Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения? 4 мин., 31.03.2024 Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день). Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца. В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне. К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения. Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: « Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес 5, 16-18).

http://foma.ru/svyatitel-grigoriy-palama...

Постное письмо 13. Монахи и поэты Неделя Григория Паламы – это не частный монашеский праздник, а торжество всей Церкви 12 марта, 2017 Неделя Григория Паламы – это не частный монашеский праздник, а торжество всей Церкви Почему монахи так чтили святителя Григория Паламу, что еще в XIV веке посвятили ему целое воскресенье Великого поста? Размышляет архимандрит Савва (Мажуко) в очередном письме читателям «Правмира». Архимандрит Савва (Мажуко) Когда святитель Григорий Палама взялся защищать исихазм, самому исихазму было уже более тысячи лет. Эта традиция родилась вместе с монашеством, хранилась монахами, бережно передавалась от старца к ученику. А что такое исихазм? Объяснить очень сложно. Однако именно из-за этой загадочной практики афонских монахов в далеком четырнадцатом веке разгорелся нешуточный богословский спор, каждая из сторон которого обвиняла противника в ереси. Монахи и богословие – уже скучно. Скука в квадрате. Попробуйте кому-нибудь из своих друзей разъяснить суть какой-нибудь богословской проблемы. Собеседник начнет зевать на второй минуте. На третьей устанете вы сами. Для обычного человека вся эта теологическая проблематика – «игра в бисер». В лучшем случае. Если речь идет, конечно, о настоящем богословии, а не о многочисленных подменах, ведь вопрос о богословски правильном чтении записок о здравии не изучают в духовных академиях. Настоящий богословский текст найти нелегко. Гораздо проще с книгами по поводу богословия. Это похоже на ситуацию в литературе: есть писатели и поэты, а есть литературные критики, литературоведы, преподаватели литературы. В современном церковном лексиконе богослов – это, скорее всего, литературовед, специалист по богословским вопросам – истории, патрологии, канонического права. Самые изысканные из них занимаются «препарированием» святоотеческих текстов – «патрологоанатомы». Как бы мы ни шутили насчет богословов-литературоведов, их работа крайне важна для жизни Церкви. Простое наличие таких специалистов – это «вопрос национальной безопасности». Служение ученого богослова – одно из самых благороднейших церковных служений. Таких людей надо не только поддерживать, но даже и баловать не грешно.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-13-monah...

@import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > Защитник безмолвия 31 марта - Неделя 2-я Великого поста, Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского Анастасия Михалос   04:00 30.03.2024 597 Время на чтение 14 минут Отстаивая безмолвие, ни в коем случае нельзя было промолчать Святитель Григорий Палама был выдающимся практиком и теоретиком умного делания. Он защищал учение о Фаворском свете от латинствующих Богословов, претерпел гонения от духовных и светских властей, попал в плен к туркам и закончил жизнь епископом Фессалоникийским, чудотворцем и целителем. У истоков умного делания Будущий святитель родился 1296 году и был старшим сыном благочестивого сенатора Константина Паламы, которому император Андроник Второй доверил воспитание своего внука Андроника Младшего. Отец Григория усердно занимался умной молитвой и последние годы жизни провел в монастыре. Григорий вырос при дворе, получил хорошее среднее образование, обязательное для всякого знатного интеллигента. Один из ученейших людей эпохи, великий логофет Федор Метохит очень высоко оценил его познания в области логики Аристотеля. Но продолжать столь блестяще начатый путь юноша не стал. Он уже дано находился под влиянием афонских монахов и известного учителя безмолвия святителя Филадельфийского Филолепта. И даже подвергал себя разнообразным аскетическим испытаниям, желая понять, сможет ли он стать достойным монахом. В возрасте около 20 лет он склоняет всех членов своей семьи избрать равноангельский путь. Мать и две его сестры принимают постриг в женском монастыре, а сам Григорий с двумя младшими братьями отправляется на Афон, предварительно раздав имущество бедным. По дороге на Святую Гору он останавливается в монастыре на горе Папикион, находящейся на полпути между Константинополем и Фессалоникой, и там у него происходит дискуссия с богомилами о молитве и о почитании Креста. Спор получился столь горячим, что его попытались отравить. Однако юноше удалось убедить их главаря присоединиться к Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/01/...

Великий Пост 2016 по Церковному Уставу 1-я седмица — с 13 марта по 19 марта 2016 года 2-я седмица — с 20 марта по 26 марта 2016 года 3-я седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 4-я седмица — с 3 апреля по 9 апреля 2016 года 5-я седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 6-я седмица — с 17 апреля по 23 апреля 2016 года Страстная седмица — с 24 апреля по 30 апреля 2016 года Первая неделя называется «Федоровой неделей». В это время принято вспоминать всех защитников веры православной. На второй неделе почитают память святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная, а во время четвертой недели вспоминают богослова Иоанна Лествичника. На пятой неделе почитают память преподобной Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин. Шестая неделя ознаменована Вербным воскресеньем — днем входа Господнего в Иерусалим. Далее начинается Страстная седмица. В эти дни нужно строго придерживаться поста, причаститься и покаяться. И, наконец, 1 мая отмечается Светлое Христово Воскресение — Пасха.  Как питаться в Великий пост 2016: календарь питания по дням (обратите внимание, что ниже приведены строгие уставные нормы, не всякому мирянину они будут под силу, мера послабления поста определяется индивидуально: посоветуйтесь с духовником или врачом, возможно, вам не стоит полностью воздерживаться от скоромных продуктов, пост — это не только ограничение в еде, прочтите статьи Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание  и Как поститься, если постная еда дорогая и калорийная?  ) Первая и последняя седмицы Великого Поста по Уставу самые строгие в отношении трапезы. 13 марта – воскресенье. Прощеное Воскресение Совершается заговенье. Последний раз разрешаются скоромные продукты (кроме мясных и молочных). Положено две трапезы. 14 марта – понедельник. Начало Великого Поста. Чистый понедельник . Ничего не едят. 15 марта – вторник — ничего не едят. Для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых людей, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вера рождает веру 26.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского , Седмица 2-я Великого Поста Слово в Неделю 2-ю Великого поста Вторая неделя Великого поста называется Неделей светотворных постов. Смысл поста — достигнуть света Христова не только в Его Пасхе, но узнать, что и сам путь к ней для приносящих истинное покаяние — светотворен. Потому святые отцы сравнивают Великий пост с восхождением на Фавор. В этот день мы совершаем память святителя XIV beka Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, проповедника Божественного света, и преподобных отцев Киево-Печерских в подвиге поста просиявших. Святитель Григорий Палама учил, что Фаворский свет никогда не начинался и никогда не кончается. Но для нас воздержание и молитва могут стать началом исполнения в нашей жизни всей тайны Искупления и возможностью раскрытия благодати, принятой нами в крещении. «Ум должен сойти в сердце», — говорят великие исихасты-молитвенники. Это значит, что человек должен исцелиться покаянием, стать целым, обрести целомудрие — способность целостного исповедания истины и жизни по истине. «Ибо после Воплощения Божия в наших телах, освященных таинствами и соединенных в Евхаристии с Телом Христовым, — свидетельствует святитель Григорий Палама, — мы можем обрести благодать Святого Духа». Эта благодать — слава Божия, исходящая из Тела Христова — в день Преображения опрокинула Его избранных учеников. А теперь, просиявая в сердцах, очищенных от страстей, соединяет нас с Богом, просвещает, обожает и дает отсвет славы, которая будет на телах святых после всеобщего воскресения. Таково наше призвание. Может быть, оно слишком высоко для нас? Но наша вера — мера правдивости нашего сердца. Мы должны, во-первых, осознать, что мы абсолютно недостойны этого света и, во-вторых, что мы не можем жить без него. Наша молитва — выражение нашего самого главного желания — устремленности к Тому, Кто есть Свет, Кто, несмотря ни на какие наши грехи, любит нас.

http://moral.ru/faith/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы. Воскресенье, 31 марта 2024 года: что будет в храме? Изучение наследия святителя Григория Паламы — настоящий духовный труд, без которого сложно представить себе Великий пост. Редакция журнала «Фома» желает вам помощи Божьей в этом душеполезном деле! 29.03.2024 Литургия. 4 основных чинопоследования Существует несколько чинопоследований Литургии. Например, Великим постом мы часто можем видеть в расписании богослужений помимо привычной литургии Иоанна Златоуста, литургию Василия Великого. 23.03.2024 Литургия Преждеосвященных Даров — самая необычная служба Великого поста. Почему на ней нужно побывать? Многие православные христиане замечают, что именно это богослужение лучше всего передает «светлую печаль» Великого поста. 19.03.2024 Трансляция богослужений онлайн Вы можете посмотреть трансляцию богослужения онлайн и на сайте журнала «Фома». Конечно, просмотр трансляции не заменяет нашего присутствия, но помогает нам помнить о том, что сейчас происходит в храме. 14.04.2020 Из чего состоит Литургия? Самый краткий разбор Божественная литургия — главное христианское богослужение. Из чего оно состоит? Чем литургия оглашенных отличается от литургии верных? 13.01.2024 Что и когда поют на литургии? За Божественной литургией звучит множество песнопений. Однако непривычному к церковному пению человеку бывает трудно понять, о чем именно в них идет речь. 22.10.2023 Как в Церкви решают, какой фрагмент Писания сегодня читать на службе? Каждый, кто хоть раз был на литургии, видел, что в определенный момент на амвон выходит священник, дьякон или чтец и зачитывает вслух фрагмент из Священного Писания. Как Церковь решает, что именно читать сегодня? Разбираемся в слайдах журнала «Фома». 30.09.2023 «Кресту Твоему» Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Перевод: Кресту Твоему покланяемся, Владыка, и прославляем Твое святое Воскресение. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» — это церковное песнопение, которое поется на утрене в праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также на утрене и литургии в праздник Воздвижения Креста Господня и Неделю Крестопоклонную (3-е воскресенье) Великого поста. Во время литургии «Кресту Твоему» исполняется…

http://foma.ru/stati/pravoslavnoe-bogosl...

Подпишитесь на наш Телеграм «Преображение Крестом» Игумен Силуан (Туманов): если ты готов отказаться от себя как мерила всех вещей, тогда ты открываешься для других людей. И это довольно тяжелое открытие. «Неделя свт. Григория Паламы: мы не обречены на монолог» Игумен Силуан (Туманов): одна мысль из того, что говорил святой Григорий, для нас особенно важна: мы не одиноки. Мы не брошены на этой земле и не обречены на бесконечный монолог. «Покаянный кондак Христу отчаявшихся» Игумен Силуан (Туманов): покаянный кондак, составленный игуменом Силуаном (Тумановым), может стать утешением людям, чье состояние нестабильно и порой близко к отчаянию, и помочь увидеть луч надежды. «Подлинные ценности» Александр Дягилев: мы нуждаемся в деньгах, никто не спорит. И кто бы ни сказал, что Церковь учит отказываться от денег, — это не так. Но в Евангелии есть слова: «Не можете служить Богу и маммоне». «Про тщеславие» Марина Филоник: если я вхожу во взгляд Божьей любви, если я могу проживать, что я просто драгоценен и любим сам по себе, то это может исцелять мою раненость и делать более независимым от оценки других людей. « Крест — это пересечение двух дорог» Тимур Щукин: святитель Григорий Палама видел крест как перекресток двух дорог. Дороги, по которой Бог нисходит к нам, когда становится человеком, принимает все свойственное человеку, включая смерть. И дороги, по которой мы можем подняться к Господу. «Как стать святым? Трудиться, поститься и молиться» Тимур Щукин: читаем те отрывки из сочинений святителя Григория Паламы, которые посвящены вопросам христианской практики. То есть тем правилам христианской жизни, которым следовал сам святой. « Тот, кто не отшатнулся от горящего угля» Владимир Сорокин: даже крупица нечистоты сделает пребывание перед Престолом славы, а значит, и в Царстве, невозможным. Тут требовалось кардинальное изменение всей жизни, а к этому были готовы очень немногие. «Высота, которой достигает человек, — это он ли сам?» Владимир Сорокин: горы большой высоты могут разрушаться от собственного веса. То же самое верно и в отношении человека: он тоже может рухнуть от собственного величия, от «высоты», на которую претендует.

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

Христос воссел одесную престола Божия, в полноте нашей человеческой природы. И наша победа заключается именно в этом, – чтобы вместе с ним, войти в Его победу, в одесную сидение Бога и Отца. Пост для нас – это замечательная, радостная, удивительная возможность одержать победу над нашей плотью, одержать победу над нашей нелюбовью, над нашей скудостью, над нашей скупостью, над нашей черствостью, над нашим властолюбием, над всеми теми запинающими нас грехами, которые постоянно помрачают в нас образ Божий, искажают в нас славу Христову, которая должна сиять всему миру и являть радость, любовь и мир. Торжествовать православие, дорогие мои, это значит быть православным не по имени, а по смыслу и содержанию. Это значит, жизнь свою измерять святым Евангелием, и всегда стремиться, чтобы Господь тебя всегда во всяком месте видел. Аминь. 2 Неделя Великого Поста. Память свт. Григория Паламы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшний день Церковь вспоминает святителя Григория, епископа Фессалоникийского.  Святитель Григорий жил в 14 веке, когда на Руси жил другой великий святой, преподобный Сергий Радонежский, стяжавший своей молитвой и богоподражательным житием великую благодать не только для себя, не только для тех, кто был рядом с ним и стал его учеником, но и для тех, кто просто слышал о его подвигах и издалека поучался его заповедям. И огромная страна, которая находилась под игом иноплеменников и была обескровлена духовно и физически, практически уничтожена как государство, вдруг встала на ноги и стала именовать себя святой Русью. Эти два человека, жившие в одно и то же время, очень похожи и по жизни, и по своему духовному подвигу. Можно сказать, что преподобный Сергий является учеником святителя Григория, потому что он воспринял его учение всей своей жизнью, он его по- настоящему явил и стяжал подвиг святости. И сегодня Церковь празднует память Григория Паламы , чтобы научить нас тому, чему научился преподобный Сергий, и чему он научил всю страну, в которой жил. Святитель Григорий известен тем, что он обосновал церковное учение о нетварных энергиях, о Фаворском свете, о стяжании благодати Святаго Духа и о приобщении Богу. Смысл христианской жизни, – учит свт. Григорий – заключается в том, чтобы человек и Бог соединились на земле; чтобы таким же образом, как Бог, сошед с небес, стал человеком, и человек, рожденный на земле, возносясь на небо, стал Богом; чтобы в той самой мере, в которой Господь воспринял человечество, человек мог воспринять Божество. В этом смысл и основа христианства, ничего другого быть не может.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Подпишитесь на наш Телеграм Только что прошла Неделя святителя Григория Паламы, может быть, «главного» богослова Православной Церкви. Жизнь его была весьма бурной: свидетель (а отчасти и участник) гражданской войны в Византии и вообще бурных политических, религиозных событий своей эпохи. В частности, в жизни святителя был и такой эпизод: он попал в плен к туркам. В «Письме своей церкви» святитель рассказывает о том, что он « понял в отношении Божественного Провидения, будучи уведен пленником в Азию ». Святитель пишет о том, что победа одной страны над другой (скажем, османов над ромеями) не говорит о нравственном и религиозном превосходстве победителя; скорее наоборот: « над большей частью мира господствуют чаще всего злые люди, рабы преисподней, силой оружия одолевающие соседей ». Вообще в принципе в мирской истории правят «злые люди», добившиеся господства «силой оружия». Таков падший мир. Сильные мира сего правят « войной, мечом, грабежом, порабощением, избиением людей. Из этого ничто не может исходить от Бога, Который добр. Скорее же это обусловлено волей человека и диавола, от начала являющегося человекоубийцей ». Войны, сила, насилие, победы, меч, грабеж, порабощение — вот характеристики мира сего, коему противостоит христианство: « учение Христа охватило все пределы экумены и господствует среди тех, кто воюет с ним, без всякого насилия и, скорее, торжествуя над насилием, которое всякий раз противопоставляется ему, так что в этом заключается победа, мир победившая ». Итак, с одной стороны — господство насилия, а с другой — христианство как торжество над насилием, над силой, над войной. В войне никто не прав: а прежде всего не прав победитель: вот неожиданная мысль Паламы. Мир во зле лежит и побеждают в нем злейшие. Но христианство по ту сторону любых конфликтов, потому что оно вообще вне конфликта: «конфликт», «война» у христианства идет с «кофликтом» как таковым, «войной» как таковой. И «побеждает» христианство в этой своей «войне» кротостью, не-войной, анти-войной, предлагая альтернативу за предалами любых мирских конфликтов.

http://blog.predanie.ru/article/neskolko...

Подпишитесь на наш Телеграм Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться . История возникновения Второе воскресенье Великого поста в современной богослужебной традиции связано с именем выдающегося богослова XIV столетия святителя Григория Паламы (1296–1357 гг.). Его память отмечается дважды в году: 14/27 ноября (дата кончины святого) и во 2-ю Неделю Четыредесятницы. Общецерковное почитание было установлено почти сразу после кончины святителя – в 1368 году. Но практика совершения службы святителю Григорию в Великом посту возникла в Греции не раньше второй половины XV века, а ноябрьская память совершалась уже к последней четверти предыдущего столетия. Однако причины установления триодной памяти святителя не до конца понятны. Точно известно, что богослужение святому вытеснило более древнее последование. Оно было посвящено притче о блудном сыне. С того времени чинопоследование заняло одну из подготовительных Недель к Великому посту, но некоторые молитвы до сих пор сохранились в богослужебных текстах второй Недели поста. В русской традиции совершение памяти святителю Григорию во второе воскресение Четыредесятницы появляется только в XVII веке. Позднее появление великопостной памяти святителю связано со следованием греческой практике XV столетия. О новой дате почитания было неизвестно в связи с разрывом отношений между Русской и Константинопольской Церквами в середине того же века. Значение Святитель Григорий защищал православное учение о том, как сотворенный мир и Бог связаны между собой, и может ли человек как-то познать Бога при земной жизни. Он говорил, что Бог поддерживает бытие мира Своими творческими энергиями. Эти энергии человек имеет возможность увидеть при жизни. Одним из их проявлений был Фаворский свет во время Преображения Спасителя. Этот свет видели апостолы, а впоследствии и некоторые христианские подвижники. Более того, такой свет является отражением образа Божия в человеке. Это воспевается и в одном из тропарей в каноне святителю:

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010