Вы желаете мне, семидесятитрехлетнему старику, еще несколько полных юбилеев: не ожесточили ли уже, любезнейший Владыко, желати? – Вам да дарует Пастыреначальник Господь Иисус Христос расти и выситися, нам же время малитися“. В тот же день писал в Москву тайному советнику Феодору Ивановичу Буслаеву также в ответ на его поздравление: «Спешу принести Вашему Превосходительству и достойной супруге вашей сердечную благодарность за ваше дорогое для меня и благожелательное приветствие с моим юбилеем. Ваше приветствие приятно оживило в моей памяти нашу давнюю взаимную дружбу. Всеусердно призывая Вам и супруге вашей Божие благословение, с глубоким уважением и душевною преданностью имею честь быть» За несколько недель до моего пятидесятилетнего юбилее стали появляться в разных ведомостях известия об этом событии, но чем ближе становилось предполагаемое празднование сего знаменательного события, тем чаще и чаще повторялись целые статьи в журналах и газетах о моей личности, с приложением даже в иных моих портретов, более или менее близких к подлиннику. Наиболее сочувственные и обстоятельные из этих статей – статьи Москов. Вед. от 20 января 20) и Москов. Церков. Вед., 4 и 6-й, а также Тверск. Губ. Вед. Наступал наконец достопамятный для меня день пятидесятилетия рукоположения моего в сан иерея к Муромскому Богородицкому собору – 25 день января. Накануне этого дня после литургии, мною совершена была в Крестовой церкви соборная панихида по руконоложителях моих в священнический и архиерейский сан, преосвященнейших: архиепископе Владимирском (впоследствии Воронежском) Парфении и митрополите Московском Филарете, и по родителях и сродниках моих. Затем поздравляли меня с предстоящим торжеством некоторые игумении, при чем подносили мне св. иконы. В 5½ часов пополудни началась в той же Крестовой церкви всенощная служба, на которой я выходил на литию и величание. Служба правилась празднуемому в 25 день Григорию Богослову , архиепископу Константинопольскому. В выходе на литию и величание участвовали некоторые из прибывших настоятелей иногородних монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вып. III. С. 101102. 526. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей 84. Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во все продолжение его жизни. Поэтому, необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно, пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом, и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно, или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный... Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей. Вып. III. С. 103. 527. Разногласия супругов по вопросу воспитания детей 84. Пишите: «желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я». Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях, Вы и сами заметили, что не полезно. Поэтому, в случае разногласия, лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались; но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, – чтобы было действительнее. Впрочем, если Вы успеете насадить в сердцах детей Ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать. Вып. III. С. 103104. 528. Совет будущей матери, устрашаемой муками рождения, прибегать к помощи Божией Матери 84. Пишете, Вас заботит время трудного рождения; и заботит, и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает Вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Федоровской. Вымените или напишите себе эту икону, празднование коей бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день – молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее 12 раз в день «Богородице Дево, радуйся», хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: «Не имамы иныя помощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Мизулина предполагает, что реальные цифры от Президента скрываются: прирост рождаемости сократился почти в 40 раз с 2007 г — материнский капитал исчерпал свой ресурс. Глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей уверена, что  главная цель государства – поддержание  семьи. Для этого надо, чтобы родители были уверены: они без проблем  отдадут детей в детский садик, в школу, в спортивные секции, смогут отправить ребёнка в летний лагерь и т.д. «Всё для ребёнка начинается с семьи. Даже если есть только один родитель. Будет семья благополучной – и ребёнок вырастет благополучным. Только государство сможет помочь, оно для этого должно создать социальные инфраструктуры».  «Лучше «Аист на крыше», чем синица в руке» Иеромонах о.Димитрий (Першин), руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г.Москвы, предложил отмечать День беременных. Дату выбирать уже не нужно: подходят дни празднования Феодоровской иконы Божьей Матери, известной своей помощью беременным женщинам. Отмечать дважды в год предлагается неслучайно: процесс длится не год, а 9 месяцев, но праздник должен ощутить каждый. Священник напомнил, что Россия должна стать страной детей, а не кладбищ, поэтому необходимо всячески поощрять беременных: Напомнив, что все меры предлагаются в рамках проекта «Аист на крыше», иеромонах переиначил известную пословицу: «Лучше «Аист на крыше», чем синица в небе». СМИ забыли, что семья  – это здорово Анна Данилова, главный редактор Правмира, рассказала, как проходит конкурс «Аист на крыше» . Для конкурса отбирались лучшие статьи и фильмы, связанные с демографической  политикой. Тут же возникли сложности: оказалось, светские издания катастрофически мало об этом пишут. Анна Данилова особо остановилась на проблеме поддержки окружающих, которая необходима и на уровне семьи, и на уровне широкого окружения, и на работе. «Женщина не должна жить в страхе, что придется сообщить начальству о беременности. Она должна быть уверена, что новость воспримут с ликованием и воодушевлением».

http://pravmir.ru/stat-stranoj-detej-a-n...

– А почему ты так спрашиваешь? – Простите, я уж привык. Куда ни позвоню, спрашиваю: «Там у вас все живы? Если нет, то я приеду. Нужен я или не нужен?» Так я и вас спрашиваю!.. Беседовал с приунывшим братом – того поставили на тяжелое послушание, одни искушения. Попросил Алексия: – Хоть бы ты меня скорее похоронил... – Не переживай! Будь спокоен, похороню глубоко. Так закопаю – обратно не вылезешь! Бывало, Алексий с братией приедет хоронить безродных, идут по кладбищу среди могил – погода солнечная, птички поют, кузнечики стрекочут. Повстречают кладбищенского труженика и так весело: «Сергей Васильевич, благословите!» – тот их поприветствует лопатой: – Да-да... Куда идете? – «Подрабатывать!..» Иногда по просьбе «труждающихся» Алексий проникновенно цитировал по памяти большие фрагменты Евангелия. А порой прикидывался: «Да я не учился! В семинарии меня посылали на картошку...» Как-то, на кратком отдыхе, шутя, каждый выбирал для своей могилы место потяжелее, чтоб собратья хорошенько помучились, выкапывая ее. Думали, кто кого будет хоронить. Вдруг Алексий спросил брата: – А ты мне какие цветы положишь на могилу? – Батюшка, ну я бы тебе двенадцать самых красных, ну таких, почти черных роз! – А почему так мало? Красных? Нет... Мне – белые розы... Последние слова были сказаны очень серьезно и кротко, хорошо запомнились. Теперь на могиле отца Алексия, как он и просил, часто стоят живые белые розы... За труды по погребению безродных 20 апреля 2001 года на Светлой седмице, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник», иеродиакон Алексий был награжден патриаршей грамотой. Но, конечно, не ради земных наград воспринял он свой необыкновенный подвиг. Господь уже здесь воздавал ему небесной радостью, которой отец Алексий иногда пытался поделиться с ближними. Ему очень нравилось копать могилы. Мирянам наблюдать это было и трогательно, и немножко смешно. Происходило примерно следующее. Закончив работу, Алексий окинет кладбище взором и тихо, умиротворенно скажет: – Выкопали... Все... Ну куда ты бежишь? Ты что, не слышишь?.. Какая тишина... Посмотри, как красиво крестики стоят... Постой... погляди...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благодарю Тя, Господи, яко не попускаеши торжествовати надо мною врагу и мучить меня, но, покаяние мое приемля милостивно, козни его разрушавши и огнь геенский страстей во мне угашаеши росою Духа Твоего Святого! Слава долготерпению Твоему, слава милосердию Твоему, Господи! Благодарю Тя, яко по делом достойная мне воздаеши. Благодарю Тя, Господи, яко великое чудо милосердия Твоего сотворил еси со мною нынешний вечер, претворив вражду в мир, гнев в незлобие, томление в спокойствие, огнь в росу, тесноту в пространство; благодарю Тя, яко примирил еси с женой дьякона Надеждою. Благодарю Господа от всея души моея, яко сподобил мя и нынешний день (22 октября) предстояти престолу Его святому, пренебесному, животворящему и страшному непреткновенно, и священнодействовати во благодати Его Животворящие Тайны, и причаститься их неосужденно. Слава бесконечному милосердию Твоему, Господи! Благодарю Тя, Владычице Богородице, яко в день празднования Казанския иконы Твоея удостоила еси меня молитися Тебе, призывати Тебя, славословить Тебя недостойными устами нашими с утра и до вечера. Это великий дар Твой, Царице моя Преблагая, Пресвятая и Преблагословенная, ибо уповаю, что чрез славословие Твое я сподобился и сподобляюсь великих благ и избежал и впредь избегу великих зол. Случившееся же искушение между мною и дьяконом Петром с его супругою погаси, Владычице! Ложный стыд пред сильными мира – в сторону! Торжествуй духом, яко имееши счастие беседовати с Самим Творцом – отверзать скверные уста свои на умоление, благодарение и славословие Его! О, как недомыслимо величество Его! Как безмерна благость Его в послушании нам и исполнении прошений наших! Кто, яко Бог, в вышних живый и на смиренный презираяй! Что мне в вере моей святой, небесной, если я не обуздываю при помощи ее страстей моих или не искореняю их, именно: злобы естественной], гордости, раздражительности, зависти, чревоугодия, любостяжания, своенравия, самолюбия, блудного бешенства, роскоши и подобного? Слава вере Твоей небесной, Господи, еюже бесчисленных и великих благ сподобляюся каждый день и еще имею сподобиться при жизни и по смерти, в будущем веке!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ей, Господи, Спасителю наш, яви нам великую и богатую милость Твою, Иже по неизглаголанней любви Твоей и страдати за нас изволил еси, и всесильною Божественною Твоею благодатию, предстательством же Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Матере Твоея Марии, Ейже честное и Блаженное успение и к Тебе, Сыну и Богу, Пренебесное возшествие ныне празднуем, и молитвами угодников Твоих, страну нашу честными телесы освящающих и выну пред Тобою за нас ходатайствующих, сотвори, да в преподобии и правде поживем вся дни живота нашего, и тако достойни будем во второе славное пришествие Твое услышати от Тебе милостивое призывание в Царствие Небесное, еже получити сподоби нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и в наслаждении неизреченных красот его славит и Тя вкупе с Безначальным Твоим Отцем и Присносущным Божественным Духом во веки веков. Аминь. Исторические сведения смотри день сей выше. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Феодоровская» НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен Небесных чинов: Небесныя силы вся радуются и веселятся,/и преславно служат чудней Божия Матере иконе,/и к веселию град Кострому и всю страну Русскую созывают,/и спасение мирови сказуют,/возвещающе Царицы пречуднаго образа пришествие,/всем верным твердое ограждение и заступление. Твоего образа, Пресвятая Владычице, пришествие/и преславное всем верным явление зряще,/ужасни быша костромстии жителие/и радости вси исполнишася,/видяще таковое преславное Божия Матере сокровище,/спасение и просвещение душ наших. С премирными чины ангельскими/днесь вси, народи Русстии, духовно возвеселимся,/празднующе торжество Божия Матере,/пречудное Царицына образа к нам пришествие;/источник мирови приснотекущий явися днесь,/независтныя дары и исцеление всем подаяй. Слава, и ныне, глас 5: Странно чудо пришествия/Твоего пречистаго образа, Владычице,/удивляет же и просвещает земнородныя/светоносною своею благодатию,/омрачает и прогоняет полки иноплеменныя,/подает здравие и одоление на сопротивныя верным людем,/но, о Дево и Мати Чистая, рождшая Царя Христа,/Преблагословенная Владычице,/удиви и на мне щедроты Твоя милосердыя,/да со всеми и аз пою Твоя преславная величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Католику, женатому на православной Если вы соглашаетесь принять истину православия, то следовало бы вам принять ее без всяких условий, как истину. А вы пишете: Я готов исполнить желание жены моей, но лишь в том случае, если, принеся свое убеждение в жертву, я увижу ее в полном здоровье. На это вам скажу, что условие это весьма неуместно, потому что болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь всегда жену здоровую. Ежели вы постараетесь искренне исправить свою жизнь и искренне примете истину православного исповедания, то силен Господь возвратить здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим вам. Всеблагий Господь всегда устрояет только полезное, душеполезное и спасительное. Господь глаголет о Себе в Евангелии: Аз есмь путь и истина и живот. Молитесь искренне и с верой Всеблагому Господу, чтобы извел вас на истинный путь спасения. О ДЕТЯХ Страх трудного рождения Вас заботит время трудного рождения: и заботит и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Выменяйте или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа (27 марта и 29 августа по новому стилю). Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день - молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день Богородице Дево радуйся, хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби: да не постыдимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1308...

Когда Коле был год и восемь месяцев, мама ждала на свет меня. Срок подошел, начались схватки, папа отвез ее в роддом. Но шли часы, дни, мама опять чувствовала себя хорошо и просилась домой. Врачи не пускали: «Ребенок у выхода — лежите». Однако мама настояла и вернулась к сыночку, за которого очень беспокоилась. С неделю она была дома, стирала, нянчила Колю, вела все хозяйство. 8 сентября, в день празднования Владимирской иконы Богоматери, как только ударили в колокола (в 26-м году они еще кое-где висели), мама заспешила в роддом. Она рассказывала мне потом: «Едва мы переступили порог роддома, как я села на первую же лавку и начались роды». Папу удалили, впопыхах сказав ему, что уже родился мальчик и что он может не беспокоиться. Папа пошел в храм. Знакомые люди рассказывали потом маме, что они были поражены горячей молитвой отца. Он никого не видел, не вставал с колен, клал беспрестанно поклоны и обливался слезами. О чем молился мой отец — это знает один Бог. Но если я оглянусь на мои прожитые семьдесят лет, то могу сказать одно: они прошли под покровом Всевышнего. Меня всегда называли счастливой, и я с этим вполне согласна. Двухэтажный дом, в котором протекало мое детство, был до революции складом табака. В 26-м году дом был перестроен под жилые квартиры. Маме дали от завода трехкомнатную квартиру на первом этаже, в которой они с папой прожили сорок восемь лет. Но в 30-м году крыло дома, выходившее на улицу, сломали, обрезав дом в длину как раз по нашу квартиру. Получилось так, что вместо одной стены у нас была только дощатая перегородка, которая постоянно промерзала, хотя родители мои ее тщательно утепляли коврами. Мама моя много хлопотала и добилась того, что стенку засыпали шлаком и обили еще одним слоем досок. Но кирпичные стены стали расходиться, грозя рухнуть. Их укрепили каменными подпорками и стянули рельсами. Перпендикулярно нашему домику вырос огромный восьмиэтажный дом. С этих пор солнышко заглядывало в нашу сырую квартиру только летом, часа на три в день. Противопожарного расстояния между старым домом и новостройкой не было, так что нашу квартиру должны были снести, а нам дать другую в восьмиэтажке. Мама получила ордер, но нашу новую квартиру заняли какие-то ловкие люди. Мама подавала заявления в милицию, суд, везде хлопотала, но все безуспешно. Родители мои считали это волей Божией, ибо в иной квартире они не смогли бы проводить такую конспиративную, скрытую от мира жизнь, какую я помню в своем отрочестве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если бы у нас было непрерывное и чтимое церковью миссионерское предание — то среди великих годовых церковных праздников был бы день, посвященный воспоминанию и празднованию Нагорной проповеди. …Это вообще чрезвычайно интересный вопрос, относящийся к «основам православной культуры» — как и почему те или иные эпизоды новозаветной истории определяются в качестве предметов особой и торжественной ежегодной памяти, а другие евангельские страницы теряются в общем течении будничных чтений. Почему у нас нет праздника изгнания торговцев из храма? Почему нет соответствующей иконы? Почему у католиков есть день Нагорной проповеди (1 мая), а для нас Христос учащий не стал предметом праздничных воспоминаний? А еще — почему у нас на каждом церковном прилавке лежит сериал «Чудеса XX века», но почему не издаются сборники «Любовь XX века»?.. Факты миссии, несомненно, в истории Церкви были, но отчего они не фиксировались? А если и обращали на себя внимание хронистов — то своим результатом, но не своим методом (исключение — метод чудотворения, для хронистов более важный, чем даже результат). Был труд одиночек-энтузиастов. Даже по одному на столетие их не вспомнить. То есть — может, их было и больше, но в церковной памяти остался лишь с десяток имен. А такая ограниченность, согласитесь, характеризует и саму эту память, точнее — ееориентированность, критерии, по которым она что-то в себе сохраняет, а что-то считает малозначащим . То, что в наших учебниках и святцах так мало послеапостольских миссионеров, означает, что церковное сознание (майн-стрим) не считало их труд чем-то значимым. Кстати, и в трудах восточных Отцов не встретишь упоминаний о знакомых им священниках или епископах, которые в их время или чуть раньше отправились на миссию за пределы Империи. Вот передо мной книга протестантского историка Филиппа Шаффа «История христианской Церкви». Ее второй том на почти шестистах страницах озирает историческое пространство длиной в 225 лет (100–325 гг). Вновь подчеркиваю: автор — протестант конца XIX века, а значит, человек, считающий миссионерство важнейшей частью церковной жизни и полагающий, что именно до-имперское христианство было образцовым. Но глава о миссии занимает у него лишь 12 страниц. Больше материала не сохранилось…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Родион Иванович пришел в Оптину уже зрелым человеком, хотя, как он писал своей духовной дочери: " От дней детства, под кровом родителя своего, я всей пылкостью чистой юной души любил и жаждал святого иноческого жития. Оно было мечтой детства и усладой юности. И вот я стал у преддверия желаний моих.... " Окончательное решение принять монашество пришло после трагического случая в его семье. На его глазах убили кого-то из его близких, и он сам на салазках привез тело убитого домой. Видимо это послужило последним толчком к тому, чтобы порвать с миром. В 1923 году Оптину закрыли, а монахов выселили. С великой скорбью покидали иноки обитель. Большинство, в том числе и отец Рафаил (он стал иеродиаконом еще до закрытия монастыря), поселились в городе Козельске и старались служить, где было только возможно. Это продолжалось до 1928 года. Братии делалось все меньше, одни уезжали, других арестовывали, а в 1928 году были арестованы все оставшиеся монахи Оптиной, среди них был и отец Рафаил. В ссылках отец Рафаил провел 21 год: первое время он отбывал срок под Москвой, в Дмитровском районе (Дмитлаг), затем 10 лет был на тяжелых работах на Баренцевом море, а потом трудился ветеринаром. Последний свой срок отец Рафаил отбывал на Соловках. Сразу после ареста отец Рафаил попал в лагерь общего режима и стал работать в нем по своей старой специальности ветеринаром, при лагере было подсобное хозяйство (свиноводство). Поэтому он жил не в общем бараке, а в " отдельной комнатке " — стойле свинарника. Собрав богослужебные книги, он ежедневно совершал службы в " своей комнатке " . Когда в 1931 году туда же был прислан отец Борис Холчев, отец Рафаил выхлопотал разрешение поселить батюшку вместе с ним в свином стойле; вместе они встретили Пасху 1931 года. Когда открылось, что отец Рафаил тайно совершает службы, он получил дополнительный срок — 15 лет лагерей строгого режима, который отбывал на Соловках. Из лагеря отец Рафаил вышел в середине 1940-х годов инвалидом. Он поселился недалеко от Оптиной пустыни (освобожденный заключенный должен был назвать точное место, куда он поедет, и отец Рафаил назвал город Козельск). Приехав в Козельск, он нашел там полную разруху. Действующего храма в городе не было. Физически отец Рафаил был очень слаб, но душа его горела любовью к Богу. Он поехал в Москву к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), который посвятил его в иеромонахи (это произошло в день празднования иконы " Утоли моя печали " в московском храме Успения в Гончарах, что на Таганке) и благословил хлопотать об открытии храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010