Бенедикт (род. в 750 г.), принадлежавший к графскому роду и проведший юность при дворе Пипина, 23-х лет вступил монахом в бургундский монастырь святого Стефана, аббатом которого и сделался в 779 году. Но аскетический идеал Бенедикта оказался неосуществимым в этом монастыре и, влекомый своим аскетическим порывом, он оставил его для нового, основанного им в Аньяне (на севере от Нар-бонны). Фанатик аскезы, отказывавший себе во всякой радости, в питьё и пище, Бенедикт ввёл строгую жизнь и в своём монастыре, скоро обратившем на себя внимание видных представителей Церкви. Такой влиятельный епископ, как Теодульф Орлеанский, призвал монахов Аньяна реформировать монастырь святого Месмина; герцог Вильгельм Аквитанский заселил аньянскими монахами один из монастырей Лангедока. Даже Сен-Дени было поставлено под надзор Бенедикта. Он сам, лично известный Людовику Благочестивому, стал казаться реформаторам удобным человеком. Бенедикта призвали на Франкфуртский Собор 794 года, занимавшийся вопросом о монашестве. Бенедикт же принимал деятельное участие в имперском Ахенском Соборе 817 года, слившим в один «монастырский капитулярий» (Capitulare monasticum) идеи предшествовавшего законодательства с личными идеями самого Бенедикта, уже увлечённого навязанною ему извне реформаторской деятельностью. Основною мыслью ахенского капитулярия было единообразное и строгое соблюдение всеми монастырями устава Бенедикта Нурсийского, комментированного, видоизмененного и дополненного на Соборе. В целях более лёгкого проведения реформы многие постановления бенедиктинского устава (одежда, пища, отношение к своему телу и дисциплина) были смягчены, но зато другие, как «бессловесный труд», развиты и усилены. Несмотря на старания Людовика и Бенедикта, реформа далеко не разошлась, ограничась только югом и юго-западом Франции; для успеха её не было ещё достаточного количества опорных пунктов в самом монашестве; к тому же и многие из новых монастырей вскоре уподобились прежним. Не лишено, однако, значения, что реформирован был монастырь святого Савина, около Пуатье, откуда реформированный бенедиктинский устав был перенесён в Отен, а из Отена в Жиньи и Бом (Baume les Messieurs), то есть в колыбель клюнизма. Глава VI. Итальянские еремиты

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Имя 1612–1622 1750–1780 1828–1849 1880–1890 1908–1916 1922–1928 1932–1938 1941–1949 1951–1958 1961–1965 1966–1970 Абрам, Авраам, Авраамий, Аврам, Аврамий, др. евр. «отец множества», «великий отец» Абросим, Амвросий, гр. «бессмертный» Авангард, новообразование от нарицательного существительного Аввакум, Абакум, др. евр. «любовь божья» Август, лат. «священный» Августа, лат. «священная» Августина, лат. «возвышенная» Авдей, Авдий, др. евр. «слуга божий» Авдотья, нар. от Евдокия (см.) Аверкий, Аверьян, лат. «удерживающий» Авил, Авив, Авим др. евр. «колос» Авксентий, Аксен, гр. «растущий» Автомон, Автоном, гр. «создатель законов» Агап, Агапий, гр. «любимый» Агапит, гр. «возлюбленный» Агата, Агафья, гр. «добрая, хорошая» Агафон, гр. «добрый» Агей, Аггей, др. евр. «торжественный, праздничный» Аглая, Аглаида, гр. «блестящая, светлая, светоподобная» Агния, Агнесса, гр. «чистая, непорочная» Аграфена, см. Агафья Агриппина, лат. «труднорожденная» Адам, др. евр. «красный муж» (человек, вылепленный из глины) Аделаида, Адель, герм. «благороднорожденная» Аделла, см. Аделина Аделина, герм. «благородная» Адольф, герм. «благородный волк», «благородный воин» Адриан, лат. человек из Адрии (город в древней Италии) Аза, др. евр. «черная» Азарий, Азария, др. евр. «божья помощь» Аида, егип. от имени героини оперы Д. Верди Акила, лат. «орел» Акилина, лат. «орлиная» Аким, Еким, Яким, Иоахим, др. евр. «поддержка свыше» Акиндин, Анкундин, Кудин, гр. «безопасный» Аксен, нар. от Авксентий (см.) Аксинья, нар. от Ксения (см.) Акулина, нар. от Акилина (см.) Алевтина, нар. Алефтина, гр. «ума щающая» и «чуждая дурного» Алег, см. Олег Александр, гр. «защитник людей» Александра, ж. к Александр Алексей, гр. «защитник, помощник» Алентина, искажение от Валентина Алик, уменьш. от Александр (см.) Алим, гр. «помазанный» Алина, уменьш. от Аделина, Акилина (см.) Алипат, Алипий, нар. Алип, гр. «беспечальный» Алиса, гр. «правда» или герм. производное от Аделаида (см.) Алистрат, нар. от Евстратий (см.) Алифан, нар. от Альвиан (см.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Старокатолики: Римско-католики: Епископ (после словесного наставления к имеющим получить миропомазание, снимает митру, – приступающие к таинству преклоняют колена, – и епископ, обращаясь к ним со сложенными на груди крестообразно руками, произносит): Епископ (сидя умывает руки, потом встаёт, снимает митру и, обратившись к имеющим получить миропомазание, скрестив на груди руки, – в то время как приступающие к таинству преклоняют колена со скрещёнными на груди руками, – произносит): Дух Святой да снизойдёт на вас, и сила Всевышнего да сохранит вас от грехов.Народ: Аминь. Spiritus Sancrus superveniat in vos et virtus Altissimi custodiat vos a peccamis.Ombem: Amen. Епископ (полагая на себя крестное знамение). Помощь наша во имя Господа. Епископ (полагая на себя крестное знамение): Adjutorium nostrum in nomine Domini. Нар. Сотворившего небо и землю. Ответ: Qui fecit coelum et terram. Еп. Господи, услышь молитву мою. Еп. Domine exaudi orationem meam. Нар. И вопль мой пусть достигнет до Тебя. Отв. Et clamor meus ad teveniat. Еп. Господь да будет с вами. Еп. Dominus vobiscum. Нар. И со духом твоим. Отв. Et cum spiritu tuo. Еписк. (простирая руки к имеющим получить таинство) Помолимся! Всемогущий вечный Боже, соблаговоливший подать благодать возрождения водою и Духом Святым сим рабам Твоим и простить им грехи их, ниспосли на них с неба Утешителя Духа Твоего Святого во всей полноте Его. Еписк. (делает то же): Oremus. Omnipotens, sempiterne Deus, qui regenerare dignatus es hos famulos tuos ex aqua et Spiritu Sancto: quique dedusti eis remissionem peccatorum, emitte in eos septiformem Spiritum tuum Sanctum Paraclitum de coelis. Нар. Аминь. Отв. Amen. Еп. Духа премудрости и разума. Еп. Spiritum sapientiae et intellectus. Нар. Аминь. Отв. Amen. Еп. Духа совета и крепости. Еп. Consilii et fortitudinis. Нар. Аминь. Отв. Amen. Еп. Духа познания и благочестия. Еп. Spiritum scientiae et pietatis. Нар. Аминь. Отв. Amen. Еписк. Исполни их Духом страха Твоего и запечатлей их знаком креста † Христова в полноте благодати в жизнь вечную. Чрез того же Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Твоего, Который живёт и царствует с Тобою во единстве того же Святого Духа Бог от века до века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Ефрем, др. евр. «плодовитый» Жан, фр. эквивалент русск. Иван (см.) Жанна, ж. к Жан Жанета. Жанетта, уменьш. от Жанна Женя (м., ж.) уменьш. от Евгений, Евгенья Жора, уменьш. от Георгий (см.) Жорес, от фамилии известного французского социалиста Жорж, фр. эквивалент русск. Георгий (см.) Жоржетта, фр. к Жорж (см.) Захар, Захарий, Захария, др. евр. «бог вспомнил» Земфира, др. евр. «песня» Зина, уменьш. от Зинаида Зинаида, гр. «божественная, рожденная Зевсом» Зиновий, Зеновий, Зиновей, гр. «зевсова сила» или от «божье житье» Зиновия, ж. к Зиновий Зорий, от «заря» Зоря, ж. к Зорий Зот, Зотик, нар. Изот, гр. «полный жизни» Зоя, гр. «жизнь» Иаким, Иоаким, др. евр. «утверждение божье» Иакинф, гр. «яхонт» Ива, от «ива» Иван, Иоанн, др. евр. «божья благодать» Ивлий, нар., по-видимому, от Юлий, гр. «сноп» Игнат, Игнатий, лат. «рожденный огнем» или от «незнаемый, неведомый» Игорь, др. русск. из сканд. «Вар» – «воинство, сила» Ида, этимология неясна Идея, гр. от «идея» Идиллия, гр. от «идиллия» Изабелла, исп. из др. евр. «божья клятва» Изольда, кельт. «прекрасная» Иларион, Илларион; нар. Ларнон, гр. «веселый» Илиодор, гр. «дар солнца» Иллария, гр. «веселая» Илья, др. евр. «божья сила» Ина, Инна, (ж.) гр. «бурный поток» Инга, сканд. уменьш. от Ингеборг, дочь горы Инг Инеса, Инесса, от Агния (см.) Иннокентий, гр. «невинный» Интерна, от «интернационал» Иоасаф, др. евр. «судья» Иов, др. евр. «преследуемый, гонимый» Иоиль, др. евр. «бог» Ион, Иона, др. евр. «голубь» Иосиф, Осиф, нар. Осип, др. евр. «преумножение» Ипат, Ипатий, гр. «высокий» Ипполит, Полит, Палит, гр. «распрягающий коней» Ира, уменьш. от Ирина Ираида, Ироида, гр. «госпожа» Ираклий, гр. «Геркулес» Ирен, Ирэн, фр. эквивалент русск. Ирина Ирена, слав. эквивалент русск. Ирина Ирина, нар. Арина, гр. «мир» Ириней, гр. «мирный» Ирма, герм. уменьш. от Армина, ж. к Герман Иротиада, от Еротиида, гр. «любезная» Исай, Исайя, др. евр. «спасение божье» Исаак, Исаакий, др. евр. «смех» Исидор, нар. Сидор, гр. «дар Изиды» (богиня древнего Египта)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Фавст, лат. «счастливый» Фадей, Фаддей, гр. «похвала» Фаина, гр. «блистающая» Фатей, Фотей, Фотий, гр. «светлый» Феврония, этимология неясна Федор, Федор, гр. «божий дар» Федора, Феодора, ж. к Федор Федосий, Федосей, Феодосий, гр. «данный богу» Федосия, Федосья, Феодосия, ж. к Феодосий Федот, Феодот, гр. «данный богом» Федотья, ж. к Федот Фекла, Текла, др. евр. «совершение» Феклист, нар от Феоктист (см.) Феликс, дат. «счастливый» Феокгист, Феоктис, гр. «богом созданный» Феоктиста, ж. к Феоктист Феона, м. гр. «опекаемый богом» иногда употреблялось как женское имя Феопемпт, гр. «посланный богом» Феофан, гр. «явленный богом» Феофания, ж. к Феофан Феофил, гр. «боголюб» Феофилакт, гр. «богохранимый» Ферапонт, гр. «слуга, почитатель» Фетис, нар. от Феоктист (см.) Филарет, гр. «добролюб» Филат, нар., от Фиофилакт, гр. «страх божий» Филимон, Фолимон, гр. «любимый» Филип, Филипп, гр. «любитель лошадей» Филиция, гр. «счастливая» Финоген, см. Афиноген Фиона, ж. см. Феона Фирс, гр. «жезл, увитый виноградными лозами» Флегонт, гр. «горящий» Флор, лат. «цветущий» Фока, гр. «тюлень» Фоломей, нар. от Варфоломей (см.) Фома, др. евр. «близнец» Фомаида, ж. к Фома Фридрих, герм, «миролюбивый, князь мира» Фрол, нар. от Флор (см.) Харитина, гр. «благодатная» Харитон, гр. «благодатный» Харлампий, гр. «радостный, сияющий» Харлан, нар. от Харлампий (см.) Хиония, гр. «снежная» Хрисанф, гр. «златоцветный» Христина, гр. «христова» Христодул, гр. «христов раб» Христодула, гр. «христова раба» Христофор, гр. «христоносец» Эвальд, герм. «счастье, богатство» Эдвард, герм. «счастливый хранитель» Эдит, герм. «удачная война» Эдмон, герм. «счастливая защита» Эдуард, см. Эдвард Электра, из герм., гр. «янтарная» Электрина, уменьш. от Электра Элеонора, Элионора, англ., ит. от Елена (см.) Элла, герм. «Эльф» (гном) Эльберт, см. Альберт Эльвина, см. Альвина Эльвира, исп. из герм. «волшебный совет» Эльга, сканд. «святая» Эльза, нем. эквивалент к Елизавета Эльмира, от «электрификация мира» Эля, уменьш. от Элеонора и других имен

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Аракчиев Д. И., Гроздова А. А. Два письма по поводу отзыва г-на Н. И. Компанейского о литургии груз. расп. в гармонической обработке Н. С. Кленовского//РМГ. 1902. 51/52. Стб. 1292-1297; Чхиквадзе З. [Рец.:] Песнопения литургии св. Иоанна Златоуста груз. (кахетинского) расп. Н. Кленовского//Иверия. 1902. 265. С. 3-4 (на груз. яз.); Компанейский Н. И. Литургия св. Иоанна Златоуста груз. расп.//РМГ. 1902. 42. Стб. 998-1011; Кастальский А. Д. Письмо в редакцию//Там же. 1903. 7/8. Стб. 206-207; Аракишвили Д. И. [Рец. на изд.:] Кленовский Н. Песнопения на литургии Св. Иоанна Златоустаго груз. (кахетинского) расп.//Иверия. 1903. 24. С. 3-4 (на груз. яз.); он же (Аракчиев Д. И.). Краткий очерк развития груз., карталино-кахетинской нар. песни с приложением нотных примеров и 27 песен в нар. гармонизации. М., 1905; он же. О ладовой структуре нар. песен Зап. Грузии. Тб., 1954 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Мемуары. Тб., 1932 (на груз. яз.); Тавзишвили Г. История народного образования и педагогической мысли в Грузии, 1801-1870. Тб., 1948. Т. 2 (на груз. яз.); Хундадзе Т. Очерки из истории нар. образования, XIX в. Тб., 1951 (на груз. яз.); Цамцишвили А. А. Мревлишвили, 1823-1889//Грузинские деятели нар. образования и нар. учителя/Ред.: В. Швангирадзе. Тб., 1955. Сб. 2. С. 3-8 (на груз. яз.); Мшвелидзе А. Музыкальное образование в Грузии. Тб., 1976 (на груз. яз.); Чхатараишвили К. Первые попытки восстановления и записи груз. церк. пения//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1989. 6. С. 252-261 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Грузинское церк. пение в период экзархов//Грузинское церк. пение: Народ и традиция: Докл. науч. конф. 16 марта 2001 г. Тб., 2001. С. 173-202 (на груз. яз.; резюме на рус. и англ. языках); Кастальский А. Д. Статьи, мат-лы, воспоминания, переписка/Ред.-сост.: С. Г. Зверева. М., 2006. (РДМДМ; 5) (по указ.); Жужунадзе Б. Новые тенденции в груз. церк.-певч. традиции XIX в. Тб., 2009 (на груз. яз.); Мачуришвили Г.

http://pravenc.ru/text/2564264.html

вестн. М., 1867. Т. 1. Янв./февр. С. 8-11; О крестьянских курьих богах//Там же. С. 186; Заметка по поводу статьи о церковном диптихе V в.//Древности: Тр. МАО. 1867. Т. 1. Вып. 2. С. 213-220; Примечание к статье «Потир»//Там же. С. 56-60; Слово в день освобождения Св.-Троицкого Сергиева мон-ря от осады поляков//ДЧ. 1868. Ч. 1. Февр. С. 103-111; О времени сдачи поляками русским Кремля в 1612 г.//ЧОИДР. 1869. Кн. 3. С. 7-15 (отд. отт.: М., 1869); Богородице, Дево, радуйся: Изъяснение богородичной молитвы. СПб., 1870; Земная жизнь Пресв. Богородицы: Для нар. чт. СПб., 1870; Лука Евангелист как иконописец//Древности: Тр. МАО. 1870. Т. 2. Вып. 1. С. 46-51; Надгробная надпись Аверкия, еп. Иерапольского//Там же. Вып. 2. С. 132-135 (отд. отт.: М., 1870); Фотина Павловна//РА. 1870. 4/5. Стб. 893-900; Житие св. блгв. вел. кн. Александра Невского, в иночестве Алексия: Для нар. чт. СПб., 1871; Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп. Воронежского, всея России чудотворца: Для нар. чт. СПб., 1871; Земная жизнь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Для нар. чт. СПб., 1871; О преподавании археологии//Тр. 1-го Археол. съезда в Москве, 1869. М., 1871. Т. 1. С. 83-88; О призыве к богослужению в Вост. Церкви//Там же. С. 300-307 (отд. отт.: М., 1871); Об источниках для истории монашества египетского в IV и V вв.//ПрТСО. 1871. Ч. 24. С. 621-676 (отд. отт.: М., 1872); Общий очерк жизни иноков Египетских в IV и V вв.//Там же. С. 789-889 (отд. отт.: М., 1872); О благодати Божией. СПб., 1872; О соединении Духовных Академий с ун-тами//ПрТСО. 1872. Ч. 25. С. 71-102; Учение правосл. Церкви об ангеле-хранителе: Для нар. чт. СПб., 1872; Из моих воспоминаний об А. В. Горском по поводу речи проф. С. Смирнова//ПО. 1876. Т. 3. Дек. С. 845-848; О воздеянии рук во время молитвы, как древнем обычае христиан//ДЧ. 1876. Ч. 3. Дек. С. 461-468; Критический обзор сведений о Св.-Троицкой Сергиевой Лавре, сообщаемых в книге: «Опыт исслед. об имуществах и доходах мон-рей. СПб., 1876 г.» М., 1876; Воспоминание об А.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

Виссарион, гр. «лесистый, лесной» Виталий; лат. «жизненный» Виталия, ж. к Виталий Виталина, от Виталий Влада, русск. «владеть» Владилен, от «Владимир Ленин» Владимир, Влодимир, др. русск. влад. – (владеть) и мир Владислав, др. русск. от влад. – (владеть) и слава Владлен, от «Владимир Ленин» Влас, Улас, Власий, гр. «простой, грубый» Воин, русск. от «Иван Воин» (прозвание святого), принятое за отдельное имя Воля, русск. от «золя» Вонифатий, лат. «творящий добро» Всеволод, др. русск. от все – (весь) и волод – (владеть) Вукол, гр. «пастырь» Вячеслав, русск. «славнейший» Гавриил, Гаврила, др. евр. «оплот бога», «божий человек» Галактион, Алактион, Лактион, гр. «молочный» Галина, гр. «тишина, кротость» Гали, гр. «куница, ласка» Галя, см. Гали Гарий, произвольное образование Гарри, уменьш. от Генри, см. Генрих Гелий, Елий, гр. «солнце» Гений, лат. «необыкновенно одаренный» Геннадий, гр. «благородный» Генриетта, Генриэтта, ж. к Генри, см. Генрих Генрих, герм, «домоправитель» Георгий, нар. Егор, Юрий, гр. «земледелец» Геральд, герм, «копьеносец» или «правитель», от нарицательного «герольд» (глашатай) Герасим, гр. «почтенный» Герман, лат. «единоутробный», «родной»; Германн, герм. «воин» Гермоген, Ермоген, гр. «потомок Гермеса» Герой, гр «герой» Героним, Иероним, гр. «священное имя» Гертруда, герм, «сильное копье» – «воинственная» (имя одной из валькирий) Глафира, нар. Аглафира, гр. «лощенная, гладкая» Глеб, др. русск. из сканд. этимология неясна Гликерия, нар. Лукерья, гр. «сладкая» Гордей, Гардей, Гордий, гр. из «Гордии» (название города) Графена, см. Аграфена Грациан, лат. «милостливый» Григорий, гр. «бодрствующий» Гриша, уменьш. от Григорий Гурий, Гур, Гурей, др. евр. «львенок» Давид, Давыд, др. евр. «любимый» Дамир, от «Даешь мировую революцию» Даниил, Данила, др. евр. «бог мой судья» Дарья, Дария, перс. «победительница» Декабрина, русск. от «декабрь» Дементий, нар. от лат. «Дометин» – «укротитель» Демид, Деомид, Димид, Диомид, гр. «совет божий» Демократ, от «демократ» Демьян, Дамиан, гр. «укрощенный»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Искра, от «искра» Иуда, др. евр. «хваленый» Ия, гр. «фиалка» Калерия, лат. «крепкая» Калина, от «калина» Калинник, Калина, гр. «добрый победитель» Каллиста, гр. «прекрасная» Каллистрат, Калистрат, гр. «добрый воин» Кампилия, гр. «кривая» Капитолина, Капетолина, ж. к Капитон Капитон, лат. «упрямый» Карл, герм. «сильный, храбрый» Каролина, ж. к Карл Карп, гр. «плод» Катерина, см. Екатерина Ким, от «Коммунистический интернационал молодежи» Кира, гр. «госпожа» Кирей, нар. от Кир, гр. «господин» Кирил, Кирила, Кирилл, Кирило, гр. «барчук» Кирсан, нар., по-видимому, от Ксанфий, гр. «рыжий» или от Хрисанф (см.) Клавдий, лат. «хромоногий» Клавдия, ж. к Клавдий Клара, лат. «чистая, ясная» Клариса, Кларисса, лат. «блестящая» Клеоник, гр. «славный победой» Клеопатра, гр. «слава отца» Клим, Климентий, Климент, лат. «милостливый» Конкордия, лат. «согласие» Конон, Конан, гр. «трудящийся» Кондрат, Кондратий, Кондрат, лат. «четырехугольный» Константин, лат. «стойкий, твердый» Корней, Карней, см. Корнилий Корнилий, лат. «рогатый» Корнилия, ж. к Корнилий Коронат, лат. «венчанный» Краснослав, образование 20-х годов Крестентия, Кристения, лат. «растущая» Кронид, гр. «сын Хрона» – бога времени Ксенофонт, Ксенафонт, гр. «чужестранный» Ксения, Аксинья, Аксана, Оксана, гр. «гостья» Кузьма, Казма, Казьма, Козма, Козьма, Косма, гр. «украшенный» Куприян, нар. от Киприан, гр. «с острова Кипра» Лавр, Лавра, лат. «лавровое дерево» Лаврентий, Лаврен, лат. «увенчаный лаврами» Лада, от «лада» – «мир, согласие» или «милая», «возлюбленная» Лазарь, др. евр. «божья помощь» Ларион, см. Иларион Лариса, Ларисса, гр. «чайка» Лаура, лат. см. Лавр и Лаврентий Лев, гр. «лев» Левон, см. Леон Лена, уменьш. от Елена Ленина, от «Ленин» Лениниана, от «Ленин» Леокадия, гр. «ясная» Леон, нар. от Леонт, гр. «лев» Леонард, от лат. «лео» (лев) и герм. «твердый», «львиное сердце», «мужественный» Леонардия, ж. к Леонард Леонид, гр. «подобный льву» Леонида, ж. к Леонид Леонилла, гр. «львица» Леонора, гр. «дочь льва» Леонтий, гр. «львиный»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

По свидетельству как сторонников, так и противников Б., «Описание...» послужило толчком к преобразованиям в дух. ведомстве (см. Барсуков, XV, 130). А самого Б. вывело на самостоят. дорогу в лит-ре. В 60-х гг. он печатался в «Ж-ле Мин-ва нар. просвещения», в «Рус. вест.», в газ. «Совр. летопись», «День», «Москва» и др. Периодом наиб, активной публицистич. деятельности Б. были 70-е гг. В 1871–72 он опубл. ряд статей в славянофил, ж. «Беседа», а затем становится пост, сотрудником демокр. «Недели» и либеральной газ. «Церковно-обществ. вест.», программа к-рой была ему (как и Н. С. Лескову, не раз сочувственно упоминавшему о Б.) особенно близка. Священник по призванию, Б. считал, что благополучие об-ва определяется прежде всего состоянием религии и церкви. Источник всех обществ, несчастий он видел в том, что христианство , став гос. религией, превратилось в «фарисейство», в религию «обрядов и внешностей» и утратило нравств. воздействие на об-во. Нар. еретич. движения и раскол рассматривались Б. как реакция на это и полностью оправдывались. Путь к социальному и духовному возрождению об-ва Б. находил в полном отделении церкви от гос-ва, в демократизации ее устройства, обеспечении свободы совести. Наиб, полно и откровенно эти взгляды были изложены в ст. «К вопросу о раскольниках» («Церк.-обществ. вест.», 1879:11 и 13 апр.), за к-рую газета получила предостережение, а «калязинского Лютера» «св. Синод приговорил к заключению на 2 месяца в монастыре с воспрещением ему отправлять обязанности пастыря в течение 6 месяцев» (А. Н., Нигилист-богослов.– «Восток», 1879:8 мая). Ставился вопрос о лишении его священнич. сана (Савва, Хроника моей жизни, т. 6, Сергиев Посад, 1906, с. 18–19, см. также т. 3:4, 5:7, 8; ук.). Впрочем, «теоретич.» статей у Б. было немного; он выступал преим. по разл. конкретным вопросам обществ, жизни: о положении духовенства и реформах в этой области («Что сделано по вопросу о духовенстве» – «Беседа», 1871, No 3:11; 1872, No 2; «Из разговора с членом духовной цензуры» – «Совр. летопись», 1870:5 июля, и др.) о проблемах нар. просвещения («Приходские учителя», ЖМНП, 1861, No 4; «Учительницы в народе», «День», 1864:3 окт.) и здравоохранения («Нар. беспомощность в санитарном отношении», «Беседа», 18 71, No 11 ), о нуждах провинц. городов («Внутр. жизнь уездных городов», «День», 1864:21 и 28 нояб.; «Городские нужды», «Беседа», 1872, No 3) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010