Следующий фрагмент разговора очень похож на беседу с самарянкой, которой Иисус сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». На что она ответила: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не приходить сюда и не черпать» ( Ин.4:13–15 ). Здесь же, услышав о хлебе, сходящем с небес и дающем жизнь миру, слушатели говорят: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб». Ответ Иисуса похож на то, что Он говорил самарянке: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Параллелизм двух диалогов очевиден: в обоих случаях собеседники думают о пище или питии, тогда как Иисус в ответ предлагает Самого Себя 8 . Однако, как мы увидим далее, два разных образа указывают на два отличных один от другого феномена духовной жизни. Напомнив свидетелям чуда умножения хлебов о том, чтобы они заботились не только о пище тленной, Иисус затем упрекает их в неверии: Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Всё, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:36–40 ). Глагольная пара «видеть» и «веровать» употреблена в этом тексте дважды. Возможно, приведенный отрывок тематически связан с чудом исцеления слепорожденного, о котором Евангелист расскажет в 9-й главе. Тема соотношения видения и веры будет играть основную роль в поучении, которое последует за этим чудом и завершится словами, обращенными к фарисеям: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ). Еще одну важнейшую тему затрагивает Иисус в рассматриваемом отрывке: о том, что воля Божия заключается в спасении всех без исключения людей, уверовавших в Иисуса. Эта мысль утверждается при помощи четырех определений: 1) к Иисусу придет всё, что дает Ему Отец; 2) Он не изгонит ни одного приходящего к Нему; 3) из того, что принадлежит Ему, ничего не должно погибнуть; 4) всякий верующий в Него будет иметь жизнь вечную. Дважды Иисус напоминает о том, о чем говорил иудеям ранее: что верующих в Него Он воскресит в последний день. 3. «Я есмь хлеб жизни»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2 . Затем в Писании сказано: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ). Подумаем над тем, почему Спаситель пришел «на падение и на восстание многих». Тот, кто объясняет это просто, скажет, что Он пришел «на падение» неверующих и «на восстание» верующих. Но внимательный толкователь заметит, что пасть может только тот, кто прежде стоял. Ответь же мне: кто есть тот, который прежде стоял и на чье падение пришел Спаситель, как не тот, кто восстал. Ибо ясно, что восстал тот, кто прежде был падшим. Таким образом, следует заметить, что, возможно, Спаситель пришел не «на падение» одних и «на восстание» других, а на падение и восстание одних и тех же. Он говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ). В нашем понимании одно дело – когда кто-то сперва видел, а потом утратил зрение, и другое – когда тот, кто был слеп, прозрел. Например, я хочу видеть очами, которыми прежде не видел и которые впоследствии открылись, ибо глаза Адама и Евы после их непослушания открылись. Об этих очах мы говорили выше. 3 . А теперь нам должно объяснить значение стиха, в котором говорится: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» ( Лк.2:34 ). Мне надлежит сначала пасть, а затем, после того, как я пал, восстать, а иначе Спаситель стал бы для меня причиной греховного падения. Но Он привел меня к падению именно для того, чтобы я восстал и получил от своего падения много пользы, гораздо больше, чем тогда, когда мне казалось, что я стою. Ибо тогда я жил грехом и стоял во грехе. И так как я стоял во грехе, первым, что принесло мне пользу, стало мое падение и то, что я умер ко греху. Потому и святые пророки, когда видят перед собой нечто более величественное, падают на лица свои; они падают, чтобы этим еще больше очиститься от грехов. Также и Спаситель сначала дает тебе пасть. Ты был язычником – так пусть язычник в тебе падет; тебя влекли блудницы – пусть блудник в тебе умрет первым. Ты был грешником – пусть грешник в тебе падет. Затем ты снова можешь восстать и сказать: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» ( 2Тим.2:11 ) и «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим.6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; а о Нем не знаем, откуда Он». Прозревший возразил: «вот, что и удивительно, что вы не знаете, откуда Он; однако же, Он отверз мне очи! А известно, что грешников Бог не слушает; напротив, кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Слыхано ли когда, чтобы отверз кто-нибудь очи, родившемуся слепым? Если бы Он не был от Бога, то не мог бы ничего сделать такого». На это сказали ему: «ты в грехах родился весь; и смеешь нас учить?!» И выгнали его вон. Услышал Иисус Христос, что выгнали его вон; нашел его, и говорит: – «ты веруешь в Сына Божия?» – Тот отвечал: «а кто Он, господин, чтобы мне веровать в Него?» Иисус Христос сказал ему: – «ты «видишь Его: это Тот, Кто говорит с тобою». – Он сказал: «верую, Господи!» И поклонился Иисусу Христу. 16. Иисус Христос обличает слепоту фарисеев, и объявляет Себя Дверью и Добрым Пастырем Ин. 9:39–10:31 По этому случаю Господь сказал: – «Я пришел в этот мир, чтобы произвести разделение: чтобы невидящие видели, и видящие стали слепы». – Услыхали это, бывшие тут, Фарисеи, и сказали Ему: «неужели и мы слепы?» Иисус Христос сказал им: – «если бы вы были (только) слепы, то не имели бы на себе греха; но вот, вы говорите: – мы видим; – и за то, грех на вас остается. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овечий, но перелазит инуде; тот вор и разбойник. А, входящий дверью, есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет; и овцы слушаются голоса его; и он овец своих кличет по имени, и выводит их. Иногда выведет своих овец, идет впереди их: и овцы за ним следуют, потому что знают голос его. А за чужим не пойдут, но побегут от него; потому что не знают голоса чужих». Притча означала, что, восхитившие власть в народе Божием, из видов честолюбия или корысти, а не с сознанием обязанности внушать ему истину и вести к блаженству, никогда не привлекут к себе сердец истинных чад Церкви Божией; несмотря на ненависть, на отлучение от синагоги, они пойдут вслед за истинным Пастырем, и будут слушаться Его голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но вообще говорится: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (5:22, 23). Так говорит Господь в речи после исцеления расслабленного. И еще раз подтверждается эта мысль с обычным Иоанновским повторением в той же речи Господа: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (27). «Я ничего не могу творить сам от Себя. Как слышу, так и сужу. И суд Мой праведен, ибо не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца» (30). Это же повторяется и в речи 8:15: «вы судите по плоти, Я не сужу никого, а если и сужу, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец пославший Меня, а в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» (Вт. 19:15). Я сам свидетельствую о Себе и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (8:16–18). Имманентность этого суда Сына также неоднократно подтверждается у Иоанна начиная с 3:18: «верующий в Него (в Сына) не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во Имя единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их злы» (3:19). И слово к слепорожденному: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (9:39). Также и в речи главы 12-ой: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судьбу себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день, ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (12:48–50). Имманентизм междуипостасный, откровение Отца в Сыне, открывается и в имманентизме богочеловеческом, откровении Сына в человеках, в соответствии мере и образу их восприятия. Это и есть суд Сына человеческого в человеках и над человеками. 27 Он не имеет характера эсхатологического или окончательного, скорее он есть промежуточное состояние, путь ко всеобщему спасению мира, которое здесь возвещается как общая и очевидно последняя цель пришествия Христова в мир, лежащий во зле ( I Uh. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Так часто и мы, видя людей ссорящихся между собою и осыпающих друг друга тяжкими злословиями, говорим, что должно произойти между ними столкновение и заключение их под стражу, — говорим не в виде увещания или совета им — может ли это быть? — но заключая по настоящему о будущем. Так точно и Павел не в виде совета говорит: « надлежит быть и разномыслиям », но предсказывая и пророчествуя об имеющем случиться. А что он не советует быть ересям, доказывают слова, которые сам он говорит: « но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема » (Гал. 1:8). Сам он отвергает обрезание, так как уже не благовременно было соблюдать его, и оно нарушало бы чистоту проповеди, и говорит: « если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа » (Гал. 5:2). Как же, скажешь, он присовокупил и причину, сказав: « дабы открылись между вами искусные ». Слово дабы в Писаниях часто означает не причину, а следствие дела. Например, Христос пришел и даровал прозрение слепому; этот поклонился Ему; а иудеи, по исцелении его, делали все, чтобы затмить это чудо, и гнали Христа. Тогда Он сказал: « на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы » (Ин. 9:39). Неужели Он пришел для того, чтобы они стали слепыми? Он пришел не для этого, но так случилось, и это следствие Он выразил в виде причины. Еще: закон дан был для того, чтобы воспрепятствовать совершению грехов, чтобы сделать более скромными тех, которые получили его. Но по нерадению их вышло противное, — грехи умножились; поэтому Павел и говорит: « закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление » (Рим. 5:20); между тем не для того он « пришел », но чтобы уменьшить прегрешения. А это случилось по развращению тех, которые приняли его. Так точно и здесь слово « дабы » означает не причину, а следствие. О том же, что была другая причина ересей, что не для того были ереси, « дабы открылись между вами искусные », и что они происходили по другим поводам, послушай Христа, который объясняет нам это: « Царство Небесное », говорит Он, « подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Наконец, самым высшим плодом соединения человека с Духом Св. служит уничтожение в человеческом теле принципа смертности и тленности, наклонности к уничтожению. «Дух, окружая человека изнутри к со вне, всегда пребывает с ним» 51 и делает плоть «зрелой и способной к нетлению» 52 . Однако, победа Духа над смертью в телах людей совершается с некоторой постепенностью. В настоящее время мы получаем как бы часть Духа для приготовления к нетлению, мало по малу приучаясь принимать и носить Бога... Этот залог, живя в нас, делает нас духовными (пневматиками) и смертное поглощает бессмертием. По воскресении же мы получим полную благодать, и она сделает нас подобными Богу 53 . «Не в начале созданы мы богами, но сперва людьми, а потом уже богами» 54 . Условиями для достижения общения с Духом Св. со стороны человека служат познание и удаление от похотей плоти. Невозможно жить без жизни, говорит св. Ириней, а жизнь есть результат общения с Богом, общение же с Богом состоит в познании Его. «Как видящие свет находятся в свете и причастны его сияния, так видящие Бога находятся в Боге и причастны Его сияния. Сияние же Его животворит их, поэтому видящие Бога причастны жизни» 55 . Однако, в учении о богопознании, как условие общения с Богом, у св. Иринея не содержится никаких мистических элементов. Это не есть созерцание, не есть постоянное устремление мысли к Богу, не развлекаемое ничем житейским, никаким интересом к чувственному миру. Под богопознанием, соединяющим человека с Богом, св. Ириней разумеет просто учение церкви, данное в Писании и крещальном исповедании и чуждое еретических заблуждений. Чистота жизни – другое условие наития Духа Св. Нечистота, обжорство 56 , необузданное служение похотям, уподобляющее человека «скотам и собакам» 57 удаляет Духа Св. Как храм Божий, человек должен быть чист, «чтобы Дух Св. услаждался им, как жених невестой» 58 . Нужно заметить, что в этих словах св. Иринея не содержится аскетических тенденций. Точкой отправления для него в данном случае служат слова ап. Павла в посл. к Римл. 8:10–14 . Под плотью он понимает не чувственность, как таковую, и не чувство в противоположность разуму, а отчасти злоупотребление телом, отчасти же все вообще греховное в человеческой природе. Принципиальное осуждение чувственности и чувств св. Иринею совершенно чуждо, равно как и учение о бесстрастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

На самой вершине катафатики, на границе с таинственным (апофатическим) богословием, стоит величайшая тайна бытия Святой Троицы. В духовном опыте эта тайна, по учению святого Максима Исповедника , переживается подвижниками как озарение трисиянным Светом, как «незабвенное ведение», приближающее достойных к непосредственному богопознанию 176 . В «Гимнах» преподобный Симеон Новый Богослов описывает бывшее ему откровение Святой Троицы: «В самой ночи и в самой тьме я вижу Христа, ужасно открывающего мне Небеса и Самого Себя, склоняющегося и видимого мной вместе с Отцом и Духом, Трисвятым Светом, будучи Одним в Троих и в Одном Трое. Они, несомненно, – Свет и Свет Один Трое, Который свыше солнца освещает мою душу и облистает мой ум, находящийся в потемнении... и поэтому чудо меня тем более поражает, когда (Христос) как-то открывает око ума... Ибо Он – Свет, во свете является видящим, и видящие опять-таки видят Его во свете. Потому что во свете Духа видят видящие, и видящие в Нем видят Сына, а кто удостоился видеть Сына, видит Отца, а видящий Отца видит Его во всяком случае с Сыном. Это и теперь, как я сказал, совершается во мне» 177 . Никакого противоречия между апофатическим и катафатическим богословием не существует. Это два взаимосвязанных пути. Катафатический путь является опорой для апофатического восхождения. Под различными покровами и образами Бог являет Свое присутствие в мире: в жизни вселенной, в словах Писания, в богословии и литургической жизни Церкви и т.д., Здесь можно найти изобилие живых идей и образов, способных направить наш ум, преобразовать его для созерцания вещей Божественных, превосходящих всякое разумение 178 . Каждая достигнутая ступень в богопознании не является окончательной, но открывает ряд новых ступеней. В комментарии на Песнь Песней святой Григорий Нисский изображает этот полет души к Богу, как стремление невесты к своему возлюбленному. Каждый новый опыт боговидения оказывается недостаточным и только возбуждает еще большую жажду познания. Предмет стремления души всякий раз ускользает от «объятия помыслов»... Этот продолжительный процесс завершается экстазом таинственного богопознания 179 . IX. БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА И ИХ ИМЕНОВАНИЯ

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Троица есть скрытое в нас сокровище, соблюдающее нас в жизни по Богу и помогающее в трудностях: «Это есть сокровище, — говорит пр. Симеон в Огласительных Словах, — Святая Троица, содержимое нами посредством … точного хранения всех заповедей, содержащее же нас своим человеколюбием и силою и благодатью со всех сторон неповрежденными и непреклонными и непоколебимыми и сохраняющее нас, которых, как немощных и способных легко поскользнуться, немного недостаточных или ошибшихся, само сокровище немедленно сжимает и с собою соединяет, и прилепляет к себе, и восполняет наши недостатки, и утверждает нас, и делает более стойкими»   . Пр. Симеон говорит здесь о духовных предпосылках, исполнении заповедей, необходимых для обладания сокровищем Пресвятой Троицы. В другом месте он вновь возвращается к сознательному характеру этого обладания: «Вселение Триипостасного Божества в совершенных бывает познавательно и ясно ощутительно»   . В Гимнах пр. Симеон говорит о видениях Троицы, которые были ему, признавая в то же время, что рассказать это невозможно. Иногда он видит три Лица, но лишь Христос открывает ему понимание этого бывшего в темноте видения. «В самой ночи и в самой тьме я вижу Христа, ужасно открывающего мне небеса и Самого склоняющегося и видимого мною вместе с Отцом и Духом, трисвятым светом, будучи одним в троих и в одном трое. Они несомненно свет и свет один трое, который свыше солнца освещает мою душу и облистает мой ум, находящийся в потемнении … и поэтому чудо меня тем более поражает, когда (Христос) как–то открывает око ума… Ибо Он, свет, во свете является видящим, и видящие опять–таки видят Его во свете. Потому что во свете Духа видят видящие, и видящие в Нем видят Сына, а тот, кто удостоился видеть Сына, видит Отца, а видящий Отца видит во всяком случае с Сыном. Это и теперь, как я сказал, совершается во мне»   . Знать Пресвятую Троицу и поклоняться Ей — это великое благо, за которое пр. Симеон благодарит Бога: «Благодарю Тебя за то, что Ты даровал мне жить, и знать Тебя, и поклоняться, Боже мой, ибо это жизнь, ведать Тебя единого Бога, Создателя и Творца всех, нерожденного, несозданного, безначального, единого, и Твоего Сына, Тобою рожденного, и исшедшего Всесвятого Духа, Всепетую Троическую Единицу (Τριαδικν Μονδα), благочестно поклоняться Которой и почитать выше всякой другой славы, назовешь ли ты земную или небесную»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Глава 39 1–7. Изготовление ефода. 8–21. Изготовление наперсника судного. 22–26. Изготовление верхней ризы. 27–28. Хитонов и кидара. 29. Изготовление пояса. 30–31. Изготовление золотой дощечки. 32–43. Одобрение и благословение Моисеем работ. Исх.39:1 .  Из голубой же, пурпуровой и червленой шерсти сделали они служебные одежды, для служения во святилище; также сделали священные одежды Аарону, как повелел Господь Моисею. Исх.39:2 .  И сделал ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона; Исх.39:3 .  и разбили они золото в листы и вытянули нити, чтобы воткать их между голубыми, пурпуровыми, червлеными и виссонными нитями, искусною работою. Исх.39:4 .  И сделали у него нарамники связывающие; на обоих концах своих он был связан. Исх.39:5 .  И пояс ефода, который поверх его, одинаковой с ним работы, сделан был из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона, как повелел Господь Моисею. Исх.39:6 .  И обделали камни ониксовые, вставив их в золотые гнезда и вырезав на них имена сынов Израилевых, как вырезывают на печати; Исх.39:7 .  и положил он их на нарамники ефода, в память сынов Израилевых, как повелел Господь Моисею. Изготовление ефода. См. толк. 5–12 ст. 28 гл. Исх.39:8 .  И сделал наперсник искусною работою, такою же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона; Исх.39:9 .  он был четыреугольный; двойной сделали они наперсник в пядень длиною и в пядень шириною, двойной он был; Исх.39:10 .  и вставили в него в четыре ряда камни. Рядом: рубин, топаз, изумруд, – это первый ряд; Исх.39:11 .  во втором ряду: карбункул, сапфир и алмаз; Исх.39:12 .  в третьем ряду: яхонт, агат и аметист; Исх.39:13 .  в четвертом ряду: хризолит, оникс и яспис; и вставлены они в золотых гнездах. Исх.39:14 .  Камней было по числу имен сынов Израилевых: двенадцать было их, по числу имен их, и на каждом из них вырезано было, как на печати, по одному имени, для двенадцати колен. Исх.39:15 .  К наперснику сделали толстые цепочки витою работою из чистого золота;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010