12) «Воскресение Христово видевше...» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды. 13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых...» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания). 14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается. 15) Ексапостиларий «Плотию уснув...» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи. 16) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе...» петь кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...». 17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше...» и «Светися, светися...». 18) Причастен Пасхи «Тело Христово приимите...» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством. 19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются. О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи, кроме суббот и воскресений Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святого. Катавасия, если служба с великим славословием, – Пасхи, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – канона Минеи. Следует помнить, что под «праздником» в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня (ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы (в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование «праздник» ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-11/

157 ) Служба церковная на день Успения имеет авторитет глубокой древности молитвословий, входящих в состав ее. В числе авторов отдельных молитвословий в надписаниях над ними встречаются имена: Анатолия (V в.), Иоанна Дамаскина (VIII в.), Германа (VIII в.), Феофана Никейского (IX в.) (см. напр., на Литии стихиры Самогласы). Два канона на этот праздник принадлежит церковным песнописцам VIII века – Иоанну Дамаскину и Косьме Маюмскому. Во всей службе на день Успения раскрываются лишь основные черты этого события, а именно: торжественное и чудесное собрание у одра Божией Матери Апостолов и их участие в событии Успения (4-ая стих. на Господи воззвах: слава и ныне, 1-я, 4-я и 5-я стихиры на Литии; 4-я стихира на стиховне; светилен; в канн. Косьмы Маюмского 1-м троп. 1-й песни, 1-ом троп. 5-ой песни и 2-ом троп. 9-ой песни), – присутствие при Ее Успении и прославление его в песнопениях Ангельскими Силами (4-я стихира на Господи воззвах; 3, 4 и 5 стихиры на Литии; 4-я стихира на стиховне: в кан. Косьмы Маюм. 1-м троп. 1-й песни и 1-й троп. 9-й песни; в каноне Иоанна Дам., во 2-м троп. 3-й песни и в 3-м троп. 4-ой песни), предание Божией Матерью Своего духа в руки Сына, Господа Иисуса Христа 2, 4 и 6 стихиры на Литии; 1-й троп. 4-ой песни и 1-й троп. 9-й песни канона Косьмы Маюмского), нетление по смерти Ее (Кан. Косьмы Маюмского 1-м троп. 6 песни). Все остальные легендарные подробности об Успении, заключающиеся в апокрифах и между прочим в «Слове Ап. Иоанна», не нашли себе места в торжественных песнопениях Церкви в честь Успения Божией Матери. Единственное исключение составляет 2-ой тропарь 3-й песни в каноне Косьмы Маюмского, где упоминается, впрочем, вскользь об отсечении рук дерзновенного Иудея (взято из «Слова Иоаннова» глл. 46, 47). Во всем остальном событие Успения Божией Матери передается таким образом в тех умеренных и кратких чертах, в каких поведал IV Вселенскому Собору «древнейшее и вернейшее» предание Церкви о нем патриарх Ювеналий. Церковь , таким образом, верно оценила сомнительное достоинство всех легендарных сказаний апокрифов, коими преследовалась цель возвеличения Божией Матери и Успения Ее, а достигались скорее обратные результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

ПАРИМИЯ (греч. притча) - чтение из Ветхого или Нового Завета (преимуществ, из Ветхого), около 1015 стихов. Читаются на богослужениях: Царских часов и часов в некоторые дни Великого поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста; утрени Великой Субботы; великого водоосвящения. Читаются паримии чтецом или дьяконом. Число паримии различается на разных богослужениях от 1 до 8. На утрени Великой Субботы читается 15 паримии. Паримии содержат пророчества о празднуемом событии. ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - важнейший из праздников православной церкви. В день Пасхи воспоминается Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа на третий день после Его распятия (о Воскресении Христовом см. Мф. 28; 120, Мк. 16; 120; Лк. 24; 112, Ин. 20; 118). Праздник Пасхи принадлежит к подвижным праздникам - определение времени празднования см. пасхалия. Богослужение дня Пасхи состоит из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни. Все молитвословия (в т.ч. и пасхальный канон) поются. Чинопоследование пасхальной утрени отличается от обычной утрени и состоит из: благословения, стихов с пением пасхального тропаря " Христос воскресе " , великой ектений, канона, екзапостилария, стихир на хвалитех, чтения Огласительного слова св. Иоанна Златоуста ( " Аще кто благочестив и боголюбив... " ), пения тропаря св. Иоанна Златоуста и пасхального тропаря, отпуста. Пасхальные часы состоят из благословения, пения пасхального тропаря, воскресной песни " Воскресение Христово видевше... " , ипакоя, кондака, отпуста. На литургии, в храмах, где богослужение совершается несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам. Вечером в день Пасхи совершается пасхальная вечерня. Пасхальные новозаветные чтения - Деян. 1; 18; Ин. 1; 117. Пасхальное богослужение продолжается всю Светлую седмицу (т.е. от дня Пасхи до субботы Светлой седмицы). ПАСХАЛИЯ - определение времени празднования Пасхи. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея, Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Т.о. день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Канон крестовоскресный не поется в те недели, в которые случится праздник святому с бдением, храмовой праздник, предпразднство или попразднство. Вообще он поется только тогда, когда каноны Минеи или Триоди святого или праздника поются на 6; если же они поются на 8, то крестовоскресный канон опускается. Канон Богородицы (помещаемый всегда на третьем месте в воскресной службе Октоиха) не поется в те недели, в которые случится предпразднство или попразднство, и при том еще святый с бдением или храмовой, или два святых, которым положено два канона и, вообще, когда поется, кроме воскресного канона, два канона, из которых один на 4, а другой на 6 (то есть всего на 10). В недели пения цветной триоди от Пасхи до недели Всех Святых воскресные, крестовоскресные и богородичные каноны Октоиха вообще не поются, а поются каноны только триоди. Если в эти недели придется храмовой праздник или святый с полиелеем, то поются каноны Триоди и Минеи. В конце 8-ой песни канона, перед катавасией, поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще Его во вся веки». Затем поется 9-ая песнь Священного Писания: «Величит душе моя Господа» с припевом: «Честнейшую херувим». Песнь «Честнейшую» это ирмос 9-ой песни трипеснца Великой пятницы «К тебе утреннюю», а составителем этого трипеснца является преп. Косма Маюмский (700–760 гг.). Он использовал для этой песни слова преп. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая херувим и без сравнения всех небесных воинств» 21 . При пении этой песни положено каждение. Диакон или иерей, если диакона нет, уже во время 8-ой песни канона совершает каждение всего алтаря, затем, при пении катавасии 8-ой песни, выходит северными дверями из алтаря, кадит иконостас и, остановившись перед иконой Богоматери, как только закончат петь катавасию, возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». После этого лик начинает петь «Величит душа Моя Господа…» припевая – «Честнейшую Херувим…» а диакон в это время совершает каждение всего храма. Все это пение, условно называемое в уставе «Честнейшая», не всегда в году бывает. В Типиконе есть особая глава 20, которая так и озаглавлена: «О еже когда поется Честнейшая и когда не поется». Так, «Честнейшая» не поется: 1. От Лазаревой субботы до недели Апостола Фомы. 2. Во все воскресные дни Цветной Триоди до отдания Пасхи. 3. Во все великие Господские праздники и отдания их, если отдание не случится в воскресение, и во все великие Богородичные праздники, если они не придутся в воскресение, как равно и отдания их. 4. В Преполовение Пятидесятницы и отдание его, в понедельник Св. Духа, второй день Рождества Христова 26 декабря, и второй день Богоявления 7 января, и 1 и 30 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И вот и сегодня Господь мысль Божию помог вам исполнить, отложили всякое житейское попечение, пришли ко храму. Хорошо сделали, что пришли, или плохо? Не жалеете? Ну вот, видите как. Победили диавола? А спать как хотелось, а вставать как не хотелось, ой-ой-ой-ой-ой, но пришли, слава Богу, победили диавола. И впредь всегда дай Господи быть победителем диавола, отлагать учиться всю эту суету, она бесконечная. Помрете, а суета за гробом будет бежать: и то не сделала, и корова мычит, и куры кудахчут, там и огород не полот, и всё. Кончилась уже полка и прополка, уже во гробе лежишь. Так и жизнь наша житейская. Особенно в день Господень стремитесь всегда посетить церковь, помолиться, Божиего благословения на всю седмицу получить, духовную зарядку благодатную, благодатное освящение, дай Господи, получить. И легко седмица будет проходить, и скорбей поменьше, и неудач поменьше будет. Потому что мы живем с Богом, с Божиим благословением. Вот к этому святому Божию благословению Божественной воскресной литургии всегда стремитесь, побеждайте диавола. А как гадко становится, когда чувствуешь потом: ах, как насмеялся надо мной диавол, как оплевал, растоптал меня диавол, послушал его или послушала волю диавольскую. Какое разочарование и какое покаяние! Да, часто говорю, как преподобный Амвросий говорил: «Эге, локоть близко, да не укусишь». Так и ты: натворила дел, а теперь каешься. А уже каяться каешься, но а возвратиться к тому пути уже очень трудно бывает. И за сегодняшней Божественной святой литургией Господь сподобил нас общей молитве. Мы, священники, соборно, мирно молились у престола Божия, и вас, паству, мирно сподобил Господь молиться в нашем святом храме Божием. За эту милость общей молитвы, когда алтарь святой соединяется с храмом в общей молитве, благодарим Господа. И впредь, Господи, дай нам всегда ощущать единство духовной семьи, единство молящихся. Чтоб мы с миром возносили святое возношение о наших грехах священнических и о людских невежествиях, как читается в молитве.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

в) Предмет этого видения есть вообще царство Иудейское и в частности – Иерусалим – столица Иудейского царства, средоточие Церкви Божией, а частью те народы, которые имели сношение с Иудеями. Первая часть книги пророка Исаии Гл. 1–12 Первая часть содержит в себе пять отдельных проповедей содержания обличительного и утешительного. Первая проповедь содержится в гл. 1 и отделяется особым надписанием второй проповеди (гл. 2:1). Вторая проповедь оканчивается четвертою главою. Третья проповедь, содержащаяся в 5-ой главе, отделяется от предыдущей особенным составом речи, называемым песнью, (ст. 1). Четвертая проповедь заключается в 6-ой главе; от предыдущей отделяется особенным видением, описанным в ней (ст. 1). Пятая проповедь простирается от начала 7-ой главы до конца 12-ой главы и отличается от прочих надписанием и единством содержания. Первая проповедь. Глава I Содержание В первой проповеди Пророк от лица Бога обличает Иудеев, особенно Иерусалимских, в неблагодарности к Богу за Его благодеяния, в лицемерии и других пороках; возбуждает их к покаянию указанием на бедствия как настоящие, так и будущие, которые угрожали совершенным разрушением Иудейского царства, если они не позаботятся об исправлении себя. Между тем для утешения благочестивых предсказывает лучшие времена и обилие духовных благ после того, как Бог наказанием нечестивых очистит Свой народ. Время произнесения проповеди Проповедь эта произнесена Пророком, по мнению некоторых, в конце царствования Озии, когда он соблюдал закон Божий и не был еще поражен проказою; потому будто собиратели пророческих писаний проповедь эту и поместили на первом месте. А другие думают, что эта проповедь произнесена в 6-ой год царствования Езекии, или вскоре после того, как царство Израильское было разрушено Салманассаром и 10 колен Израилевых были отведены в плен в Ассирию. Мнение это основывают на том, что царство Иудейское представляется здесь в истощенном состоянии, говорится, что оно осталось одно, тогда как прочие области земли Иудейской повсюду были разорены, опустошены (ст. 7. 8), чего нельзя сказать о цветущем состоянии Иудейского царства при Озии. Проповедь эта хотя произнесена Пророком после многих других проповедей; но собирателями пророческих писаний поставлена на первом месте, вероятно, по причине общего содержания ее, служащего как бы введением в последующие пророчества. Разделение

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

На 26 марта вторая редакция западных Типиконов вносит слово св. Афанасия» 1331 , конечно на Благовещение. Состав житийно-повествовательной группы чтений определяется составом и порядком расположения их в специальных сборниках, которые в Типиконе Бовенском называются προκειμνη ββλος 1332 . В круге постном триодном, на неделю мытаря и фарисея обе редакции, согласно студийской практике Алексеевского Устава, не имеют определенного чтения, ограничиваясь замечаниями «чтения», или условно «чтение, если есть на мытаря и фарисея, если же нет, святого дня из чередной книги» 1333 ; Криптоферратский Типикон указывает определенно слово недели мытаря и фарисея – человека два внидоста в церковь 1334 . На неделю блудного сына вторая редакция указывает чтение позднейшей студийской практики Евергетидского монастыря – слово Златоуста – ‘Αε μν τν το Θεο φιλανθρωπαν 1335 . В субботу сыропустную вторая редакция имеет чтение Великого Синаксаря и Иерусалимского Устава – слово св. Ефрема 1336 . В великую субботу, вместо панихиды Евергетидского и Иерусалимского Уставов, 2 редакция указывает повечерие с каноном Богородицы, на котором по 6 п. полагается чтение Иерусалимской панихиды – слово Епифания: «Что се молчание много»; за первым каноном поется по выбору игумена несколько других, каждый с особым чтением, пока не наступит определенный час для начала пасхальной утрени 1337 . В круге триодном цветном строй чтений западных Типиконов характернейшим образом свидетельствует о зависимости своей первоосновы от афонской практики тем, что на утрене 1-го дня Пасхи на целовании по 1-ой и 2-ой редакциям Типиконов полагается слово Григория Богослова : «Воскресения день»; слово же Златоуста – «Аще кто благочестив», вовсе не указанное в Синаксаре, является только во 2-ой редакции 1338 , усложняя здесь последование утрени пред самым отпуском после возгласа священника: «сый благословен» 1339 , и самым этим своим положением свидетельствуя о своем позднейшем появлении в строе пасхальной утрени этих Уставов. На каноне Пасхи по 3 и 6 пп. полагается, согласно Синаксарю, слово Григория Богослова – «На стражи моей»; по желанию настоятеля чтение может быть производимо и после каждой песни канона 1340 . На Вознесенье 1 и 2 редакции отмечают на каф. и 3 п. канона слово Златоуста без указания начала 1341 , а два Типикона 2-ой редакции – Милийский и Ватиканский 1609 XVI в., кроме того, ссылаясь на наличный Панигирикон, еще слова Кирилла, Прокла Константинопольского и Кирилла Александрийского » 1342 . Типикон Криптоферратский также указывает слово Златоуста, но иное, чем Алексеевский Устав, именно слово с началом: Ελογητς Θες 1343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Разделы портала «Азбука веры» От Пасхи до праздника Святой Троицы (50 дней) • Молитва « Царю Небесный, Утешителю » не читается. • Отменяются земные поклоны . Кроме того: На Светлой седмице (7 дней от Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно) • Вместо вечерних и утренних молитв ( молитвенного правила ) поются или читаются Часы Пасхи . Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы. • Каноны Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю заменяются каноном Пасхи . В “Правиле ко св Святому Причащению” (М., 1893) говорится: Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются . От Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней) • Все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» . Далее читается « Трисвятое» . • Молитва « Достойно есть » заменяется на:  « Ангел вопияше Благодатней : Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие,   веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся,   Богородице, о восстании Рождества Твоего» . С праздника Вознесения Господня до Дня Святой Троицы (10 дней) • «Царю Небесный…» вместе с припевом «Слава Тебе, Боже наш…» не читается. Начальный возглас остается безусловно. • Молитва « Достойно есть » снова начинает читаться (не читалась 40 предыдущих дней). Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний) 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).

http://azbyka.ru/molitvoslov/o-molitvenn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010