В связи с этим вспоминается и место княжения равноапостольного – Киев, именуемый матерью городов русских : на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева . Многозначное церковнославянское слово стол обозначает также и столицу . Киев стал центром распространения Православия на Руси. Святой Владимир по прибытии из Корсуни, где он принял Святое Крещение, очистил первопрестольный град от языческих божков и «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры» . Одним из наиболее знаменитых стал Десятинный храм в честь Успения Богородицы. Поиски веры Поиск веры князем Владимиром чаще всего описывается с внешней стороны. Это приезды различных миссионеров на Русь, личные изыскания самого Владимира. При этом редко раскрывается внутренний уклад князя, побудивший его принять именно Православие. Когда святой искал веру, он испытывал различные религии, конфессии. Здесь важно остановиться на церковнославянском значении глагола испытати – «допытываться, разыскивать, исследовать» . Владимир исследовал, допытывался, то есть стремился скорее рационально подойти к выбору веры. Но слепота, одолевшая его в Корсуни, указала на духовную слепоту – греховность. Ведь Сам Христос говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39). Владимир призывается к искреннему принятию православной веры – не рациональному, а духовному. Только пройдя через слепоту, он обретает бесценный бисер – Христа. Владимир – второй Павел Обретение Христа не произошло исключительно по желанию князя Владимира. Скорее, Сам Господь Иисус Христос избирает Владимира на особое равноапостольное служение. Сам Господь Иисус Христос избирает Владимира на особое равноапостольное служение На это указывает фраза тропаря: Обрел еси безценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную . Избрание святого апостола Павла, тогда еще Савла, на служение связано с его путешествием в Дамаск, внезапным озарением светом и обращением к нему: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4). После этого Савл становится незрячим. Анания в Дамаске возлагает руки на Савла, и «как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9, 18).

http://pravoslavie.ru/140763.html

Но, судя по тому, что написано в Евангелии об этом человеке, на котором явилось чудо Божие, он был сильным и мужественным, он нес свою обездоленность и горе без ропота, ибо Сам Спаситель свидетельствует о нем, что не следствием греха является его слепота: “…ни сей согрешил, ни родители его ,— а дальше замечательные слова — но да явятся дела Божии на нем” (Ин.9:3). И сила Божия в простых, ничем не предвещающих чуда действиях, совершает чудо. “Идеже хочет Бог, побеждается естества чин.” Иисус Христос сделал то, что ни один земнородный сделать не мог,— слепорожденный прозрел, заключенные от рождения очи отверзлись. Но для страдальца совершилось исцеление не только телесное: прозрели его очи, а духовное зрение увидело тотчас в Иисусе Христе Сына Божия. Весть о совершенном во мгновение ока облетела город, всколыхнув умы. Кто Он, сотворивший неслыханное? И народ разделился. Для одних, увидевших в Целителе человека Божия, ибо грешник не может сотворить ничего подобного, “яко грешники Бог не послушает,” наступило духовное прозрение, и, освободившись от духовной слепоты, они слышат зов Божий. Другие же, кто не пожелал видеть чуда, усмотрели в Господе лишь нарушителя субботы. Лицемерная показная набожность и гордость восстали против очевидного, и зрячие ослепли; духовная слепота исказила для них мир, сделала невозможным видеть свет истины. Грех гордости и самодовольства, грех лукавого неверия восстал на простоту веры, ясно зрящей истину. Фарисеи изгоняют прозревшего. Книжная ученость изгоняет истину веры. А Господь произносит слова: “…на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” (Ин.9:39). С тех пор суд Божий совершается постоянно — и в наши дни, и над нами. Мы иногда прозреваем духовно, но как часто, ослепленные грехом, теряем луч света — света Христова — и бредем по жизни во тьме, мня себя зрячими. Главное бедствие нашего времени как раз и заключается в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, который может ясно видеть свет истины, становится теперь крайне редким явлением. Плотской разум, погрязший в вещах жития сего, любящий только земная, всегда ведет противоборство с учением и откровением Божественным.

http://pravmir.ru/propoved-v-nedelyu-o-s...

Когда он говорит о них, то послушай, с какой силой и предохраняет, и обличает; предохраняет, когда говорит: «если бы даже... Ангел... стал благовествовать вам не то, что... вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ); обличает, когда говорит: «вы, оправдывающие себя законом,... отпали от благодати» ( Гал.5:4 ); а смутьянов называет то псами: «берегитесь, – говорит, – псов " ( Фил.3:2 ), то сожженными в совести и служителями диавола ( 1Тим.4:2 ). Но здесь не говорит ничего подобного, а выражается кротко и снисходительно. Что означают слова: «дабы открылись между вами искусные»? Чтобы более просияли. Он хочет сказать, что людям непреклонным и твердым это не только не вредит, но еще делает их более заметными и славными. Частица дабы 45 не всегда означает цель, но часто следствие дела. Так употребляет ее Христос, когда говорит: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ); так и сам Павел, когда говорит о законе: «закон же пришел после, чтобы 46 умножилось преступление» ( Рим.5:20 ). Закон дан был не для того, чтобы умножились преступления иудеев; но так было. И Христос пришел не для того, чтобы видящие сделались слепыми, а с противоположной целью: но так было. Подобным образом и здесь нужно понимать слова: «дабы открылись... искусные» бывают: разномыслия были не для того, чтобы открылись искусные, но когда явились разномыслия, тогда это случилось. (Апостол) сказал это для утешения бедных, твердо переносящих такое пренебрежение. Потому не сказал: дабы стали искусны, но: «дабы открылись... искусные», выражая, что они и прежде были такими, но смешивались с другими и, получая утешение от богатых, не очень были заметны, а теперь смятение и несогласие сделали их известными, подобно как буря делает известным кормчего. Также не сказал: дабы вы искусными явились, но: «дабы открылись между вами искусные»; как в обличении не указал ни на кого прямо, чтобы не сделать их более бесстыдными, так и в похвале, чтобы не сделать их более беспечными; но выражается неопределенно, предоставляя совести каждого прилагать к себе сказанное. Мне кажется, что здесь он утешает не только бедных, но и тех, которые не нарушали того обычая; вероятно, между ними были и соблюдавшие его. Потому он и сказал: «отчасти верю». Справедливо он называет искусными тех, которые не только вместе с другими соблюдали обычай, но и без них не преступали этого прекрасного установления. Такими похвалами он старается возбудить в тех и других большее усердие. Затем он показывает и самый род преступления. В чем же оно состояло?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Чудеса Христа Спасителя, выражая Его человеколюбие, относились ближайшим образом к телесным нуждам людским. Правда, Христос приходил с неба на землю не за тем, собственно, чтобы освобождать человека от внешних зол и нужд, а за тем, чтобы, как Он Сам учил, спасти человека от греха, от власти диавола и от вечного осуждения. Но нет сомнений, что этой цели Пришествия Христова были подчинены чудеса Христовы, состоявшие в оказании людям телесной помощи. Так, чудесно исцеляя телесные недуги, которые появились в мире вследствие греха, Христос давал понять, что Он – врач и духовных недугов, что имеет власть освобождать от грехов, как Сам Он ясно засвидетельствовал, когда перед тем как исцелить одного расслабленного сказал ему: дерзай, чадо, прощаются грехи твои, и вслед за тем, чтоб все видели, что Он имеет власть прощать грехи, изрек вслух: встань, возьми одр твой и иди в дом твой ( Мф.9:2–6 ). Исцеляя бесноватых, Господь Иисус засвидетельствовал, что пришел за тем, чтобы разрушить дела диавола, разорить его царство. Воскрешением мертвецов удостоверил, что Он есть воскрешение и жизнь, победитель смерти, пришедшей в мир с грехом, так что верующий в Него умирает уже не с безотрадным чувством расставания с жизнью, но с надеждой блаженного бессмертия по самому телу, имеющему воскреснуть. Помогая людям в их физических нуждах и несчастьях, Господь Иисус наводил их на мысль о нуждах духовных и располагал их к исканию Его всесильной помощи в этих нуждах. Так, чудесно насытив пять тысяч народа, Он говорил: Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий. Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать никогда ( Ин.6:27–35 ). Он был недоволен тем, что народ искал Его после этого чуда, и со скорбью говорил ему: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились ( Ин.6:26 ). Таким образом, чудо насыщения пятью хлебами не лишено было символического значения – оно возводило мысли народа от чувственных потребностей к духовным, удовлетворение которых было главной целью Пришествия Христа на землю. Это же символическое значение, должно думать, имели и другие чудеса. Так, исцелив слепорожденного, Он Сам изъяснил значение этого чуда: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие (то есть смиренно сознающие в себе недостаток духовного просвещения истиной) видели (духовно просветились), а видящие (гордившиеся своим ведением) стали слепы ( Ин.9:39 ), то есть не узрели Божественной истины: она легко открывается младенцам, доступна младенческой вере, и скрывается от мудрых и разумных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Этот всем известный эпизод показывает нам движение человека в сторону, противоположную той, куда сейчас движется наше общество (если у нас вообще есть общество). Двое слепых, сознавая свое бедственное положение и услышав об Иисусе, начинают кричать и вопить, всеми силами души желая прозрения. Они получают просимое – и идут за Иисусом, т. е., можно думать, становятся Его последователями и учениками. То же случилось и с другим слепцом, из исцеления которого иудейские власти устроили целый судебный процесс (Ин 9:1–38). После того как бывший слепец признал Иисуса Мессией, Спаситель произносит такие слова: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин 9:39). Вполне возможно, что сейчас мы как раз находимся на скамье подсудимых. Однако утратим ли мы зрение из-за человеконенавистничества и гордыни или же, сознав свою немощь, с Божьей помощью прозреем – зависит от нас самих. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 апреля, 2022 27 марта, 2022 23 марта, 2024 31 июля, 2023 17 июня, 2023 8 апреля, 2023 15 мая, 2022 30 апреля, 2022 20 апреля, 2022 6 апреля, 2022 27 марта, 2022 23 марта, 2024 31 июля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/ob-izbrannyih-prostets...

Многим этот ответ кажется остроумным. Иногда люди говорят: если Бог хочет, чтобы в Него веровали, почему Он не творит чудеса почаще? Почему бы Ему не удостоверить неверов в Своем бытии какими-нибудь неотразимыми знамениями? И Евангелие — в частности, в этом повествовании об исцелении слепорожденного — показывает почему. Бог предоставляет фарисеям достаточно данных. Происходит явное чудо . Более того, происходит явное знамение, указывающее на наступление мессианской эры, на то, что Предреченный пророками Спаситель уже пришел, что Он среди Своего народа. Фарисеи, как специалисты в Писании, не могли не знать многочисленных пророчеств: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых . И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля» (Ис.29: 18–19), «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:5). Согласно Писанию, Тот, Кто открывает очи слепым — Бог: «Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных» (Пс. 145:8). Но мы видим реакцию фарисеев: они не верят свидетельству исцеленного, требуют свидетельства его родителей, наседают на исцеленного с вопросами и опять не верят его ответам. Практически перед их глазами совершилось чудо, предсказанное в хорошо известных им пророчествах — и они говорят «нет». Есть ли в этом что-то психологически невероятное? Напротив, это обычное дело: люди склонны верить самым диким небылицам, если они хорошо вписываются в их картину мира, и не верить своим глазам, если то, что они видят, их не устраивает. Это добровольная, намеренная слепота. И поэтому чудо неизбежно означает суд: оно вынуждает человека определиться, принять решение. После встречи с чудом Божиим никто не может жить так, как раньше; человек или становится верующим — как исцеленный — или окончательно закрывается в ожесточенном неверии. Как говорит Господь, «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

http://pravoslavie.ru/70992.html

Несколько слов здесь уместно сказать о деструктивной роли так называемой брюссельской научной школы, возглавляемой И.Пригожиным. Ее основополагающий тезис носит откровенно богоборческий характер: “хаос является причиной упорядочивания, он несет в себе свойства организующего начала”. Или, другими словами, “хаос творит порядок” сам без всякой посторонней помощи. Этот мировоззренческий постулат основан на неверной интерпретации некоторых физических экспериментов, ложность которой недавно была убедительно показана теоретической группой под руководством д.ф.-м.н. С.И.Яковленко Действительно, “на суд пришел (Господь) в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” (Иоанн, 9 : 39). Но оставим последних “погребать своих мертвецов” (Матф., 8 : 22). Чудесное “рождение” Вселенной и ее удивительная природа Представление о материи как о незыблемой тверди подверглось в 20 веке решительному пересмотру. Атомы, из которых состоят все тела, расположены на огромных, по сравнению с их собственными размерами, расстояниях. В свою очередь и они сами состоят практически из пустого пространства. Атомное ядро занимает всего лишь одну триллионную часть всего атомного объема. Остальное пространство атома занято электронным облаком, про носителей которого можно сказать, что они занимают какой-то объем чисто условно. Таким образом, материя представляет собой скорее крохотные островки субстанции в океане пустоты, нежели твердое вещество, воспринимаемое нашими органами чувств. Да и природа этих островков - элементарных частиц выходит за рамки обыденного здравого смысла. По современным представлениям их следует рассматривать в качестве эфемерных сгустков энергии, которые удивительным образом одновременно сочетают в себе корпускулярные и волновые свойства. С точки зрения современной физики статусом реальности обладает лишь некоторая совокупность частиц, рассматриваемая как энергетическая среда, ни одна часть из которой не обладает полной независимостью от всего остального. Таким образом, Вселенную нельзя себе представить, состоящей из некоторых первичных “кирпичиков”, которые могут существовать отдельно и независимо друг от друга. Мир задуман и создан как единый гигантский пестрый ковер, каждая из “ворсинок” которого не существует отдельно от всего целого, но имеет смысл лишь будучи вплетенной в его ткань, в рамках всеобъемлющего бытия.

http://zavet.ru/a/rss_979565042.html

Несколько слов здесь уместно сказать о деструктивной роли так называемой брюссельской научной школы, возглавляемой И.Пригожиным. Ее основополагающий тезис носит откровенно богоборческий характер: " хаос является причиной упорядочивания, он несет в себе свойства организующего начала " . Или, другими словами, " хаос творит порядок " сам без всякой посторонней помощи. Этот мировоззренческий постулат основан на неверной интерпретации некоторых физических экспериментов, ложность которой недавно была убедительно показана теоретической группой под руководством доктора физико-математических наук Действительно, " на суд пришел (Господь) в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы " (Иоанн, 9 : 39). Но оставим последних " погребать своих мертвецов " (Матф., 8 : 22). ЧУДЕСНОЕ " РОЖДЕНИЕ " ВСЕЛЕННОЙ И ЕЕ УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Представление о материи как о незыблемой тверди подверглось в 20 веке решительному пересмотру. Атомы, из которых состоят все тела, расположены на огромных, по сравнению с их собственными размерами, расстояниях. В свою очередь, и они сами состоят практически из пустого пространства. Атомное ядро занимает всего лишь одну триллионную часть всего атомного объема. Остальное пространство атома занято электронным облаком, про носителей которого можно сказать, что они занимают какой-то объем чисто условно. Таким образом, материя представляет собой скорее крохотные островки субстанции в океане пустоты, нежели твердое вещество, воспринимаемое нашими органами чувств. Да и природа этих островков - элементарных частиц выходит за рамки обыденного здравого смысла. По современным представлениям их следует рассматривать в качестве эфемерных сгустков энергии, которые удивительным образом одновременно сочетают в себе корпускулярные и волновые свойства. С точки зрения современной физики статусом реальности обладает лишь некоторая совокупность частиц, рассматриваемая как энергетическая среда, ни одна часть из которой не обладает полной независимостью от всего остального. Таким образом, Вселенную нельзя себе представить состоящей из некоторых первичных " кирпичиков " , которые могут существовать отдельно и независимо друг от друга. Мир задуман и создан как единый гигантский пестрый ковер, каждая из " ворсинок " которого не существует отдельно от всего целого, но имеет смысл лишь будучи вплетенной в его ткань, в рамках всеобъемлющего бытия.

http://foma.ru/razmyishleniya-fizika-o-t...

Св. Антоний Великий говорит, что люди обыкновенно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили наречия и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и вредного убегают, а о добром и душеполезном радеют; эти одни должны, по истине, именоваться людьми. Истинно умный человек имеет одну заботу: во всем повиноваться и угождать Богу, благодаря за горя и скорби, веруя, что они бывают нам на пользу. Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит немного и только нужное, и Богу угодное. Ум, находящийся в чистой и боголюбивой душе, истинно зрит Бога – нерожденного, невидимого, неизглаголанного – Единого Чистого для чистых сердцем. (Доброт. 1:62–64). Господь сказал: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут ( Ин.9:39 ). Этих слов Христа не могли равнодушно выслушать гордые мудрецы, фарисеи и праведники мира. Гордость есть по преимуществу грех ума, также как смирение есть по преимуществу добродетель ума. По этому, добродетель эта весьма часто именуется в священном писании смиренномудрием. Что такое смиренномудрие? Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве (Еп. Иг. Брян. том 4); следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе. Гордый человек смотрит на себя, как на самобытное существо, а не как на создание Божие; земная жизнь представляется ему бесконечной, смерть и вечность – несуществующими. Промысла Божия нет для него. Он признает правителем мира разум человеческий. «Быть глупым по природе не составляет вины, говорит св. Златоуст, а сделаться глуп от злоупотребления ума не позволительно и влечет за собою большое наказание. Таковы те, которые по причине своей мудрости много о себе мечтают и впадают в крайнее высокоумие. Если начало премудрости есть страх Господень, то начало глупости есть неведение Господа. Люди, увлекаемые гордостью и высокоумием, делают себе из своего ума – идола. Ничего нет опаснее такого состояния, ибо оно трудно врачуется и почти неизлечимо. Гордость ума гораздо бедственнее, чем гордость воли и вот почему: гордость воли поддается наблюдению ума, который может настоять на подчинение себе воли, но когда ум горд и утверждает, что его мысли и суждения неоспоримы, лучше других, то кто и что может заставить ум подчинится? Поэтому св. апостол и писал: «если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» ( 1Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Такое природное различение функций без всякой дискриминации существует и в Церкви. В Церкви есть духовные отцы и есть духовные матери: духовной матерью может быть, например, женщина, которая стала игуменией монастыря. Она так же как священник носит крест, благословляет крестом, она является духовной наставницей, но это не служение духовного отцовства, это служение духовного материнства. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Что означают слова Иисуса Христа «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39)? Митрополит Иларион: Вполне понятны слова о том, что невидящие должны увидеть в результате проповеди Иисуса Христа. Но почему видящие должны стать слепы? Здесь речь идет о том, что проповедь Иисуса Христа вызывала двоякую реакцию. Если мы прочитаем каждое из четырех Евангелий, то увидим, что, с одной стороны, за Христом всегда ходили толпы людей, к Нему обращались с вопросами, за исцелением, у Него были ученики, а, с другой стороны, постоянно нарастал конфликт с теми, кто с самого начала стал на путь сопротивления Его проповеди. Точно так же как и сейчас слово, которое произносит Церковь, не всегда вызывает однозначно положительную реакцию: кто-то это слово воспринимает, а кто-то заведомо отрицательно относится к Церкви и ко всему, что от нее исходит. В этих условиях развивалась проповедь Иисуса Христа, в этих же условиях звучит проповедь Церкви в наши дни. Вопрос: Не чужды ли были Иисусу человеческие проявления чувств и эмоций вроде слез и смеха? Митрополит Иларион: В Евангелии нет упоминаний о смехе Христа. Но евангелист Лука свидетельствует о том, что в жизни Иисуса были моменты, когда Он радовался. Например, Спаситель послал на проповедь двенадцать учеников, а когда те вернулись после миссионерского путешествия, рассказывая, какие чудеса они совершали, Иисус «возрадовался духом и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли» (Лк. 10:21).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5443696...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010