Кровный родственник жены, стоящий в определенной к ней степени, не может быть таким же близким к её мужу, как кровный его родственник соответствующей степени. Вследствие всего этого, в новйшее время выработалось следующее синодальное определение относительно счета свойства: „Так как муж и жена, составляя одно для нисходящего от них потомства, не превращают двух родов в один, то супруги в отношении к родственникам с той и другой стороны должны быть полагаемы в разных степенях». А на основании этого положения Св. Синод теперь не только не осуждает на расторжение и к признанию недействительности брака, заключенные в 4-ой степени двухродного свойства, но и дает разрешение на вступление в брак свойственникам, состоящим в этой степени. Таким образом, по действующему русскому праву, обем двухродного свойства по отношению к браку ограничивается тремя степенями (по счету 50-ои главы кормчей, a no древнему счету степеней 4-мя). С признанием влияния двухродного своиства на брак, церковь при последователном применении к жизни начало о единстве мужа и жена в браке, с течением времени должна была не отказывать вовсе во влиянии на брак и трехродному свойству: муж, лишившийся первой жены, взятой из другого рода, и вступивший во второй брак с женщиною из третьего рода, составлял и со второю женою „едину плоть»; следовательно, свойственники мужа по первому браку вступили чрез его второй брак с родными второй его жены в свойство, которое и есть трех-родное. По действующему праву объем трехродного родства по отношению к браку определяется так: лицам, состоящим между собою в первой степени трехродного родства, браки ни в каком случае не могут быть дозволяемы; священнослужители не должны без точного разрешения епархиального начальства приступат к повенчанию и лиц, состоящх между собою во 2-ой, 3-ей и 4-ой степенях трехродного родства; преосвященные же, не запрещая ни в каком случае повенчания лиц, состоящих между собою в 4-ой ст. трехродного свойства, могут, по усмотрению нужды, разрешать сочетание браком тех лиц, которые находятся между собою во 2-ой и 3-ей степенях трехродного родства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

Таким образом, промыслитльная деятельность Божия направила даже и нечестивого Антиоха на истинный путь нравственной жизни, ибо Антиох, хотя с муками и карами, все же исповедал, что Он Един есть Бог (VII, 37, 38), и написал письмо иудеям (IX, 18–28). Итак, промыслительная деятельность Божия о мире, по учению 2-ой Маккавейской книги, выражается в сохранении тварей, в содействии или вспомоществовании им и в управлении ими. В тесной связи с последними двумя видами промыслительной деятельности Божией стоит промыслительная деятельность Бога к падшему человеку. Промышление Божие о падшем человеке, по учению 2-ой Мак. книги, совершается двумя способами: естественным и сверхъестественным. К естественному способу промышления Божия о падшем человеке относятся, 2-ю Мак. книгою, все роды промыслительной деятельности, оказываемой Богом и в отношении вообще к миру, как-то: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими. При разборе учения 2-ой Мак. книги о промыслительной деятельности Божией этого рода, мы уже и прежде отметили, что содействие или вспомоществование тварям и управление ими имеют в виду главным образом разумно-свободные существа, каковыми являются все люди. К сверхъестественному способу промышления Божия о людях 2-я Мак. книга относит средства сверхъестественные, чудесные. Эти средства употребляются Богом, по учению 2-ой Мак. книги, для поддержания в людях истинной веры в Единого истинного Бога; а так как носителем этой истинной веры, еще по завету Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом (I,1–2), является еврейский народ, который, поэтому, в книге зовется народом святым (XV, 24), то он-то и является, по учению 2-ой Маккавейской книги, предметом особого промышления Божия – чудесного охранения. Достаточно припомнить хотя бы последнее нашествие Никанора и его поражение. «Маккавей, видя наступление многочисленного войска, пестроту приготовленного оружия и свирепость зверей, простер руку к небу и призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И тут мы обязаны спросить: «Ну ладно, а что насчёт евангельских рассказов?». Что насчёт 28-ой главы Евангелия от Матфея, или того короткого рассказа в 16-ой главе Евангелия от Марка, и длинного в 24-ой главе Евангелия от Луки, и ещё более длинного в 20-ой и 21-ой главах Евангелия от Иоанна? Разумеется, я, как в сущности и все исследователи Евангелия, верю, что они были записаны намного позднее. Я не знаю, когда в действительности были записаны Евангелия. Никто этого не знает, хотя исследователи предпочитают говорить нам, что они знают это. Они могли быть написаны ранее 50-ых годов первого века; некоторые сказали бы, что даже раньше. Они могли быть написаны позднее 70-ых или 80-ых годов; некоторые даже сказали бы, что позднее 90-ых. Но на данный момент это вообще не имеет никакого значения для приводимых мной доводов. Суть состоит в следующем: евангельские рассказы о воскресении (и имеющие к ним отношение места в начале Книги Деяний) имеют определённые ключевые особенности, которые являются общими для всех четырёх Евангелий и которые, согласно историческим фактам, говорят о том, что, хотя Евангелия и были записаны гораздо позднее, они восходят к наиболее ранним устным преданиям, не претерпевая при этом существенных изменений, за исключением незначительных корректировок. И этот факт, несомненно, имеет огромное значение. Первой особенностью является портрет Иисуса в рассказах о воскресении. Снова и снова кто-то говорит о том (и когда я изучал большую книгу , книга – возможно автор имеет в виду «Большую книгу библейских противоречий» (The Big Book of Bible Difficulties), написанную Норманом Гейслером и Томасом Хоу. я устал читать об исследователях, которые так утверждают), что (1) Евангелие от Марка было написано первым, и в нём почти ничего не говорится о воскресении; (2) следующим было Евангелие от Матфея, и там содержится не намного больше информации об этом; а затем (3) в конце первого столетия появились Евангелия от Луки и Иоанна, и лишь потом и только потом мы находим истории об Иисусе, который ест печёную рыбу, готовит обед на берегу, предлагает Фоме прикоснуться к Нему и т. д. Таким образом, согласно этой теории, в конце первого столетия были христиане, которые начали думать, что Иисус не был в действительности реальной фигурой, что Он на самом деле не был настоящим человеком, и поэтому Лука и Иоанн выдумали эти истории в тот период времени для того, чтобы сказать, что да, Он на самом деле был человеком, воскресший Иисус действительно имел телесное обличье и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Приняв такое распоряжение Св. Синода «за высокое благоволение», обязывавшее составителя труда «к вечной благодарности», преосвященный Августин решился дополнить Памятник из духовных законов законами, изданными с 1818 по 1826 г. для управления всероссийской церкви, и для сего собрал вышедшие за этот период времени и напечатанные в тогдашних Московских Ведомостях «ко всеобщему сведению Именные Высочайшие указы, все Высочайше утвержденные мнения Государственного Совета, определение Св. Правительствующего Синода и все определения Правительствующего Сената, сообщенные при ведениях Св. Правительствующему Синоду. Собранные законоположения, по проверке и дополнении их недостающими секретарем ярославской духовной консистории Белогостицким, преосвященный Августин разместил в двух 5 – 6-ой частях Памятника; при чем в пятую часть были включены духовные законы, а в шестую – светские, нужные к сведению и основанию духовных судилищ; первых насчитывалось до 207 узаконений, – число последних простиралось до 326-ти. Эти части преосвященный Августин посвятил Всеавгустейшему имени Императора Николая I Самодержца Всероссийского и представил Св. Синоду при доношении от 1 мая 1831 года. Свят. Синод и употребленные преосвященным Августином труды на составление 5-ой и 6-ой частей Памятника из законов принял за благо и объявил составителю свою признательность 10 . Возбуждаемый к деятельности указами Св. Синода, извещавшими, что Синод принимает труды «за благо», преосвященный Августин с новой и большой энергией принимался за новые и обширнейшие труды по части собрания законов. Еще до составления и представления Св. Синоду 5-ой и 6-ой частей Памятника из законов, преосвященный Августин начал трудиться над составлением нового собрания «Полного свода духовных законов». 1 августа 1820 г., находясь уже на покое в Троицко – Сергиевом Варницком заштатном монастыре в Ростове, преосвященный Августин доносил Св. Синоду, что с 25 января 1819 г., он возымел сильное побуждение к предприятию сочинения «полного свода церковных законов» в шести частях.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

(На) Устюжскому (–ге архиепископ. Во удоволствование дати ему) – Архангелским (ой) монастырем (рь) со крестьяны, а за ним 330 дворов. (В) Танбовскому (–нбове епископ. Во удоволствование дати) Троицким (ой) да Мамонтовым (ов) монастырем (ри) со крестьяны, а за ними 130 дворов. (В) Воронежскому (же епископ. Во удоволствование дати) Борщовым (в), да Успенским (ой), да Алексеевским (ой) монастыри, а за ними 210 дворов. (На) Ливенскому (–не с) и Новосильскому (–силью епископ. Во удоволствование дати ему) Сергиевским (иев монастырь за ним 19 дворов), да из Шацкого Чернеева монастыря крестьяны, всего 325 (дворов). (В) Курскому (–ку епископ. Во удоволствование дати ему) – Знаменским (ой) монастырем (рь) со крестьяны а за ним 169 дворов. (На) Орловскому (–ле и Кромах епископ. Во удоволствование дати) Троицким, да Богоявленским, да из Белева Преображенским монастыри со крестьяны, а за ними 246 дворов. 1-е предложение дословно сходно. На сие ответ соборной: «Великому Государю, Царю и Великому Князю Феодору Алексеевичу, всеа Великия и Малые и Белые Росии Самодержцу, бьют челом митрополиты и архиепископы, чтобы…. … из епархии во градех: в Галиче епископу, в Арзамасе епископу, в Севске архиепископу, а к Севску городов: Брянеск, Трубчевск, Путивль, Рылеск. Новгородского митрополита из епархии во градех: на Колмогорах и на Ваге с пригороды архиепископу: Архангельской город, Мезень, Кевроль, Пустозеро, Пинега. Казанского митрополита из епархии во граде на Уфе с пригороды епископу. Сибирского митрополита из епархии в Енисейску с городы, с пригороды и с острожки архиепископу. А в даяние грады на Лену в Дауры из той же епархии посылать от духовного чину архимандритов и игуменов, или священников добрых и учителных, для учения христианского закона и просвещения неверных, а епископом в тех далних городех ныне быть неудобно, малолюдства ради христианского народа. Ростовского митрополита из епархии во градех, на Устюге Великом, и на Тотме, и у Соли Вычегодской, архиепископу. Рязанского митрополита из епархии во градех: в Танбове с городы: Козловым, Доброе городище, епископу; на Воронеже с городами: Елец, Романов, Орлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ой, ой, ой, благодетели, заступитесь, помилуйте! Исторгните смиреннейшего раба Цикумбрика из пасти львиной! – Что с тобой? – спросил Гаргилиан кривоногого чахоточного сапожника с добрым, растерянным лицом, с неуклюже торчавшими клоками седых волос. Его вели два тюремных римских копьеносца. – В темницу влекут! – За что? – За разграбление церкви. – Как? Неужели ты?.. – Нет, нет, я только в толпе, может быть, раза два крикнул: бей! Это было еще при августе Юлиане. Тогда говорили: кесарю угодно, чтобы мы разрушали галилейские церкви. Мы и разрушали. А теперь донесли, будто я серебряную рипиду из алтаря под полою унес. Я и в церкви-то не был; только с улицы два раза крикнул: бей! Я человек смирный. Лавчонка у меня дрянная да на людном месте, – если драка, непременно затащат. Разве я для себя? Мне что?.. Я думал, приказано. Ой защитите, отцы, помилуйте!.. – Да ты кто, христианин или язычник? – спросил Юний. – Не знаю, благодетели, сам не знаю! До императора Константина приносил я жертвы богам. Потом крестили. При Констанции сделался арианином. Потом эллины вошли в силу. Я к эллинам. А теперь опять, видно, по-старому. Хочу покаяться, в церковь арианскую вернуться. Да боюсь, как бы не промахнуться. Разрушал я капища идольские, потом восстановлял и вновь разрушал. Все перепуталось! Сам не разберу, что я и что со мной. Покорен властям, а ведь вот никак в истинную веру попасть не могу. Все мимо! Либо рано, либо поздно. Только вижу нет мне покоя, – или так уж на роду написано? Бьют за Христа, бьют за богов. Деток жаль!.. Ой, защитите благодетели, освободите Цикумбрика, раба смиреннейшего! – Не бойся, любезный, – произнес Гаргилиан с улыбкой, – мы тебя освободим. Похлопочем. Ты еще мне такие славные полусапожки сшил, со скрипом. Цикумбрик упал на колени, простирая с надеждой руки, отягченные цепями. Немного успокоившись, он взглянул на покровителей робко, исподлобья, и спросил: – Ну, а как же теперь насчет веры, благодетели?.. Покаяться и уж твердо стоять до конца? Значит, перемены не будет? А то боюсь, что снова…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

2016/05/03, 14:54:48 Христос Восресе, дорогие отцы и братия Святой Горы Афон! Многая и благая лета вам, за ваш молитвенный труд за нас грешных. Храни вас Господь! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь! р.Б.Алла 2016/05/01, 14:49:52 Христос Воскрес! С праздником Светлой Пасхи! р.Б.Елена, р.Б.Даниил 2016/05/01, 12:49:25 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! С ПАСХОЙ ВАС, РОДНЫЕ НАШИ!!! р.Б.наталья 2016/05/01, 01:58:59 Христос Воскресе! С праздником Светлой Пасхи! Всех благ всем верующим! р.Б. Ольга 2016/04/30, 16:30:53 Христос Воскресе Афонские братья! Поздравляю Вас со светлым праздником Пасхи! НАТАЛЬЯ 2016/04/30, 04:10:09 Христос Воскресе Афонские братья! Поздравляю Вас со светлым праздником Пасхи! Георгий 2015/04/13, 08:16:35 Христос Воскресе!!! С праздником Светлой Пасхи! Храни вас Господи! р б.Фотиния 2015/04/12, 16:31:20 во истину воскресе Отец наш . валериан 2015/04/12, 09:45:50 Христос Воскресе ! Со светлым праздником ! Здоровья и Божьей милости ! Неонилла 2015/04/11, 22:27:10 Христос Воскресе! р.Б.наталья 2014/04/25, 11:31:25 Христос воскресе!!! Спасибо за видео)) 2014/04/25, 09:49:33 Христос Воскресе! Со Светлым праздником Пасхи!!! Мира, спокойствия,добра и Божьей милости всем! Виктория 2014/04/22, 21:54:54 Христос Воскресе! р.Б.Ирина 2014/04/22, 12:09:17 Большое спасибо за Ваши молитвы, за служение Господу! С праздником Светлой Пасхи! Валентина 2014/04/22, 10:15:22 Христос Воскрес! Христос Воскрес! Христос Воскрес! Дорогие отцы и братия св. горы Афон! с праздником Пасхи! Кланяюсь и благодарю за ваши молитвы. Спаси Вас Господь! Покровительства и Заступничества Пресвятой Богородицы! Марина Беларусь г.Ивье 2014/04/20, 16:42:36 Дорогие отцы и братья с Праздником Пасхи Вас!!!Христос Воскрес -Воистину Воскрес - Пресуществился в нас! Укрепления вам от божественных сил и большое спасибо за ваши молитвы. 2014/04/20, 07:46:40 Христос Воскресе! С праздником Светлой Пасхи! 2014/04/19, 22:12:04 ища правильный путь с верой , надеждой и любовью поем пасхальные каноны во славу Божью : Христос Воскресе - Воистину Воскресе !

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1806

Праздник воскресения Христова или Пасхи есть древнейший из всех христианских праздников. Он начался с самого времени воскресения Христова. Его торжествовали св. Апостолы и заповедали праздновать всем верующим. Св. Ап. Павел, побуждая первых христиан к достойному празднованию Пасхи Христовой, говорит: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос. Темже да празднуем не в квасе ветсе, но в безквасиих чистоты и истины ( 1Кор.5:8 ) 448 . В постановлениях Апостольских говорится: «великую неделю св. Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя воскресения Господня: и надобно во время ея познавать Пострадавшаго и Воскресшаго» 449 . Кроме того об Апостольском происхождении праздника Пасхи свидетельствуют св. отцы Церкви. Так Игнатий Богоносец , чтимый в лике 70 Апостолов, в своем послании к Филиппийцам упоминает о празднике св. Пасхи, как о всеобщем в его время христианском торжестве. Бл. Августин говорит: «что не писано, а передано, и что храним мы, и что впрочем соблюдается во всем мире, то предано или от самых Апостолов или от Соборов. По их спасительному установлению сохраняются в Церкви правила и постановления, например о ежегодном воспоминании страданий, воскресения. вознесения Господня и сошествия Св. Духа» 450 . Апостолами указано даже самое время празднования Пасхи христианской, именно после весеннего равноденствия – не с Иудеями 451 . Согласно с сим правилом предписывается праздновать Пасху в постановлениях Апостольских 452 . Итак Церкви в Азии, Понте, Греции, Риме, Италии, Африке, Ливии, Египте, Испании, Галлии, Британии, непрерывно и свято соблюдая предания Апостольские, издревле праздновали Пасху Христову не с Иудеями, кои распяли Иисуса Христа и коих Пасха по течению самых событий предваряет христианскую, но после весеннего равноденствия и полнолуния, – и после Пасхи Иудейской, в первый воскресный день. Этому правилу не следовали некоторые христиане Сирии, Месопотамии и Киликии, обращенные из малоазийских Иудеев, которые. по своим преданиям, совершали праздник христианской Пасхи по обычаю ветхозаветному, в одно время с Пасхою Иудейскою, в 14 число первого после весеннего равноденствия месяца, в какой бы день недели это число не случилось. В этот день разрешали и пост 453 . Видеть такое разногласие в праздновании Пасхи между христианами, из коих одни еще держат пост, а другие веселятся, – было соблазнительно. По сему поводу пастыри Церкви имели между собою сношения и совещания. Св. Поликарп, епископ Смирнский, живший в конце I и в начале II века, сам лично был в Риме для совещания с папою Аникитой о водворении между христианами единовременного празднования Пасхи. Для водворения сего единства во многих местах были также держаны Соборы 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

В день Пасхи освящаются яйца и сыр, как начатки пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать, и благословляется мясо для мирян (см. молитвы в Требнике). Яйца и сыр, принесенные (для освящения), поставляются в притворе; в церковь же отнюдь не подобает вносити (Тип., послед. Пасхи, литургия). Есть обычай – в домах приготовлять хлеб, как бы домашний артос, и носить его в день Пасхи в притвор церкви для освящения, вместе с сыром и яйцами. Во время Пасхи, при взаимных приветствиях, обыкновенно, дарят друг другу красные яйца. Этот обычай производят от Марии Магдалины, которая, явясь к Императору Тиверию в Рим и поднесши ему в дар, как царю, красное яйцо, сказала: «Христос воскресе», и начала проповедовать о воскресении Христовом (см. О начале обыкновения употреблять красные яйца во время Пасхи. Перевод с греческого сочинения Константина Экономила, 1826 года). Яйцо есть символ возрождения; окрашенное красное яйцо знаменует возрождение наше кровью Господа Иисуса Христа. В Требнике находится молитва «во еже благословити брашна, мяса во Святую и Великую Неделю Пасхи». Брашна, обыкновенно, окропляются святой водой. Положено освящать их вне храма. «Ведомо же будет и сие», сказано в Типиконе, «яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею» (Тип., послед., дня Пасхи, литургия) 1033 . Во всю светлую седмицу бывает целодневный звон, в знак особого торжества Церкви, празднующей победу Господа над смертью и адом. И службы частного богослужения содержат в себе песнопения пасхальные. Молебен поется с каноном Пасхи (Тип., посл. Пасхи). На молебне читается Евангелие или от Луки, зачало 114 (Тип.), или Мф., зач. 116 (След. Псалт.). При отпевании умершего в светлую седмицу, главным образом, поются песни пасхальные – канон и стихиры, и читается во-скресное Евангелие; только ектении произносятся об усопшем (см. далее, об отпевании). После дня Пасхи вся светлая седмица составляет как бы один продолжительный день – праздник. Во все дни седмицы на службах поются одинаковые песнопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010