Поблагодарить Господа – А что лежит в корне этих состояний – депрессии, уныния, отчаяния? Депрессия, уныние, отчаяние связаны с неупованием на Промысл Божий и с гордостью: не получается так, как я хочу – Депрессия, уныние, отчаяние связаны с неупованием на Промысл Божий и с гордостью: не получается так, как я хочу. А почему должно быть так, как я хочу? Когда молишься: Господи, пусть будет так, как Тебе угодно, все складывается порой лучшим образом. Одному человеку нужно было лететь на самолете, а машина сломалась, он добирался на автобусе, на такси, которое также сломалось. Но он сел на этот самолет. Он преодолел все препятствия. Самолет разбился. Так что, если у нас что-то не получается, не будем заклиниваться на неудаче. Поблагодарим Господа и скажем: «Господи, не как я хочу, но да будет воля Твоя». Актуальные притчи – Воспоминание каких евангельских событий, на ваш взгляд, особенно актуально для современного человека? – Скоро начнутся недели, подготавливающие нас к Великому посту. Каждая неделя – воспоминание евангельских событий, призывающих нас к покаянию. Первая подготовительная неделя – о мытаре и фарисее. О чем это? Суть евангельских событий можно кратко выразить словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Мытарь кается: «Боже, милостив буди ми грешному». А фарисей? Он законник, все вроде выполняет, но его отличает внешнее благочестие, а внутреннего нет. Важно, чтобы мы не осуждали ближних, а смотрели за собой и каялись в своих грехах. Следующая неделя – о блудном сыне, тоже о покаянии. Здесь мы слышим покаянный вопль: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15: 18–19). Потом воспоминание о Страшном Суде: размышление о том, что за всю нашу земную жизнь, все наши помыслы, слова и дела надо будет давать ответ пред Богом. И пока не поздно, Господь ждет от нас покаяния и молитвы. Далее следует неделя воспоминания изгнания Адама из рая, где вспоминаются последствия непослушания первых людей Богу и их попытка вместо покаяния оправдаться пред Ним, за что они были изгнаны из рая. Нам преподается урок, из которого мы должны сделать выводы: не обвинять в своих грехах других, а обвинять себя и каяться, просить прощения у Бога и ближних.

http://pravoslavie.ru/158164.html

Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Приготовительные недели к святому Великому Посту Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Весна души христианской — Великий пост , ведущий к Святой Пасхе . Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи : начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста . Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица . Неделя мытаря и фарисея Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает. (из Богослужения Недели о мытаре и фарисее) Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-velikomu-...

Скачать epub pdf Беседа 1 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! По милости Божией мы снова у дверей Великого поста. Сегодня св. Церковь дает нам то песнопение, которое указывает нам, что для нас вновь наступает самое благоприятное время для покаяния: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»... В дни подготовительные к Св. Посту, святая Церковь ведет нас прежде всего от нас самих, ибо если мы подходим к Богу, если мы желаем идти к Нему и жить Им, то, прежде всего, это наше решение, наша воля. И первую неделю она посвящает образу мытаря и фарисея, дает прежде всего человеческое состояние для того, чтобы в следующей неделе показать Божье произволение и привести нас тем же путем покаяния к Отцу Небесному. «Два человека вошли в храм помолиться», – начинает притчу Господь, и в этой молитве Он раскрывает состояние того и другого. «Молитва – есть зеркало духовного устроения», – говорят Св. Отцы, – «Посмотри в это зеркало, посмотри как ты молишься – и ты можешь сказать безошибочно, каково твое духовное устроение». Не случайно Господь дает эти два образа на фоне молитвы, ибо в ней наиболее открываются наши хорошие и темные стороны, духовное умирание и духовное возрастание, не случайно и «Триодь Постная» начинается с многозначительной стихиры: «Не помолимся фарисейски, братие»... Фарисей – исполнитель закона – соблюдающий все церковные уставы – приходит и молится в благодарении: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю», и вот я прихожу и благодарю Тебя. А вот другой – мытарь. Он, повидимому, ничего не исполняет от закона, но, чувствуя свое ничтожество, только бьет себя в грудь и молится: «Боже, милостив буди мне грешному». Святая Церковь открывает нам образно духовно-душевный смысл того и другого состояния. В древних книгах и на старых народных картинках мы можем видеть изображение мытаря и фарисея: изображается фарисей, мчащийся на колеснице, и мытарь, идущий пешком – стремятся они оба в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf Неделя 33-я по Пятидесятнице, о мытаре и фарисее Прокимен и аллилуарий гласа К Тимофею послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Чáдо Тимофéй! Ты послéдовал мне в учéнии, житии, расположéнии, вéре, великодушии, любви, терпéнии, в гонéниях, страдáниях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонéния я перенёс, и от всех избáвил меня Госпóдь. Да и все, желáющие жить благочестиво во Христé Иисýсе, бýдут гонимы. Злые же люди и обмáнщики бýдут преуспевáть во зле, вводя в заблуждéние и заблуждаясь. А ты пребывáй в том, чему научен и что тебе ввéрено, знáя, кем ты научен. Притóм же ты из дéтства знáешь свящéнные писáния, котóрые могут умудрить тебя во спасéние вéрою во Христá Иисýса. ( 2Тим 3:10–15 ) Перевод архимандрита Ианнуария Чáдо Тимофéй! Ты послéдовал моемý учéнию, моемý óбразу жизни, моим стремлéниям, моéй вéре, великодушию, любви, стóйкости в гонéниях и страдáниях – таких, что постигли меня в Антиохии, Иконии, Листрах. Какие гонéния я перенёс! И от всех избáвил меня Госпóдь. Так и все, кто хóчет жить благочестиво во Христé Иисýсе, бýдут гонимы. А злые люди и обмáнщики, те бýдут благодéнствовать, преуспевáя во зле, вводя в заблуждéние других и заблуждáясь сáми. Ты же пребывáй в том, чему научился и в чём удостовéрился. Ты ведь знáешь, кем ты научен, к тому же тебе с дéтских лет знакóмы святые Писáния, котóрые мóгут тебя настáвить в мýдрости для спасéния вéрою во Христá Иисýса. Понедельник Сплошной седмицы Соборнаго послáния Петрóва чтение Возлюбленные, знáйте прéжде всего то, что никакóго прорóчества в Писáнии нельзя разрешить самому собóю. Ибо никогдá прорóчество нé было произносимо по вóле человéческой, но изрекáли егó святые Бóжии человéки, бýдучи движимы Дýхом Святым. Были и лжепрорóки в нарóде, как и у вас бýдут лжеучители, котóрые введут пáгубные éреси и, отвергáясь искупившего их Гóспода, навлекут сáми на себя скóрую погибель. И мнóгие последуют их разврáту, и через них путь истины бýдет в поношéнии. И из любостяжáния бýдут уловлять вас льстивыми словáми; суд им давнó готóв, и погибель их не дрéмлет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Конечно, очень странно для христианина (если, конечно, Алексей Навальный считает себя именно христианином, а не неким интегральным верующим в духе известной песни " Ляписа Трубецкого " , верующего и во Христа, и в Кришну, и в Будду с Гарудой) практически объявить о своём блаженстве. " Не предал " ?! Да самый малый, элементарный страх Божий не позволяет нам такое произносить публично, а лучше даже и не помышлять так. " Каюсь, грешен " – вот два главных слова на Исповеди. А не " я эту заповедь не предал " . Впрочем, Навальный не на Исповеди, но явно чувствует себя на амвоне, что куда выше судебной трибуны многих революционных горлопанов прошлого (кто из людей старше 40 не заучивал наизусть революционную проповедь про " ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками " ). И вот с навального " амвона " мы слышим поистине феноменальное: " Классно было бы быть прокурором в состязательной системе. Классно быть полицейским, конвойным и не бить людей " . Это проповедник к тому, что в нашей стране якобы невозможно быть честным прокурором или полицейским. И тут автора этих строк осенило: так ведь это же гражданин Навальный невольно изрекает другие слова Священного Писания, а именно притчу Христа о мытаре и фарисее (чья Неделя промыслительным образом в Русской Православной Церкви и многих других Церквах совершается в грядущий воскресный день). Напомню, мытарь – это сборщик налогов, человек, которого в евангельские времена нечистые на руку люди " недолюбливали " куда сильнее, чем нынешние навальнята росгвардейцев. Предлагаю прочесть эту притчу целиком, она небольшая: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится...

http://ruskline.ru/opp/2021/02/20/farise...

Но если пища не приближает к Богу и не удаляет от Него, то что же тогда приближает и что удаляет? Вот об этом сегодняшнее евангельское чтение, которое в приточной форме рассказывает, как Господь будет судить всех людей. Суд – это есть тоже символ, потому что очень трудно, да и невозможно то, что происходит на Небесах, рассказать на человеческом языке. Поэтому Господь прибегает всегда к иносказаниям, говорит притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о богатом и Лазаре, о Страшном суде, чтобы мы об этом подумали. На самом деле суда с адвокатами, присяжными, прокурором, приговором – этого ничего не будет. Суд человек устраивает себе сам, и сам себе объявляет меру наказания, и сам же это наказание будет нести. Человек все сам. Но чтобы объяснить падшему человеческому сознанию, как это будет, Господь прибегает к притче. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Это разделение уже и сейчас происходит. Господь сказал: «Не мир шел Я принести, но меч». Все народы разделены: одни ко Христу тяготеют, другие к Мухаммеду, третьи к Будде, четвертые к вину и так далее. У каждого свой бог. По какому же признаку Господь отделит овец от козлов «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую»? Дело в том что Царствие Божие – Царство любви, поэтому достичь его может только тот человек, который достиг любви в течение своей жизни. Каждый из нас имеет долю сентиментальности. Поэтому когда мы встречаемся с каким-то несчастьем, то начинаем жалеть, говорим: ах, как жалко! Но требуется, чтобы мы в это каким-то образом вмешались, то есть чтобы наша сочувствующая, сожалеющая любовь имела какое-то действие. Господь говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Потому что на словах все люди очень хорошие, а вот на деле-то нет. А Господь на слова не смотрит. Он сказал: «Не всякий, говорящий мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное». Пожалуйста, креститесь, кланяйтесь, поститесь, но не это Богу нужно. Господь не на это будет смотреть, а будет смотреть на то, есть ли в твоем сердце действующая любовь. А что такое любовь? Это всегда жертва. Оказать кому-то любовь – это значит в чем-то принести себя в жертву. Например, в очереди ты стоишь первый, а он подошел последний, и оказать ему любовь – это значит пропустить его вперед. И это бывает всегда за счет себя. Не обязательно речь идет о темнице, и не так уж часто встретишь на улице такого раздетого, чтобы он нуждался в твоем пальто. Нет, совсем не это имеется в виду, а то, чтобы преодолеть любовь к себе, свой собственный эгоизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

А фарисейство – направление тогдашней религиозной мысли. Фарисеи – люди, которые во всем старались исполнить закон Божий, старались изо всех сил жить праведно, благочестиво, выполняли все предписания закона: в какие дни поститься, когда нужно какие праздники отмечать, когда положено в храм ходить, что дома делать. Они были учителями народа, знали Священное Писание, многие даже заучивали большие куски наизусть. И весь народ их почитал, уважал, называл учителями, все с ними советовались по всяким поводам. И вот два таких человека – всеми уважаемый праведник фарисей и всеми презираемый грешник мытарь – входят в храм и молятся Богу, каждый про себя. Фарисей обращается к Богу и говорит: «Боже! благодарю Тебя». Потому что действительно, что мы можем Богу принести, какую жертву? Только поблагодарить Его. Но за что он Бога благодарит? За то, что он такой хороший в отличие от всех. И дальше он перечисляет, в чем его такая выдающаяся замечательность: «Что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Он благодарил Бога за то, что он хороший, потому что был образованным человеком в осмыслении Священного Писания и понимал, что то, что в нем есть доброго, это все от Бога. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» И дальше Господь говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». То есть Господь поставил этого фарисея ниже мытаря. Стало быть, то, что он постился, десятую часть всего имения на храм отдавал, не грабил, не прелюбодействовал, – это все было перечеркнуто тем, что он себя превозносил, перечеркнуто его гордостью. Вот насколько гордость, тщеславие и честолюбие опасные страсти. А мытарь, хотя был и грабителем, возможно, и прелюбодеем, и выпивал, и много еще у него было грехов, но он ушел оправданным более. И можно смело утверждать, что мытарь после этой молитвы встал на путь исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Нынешняя неделя в церковном порядке недель называется неделей мытаря и фарисея. Так названа она оттого, что в нынешний день читается из Евангелия притча Господня о мытаре и фарисее. В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви, или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и как мытарь; кто из них угодил Богу своею молитвою и кто нет; чем угодил один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться богоугодно, а не в осуждение. Молитва — великое дело: через молитву человек сообщается с Богом, получает от Него разные дары благодати; благодарит Его, как Благодетеля за непрестанные Его милости, или славит Его, как всесовершенного Творца. Фарисей и мытарь молились в церкви. " Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь " . Фарисей молился так: " Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю " . Мытарь молился совсем не так. Он говорил не много, но много скорбел о грехах своих; не поднимал перед другими голову, но, поникши лицом в землю, от сильной скорби ударял себя в грудь и говорил только: Боже милостив буди мне грешнику. Которого из них молитва была приятна Господу и которого — нет, всякий знает: мытарь пошел из церкви домой более оправданным, хотя был грешник, а фарисей — нет, хотя и делал дела правды законной (Лк 8, 10) . Чем же была угодна Богу молитва мытаря? Тем, что он был смирен и имел на молитве сердце сокрушенное; а давно уже сказано святым пророком и царем Давидом, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50,19) . А отчего молитва фарисея оказалась неугодной Богу? Ах! немного надо сообразительности, чтобы верно отвечать на это . Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни (Ис 5,21) , говорит Бог через пророка. Фарисей в слепом самомнении и гордости забыл, кто он и с кем говорит: грешник вообразил себя праведником; грешник забыл, что он говорит со Всевидящим и с Всеправедным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Представим себе, сколько добра сделал, и делает, и будет делать Сам Господь. Это бесконечное море, и по сравнению с ним все наши потуги добрых дел ничтожно малы. Поэтому вся эта праведность фарисейская настолько мала и ничтожна перед лицом Божиим. Богу нужны от человека не какие-то внешние проявления его добрых дел, не по делам человек оправдывается, а по своей сути. Господь смотрит на то, каков человек по своей природе. И по своей природе, по сути душа мытаря была смиренная и кающаяся. И мытарь больше веры проявил, больше истинного понимания, он оказался более духовным человеком, хотя формально был большим грешником. Вот такой получается парадокс. Значит ли это, что мы не должны делать никаких добрых дел? Нет, наоборот, каждое доброе дело нашу душу умягчает, подводит ее к Богу, упражняет наше сердце в христианских добродетелях. Поэтому мы через добрые дела можем стать ближе к Богу. Но если к ним примешивается тщеславие, делание напоказ, самовосхваление, стремление подчеркнуть свою заслугу, о ней рассказать, продемонстрировать ее, то это отвратительно. Это и у людей не ценится и неприятно выглядит, а тем более у Бога. Поэтому Господь сказал: если ты делаешь какое-то милосердное дело, делай его втайне, и Господь, видя твое «тайное, воздаст тебе явно». А апостол Павел говорит: смотрите, как бы все не говорили о вас хорошо. Упаси Бог, если мы ведем жизнь такую, что все вокруг нас только восхваляют. Это значит, мы упражняемся не в богоугодии, а в человекоугодии, стараемся у людей славу получить. Но если мы продолжаем тщеславиться, осуждать других, продолжаем оценивать людей и в этой оценке себя ставить выше их, то значит, молитва наша будет без плода, она будет просто бессмысленна. Поэтому Господь нас об этом и предупреждает. В духовной жизни очень много парадоксов. Фарисей думал, что он исполняет закон и, значит, все в порядке, значит, ему лоно Авраамово, Царство Небесное, обеспечено; мытарь же такой-сякой, грешник – значит, ему лона Авраамова не видать. Это он так по-человечески рассуждал, а Господь, наоборот, оправдал больше мытаря. Как же случилось, что фарисей заблудился? Видимо, хотя он и знал Священное Писание, но не обращал внимания на слова пророка Исаии: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». То, что у людей считается высоко, перед Богом есть мерзость, а то, что у людей в пренебрежении, у Бога высоко. Духовная жизнь противоположна мирскому обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Вот некоторые говорят: надо же, как умер хорошо – вздохнул и умер; как повезло, какая легкая смерть. Это с точки зрения мирской. А с точки зрения духовной хуже этой смерти быть ничего не может, потому что человек не подготовился к смерти, не пострадал, не успел даже о ней подумать. Я был знаком с одной замечательной женщиной, монахиней. Она все говорила: какая болезнь прекрасная – рак; во-первых, неизлечимая – заболел и уже точно знаешь, что рано или поздно она приведет к смерти; и в то же время умираешь не сразу, как от инфаркта, а дается время на покаяние. Только один недостаток: приходится очень страдать от боли. И ей Господь за ее духовное разумение послал именно эту болезнь, но она угасала абсолютно безболезненно. Полгода она болела и таяла, таяла, таяла. Она знала свой диагноз и поняла, что Господь принял ее молитву и дал ей время на покаяние, на последнее очищение и в то же время по ее такой робости, немужественности послал возможность перенести рак безболезненно. Вот так люди духовные рассуждают, потому что единственная цель христианской жизни – достижение общения с Богом в Царствии Небесном, в бессмертии. А для мирского человека важно, наоборот, здесь, в земной жизни устроиться как можно счастливей, безопасней и благополучней. И вот фарисей этого достиг и думал, что перед Богом он очень высок. На самом же деле, наоборот, мытарь был гораздо выше его – со своим страданием, со своей скорбью, с той ненавистью, которую ему приходилось терпеть от людей. Апостол Павел в послании к Тимофею, которое мы сегодня читали, пишет своему любимому ученику: «Ты последовал мне в учении, в житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении». И что за это получил? «В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь». То есть человек, отдавший себя в руки Бога, ставший служить Ему, за это испытывает только гонения, только постоянные скорби. И Павел Тимофея хвалит за то, что он последовал тем же путем. И дальше он говорит: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010