В Четыредесятницу на утрене до среды 6-ой седмицы и на часах до пятницы той же седмицы 407 , кроме первого, во все будние дни 408 , кроме понедельника 1-ой седмицы, когда на всех часах, включая и первый, полагается нарочитое чтение – слово Анастасия Синаит о 6 псалме, как и в Алексеевском Уставе полагается читать творения св. Ефрема Сирина 409 . На 1-ом часе ежедневно, кроме среды, пятницы и недели, а равно и на трапезе ежедневно в этот период полагается чтение из Лествицы Иоанна Лествичника 410 , в среду же, пятницу и неделю за первым часом удерживается чтение, положенное по Алексеевскому Уставу в эти дни в продолжение целого года по окончании утрени, т. е. оглашении св. Феодора Студита 411 . на каждый из первых четырех дней страстной седмицы для чтений на часах назначается по целому евангелию 412 , при чем евангелие Матфея определяется читать в понедельник на 4 части (на 1, 3, 6 и 9 часах) 413 , евангелие Марка во вторник на 3 части (на 1, 3 и 6 часах) 414 , евангелие Луки на пять частей, из которых первая падает на 9 час вторника, а остальные на часы (1, 3, 6, 9) среды 415 ; евангелие Иоанна до прощальной беседы (μεχρ τς διαθκης – в четверг на 4 части (часы 1, 3, 6 и 9) 416 . На воскресные и праздничные дни великого поста Евергетидский Типикон назначает особые, чем на будние, книги для последовательного чтения, чего не делает Алексеевский Устав; из этих книг были уже упомянуты ‘Ηθικ Василия Великого и Златоуста, толкование на Псалтирь 417 ; кроме того, указываются: слова Златоуста о статуях и Шестоднев 418 . Настоятелю предоставляется право выбора из указанного сейчас ряда произведений великопостного периода 419 и даже назначение какого-либо другого из неупомянутых в Типиконе 420 . – Каждое из перечисленных произведений седмичного круга назначается Типиконом для последовательного чтения и как таковое получает специальное определение – τ προκεμενον βιβλον каждого данного периода времени, а чтение из них – чтение κ το προκειμνου βιβλου 421 ; для каждого такого чтения Типикон определяет брать «понемногу» (πρς λγον), 422 приблизительно два или три листа (φλλα) для утрени 423 , два для 1-го часа 424 и полтора для прочих часов 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

и 3 и 6 п. канона, а по 1, 2, 3, каф. и 3 п. канона) 777 ; от 24 декабря по 14 января и в седмицы мясопустную и сыропустную – три чтения (по 1 и 2 каф. и 3 п. канона) 778 . В Четыредесятницу, кроме страстной седмицы, Иерусалимский Устав соединяет службу триоди со службою минеи (вопреки Алексеевскому и Евергетидскому) и потому имеет полный канон, вместо трипеснца, со чтениями по 3 и 6 песнях; отсюда чтений на утрене в Четыредесятницу пять (по 1, 2, 3 каф. и по 3 и 6 пп. канона); 779 в субботы всего года – три чтения (по 1 и 2 каф. и 3 п. канона) 780 ; в недели всего года – пять (по 1 и 2 каф., на полиелее или непорочных и по 3 и 6 пп. канона). В первые три дня страстной седмицы, имеющие кафизм три, как во всю Четыредесятницу, но вместо полного канона – трипеснец, чтения полагаются только на кафизмах и по числу их, т. е. три 781 ; великий четверг и великий пяток, не имеющие кафизм, имеют чтения – первый по 3 и 6 пп. канона 782 , второй – по 7 евангелии 783 ; великая суббота, имеющая одну кафизму 18-ую, имеет чтение по этой кафизме и, повидимому, по 3 п., а в случае аще не позд – ε χει ρα – и по 6-ой п. канона 784 . Седмица пасхальная, не имеющая кафизм, имеет два чтения на каноне (по 3 и 6 пп.) 785 . В недели всего года на бдениях по окончании утрени пред 1 часом, здесь как и всегда соединяемым (как в Евергетидском Типиконе) с 1 часом, полагается, согласно Алексеевскому Уставу, при пении стихиры самогласной храму и стихиры евангельской на слава и ныне, исхождение в притвор, лития, как после вечерни, и чтение оглашения Феодора Студита по отпуске литии, сопровождаемое пением тропаря св. Феодору Студиту 786 . Великим постом чтение оглашения совершается также в среду и пяток, но не по отпуске утрени (которая тогда отпуска не имеет), а по отпуске 1-го часа 787 . В другие будние дни великого поста на 1-ом часе Иерусалимский Устав чтений не имеет, но на прочих часах имеет и при том не только на 3 и 9-ом, как и в Алексеевском и Евергетидском, но и на 6-ом 788 : после богородична часов на 3 и 9-ом и после паремии на 6-ом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Д.В. Дементьев Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная неделя На службе Крестопоклонной Недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. На середину храма для поклонения выносят Святой Крест, поэтому и сама неделя называется Крестопоклонною. В пятницу, по окончании часов и после поклонения, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – теперь, в середине Великого поста, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение, – Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение. Закон Божий ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победу над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ». Тропарь Кресту, глас 1 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6 Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

На первом часе, по молитве Господней, чтец читает три псалма: 5-й, 22-й и 26-й, и по тропарях возглашает прокимен: «И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой». Затем следует чтение паремий из пророчеств Исаии (гл.35). Пророк провидит время обильного излияния благодати Духа Святого, время обновления и возрождения людей по вере в Господа Иисуса Христа. О чем вещал пророк из времен далеких, к тому близко стоял Иоанн, Креститель Господень, который поведал людям о Господе, явившемся во плоти. О Крестителе благовествуется в апостольском и евангельском чтениях ( Деян.13:25–32 и Мф.3:1–11 ). На третьем часе в псалмах (28, 41 и 50) прославляется Господь, имеющий власть над водами. После тропарей возглашается прокимен: «Видеша Тя воды Боже, видеша Тя воды и убояшася» и читается пророчество Исаии о благодатном Царстве Божием, в котором люди получают очищение и обновление. В чтении из Апостола указывается различие между крещением Иоанна и крещением христианским ( Деян.19:1–8 ). Предтеча крестил водой в покаяние, призывая всех веровать в грядущего по нем Иисуса Христа. Явился Сам крестящий Духом Святым, Господь наш. На Него указал Иоанн. О сем благовествует Св. Евангелие ( Мк.1:1–8 ). В псалмах 6-го часа (73-ем, 76-ом и 90-ом) воспевается Божие величие и Божия сила, а в паремии (Ис. гл.12) возвещается спасение от Господа. Апостол призывает верующих и крестившихся жить по Христу, в обновление жизни ( Рим.6:3–12 ). Св. Евангелие говорит о крещении Иисуса Христа, о сорокадневном посте Его и начале проповеди ( Мк.1:9–15 ). В псалмах 9-го часа (92-ом, 113-ом и 85-ом) воспевается царское величие и могущество Господа, а в паремии ( Ис.49:8–15 ) возвещается Божия любовь к роду человеческому. В апостоле благовествуется о явлении благодати Божией, спасительной всем человекам ( Тит.2:11–14;3:2–7 ), а в Св. Евангелии – о крещении Спасителя и Богоявлении. бб) Литургия совершается с Вечерней, если навечерие Крещения не приходится на субботу или воскресенье. По великой ектении, после стихир на Господи воззвах и по входе с Евангелием читаются паремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Пасхальную седмицу Великого славословия совсем не положено. 4. Во все те дни Великого поста, когда положены великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина, совершаются они и на утрени Благовещения, но только три поклона с чтением молитвы, после сугубой ектении: « Помилуй нас, Боже:» Часы в день Благовещения бывают великопостные, если Благовещение случится в те дни Великого поста, когда по уставу полагаются часы великопостные, то есть: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Но поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина в Великую Четыредесятницу положены только на 1–ом часе и в конце изобразительных, а не бывают на 3–м, 6–ом и 9–ом часе. В Страстную же седмицу положены на каждом часе. Но никогда не бывает более 3–х поклонов. На часах читается тропарь и кондак Благовещения. В субботы и недели великой Четыредесятницы, а также в Четверток и Субботу страстной седмицы бывают обычные часы вседневные. Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он не случился (не исключая и Великого пятка, когда обычно никакой литургии не положено), всегда совершается полная — или св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого (в 3–ью, 4–ую, 5–ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, когда эта литургия положена). В те дни, когда литургия начинается вечерней, так бывает и в день праздника Благовещения: во все седмичные дни св. Четыредесятницы, то есть кроме суббот и недели, литургия в день Благовещения всегда начинается вечерней. Особенность этой вечерни та, что на ней прибавляется 11–ая стихира на «Господи воззвах» со стихом: « Творяй ангелы своя духи». На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

В субботы также разрешение на рыбу, как и в воскресные дни (см. Типикон, главу 33). В некоторые дни Рождественского поста, которые отмечены словом «Алиллуиа», совершается богослужение отчасти сходное с богослужением Великого поста и читается молитва преподобного Ефрема Сирина « Господи и Владыко живота моего» с земными поклонами. Праздник Рождества Христова имеет 5 дней предпразднства, начиная с 20 декабря, и 6 дней попразднства: отдание его бывает 31 декабря. Кроме того, в два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым празднуется память тех ветхозаветных праведников, которые спаслись верою в имеющего родиться Господа Иисуса Христа. Это так называемая — Неделя святых праотец. Следующая неделя, непосредственно перед Рождеством Христовым, называется Неделею святых отец, или Неделею пред Рождеством Христовым, и в нее совершается в дополнение к воскресной службе из Октоиха особая служба из Минеи, и также читаются особые Апостолы и Евангелия. Особый Апостол и Евангелие читаются также в Субботу пред Рождеством Христовым. Бывает различный устав службы в Неделю святых отец в зависимости от того, когда она случится: 1. вне предпразднства, то есть до 20 декабря 18–го или 19–го декабря, 2. внутрь предпразднства, то есть с 20 по 23 декабря, и 3. в самое Навечерие Рождества Христова 24 декабря: чем ближе к празднику, тем больше в службе предрождественских песнопений. Во все дни предпразднства на малом повечерии поется особый трипеснец и каноны, подобные трипесцам и канонам Страстной седмицы. Самый строгий день поста и совсем особенная служба полагается в самый канун Рождества Христова, который называется Навечерием, или Сочельником от слова «сочево», что значит кутия с медом. В Навечерие, если только оно не случится в субботу или воскресение, во 2–ом часу дня (по нашему в 8 часов утра) отправляются Царские часы 1–ый, 3–ий, 6–ый и 9–ый. На каждом из них бывает по 2 особых пророческих псалма, особые тропари, прокимен, паремия, Апостол и Евангелие. Евангелие выносится в самом начале на середину храма и полагается на аналогии, царские врата во всю службу, пока Евангелие не уносится в алтарь, остаются открытыми, на каждом часе совершается каждение на 1–ом и 9–ом часах полное, на 3–м и 6–м малое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Праздник Рождества Христова имеет 5 дней предпразднства, начиная с 20 декабря, и 6 дней попразднства: отдание его бывает 31 декабря. Кроме того, в два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым празднуется память тех ветхозаветных праведников, которые спаслись верою в имеющего родиться Господа Иисуса Христа. Это так называемая – Неделя святых праотец. Следующая неделя, непосредственно перед Рождеством Христовым, называется Неделею святых отец, или Неделею пред Рождеством Христовым, и в нее совершается в дополнение к воскресной службе из Октоиха особая служба из Минеи, и также читаются особые Апостолы и Евангелия. Особый Апостол и Евангелие читаются также в Субботу пред Рождеством Христовым. Бывает различный устав службы в Неделю святых отец в зависимости от того, когда она случится: 1. вне предпразднства, то есть до 20 декабря 18-го или 19-го декабря, 2. внутрь предпразднства, то есть с 20 по 23 декабря, и 3. в самое Навечерие Рождества Христова 24 декабря: чем ближе к празднику, тем больше в службе предрождественских песнопений. Во все дни предпразднства на малом повечерии поется особый трипеснец и каноны, подобные трипесцам и канонам Страстной седмицы. Самый строгий день поста и совсем особенная служба полагается в самый канун Рождества Христова, который называется Навечерием, или Сочельником от слова «сочево», что значит кутия с медом. В Навечерие, если только оно не случится в субботу или воскресение, во 2-ом часу дня (по нашему в 8 часов утра) отправляются Царские часы 1-ый, 3-ий, 6-ый и 9-ый. На каждом из них бывает по 2 особых пророческих псалма, особые тропари, прокимен, паремия, Апостол и Евангелие. Евангелие выносится в самом начале на середину храма и полагается на аналогии, царские врата во всю службу, пока Евангелие не уносится в алтарь, остаются открытыми, на каждом часе совершается каждение на 1-ом и 9-ом часах полное, на 3-м и 6-м малое. С часами соединяются и Изобразительные. Затем в 7 часу дня, а по нашему в 1 час пополудни, совершается литургия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Если отдание праздника случится в седмичный день, то: вся служба праздника, как 25 декабря, но на вечерне без входа и чтения паримий, а на утрени — великое славословие. На литургии – «Блаженны». По входе — тропарь и кондак праздника. Трисвятое. Прокимен, Аллилуиа и причастен праздника. Апостол и Евангелие – только дня. Отдание праздника Рождества Христова в воскресный день На великой вечерне: кафизма 1-я: «Блажен муж…» На «Господи, воззвах» – стихиры воскресные — 3, праздника – 4, глас 2-й: «Приидите, возрадуемся Господеви…» и святых – 3, «Слава» – святых, глас 6-й: «Память совершаем...», «И ныне» – (вместо догматика) стихира праздника, глас 2-й: «Августу единоначальствующу...». Вход. Прокимен дня. На литии — стихиры праздника. «Слава», глас 5-й: «Волсви персидстии...», «И ныне» – глас 6-й: «Ликуют ангели...» На стиховне – стихиры воскресные, «Слава» – святых, глас 6-й: «Священных память...», «И ныне» – праздника. На благословении хлебов – «Богородице Дево» (дважды) и тропарь святых (единожды). На утрени: на «Бог Господь» – тропарь воскресный (дважды), «Слава» — святых, «И ныне» – праздника. По кафизмах – седальны воскресные. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное рядовое. «Воскресение Христово…». По 50-м псалме – стихира воскресная. Каноны: воскресный с ирмосом – на 4, святых на – 4 и праздника оба канона – на 6. Катавасия – ирмосы первого канона праздника. По 3-й песни – кондак и икос святых и седальны их, «Слава, и ныне» – праздника. По 6-й песни – кондак и икос праздника. На 9-й песни поем «Честнейшую», светилен — воскресен, «Слава» — святых, «И ныне» – праздника. На хвалитех – стихиры воскресны – 4 и праздника, – 4, глас 4-й, с припевами их, «Слава» – стихира святых, глас 8-й: «Кровь и огнь...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь воскресен, ектении и отпуст. «Слава, и ныне» – стихира Евангельская и час 1-й. На 1-ом часе тропарь воскресный, «Слава» – праздника. «И ныне» – Богородичен часа. По «Отче наш» – кондак праздника. На 3-м часе тропарь воскресный. «Слава» – святых. «И ныне» – Богородичен часа. Кондак праздника и святых попеременно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Часы поются или вседневные (в субботы и недели Четыредесятницы, в четверток и субботу Страстной, причем в эту субботу 3, 6 и 9-й часы совершаются вместе и после них бывает отпуст), или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы), причем на великопостных часах в дни Четыредесятницы поклоны только на 1 часе и в конце изобразительных (на часах же 3, 6 и 9-ом поклонов не полагается), а в Страстную – на каждом часе; на Крестопоклонной седмице в понедельник, среду (на 1-м часе) и пятницу (по отпусте часов) бывает поклонение Кресту; в Страстную седмицу на часах читается Евангелие; на Благовещение в Великий Пяток часы те же, что полагаются в Великий Пяток, а в Пасхальную седмицу _ пасхальные часы. Когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверток, пяток и субботу Страстной, – в эти дни вечерни совершаются пред литургией; в субботы и недели 3, 4, 5 и 6-й седмиц Четыредесятницы и в Пасхальную седмицу вечерня бывает после литургии. Литургия, в какой бы день ни случился праздник Благовещения, всегда совершается полная – Иоанна Златоуста или Василия Великого , если праздник случится в тот день, когда по Уставу положена сия последняя; вместо «Достойно...» поем ирмос праздника (см. 8 сентября), кроме недели Ваий, Великих Четвертка и Субботы, когда этот ирмос поется только в храмах Благовещения (а в прочих – ирмос Триоди), и кроме дней Пасхи, когда поется припев и ирмос Пасхи. В день Благовещения после литургии, вечером, или отправляется вечерня и малое повечерие (если в этот день вечерня не совершается до литургии) или одно повечерие (если в этот день вечерня была до литургии). Если 26 марта полагаются великие поклоны, то эти поклоны бывают и на вечерне и на повечерии 25 марта. В частности, когда Благовещение случится во вторник и среду Страстной седмицы, то накануне праздника вечерня следует непосредственно за чтением часов (3, 6 и 9-го) и изобразительных. На вечерне к стихирам Триоди на «Господи, воззвах» присоединяются стихиры праздника, кроме того на этой вечерне бывает вход, читаются паремии дня (Триоди) и праздника (три).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

—710— нается составляющая вторую часть агрипинии 2416 утреня. Один раз в год, именно, в первый день Пасхи, в случае длинноты ночи, панихида, подобно утрене, имеет ещё дополнительные чтения, помещаемые по 3 и 6 песнях канона 2417 . Четий материал Уставных Чтений Евергетидского Типикона является в составе тех же трёх кругов – седмичного, триодного и минейного. В отношении к составу четьего материала Алексеевского Устава, эти круги четьего материала Евергетидского Устава представляют не что иное, как —711— развитие, усложнение и некоторое видоизменение таковых же Алексеевского. Седмичный круг «чтений» для утрени имеет, в общем, то же разделение на четыре периода, что и в Алексеевском Уставе. Круг чтений первого периода из толкования Златоуста на ев. Иоанна – начинается не с понедельника Антипасхи, а с панихиды и иногда утрени 1-го дня Пасхи, так что на этот день падает как раз толкование на литургийное евангелие этого дня: в начале бе слово 2418 . Во второй период в состав четьего материала вносится толкование Златоуста на послание к Римлянам; чтение этого толкования начинается с недели всех святых и продолжается до 1-го сентября 2419 . С 1 сентября читается положенная по Алексеевскому Уставу с 30 августа вторая книга толкования Златоуста на ев. Матфея; оставшееся после прочтения её время до конца второго периода посвящается чтению из ϑικ Златоуста 2420 или из какой-нибудь другой книги 2421 ; по усмотрению настоятеля чтения из ϑικ Златоуста может быть производимо и в будние дни поста св. апостол 2422 . Из остальных указанных в Алексеевском Уставе для второго периода произведений толкование Златоуста на книгу Деяний вовсе не указывается в составе четьего материала; ϑικ Василия Великого (а также снова ϑικ Златоуста) и толкование на псалтирь переносятся на —712— воскресные и субботние дни великого поста; патерик даёт материал для чтений на первом часе целого кроме великого поста 2423 , и за трапезой целого года, кроме великого поста с великой субботой и некоторых особых случаев 2424 . В третий период – от 20 декабря читается то же, что и по Алексеевскому Уставу, т. е. первая книга толкования Златоуста на евангелие Матфея 2425 , а по окончании её из «другой какой-либо книги» по усмотрению настоятеля 2426 . В Четыредесятницу на утрене и на часах, кроме первого, во все будние дни 2427 , кроме понедельника 1-ой седмицы, когда на всех часах, включая и первый, полагается нарочитое чтение – слово Анастасия Синаита о 6 псалме, как и в Алексеевском Уставе, полагается читать творения св. Ефрема Сирина 2428 . На 1-ом часе ежедневно, кроме среды, пятницы и недели, а равно и на трапезе ежедневно в этот период полагается чтение из Лествицы Иоанна Лествичника 2429 , в среду же, пятницу и неделю за первым часом удерживается чтение, положенное по Алексеевскому Уставу в эти дни в продолжение целого года по окончании утрени, т. е. оглашений св. Феодора Студита 2430 . На воскресные и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010