И по той, великого государя, грамоте, велено воеводе Михаилу Ивановичу Мусорскому, к церкви Всемилостивого Спаса из черного лесу отвесть на пропитание земли на пятнадцать четвертей, буде о том черном лесу спору и челобитья никакого ни от кого не будет, и в вотчину и на оброк никому не отдано. И по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея великия и Малыя и Белыя России самодержца и по грамоте из Новгородского приказу, владеть ему спасской пустыни строителю, черному попу Филарету с братией, к церкви Всемилостивого Спаса в черном лесу земли на пятнадцать четей, буде о том черном лесу спору и челобитья ни от кого не будет, и в вотчину и на оброк буде никому не отдано. К сей отводной воевода Михаил Иванович Мусорский печать свою приложил». А на обороте ее написано: «Михайло Мусорский». Приложение 3-е. Благословенная грамота Великоустюжского Архиепископа Александра на освящение новопостроенной церкви в Спасской Ульяновской пустыне, 1689 года «Лета 7197, Июля в 27 день, по указу преосвященного Александра, архиепископа великоустюгского и тотемского, память Яренского уезда сверх Вычегды реки, Всемилостивого Спаса, Филаретовы пустыни, священнику Гурию, до устьвымскому благовещенскому диакону Алексею. В нынешнем во 127 году, Июля 24 день, бил челом преосвященному архиепископу ты поп с братиею: с прошлого 192 года, по благословенной грамоте преосвященного Ионы, архиепископа вятского и великопермского, вместо прежней сгорелой спасской церкви, построена у вас в той вышеписанной Филаретовой пустыне новая церковь , во имя Спаса Нерукотворенного образа, и ныне та церковь ко освящению готова, и чтоб преосвященному архиепископу пожаловать велеть дать святый антиминс и благословить тое новую церковь освятить; и как к вам ся память придет, и вы б тое новую церковь освятили, по правилам святых апостолов и отец, буде у той церкви верх построен не шатровый и алтарь круглый и святые иконы поставлены по чину, и буде та церковь построена не против вышеписанного, и о том бы ты диакон писал на Устюг великий к преосвященному архиепископу, а до указу тое церкви не святить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда на 12-й день, после отпевания, хотели тело блаженного похоронить, успокоился окаянный убийца и пришел к телу блаженного, но как только прикоснулся к ножу, тут же нож, Божьей силой удерживаемый, выпал из ушей младенца в руки убийцы и этим убийцу обличил Господь, и стал убийца блаженного всем известен. И когда тело блаженного с великим торжеством земле предали, убийцу увели в суд города Углича и заключили в темницу. Но когда готовились к суду над убийцей, и собрались определить ему наказание, тогда блаженный венценосец Иоанн умоляет Владыку Христа и так освобождает убийцу от жестокой казни: в одну из ночей является своей матери и умоляет своего убийцу и злобного кровопийцу забрать от палача. Когда же мать не захотела рассказать о явлении ей Иоанна и попыталась скрыть его, тогда на другую ночь блаженный является и отцу, и матери и грозно говорит: " Если не заступитесь за убийцу, меня не увидите ни на земле, ни в Царстве Небесном " . И они, восстав ото сна, друг другу об одинаковом видении рассказали, удивились, и мать призналась, что и ранее ей было такое же явление. И они, посоветовавшись, за убийцу заступились, и никто его крови не пролил. Избежал убийца суда земного и наказания, но не избежал кары Божией, вскоре суд Божий над ним совершился: был живой он изъеден червями, злой во зле дух испустил. По летописи убиение блаженного Иоанна было в 7171 г. от сотворения мира (1663 г. от Рождества Христова), в 25-й день июня месяца, когда совершается память Святой Преподобномученицы Февронии, и от рождения исполнилось Иоанну 6 лет, а погребение младенца было 6 июля, на память Преподобного отца Сисоя великого, возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи. Вскоре, в лето 7197 от сотворения мира (1689 г. от Рождества Христова) по Божьему провидению над мощами блаженного Иоана стараниями отца его стала строиться каменная церковь. Когда начали копать рвы, нашли гроб блаженного, крепкий и невредимый, а в нем тело блаженного - целое и невредимое, и одежда, в которой его положили, была нетленная. И тогда охватил предстоящих благочестивый страх и сотворили мощам блаженного достойное святого поклонение: священник с Честным Крестом переносит тело блаженного Иоанна в деревянную церковь и ставит на возвышение напротив правого клироса., и все, кто приходит в церковь, видят блаженного.

http://pravicon.com/info-2502

Очевидно, что он любил много говорить обо всем, что сам знал, и говорил, как понимал, не скрывая своих убеждений; а так как ему случалось получать и отпор убеждениям, то он любил споры, которым и предавался со всем жаром увлечения. Близость к царскому двору давала ему еще больше самонадеянности, и неудивительно, если он иногда дозволял себе лишние, даже и не монаху не всегда простительные вещи. Видно уроки Полоцкого, любившего больше латинское образование, глубоко запали в сердце Медведева, обратились в его убеждения и потому он начал уже открыто распространять то, что скрывал или о чем говорил прикровенно его учитель; от того о Медведеве стали писать и уже простые из низшего класса люди (составители повестей о Медведеве). Что касается слов составителей повестей о Медведеве, будто «он был неук, только мня себе мудр быти», то нет сомнения, что они составляют чистейшую ложь. Напротив, Медведев был человек очень образованный, хотя, пожалуй, и односторонне, в известном направлении. Он хорошо знал латинский язык и отцы отдавали ему своих детей учить латинскому языку 4 . После Медведева осталась богатая библиотека 5 , в которой были кроме латинских и другие книги – славянорусские, польские и проч. Около десяти лет Медведев занимал должность справщика на московском печатном дворе, что также служит против этого мнения. По отзывам современников (Туманского записки т. I, 209), Медведев не только не был неук, а наоборот был «чернец великого ума и остроты ученой». Он хлопотал об открытии в Москве славяно-греко-латинской академии, думая быть ректором в ней. Перу Медведева принадлежит описание первого стрелецкого бунта (1682 г.); ему же принадлежит первое описание книг, какие были на Руси написаны и напечатаны до него 6 . Он таким образом и историк и «отец славянорусской библиографии», как называет его за последний, указанный нами, труд другой библиограф В. М. Ундольский. Из этих фактов видно, насколько справедливы слова составителей повестей о Медведеве, что он был необразованный, неук. Живя в Москве в Заиконоспасском монастыре, Медведев быстро подвигался по лестнице служебной иерархии; вскоре после своего приезда сюда – в Москву, он был назначен строителем Заиконоспасскаго монастыря и еще 7187 году назначен был справщиком на московский печатный двор и в то же время книгохранителем того же печатного двора. Эту должность он занимал вплоть до 7197 года, когда «ему монаху Сильвестру жалованье на 197 г. не было дано и у книжного правления быти ему не велено и 197 г. марта в 12 день по указу великих государей и по благословению святейшего патриарха у книжного правления велено быть в справщиках на его, Селивестрово, место иеромонаху Тимофею 7 . Этой должности на печатном дворе Медведев лишился, кажется, по той же причине, ради которой постигла его и смертная казнь впоследствии, т.е. за учение о времени пресуществления святых даров в таинстве евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Это будет добрым делом, за что пребудет на нем благословение и милость Господа. Аминь. Писано 25 августа 1763 года по Р. X. Об этом приношении позаботился священник Мансур Махтут». На том же листе имеется и приписка писца рукописи, которая гласит следующее: «Переписка этого священного Кондакиона, то есть порядка божественного богослужения (Διταξις τς θεας λειτουργας), вместе с Требником, была (окончена) в среду 1 февраля 7197 – 1689 г. 232 от сотворения мира рукою грешного раба, несовершенного в знаниях юриспруденции и в науках, Георгия, известного под именем Ибн Самал, дамаскинца по происхождению и православного по вероисповеданию. Написано это на имя его брата, искусного в науках, религиозного, благочестивого, отшельника, жреца всевышнего Бога и служителя Его священника Макария. Да будет это в благословение ему от всевышнего Бога, да внушит ему Бог поступать так, как в нем написано». Имея перед собою собственноручную вкладную запись патриарха Антиохийского Макария в Афоно-Ватопедском служебнике и убедившись, что этот патриарх до избрания на апостольский Антиохийский престол был несколько лет Алеппским митрополитом и носил имя Мелетия 235 , проф. Г. А. Муркос ни на минуту не задумался заключить, что в Афоно-Ватопедской библиотеке он видит пред собою «рукопись Служебника патриарха Антиохийского Макария, подписанную его рукою и датированную 1612 годом» (sic) и что «он (то есть Макарий) в бытность свою митрополитом Алеппским, под именем Мелетия, сличив арабский перевод с греческим оригиналом, исправил и установил новую его редакцию» 236 . Но с этим заключением проф. Муркоса согласиться невозможно. Во-первых, диакон Павел Алеппский, весьма щедрый на похвалы своему отцу, в «тесной привязанности» к которому, в силу своего сиротства, он был воспитан с самого раннего детства, нигде ни единым словом не обмолвился о литургических трудах патриарха Антиохийского Макария, для чего поводов в написанном им путешествии в Россию представлялось весьма много. Во-вторых, патриарх Антиохийский Макарий владел греческим языком настолько плохо, что на аудиенции у царя Алексея Михайловича на нём «не мог говорить бегло» с драгоманом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1689-м году в Московком государстве разразилась страшная туча, – честотюбивая царевна Софья со своими клевретами подняла мятеж, с целью умертвить брата своего Петра и сделаться самой правительницей государства. Пользуясь этой смутой, Медведев задумал в «месяце августе 7197-го года (1689) смертно убити главу и отца всего Российскаго царства святейшаго кур Иоакима патриарха и некыя иныя чина архиерейскаго, и иныя нравомудрствуюищыя по св. Восточней церкви». Медведев хотел достигнуть торжества над своими противниками при помощи внешней силы и замыслил на жизнь патриарха, как человека умевшего, при своем практическом характере, сгруппировать около себя поборников православия, человека заправлявшего их действительностью и сообщавшего им силу и энергию в борьбе с папежниками. В своих замыслах Медведев крепко надеялся на главного предводителя тогдашних мятежников Феодора Щегловитого и на некоторых приближенных этого своего единомышленника 408 , – рассчитывал он, вероятно, на сочувствие себе также и всех сообщников в деле, затеянном тогда царевною Софьею и, быть может, самой Софьи, тем более, что сочувствие Софьи планам Медведева было, как увидим, не безинтересно даже и для ее честолюбивых замыслов. Но не исполнились замыслы и Медведева на жизнь и. Иоакима, как не исполнились подобные замыслы и Никиты Пустосвята. Политические обстоятельства в то время быстро приняли иное направление. Планы Софьи рушились; Щегловитый с главными своими сообщниками был казнен. Медведев сам предался бегству в Польское королевство и был схвачен уже в Бизюкове монастыре, откуда приведен в монастырь Сергиевский и здесь, лишенный монашеского сана, с именем Сеньки Медведева, после пытки по градскому суду, как участник в политическом мятеже, посажен был в тюрьму 409 . Папежники лишились своего главного предводителя в лице Медведева, а в лице Щегловитого и его сообщников они потеряли последнюю поддержку со стороны внешней силы. Понятно, наступало время окончательного торжества над ними их противников – православных. И оно действительно наступило. В октябре по прилежному прошению святешего Иоакима высланы были из Москвы царским указом иезуиты эти «негоцианты», проживавшие здесь многое время «без дела», высланы с тем, чтобы и «напред нигде пристанища своего не имели и римской своей службы не отправляли, потому что они св. восточной церкви и догматам ея чинят противность и раскол и людей прельщают и римской своей веры научают 410 . А вскоре за тем церковь русская произнесла окончательный приговор и над Московскими папежинками.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

И чего ради оно начася, и како и с коих книг правити на соборах постановиша и с оных ли правиша. – И чесо ради частое в новоисправных книгах сотворися применение, и те народ возмутися, и многообразныя разности в вере явишася, и мнози людие погибоша и погибают. – И краткое изъявление о нововыезжих иноземзев, и их о неправом о пресуществлении и лестном на смущение правоверным писании. Написася в царствующем граде Москве Спасского монастыря, иже за иконным рядом строителем, а печатного двора справщиком монахом Сильвестром Медведевым лета 7197-го месяца Септеврия. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1886 г. кн. 1-я. Сильвестр Медведев лице не безызвестное в истории нашего отчества за XVII столетие: наши древние книжники, составители житий возвели его даже в особое звание «ересиарха», виновника «новоявльшейся латинской дымящейся главни Аркудиевы или Медведев». 1 Такую почётную и громкую известность у нас на Руси Медведев получил главным образом благодаря своему учению о времени пресуществления св. Даров в таинстве Евхаристии, учению, возбудившему жаркие и бурные прения, тянувшиеся в нашей церкви в XVII столетии целую четверть века. Биографические сведения о Медведевы скудны, а за первые годы его жизни мы почти и совсем их не имеем. Неизвестны ни его родители, ни год его рождения, ни сословие, к которому он принадлежал по рождению; известно только его мирское имя – Семён и место его рождения – город Курск. Неизвестно даже вследствие чего и когда Медведев ушёл из Курска в Москву. Наши биографические сведения о нем начинаются с 1665 года, когда мы его встречаем в Москве в числе подьячих Тайного приказа, собственной секретной канцелярии Государя. 2 В подьячие в эту канцелярию выбрались люди способные и главное испытанной честности и преданности, потому что им очень часто поручалось от царя исполнение самых близких ему дел, его тайных дел. Они исполняли поручения царя по домашним его делам, возили переписку царя с Ордином Нащокиным и другими близкими лицами и пр. Одним словом это были лица, которым царь вполне верил. Все это, разумеется, требовало значительной осторожности в выборе молодых людей на службу в Тайный приказ и если (вероятно) молодой Медведев попадает в число подьячих к тайным делам царя. То одно уже это обстоятельство свидетельствует в пользу Медведева. Время поступления Медведева на службу в этот приказ – неизвестно, мы знаем только, что он 5 апреля 1665 года был уже подьячим и вместе с другими подьячими этого числа получил награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. В старых путеводителях Крестовоздвиженская церковь называтся одной из красивейших в городе. Указывалось также, что она была построена на средства уроженца Ростова, архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила Кичигина (1685-1707), и что в 1859 или в 1856-1861 гг. ее подвергли капитальной перестройке. Каменной Крестовоздвиженской церкви предшествовал одноименный деревянный храм. Он упомянут в самой ранней известной дозорной и переписной книге Ростова 1619 г. и в более поздних аналогичных источниках. На каменной плите, «вделанной в стену паперти» данного храма, было выбито: " Лета 7197 (1689) года Августа в 30 день начата бысть строитися сия святая каменная церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Гос подня, в приделе Св. Архистратига Гавриила, а совершена бысть двусотаго года (1692) Августа в б день; строил сию церковь преосвященный Гавриил архиепископ вологодский и белоозерский, своею архиерейскою келейною казною, а родом архиерей сего города Ростова, прослытием (прозванием) Кичигиных, в вечное поминовение родителей своих: Нестора убиеннаго, Евдокеи, Домники, Марии, Феодосии и сродников " . Настоящая плита не сохранилась, но основные содержавшиеся в ее тексте сведения подтверждаются дошедшей до нас описью Крестовоздвиженской церкви 1835 г.: «Означенная церковь во именование Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, с приделом в трапезе полевую сторону во именование: Собор Архангела Гавриила, есть каменнная одноэтажная с кумполом на осмерике. Ростовская Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1689-1692 гг., на протяжении двух с лишним столетий своего существования неоднократно меняла свой облик. Сначала она представляла собой характерный образец древнерусского зодчества конца XVII в., затем в конце XVIII или начале XIX в. она приобрела черты стиля классицизма, в то же время в ее интерьере были созданы новые иконостасы и настенные росписи, наконец, в 1856-1861 гг. храм на пожертвования купца П.А. Веснина был радикально перестроен в «русском» стиле.

http://sobory.ru/article/?object=04635

Какой-то дикий и страшный энтузиазм смерти и самоуничтожения охватывал увлеченных апокалиптическими вождями и приверженных старому обряду жителей Севера. Участники гарей, обнявшись, прыгали с крыш верхних горенок изб в пламя костров. Охвативши друг друга, девушки с разбегу бросались в огонь, дети тянули в огонь родных, отцы и матери шли на гари с младенцами на руках. Василий Волосатый не только водил свои жертвы на костры, но и уговаривал замаривать себя голодом; некоторые бросались целыми семьями в реки. Многие, ожидая с часу на час, особенно в 1666, 1667, 1691 и 1692 годах, окончания мира, ложились в гробы, чтобы встретить Страшный суд на смертном ложе. Описания этих ожиданий смерти и самоубийственных способов окончания жизни по своей трагичности напоминают ужасные картины танца смерти позднего западного Средневековья, когда во время чумы все население ждало последнего часа. Нередко перед гарями или другими способами самоубийства несчастные кандидаты на самосжигание или уморение себя голодом старались урвать последние радости жизни, так как смерть во имя веры все равно должна была очистить и покрыть все грехи. Психология религиозной безнадежности этих проповедников очень хорошо отразилась в несколько более поздней широкораспространенной песни беспоповцев: Деревян гроб сосновый, ради меня строен. В нем буду лежати, трубна гласа ждати. Ангелы вострубят, из гробов возбудят. Из гробов возбудят, я, хотя и грешен, пойду к Богу на суд. К Судье две дороги, широкий, долги; одна та дорога — во царство небесно, другая дорога — во тьму Но конец мира не наступал, несмотря на то что последнее отступление уже произошло, по их рассуждениям, в роковом 1666 году. Так прошли злополучные 1666 и 1667 годы, не принеся никаких видимых свидетельств прекращения существования вселенной или русского царства. Тогда ожидавшие конца мира и второго пришествия проповедники начали указывать на другие сроки. По сложным расчетам инока Авраамия, окончание этого света должно было произойти в 1691 На этот же срок указывал и некий наставник Матвей из Архангельска; другие, как, например, северные самосжигатели черный дьякон Игнатий и Емельян Повенецкий и Козьма Косой на Дону, относили конец мира на 7197, или 7200 год, от сотворения мира, то есть по их счету 1692 После 1692 года, то есть уже через двадцать пять лет после окончательного разрыва между сторонниками обоих обрядов на соборе 1667 года, эсхатологические ожидания начали проходить, и отцы беспоповства, видимо, поэтому и выступили со своим новгородским соборным решением, в котором они разъясняли, что хотя последнее отступление и царство Антихриста наступили, но когда будет конец мира, это пока еще не ясно и посему их церковь должна как-то организовывать свое существование на этой грешной и захваченной силами ада земле, приспосабливаясь к переживаемому ими апокалиптическому веку.

http://sedmitza.ru/lib/text/439577/

Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою - в больничной церкви, летом - в кладбищенской. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 утра в праздники и в летнее время - в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Пресвятой Богородице настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерняя начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю, Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу - акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу - акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем - помянник и вечерние молитвы. Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т. е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения Пятидесятницы, совершалось в Скановом монастыре ещё три: два вокруг монастыря в храмовые праздники Святой Троицы и Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один - в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения её (3 октября). Этот ход введён по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 года. Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом. Среди архивных рукописей стоит отметить слудующие: 1. Две рукописи от 31 октября и 4 ноября 7181 (1673) года об отводе Скановой обители " земли пашенной и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен " , по Указу Царя Алексея Михайловича, вследствие " челобития черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла " . 2. Две выписки с писцовых 7187 (1679) и 7188 (1680) гг. в книге Семена Секиотова на отведённую выше землю " двадцати десятин с полдесятиною " : первая - от 19 декабря 7189 (1681) года, данная " черным попом Феодосию и строителю Иоанну с братией " , вторая - от 31 июля 7197 (1689) года, данная строителю иеромонаху Моисею с братией.

http://sobory.ru/article/?object=02766

Выделано в ней тридцать восемь топоров новых, тридцать сошников, двадцать восемь кос не точеных, тридцать держанных, четыре насеки да клевец, шесть замков снишных немецких, напарья большая девчатая, да напарья простая средняя, двадцать копачей, пять лопат с заступами, три кирки да жолна, десять скобелей, ножницы мастерские. В кузнице же было две поварницы железные, десять колоколков коровьих железных, десять тесников новых, двои крюки дверные, три матки в ставках ломаные, да фунт, вески медные, полсемы полицы железа белого, два фунта с четью олова тянутого, одиннадцать браздьев конских. – Изделия шли в продажу. Братство в правление игумена Никона составляли тринадцать монашествующих, да вкладчиков бельцов тринадцать. – Те и другие носили одежду монастырскую. В помещение вкладчиков отведен большой конюшенный двор за монастырской оградой; тут же была и гостиница. В конюшенном дворе лошадей езжалых двадцать четыре, двадцать жеребенков и кобылиц неезжалых; восемь отнолетков. Двор и колья монастырских рабочих; двор коровий, в котором тридцать коров дойных, десять быков взрослых, двадцать бычков и телок. Скончался игумен Никон в 1689 году, посвятив двенадцать лет плодотворной деятельности настоятеля Красногорского монастыря. По смерти его 7197 г. 9 марта последовал указ преосвященного Афанасия за приписью его архиерейского дома духовных дел судьи, иеромонаха Аврамия Митусова (он, как увидим в последствии, был настоятелем Красногорского монастыря), коим велено архиерейского дома, казенного приказа дьяку Ивану Ростегаеву и подьячему Данилу Лебедеву ехать в Красногорский монастырь для описи зданий и всего монастырского имущества и избрать старца искусного, монастырскому управлению ведущего, и приказать тот монастырь ведать и меж братии и служебников расправу чинить тому выборному старцу. Помянутые лица, на основании прежних описных книг, при содействии келаря того монастыря старца Митрофана, казначея Иосифа, иеромонахов Аврамия и Макария, составили новую подробную опись Красногорскому монастырю, отметив то, что было приобретено за время настоятельства игумена Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010