В Первую Неделю самого Поста совершается торжество Православия, показывающее, чего стоило некогда сохранение сокровища веры во всей его неприкосновенности, и тем самым наставляющее нас надлежаще дорожить им. На средине поприща постного предложится для поклонения всечестный Крест, в ободрение нас к дальнейшим подвигам и для услаждения им горьких вод покаяния. Пятая седмица огласится именем святого Иоанна Лествичника , как величайшего из подвижников благочестия, который не только сам, как орел, воспарял над всем земным, но в творениях своих начертал и для других лествицу к небу. Последняя неделя четыредесятницы начнется ублажением памяти преподобной Марии Египетской, как трогательнейшего образца покаяния; ибо первой половиной жизни своей она, как известно, превзошла едва не всех грешников, a в продолжение последней удивила чистотой своей самих ангелов. В нынешний день недельный, по уставу Святой Церкви, прославляются подвиги святого Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского. При таком распорядке в церковном уставе, в каждую седмицу нынешнего поста первый источник для душевного назидания нашего есть воспоминание, вместе с Церковью, того лица или события, коему посвящена неделя. Мы тем с большей охотой воспользуемся ныне этим источником — и для вас, и для себя, что он, как ни близко протекает от каждого, но к сожалению весьма мало употребляется в дело, так что для многих почти вовсе неизвестен. Таким образом, слова и беседы наши с вами, если не будут иметь другого какого действия, то по крайней мере, сделают сколько-нибудь известным этот святой источник. Итак, ныне, как мы сказали, совершается хвалебная память сущего во святых отца нашего Григория Паламы . Чем заслужил он столь великую честь? Не тем ли, что был пастырь знаменитой, особенно в древности, паствы Фессалонитской? Но мы имеем пространный список пастырей этой Церкви, и ни один из них не разделяет этой чести со святым Григорием. Или, может быть, он прославляется за то, что был просвещеннейший святитель своего времени и оставил нам много своих поучительных творений? Но и за это отличие следовало бы прославлять не его одного, но и многих других, чего однако же не делает Святая Церковь в этот день.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

248 Мысль о том, что Ной прежде восшествия своего в ковчег призывал людей к покаянию и исправлению своей жизни, высказывается у святителя Феофила, епископа Антиохийского (†188; память 6 (19) декабря) – «К Автолику». 249 Гекатомба (от греч. – сто и бык) – в древней Греции жертвоприношение, первоначально состоявшее из 100 быков; впоследствии гекатомбой называли всякое общественное жертвоприношение. В переносном смысле – огромные жертвы войны, террора, эпидемий. 254 Пророк Иона – пятый из 12-ти малых пророков, преемник пророка Елисея. Родился в Гефаховере Галилейском (около будущего Назарета). Пророчествовал во второй половине VIII в. до Р. X. в Ниневии, столице Ассирии, куда послал его Господь. См.: Иона 3:3–10 . Память 22 сентября (5 октября); неделя св. отец; неделя св. праотец. 255 Святитель Григорий Палама родился в 1296 г. в Малой Азии. В 1336 г. в скиту св. Саввы на Афоне, близ Лавры преподобного Афанасия, он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. 27 мая 1341 г. Константинопольский Собор принял положение св. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными, а вечными энергиями Божества. Учение Варлаама о сотворенных энергиях и Фаворском свете, как метеорологическо-атмосферном явлении, было осуждено как ересь, а сам он был предан анафеме. В 1344 г. Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец Учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Uoahha XIV , св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали на невольничьих рынках в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь. Память святителя Григория Паламы († ок.1360), архиепископа Солунского (Фессалони-кийского), 14 (27) ноября; 2-е воскресенье Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

И ныне, Богородичен: Матерь святая неизреченного Света,/ангельскими песнями мы чествуем Тебя/ и благоговейно величаем. Кондак, глас 6 Со святыми упокой, Христе,/души рабов Твоих,/там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,/но жизнь бесконечная. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, АРХИЕПИСКОПА ФЕССАЛОНИКИЙСКОГО (1360) Тропарь воскресный гласа. И святителю тропарь, глас 8 Православия светило, Церкви утверждение и учитель,/монахов красота, богословов защитник непреоборимый,/Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала,/провозвестник благодати,/моли непрестанно о спасении душ наших. Кондак, глас 8 Мудрости священный и божественный орган,/богословия громкую трубу,/мы стройно воспеваем тебя, Григорий богословесный./Но, как ум, стоящий близко к Верховному Уму,/к Нему ум наш, отче направь, дабы нам восклицать:/«Радуйся, провозвестник благодати!» НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ Тропарь воскресный гласа. И Св. Кресту тропарь, глас 1 Спаси, Господи, людей Твоих/и благослови наследие Твоё,/победы верным над иноплеменными даруя/и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. Кондак, глас 7 Уже пламенный меч/не охраняет врат Эдема,/ибо он чудесно связан/древом Креста./Изгнаны жало смерти и победа ада,/и Ты, Спаситель мой, предстал,/взывая во аде пребывавшим:/«Снова входите в рай!» НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА (649) Тропарь воскресный гласа. И преподобному тропарь, глас 1 Пустынным жителем,/и во плоти Ангелом,/и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Иоанн: / постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав,/исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе./Слава Давшему тебе силу,/слава Увенчавшему тебя,/слава Совершающему через тебя всем исцеления. Кондак, глас 4 На высоте воздержания Господь поставил тебя,/наставник и отец наш Иоанн,/как истинную неподвижную звезду,/к свету ведущую концы земли. ЧЕТВЕРГ ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ Кондак великого канона, глас 6 Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?/Конец приближается, и предстоит тебе смутиться./Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,/вездесущий и все наполняющий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Кондак, глас 2 Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь; и оскверншийся образ в древнее вообразив. Божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем. [«Неизобразимое Слово Отца изобразилось при воплощении от Тебя, Богородица и, воссоздав осквернённый человеческий образ в его первоначальном виде, придало ему божественную красоту. Поэтому, провозглашая наше спасение, делом и словом его изображаем».] Во 2-ю неделю святой Четыредесятницы Святителя Григория Паламы Неделя 2-ая Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы , защитника православного учения о Божественном свете – о нетварном благодатном свете, осиявающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе и на лице Моисея после собеседования его с Богом на Синае. Тропарь, глас 8 Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие Чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим. [«Светило православия, Григорий чудотворец , опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалониик, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ».] Кондак, глас 8 Премудрости священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче; но яко ум, Уму первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати. [«От Бога глаголющий отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш, и мы будем восклицать: «Радуйся, проповедник благодати».] В 3-ю неделю святой Четыредесятницы крестопоклонную Третья неделя Великого Поста – Крестопоклонная. В конце всенощной этого дня (после великого славословия) крест торжественно выносится на середину церкви, и совершается поклонение кресту. В Евангельском чтении этого дня мы слышим призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ). Выносом креста в этот день Церковь воодушевляет верующих к продолжению постного подвига. Крест остаётся на середине храма в течение всей четвёртой седмицы. В понедельник, среду и пятницу совершается поклонение, как за всенощной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И слетела Небесная Корона с Премудрой Главы Небесного Царя Христа,вытесненная земным терновным венцом лжи,который выбирают грешники,на их " могущественнейший " коронавирус и,раздавив его и всё ему подобное,наполнила весь больной на грешную голову мир Совершенным Здоровьем и Ведением от Всеисцеляющего и Всепросвещающего Всецарствующего Бога Отца Истины,Любви,Софии и Жизни!.. Аллилуиа!Аминь! Райская Рыбка 2020/03/26, 12:09:48 Святый Харалампий! Помоги своими молитвами спасти мир земной, всех людей на Земле от пандемии, а самое главное греха неверия. Вымоли милость людям от Господа нашего Иисуса Христа и спасение. Если Бог не с нами, то кто? Спаси и сохрани, Господи, люди Твоя Слава Отцу и Сыну и Святому Духу татиана 2020/03/26, 11:18:09 Святый отче Харалампие, услыши молитвы отцов, призри на нас, многогрешных и исцели заболевших злыми болезнями. Умоли Господа Бога и Спаса нашего, да запретит он распространению болезни, справедливо нами заслуженной, примет наши покаянные молитвы и сердечный плач. Слава Богу за всё! р.Б. Ирина 2020/03/26, 09:53:20 19 марта 2020 г. Протопресвитер Феодор Зисис Почётный профессор богословского факультета Фессалоникийского Университета им. Аристотеля О СПАСЕНИИ ГОРОДА ЛЕМНОСА ОТ ЭПИДЕМИИ по молитвам святого Григория Паламы 1. По каким причинам мы рассказываем об этом чудесном избавлении? У нас было 2 причины, чтобы рассказать о спасении города Лемноса от смертельной инфекции, перед которой опустило руки медицинское сообщество того времени — врачи не могли найти способ для её излечения. Болезнь была настолько ужасной, что врачи боялись даже приблизиться к зараженному городу, поэтому его жители, страшившиеся нависшей над ними угрозы, в конце концов, обратились к временно пребывавшему на этом острове архиепископу Фессалоникийскому, св. Григорию Паламе, По молитвам святого, эпидемия чудесным образом прекратилась, и он спас не только город, но и весь остров от смертоносного воздействия этой инфекционной болезни. Первая причина объясняется близостью к нам праздника святителя Григория Паламы, который сейчас особенно актуален. Ведь совсем недавно, в прошлое воскресенье (Вторая неделя Великого поста), мы отмечали память этого великого или, правильнее сказать, величайшего святого и богослова Православной Церкви. В первый раз мы празднуем память святителя Григория Паламы 14 ноября, в день его блаженного успения (†1359). А второй праздник в его честь был введен Церковью, т. к. Она признает, что св. Григорий Палама своим исповедничеством и своим учением во второй раз защитил Православие от заблуждений и ереси. В первый же раз это произошло тогда, когда Православие было спасено от ужасной, многолетней ереси иконоборчества, которая пришла с Востока и пыталась внедрить в Церковь взгляды иудеев и мусульман, враждебно относившихся к святым иконам.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=3114...

3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм Вторая неделя Великого Поста посвящена святителю Григорию Паламе. На первой неделе Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили в блоге . Вторая седмица Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении. В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом. Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам). Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями. Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны). Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.

http://blog.predanie.ru/article/velikiy_...

(Специальная программа будет составлена Солунским отделом Центра македонских исследований.) Вечер того же дня. 21.00 Даётся официальный ужин муниципалитетом Фессалоник. (Г.) 10 марта 1963, неделя вторая Великого поста, Свт. Григория Паламы . 7.00. Архиерейская Божественная литургия в храме святителя Григория Паламы в Фессалониках. 9.00 В храме святого Димитрия Солунского под предводительством Высокопреосвященнейшего митрополита Солунского совершается архиерейское богослужение при участии всех архиереев – членов Центрального комитета, Патриаршего экзархата и Афонской делегации. (Специальная программа будет составлена св. митрополией Фессалоник.) 11.30 Совершается большой крестный ход вокруг города Фессалоники с выносом св. мощей святителя Григории Паламы , с копией чудотворной св. иконы «Достойно Есть» и икон – хранительниц святогорских св. монастырей. (Специальная программа будет составлена Солунским отделом Исп. комитета.) 14.00 Даётся официальный завтрак Солунским отделом Исп. комитета. 17.00 В большом актовом зале Солунского университета им. Аристотеля Богословский факультет проводит торжественное собрание. В начале со словом выступает ректор, затем декан Богословского факультета, который объявляет о составлении и издании факультетом памятного сборника в честь тысячелетия Святой Горы. Далее избранный факультетом профессор выступает с приветственной речью. Зачитывается «Постановление факультета о праздновании тысячелетия», выступает глава Святогорской делегации, и завершает собрание Высокопреосвященнейший митрополит Солунский. В случае присутствия председателя Центрального комитета он приветствует и благодарит собравшихся. 20.30. Даётся официальных обед со стороны Его Превосходительства министра Северной Греции в честь Патриаршего экзархата и Святогорской делегации. (Д.) 16 марта 1963 – суббота.17.00 В Афинском кафедральном соборе Блж. архиепископ Афинский и всея Эллады и Священный Синод принимают многочисленную Святогорскую делегацию, которую представляет Патриаршая делегация. После вечерни представитель Вс. Патриархата приветствует Блаженнейшего председателя, передавая официальное приглашение Элладской Церкви, с ответным словом выступает Блаженнейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Слово в день Вознесения Господня проповедь, 1930 г. Слово в день святых отцов Первого Вселенского Собора проповедь, 1930 г. Кирилл (Павлов), архимандрит Проповедь на Великий Вторник Страстной Седмицы. [проповедь] Иоанн (Максимович), святитель, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (РПЦЗ) Проповедь на Страстную Седмицу. [проповедь] Тихон (Шевкунов), архимандрит, наместник московского Сретенского монастыря Проповедь после панихиды на Радоницу (памяти архимандрита Антипы) (23 апреля 2001 г.) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Проповедь от 15/28 мая 1995 г. Шпиллер Всеволод, протоиерей Протоиерей Всеволод Шпиллер. Проповеди: [сборник] Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы. [проповедь] Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. [проповедь] Гармаев Анатолий, священник Пути и ошибки новоначальных. [книга] В книге повествуется о путях оглашения и воцерковления человека. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу. Живым и простым языком автор рассказывает о призывающей благодати Божией и противодействующей ей греховной натуре человека, об этапах воцерковления, о том, как, пытаясь воцерковить наших ближних, мы нередко только отталкиваем их от Церкви, становясь для них преткновением на этом пути. Спаси и сохрани [сборник публикаций против абортов] [ zip книга ] Сборник материалов о проблеме аборта, который является смертным грехом убийства нерожденного ребенка и за который родители будут нести ответ перед Богом. Шрамко Александр, священник Табу вместо совести статья Почему, окунаясь в церковную среду, люди склонны терять некоторые добрые и вполне христианские по духу качества души? Особенно такие, как открытость, непосредственность, искренность, чуткость… Перевезенцев Вячеслав, священник Торжество православия. [статья] Торжество Православия - это Торжество Церкви, которая есть " столп и утверждение Истины " . (1 Тим. 3.15). Над ересью, но не над людьми. Это Торжество должно быть прежде всего торжеством Бога над нами, победой Его благодати над нашими грехами, а не над теми, кто иначе понимает Христа.

http://zavet.ru/t05nast.htm

Неделя свт. Григория Паламы: мы не обречены на монолог Игумен Силуан (Туманов) Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово. Подпишитесь на наш Телеграм Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Второе воскресенье Великого поста долгое время не имело своего названия: собственно, все эти названия происходят из монашеской традиции и сейчас носят очень отвлеченный для нас характер. Монахам они напоминали о разных путях покаяния, о разных путях восхождения к Богу, и когда мы будем говорить о следующих воскресеньях, это будет особенно заметно. А сегодняшнее — оно и не о Евангельском чтении, и собственно не о монашеском подвиге. О чем же оно? Оно традиционно посвящено святителю Григорию Паламе . Это человек очень интересной жизни, проживший много насыщенных событиями лет. Он говорил о том, что каждый человек на Земле может быть причастником Нетварного Божественного Света. По большому счету, наверное, это необходимо не каждому, кто решается поститься Великим постом. Но одна мысль из того, что говорил святой Григорий, для нас очень важна: мы не одиноки. Мы не брошены на этой земле и не обречены на бесконечный монолог. На бесконечное воздевание рук к Небу и произнесение молитвенных фраз. Бог нас слышит, и Бог беседует с нами, и Бог отвечает нам, но не так, как мы с Ним говорим. Наша молитва никогда не остается неуслышанной. И примечательно, что на второй неделе Великого поста нам говорится об этом, потому что человек, который воздерживается от пищи и пития, так или иначе ослабевает. А значит, им начинают овладевать разные искушения, в том числе и мысли «а зачем я все это делаю». Это надо только для того, чтобы освободить своего внутреннего Адама. Для того, чтобы увидеть, куда идти дальше. Что делать, чтобы принести плод, достойный покаяния. В конце концов, пост — это не столько отказ от продуктов питания, сколько усиленное доброделание, понуждение себя идти к Богу. В какой-то момент, понуждая себя, мы можем надломиться. Здесь важно помнить: Господь всегда рядом. Какие бы ни были искушения и проблемы. И это, пожалуй, главная заслуга и наследие того, что нам говорил святой Григорий.

http://blog.predanie.ru/article/nedelya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010