«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Триодь постная (рус) Триодь постная в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: поем стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и две самогласные из Триоди, дважды повторяя первую: Не будем молиться по-фарисейски, братия:/ибо возносящий самого себя унижен будет./Смирим самих себя пред Богом,/как мытарь в дни поста взывая:/«Будь милостив, Боже, к нам грешным!» (2) Фарисей тщеславием побеждаемый,/и мытарь покаянием приклоняемый,/приступили к Тебе, Единому Владыке:/но один, похвалившись, лишился благ,/другой же без многих слов удостоился даров./В тех стенаниях укрепи меня, Христе Боже,/как Человеколюбец. Слава, глас 8: Вседержитель, Господи,/знаю, сколько могут слезы:/ибо Езекию они от врат смерти возвели,/грешницу от согрешений долговременных избавили,/мытаря же более фарисея оправдали;/и прошу:/«К ним причислив, помилуй меня!» И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа. На Литии стихира храма Слава, глас 3: Различие мытаря и фарисея уразумев, душа моя,/возненавидь первого надменный глас,/но поревнуй молитве второго с добрым сокрушением и воззови:/«Боже, сжалься надо мною, грешным, и помилуй И ныне, Богородичен воскресный того же гласа Стихиры на стиховне Октоиха Слава, глас 5: Очами моими, отягченными от беззаконий моих,/не могу я воззреть и увидеть высоту небесную;/но прими меня, как мытаря кающегося, Спаситель,/и помилуй меня. И ныне, Богородичен, глас 5: Храм и дверь, дворец и престол Царя, –/Ты, Дева досточтимая;/чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь,/явился спящим во тьме, как Солнце правды,/просветить желая тех, кого Он создал/Своею рукою по образу Своему./Потому, Всепрославленная,/как материнское дерзновение к Нему стяжавшая,/непрестанно ходатайствуй/о спасении душ наших. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха и дважды поем воскресный тропарь, и Богородичен один раз. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После «Непорочных» тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и Прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христово: Псалом 50.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

О неврозе праведника Иногда очень важно разрешить себе быть слабым 21 февраля, 2016 Иногда очень важно разрешить себе быть слабым Тем, кто не первый год в Церкви, уже давно всё известно и понятно. И про самодовольного фарисея, и про грешного мытаря, который ушел из храма оправданным более, нежели фарисей. Но вглядимся еще раз, что это за люди, что они переживают и что делают, — предлагает психолог и психотерапевт Марина Филоник. Неделя о мытаре и фарисее. Подготовительная к Великому посту. А пост готовит нас ко встрече с Христом воскресшим. Тема встречи с Богом пронизывает все подготовительные недели. Сначала слепой настойчиво кричит о помиловании и встречает Христа. Потом Закхей лезет на дерево, не оглядываясь, что про него подумают, и это предваряет удивительную Встречу. Теперь мытарь жаждет помилования и встречи с Любовью (и об этом сегодня поговорим подробнее). Потом будет встреча блудного сына с Отцом . Затем – встреча с Богом на Страшном суде. И, наконец, воспоминание разрушения отношений человека с Богом и призыв к восстановлению этих отношений через прощение Честная встреча с собой Мытарь видит правду о себе. И это очень важно. Он, во-первых, осознает реальное положение дел, то есть хорошо понимает, что из себя представляет. Он не слеп, не лжет себе, его психологические защиты, как мы сказали бы сегодня, не закрывают от его сознания дурных сторон его поступков и мотиваций. У него нет иллюзии о своей праведности, хотя, наверняка, за ним числятся и добрые дела – вряд ли он последний негодяй без капли человечности. И, во-вторых, у него есть смелость, как и у блудного сына, кстати, предстать перед Богом таким, какой он есть . Предстать честно и искренне, просто и по-настоящему. И так же искренне просить о том, в чем он сейчас больше всего нуждается. А нуждается он в любви. В переводе РБО читаем, что он «бил себя в грудь и говорил: «Боже, я грешен, но сжалься надо мной» (Лк, 18, 13). В синодальном переводе: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» В переводе под редакцией Кулакова: «Боже, прости мне, грешнику, вину мою!» Жалость, милость, прощение — свойства любви. Не секрет, что каждый человек нуждается в любви, но грешный — особенно.

http://pravmir.ru/o-nevroze-pravednika/

В эти предваряющие Великий пост дни мы начинаем подготовку к славному празднику Пасхи, вслушиваясь в слова гимнографа Триоди: Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя (Неделя о мытаре и фарисее, Великая вечерня). С братской любовью во Христе +Феофил III, Патриарх Иерусалимский Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , , грецька за темою Начальник в взяв участь у у свято Входу Господнього до Представники в взяли участь у Начальник в Церкви взяли участь у у Горненському Пасхальное поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелям Поместных Православных Церквей : та звернення] До Бундестагу передано про порушення прав Церкви Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву з ключовими словами Церква –   та звернення Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус Митрополита Чеських земель Словаччини Ростислава у зв " язку з терористичним актом у «Крокус Митрополита Америки Канади Тихона у зв " язку з терористичним актом у «Крокус Тиранського у зв " язку з терористичним актом у «Крокус X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус Звернення Сербського у зв " язку з державним терором проти Церкви Поздравление Блаженнейшего Митрополита Варшавского Саввы Святейшему Патриарху Кириллу с годовщиной интронизации Предстоятеля Церкви Кирилу з днем народження Предстоятеля Церкви Кирилу з днем народження   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5778112...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления». 206 Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Постная Триодь в Неделю о блудном сыне раскрывает его силу: при условии истинного смирения и раскаяния грешника возможно прощение самых тяжких грехов. Но если человек не осознал этого, ему предлагается последняя попытка – Неделя о Страшном суде, накануне которой, в субботу мясопустную совершается поминовение усопших. И это не случайно. Мысль о конце жизни отрезвляет тех, кто забыл о вечности и всей душой прилепился к земному. Гимнограф напоминает таким грешникам о тленности всего земного: тела, славы, красоты и побуждает обратить свой взор к вечному: «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще... и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко не имущия дыха- ния. Во гробы вникнем: где слава, где доброта зрака, где благоглаголивый язык, где брови или где око – вся прахи сень: темже пощади, Спасе, всех нас». 207 По мысли прот. Григория Дьяченко «в службе недели мясопустной собрано все, что есть величественного и трогательного, – все, что только может пробудить человека от беспечности и внушить грешнику страх Божий». 208 Основные темы песнопений этой Недели следующие: • страшные явления и переворот природы в последний день мира; • гнев Судии к грешникам и их трепет; • милосердие к праведникам и их радость; • картины рая и ада; • добродетели, ведущие в Царство Небесное. 209 Воспоминание о Страшном суде совершается для того, чтобы грешник не предавался беспечности о спасении. В богослужебных песнопениях этой Недели изображаются также и следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным судом Божиим: «В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется, вдовица и дева исправится: и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное». 210 Песнопениями сырной седмицы Постная Триодь подготавливает христиан к подвигу Великого поста и заботится, чтобы они положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Горе злым и нечестивым! Они в наказание за дела свои будут мучимы сатаною. Кто на земле грешил и оскорблял Бога и скрывал свои дела, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем лукавство и в уме своем зависть, того скроет страшная пагуба, полная огня и пепла; кто предавался гневу и не допускал любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокие мучения ангелам тьмы (25,106). Наказание геенским огнем угрожает и уготовляется только тем, которые живут худо и не преклоняются простертым рукам Христовым (14,285). Божию человеколюбию свойственно не молча насылать наказания, но предвещать их угрозами, призывая согрешивших к покаянию (2,161). Чем умилостивляется Бог, когда во гневе хочет Он истребить грешников? Избранною жертвою кадила – любовью и смирением примиряется Он, если прогневали мы Его (25,314). Зная, что крепок Владыка наш, бойтесь крепости Его и не отчаивайтесь в человеколюбии Его Для того, чтобы не делать неправды, хорош страх, а для того, чтобы, поползнувшись однажды на грех, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость (1,337). Если страх Божий не управляет нашею жизнью, то невозможно произойти освящению в теле (1,256). Как у пригвожденного гвоздями члены тела остаются неподвижными и бездейственными, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехом (1,256). Где обитает страх Божий – там пребывает всякая душевная чистота, потому что оттуда бежит всякий порок и всякий нечистый поступок (4,171). Удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершенен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе (1,256). Если ты последуешь водительству страха Божия, то никакая страсть не возможет насильно совладеть тобою… (31,80). Страх Божий есть хранитель души и защитник ума против всех врагов его (31,93). В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится (22,6).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В устремлениях произволений вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгого времени без него (63,106). (Каждый должен) миловать ближнего тем, что сам получает от Бога: или деньгами, или пищею, или солью, или полезным словом, или молитвою, если появилась у него возможность помиловать просящего у него, считая себя должником, ибо он получил более того, что от него требуется; помышляя, что он удостоится подобно Богу быть названным милостивым, и это от Христа, и в нынешнем веке, и в будущем, пред всею тварью; и что чрез брата Бог у него просит и делается ему должником. Бедный может быть жив и без того, чего просит у кого-либо; но без того, чтобы быть милостивым по возможности, не может быть жив или спастись никто (100,41). Что имеешь у себя и чем наделил тебя Бог, то и приноси Ему, ибо и двух лепт вдовицы не отверг Христос (23,260). Бог принимает наши приношения не потому, что нуждается в них, но потому, чтобы и через них выражалась наша благодарность (35,163). Господь более ищет от нас не приношения плодов земных, но только расположения душевного. Господь ищет от нас не золота, не блестящих колонн и не красивых мраморов, а красоты души, духовного благолепия, трапезы, обильной праведностью и имеющей плоды милостыни (35,770). Бог обоняет не вещество, не чувственное благоухание, а мысленное, душевное: самый приятный фимиам – душа приносящего. Жертвами духовными признает не только умерщвление страстей… но всех естественных сил посвящение Богу и огнем благодати принесение их во всесожжение Богу (63,306). Если желаешь дары принести Богу, принеси благодарно от вдовствующей души своей две лепты – смирение и любовь (63,389). Благодатию Святого Духа совершается в сердце жертва хваления и созидается сердце самое чистое, сокрушенное и смиренное, которое, зная, что не имеет ничего собственного, не может вознестись гордостью. Это смирение сердца сокрушенного и самоуничиженного – истинное, а не напоказ из тщеславия – и есть жертва хваления, приносимая Богу… (57,310).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ПЯТНИЦА. Мк. Зач. 58. (13,1–8) О ГНЕВЕ БОЖИЕМ И СТРАХЕ БОЖИЕМ Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Посему слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если будет во грехе, потому что в луке уготованы сосуды смертные – суть силы, истребляющие врагов Божиих… Как огонь произведен для сгораемого вещества, создан не для алмаза, который не расплавляется в огне, а для возгорающихся дров, так и стрелы Божий соделаны для душ удобосгораемых, в которых собрано много вещества, годного к истреблению. Посему, которые имеют уже в себе предварительно разжженные стрелы диавола, те приемлют на себя карающие стрелы Божий (1,181). О гневе или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь не человекообразно, то есть по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения; именно: под этим можем понимать, что Он есть Судия и Отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного воздаяния за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли (50,102). Ты, Господи, не гневаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего (25,330). Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и Праведный Суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались в грехе (36,804). Гнев Божий есть болезненное чувство обучаемых; причиняется же сие чувство болезненное наведением невольных неприятностей в жизни, которыми Бог часто приводит к скромности и смирению ум надмевающийся… (63,272). Гнев Божий может ли кто выдержать? Страшно, братия, впасть в руки Бога Живого, ибо если мы страшимся рук врагов, в то время как Господь говорит: «Не убойтеся от убивающих тело» ( Мф. 10,28 ), то кто, имеющий ум, не устрашится рук Божиих, во гневе поднимающихся против нечестивых? Ибо гнев Божий откроется против всякой души тех, которые в распутстве и насильничестве проводят жизнь, не зная обращения и истину подавляя неправдою ( Рим. 1,18 ) (60,246).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Размыслим о нашей природе, подумаем о своих грехах, познаем, кто мы, и это будет нам достаточным поводом для смирения во всем (43,530). В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных – небесные видения (54,153). Праведник должен бояться гордости больше, нежели грешник, потому что грешник по необходимости имеет смиренную совесть, а праведник может гордиться своими добрыми делами (36,411). Надеющийся на свою праведность и воли своей держащийся не может ни избежать козней диавольских, ни покой найти, ни увидеть, чего в нем недостает (31,326). Нет никакой другой страсти, которая бы так все добродетели истребляла, лишала человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость, как главная какая и губительная болезнь, которая не один член или часть его расслабляет, но все тело повреждает смертоносным расстройством и уже стоящих наверху добродетелей в состоянии подвергнуть жестокому падению и погубить. Ибо всякая страсть ограничивается своими пределами и целью, хотя повреждает и другие добродетели, но нападает главно на одну и особенно подавляет и побеждает ее. И чтобы это можно было яснее уразуметь, скажем, что чревобесие, то есть вожделение чрева, или страсть к обжорству, погубляет строгость воздержания; похоть оскверняет целомудрие; гнев погубляет терпение, так что иногда преданный одному пороку не лишается совсем других добродетелей… а когда гордость овладевает несчастною душою, то как какой-нибудь самый жестокий тиран, взявши высокую крепость добродетели, весь город до основания разрушает и разоряет. Высокие стены святости сравняв с землею пороков и смешав, потом не оставляет покоренной ею душе никакого вида свободы. И чем более богатою захватит в плен, тем более тяжелому игу рабства подвергает и, с жестокостью ограбив все имущество добродетелей, совсем обнажает (50,144). Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе… Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы (22,177).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010