Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, — теперь, в середине Великого поста, Святая Церквоь предлагает утешение и ободрение, — Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевитььнас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение. Закон Божий ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ Спаси. Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохранияя Крестом Твоим житкельство. «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победва на врагов даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ». Тропаь Кресту, глас 1 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6 Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески,благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу. «Достигнув середины поста, по-юношески устремимся духом к предстоящему пути, шествуя с Богом, братия, чтобы радостно встретить Пасху при Воскресении Христовом». Тропарь трипеснца, глас 3 О ПОКЛОНЕНИИ КРЕСТУ … «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Ибо «духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество — благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь — прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как — божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

В составе чтений круга триодного постного Великий Синаксарь, сравнительно с Алексеевским Уставом, не имеет вовсе особых чтений на среду и пяток сыропустной седмицы, понедельник, вторник и неделю 1-ой седмицы поста, неделю крестопоклонную, среду – четверг шестой седмицы, субботу Лазареву, в неделю Ваий (толковательного слова Златоуста) 1268 и в великий четверг. В субботу мясопустную, понедельник мясопустный, субботу и неделю сыропустную, пяток 6-ой седмицы, великую субботу указаны произведения Алексеевского Устава, характерные для студийского состава: слова Андрея Критского , Григория Богослова , два слова о посте Василия Великого , слова Златоуста, Григория Антиохийского 1269 . В неделю мясопустную (слово Ефрема), субботу 1-ой седмицы (мучение св. Феодора и похвальное слово Григория Нисского ), четверг 5-ой седмицы (житие Марии Египетской, положенное Алексеевским Уставом на 5 неделю), неделю Ваий (слово Андрея) и первые дни страстной седмицы (толковательные слова Златоуста на св. Матфея) 1270 указаны чтения первоначального иерусалимского состава, вошедшие и в Алексеевский Устав. В неделю блудного сына Великий Синаксарь имеет, вместо указанного в Алексеевском Уставе слова Златоуста, – неопределенное «чтение блудного сына», в субботу сыропустную, вместо слова Дамаскина, – указанное в первоначальном иерусалимском составе слово Ефрема о преставльшихся отцах и чтение Златоуста об отцах из толкований на евангелие 1271 ; вместо слов Феодора Студита и его брата Иосифа, положенных Алексеевским Уставом на неделю крестопоклонную, – «толкование места из евангелия Матфея о кресте», положенное Иерусалимским Уставом на 14 сентября; в великий четверг, вместо слова Златоуста о предании, – согласно Иерусалимскому Уставу, чтение из Златоуста, т. е. продолжение толковательных слов, начатых в понедельник; в великий пяток, – положенное в Иерусалимском Уставе чтение «толкования» (по 7-ом евангелии). Все эти особенности состава чтений Великого Синаксаря, упрощающие его и приближающие к первоначальному иерусалимскому составу, наверное, отражают тот вид, который имел студийский состав чтений до Алексеевского Устава. Несколько других особенностей, именно, «чтение мытаря и фарисея», историческое чтение на праздник акафиста (на субботу 5-ой седмицы), чтение Маргарита Златоуста в пятницу шестой седмицы (по желанию, вместо слова о злопомянии), слово Дамаскина на понедельник страстной седмицы, слово Георгия Никомидийского на утрене (по желанию, вместо толкования) и на часах (3 и 9) великого пятка, слова Афанасия Великого на 3 часе великого пятка (по желанию, вместо слова Георгия), слово Епифания («Что есть молчание») на великую субботу (по 17-ой кафизме) – представляют из себя результат самостоятельного усложнения афонской практики, после того как она оторвалась от студийского корня 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

канона) 776 , от Воздвижения до Четыредесятницы, исключая время от 24 декабря по 14 января и седмиц мясопустной и сыропустной, – четыре, также согласно Алексеевскому (только не по 1 и 2 каф. и 3 и 6 п. канона, а по 1, 2, 3, каф. и 3 п. канона) 777 ; от 24 декабря по 14 января и в седмицы мясопустную и сыропустную – три чтения (по 1 и 2 каф. и 3 п. канона) 778 . В Четыредесятницу, кроме страстной седмицы, Иерусалимский Устав соединяет службу триоди со службою минеи (вопреки Алексеевскому и Евергетидскому) и потому имеет полный канон, вместо трипеснца, со чтениями по 3 и 6 песнях; отсюда чтений на утрене в Четыредесятницу пять (по 1, 2, 3 каф. и по 3 и 6 пп. канона); 779 в субботы всего года – три чтения (по 1 и 2 каф. и 3 п. канона) 780 ; в недели всего года – пять (по 1 и 2 каф., на полиелее или непорочных и по 3 и 6 пп. канона). В первые три дня страстной седмицы, имеющие кафизм три, как во всю Четыредесятницу, но вместо полного канона – трипеснец, чтения полагаются только на кафизмах и по числу их, т. е. три 781 ; великий четверг и великий пяток, не имеющие кафизм, имеют чтения – первый по 3 и 6 пп. канона 782 , второй – по 7 евангелии 783 ; великая суббота, имеющая одну кафизму 18-ую, имеет чтение по этой кафизме и, повидимому, по 3 п., а в случае аще не позд – ε χει ρα – и по 6-ой п. канона 784 . Седмица пасхальная, не имеющая кафизм, имеет два чтения на каноне (по 3 и 6 пп.) 785 . В недели всего года на бдениях по окончании утрени пред 1 часом, здесь как и всегда соединяемым (как в Евергетидском Типиконе) с 1 часом, полагается, согласно Алексеевскому Уставу, при пении стихиры самогласной храму и стихиры евангельской на слава и ныне, исхождение в притвор, лития, как после вечерни, и чтение оглашения Феодора Студита по отпуске литии, сопровождаемое пением тропаря св. Феодору Студиту 786 . Великим постом чтение оглашения совершается также в среду и пяток, но не по отпуске утрени (которая тогда отпуска не имеет), а по отпуске 1-го часа 787 . В другие будние дни великого поста на 1-ом часе Иерусалимский Устав чтений не имеет, но на прочих часах имеет и при том не только на 3 и 9-ом, как и в Алексеевском и Евергетидском, но и на 6-ом 788 : после богородична часов на 3 и 9-ом и после паремии на 6-ом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Великопостная часть седмичного круга в первоначальном иерусалимском строе состояла, несомненно, из последовательного чтения творений св. Ефрема Сирина , положенных на этот период во всех трех Уставах. Они были материалом и для утрени и для часов, как это сохраняется в обоих константинопольских Уставах. «Лавсаик» и Лествица, как особые чтения для утрени и часов, и Шестоднев для суббот и недель вошли в иерусалимский строй позднее первого влияния на студийскую практику, и позднейшая студийская практика в Евергетидском Типиконе заимствует второе из этих произведений – Лествицу для неизвестных ни Алексеевскому, ни Иерусалимскому Уставам чтений на 1-ом часе понедельника, вторника, четверга и субботы седмиц великого поста, а третье – Шестоднев усваивает совершенно точно для утрень суббот и недель, дополняя рядом других произведений. В первоначальный иерусалимский строй Уставных Чтений, несомненно, также входило последовательное чтение текста Деяний и посланий апостольских по первой части агрипнии – всенощной. Присущий одинаково Иерусалимскому и Евергетидскому Уставам этот элемент не сохранился в Алексеевском, конечно, только потому что первоначальная студийская практика не усвоила от иерусалимской самой агрипнии; последующая же студийская практика в Евергетидском Типиконе, возвратившись ближе к древней иерусалимской, восприняла непринятую прежде агриннию, а вместе с нею и чтение священного текста. По-видимому, только первоначальная иерусалимская практика не знала чтения Апокалипсиса, и он вошел в седмичный, а равно и в минейный (на 8 мая) круги чтений позднее, не будучи вовсе усвоен студийской практикой. Наконец, к элементам первоначального иерусалимского седмичного круга чтений нужно причислить отмеченные во всех трех Уставах специальные чтения – слова на недели: о неразумном богаче ( Василия Великого ), о богатом и Лазаре (Златоуста), праотец (Златоуста), отец ( Григория Богослова ) и по Рождестве Христовом ( Григория Нисского ); древняя студийская практика Алексеевского Устава назначает еще специальное чтение для недели пред просвещением, назначая для нее слово, указанное в древней иерусалимской для кануна Крещения, но позднейшая студийская в Евергетидском Типиконе возвращается к древней иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

10-е. При устье оныя пещеры, под упомянутою Алексеевскою церковью, в юго-западном угле гробница здателя сих Церкви и пещеры. Над сею на гробнице на камне, в стену южную, вкладенном вырезаны следующие слова: «1710-го года Маия 25-го дня в 2-ом часе нощи, успе во Христе, блаженночестный монах иеродьякон Иосиф Булгаков, бывый потриарше судия и ризничей, иже первый пещеры сей, и храма Святителя Алексия основатель и зде первый положися» (публикуется впервые; выписка из архивного дела любезно предоставлена директором Церковно-археологического музея Нижегородской митрополии О. В. Дегтевой). Таким образом, документ 1825 г. подтверждает данные о строительстве пещеры нынешней Сергиевской церкви в XVII веке иеродиаконом Иосифом Булгаковым. Судя по всему, протяженность сооружения за прошедшие 180 лет практически не изменилась. Что касается второй пещеры, то установлены ее размеры по состоянию на конец 1-й четверти XIX века: длина около 28 м, ширина от 0,9 до 1,9 м, высота в своде от 1,8 до 2 м. Медоваров Е. В. Пещеры Нижегородского Благовещенского монастыря: морфометрические данные XIX века и современное состояние. //Спелеология и спелестология: Материалы II Международной научной конференции. Набережные Челны: НИСПТР, 2011. С. 157-159. Материал доступен на электронном ресурсе «Открытый текст»: http://www.opentextnn.ru/space/nn/church/?id=4975 На полугоре, недалеко от места слияния Оки и Волги, на площадке, образованной от перепада высот крутого правого берега Оки, высятся постройки Благовещенского монастыря, образующие живописный архитектурный ансамбль. Нижегородский Благовещенский мужской монастырь был основан в 1221 году великим князем Георгием Всеволодовичем. Первое упоминание о монастыре относится к 1229 году. В те времена укрепления монастыря защищали город от набегов врагов с верховьев Оки. Начальный этап истории монастыря оказался недолгим. В 1229 году комплекс был сожжен мордовским князем Пургасом и прекратил свое существование более чем на сто лет. В 1371 году сподвижником Дмитрия Донского митрополитом Алексеем была воздвигнута одноглавая каменная церковь. Однако в настоящее время на территории монастыря не осталось построек XIII-XIV веков.

http://sobory.ru/article/?object=00566

В субботы 2-ую, 3-ю и 4-ую Великого поста совершается заупокойная служба с поминовением усопших. Но если в одну из этих суббот придется праздник Предтечев 24 февраля, или 40 мучеников 9 марта, или Благовещения 25 марта или храмовой праздник, заупокойная служба отменяется. Вторая неделя Великого поста Во вторую неделю Великого поста празднуется память св. Григория Паламы , архиепископа Фессалонитскаго, который против еретика Варлаама защитил учение о божественности благодатного света, которым просиял Господь на Фаворе, и который озаряет человека в результате усиленного подвига молитвы и поста. Это, так сказать, праздник торжества православного подвижничества над рационалистическими лжеучениями, отвергающими значение постного подвига. Крестопоклонная неделя В третью неделю Великого поста совершается служба в честь Креста Господня, который на всенощном бдении, после Великого славословия, торжественно износится на середину храма для поклонения, отчего не только эта неделя то есть воскресный день, но и вся следующая за ней седмица, носит название Крестопоклонной. Крест износится в середине поста для ободрения и укрепления духовных сил постящихся в напоминание о страстях Господних, подъятых нашего ради спасения и о последовавшем за ними преславном воскресении Господа из мертвых, почему, прославляя Крест Господень, Церковь поет: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Изнесение Креста происходит точно так же, как на праздник Воздвижения, но не бывает самого воздвижения, а только одно поклонение Кресту с пением: «Кресту Твоему». Это поклонение Кресту повторяется также в понедельник и среду следующей Крестопоклонной седмицы на 1-ом часе, вместо пения: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» и в пятницу по отпусте всех часов, когда, по целовании Креста, он относится в алтарь. При поклонении Кресту поются всегда стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» В течение всей этой седмицы в богослужебных песнопениях прославляется Крест Господень. В среду и пяток сей седмицы служба по Триоди, а рядовому святому из Минеи, вычитываем на Повечерии. Четвертая неделя Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

целое собрание людей сильных, облеченных властию, восстали против меня и ищут души моей (взыскаша душу мою), т.е. стараются погубить меня, отнять у меня жизнь, и нисколько не представляют о Тебе, не помышляют о Твоем присутствии (не предложиша Бога пред собою), но действуют исключительно по своему злоумышлению. Ты же, Господи Боже мой, щедрый и многомилостивый и истинный, т.е. верный Своим обетованиям о спасении всех уповающих на Тебя, призри на мя, т.е. яви милость Свою ко мне, пошли силу Твою (даждь державу Твою отроку Твоему). Словом помилуй выражает прошение о милости, подаваемой даром, а не за какие-либо заслуги. Точно так же, называя себя отроком, или, что то же, рабом и сыном рабыни, показывает тем, что он не заслуживает милости и спасения, а надеется на получение их единственно по великой благости и милости Божией. Пс.85:17 Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси.     Знамение — по-русски: знак, а в переносном смысле означает чудо. В заключение всех своих молений и благодарений, пророк присовокупляет и это последнее прошение, чтобы Господь Бог сотворил, или показал, над ним Свое чудо, не какое-либо чудо страшной кары Божией, грозной для врагов его, а чудо благости (знамение во благо) и милости Божией, чтобы все ненавидящий его увидели, сколь благ и многомилостив Господь, — как Он помог страждущему псалмопевцу и утешил его в скорби, — чтобы они видели и устыдились своих беззаконных дел.    Псалом сей, по уставу нашей Святой Православной Церкви положенный для прочтения на 9-ом часе нашего ежедневного богослужения, может и должен служить образцом усердной высокой молитвы христианина среди скорбей и бед. Молитва наша должна быть усиленною и непрестанною и должна быть проникнута духом глубокого смирения. Непрестанно и усердно молясь Богу, мы не должны вменять себе это в какую-либо заслугу; по примеру пророка, мы должны ожидать спасения не как награды за свою усиленную молитву, но единственно как милости Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

10–11 июня 1935 г. впервые участникам РСХД из Выборга и Хельсинки удалось устроить под руководством А. М. Жаворонковой встречу «и провести два дня по типу жизни на съездах» , хотя в их собрании и не было священника. Собрание прошло на даче в часе пути от Хельсинки. С этого времени о. Сергий будет уделять движенцам Финляндии особенное внимание, общение с ними приведет и к более близкому знакомству его с монастырем на острове Валаам… . Это непосредственное общение с живой святыней, судя по записям самого о. Сергия, привлекало его с юности, он с благодарностью вспоминал способствовавшего тому митрополита Антония (Храповицкого) в помещенных «Вестником» и написанных в сентябре 1935 г. в Пюхтицком монастыре воспоминаниях своих о годах учебы в МДА . В декабре 1935 г. исполнилось 10 лет существованию «Вестника РХД» и 1 декабря 1935 г. состоялось в присутствии около 250 человек освящение нового помещения Движения — павильона на 91, rue Olivier de Serres b 15-ом округе Парижа — митр. Евлогием в сослужении прот. С. Булгакова и С. Четверикова, свящ. В. Юрьева, Л. Липеровского и А. Чекана . В Финляндии сложившийся в Хельсинки кружок организовал поездку — богомолье на Валааме, в которой участвовали часть членов кружка. Отмечалось, что большую духовную помощь ему оказывает периодически участвующий в его работе иеромонах Лука, валаамский гостинник . Сведения об этом сразу помещались в «Вестнике»… В конце 1935 г. о. Сергий оказался вовлечен в работу Комиссии по делу о сочинениях прот. С. Н. Булгакова. Сперва в качестве вице-председателя, а уже в 1936 г. назначен был ее возглавить. 22 июня 1937 г. он подписал «Заключительный доклад председателя комиссии», отклонявший обвинения о. Булгакова в ереси, чем и окончилась официальная полемика о богословских построениях декана Парижского богословского института и самого, пожалуй, заметного и плодовитого ученого богослова русского рассеяния . 30 мая — 1 июня 1936 г. состоялся годичный съезд РСХД в St. Michel sur Orge, собравший около 90 человек и посвященный отношениям христианства и современного государства. В первый день о. С. Четвериков сделал доклад «Верность христианским началам в государственном строительстве древней Руси», а В. В. Зеньковский — «Оцерковление жизни и государство» . Сообщение В. В. Зеньковского было посвящено положению христианства и христианина в условиях «возрастающего стремления государства все больше и больше регулировать жизнь граждан во всех отношениях» и ставило вопрос о том, «до каких пределов в этом отношении может идти подчинение христианина, как христианина, государству» . Вечером второго дня прот. С. Н. Булгаков сделал доклад «Кесарево — кесарю и Божие — Богови».

http://bogoslov.ru/article/6174394

Царь Царствующих и Господь Господствующих в убогом вертепе принял плоть нашу и возлег в яслях, пеленами повитый, между бессловесных животных; имеяй престол небо и подножие землю, повиваяй небо облаки, окружаемый и немолчно хвалимый от херувимов и серафимов и множества ангелов! Коликое смирение и любовь Свою явил нам Премудрый Господь? и когда бы мы хотя мало имели в чувстве сие велие таинство, то как бы не смирились и не возлюбили Спасителя нашего, готовы суще на исполнение святых Его заповедей? Ты смущаешься о болезни твоей, с чем явитися в будущий век? О сем надобно иметь попечение, но не смущенно, а более смиренно, как пишет св. Феогност «обретаяся во время исхода в бездне смирения, ничимже бесстрастного, паче облак вознесешися.» Кажется, довольно должно быть для тебя утешительно сие слово, а притом и самые твои болезни суть знамения к тебе любви Божией; они не только очищают скверну греховную, но и вместо дел вменяются; и так, возложась на 6лагоутробие Божие, будь благонадежна в Его к тебе милости. И смерть ничто иное есть, как совлечение бренности и дебелости плоти, тяготящей душу, и переход в другой, духовный мир. Св. Григорий Богослов довольно утешительно пишет на смерть Кесарии и Горгонии. Будь и ты спокойна о часе смертном, не предавайся смущению и унынию; но смиряйся и успокоишься. В этом помысел твой тебя обманывает, что болезнь показывает тебе враг в преувеличении, что не можешь заняться внешними записями; когда тело немощно, тут не до внешних занятий, довольно терпеть болезнь; а в душевных надобно иначе судить. – Пишешь, что познаешь свою немощь и убожество, но только на языке, а не на деле; подожди, придет время и за дело возьмешься, нельзя в короткое время стяжать сие богатство; а с течением времени, помогающему Господу при твоем произволении и старании, получишь, как пишет св. Симеон Новый Богослов в 1-ом слове. Что ты стараешься подавить в себе какую-либо мысль, не производя в действию, дабы не исполнить своей воли, и хотя не видится тщеславия, но тонкая мысль остается в тебе о правоте твоей; а за то после попускается страсть падения в желании исполнить свою волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста – это малые родительские субботы. В эти дни, в отличие от Вселенских родительских суббот (Мясопустной и Троицкой), заупокойная служба с поминовением усопших менее торжественная и полная. Она может отменяться, если на субботу придется праздник. Вторая неделя Великого поста посвящена памяти св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. Свт. Григорий известен как защитник Православия и православной аскетики. Он боролся против ереси калабрийского монаха Варлаама, отвергавшего православное учение о Божественности и нетварности благодатного света, который иногда (например, на Фаворе) был видим людьми и который озаряет человека в результате усиленного подвига молитвы и поста. По своей сути это праздник торжества православного подвижничества над рационалистическими лжеучениями, отвергающими значение постного подвига (2, с. 164; 7, с. 239). В третью неделю Великого поста, которая носит название Крестопоклонной, совершается служба в честь Креста Господня. На Всенощном бдении после Великого славословия Крест торжественно износится на середину храма для поклонения. Этот день в середине поста установлен для ободрения и укрепления наших духовных сил, для напоминания о спасительных страстях Господних и о последовавшем за ними преславном Воскресении. Поэтому, прославляя Крест Господень, Церковь поет: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Поклонение Кресту повторяется также в понедельник и среду следующей, Крестопоклонной, седмицы на 1-ом часе, вместо пения: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» и в пятницу по окончании всех часов, перед тем, как он будет отнесен в алтарь. При поклонении Кресту поются всегда стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» В течение всей этой седмицы в богослужебных песнопениях прославляется Крест Господень (2, с. 164–165). В четвертую неделю Великого поста вспоминается прп. Иоанн Лествичник , изобразивший весь путь подвижнической жизни в своей замечательной книге: «Лествица духовная, возводящая на небо» и собственной высокой постнической жизнью, давший образец прохождения этого пути.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010