Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия , на место погибшего Иуды-предателя. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Марка ( Мк.16:15–19 ); от Луки ( Лк.24:46–53 ); см. в Деянии Свв. Апостолов ( Деян.1:2,4–26 ). Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи. Тропарь праздника. Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира. Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовавши учеников Своих обещанием Святого Духа, когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, избавитель мира. Радость сотворивый учеником – обрадовавший учеников; обетованием – обещанием; извещенным им бывшим благословением – когда они через благословение (Твое) утвердились в вере; яко – что.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

В неделю Пасхи после вечерни у Воскресения отправлялись в храм на Сионе, где после гимнов и молитв читалось Евангелие о явлении Господа в этот день ученикам при заключенных дверях в отсутствие Фомы, который на слова апостолов, что они видели Господа, ответил: «Не поверю, пока не увижу ( Ин. 20:19–25 )»: эта служба кончалась во 2-м ч. ночи. В следующее воскресение на таком же точно богослужении и тоже на Сионе читалось Евангелие о явлении Господа ученикам в 8-й день Пасхи и об обличении Им Фомы в неверии ( Ин. 20:29 ). Накануне 40-го дня по Пасхе в Вифлееме в храме над пещерой Рождества Христова совершалось бдение, а в четверг – литургия, за которой пресвитеры и епископы проповедовали применительно ко дню и месту, но о чем, именно, Эферия не говорит: праздник Вознесения в это время на Востоке уже существовал 7 , – если 40-ой день по Пасхе в Иерусалиме при Эферии был этим праздником, непонятно, почему он справлялся в Вифлееме, а не на Елеоне. Как увидим дальше, богослужение на Елеоне с чтениями о Вознесении совершалось в 50-цу: быть может, раньше в Иеруслиме праздновали память Вознесения вместе с 50-цей, быть может, указанное богослужение на Елеоне в 50-цу было заключением ее и началом следующего за нею поста, который, по-видимому, был установлен в память разлучения апостолов с Господом и в некоторых местах в соответствие с этим соблюдался от Вознесения до 50-цы 8 , быть может, было и то и другое вместе, т.е., праздник 40-го дня при Эферии был новым, только что еще утверждавшимся, а старое Вознесение вместе с 50-цей продолжало существовать как преддверие следующего за ним поста. – В 50-цу, после литургии в Константиновой базилике, в 3 часа дня на Сионе совершалась вторая литургия, за которой читалось зачало из Деяний о сошествии Св. Духа ( Деян. 2:1–4 ); после 6 ч. происходила новая, упоминавшаяся выше, служба на Елеоне, на месте вознесения, состоявшая из соответствующих дню и месту чтений, разделявшихся гимнами, антифонами и молитвами: к названным чтениям (несомненно, неевангельским, ибо во время их все сидели) присоединялись чтения о вознесении Господнем из Евангелия и из Деяний ( Деян. 1:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Вербное воскресение — см.Вход Господень в Иерусалим. Верные (мн.) — Название мирян, участвующих в богослужении и принимающих таинства (в отличие от оглашенных). Ветхий Завет — Первая часть Библии, признаваемая как Священное писание иудаизмом и христианством. Вечерня (ж.) — Первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером. Владыка (м.) — Одно из именований митрополита. Водоосвящение (ср.) — Церковный обряд освящения воды; водосвятие. Водосвятие (ср.) — см.Водоосвящение. Водосвятный молебен — Молебен, включающий водосвятие, связанный с водосвятием. Возглас (м.) — Произносимые вслух заключительные слова «тайной» молитвы священника или архиерея. Воздвижение (разг.) (ср.) — см.Воздвижение (честнаго) креста Господня. Воздвижение (честнаго) креста Господня — Один из православных двунадесятых праздников, отмечаемый 27 сентября (14 сентября по старому стилю) в воспоминание обретения креста Господня. Воздух (м.) — Предмет богослужения: четырехугольный плат, которым во время литургии покрывают священные сосуды — дискос и потир. Вознесение (разг.) вознесенье (ср.) — см.Вознесение Господне. Вознесение Господне — Один из православных двунадесятых праздников, отмечаемый на 40-ой день после Пасхи в память о чудесном вознесении Иисуса Христа на небо. Воскресная школа — Учебное заведение при церкви для обучения детей Закону Божьему и основам христианства (обычно по воскресеньям). Восприемники (мн.) (ед.) восприемник (м.) восприемница (ж.) — Два человека (обычно мужчина и женщина), присутствующие при таинстве крещения как поручители за веру крещаемого младенца и впоследствии называемые его крестным отцом и крестной матерью. Вселенские родительские субботы — Субботы перед мясопустной неделей (см. мясопустная неделя) и перед Троицей — дни особого всеобщего поминовения усопших. Вселенская Церковь — Определение Христианской Церкви как всеобщей, повсеместной, не ограниченной во времени и пространстве. Вселенский Собор — Собрание высшего духовенства, на котором разрабатывается и утверждается система вероучения, формируются канонические нормы и богослужебные правила и т.д.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

Песнопения дня св. Пасхи, хотя и не с такой полнотой, как на Светлой седмице, поются потом в течение всего остального периода времени до дня отдания праздника Пасхи, которое совершается в среду на 6-ой седмице по Пасхе накануне праздника Вознесения Господня, совершаемого всегда в четверток 6-ой седмицы и, следовательно, в 40-ый день по Пасхе. Так, до отдания Пасхи, каждое богослужение, после возгласа священника, начинается пением или чтением троекратного: «Христос воскресе», причем в тех случаях, когда богослужение начинается чтением или пением «Царю небесный», то «Христос воскресе», заменяет собой эту молитву Св. Духу; когда же богослужение начинается с «Приидите поклонимся», то оно так же заменяется пением или чтением «Христос воскресе». На утрени пред шестопсалмием так же всегда поется «Христос воскресе:» трижды, а потом уже читается шестопсалмие, начиная с «Слава в вышних Богу…» На утрени пред каноном и в седмичные дни поется всегда: «Воскресение Христово видевше», а в воскресные дни, после чтения Евангелия, это песнопение поется даже трижды. На воскресной утрени не поется «Честнейшую», но в седмичные дни поется. В 3-ью, 4-ую, 5-ую и 6-ую неделю по Пасхе на вечерне после стихиры на стиховне поются «стихиры Пасхи»: «Пасха священная», а на утрени поется канон Пасхи с тропарями его, а к нему добавляются тропари Богородичны и тропари канона данного дня. На литургии, после начального возгласа священник поет при открытых царских вратах «Христос воскресе» два с половиной раза, а затем лик допевает: – И сущим во гробех:. Вместо: " Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» единожды. Также поется – задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…» В отпусте же, егда речет иерей: «Слава Тебе, Христе Боже», и мы: «Христос воскресе», и это только на литургии. Отпуст на всех службах до отдания Пасхи и в седмичные дни бывает воскресный, то есть: Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш… В последованиях недель, то есть воскресных дней периода Пятидесятницы, находятся особые воспоминания о таких событиях, в которых открылись Божество Господа, Его сила и слава, и которые еще больше утверждают в нас веру в непоколебимую истину Его преславного воскресения из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Песнопения дня св. Пасхи, хотя и не с такой полнотой, как на Светлой седмице, поются потом в течение всего остального периода времени до дня отдания праздника Пасхи, которое совершается в среду на 6–ой седмице по Пасхе накануне праздника Вознесения Господня, совершаемого всегда в четверток 6–ой седмицы и, следовательно, в 40–ый день по Пасхе. Так, до отдания Пасхи, каждое богослужение, после возгласа священника, начинается пением или чтением троекратного: « Христос воскресе», причем в тех случаях, когда богослужение начинается чтением или пением « Царю небесный», то « Христос воскресе», заменяет собой эту молитву Св. Духу; когда же богослужение начинается с «Приидите поклонимся», то оно так же заменяется пением или чтением « Христос воскресе». На утрени пред шестопсалмием так же всегда поется « Христос воскресе:» трижды, а потом уже читается шестопсалмие, начиная с « Слава в вышних Богу…» На утрени пред каноном и в седмичные дни поется всегда: « Воскресение Христово видевше», а в воскресные дни, после чтения Евангелия, это песнопение поется даже трижды. На воскресной утрени не поется « Честнейшую», но в седмичные дни поется. В 3–ью, 4–ую, 5–ую и 6–ую неделю по Пасхе на вечерне после стихиры на стиховне поются «стихиры Пасхи»: « Пасха священная», а на утрени поется канон Пасхи с тропарями его, а к нему добавляются тропари Богородичны и тропари канона данного дня. На литургии, после начального возгласа священник поет при открытых царских вратах « Христос воскресе» два с половиной раза, а затем лик допевает: — И сущим во гробех:. Вместо: « Видехом свет истинный» поется « Христос воскресе» единожды. Также поется — задостойник: « Ангел вопияше…» и « Светися, светися…» В отпусте же, егда речет иерей: « Слава Тебе, Христе Боже», и мы: « Христос воскресе», и это только на литургии. Отпуст на всех службах до отдания Пасхи и в седмичные дни бывает воскресный, то есть: Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш… В последованиях недель, то есть воскресных дней периода Пятидесятницы, находятся особые воспоминания о таких событиях, в которых открылись Божество Господа, Его сила и слава, и которые еще больше утверждают в нас веру в непоколебимую истину Его преславного воскресения из мертвых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Прокимны при первых двух группах паримий выбраны так же, как и в Константинополе, почти в последовательном порядке псалмов, но тенденции контантинопольских прокимнов, вероятно, имеющих в виду персидскую войну Ираклия, в них не заметно, хотя некоторые из них, как будто, намекают на это 22 . Почему вторая седмица так обильно наделена была в Иерусалиме паримиями, сказать трудно: быть может, это стоит в какой-нибудь связи с обстоятельствами посещения Ираклием по окончании персидской войны св. города и возвращения при этом Св. Древа: последнее водворено было Ираклием на прежнее место 21 марта (среда 5 седм. поста) 630 г. 23 Наконец, 4-ю группу паримий составляют чтения для оглашенных, которые указываются лекционариями в том же составе и порядке, как и у св. Кирилла 24 : в парижской рукописи они помещены отдельно группой пред чтениями 40-цы, в бодлеянской – распределены по средам (кроме 2-ой седм.), в нынешней системе чтений армянской церкви они полагаются по понедельникам, вторникам и четвергам 40-цы (кроме опять-таки 2-ой седм.). Паримиями пятницы 6-ой седмицы лекционарии заключают чтения 40-цы: Лазареву субботу они называют шестым днем пред (ветхозаветной – бодл.) Пасхой. В этот день они согласно с Эферией указывают богослужение в Вифании (бодл. – в 10-м ч.) и назначают для него – Пс. 29:4 : Господи возвел еси от ада душу мою, спасл еси мя от нисходящих в ров: 1Сол. 4:12–17 (наш субботний заупокойн. Апостол), аллилуиа Пс. 39 : Терпя потерпех Господа, Евангелие – лишь: Ин. 11:55 – 12:11 ; т.е. только древнее зачало при возвещении Пасхи, о предшествующем же чтении – Ин. 11:1–45 , как это было в IV в., лекционарии не говорят. Чтения в неделю Ваий: на литургии в Константиновой базилике – Пс. 97:8 : Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются: Еф. 1:3–10 , аллил. Пс. 98:1 : Господь воцарися, да гневаются людие: Мф. 21:1–11 , в 9-м ч. того же дня указывается процессия с вайями на Елеонскую гору, где бывает служба, состоящая лишь из псалмов и молитв до 10-го (бодл. 11-го) ч., а после этого процессия возвращается в храм Воскресения с пением Благословен грядый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Пасха праздновалась в Риме на пять недель раньше, чем в Александрии. Тогда Феофил Александрийский, по указанию императора Фeoдocuя I, приготовил пасхальную таблицу на 95 лет (436-531 г.), её потом сократил Кирилл Александрийский. Лев Великий занимался вопросом о праздновании Пасхи в 445 г. (Epist. 137. 138. 142), относительно времени он соглашался с восточными, но считал за нужное передать работу ученому человеку. Его архидиакон Иларий обратился к Аквитанскому Викторину, который в 457 г. составил пасхальную таблицу, причем близко подошел к Александрийцам. А Дионисий Малый в этом направлении пошел еще дальше. Рим и Италия приняли поправки Дионисия Малого к циклу 95 лет; Галлия же осталась при таблице Викторина. Бритты восприяли 84-летний цикл Сульпиция Севера. Праздник Пасхи, посвященный радостному событию воскресения Христова, открывался полунощницею, которая в Иерусалиме начиналась (По Peregrinatio Silviae) в субботу после обеда и продолжалась всю ночь до пения петуха. Хотя с этою службою соединялся последний акт покаяния и крещения оглашенных, господствующее настроение было радостное по поводу победы Спасителя над смертью; в эту же ночь верующие ожидали и второго пришествия Господня (Lactant. Div. Inst. VII, 19; Иероним на Мф. 25:6). От первого причащения в пасхальную ночь и до следующего воскресения для общины и для неофитов длился праздник радости целые 8 дней, который не прерывался работою, как и страстная седмица. Празднование состояло в ежедневных богослужениях и в делах милосердия. Государственная власть давала свободу и амнистии заключенным (L, 3 и 7 Cod. Theodos. IX, 38 V, 367 и 384; L. 6f (7 f) Cod. Justin. III, 12 v. 389 и 392). Пасхальная седмица простиралась, в некотором роде, на 50 дней. Все это время принято называть Пятидесятницей . Никейский Собор запретил в это время зрелища (L, 5 Cod. Theod. XV, 5). Ежедневно совершалась Евхаристия. Последний же день Пятидесятницы был днем излияния Святого Духа , как μεγιστη εορτη (Euseb. Vita Constant. C. IV, 64), или μητροπολις των εορτων (Иоанн Златоуст. Гомилия II на Пятидесятницу, к. I). Начинался этот «величайший праздник» полунощницей с крещением оглашенных, и празднование его, как и Пасхи, длилось 8 дней. В круг Пятидесятницы входило с IV-ro века повсюду празднование Вознесения Господня (εορτη της αναληψεως) в 40-ой день после Пасхи — день также прославляемый особым богослужением, воздержанием от работ, даже для рабов (Иоанн Златоуст. Гомилия II; Сократ . Ц. История VII, 2; Апостольские Постан. V, 69). 8-ой день после Пятидесятницы греческая Церковь делает праздником мучеников и всех святых (κυριακη των αγιων μαρτυρησαντων. См. речи Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина). В течение всей Пятидесятницы как и в воскресные дни молились стоя, без коленопреклонения (Никейский канон 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

субботу или самую Пасху, то она переносится на понедельник Светлой седмицы. День памяти св. великомуч. Георгия случается от Вел. пятка до четверга 5 недели по Пасхе. На все случаи совпадения его праздника с разными другими праздничными днями имеются в Типиконе и Цветной Триоди Марковы главы (также и в Минеи под 23 апреля). Особые Марковы главы имеются и для праздника св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая, который может случится в дни от субботу второй недели по Пасхе до пятка 7–ой недели по Пасхе. Праздники великие со знаком креста в круге Об этих праздниках в Типиконе сказано: «Им же бдение и вся служба праздника совершается по уставу». Эти праздники разделяются на три отдела: 1. Господские, 2. Богородичные и 3. Святых великих. Господские и Богородичные великие праздники иногда обедняются под общим названием «Двунадесятых праздников», потому что их числом всего двенадцать. Двунадесятые праздники суть следующие: 1. Рождество Пресвятыя Богородицы — 8 сентября, 2. Воздвижение Креста Господня — 14 сентября, 3. Вход во храм Пресвятыя Богородицы — 21 ноября, 4. Рождество Христово — 25 декабря, 5. Крещение Господне, или Богоявление — 6 января, 6. Сретение Господне — 2 февраля 7. Благовещение Пресвятыя Богородицы — 25 марта, 8. Преображение Господне — 6 августа, 9. Успение Пресвятыя Богородицы — 15 августа. Все эти праздники неподвижные. Кроме них есть еще три двунадесятых праздника подвижных: 10. Вход Господень во Иерусалим, празднуемый за неделю до Пасхи, 11. Вознесение Господне — в 40–ой день после Пасхи (четверг 6–ыя седмицы) и 12. Пятидесятница, или Сошествие Св. Духа (Троицын–день) в 50–ый день по Пасхе. Службы неподвижным двунадесятым праздникам находятся в Месячной Минее; служба Входу Господню во Иерусалим — в Триоди Постной, службы Вознесению и Пятидесятнице — в Триоди Цветной. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств», высочайший из всех, не находится в числе двенадцати. Из этих двенадцати праздников 7 Господских, 4 Богородичных, а один — Сретение Господне занимает особое положение: он и Господский и Богородичный в одно и тоже время, но по основным уставным особенностям он принадлежит к числу Богородичных праздников. К числу великих бденных праздников принадлежат еще праздники в честь святых. Таковы: 1. Рождество св. Иоанна Крестителя — 24 июня, 2. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя — 29 августа, 3. Святых первоверховных апостол Петра и Павла — 29 июня. Кроме того, в Российской Церкви к разряду великих бденных праздников отнесен еще праздник 4. Покров Пресвятыя Богородицы — 1 октября, не принадлежащий к числу двунадесятых. К числу великих бденных праздников принадлежит также,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Отец, службу его пети, яко же Иоанну Богослову, по тем же главам». А праздник Иоанна Богослова имеет знак креста с полукружием, напечатанный киноварью, следовательно не полиелейный только, но бденный. Служба святому с знаком креста с полукружием переносится на другой день лишь в том случае, если праздник святому случится в дни Страстной седмицы или самую Пасху, как в этом случае переносится и служба храму. Так, если служба св. Георгию случится в Вел. пяток или Вел. субботу или самую Пасху, то она переносится на понедельник Светлой седмицы. День памяти св. великомуч. Георгия случается от Вел. пятка до четверга 5 недели по Пасхе. На все случаи совпадения его праздника с разными другими праздничными днями имеются в Типиконе и Цветной Триоди Марковы главы (также и в Минеи под 23 апреля). Особые Марковы главы имеются и для праздника св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая, который может случится в дни от субботу второй недели по Пасхе до пятка 7-ой недели по Пасхе. Праздники великие со знаком креста в круге Об этих праздниках в Типиконе сказано: «Им же бдение и вся служба праздника совершается по уставу». Эти праздники разделяются на три отдела: 1. Господские, 2. Богородичные и 3. Святых великих. Господские и Богородичные великие праздники иногда обедняются под общим названием «Двунадесятых праздников», потому что их числом всего двенадцать. Двунадесятые праздники суть следующие: 1. Рождество Пресвятыя Богородицы – 8 сентября, 2. Воздвижение Креста Господня – 14 сентября, 3. Вход во храм Пресвятыя Богородицы – 21 ноября, 4. Рождество Христово – 25 декабря, 5. Крещение Господне, или Богоявление – 6 января, 6. Сретение Господне – 2 февраля 7. Благовещение Пресвятыя Богородицы – 25 марта, 8. Преображение Господне – 6 августа, 9. Успение Пресвятыя Богородицы – 15 августа. Все эти праздники неподвижные. Кроме них есть еще три двунадесятых праздника подвижных: 10. Вход Господень во Иерусалим, празднуемый за неделю до Пасхи, 11. Вознесение Господне – в 40-ой день после Пасхи (четверг 6-ыя седмицы) и 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Его же современник, патриарх Иоанн, вступив на кафедру, при Анастасии, в угоду императору, отрекся от Халкидонского Собора. Вот почему строгие приверженцы православия теперь начали вести дело снизу, стали действовать чрез народную толпу, которая на 6-ой день по смерти Анастасия, 15 июля, явившись в Храм св. Софии, требовала анафемы всем, отвергавшим Халкидонский Собор. От патриарха требовали формального признания Халкидонского Собора (Mansi VIII, 1057-1065). Созванный патриархом Иоанном Собор из 40 епископов осудил всех отвергавших Халкидонский Собор и в частности осудил Севера, патриарха Антиохийского, и оправдал память умерших поборников православия и определил внести в диптихи отцов четырех Вселенских Соборов. Мощи патриархов — Евфимия и Македония, лишенных кафедры при царе Анастасии за защиту православия, — были перенесены в столицу. Патриарх Иоанн отправил послание к папе Гормизде. Он сообщал ему о принятых на Соборе решениях и извещал о внесении его имени в церковные диптихи. Патриарх просил папу прислать легатов для скрепления восстановленного единства Церкви. Император с своей стороны просил папу о том же (Mansi VIII, 435-436). Посольство прибыло в Рим 20-го декабря 520 года. Ответное посольство папы Гормизды в Константинополь было встречено за 10 миль от Царьграда громадной церковной процессией со свечами и вступило в столицу 25-го марта 519 г. На следующий день делегаты были приняты царем с большим почетом. Они предъявили папскую грамоту; как условие примирения с Восточною Церковью требовалась анафема не только на еретиков и на всех противников Халкидонского Собора, а также защитников патриархов Акакия, Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга, Петра Гнафевса, Фравита, Евтимия, Македония. От епископов требовалась личная подпись под этою грамотою (VIII, 447). Многие епископы и архимандриты монастырей не хотели давать личной подписи, считая достаточной подпись патриарха. Но легаты настаивали на этом требовании папы, и после препирательств дело было улажено. 27-го марта, в день Пасхи, в храме св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010