника украсим символическим изображением лестницы. В Лазареву субботу уставом разрешено употребление икры, поэтому можно изобразить ее. Или вырезать из прошлогоднего настенного календаря икону Воскрешения Лазаря и наклеить в соответствующую клеточку.

http://pravmir.ru/kalendar-na-velikij-po...

В странах, где сосуществуют Православные Церкви различных юрисдикций (в частности, в Западной Европе), в день Торжества Православия, как правило, совершается межправославная литургия или вечерня. Такое богослужение является видимым свидетельством молитвенного и евхаристического единства Православной Церкви. Второе воскресенье Великого поста называется Неделей светотворных постов. В этот день совершается память святителя Григория Паламы . О жизни и учении этого великого святителя XIV века мы уже неоднократно говорили. Празднование памяти святого Григория приурочено к Великому посту, поскольку его учение напоминает о созерцании Божественного света и обожении как об увенчании аскетического подвига. Служба святителю составлена его учеником патриархом Константинопольским Филофеем (XIV в.), а канон – патриархом Геннадием Схоларием (XV в.). В богослужебных текстах он назван «столпом веры», «поборником Церкви», органом Премудрости, светильником, показавшим солнце, сыном божественного и невечернего Света. О Григории Паламе говорится как о человеке, победившем страсти и соединившемся с Богом: Триодь постная. Неделя 2-я Великого поста. Утреня. Канон 2-й. Песнь 9.  Зерцало Божие был еси Григорие: еже бо по образу нескверное соблюл еси, ум же владыку на страсти плотския мужески поставив, еже по подобию восприял еси. Отонудуже дом был еси Святыя Троицы светлейший.  Зеркалом Божиим ты был, Григорий, ибо сохранил неоскверненным то, что по образу, ум же мужественно сделав владыкой над страстями, воспринял то, что по подобию. Благодаря этому ты стал светлейшим домом Святой Троицы. Третье воскресенье Великого поста называется Неделей крестопоклонной. Богослужебные тексты этого праздника сосредоточены на осмыслении значения Креста Христова как орудия спасения. Церковь напоминает о подвиге поста как о подготовке к Страстной седмице и подражании крестоношению Господа Иисуса Христа. На утрени исполняется гимн, принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу и повествующий о сошествии Христа во ад: Триодь постная. Неделя 3-я Великого поста. Утреня. Икос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово в неделю 2-ю Великого поста Известно ли вам, братие мои, что в продолжение Великого поста каждый день недельный посвящен Церковью воспоминанию какого-либо великого события? Так, в воскресенье, непосредственно перед постом, воспоминается в церкви падение Адамово , дабы мы, приведя себе на память, как род человеческий изгнан из рая сладости за невоздержание, тем усерднее облобызали святой пост, яко дверь в рай потерянный. В неделю первую Великого поста совершается Торжество Православия, показующее, чего стоило некогда сохранение сокровища веры во всей его неприкосновенности, и сим самым научающее нас дорожить им надлежащим образом. На средине поприща постного предложится для поклонения всечестный Крест, в ободрение нас к дальнейшим подвигам и для услаждения им горьких вод покаяния. Пятая седмица огласится именем святого Иоанна Лествичника , яко величайшего из подвижников благочестия, который не токмо сам, как орел, воспарил над всем дольним, но, в творениях своих, начертал и для других лествицу к небу. Последняя неделя четыредесятницы начнется ублажением памяти преподобной Марии Египетской, яко трогательнейшего образца покаяния, ибо первой половиной жизни своей, она, как известно, превзошла едва не всех грешников; а в продолжение последней удивила чистотою своей самих Ангелов. В нынешний день недельный, по Уставу Святой Церкви, прославляются подвиги святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. При таком распорядке в Уставе Церковном, в каждую седмицу нынешнего поста первый источник для душевного назидания нашего есть воспоминание, вместе с Церковью, того лица или события, коему посвящена неделя. Мы тем с большей охотою воспользуемся ныне сим источником – и для вас и для себя, что он, как ни близко протекает от каждого, но, к сожалению, весьма мало употребляется в дело, так что для многих почти вовсе неизвестен. Таким образом, слова и беседы наши с вами, если не будут иметь другого какого действия, то, по крайней мере, приведут сколько-нибудь в известность сей святой источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Великий пост. Бояться или радоваться? Монахиня Кира (Панкова) — о том, почему любовь важнее подвигов 13 марта, 2020 Монахиня Кира (Панкова) — о том, почему любовь важнее подвигов Во время Великого поста мы отказываемся от мяса и молока, участвуем в долгих службах, каемся в грехах и обещаем Богу исправиться. Мы так ждали этого времени. Но порой кажется, что с этой ношей не справиться. И прежнюю радость сменяет тревога. Думать о постном подвиге волнительно. Нас окутывает рой мыслей и переживаний. С одной стороны, нам радостно — что-то меняется в нашей обыденной жизни, а с другой — перемены всегда вызывают тревогу, даже если мы этого не осознаем. Монахиня Кира (Панкова) Что изменилось в первую очередь? Во-первых, пища. Мы воздерживаемся от молочных и мясных продуктов, даже рыбе нам временами приходится «говорить» нет. Во-вторых, мы больше присутствуем в храме, участвуем в долгих службах. Но это внешние изменения жизни. Мы привыкнем к ним скоро и будем естественно проживать режим поста. Мы ощутим легкость тела, молитвенные и умилительные песнопения будут наполнять нашу душу, разворачивая и обращая ее к покаянию и осмыслению себя. Любимые напевы, песнопения, фразы… У поста есть цвет и даже запах: строгий диакон кадит смоляным ладаном, будоражащим до мурашек, а фиолетовый или даже черный цвет облачений обязывает мысли собраться воедино, а тело — не вертеться по сторонам. Подобное ощущение иного измерения нам вожделенно, мы ждем его. Неделя за неделей мы становимся жителями иной земли, язык которой — молчание, а мысли — песнопения и каноны святой Триоди. Миновала первая седмица — время сугубого покаяния, обнажения души. Господь дал нам неделю Торжества Православия, помогая понять, что наши труды не тщетны — кающегося грешника ждет Царство Царя Небесного. Неделя святителя Григория Паламы приоткрывает тайну небесных энергий, пока еще мало понятную на этой грешной земле. Потом будет Крестопоклонная, знаменующая собой путь в Царство Христа. Затем мы будем общаться сердцем к сердцу с преподобной Марией Египетской, которая еще при жизни стала небесным гражданином, стяжавшая крайнее смирение и кротость. Проходя с вайями, мы войдем в Иерусалим, который через неделю станет для нас горним Иерусалимом. Торжество Христова Воскресения заставит нас переживать райские воздухи и ароматы ликования.

http://pravmir.ru/velikij-post-boyatsya-...

Усвоенная Лосским, практически одновременно с Лосевым, ориентация на паламизм была только-только входившей в моду новацией. В своей книге «Святые отцы и учители Церкви» (1926) Карсавин рассматривает как вершину православного богословия «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина . Он – «самый „церковный“ из св. отцов, дает полное и ясное изложение Православной догмы, искусно минуя спорные вопросы, везде выдвигая твердое церковное основание, но и нигде не закрывая дальнейших путей» 1504 . В этом суждении Карсавин совершенно традиционен. Так мыслила и Древняя Русь, вплоть до Петра Могилы ... Литургически – до книжной справы последней трети XVII века – второе воскресенье Великого поста отмечалось, согласно старопечатной Триоди, так: «Неделя вторая поста. Обычная служба бдению. В суботу вечер, на Господи возвах, воскресно все гласу. И в минеи трижды слава святому, аще есть(!). И ныне, Богородичен, гласу, на исхождении, обычно» 1505 . Старообрядческие календари, разумеется, хранят верность этой традиции по сей день. Несколько курьезно, что М. Жюжи и С. Гишардон, опираясь на новую редакцию «Последования в Неделю Православия», составленную в 1766 году митрополитом Гавриилом (Петровым) по указанию императрицы Екатерины II, утверждали, что поскольку здесь были, в частности, опущены анафемы на Варлаама и Акиндина, в XVIII веке Русская Церковь перестала почитать св. Григория Паламу , а архиепископ Василий (Кривошеин) в ответ настаивал, что этот факт не показателен и почитание фессалоникийского святителя не умалилось 1506 … На самом же деле почитание св. Григория Паламы на Руси долгое время носило чисто формальный характер, так как после церковного раскола XVII века и победы грекофильской партии у греков механически была заимствована новая редакция Постной Триоди. Но в суть учения фессалоникийского святителя и его оппонентов никто не вникал и не мог вникать… Яркий тому пример – митрополит Стефан Яворский , который в диспуте с Софронием Лихудом обнаружил полную неосведомленность относительно паламитского богословия 1507 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как совершается восхождение к благодатному свету 11.03.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского , Седмица 2-я Великого Поста Слово в Неделю 2-ю Великого поста Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — великого богослова XIV beka, который учил о нетварном Фаворском свете. Эта неделя называется Неделей светотворных постов. Постом, молитвой и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Мы призваны вкусить и увидеть, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать дается в Церкви Христовой не только для великих святых, но и для каждого без исключения христианина, и что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Поста молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», молимся именно в этом благодатном свете. Мы молимся о том, чтобы Господь избавил нас не просто от праздности, уныния и празднословия, а от духа зла, которым живы эти грехи. И чтобы он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви — тот свет, который нам дано было ощутить как новую жизнь, ради которой создан человек; как жизнь, ради которой Бог воплотился и принял все, что есть в нашей человеческой судьбе. Жизнь, ради которой Он постился сорок дней, чтобы через этот пост мы соединялись с Ним и приобщались Его Кресту и Воскресению. Этот свет, эта благодать дают нам понять, почему в нашей главной молитве Великим постом Церковь молится словами, которые являются печатью всех прошений: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Чтобы понимать, что каждый человек призван Господом к вечности, и ради каждого из нас Господь воплотился и принял страдания. В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи, только когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Если этого света нет, нам кажется, что у нас все благополучно. Мы не видим грехов, не потому что их нет, а потому что так темно, что мы не отличаем уже свет от тьмы, и только по мере нашего приближения к этому свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом из нас. Порядок духовной жизни заключается в том, чтобы прежде чем стремиться достигнуть благодати, мы научились противостоять всякому греху. Чтобы мы старались изо всех сил стяжать те главные качества, о которых напоминает нам Церковь. И только после этого можем мы надеяться, что нам будет дано приобщиться духу, стоящему за красотой нашей внутренней жизни.

http://moral.ru/voshozhdenie/

Святитель Илия Минятий. Слово о вечном мучении в четвертую неделю Поста ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Главная Сомневающемуся Новоначальному Общество Вопросы Мамам и папам Россия Библиотека Заметки Крохотки Календарь ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО БИБЛИОТЕКА КАЛЕНДАРЬ КРОХОТКИ ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ САЙТ-ОБЗОР О ПРОЕКТЕ Православный раздел в книжном магазине " Озон " . ВЕЛИКИЙ ПОСТ Недели подгот-ые О Неделях Поста Торжество православия Свт. Григория Паламы Крестопоклонная Иоанна Лествичника Марии Египетской Вход в Иерусалим Лазарева Суббота Страстная седмица Пасха ПРАЗДНИКИ Рождество 25.12 (07.01) Обрезание 01.01 (14.01) Крещение 06.01 (19.01) Сретение 02.02 (15.02) Благовещение 25.03 (07.04) Вход в Иерусалим Пасха Вознесение Господне Троица Петра и Павла 29.06 (12.07) Преображение 06.08 (19.08) Успение 15.08 (28.08) Усекновение 29.08 (11.09) Рождество Богородицы Воздвижение 14.09 (27.09) Покров 01.10 (14.10) Введение во храм 21.11 (04.12) другие праздники ... ПОСТЫ Великий пост Петров пост Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.) ЦЕРКОВНЫЙ ГОД   :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > ВЕЛИКИЙ ПОСТ СЛОВО О ВЕЧНОМ МУЧЕНИИ В ЧЕТВЕРТУЮ НЕДЕЛЮ ПОСТА Святитель Илия Минятий См. также: Церковный год > > Великий пост Неделя прп. Иоанна Лествичника Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема; и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает Мк. 9, 17–18. Кто идет по пути порока, тот непременно в конце концов впадет в бездну погибели. Злые дела всегда влекут за собой несчастья, и вообще порочный образ жизни заканчивается ужасным бедствием. Для злой жизни – злая и смерть. Посмотрите на извращенный образ мыслей непокорного юноши, на ожесточение неблагодарного сына – я говорю о нечистивом Авессаломе, который, находясь под влиянием врожденной надменности гордого духа и гибельных советников, берется за оружие, ищет престола и смерти кротчайшего Давида, своего отца и царя.

http://zavet.ru/kalendar/vp/n4-003pr.htm

   По 6-й песни – заупокойная ектения с поминовением усопших, кондак «Со святыми» и икос «Сам Един еси».    По 8-й песни поем «Честнейшую».    По 9-й песни – светилен Триоди. Хвалитны стихиры гласа из Октоиха, «Слава» – за упокой, «И ныне» – Богородичен. После стихир «Тебе слава» не глаголем, но сразу чтец – «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает вседневное славословие. Ектения просительная. На стиховне – стихиры Октоиха с Богородичным их. «Благо есть», единожды. По Трисвятом – тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы», «Слава» – «Помяни, Господи», «И ныне» – «Мати Святая...» Ектения сугубая. «Премудрость». «Сый благословен», «Утверди, Боже». 1-й час. Отпуст.    На всех часах тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы», «Слава» – «Помяни, Господи». Кондак «Со святыми упокой».    На Литургии Блаженны Октоиха гласа на 6. По входе тропари – «Апостоли, мученицы и пророцы» и «Помяни, Господи», «Слава» – кондак «Со святыми упокой», «И ныне» – Богородичен «Тебе и Стену».    Прокимен, глас 8-й – «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии». Стих – «Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси». И за упокой, глас 6-й – «Души их во благих водворятся». Апостол: Евр., зач. 309, и за упокой: Сол., зач. 270. Евангелие: Мк., зач. 6, и за упокой: Ин., зач. 16. Причастны «Радуйтеся, праведнии» и «Блажени, яже избрал».    О служении святому с бдением или храмовому в субботу 2-й седмицы см. том 1, с. 103, 104. Глава 10. Неделя 2-я Великого поста Святителя Григория Паламы    На великой вечерне стихиры на «Господи, воззвах» – Октоиха 6 и Триоди 4, «Слава» – святителя, «И ныне» – догматик. На литии – стихира храма, «Слава, и ныне» – Богородичен. На стиховне – стихиры Октоиха, «Слава» – святителя «Бодрый язык твой». «И ныне» – «Безневестная Дево». По «Ныне отпущаеши» – «Богородице, Дево» (трижды).    На утрене, на «Бог Господь» – тропарь воскресный, дважды. «Слава» – тропарь святого, глас 8-й: «Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим». «И ныне» – «Иже нас ради...» Кафизмы с седальнами. Степенны и прокимен гласа. Евангелие воскресное. «Воскресение Христово видевше». «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни. А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

http://pravoslavie.ru/1632.html

В XX столетии Россия преподала важный урок христианам всего мира. Когда к 1917 году в России назрела необходимость духовного обновления церковной организации, Господь послал очистительные гонения. И явилась Русская Церковь – Церковь новомучеников и исповедников! Заиграли, как самоцветы, вечные евангельские идеалы: искупительное страдание ради Христа, сострадание ближним, братолюбие, всепрощение, нестяжательность, не теплохладность, цельность, верность Божественной правде. IX. Сегодня для нас путь святых отцов – это все тот же единственно спасительный путь первохристиан, путь архипастырей-исповедников, путь отцов-аскетов, и, наконец, путь новомучеников. Их вере, их упованию мы должны быть преданы и следовать уже до конца – до самых последних времен, да спасемся! Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 2000 г. – 2005 г., Неделя Всех Святых Общая библиография Августин, блаженный , «Творения», Москва, И997 г. Амвросий, святитель, епископ Медиоланский, «Об обязанностях священнослужителей», Казань, 1908 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Преподобный Роман Сладкопевец », «Православная жизнь», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1995 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1963 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Учение св. Григория Паламы о Великом Посте», «Православное обозрение», Канада, Март 1979 г. Амман, А., «Путь отцов. Краткое введение в патристику», Москва, 1994 г. Амвросий, иеродиакон, «Введение в патристику», компьютерный набор, Свято-Троицкая семинария, Джорданвилль, б. г. «Антология. Раннехристианские отцы Церкви», Брюссель, 1978 г. Афанасий Великий , святитель, «Творения», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ч. 1–2, 1902 г., ч. 3–4, 1903 г. «Афонский патерик или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших», Москва, 1897 г. Барсов, И.Н., проф. « " Пир десяти дев Мефодия» и «Декамерон» Боккаччо». «Вестник Европы», 1893 г. «Большой энциклопедический словарь», Москва, 1997 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010