Другой фонарь слюдной большой без креста о пяти верхах, при споях обложены железом белым. Паникадило медное, дуг в двух ставках числом осмнадцать; в привесе было у него яйцо лебяжье, расписано краски; под яйцем чашка серебряная, водворка обшита серебром по золоченому бархату, кисть шелку краснаго да зеленаго, сверху накащена золотом. У того паникадила в пожарное время шесть дуг переломлено и яйцо разбито. Два подсвечника белого железа. Зеркало со створы, а в нем четыре стекла, обложены белым железом, басми оловянные травчатые. Два подсвечника выносные, один окован белым железом, другой деревянной. Четыре медных шандана. Блюдо оловянное глубокое, да блюдо каменное аспидное. На монастыре колокольня на девяти столбах и на ней колоколов: большой колокол весом тридцать один пуд, колокол четыре пуда, два колокола по два пуда. На той же колокольни часовня, где были до пожару часы боевые; в пожарное время те часы попортились и ныне разобраны. В ризнице евангелие старинное печатное в десть, выходу 7136 года, на нем дски во всю книгу струбы резныя, распятие и евангелисты чеканные под золотом; на другой стороне средина и наугольники и застежки резные без золота, все серебряное, оболочено бархатом травчатым. Евангелие напрестольное большой бумаги, выходу 7197 году, по обрезу золочено, обложено бархатом червчатым: распятие и Евангелисты серебряные под золотом. Евангелие печатное в десть, под черным бархатом, в средине распятие, около той средины серафимы, a по углам Евангелисты серебряные басемные под золотом, переплет разбит. Евангелие печатное в десть выходу 7136 году без Евангелистов, оболочено ровдугой. Крест воздвизательной серебряной под золотом резной с мощами святых, на том кресте в гнездах и на спнях каменья бирюза да варенки, шесть смазней, восемь королечков, одиннадцать жемчужин; у того креста ковчег покрыт атласом вишневым, мелкотравчатым, оковав белым железом с наугольники резными, на створах того ковчега писаны лики святых, на верху того ковчега образ Спасителев нерукотворенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Ильина Гора. Церковь Илии пророка. Ильинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Наиболее вероятной датой постройки храма следует считать 1691 год, о чем в ведомости за 1908 год сказано " … церковь деревянная построена в 1691 году во имя св. Пророка Илии, на упраздненном ныне кладбище, покрыта железом, холодная " . На другую дату указывает запись на тябле в иконостасе: " лета 7197 месяца гервя сотворися сеи храм во имя пророка Илии па благоверных государех наших царех и великах князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Роси самодержцев и при благородных царевичах Алексее Петровиче и Олександре Петровиче и при патриархе Андриане " . Т.е. запись указывает на 1689, однако царевич Алексей Петрович родился только в 1690, а царевич Александр в 1691 (умер в 1692). Позднее к церкви пристроена трапезная, во второй половине XIX века она обшита досками. Отметим, что в 1801 г. в селе была построена каменная 3-х престольная церковь (Илии пророка, святителя Феоктиста Новгородского, Покрова Божией Матери) с колокольней. В 30-е годы прошлого века каменная церковь была полностью разобрана, а кирпич пошел на постройку школы. Уже в 1944 г. после освобождения Ильиной горы от немцев, прихожане обратились с просьбой о возношении служб в деревянном храме, где полностью сохранилась церковная утварь, иконы и старинный иконостас. Сейчас церковь действует. Каменную церковь, " полностью разобранную в 30-е годы " , по акту 1943 г. вторично разрушили фашистские оккупанты, а она еще раз самовозродилась и дала себя разобрать на кирпич в третий раз! Вот " Акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков... " (Ленинградская правда, 1943, 30 июня) : " Немецкие захватчики глумились и учиняли надругательства над религиозными чувствами верующих граждан. В селе Ильина Гора (Демянского р-на) немцы в церкви устроили конюшню, а перед своим отступлением церковь эту разрушили " . А вот отрывок из письма ильиногорцев патриарху Сергию от 2 декабря 1943 г.: " мы ... имеем две церкви. Одна попорчена, а вторая в исправности " . Хлопотать об открытии деревянного храма прихожанам пришлось еще долго - разрешение было дано только 13 июня 1946 г.

http://sobory.ru/article/?object=12768

Подле архиерейского двора, в другой каменной же ограде, на углу, что называется Богословский монастырь, построена церковь каменная же на кладовых палатах, во имя святаго Григория Богослова ; в том же монастыре три палаты жилых небольшия. У тех четырех церквей у всех колокольни каменныя; на них колоколов весом общим во всех: у Спаса, что на сенях, весу во всех колоколах триста пуд; у Воскресения во всех колоколах весу полтораста пуд; у святаго Иоанна Богослова во всех колоколах весу двести пуд; у Григория Богослова во всех колоколах весу сто пуд 10 ». Кроме того, при нём же, Ионе Сысоевиче, по словам летописи, «архиерейския палаты – крестовая с келиями архиерейскими, столовая великая с отдаточною, палаты для пришествия государского, на жилых палатах другая столовая великая же – подписаны стенным письмом». Странно, что по отношению к этим палатам в нашей летописи отсутствует предшествующее слово устроил и довольно неясно и туманно указывается лишь подписание их стенным письмом, – хотя по другим источникам известно, что все эти палаты устроены тем же неутомимым Ионою Сысоевичем. Подробностей о ходе построения Ростовского Кремля не имеется никаких, ни в цитированной летописи, ни в других источниках, дошедших до нас. Из уцелевших надписей и некоторых письменных документов известно лишь, что архиерейский дом и палаты выстроены Ионою в период 1670–1680 гг.., церковь Воскресения Христова около 1670 года, Спаса на сенях около 1678 года, а Иоанно–Богословская в 1683 году. Кроме кремлёвских зданий в Ростове, митрополит Иона Сысоевич возвёл много построек и в других местах своей митрополии. Так, при помощи князя Михайла Темкина, он с 1657 года начал строить в Белогостицком монастыре каменные храмы, ограду и кельи. В Спасо – Иаковлевском монастыре около 1690 года построил каменную церковь , украсив её стенным письмом. В Угличском Воскресенском монастыре создал огромную каменную церковь с трапезою II колокольнею, а в 8 верстах от Углича основал Дивногорскую пустынь. Сверх того, в Ярославле, близ Успенского собора, построил двух–этажный архиерейский дом с церковью во имя св. Леонтия Ростовского. Затем, при соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ростове Иона построил «колокольню каменную великую», для которой при нём же слиты были колокола: «первый две тысячи пуд, другой в тысячу пуд, третий в пятьсот пуд, и прочих мелких десять колоколов». Из надписей, находящихся на колоколах, видно, что вылиты они были в следующем порядке: сперва слит был будничный «Лебедь» в 500 пудов –– лета 7190, марта в 1 день, потом «Полиелейный» –– в 1000 пудов – лета 7191, октября в 30 день и, наконец, самый большой «Сысой» в 2000 пудов – лета 7197, ноебри в 11 день; последний колокол наименован Ионою в честь своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

«Лета 7197 ноября в день по указу Великих Государей Царей и великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича и великие Государыни благоверныя Царевны и великия Княжны Софии Алексеевны, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, и по грамоте из розряду за приписью дьяка Любима Домнина и сыску Флора Васильевича Коренева учинена отказная книга, по отказу и отделу и сыску Недригайловца Любима Тимофеева сына Коженовского, да приказной избы подьячего Епифана Золочева против челобытьев недригайловского Покровского попа Ивана Фёдорова про отнятую церковную землю и против отнятой церковной земли, что от речки Торкмышевки по речку Попадью церковная земля и до сухой долины едучи из Недригайлова в село Ольшану к реке с левой стороны и против отнятой церковной земли Недригайловцы, дворяне и дети боярские и пушкари: Лука Афанасиев сын Котельников, Василий Анисимов сын Пашков, Козьма Тихонов сын Коженовский, и прочие да пушкари: Степан Борисов, Семён Драгонин, да Михайла Плесканов, Евдоким Недоростов, Ларион Пошутилин, Евфим Пошутилин, Илия Лебедев сказали по святой непорочной евангельской заповеди Господней, еже ей! ей! в правду, в том, что в прошлом во 157 году отдачи и против отдельных книг Димитрия отмерено и отделено недригайловского поля соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделе Василия Кессарийского попу Алексею Васильеву, да дьячку Димитрию Алексееву и та земля отнята и отдана черкасам, а против церковной земли под церковь ничего не дано, и мы про то ведаем подлинно, а на которую землю против отнятой, что от речки Торкмышевки и по речку Попадью до церковной земли и через речку Попадью до сухой долины едучи из города в село Ольшану в левой стороне к реке Суле и вниз рекою Сулою левый берег до речки Торкмышевки и та земля порозжая прежде сего никому не отдана и в дачах ни за кем не записана, лежит в пустее, а по смете и по мере той земли будет шесть четей. И по указу великих Государей и великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича и великия Государыни благоверныя Царевны и великия Княжны Софии Алексеевны, всея великия и малыя, белыя России Самодержцев и по грамоте из розряду и по сыску и по отделу и по мере Недригайловца Любима Тимофеева сына Коженовского, да приказной избы подьячего Епифана Золотарёва тую землю, что от речки Торкмышевки через речку Попадью по сухую долину едучи из Недригайлова к селу Ольшане Ольшанскою нижнею дорогою, к реке Суле с левой стороны и от сухой долины вниз Сулою рекою до речки Торкмышевки, Сулы реки левой берег и вверх речкою Торкмышевкою до Ольшанской нижней дороги и ему попу Ивану Фёдорову тою землёю владеть и лес хоромный и дровяной сечь, и сено косить, и по Суле реке левою стороною рыбу ловить и всякими угодьями владеть по указу великих Государей, и с той в церкви Покрова Пресвятой Богородицы служить и за их великих Государей Бога молить». А по листам скрепа: «к сим отказным книгам Никифор Коренев руку приложил».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Объявив о том, что «Николаевский Козацкий монастырь» Змиевского уезда со всеми его землями, лесами, озерами и всякими угодьями отдается Киево-Печерской лавре, грамота говорит: «А по справке в Разряде по отказным и межевым книгам Змиевскаго воеводы Семена Дурнова 7197 (1689) году к тому монастырю написано: в Змиевском уезде против села Мохнача на р. Северном Донце мельница, с Ногайской стороны реки Донца сенных покосов десятина; да с той же Ногайской стороны р. Донца на речке Гнилице, выше ольховаго пристену мельница, а подле той мельницы по обе стороны речки Гнилицы пашенныя земли и сенных покосов, 50 четвертей, да лесу непашеннаго тож; да за р. Сев. Донцем с Крымской стороны, ниже того Змиевскаго Никольскаго монастыря в лесу по р. Гомолче, с устья до верховья, пашенной земли и сенных покосов по мере 25 четвертей; да на той же речке мельница, а подле той мельницы скотский двор. А в выписях, каковы к тому отказу Игумен с братиею подал (и Семен Дурной по тем выписям отказывал) написано: 7186 (1678) году Змиевской приказной Мелетий Авдеев отмежевал к тому монастырю на речке Ольшанке мельницы; да Крымской стороны от их мельницы пашенная земля, дикое поле, от сухой долины, а с Русской стороны берег речки Ольшанки сенные покосы и на выкуп Дубровской до серой долины подачу Змиевских жителей градских всяких чинов людей 40 десятин. И в 7187 (1679) году по наказу бояр и воевод князя Григория Григорьевича, да князя Михаила Григорьевича Ромодановских, майор Федор Скрыпицын отмежевал к тому монастырю из порозжих земель от Снетчина Городища до р. Севернаго Донца, да рыбной ловли река Донец под монастырем на Ногайской стороне, за тою же рекою Север. Донцем три озера Белое, Косач, Коробово; да против монастыря в тех же урочищах от вершины от Белаго озера до бору, – а меж бору и реки вниз по Север. Донцу до озера Коробова сенных покосов 8 десятин от р. Сев. Донца. В 7189 (1681) году Змиевской приказной Лука Толмачев, по отписке из Белгорода боярина и воеводы кн. Петра Ивановича Хованскаго, отмежевал к томуж монастырю из порозжей заимочной земли в Змиевском уезде с устья речки Гомольши от Северн. Донца вверх по речке Гомольше обе стороны до Городища пашенная земля и сенные покосы и рыбная ловля и всякия угодья по урочищам. А по купчим, с которых подал списки в приказе великия России того монастыря старец Рафаил, за тем Николаевским монастырем написано: в 7181 (1673) году по продаже, белогородца посадскаго человека Ивана Гладкова в Змиевском уезде в селе Мохначах на р. Северском Донце мельница с двором и с винницею. А с 7188 (1680) году по продаже села Мохнача жителя Максима Антонова на речке Гнилице млинок. По поступке харьковца Якова Васильева в селе Мохначах грунты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На подлинной грамоте припись дьяка Павла Матюшкина. Сотная вологодских писцов Тимофея (Л. 122 об.) Никиферова сына Безобразова да подьячево Ивана Петрова 128 и 129 годов Глушицкого монастыря на вотчинные деревни и починки, писана 7132-го году февраля в 14 день. В конце у подлинной сотной печать Тимофея Безобразова, позади припись подьячево Ивана Петрова. Сотная вологодцкого писца Тимофея Андреева сына Карамышева с товарыщи Глушицкого же монастыря на вотчинные деревни и починки, писана 7052 году. В конце печать Тимофея Карамышева, позади подлинной сотной пишет Никита Козлов Милославского. Выпись с вологодцких книг писма и меры Федора Воронцова Вельяминова да дьяка Савина Завесина 136, 137 и 138 годов Глушицкого монастыря на подмонастырную мелницу [l] и толчею, и на пашню, и на сенные покосы, и на всякие угодья, и на монастырьские деревни и починки, писана 184-го году (Л. 123) за приписью дьяка Дмитрея Федорова за справой подьячево Ивана Хматова. Другая выпись с вологодцких книг письма и меры ево же, Федора Вельяминова Воронцова, да дьяка Савина Завесина 136 и 137 и 138 годов того же Глушицкого монастыря на пашню, и на всякие угодья, и на вотчинные деревни и починки, писана 168-го году. На подлинной выписи припись дьяка Андреяна Яковлева. Писал подьячей Дмитрей Федоров. Указ великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцев за монастырских их крестьян за карелян доимочных денег на том Глушицком монастыре править не велено и на Москве в доимочные книги под статьями очищено, писана 7197-го году апреля в 30 день за приписью дьяка Леонтья Уланова за справою подьячево Елисея Калинина. (Л. 123 об.) Межевая записка писца Лопата Прокофьева сына Хитрова да подьячево Максима Трифанова на монастырьское село Ивановское, писано 7070-го году февраля в 5 день, в конце печать приложена, позади написаны подьячей Максим Трифанов. Меновная запись на Василья Иванова сына Порошина на починок Сутугин со всеми угодьи за рукою ево, писана 7123-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

По памятникам, относящимся к г. Змиеву, известно, что Змиевской монастырь существовал уже в 1668 г. (87). Но в каком году он основался,—остается пока неизвестным. Несомненно только то, что он основан был козаками, так как в актах постоянно называется Казачьим Змиевским монастырем. Неизвестно также и то, когда монастырь перенесен был на другое место. С полною уверенностью можем сказать только то, что древний главный храм монастыря был храм Свят. Николая , так как монастырь в древних актах называется Николаевским Козацким . Более чем вероятно, что главным храмом монастыря стал храм Преображения Господня тогда, как монастырь перенесен на новое место. Ибо только в памятниках среднего времени Змиевской монастырь называется Преображенским Николаевским . Преображенский храм, сколько можно судить по фундаменту его, который один только и остался, был довольно велик. Храм разобран и продан был в Водолагу, туда же поступил и величественный иконостас резной работы, доселе целый в Воскресенском храме Водолаги; иконостас Николаевского храма продан был в с. Водяное. Ограда была делом необходимости для Змиевского монастыря, тогда как крымцы так часто делали набеги на Украину (88). По делу 1724 г. видим, что они увезли было из монастыря даже колокол, который после возвращен от них в имение князя Менышикова. Вблизи щебня храмов монастырских видны остатки монастырского сада — несколько грецких орешен и слив, по уже задичавших. Само по себе понятно, что давно уже нет тех богатых 17 садов, о которых говорит ведомость 1784 года. При закрытии монастыря, ризница и все церковные вещи взяты были в Белогородскую соборную ризницу, как это видно по расписки священников, Белогородского собора, данной 18 окт. 1788 г, и доселе целой. Помещаем здесь грамоту Петра I, данную 15 ноября 1701 г. Киевской лавре, где есть нечто и для древней географии слободского края. Объявив о том, что “Николаевский Козацкий монастырь” Змиевского увзда, со всеми его землями, лесами, озерами и всякими угодьями отдается Киевопечерской лавре, грамота говорит: “А по справке в Разряде по отказным и межевым книгам Змиевского воеводы Семена Дурнова 7197 (1689) году к тому монастырю написано: в Змиевском уезде против села, Мохнача на р.

http://sobory.ru/article/?object=57084

Подписано на обороте: «Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец.» Справил Гераско Потапов. Пошлин 25 алтын взято и в книгу записано. У подлинной жалованной грамоты вислая красная печать. Лета 7197-го, Марта в 22 день. Божией милостью Мы, Пресветлейший Великий Государи Цари и Великий Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, и Великая Государыня Благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцы, сию жалованную грамоту брата нашего Государского, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Алексеевича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, слушав, велели подписать на наши имена, Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, и Великая Государыня Благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцев, и велели теми рыбными ловлями Доброго монастыря Архимандриту Иллариону с братией, и кто по них в том монастыре Архимандриты и братья будут, владеть по сей жалованной грамоте. Уподлиннного подписания в закрепе подписано тако: «Дьяк Никита Поярков». IV грамота Лета 7178 году, Августа в 4 день. Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михаилович, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец, по прошению Великого Господина, Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского, пожаловал, повелел города Лихвина в монастыре Пречистыя Богородицы Покрова, зовомом Добром, на место Игуменскоз учинити Архимандрию. И его Великого Государя повелением Преосвященный Павел, Митрополит Сарский и Подонский, Доброго монастыря Игумена Варсонофия благословил и совершил в той доброй монастырь в Архимандриты, того же месяца Августа в 9-й день. А еже ему, Архимандриту Варсонофию, в Епископской шапке служити, о том Великого Государя Преосвященный Митрополит доложити тогда не улучил. И во 180 году, Января в 26 день, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михаилович, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец, по докладу Великого Господина, Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского, пожаловал, повелел доброго монастыря Архимандрита Варсонофия Епископскою шапкою почтити.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В селе государев пруд, а в пруде рыба караси, а по мере того пруда в длину 140 сажень, поперег по плотине 60 сажень, а рыбу ловят на государев обиход, приезжая из Москвы подключники. В селе же крестьян (35 дворов)». В 7197 (1689) г. по указу великаго государя село Черкизово пожаловано из Приказа Большаго Дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину; в 1704 г. в этом селе числилось 57 дв. крестьянских. По смерти Льва Кир. Нарышкина оно досталось его сыну Ивану, по разделу 1732 г. с родным братом Александром Львов.; а после Ив. Льв. владела его дочь Екатерина, бывшая потом замужем за графом Кириллом Григорьевичем Разумовским. В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Черкизове, вместо ветхой, вновь деревянной церкви воимя Рождества Христова. Дело началось по прошению девицы Екатерины Ивановны Нарышкиной. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ 1738 г. октября 9 дня она Екат. Нарышкина писала: «В Московском уезде, в вотчине моей, в селе Черкизове имеется церковь деревянная воимя Рождества Христова в самой ветхости, кровля и паперть и крыльцы и пол сгнили и за тем служить в ней и приходским людем приходить опасно и того ради желаю вместо той ветхой построить вновь церковь воимя того ж храма Рождества Христова и на том же церковном месте, а без указу и без благословения святейшаго Правительствующаго Синода того учинить не смею и чтоб указом повелено было о строении вышеписанной церкви дать указ». Вследствие сего прошения в Синод. Каз. Приказе на справку выписано: «В окладной сего 1738 г. книге по Селецкой десятине написано: церковь Рождества Христова в селе Черкизове, дани рубль 61 1/2 коп., казенных пошлин 17 коп.; а в писцовых книгах Ивана Нелединскаго 141 (1653) г. у означенной церкви написано: во дворе поп Федор Константинов, во дворе дьячек Иван Гаврилов, во дворе пономарь Никифор Игнатьев, в приходе 52 двора, пашни церковныя лесом поросло 5 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена под селом на лугу и на пустоши Федоровской и по пашни и по лугам 40 копен; а в переписной 1703 г. книге у той же церкви написано: поп Иван Филиппов, поп Дмитрий Иванов, дьякон Василий Иванов и пономарь Иван Иванов, пашни церковныя земли по 7 четвертей в поле, а в дву потому ж, перелогом и лесом поросло 12 четвертей с осминою, сенных покосов 10 копен». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенскаго и Каширскаго: «дать храмозданную грамоту, 1738 году октябрь 25 дня». Того же числа из Синод. Каз. Приказа выдан указ Екат. Нарышкиной о строении деревянной церкви во имя Рождества Христова. При церкви находились священники: Лука 1666 г., Иван Филиппов 1704-1720 г. и Василий Иванов 1720 г., бывший при оной же церкви дьяконом в 1704 г.; дьячек Степан Иванов 1720 г. и пономарь Иван Иванов 1704-1720 г. Церковной дани платилось с 1712 по 1740 г. рубль 20 алт. 3 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03155

И. б. Ш. принадлежит много трудов на сир. и араб. языках в области историографии, богословия и апологетики, канонического права, филологии и др. Значительное число произведений И. б. Ш., исследований о нем и сводная библиография, в разные годы издававшиеся Х. Самиром в периодической печати, были включены в его монографию ( Samir. 1996). Составленная И. б. Ш. двуязычная «Летопись» («Хронография»;    ; 1018/19) является крупнейшим из восточносир. исторических сочинений. Она сохранилась в единственной рукописи (Lond. Brit. Mus. Add. 7197), современной автору (возможно, частично автограф), где сир. текст и араб. перевод по преимуществу самого И. б. Ш. приведены в параллельных столбцах. Труд состоит из 2 частей: 1) хронологические таблицы, списки римских пап и Александрийских патриархов до Халкидонского Собора, различных царских династий, в т. ч. Сасанидов (на основе данных Иакова Эдесского ), католикосов Церкви Востока до IX в. включительно и собственно хроника восточносир. Церкви (гл. обр. в Месопотамии) с 25 (от принципата Тиберия и царствования в Эдессе Авгарей) до 1012 г. (по образцу «Хроники» Евсевия Кесарийского), часто с указанием источников напротив каждого абзаца анналов, благодаря чему сохранились заглавия мн. утерянных работ (церковных хроник Нисибина и др. городов Месопотамии, сир. трактата по истории халифов, труда мусульм. ученого IX в. Абу Джафара Мухаммада аль-Хуваризми); 2) синхронистические таблицы и изложение методики согласования различных систем летосчисления, в т. ч. эры Йездигерда (с обзором иран. календарей и зороастрийских праздников, независимым от данных мусульм. энциклопедиста аль-Бируни) и эры хиджры. В «Летописи» приведены ценные сведения по эпохе Сасанидов, истории Церкви в Персии и ранней истории курдов. Основное богословское сочинение И. б. Ш. «Книга доказательства истинности веры» (изд. в нем. переводе по араб. рукописи, хранящейся в Ватикане: Horst. 1886) состоит из 4 частей: 1) триадологической против мусульман; 2) христологической против иудеев; 3) опровержения взглядов «мелькитов и яковитов» - против православных и монофизитов; 4) об исповедании и самоопределении «восточных», т. е. членов Церкви Востока (несториан). Вторая часть включает краткую историю Соборов; особое внимание уделено причинам, по к-рым Церковь Востока отвергает Эфесский Собор 431 г. и осуждение Нестория . И. б. Ш. подчеркивает, что неприятие Церковью Востока именования Девы Марии Богородицей не означает умаления Ее почитания.

http://pravenc.ru/text/389403.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010