Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят и в которую пойдет, возвышает же Господь смиренных (22,188). И Богу, и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение любит Господь (22,210). Гордыня подобна высокому согнившему дереву, у которого ломки все сучья. И если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты (23,100). Гордостью болезнует тот, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела (44,219). Гордость надмевает мысли до напыщенности и научает пренебрегать всякого человека… (45,184). Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, нежели смириться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда от гордости, ни пользы от смирения (32,190). Любишь ли ты праведность? Возненавидь гордыню и возгнушайся ею: она и дела правды делает неблагоугодными Богу (25,117). На великую высоту восходит душа гордого и оттуда низвергается в бездну (44,219). Человек был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным чрез приобщение к гордости; был человеком, как носящий в себе образ Божий, и стал зверем, преисполненным тщеславием (42,917). Ведай совершенно, что человек, творящий благое с кичением… впадает в крайнюю погибель (32,42). Гордость может низвергнуть невнимательного и с самих небес (34,320). Гордость в высшей степени вредна и пагубна для того, кто даже ненадолго разделяет ее (34,724). Гордость… может повредить всякую добродетель души: молитву ли, милостыню ли, пост ли или что-либо другое. Сказано: «Что высоко у людей, нечисто пред Богом» (39,108). Представь, если хочешь, что кто-нибудь воскрешает мертвых, исцеляет хромых, очищает прокаженных, но с гордостью, – ничего не может быть хуже, нечестивее и виновнее его (40,277). Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души (41,11). Сколько бы мы не совершали добрых дел, (гордость) не позволяет им укрепиться в нас и неразлучно с нами пребывать… но препятствует им оставаться в нас непоколебимыми (42,576). Знай ясно, что человек с гордостью, живущий добродетельно, – если только вообще это значит жить добродетельно, – неожиданно может впасть в полную погибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет; тот же, кто по видимому поступает хорошо с гордостью, но не терпит зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего… (43,531).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И ныне, Богородичен: Жезл силы, Благая, ниспошли/всем нам, к Тебе прибегающим,/давая нам господствовать среди всех врагов/и от всякого вреда избавляя. Катавасия: Ужасошася всяческая/о Божественней славе Твоей:/Ты бо, Неискусобрачная Дево,/имела еси во утробе над всеми Бога/и родила еси Безлетнаго Сына,/всем воспевающим Тя /мир подавающая. Катавасия: Изумился весь мир/о божественной славе Твоей:/ибо Ты, брака не познавшая Дева,/носила во чреве Твоём Всевышнего Бога/и родила вечного Сына,/всем воспевающим Тебя мир подающего. Песнь 6: Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Многомилостиве. Песнь 6 Ирмос: Житейское море видя/поднимающееся волнами искушений,/я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе:/«Возведи от гибели жизнь мою,/Многомилостивый!» Жития поприще мытарь вкупе и фарисей течаста:/но ов убо высокоумием содержимь, срамне утону,/ов же смирением спасеся. Жизненный путь вместе/мытарь и фарисей прошли:/но один безрассудством увлеченный,/позорно крушение потерпел,/другой же смирением спасся. Жития бедное преминующе мы течение,/подражаим мытарево убо мудрование ревнительно:/бежим же кичения мерзкаго фарисея, и живи будем. Мы, жизнь к праведности изменяя,/шествию мытаря будем подражать,/его образу мыслей завидному:/но от мерзкой спеси фарисея/убежим, и живы будем. Нравом поревнуим Спаса Иисуса, и Его смирению,/желающе непрестанное радости селение получити,/во стране живущих водворяющеся. Нравам будем ревновать/Спасителя Иисуса и Его смирению,/мы, желающие обители непрестанной радости достичь,/в стране живых водворившись Показал еси Владыко, Твоим учеником высокотворное смирение,/лентием препоясан по чреслом, нозе умыл еси,/и сему образу подражати повелел еси. Показал Ты, Владыка, Своим ученикам/возвышающее смирение,/полотенцем препоясавшись по чреслам, ноги им омыл,/и Своему примеру подражать заповедал. Слава: Житие проидоста фарисей добродетельми, и мытарь прегрешеньми./Но ов убо от гордости умовредныя, отступи смирения:/ов же возношается, смиренномудр явлься.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-o...

Одним словом: возвысится поступающий, как мытарь. Фарисей есть неизлечимый больной, который не видит своей болезни; мытарь – больной, который выздоравливает, ибо увидел он свою болезнь, припал ко Врачу и принял лекарство. Первый подобен гладкому и высокому дереву с гнилой сердцевиной, кое домовладыке ни на что не годно; второй подобен дереву шершавому и невзрачному, кое домовладыка обрабатывает, делает из него доски и вносит в дом свой. Да помилует Господь и всех кающихся грешников и да исцелит от греховного недуга всех, кто молится Ему со страхом и трепетом, славя Его как милостивого Отца, Единородного Сына и Пресвятаго Духа – Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Игорь 18 февраля 2019, 05:49 Слава Богу! р.Б.Алла 4 февраля 2017, 21:20 Боже,милостив буди мне,грешной!Из-за того,что произошло ухудшение слуха и ,чтобы видеть службу,т.к. рост не позволяет ,стоять у притвора,стою на службе недалеко от солеи.Не оправдываюсь,но что делать ,если ты уже стар? Ирина Ерофеева 22 февраля 2016, 13:22 Господи помилуй нас!!! Галина Ослон 21 февраля 2016, 15:29 Слава Богу за все! Игорь 21 февраля 2016, 09:49 Воистину,мудрые слова даются смиренным! 21 февраля 2016, 03:43 Вовремя послал Господь эту статью!!! Слава Богу за все! Михаил 20 февраля 2016, 23:29 Фарисей соблюдал Закон, но не имел смирения, по закону некую выгоду он получал, потому и написано, что вышел не неоправданным, а менее оправданным. Вообще, Христос не упрекал фарисеев за внешнее благочестие, но всё время говорил, что фарисеи позабыли внутреннее, - истинное благочестие. У православных такое часто бывает, но эта притча чтоб мы трезвились и не гордились, не впадали в фарисейство, но не значит же грешить как мытарь, дабы потом покаяние такое высокое стяжать. Закон Божий надо хранить, сколько хватает сил. И поститься двакраты и десятину давать, вот это всё, всё что надо делать надо, это обязанность и честь, но не повод для гордости и презрения к грешным. Мы же в той же грязи и беде как и " прочие человецы " .

http://pravoslavie.ru/44684.html

Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой. Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше. И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы. Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня — это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти. Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь. И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, — можно очистить мир. Ибо смирение — это признание другого, это-уважение к другому и это уменье мужественно признать себя несовершенным, раскаяться, и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны… Из книги «Воскресные беседы».

http://pravmir.ru/o-mytare-i-farisee-per...

Да, нередко бывает: благочестивый страдает, а злой успевает в своих злых предприятиях. Ст. 13. Злые же люди и обманщики, пользующиеся легковерием или слабостями других, преуспевают и будут преуспевать во зле, но не много ( 2Tuм. III, 9 ); они других вводят в заблуждение и сами заблуждаются. Они, быть может, и думают, будто бы они-то и имеют всю истину в своих руках, назначены быть двигателями народного просвещения и общественного благоденствия. Но они, по слову апостола, ни больше, ни меньше, как только люди, развращенные умом, невежды в вере; всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины (2 Тим. III, 8, 7). Как часто повторяется в жизни то явление, что лицемер, празднолюбец, злодей, нечестивец счастлив, пользуется почти всеми благами мира: и богат, и здоров, и в уважении, живет пышно, во все дни светло и весело; не будучи особенно умен, увлекает своими речами других и чрез то имеет успех в своих затеях; а честный труженик, благочестивый христианин, имеет только неприятности в жизни – клеветы, болезни, бедность, неудачи и потери! Как же понять такое неравномерное распределение благ мира? За что и зачем такое счастье и удача грешнику? И такая скромная, даже бедственная доля честному христианину? Не ропщи на Бога, душа читающего, слышащего слово Божие и видящего в жизни изображенные примеры. Отчего имеют успех люди злые, а добрые терпят неудачи? – Оттого, что первые, как сыны века сего, бывают в своем роде хитрее, искуснее, догадливее сынов света, т. е. честных христиан ( Лk. XVI, 8 ). За что благоденствуют люди очень грешные, а добродетельные страдают? На это нужно сказать: 1) мы можем ошибаться и ошибаемся, нередко считая одного праведным, добродетельным, а другого уж очень грешным, потому что мы судим по наружности. Один Господь знает сердца и жизнь людей и действует в жизни их по Своему правосудию и благости. Быть может, добродетельный человек страдает в жизни и за какой-нибудь неизвестный нам, но ведомый Богу порок, а грешный благоденствует временно, в награду за какие-нибудь добрые стороны его сердца;

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери» (вместо: «Молитвами апостолов»). «И ныне»: «На спасения стези» (вместо «Молитвами Богородицы»). Затем – «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых». В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни «На спасения стези» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде. Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на «Слава и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии – Евангелие о мытаре и фарисее. Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения: 1.  Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей. 2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе, и канона) Постной Триоди. 3. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4. Разрешение поста в среду и пятницу после Недели о Мытаре и фарисее – седмица «сплошная», или «всеядная», во обличение этим горделивого поста фарисея. 5. От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых включительно, воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на Литургии (после входа) «кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 5 и 6 Недель).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010