Пишу Вам сие юбилейное письмо с целью еще раз поздравить Вас с днем Ангела и пожелать Вам молитвенно щедрых милостей Господних предстательством Вашего небесного покровителя. Я имел сердечное желание урваться дня на три в Новгород, но не выходит. У нас дело по изъятию церковных ценностей, по-видимому, не так гладко идет, как это казалось нам, а ввиду этого назначены заседания, на коих мне быть необходимо. Жаль, но приходится смириться. Сегодня я очень удачно попал к А.Ф.Кони. Он как раз доканчивал Вам свое письмо, которое я при сем посылаю. Нового у нас нет ничего и новостей из Москвы никаких не слышно. Прошу благословения Вашего и св[ятых] молитв, оставаясь сердечно Вас чтущим и любящим послушником. Е[пископ] Алекс[ий] ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 222. Л. 17–17об. Автограф. Письмо 9 2 марта 1922 г. 1 ч[ас] ночи Благодарю Вас, дорогой Владыко, за письмо Ваше, пришедшее через Данилу. Надеюсь, мое письмо 50 Вы получили вместе с приложением – письмом от А.Ф.Кони. Я сейчас только что приехал из Иоанно-Предтеченской ц[еркви], где служил всенощную по случаю празднования в честь иконы Б[ожией] М[атери] именуемой «Державная». Было очень много народу и служба очень затянулась. Сегодня, в день Вашего Ангела, с которым еще раз Вас поздравляю, буду служить молебен и акафист в Каз[анском] Соб[оре]. В 12 1/2 ч[аса] явится комиссия по изъятию ценностей, очевидно, для предварительного ознакомления с описями. По-видимому, там, в центре, недовольны позицией, какую заняла духовная власть, и в этом усматривается саботаж. Вл[адыко] Митроп[олит] выпустил второе заявление, текста коего у меня еще не имеется. В нем более конкретно говорится о том, что только в случае, если самой Церкви будет предоставлено право ведать помощью голодающим, она может так или иначе распорядиться частью церковного достояния, а отдать его в руки гражданских властей она не может. В воскресенье в 2 ч[аса] дня я был ex officio 26 на духовном концерте, устроенном артистами Мариинск[ого] и Михайловск[ого] импера-т[орских] театров, в Михайловском театре. Исполнение, конечно, исключительно хорошее, но все же впечатление тяжелое, т[ак] к[ак] в выборе песнопений полный хаос: «Благообразный Иосиф», тут же «Тебе поем», «Ангел вопияше» и т.д. Но настроение артистов – хорошее и религиозное. Очень внимательны были в приеме меня: встречали, только что я вошел в главную ложу, начали пение; между первым и вторым отделением был для меня чай в особой гостиной, где мне представили некоторых главнейших корифеев; мужчины все были во фраках; дамы в белых платьях. Все было очень парадно и народу было много. Видел я там А.Емельянова, который как-то помолодел. Его дела, по его словам, блестящи; он занимает какое-то очень выгодное место, скоро переезжает на новую квартиру; он производит впечатление, что он начинает какую-то новую эру. Просил Вам передать, что не писал Вам давно ввиду обремененности делами, но что жаждет иметь от Вас весточку и моральную поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А если серьезно, тема действительно неоднозначная. Хорошо, когда человек любит свою семью, свой город, свою страну - вряд ли кто всерьез станет утверждать обратное. Думаю, если человек любит свою работу, это тоже хорошо. Но вопрос в другом: любовь к родине и заповеданная христианам любовь к Богу и ближнему как самому себе - это вещи одного порядка? Или все же любовь к родине - это естественное (присущее и добродетельному язычнику) душевное чувство, которое не следует равнять с христианскими добродетелями? Валерия 9 ноября 2009, 13:19 Прозвучало мнение, что авария на Саяно-Шушенской - это кара за патриотизм русских. Если это так, то хочу поведать: В передаче А.Караулова " Момент истины " , еще год назад специалисты утверждали, что врагам России диверсии можно сейчас не организовывать. Просто нашим властям стоит несколько лет еще поголовтяпствовать, не проводя ремонт и профилактику наших гидросооружения. Саяно-Шушенская ГЭС - это только самое начало. На многих крупных сооружениях ситуация может быть еще хуже, возможно затопление целых областей, если прорвет дамбы или плотины. Так, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС - это кара за НЕПАТРИОТИЗМ и предательство национальных, в том числе православных интересов Валерия 9 ноября 2009, 09:08 Уважаемый отец, Даниил, не мне с Вами тягаться в вопросах богословия, скажу лишь следующее: если Родина прикажет мне отречься от Христа - я погибну или покину свою Родину, но от Христа не откажусь, ибо наше отечество - на небесах. Первые христинане, не бежали из Рима, от преследований язычников. Да и сама Русь была когда-то неправославной, и что святой Владимир ее не любил, не страдал за нее? Но если Родина не разделяет моих взглядов в полной мере, но благосклонно относится к моему праву верить и исповедовать, то я буду защищать свою Родину, в той мере, в какой смогу. В общем, Бог прямо не заповедовал быть патриотом, но он не заповедовал считать, что патриотизм не является добродетелью. Где об этом сказано в Писании? А вспомним историю Византии - как только к власти приходил император-непатриот, то сразу случалось грандиозное падение.

http://pravoslavie.ru/32554.html

Ирина Соколова 5 ноября 2009, 15:05 Спаси Вас Господь,о.Тихон. С благодарностью,Ирина Анна 5 ноября 2009, 10:43 Да,очень жизненная проповедь.У меня есть православные друзья,которые уехали за границу,а чтобы их туда взяли написали,что их тут якобы притесняют.Помню,как они называли деревенских быдлом,как много злых слов было в адрес страны.А ведь у них дед проливал кровь в Отечественную.А есть пример мальчика ,который во втором классе сказал,что хотел бы совершить героический поступок и умереть за Родину. Валерия 5 ноября 2009, 06:44 Спаси Вас Господи, за тему, которую Вы подняли, Действительно, без любви к ближнему невозможна любовь к Богу, без любви к Родине, невозможна любовь к Небесному Отечеству. Разве святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков не были патриотами, разве не защищали веру и отечество, разве не учит нас их пример, что Родину любить надо, а не пользоваться всем в земной отчизне для достижения спасения, а в случае опасности - оставлять и бросать ее. Ведь это же эгоизм! Родиться в Православной стране (пусть - это Российская Империя, Советский Союз или Россия), пользоваться ее благами, учиться, лечиться (а во времена СССР - бесплатно), ходить в храм, а чуть надо за нее пострадать, за родину, " за други своя " - и все - меня не трогайте, мне спасаться надо, а за " бездушную " материю я сражаться не стану . Это уже гностицизм. Разве Христос не плакал о Иерусалиме, разве не жалел самарян, запретив ученикам излить на них огонь небесный. Люди добрые!!! Где в Писании говориться, что патриотизм - это плохо? Если патриотизм идет вразрез с Христовой Истиной - то да! Например, косовский " патриотизм " , Ющенковский, Саакашвилевский, гитлеровсикй. Многие из числа простых немецких солдат, даже пройдя лагеря, увидели мощь, любовь, возрождаемую веру русских, советских людей и до конца жизни сохранили любовь не к рейху, а к СССР, России. Они стали патриотами родины своих врагов! И их отношение к советским памятникам показательно! Нам надо учиться у них любить своих предков.

http://pravoslavie.ru/32554.html

Люди, на 99% едут за сытой жизнью, деньгами, возможностью беспрепятственно и комфортно вести профессиональную, научную деятельность. Поэтому искренне православные начали возвращаться - РОДИНА ЕСТЬ РОДИНА, пусть и не сытая, и одурманенная, но они возвращаются - делать еще менее одурмаеннной и более сытой и крепкой. А так, вы противоречите сами себе - говорите Российская Федерация - не православаная, так что можно уезжать. Например в Америку, ЕЩЕ БОЛЕЕ НЕПРАВОСЛАВНУЮ!!! Валерия 12 ноября 2009, 05:56 Александр!По-моему, мы путаем, воцерковленность и православность. Ну, уехали, ну воцерковились, а если завтрав США чипы начнут людям вживлять - опять к нам побегут. А чего они здесь не воцерковились, не поехали в глубинку храм какой-либо восстанавливать. Некоторые стали просто хвастаться - глядите, какой я православный - в храм хожу и молюсь. Отлично, но кроме молитвы и постов, что очень важно, я всегда говорю об этом - воцерковленный православный обязан молиться и поститься. А новоначальные, часто имеют больше любви, хотя плохо и постяться и молятся. Ведь исповедоваться, молиться - это очень и очень важно, но , если я говорю языками ангельскими, а любви не имею - то я кимвал звенящий... " А, вот многие летчики, во время Второй Мировой, были людьми, скажем, невоцерковленными, а последними их словами в эфире были " Господи, в мире приими дух мой! " . Господь до последнего момента оставляет возможность покаяния, ведь некоторые из язычников, так и не приняли крещения классического, но в последний момент приняли крещение кровью, откуда мы знаем, кто достигнет Царствия Небесного - принявший Православие в последний миг перед гибелью, но искренне, или человек, ходивший в храм только по привычке или из страха попасть в ад и до конца не выполнивший заповедь любви. И последнее: если земная родина - есть только малый прообраз Небесного Отечества, то " если ты в малом неверен, то неверен и во многом " Александр 11 ноября 2009, 21:43 Валерия, благодарю за подробный ответ. Рад, что Вам, как и мне, понравились формулировки архим. Рафаила.

http://pravoslavie.ru/32554.html

Сельский бригадир: Спасибо за поддержку! А что такое уранополитизм? Валерия 11 ноября 2009, 12:22 Александр: Архимандрид Рафаил прав " Здесь надо быть осторожным, чтобы естественный патриотизм не перешел бы в жестокий национализм или в гордое самозваное мессианство. Надо помнить, что события, происходящие вокруг нас, это не только воля отдельных личностей, но воплощение и реализация добра и зла, накопляемого человечеством, то есть отражение на земле некоего духовного плана. Поэтому христианский патриотизм это борьба за нравственность и духовность народа, другими славами патриотизм – это церковность, через которую начинается преображение человека, а через человека – преображение истории. Нравственность - это ключ к замку истории, который нельзя разбить ударом лома. Сама любовь, если она правильна и не подчинена страсти, подскажет человеку, как поступать ему в конкретных случаях. " Мы же говорим об этом же!!! Не смешивать ущербный национализм с бескорыстной любовью к ближним Валерия 11 ноября 2009, 12:18 Александр: Разумеется! Плохой строитель, чиновник, курирующий ГЭС, депутат-предатель страны, плохие врач, учитель, водитель и т.п. - преступники, поскольку плохо работать - грех. Особенно страшно, когда грешат люди, касающиеся жизни человека, города, страны, крупного объекта Ошибки строителей обошлись дорого многим. А плохой работник, как минимум, непатриот. Работать спустя рукава может только тот, кто не любит свою работу, а значит и своих ближних. А насчет того, кого карают - строителей или жителей дома... Ведь, ничего в жизни не происходит просто так. Конец каждого известен только Богу. Казнь Апостолов - была для них приобретением, а для палачей - карой. Я думаю, что дети Беслана - жертвы, может быть мученики, а вот их гибель - наказание всех оставшихся в живых. Давайте, наконец, признаем, что мы совершили крупную ошибку, может быть геополитическую катастрофу, и ВСЕ МЫ отвечаем за аварии, за бедность, за духовное падение народа. Будем же молить Бога об Отечестве, о ближних и каяться, каяться!!!

http://pravoslavie.ru/32554.html

Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте последуем Пресвятой Богородице. Конечно, мы не можем ставить Ее себе в пример, потому что Ее подвиг непостижим даже для Ангелов. Но вот для нас пример – Мария Магдалина, которая была во всем подобна нам и первой узрела воскресшего Господа. Значит, это возможно и для женского естества, нет тут ничего такого сверхъестественного. Только надо понять, с чего нам начинать, и помнить, что каждый раз, когда мы испытываем какое-то смущение, обиду, тягость, раздражение, этому всегда предшествует гордость. И если мы впали в какой-то грех , может быть мерзопакостный, то, значит, перед этим шествовала гордыня. Как человек загордился, благодать Божия не может пребывать в его сердце, потому что гордыня – грех дьявольский, тошнотворный, совершенно богопротивный, и Господь Дух Святый отходит сразу. А раз отходит Дух Святый, человек катится в бездну, бросается во все тяжкие: начинает ругаться, осуждать, ненавидеть, клеветать, подозревать, грубить, придумывать какие-то вещи немыслимые. То, что ему бес нашепчет, принимает за чистую монету, убедить его ни в чем нельзя, он сам все знает – то есть он похож на совершенно сумасшедшего человека. И к сожалению, многие, которые идут этим путем, кончают этой трудной больницей, где все против воли: попробуй пикнуть – тебе санитары покажут, тебе медсестра такой влупит укол, тебе врач такие пилюли пропишет, что ты будешь ходить по струнке и шелковый. Опять же почему? Другого пути нет. Путь к свободе от греха идет только через смирение. Так же и в тюрьме: человек не хочет жить по-человечески, он считает, что он сам все знает, он папу, маму не слушает – и оказывается в тюрьме. А там что? Злоба и жестокость; шаг влево, шаг вправо – побои. Тебя заставят, тебя будут ломать, ломать, пока не сломают. Почему? Не хотел жить, как прочие человецы, ну вот иди теперь этим скорбным путем. Но кто ж в этом виноват, кроме тебя? Поэтому надо всегда помнить, что всем распоряжается Господь. И каждый человек, обращающийся к нам, и каждое событие, которое мы встречаем в своей жизни, посланы Им. Недаром старцы Оптинские заповедали молиться так: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой». Вот этому надо нам учиться. Это не сразу, конечно, не за месяц, не за два и даже не за годы. Но по этому пути надо нам идти каждому, потому что мы все духом гордости, к сожалению, заражены.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Получается, что для спасения необходима война. Не зря умные и грустные люди говорят об этом — иногда тихо, иногда громко. Потрясение, которое вытряхивает из человека то лучшее, что в нем есть. И он становится един с теми, кто понимает его чересчур хорошо — из-за подобной же встряски. Но — внимание, парадокс! — умные и радостные люди говорят о том, что как только заходит речь о необходимости войны, все — и власть, и народ — едины в том, что не надо ее… Четвертого ноября вот уже семь лет вспоминается изгнание поляков из Москвы в 1612 году, окончание Смутного времени. Пожарский и Минин. А еще в этот деньпразднование Казанской иконы Божией Матери. Другими словами — вспоминается единство, которое было бы невозможным без веры людей в Бога или хотя бы во что-то доброе и незыблемое. Пусть будет — в идеалы. Сегодня многие размышляют о том, нужен ли День народного единства и каким образом он сможет объединить народ. Мне кажется, для начала самым простым: четвертое ноября — еще один повод серьезно подумать о существовании или несуществовании национального единства. Всем вместе. Что само по себе — объединяет. Как неравнодушие, как общая беда или общая радость. Или уважение к своей вере. Или — к чужой. Наверное, так. Тема, затронутая в статье, кажется нам очень острой и актуальной. Если у вас, дорогие читатели, есть что сказать по этому поводу, делитесь своими мыслями с нами. Наталья Волкова Иллюстрация — работа Дена Вица из серии «Среди толпы» Газета «Православная вера» 21 (473), 2012 г. Читайте также: Несвои свои, или свои несвои Синдром войны Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 апреля, 2022 10 июля, 2018 30 августа, 2016 31 июля, 2016

http://pravmir.ru/o-devichix-mechtax-i-n...

О том, как «в мирные» времена можно вместе с детьми праздновать этот чудесный праздник, – об этом я уже довольно подробно писала . А здесь, к сожалению, придется поговорить на грустную тему: как можно встретить Благовещение в ситуации, когда нет возможности попасть в храм? В первую очередь – хорошо бы провести этот день именно как праздник. Здесь критерий – то, как мы обычно проводим домашние праздники. В каждой семье обычаи разные, но скорее всего, имеет смысл накануне провести небольшую предпраздничную уборку, приготовить особенный, праздничный стол. Если будет возможность – украсить домашние иконы, хотя бы одну, «главную» икону, голубым кружевом, или лентами, или рушником, или же покрыть стол голубой скатертью, или предложить к столу голубые салфетки. Это вещь не принципиальная, но так мы напомним детям и дому своему о том, что сегодня богослужебные облачения – голубого, «богородичного» цвета. Конечно, хорошо бы накануне поговорить с детьми о празднике. И тут карантин – это как раз возможность найти время для такого важного разговора со своими детьми. Этот разговор, как и украшение дома, задает праздничное и «правильное» настроение, и это уже – начало празднования. Также можно накануне праздника приготовить знаменитую традиционную благовещенскую кулебяку , благо есть возможность покупать продукты. Всенощное бдение Вечером в храме совершается всенощное бдение. Но если мы не можем попасть в храм, это не значит, что мы не сможем даже прикоснуться к этой службе. Конечно, можно включить онлайн-трансляцию богослужения. Можно заранее поговорить с детьми о том, как устроено всенощное бдение – и во время трансляции показать детям, обсудить с ними устройство этого богослужения. Но ведь главное – не посмотреть и даже не «получить впечатление», но помолиться, послужить Богу, «благовествовать обновление мира» ? И каждый из нас при желании может дома прочитать службу, прямо всю, начиная с Великого Повечерия. Устроить эту вечернюю домашнюю службу можно в то самое время, когда служится всенощное бдение в храме, то есть в 5–6 часов вечера. В таком случае после этой службы мы будем еще ужинать. А можно, наоборот, поужинать пораньше и встать на молитву на «месте» обычных вечерних молитв, ближе ко сну.

http://pravoslavie.ru/130003.html

27.10.2022 Как помочь ребенку пережить потерю близкого человека Потеря родителя, бабушки, дедушки или любого значимого взрослого — это травма, которую ребенку необходимо прожить. 18.10.2022 Как пережить смерть собаки Если вы читаете эту статью, наверняка питомец значил для вас очень много — тем сложнее пережить расставание. Психологи говорят, что, если между человеком и собакой была тесная эмоциональная связь, боль от ее смерти сравнима с переживанием смерти любимого человека.  Хозяин умершей собаки часто сталкивается с непониманием, обесцениванием: «Это всего лишь животное, заведешь другого!» Но сердце знает:… 26.09.2022 Как пережить смерть кошки Смерть любимого кота или кошки — настоящее горе и сильнейший стресс. Особенно тяжело, если питомец перед смертью страдал из-за болезни или если вы чувствуете долю своей вины в том, что его не стало. В этой статье мы собрали советы психолога, священника и людей, потерявших любимых кошек, которые помогут вам справиться с потерей любимого животного. 16.09.2022 «Ванечка, если ты сейчас с Боженькой, возьми Его за руку, я тебя отпускаю»,  — удивительные истории врача из хосписа Как мы на самом деле смотрим на страдание — будь то страдание тяжелобольных, умирающих или их близких? Считаем, что это всегда зло? Как относимся к страданиям, неизбежно сопровождающим подлинную любовь? О ее жертвенной стороне, которая выражается в страдании, сейчас не принято ни говорить, ни даже думать. Но как бы мы ни прятались от этой реальности,… 09.03.2022 Рак: истории о чуде. Что священник видел там, где умирают Для кого-то рутиной становится такое, что непривыкших приводит в ужас. Священник Андрей Битюков многие годы приходит к людям, болеющим раком, часто ему приходится присутствовать при последних часах или минутах чьей-то земной жизни. Отец Андрей служит в храме при 1-м Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. И. П.Павлова, но привыкать отказывается. Еженедельный молебен в этом храме перед иконой Божьей Матери «Всецарица» (день празднования в честь этой иконы — 31 августа), — это всегда прошение о конкретных людях, чьи лица, голоса и чья боль в памяти священника. Но говорить он предпочитает не об отчаянии, а о надежде, о встречах не со смертью, а с жизнью.

http://foma.ru/stati/psihologija-i-otnos...

Итак, называющие себя честными борцами за свободу и благо народное пусть в отношении к «Союзу русского народа» проявят хотя бы ту степень честности, чтобы не клеветать на него, прежде чем он явился, и не говорить в глаза явной заведомой лжи! Пусть хотя бы не спешат с отвратительным и тупым предубеждением причислять к погромщикам всех людей, которые открыто заявляют о том, что держатся знамени «За Веру, Царя и Отечество!». Ведь сами они с гневом ограждали себя от попыток обвинить их в преступлениях даже тогда, когда преступность их устанавливалась судом. И тогда они кричали: «это провокация правительства!», «это недоразумение: совсем ничего и не было!», «и вы верите этому?» Так было даже тогда, когда открыт был замысел цареубийства. И они-то хотят чернить и топтать в грязь имя союзников русского народа, в число которых входят люди, не уклоняющиеся лицемерно, но прямо и открыто порицающие убийства, входят массы простого, не тронутого изменой Вере, Царю и Отечеству русского народа! Союзники же да обезоруживают врагов своих прежде всего делами, противоположными клеветническим обвинениям своих противников! Если задуманное ими дело укрепления земли Русской на основе священных заветов древности совершается во имя Христово, то оно не погибнет. «Не бойся, малое стадо!» – сказал Господь малому числу учеников Своих, за Ним следовавших ( Лк. 12, 32 ). Пусть помнят слова эти и союзники! Если поднятое ими народное движение корни свои имеет в здоровых началах жизни народной, сложившихся в течение веков, то не может оно заглохнуть, но подобно зерну горчичному, сначала малому, а потом вырастающему в большое дерево, будет и оно расти. И, быть может, исцелится благодаря этому движению земля Русская от бесчисленных бед, постигших ее, как уже исцелялась неоднократно во времена ига татарского, или в Смутное время, или во времена каких-либо иных бедствий, постигавших ее в продолжение долгих веков многострадальной ее истории. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010