7192 (1684) Года грамотою сих же Государей утверждены во владение Соловецкому монастырю по крепостям покупкою приобретённые земли, находящиеся в Яренском уезде в Сереговской волости; также повелено владеть из оброка деревнею Удором, там же состоящею, где позволено было монастырю по имеющимся соляным ключам заводить варницы. 7194 (1686) Года Великие Государи Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, всея России Самодержцы, пожаловали в Соловецкий монастырь Орлецкие угодья с известковым камнем, с лесами и сеннымн покосами. 6) Иннокентий Архимандрит, постриженпик Иеромонах Соловецкий, во Архимандрита посвящен Преосвященным Афанасием, Архиепископом Холмогорским и Важеским 7195 (1687) года Августа 6-го дня; после двух лет, за скорбию по болезни своей отказался от настоятельства. При нем: 7196      (1688) Года выстроена при братской больнице каменная поземная церковь во имя Святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея России, на западной стороне монастыря, которая была освящена Архимандритом Фирсом 7198 (1690) года. 7) Фирс Шерапов, Архимандрит, постриженник и бывший казначей и Иеромонах Соловецкий, во Архимандрита посвящен Святейшим Патриархом Иоакимом 7197 (1689) года. При нем: 7198 (1690) Года по грамоте Великих Государей Царей Иоанна и Петра Алексеевичей утверждено во владение Соловецкой обители село Чернево или Архангельское, купленное с землею и крестьянами на монастырскую сумму и находившееся в Коширском уезде. Того же лета Высочайшим Указом, последовавшим из Приказа большого дворца к Преосвященному Афанасию, Архиепископу Холмогорскому и Важескому, повелено было, чтобы об имеющихся во всех монастырях артиллерийских и прочих орудиях подать точные ведомости; а орудия сии подтверждено потом содержать во всякой чистоте и исправности. 7201      (1693) Года Великие Государи Цари Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, имев особенное благоволение к обители Соловецкой, за претерпенные убытки и раззорения, во время осады запершихся в ней бунтовщиков, не в пример прочим указали, чтобы вся вообще монастырская сумма, взятая в заем Государственный отцем их, Великим Государем Царем Алексеем Михайловичем, 41,414 рублей 89½ копеек и 200 червонных золотых, была зачитаема оброчными и пошлинными деньгами за продажную монастырскую соль. А притом, вместо уплачивания стрелецких денег, по примеру прочих поморских городов и монастырей, повелено с Соловецких вотчин с каждого крестьянского двора брать ржи и овса по 3½ четверти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 7195 (1687) г. церковная Николаевская земля, на которой находились «дворы стольника Михаила Киреевского, деревня Шепково», отказной книгой утверждена за св. патриархом на том основании, что по дозору, бывшему в том же году, «опричь того Николаевского погоста, в Русском уезде, в Шепковской волости, что написано в писцовых книгах, – где поселена деревня Шепкова Михаила Киреевского, обыскные люди иного погоста не сказали». А что поселенная деревня Шепково действительно стояла на церковной Николаевской земле – видно из того, что «на том погосте кладбище цки и каменья есть». Церковная Николаевская земля находилась «едучи к Москве по левую сторону большой Волоцкой дороги, пашни 28 чети в поле, а в дву потому ж, сена 15 копен». В 7197 (1689) г. стольнику Михаилу Киреевскому цер. Николаевской землей «владеть не велено и поселенных крестьян велено свесть и строение снесть». Земли, бывшей во владении Михайло Киреевского по описи и мере оказалось «пашни паханой в одном поле от пруда по большой Волоцкой дороге 12 ½ десятин, сенных покосов по речке Чисменске 5 десят., лесу не пашенного 8 десятин; в другом поле пашенной земли 12 десят., лесу не пашенного 5 десят., в третьем поле пашенной земли 7 десят., сенных покосов 4 десят., лесу не пашенного 9 десятин». 173 В 7205 (1697) г. цер. Никольская земля вместе с Дмитриевской землей, что был погост в той же Шелковской волости, была променена. (См. земли Дмитрия Селунского). Были ли сведены крестьяне с Никольской церковной земли, из документов не видно. Между тем как название деревни Шепкова сохранилось, и в 1710 г. она принадлежала Ивану Анисимову Невежину: в ней было 6 дворов крестьянских людей, в них 21 человек. 174 Николая Чудотворца место церковное, в 1625 г., волости Юрьвой слободы, в пустоши, что был погост в новом, где некогда была церковь Николая Чудотворца, пашни церковные лесом поросло середние земли 20 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена лесом поросло 15 копен. 175 Церковная Николаевская земля отдавалась на оброк разным лицам. В оброчных книгах Патриаршего Казенного Приказа писалось: за 7146 (1638) г, – «на Борисове крестьянине Бибикова оброка 8 денег; 176 за 7176 1668) г. на Миките Захряжском оброка 8 денег; 177 за 7186 (1678) г. села Лужков на дьячке Гаврилке Васильеве; 178 за 7200 (1692) г. – на подьячем Иване Неустроеве; 179 и в 1730 г. – на советнике Александре Федорове Докудовском оброка 22 алтына, и ему была отдана впредь на 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81 В листе этом (из Гадяча от 8 февраля) Мазепа уведомляет только о получении царского указа и посылке книг; ничего другого, заслуживающего внимания, – в нем нет. 82 В письме к воеводам Мазепа уведомляет о получении царского указа, посылке к ним книг и просит переслать их в Москву. 83 Дело о приезде архим. Иосифа не сохранилось и потому мы не имеем подробных сведений о пребывании его в Москве. Указание на приезд его находится в Греческом стат. списке 4, л. 82 (А. М. И. Д.). 14 октября 198 г. царем Петром Алексеевичем был принят вместе с другими Македонской земли Николаевского монастыря архим.Евфимий (Ibid. Греческие дела 7197 г., д. 8). 84 Третий список имеется еще в Описи иноязычного собрания печатных книг и рукописей Посольского приказа, составленной в 1696 г., каковую опись см. ниже. 89 В 199 году, когда Лихуды хлопотали о княжеском титуле им и их детям, в Посольский приказ взяты были у них след. книги: а) Иоанн Зонара, б) Филипп Кипрский, в) Скириц (Иоанн) Курополат, г) Матвей Кичал и д) Турко-Греция. Лихуды при своих просьбах ссылались на эти книги, в коих де говорится о деяниях их предков, занимавших важные должности в Византийской империи. В ноябре 208 г. Лихуды просили отдать им назад эти книги, которые в то время находились у Спаеарие. 3 февраля 1700 г. велено отдать их Лихудам. Книги, действительно, им были отданы и Лихуды росиисадись в получении их. А.М. И. Д. Греческие дела 7208 г., д. 2. (Дело по челобитью Иоанникия и Софрония Лихудиевых и пр.). 90 См. А. М. И. Д. Дела о Посольском приказе. 7204/1696 г. июля 29, д. 1. (Доклад о святых мощах и о книгах на разных языках, хранящихся в Посольском приказе). При печатании сей описи опять делается попытка подставить настоящие названия книг к находящимся в описи; к книгам «старым» отметок нет, потому что оне сделаны ранее (см. выше стр. 38–46). В подлиннике сбоку имеются отметки: + и , которые удерживаются и при издании. Столбцы в этом деле были перепутаны и приведены в надлежащий порядок мною. В Молодике Бецкого оно напечатано было в том порядке столбцов, который существовал ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

На северной стороне есть ещё три надписи, которых прочесть нельзя. 139 (у Гед. 23, 22, 21:19). Во второй палатке на восточной стороне: Лета 7191 (1682) декабря 6 дня, на память святителя и чюдотворца Мирликийскаго Николая, преставися раб Божий князь Георгий Михайлович Одоевской, (а погребен 10 декабря). Лета 7195 (1686) декабря 20, на память Игнатия Богоносца , архиепископа антиохийскаго, преставися раб Божий князь дворецкой Василий Феодорович Одоевской. Лета 7197 (1689) февраля 12, на память святого Алексия митрополита чудотворца московскаго, преставися раб Божий князь Никита Иванович Одоевской, (а погребен в 16 день). Зде лежит тело приснопоминаемыя княгини Ирины, дщери князя Василья Васильевича Голицына, супруги князя Георгия Георгиевича Одоевскаго, пожившия с ним благочестно во браке 24 лета 53 дни, веку же своего 38 лет, преставися в 1701 г. апреля в 27, на память сродника Господня святого священномученика Симеона, погребено тело маия в 4-е. Упокой Боже ее в вечном царствии. 140 . (30, 25, 26, 27, 28:29). В третьей палатке на восточной стороне: Лета 7187 (1679) июля в 12 день, на память преподобнаго отца нашего Михаила Малеина, преставися раб Божий болярин князь Георгий Петрович Трубецкой. На западной стороне: В лето 7133 (1625) июня в 24 день, преставися болярин благоверный князь Димитрей Тимофеевич Трубецкой. Лета 7111 (1602) ноября в 12 день на память Ивана Милостивого, преставися раб Божий боярин князь Тимофей Романович Трубецкой, а во иноцех Феодорит, привезено тело из вотчины его града Трубческа во 7126 (1618) году и погребено у Живоначальные Троицы в Сергиеве монастыре. Лета 7118 (1610) апреля в 22 день, на память преподобнаго отца нашего Феодора Сикеота, преставися раб Божий князь Меркурей Тимофеевич Трубецкой. Лета 7123 (1615) июля 10, на память святых мученик 45, преставися раба Божия князя Тимофея Романовича Трубецкаго княгиня Ксения Семеновна, во иноцех Капитолина схимница. Лета 7125 (1617) августа 6, на Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа, преставися раба Божия князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкаго княгиня Мария Борисовна.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОН (ПУРЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Казанский Никон (Пурлевский) - Я это отрицаю. - Вы вели контрреволюционную антисоветскую агитацию, распространяли контрреволюционную клевету по отношению Советской власти к религии и к духовенству... - Я и сейчас заявляю, что арестован я как архиепископ, арестован в силу своего служебного положения... " 25 декабря 1937 года Особой Тройкой при НКВД Татарской АССР осуждён по обвинению в " а/с религиозной агитации, распространении клеветнических слухов о массовых арестах священников, руководстве нелегальной к/р организацией церковников тихоновского направления " и приговорён к расстрелу. Расстрелян 9 января 1938 года в Казани . Погребен в общей могиле на Архангельском кладбище. Отличительной чертой его характера была замкнутость. Она начала развиваться у него еще со студенческой скамьи и окончательно завершилась в дни его архипастырства. 17 мая 1989 года он был реабилитирован по 1937 году репрессий. Сочинения Литература Использованные материалы   Определение Св. Синода от 27 - 28 августа 1913 года за 7667//Церковные ведомости. 1913. (7 сентября), с. 451.   Определение Св. Синода от 12 августа 1914 года за 7197//Церковные ведомости. 1914. (23 августа), с. 410.   ГАКО. Ф. 750. Оп. 2. Д. 36 Л. 3. - Афанасьев Н.Н., Последний наместник Курского Знаменского монастыря начала ХХ века архимандрит Иеремия (1920 – 1924), сайт Хабаровского краевого общественного движения " Мемориал " ,   История Иерархии РПЦ. М. 2006. С. 262, Афанасьев Н.Н., Последний наместник Курского Знаменского монастыря Иеремия (1920 - 1924), сайт Хабаровского краевого общественного движения " Мемориал " ,   Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). с.170–171 Редакция текста от: 16.07.2022 10:48:17 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13675263.h...

III. Varia 1) Показание служки Макарки Федорова, ехавшего из Москвы в Соловецкий мона-стырь, и письма, везенные им туда. 7175 г. марта 23 д 2) Дело по челобитью приписного к Савину Сторожевскому монастырю Троицко-го Устышехонского монастыря строителя Зосимы Льговского на крестьянина Ромашку Аверкиева с сыном, что он крестьянин отлучается из своей деревни, ворожить костьми и людям на руки смотрит. 7200 года апр. 15 июня 31 д 3) Дело по челобитью Илариона митрополита Псковского о том, чтобы по случаю постройки Псковской каменной соборной церкви не сбирать денег с его домовых и при-писных крестьян на постройку приказной палаты. 200 г. Мая 12– Июня 2 д 4) Отписка царю Михаилу Федоровичу Дурова и подъячего Осташки Колюпана о новом, построенном лет 20 тому назад черным попом Сергием, монастыре в Тотемском уезде в Демьяновском стану Илеской волости на Озерках. – 132 г. июня 20 д 5) Расход Слободского земского старосты Андрея Кулева мирским сборным день-гам на праздник Николая чудотворца Можайского, как приезжал в Слободской Трифона монастыря архим. Иоиль с братией. 187 г. июля 5–188 г. дек. 22 6) Грамота Корнилия митроп. Новгородского г. Каргополя соборной церкви Рож-дества Христова протопопу Петру Андрееву о том, чтобы в Бережнодубровской волости у церквей дьячком вместо Сен. Вас. Бурсина быть Варл. Никитину по мирскому выбору и по заручному челобитью. 196 г. февр. 24 д 7) Запись Новоторжца посадского человека Кузьмы Павлова Шитарева Нижего-род. уезда патриаршего домового Благовещен. монастыря оброчному крестьянину Климу Прокофьеву Колмыкову в том, что жить у него в работниках 5 лет и за то, что он его же-нит на дворовой женке, жить ему с женой у него еще 10 лет. 201 г. Января 7 д 8) Отказные книги 9) Челобитная царю Алексею генерал-поручика Томашки Дасиелла, полковников, всех полков начальных людей и солдат о даче им госуд. жалованья по случаю того, что все их имущество и все их запасы сгорели в Полоцке. Ок. 170 г. июня 26 д 10). Дело по челобитью полковников Вилима Фанзалена и Юрия Лима о выдаче им Государева жалованья за городовое дело и за чертежи, что они делали на Самаре на Новобогородицкой горе. Ок. 7197 г. февр. 9. д

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23. Челобитная царю Петру Соловецкого монастыря архим. Фирса, Устюжских монастырей архимандритов, игуменов и строителей с братиями о выдраньи из ямских книг причинного листа ямским старостой Ее Копыловым 206 г. ноября 29 д 24. Отрывок дела об Устюжской земской избы подъячем Якове Афанасьеве Друш-кове, на которого было подано челобитье Архангелского монастыря архим. Иосифом и иных монастырей архимандритами, игуменами и строителями с братиями 206 г. июля 22-авг. 6 25. Указ царей Ивана и Петра и царевны Софьи об уплате денег амбурцу торгово-му иноземцу Елизарию Избранту за разные взятые у него про Государев верховой обиход заморские вещи. – 7196 г. марта 7 26. Память о выдаче по указу царей Ивана и Петра и царевны Софьи из Устюжско-го приказа 10 рублей, взятых в Государев поход в село Коломенское. 7196 г. июля 18 27. Указ царей Ивана и Петра и царевны Софьи взнест к Государем в Верх из Ма-лороссийского приказа 100 руб. из числа поступивших туда пошлин с вотчин Донского монастыря. 7197 г. марта 31 28. Дело по челобитью царя Петру Соловецкого монастыря архим. Фирса, Устюж-ских монастырей архимандритов, игуменов и строителей с братьями о земском 204 г. ста-росте Федьке Ветюкове. 206 г. дек. 5 29. Грамоты царя Федора воеводам в Пустоозерский и Кольский остроги о высыл-ке денег. 187 г. мая 15–16 д 30. Выписка о писцах и воеводах, бывших в Кольском остроге и в Кай-городке в 116–190 годах Дела о лицах, говоривших непристойные слова I. Дело по доносу Тихвинского Введенского девичьего мон. монахини Авксентии Бакуниной на архимандрита Тихвинского Большого монастыря Боголепа. 207 г. октября 4-янв. 13д Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1887 год. Книга вторая I. Материалы исторические 1. Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639–1640 гг.) С предисловием С.А. Белокуров9 2. Дело о богопротивных сборищах и действиях. Сообщество И.А. Чистовичем 3. О брачных разводах по Архивным документам Харьковской и Курской Конси-сторий. Сообщил А.С. Лебедев

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В челобитной, содержащей рассказы о появлениях в его кельях бесов, Никон, разъясняя Алексею Михайловичу неправоту старцев Кириллова монастыря, неоднократно просит государя не позволять кирилловским старцам его «гладною смертию уморить», признается государю, что он «занемощевал» и молит царя его, Никона, «убогово, алчного, жадного, страдного, неодеянного, больнаго и в темницы седящаго» «помиловать» 34, л. 217, 222, 223). Из других челобитных Никона за этот год, а также отписок и челобитных старцев Кириллова монастыря и других северных монастырей, на которых по царскому указу лежала обязанность снабжать Никона продуктами 693 , приставов, находящихся при Никоне, известно, что Никон затребовал от властей Кириллова монастыря выдать ему на содержание деньги 694 , так как присылаемые ими продукты не всегда были свежими или их количество было меньше требуемого Никоном 695 . В марте в Ферапонтов монастырь прислана особая комиссия (думный дьяк Стрелецкого приказа Ларион Иванов, подьячий того же приказа и два молодых подьячих для письма) 696 , чтобы рассмотреть содержание опального патриарха и решить вопрос о переводе по просьбе Никона натуральной повинности 9 белозерских и вологодских монастырей на денежную 697 . По мнению историков, Никон имел все основания жаловаться на настоятелей Кириллова монастыря: с декабря 1673 г. по царскому указу он должен был ежегодно получать из этого монастыря годовой запас на свое содержание. Кроме того, он стал получать и другие запасы для келейного обихода, которые своевременно по разным причинам не были предоставлены ему, поэтому все платежи были переведены на деньги. В «Отписных книгах крепостям» 7197 (1689) г. записано: «В ящике окладная роспись, по чему монаху Никону за запасы платить на год денгами, и по той росписи за недовозные годовые запасы на 182 (1674) и 183 (1675) и 184 (167б)-й год плачено денгами, и в тех долгах отпись; в том же ящике прежние заручные росписи Кузмы Лопухина , по чему плачено монаху ж Никону запасов», т. е. Никону было заплачено только за «недовозные запасы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порфирий в этом именно году совершил первое путешествие в Синайский монастырь. Эти листки исписаны карандашом за исключением 3½ в конце, исписанных чернилами. Видно, что все здесь написанное было переписано, так как, почти все листки перечеркнуты карандашом, а во многих местах письмо совершенно затерто, но где находится копия, неизвестно. Дневники начинаются с конца книги, на листке, приклеенном к нижней доске переплета, начиная с 28 января. Листки, числом 35, идут таким образом справа налево до 12 февраля включительно, до изображения плана монастыря св. Георгия. Затем отсюда книжка оборачивается низом вверх и начинается часть дневника мартовского, по-видимому, начиная с 3-го числа, судя потому что на обороте 1-го листка отмечены 4 и 5 числа марта, и затем дневники идут до 30 числа. И здесь, как и в предыдущих отмечено время по часам. В самом конце этих дневников сделаны четыре «заметки и выписки», писанные чернилами, из писем и грамот русских царей. Сперва приведена следующая а) «заметка из письма архиепископа Синайской горы Константия 1-го от 29 марта 1845 года:...» – « Διωγμς γρθη μγας ν Βαλαχ κατ τν μοναστηριν κα τν γονμνων... Гонение воздвигнуто князем Влахии Бибеско... Ο Πγδονοι, т.е. молдаване выжидают, чем кончится гонение Бибеско, дабы предпринять тоже, что он сделал. Ужели это совершится по попущению Севера? Недоумеваю... Но ежели гонения Бибеско противно воле Севера; то почему же генеральный консул русский, в глазах которого все это происходит, не говорит ни одного слова Бибеско? – Я полагаю, что консул получил золото, и потому писал в Петербург, что все распоряжения Бибеска касательно монастырей и игуменов очень хороши ( καλ λαν)...». Затем изложено содержание б) ктиторской грамоты великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии Алексеевны, данной в лето 7197 (=1689) февраля 5 дня, архиеп. Иоанникию, архимандриту Кириллу и иным архиепископам и архимандритам, которые по них будут с братией из монастыря Богородицы на Синае; – потом в) грамоты Алексея Михаиловича, данной в Москве в л.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Казенное жалованье было среди него большой редкостью. Можно думать, что им пользовалось духовенство Кандалажского посада 57 . Некоторое вспомоществование от казны получало также духовенство («поп с причетники» 58 ) «ружной церкви Пресвятыя Богородицы Владимирския» 59 . Где находилась эта церковь – сказать трудно. О других церквах ничего неизвестно. Причты некоторых церквей были обеспечены еще незначительными вотчинными владениями. Так, напр., в Ненокоцком посаде духовенство Троицкой и Климентовской церквей имело в своем распоряжении соляные варницы и сенные покосы, данные им, очевидно, прихожанами «в поминовение родителей» 60 . Обыкновенными же источниками содержания сельского духовенства была церковная земля 61 , руга, даваемая прихожанами, а также и плата за требоисправления 62 . Средства, получаемые из этих источников, не были одинаковыми даже в одном и том же приходе. Священник, поступавший на приход, обыкновенно рядился с прихожанами о количестве назначавшегося ему дохода. Условия этого поряда иногда указывались в самом мирском выборе или «излюбе». В одном таком «излюбе» от 1689 г. говорится следующее: «Се аз Верховажского стану Верхотерменские пустыни церковной староста Петр Семенов да крестьяне Матвей Трифанов (перечень нескольких имен) и все крестьяне Верхотерменские пустыни порядили мы из Вологодцкого уезду дьячка Дмитрея Андреева сына Попова ставитце в попы к церкви Божией к Воскресению Христову, а ставитце ему Дмитрею в попы своими деньгами, а как его Дмитрия владыка благословит поставить в попы, и ему Дмитрею доходу с нас крестьян хлебные руги с мужа да з жены по четверику ржи и овса пополам, а руга платить с нынешняго 197 года и впредь платить по вся годы, да деревня церковная белая 63 , а пахать ему попу собою и огороды городить собою же, а дань церковная и всякие архиерейские запросы окупать нам миром и двор и всякия хоромы поповския ставить нам миром, да овса сеяново десять четвериков, и тот овес ему попу и семяна вынять в казну, а сена луговые выкосить миром и отдать ему попу, да речных сен ему попу половина, а рыбная ловля и всякое угодье, чем прежние священники владели, и ему попу владеть також, а от церкви доходу хлебенных и молебенных денег половина, а другая крилошенам 64 , от молитвы от родилницы по 2 д., младенца крестить по 4 д., от четыредесячные молитвы по деньги, от большего отпевания по 4 д., от младенческаго отпевания по 2 д., от венчания по 4 д., а быть ему попу к церкви Божии подвижну и к нам крестьяном в домы со святынею и со всякой потребою ходить, в том мы, староста и все крестьяне, и выбор дали, а выбор писал по старостину и всех крестьян веленью Ковчарские волости Николаевской поп Иван. Лета 7197 году июля в 4 д.» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010