18:3, 2). Да и Моисей говорит: « отцы не должны быть наказываемы смертью за детей » (Втор. 24:16). И об одном царе повествуется, что он потому не сделал этого (не убил детей убийц), что соблюдал закон Моисеев (4 Цар. 14:6). Если же кто скажет: как же написано: « наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода] » (Исх. 20:5)? — то мы ответим на это, что это не всеобщее определение, а сказано применительно к исшедшим из Египта. Слова эти значат вот что: так как исшедшие из Египта, несмотря на знамения и чудеса, сделались хуже своих предков, которые ничего этого не видели, то их постигнет тоже самое, что постигло их предков, потому что они дерзнули на такие же преступления. А что это именно о них сказано, в том вполне уверится всякий, кто вникнет в это место. Итак, почему (слепорожденный) родился слепым? Да явится, говорит, слава Божия. Вот опять новое недоумение: как будто, без его наказания, нельзя было явиться славе Божией! Но совсем не то и сказано, чтобы нельзя было; конечно, было можно; но да явится (слава Божия) и на нем. Итак, скажешь, он обижен был ради славы Божией? Чем же обижен, скажи мне? Что, если бы Господу было угодно, чтобы он и совсем не родился? Я, с своей стороны, утверждаю, что он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении. А ему какой вред от слепоты? Чрез нее он прозрел. Таким–то образом, как зло настоящей жизни не есть зло, так и добро не есть добро. Только грех есть зло, а слепота не зло. И Кто привел (слепца) из небытия в бытие, Тот имел власть и оставить его в таком положении. А некоторые говорят, что эта частица (να — да, чтобы) и указывает здесь не на причину, а на последствие, — точно также, как и в другом месте, где говорится: « на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы » (Ин. 9:39). Не для того, конечно, пришел Христос, чтобы видящие слепы были.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

474. 2 Пет. 1. 4. 475. Ин. 15. 26; 16. 13. 476. Ин. 15. 26. 477. Ин. 14. 26. 478. Гал. 4. 6. 479.  Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16. 13). 480.  Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин. 16. 14, 15). 481. Еф. 2. 22. 482. Еф. 3. 16, 17. 483. Ин. 14. 6. 484. Рим. 8. 16. 485.  А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4. 6). 486.  …никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14. 6). 487.  Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1 Ин. 2. 23). 488.  …а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3. 36). 489.  …никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12. 3). 490.  Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его (Рим. 8. 9). 491. Добротолюбие. Ч. 1. О Законе Духовном, гл. 2. 492.  …помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8. 21). 493.  …будучи злы, умеете даяния благая давать детям вашим (Лк. 11. 13). 494. Мф. 10. 39. 495.  …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8. 31, 32). 496.  Кто от Бога, тот слушает слова Божии (Ин. 8. 47). 497.  Удали от меня пути лжи (Пс. 118. 29). 498.  Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем (Пс. 118. 32–34). 499.  Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои (Пс. 118. 63). По объяснению преподобного Пимена Великого, помещенному в Алфавитном патерике. 500. Рим. 8. 26. 501.  …вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду (Пс. 118. 131). 502.  …на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9. 39). 503.  …неужели и мы слепы? …если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9. 40, 41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

К воплощению и ко всей Богочеловеческой жизни в этом мире Бог Слово был побужден бесконечной любовью к падшему человеческому роду. Воплотившись, Господь поясняет причину, по которой Он это сделал. Ибо тому, что Он стал человеком, «предшествует нужда людей», без которой Он не облекся бы во плоть. Объясняя же, какова была нужда, по причине которой Он стал человеком, Он говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» ( Ин.6:38–39 ). И еще: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» ( Ин.12:46 ). И еще добавляет: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» ( Ин.18:37 ). А Иоанн пишет: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). «Итак, Спаситель пришел, чтобы свидетельствовать, чтобы принять за нас смерть, чтобы воскресить людей и чтобы разрушить «дела диавола». В этом – причина Его пришествия во плоти. Иначе не было бы и Воскресения, если бы не было смерти. А как быть смерти, если бы Он не имел смертного тела? Научившись этому от Господа, Апостол и сказал: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр.2:14–15 ). «Ибо, как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:21 ). И еще: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» ( Рим.8:3–4 ). А Иоанн говорит: «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ). Спаситель к тому же засвидетельствовал о Себе: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Не сказал вдруг: веруй, но предложил вопрос. Что же слепой? « А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него »? Глас души любящей и усиленно ищущей! Не знает Того, кого столько защищал, — чтобы ты познал отсюда его любовь к истине. Он еще не видел Его. « Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою » (9:37). Не сказал: это — Я, но скромно и смиренно: « и видел ты Его ». А как это еще было не ясно, то и прибавил яснее: « Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему » тотчас. Не сказал: Я — тот, кто исцелил тебя, кто сказал тебе: иди, умойся в Силоаме; но, умолчавши обо всем этом, говорит: « веруешь ли в Сына Божия »? Тем не менее слепой, в знак великого расположения, тотчас поклонился, что сделали немногие из исцеленных, как то: прокаженные и некоторые другие. Этим он исповедал Его божественную силу: чтобы не подумали, что сказанное им только слова, он присоединил и дело. После того, как он поклонился, Христос сказал: « на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы » (9:39). Тоже говорит и Павел: « Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности » (Рим. 9:31). Сказавши: « на суд пришел Я в мир сей », и слепого еще более утвердил в вере, и возбудил внимание в следовавших за Ним; а за Ним шли фарисеи. Выражение же: « на суд » значит: для большего наказания. Этим (Христос) показывает, что осудившие Его сами осуждены и что обвинившие Его, как грешника, сами обвинены. Здесь говорит Он о двух родах прозрения и слепоты: чувственном и духовном. На это Ему отвечают некоторые из следовавших за Ним: « неужели и мы слепы » (9:40)? Как в другом месте говорили: « мы не были рабами никому никогда » (Ин. 8:33), и: « мы не от любодеяния рождены » (8:41), так и здесь смотрят только на чувственное и стыдятся этой слепоты. Поэтому, показывая, что лучше бы им быть слепыми, чем иметь зрение, (Христос) говорит: « если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха » (9:41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего. Ответили они и сказали ему: в грехах ты весь родился, и ты учишь нас? И выгнали его вон. Услышал Иисус, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал: веруешь ты в Сына Человеческого? Тот ответил и сказал: а кто Он, Господи, чтобы я уверовал в Него? Сказал ему Иисус: и видел ты Его, и Говорящий с тобою – это Он. И он сказал: верую, Господи, и поклонился Ему. Ин 9:1–38 . Неделя 6 по Пасхе, о слепом. Евангелие от Иоанна, зачало 35А Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, и видящие стали слепы. Услышали это те из фарисеев которые были с Ним, и сказали Ему: неужели и мы слепы? Сказал им Иисус: если бы вы были слепы, не имели бы греха. Ныне же вы говорите: “мы видим”. Грех ваш пребывает. Истинно, истинно говорю вам: кто не через дверь входит во двор овчий, а влезает иным путем, – тот вор и разбойник; а кто входит через дверь, – тот пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы голос его слышат, и своих овец он зовет по имени и выводит их. И когда он всех своих выгонит, – впереди их идет, и овцы за ним следуют, потому что знают голос его. А за чужим не последуют, но побегут от него, потому что не знают голоса чужих. Эту притчу сказал им Иисус: они же не поняли, что значило то, что Он им говорил. Снова сказал Иисус: истинно, истинно говорю вам: Я – дверь овцам. Все, кто ни приходили до Меня, воры и разбойники, но не послушали их овцы. Я – дверь: чрез Меня если кто войдет, спасен будет, и войдет и выйдет и пастбище найдет. Ин 9:39–10:9 . Четверг 5 седмицы по Пасхе. Евангелие от Иоанна, зачало 35Б Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: кто не через дверь входит во двор овчий, а влезает иным путем, – тот вор и разбойник; а кто входит через дверь, – тот пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы голос его слышат, и своих овец он зовет по имени и выводит их. И когда он всех своих выгонит, – впереди их идет, и овцы за ним следуют, потому что знают голос его. А за чужим не последуют, но побегут от него, потому что не знают голоса чужих. Эту притчу сказал им Иисус: они же не поняли, что значило то, что Он им говорил. Снова сказал Иисус: истинно, истинно говорю вам: Я – дверь овцам. Все, кто ни приходили до Меня, воры и разбойники, но не послушали их овцы. Я – дверь: чрез Меня если кто войдет, спасен будет, и войдет и выйдет и пастбище найдет. Ин 10:1–9 .

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/evange...

Неделя 6-я по Пасхе: «На суд Я пришел в мир сей...» Сегодня мы с вами слышали за Божественной литургией повествование святого евангелиста Иоанна Богослова о том, как Иисус Христос исцелил человека слепорожденного, т.е. который никогда ничего не видал. Характерно то, что когда закончилось это евангельское повествование, Господь сказал: «на суд Я пришел в этот мир, чтобы невидящие видели, а видящие оказались слепы» ( Ин.9:39 ). На это озлобленные враги, книжники и фарисеи, вероятно, с иронией и насмешкой Ему сказали: «неужели и мы слепы?» ( Ин.9:40 ). И получили ответ, Господь им сказал: «если бы вы были слепы, то не имели бы... греха» ( Ин.9:41 ), потому что, когда человек не знает, не ведает, он не может ничего сознательно нарушить и большого греха не совершает. Если даже сделал не так и Сам Господь не вменяет это ему в грех, если он не знал, что он грешит. Господь и говорит: «если бы вы были слепы, то не имели бы этого греха, но так как вы сами утверждаете, что вы видите, то поэтому грех ваш остается на вас» . Помните, что это очень страшный приговор, потому что произнес его Тот, Кто Один только может оправдать или осудить, и Он сказал, что грех их остается на них. Господь Иисус Христос дал бывшему слепцу не только физическое, но и духовное зрение. В то же самое время Евангелие показывает, как своим упорством враги Христовы все больше и больше ослепляют себя, оставаясь в своем заблуждении. Когда Господь исцелил слепого человека, его спросили, как это произошло? Он ответил, что он не может ответить на этот вопрос: он был слеп, когда к нему подошел Господь. Вероятно он слышал, как Спасителя называли, поэтому он и сказал в ответ: «человек нарицаемый Иисус , положил брение мне на очи . Я после этого умылся в Силоаме, по Его повелению, и прозрел» ( Ин. 9:11 ). Они спросили его: " кто Он? Он отве ти л: не знаю» ( Ин.9:12 ). Его повели к фарисеям, они тоже его стали допрашивать. Он коротко им сказал: «брение положил мне на очи, я умылся и вижу» ( Ин. 9:15 ). Между фарисеями и между врагами Христовыми тут поднялся спор – «распря» ( Ин. 9:16 ), как в Евангелии сказано: одни говорили, что Этот Человек не от Бога, потому что субботы не хранит, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. Ин 9:1–38 Неделя 6 по Пасхе, о слепом. Евангелие от Иоанна, зачало 35а Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит иным путем, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я — дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Ин 9:39–10:9 Четверг 5 седмицы по Пасхе. Евангелие от Иоанна, зачало 35б Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит иным путем, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я — дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Ин 10:1–9 Святителям, на утрени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Здесь не только представил Его свободным от грехов, но и показал, что Он весьма угоден Богу и исполняет все Его повеления. Так как и иудеи называли себя чтителями Бога, то Он прибавил: « и творит волю Его ». Недостаточно, говорит, знать Бога, но надобно и волю Его творить. Затем превозносит событие, говоря: « от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному » (9:32). Итак, если вы признаете, что грешников Бог не слушает, а Он сотворил чудо, и такое чудо, какого не совершал ни один человек, то очевидно, что Он всех превзошел силою и могущество Его больше, чем человеческое. Что же иудеи? « Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь » (9:34)? Пока надеялись, что он отречется, считали его достойным веры, и потому призвали раз и другой. А если не считали его достойным веры, — то зачем, мы могли бы сказать им, вы и призывали и спрашивали его в другой раз? Когда же, не смутившись ничем, он сказал истину, и когда особенно следовало почтить его, тогда осуждают. Что же значат слова: « во грехах ты весь родился »? Здесь беспощадно укоряют его в самой слепоте и как бы так говорят: с первого возраста ты во грехах, давая разуметь тем, что оттого он и родился слепым; но это несправедливо. Потому Христос, утешая его в этом, говорил: « на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы » (9:39). « Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь »? Что же сказал этот человек? Разве свое высказал он мнение? Не общее ли выставил решение, сказав: « мы знаем, что грешников Бог не слушает »? Не ваши ли собственные слова привел он? « И выгнали его вон ». Видишь ли проповедника истины, как бедность не была препятствием любомудрию? Видишь, чего не выслушал и чего не вытерпел он с самого начала, и как свидетельствовал и словом и делом? А это мы в состоянии будем сделать тогда, когда и дерзновение будем иметь, и станем внимать Писаниям, а не слушать их как–нибудь. И кто будет постоянно приходить сюда, тому, хотя бы он не читал дома, а внимал только тому, что здесь говорится, достаточно и одного года, чтобы приобрести великую опытность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ин.9:39 . И рече Иисус: на суд аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут: Господь произносит эти слова вслед за исповеданием веры прозревшего, указывая тем, что прозрение слепого есть тип развития нового человека в христианском обществе. Слепой не только прозрел очами земными, но ему открылись еще не ведомые ему тайны; вместе с сим он изгнан из древнего общества и находит успокоение у Господа Иисуса. Люди, принадлежавшие к древнему строю жизни и считавшие себя «путеводителями слепых», светом для находящихся во тьме, наставниками невежд 1006 , оказываются сами слепыми и не могущими видеть того великого мирового события, которое совершалось пред очами их, и которое предсказано было теми священными книгами, которые они изучали. Господь и эту слепоту не ставит еще им в грех 1007 , но указывает им на грех их гордости и самонадеянности. Господь дает благодать смиренным, а гордым указывает на тщету их горделивого знания, которое оказывается слепотою, ибо все знание от Бога, а Иудеи Его не признали и «имея очи видети не видели» 1008 . А смиренные узрели Господа душевными очами, и таким образом видящие ослепли, а слепые прозрели. «Славлю Тебя Отче Господи неба и земли, – молился Господь, – что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» 1009 . Ин.9:40 . И слышаша от фарисей сия сущии с ним и реша ему: еда и мы слепи есмы? Ин.9:41 . Рече им Иисус: аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим, грех убо ваш пребывает. Самый вопрос фарисеев о слепоте своей, – вопрос иронического самодовольства, – доказывает, как высоко они о себе думали. Вы видите, говорит Господь, что и отверзаю, очи слепым, сознающим свою слепоту; но для тех, которые говорят, что они все видят, все знают, что им не нужно Учителя, – свет не воссияет и они останутся в слепоте своей. Доселе мрак, в котором они пребывают, не ставится им в грех, но увидев свет великий, они отрицают его, не идут к свету, потому что дела их злы, и возненавидели Господа; посему они не имеют извинения в грехе своем 1010 . Это возненавидение Господа и словес благодати, исходящих из уст Его, эта борьба ничтожного смертного против Бога и Слова Его, – все это было в сущности хулою на Духа Святого 1011 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И когда насытились, Господь повелел ученикам Своим собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Когда у нас всего полно, мы должны помнить о тех, у кого ничего нет, и что мы тоже можем всего лишиться. Грех выбрасывать хлеб. Справедливо для Господа лишать нас того, что мы расточали. Но Христос не сказал, чтобы собраны были остатки еды, пока все не насытились. Они наполнили двенадцать коробов кусками — во свидетельство истинности этого чуда и величия его. Бог не только насыщает, но дает с избытком. В доме Отца нашего все избыточествуют хлебом. Двенадцать коробов было по числу апостолов, каждому — по коробу, чтобы каждый мог нести эту проповедь миру: когда мы отдаем то немногое, что есть у нас, в руки Господни, жизнь становится чудом. «Люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот пророк, Которому должно придти в мир». Фарисеи с презрением относились к этим людям, не знающим Закона. Но, судя по всему, они знали лучше, чем фарисеи, что Мессия — конец Закона и пророков. Однако, наверное, немало было среди них, как и сейчас среди нас, тех, кто желал бы иметь Христовы дары без Его Креста. Четверг Ин, 35 зач., 9, 39—10, 9 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

http://moral.ru/седмица-5-я-по-пасхе/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010