То же справедливо и в отношении слова («тоар»), которое в библейском словоупотреблении может означать «лицо» или «тело». 517 В книге Плач Иеремии, например, пророк говорит о князьях израильских: «теперь темнее всего черного лице их ( ); не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево» ( Плач. 4:8 ). Из того, что князей не узнают на улицах, следует, что речь идёт о конкретных лицах; абстрактное значение («форма, очертания»), тем более неприемлемо, что очертания не могут иметь цвета 518 . Таким образом, передача Синодальным переводом еврейского термина («маре») в Исаии 52:14 русским словом «лик» является абсолютно адекватной и корректной. С учетом значения слова («тоар») в конкретном смысле как «тело», перевод данного стиха по тексту Великого свитка Исаии будет следующим: 519 «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя. – столь был помазан ( ) более всякого человека лик Его ( ), и тело Его ( ) – более сынов человеческих!». Согласно этой редакции текста, помазание Мессии Господом произойдёт столь обильно, что будет касаться всей полноты Его человеческой природы – не только лик, но и тело Его будет помазано. Поскольку помазание было символом излияния даров Св. Духа, кумранский текст вполне адекватно выражает мессианскую концепцию, изложенную в книге Исаии в других местах – при описании Отрасли Иессеевой, которая говорит об изобилии даров Господа, почивших на Мессии, и особенно при описании деяний Мессии в Ис. 61:1–2 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господ помазал ( , " машах») Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего». Вплотную к смыслу этого описании текст Великого свитка Исаии подходит в следующем, 15-ом стихе 52-й главы, где помазание Мессии представлено столь обильным, что Он изольёт духовные дары на все народы. Наряду с рассмотренным, были предложены и другие объяснения значения слова , встречающегося в тексте lQIsª, с целью привести его к масоретскому варианту. Говорили, что – это архаичная форма причастия от корня («разрушать, портить»), которая должна быть переводима «обезображенный». Но такие архаичные формы не являются характерными для орфографии свитков, найденных в Кумране. 520 Другое объяснение предлагало рассматривать слово как форму множественного числа того же причастия и переводить «обезображенные» 521 . Но это натяжка, поскольку слова внешность и внешний вид стоят в единственном числе. Поэтому предложенное Д. Бартелеми и разделяемое У. X. Браунли (W. Н. Brownlee) 522 мессианское чтение данного стиха представляется вполне справедливым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Для того, кто посвятил свою жизнь Богу и изучению Божьего Слова, Евангелие Сторожевой Башни, безусловно, будет откровением. Последние 2000 лет христиане несли миру Евангелие о смерти, погребении и воскресении нашего Господа Иисуса Христа. Главным стремлением апостолов было проповедовать «Христа распятого» ( 1Кор.1:23 ). Апостол Павел приводит точный смысл христианского Евангелия в своем 1-ом Послании Коринфской Церкви: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.15:1–4 ). Христиане по-прежнему проповедуют Евангелие о смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа и верят, что грешник может найти оправдание в глазах Бога, поверив в Иисуса и в то, что Он сделал для нас. Как это ни печально, Евангелие Сторожевой Башни не упоминает ни о смерти Христа за наши грехи, ни о Его воскресении. В своих поисках Царства они забыли про Царя. В книге «Все испытывайте, лучшего держитесь», изданной Сторожевой Башней в 1965 году, в главе «Проповедь благой вести» был раздел, озаглавленный «Весть, которую мы несем». В этом разделе приводилось шесть выдержек из Библии. Но ни одно из них не вкладывало в понятие Евангелия весть о смерти, погребении и воскресении Христа. Выпущенные Сторожевой Башней в 1985 году «Доводы из Писания» ничем не лучше. Среди многочисленных указаний для миссионеров Сторожевой Башни в ней нет ни одного слова о Евангелии, говорящем о Христе и о том, что Он для нас сделал. Сама «Сторожевая Башня» признает, что за 55 лет слова 1Кор.15:1–4 были процитированы ими всего семь раз (см. Watchtower Publications Index 1930–1985, p. 1097). Очевидно, что раз за разом в своих изданиях «Сторожевая Башня» проповедует Евангелие, совершенно отличное от того, которое приняли и проповедовали апостолы. 23.5. Другое Евангелие?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

В Ветхом Завете изображали страдания и смерть Агнца Божия Иисуса Христа за грехи мира бессловесные животные потому, что без умерщвления ветхого человека, тлеющего в похотях прелести, невозможно ожить новому человеку, созданному по Богу, в правде и святости [ Еф.4:22–24 ], и потому, что только страдания и смерть Безгрешного и Всеправедного избавляют нас от праведного наказания и вечной смерти за грехи наши. О, сколь праведна правда Божия, сколь она свята, бесконечно свята! Какое удовлетворение бесконечное потребовалось д ля нее в истощении, в страданиях и смерти Сына Единородного! Как мы должны гнушаться грехом, как бояться его! Доколе во мне будет это недовольство настоятелем, это тайное, а иногда и явное огорчение на него за несочувствие мне в делах благочестия, что он за всё усердие мое не скажет никогда ни одного доброго слова, точно он совершенно мертв для благочестия и веры и только формально исполняет всё богослужение? Не самолюбие ли мое, не честолюбие ли и тщеславие и гордость действуют во мне, что я ищу славы от человека, ближайшего моего начальника? Не должен ли я довольствоваться свидетельством совести своей, которая есть глас Божий во мне, и тем миром, дерзновением, той радостью и сладостью, коими я бываю исполнен при сердечном служении Богу, и особенно свидетельством верных человеков, преизлиха 51 любящих меня за благочестие и богослужение и за проповедание слова Божия? Моя слава добрая протекла не только в Кронштадте, но и за пределы его далеко. О, поистине человек грешник, человек, подверженный страстям, сам себя жестоко наказывает внутренним своим мучением, порождаемым страстями своими. Человек смиренный, простосердечный, незлобивый всеми и всем доволен и благодарит за всё Бога: и за благополучие и неблагополучие, за радость и горе, за пространство сердца и за тесноту, за славу и бесчестие, за трудности и льготы. Сердцем человекоугодника владеют демоны. Это я вижу на опыте. Господи! Прости мне диавольское недовольство моим настоятелем! А доволен ли он мною? Имеет ли причины быть довольным? Как я относился и отношусь к нему в душе моей? С любовью ли и смирением, с искренностью ли и кротостью, благопослушлив ли с преданностью? Не холодно ли, не гордо ли, не с предубеждением ли не в пользу его, не с затаенной ли злобой, завистью, непокорностью, презорливостью, недоброжелательств ом и иногда тайным зложелан и ем, чтобы он удалился отсюда, как неблагопотребный, несловесный, косноязычный, немилосердый, скупой, сребролюбивый, необщительный? Зачем же я, не любя его, ненавидя его, хочу сам быть от него уваженным? Зачем, строго судя его, не сужу больше себя и не считаю себя виновным в его ко мне пренебржении? Врачу, изцелися сам [ Лк.4:23 ]. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего [ Мф.7:3,5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рим.2:26 .  Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? Здесь Апостол берет обратный случай, чтобы показать нелепость расчета иудеев на одно обрезание. Если язычник станет исполнять закон, не приняв обрезания, то не зачтется ли ему это на суде Божием как бы принятие обрезания? Апостол, очевидно, имеет здесь в виду те случаи, о каких он говорил в 14-ом ст. Могли быть где-нибудь в далекой стране язычники, совсем не имевшие понятия о Моисеевом законе, но, по влечению сердца, исполнявшие в существе то же, что требовалось этим законом – дела милости и заповедь о чистоте. Такие люди не могли остаться без награды от Бога (ср. ст. 10), хотя они и не имели на себе обрезания. Рим.2:27 .  И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Такой «необрезанный по природе», т. е. в силу своего языческого происхождения, без всякой вины со своей стороны, – осудит на последнем суде иудея, не исполняющего закон, осудит, конечно, не словами, а самым своим явлением, своим примером. – «При Писании и обрезании». Под Писанием ( γραμμα) Апостол разумеет букву закона. Иудей имел постоянно пред глазами закон, ясно начертанный буквами. Это уже не то, что внутренний, достаточно неопределенный голос нравственного инстинкта, каким должен был руководиться в своей нравственной жизни язычник! (ст. 14 и 15). Имел иудей еще и обрезание, которое постоянно напоминало ему об обязанности исполнять закон. И при всем этом иудеи оказывались постоянно преступниками по отношению к закону! Рим.2:28 .  Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; Рим.2:29 .  но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Можно быть иудеем по наружности, т. е. иметь обрезание или, что то же, можно носить на теле (плоти) знак союза с Богом – обрезание и в то же время не быть истинным иудеем и не состоять в действительном особенном общении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    Никто не может стать христианином и спастись так сказать автоматически, как какая-то бездушная пешка, без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий.    Таково, вопреки извращенному лжеучению разных сектантов, ясное учение Слова Божия о спасении — таково учение нашей Св. Православной Церкви, ни в чем не отступающей от учения Слова Божия.     Отсюда и явствует безусловная необходимость тех трудов и подвигов — того « аскетизма», который так характерен для истинного христианства — Святой Православной Веры.    Так ясно и убедительно говорит о необходимости этого аскетизма св. Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам, употребляя хорошо знакомое им образное сравнение христианского аскетизма с тренировкой тех, которые участвуют в спортивных состязаниях (Коринф славился своими «истмийскими играми»): «не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленнаго, а мы — нетленнаго. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»  (I Кор. 9:24—27).    Вот ясное законоположение христианского аскетизма, который состоит в упражнении в подвигевоздержания!    Зачем нужен этот подвиг воздержания?    И это разъясняет нам тот же. св. ап. Павел в другом своем послании: «ибо плоть желает противнаго духу, а дух — противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы»  (Галат. 5:17).    Дабы получить спасающую нас благодать Божию, необходимо жить по духу: надо плоть свою подчинить велениям духа, чтобы дух в нас господствовал, а не плоть, потому что «помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя — жизнь и мир, потому что плотския помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут»  (Римл. 8:6—8), а следовательно — не могут быть истинными христианами, не могут получить благодать Божию, не могут спастись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Так учит истинное христианство. Учение о подвиге, о несении креста красной нитью проходит через все Священное Писание, о нем ярко свидетельствует вся церковная история, жития святых угодников Божиих — подвижников христианского благочестия. Великий пост есть только ежегодно повторяемое упражнение в несении жизненного креста, упражнение в подвиге, неразрывно связанном со всей жизнью истинного христианина.    Но вот в 20-ом веке христианской эры появились умники — «нео-христиане» (как некоторые из них сами себя так наименовали), которые и слышать не хотят об этом. Они проповедуют какое-то новое слащавое, сентиментальное, «розовое нео-христианство», без всяких трудов и подвигов, мнимую всеобъемлющую псевдо-христианскую любовь и невозбранное наслаждение всеми благами здешней временной земной жизни.    Они вовсе игнорируют все безчисленные места Священного Писания, которые сильно и красноречиво говорят о подвиге, об уподоблении Христу-Спасителю в самораспятии и о многих скорбях, ожидающих христианина в этой жизни, начиная со слов Самого Христа-Спасителя, сказанных ученикам на Тайной Вечери: «В мире скорбни будете» (Ин.16:33). И это потому, что как Сам Господь пояснил, истинные христиане — «не от мира» (Ин.15:19), так как «весь мир лежит во зле» (1 Ин.5:19). Вот почему христиане и не должны любить этого мира и «того, что в мире» (1 Ин.2:15). А «дружба с миром есть вражда против Бога» и «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).    Эти современные умники как-будто не видят того, что Слово Божие решительно нигде не обещает христианам полного духовного удовлетворения и райского блаженства в этой земной жизни, а как раз наоборот — подчеркивает, что жизнь на земле все дальше и дальше будет отходить от Закона Божия; что люди все ниже и ниже будут опускаться в нравственном отношении  (2 Тим.3:1—5); что «все хотящие о Христе Иисусе благочестно жити, гоними будут, а злые люди и обманщики будут преуспевать во зле вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим.3:12—13); и что, наконец, «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр.3,10), а явится «новое небо и новая земля, на которых будет обитать правда» (2 Петр.3,13), — тот дивный «новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба» , который был показан Тайновидцу Иоанну в Откровении  (гл. 21-я).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Цицерон говорил о том, что желания, порождающие ненависть, вражду и раздор, войны и мятежи, «бушуют не только вне человека... но и, заключенные внутри нас, в наших душах, борются и враждуют друг с другом, что неизбежно привносит в нашу жизнь ужасную горечь». 165 Рецепт преодоления зла видится Цицерону в обретении «сдержанности», которая «напоминает нам о необходимости следовать разуму, выбирая, к чему стремиться, а чего избегать. Ибо недостаточно решить, что следует и чего не следует делать, но необходимо твердо придерживаться однажды принятого решения». 166 Павел дает свой вариант ответа. В отличие от Платона и Цицерона, он видит путь к освобождению от зла не в самодисциплине или самовоспитании, не в соблюдении справедливости или следовании разуму, не в преодолении одного закона другим, а в соединении с Богочеловеком Христом. Именно Христос дает тот новый закон, который способен раз и навсегда освободить человека от закона греховного, перевести его жизнь в новое измерение и новое качество: Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут ( Рим. 8:1–8 ). Выражение «во Христе Иисусе» (ν Χριστ ησο) – одно из наиболее характерных для языка Павла. 167 В научной литературе XX века вокруг этого выражения велась широкая дискуссия, предлагались разные варианты его толкования 168 . Нам представляется, что смысл этого выражения может прочитываться по-разному в разных контекстах. В самом широком смысле быть во Христе значит быть христианином. Однако речь не идет о формаль н ом членстве в общине последователей Христа, а о том единении между Христом и верующим, которое достигается благодаря сознательному участию верующего в жизни Церкви, причащению Тела и Крови Христа, исполнению Его заповедей. Об этом единении Сам Христос говорил: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ); «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 17–18. …Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь,... и Господь послал..., и пришел весь народ в большой страх... Почему гром и дождь, который произвел Самуил своей молитвой – были ужасны для Израильтян? Потому, что это случилось во время жатвы пшеницы, т. е. в конце июня и в начале июля, когда в Палестине не бывает дождя. Об этом свидетельствует, между прочим, и Иероним, долго живший в тех странах. Ст. 23. …И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой… Эти слова замечательны тем, что обнаруживают высоту духа Самуилова и вкратце излагают существенные обязанности пастырей и царей. Самуил, сложивши свое достоинство судии, отринутый и не оцененный народом, говорит, что он не допустит себе греха перед Господом, чтобы перестать молиться за народ – высокий образец истинного пастыря и правителя!... Глава 16. Помазание Давида на царство а) Самуил получает повеление от Господа идти в Вифлеем для жертвоприношения, и там помазать нового царя из сынов Иессеевых (ст. 1–5). б) Из восьми сынов Иессеевых избранником оказывается младший, Давид, находившийся при стаде, который и приемлет помазание (ст. 6–13). в) Дух злой овладевает Саулом, который, для рассеяния своего уныния, ищет искусного музыканта, и нашедши его в Давиде, – делает его своим оруженосцем (ст. 14–23). Ст. 2. …И сказал Самуил (Господу, посылавшему его помазать Давида): как я пойду? Саул услышит и убьет меня... Страх Самуила перед суровым и подозрительным Саулом не должен смущать нас; ибо Самуил, по словам блаж. Феодорита, «был не только пророк, но и человек. Если владыка пророка, Господь наш Иисус Христос , готовясь принять спасительное страдание, человеческое естество доказал боязнью; кто будет столько свободен от немощей, чтобы упрекать убоявшегося пророка?» 328 . Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада, и скажи: я пришел для жертвоприношения Господу… Слова Господа показывают, что страх и опасение Самуиловы были основательны; ибо Ом сам повелевает Самуилу скрыть истинную цель своего путешествия в Вифлеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но здесь опять закавыка: а по какому праву бесы творят такое насилие над человеком? Правда, человек еще в раю послушал врага и поэтому подпал под его власть. Но разве это справедливо?! Разве справедливо, что «человекоубийца искони, лжец и отец лжи» (Ин.8,44), обманувший человека, как вор исхищающий его душу, имеет такую над ним власть?! Да, человек согрешил, но перед Богом, а не перед диаволом, который и соблазнил человека на грех! А ведь по слову Самого Господа «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18,6). Почему же соблазненный наказывается, а всеобщие соблазнители - демоны не только избегают наказания, но еще и овладевают душами грешников, погружая их в ад и подвергая там вечным мучениям?! Кстати сказать, нечто подобное этому говорил и преп.Нил Мироточивый. И надо заметить, что это действительно само по себе - несправедливо. Но существует все по той же причине - чтобы существовал ад с его муками, заставляющими человека избегать греха и искать спасения. Однако отсюда совершенно очевидно, что ад и адские муки не являются вечными, но будут существовать лишь до того времени, пока будет возможно спасение и будут спасающиеся, т.е. до кончины мира и Страшного суда. После же этого ад и адские муки теряют свои промыслительное значение и должны быть упразднены. Так ли это, т.е. соответствует ли это учению православия? Безусловно! Так говорит об этом ап.Иоанн Богослов: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда... смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20,11-13), - это описание Страшного суда. Но что происходит после него, что говорит далее, в следующем 14-ом стихе этой же главы апостол: «И смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20,14)! Как видим, вышеприведенное мнение о том, что после Страшного суда, когда все, кто мог спастись, спаслись, надобность в аде (как в устроении, понуждающем людей ко спасению из страха вечных мук) отпадает, подтверждается этими словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/15/...

Истину эту явили своей жизнью и мученичеством сотни и тысячи русских людей советской эпохи. И не надо сразу сводить всё к «жертвам репрессий» и «тоталитаризма». Истина в том, что нужно бороться с источником зла, а не его проявителем. Это подтвердил, например, всей своей страдальческой жизнью всемирно известный учёный, епископ-хирург Лука Войно-Ясенецкий, прошедший несколько лагерей и ссылок в 1920-е, 30-е и 40-е годы, но в 1967-ом убеждённо признавший: «Если бы я не был епископом, то был бы коммунистом». То есть не клял он своих мучителей, смиряясь с непостижимым ходом истории и постигая в людских деяниях высшую волю, помня, что историей управляют не люди, а верховный Творец. Есть такое понятие – теодицея. Это попытка примирить существование зла в мире с Божественной благодатью. Человек должен смириться с неизбежностью зла, но при этом не сливаться со злом, но непрестанно противостоять ему в самом себе. Потому что даже Христос был искушаем сатаной. И нам от искушения злом не уклониться… «И Он был там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. После того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:13-15). …А кто-то в эти дни искал ответа на вопросы у собратьев по цеху, ожидал от них поддержки и вразумления. Не придавая значения именам, можно заглянуть в переписку, услышать взволнованные голоса… «…И пожары, и террористы всегда найдутся, пока библейский глас вопиющего в пустыне безответен: " Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему... " Народу нужно напомнить Евангелие. Сим победим!» «…Кстати, прямая и очевиднейшая параллель к весенней трагедии 2018-го в Кемерово. Тоже развлекательный центр, тоже Великий пост… Когда же Россия очнётся от этого бесовского паморока?.. …Вы скажете, что там, в Кемерово, пожар, а тут теракт. Нет связи. Но я о том, что Бог попустил, не предостерёг. Значит, ждёт покаяния.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/31/mo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010