Здесь необходимо упомянуть об особых днях и периодах времени, предшествующих и последующих двунадесятым праздникам. На церковном языке предпразднство означает преддверие или канун праздника, когда Церковь в своих песнопениях начинает прославлять наступление священного дня. (Предпразднства Рождества Христова и Богоявления Господня начинаются несколькими днями ранее означенных праздников, а именно — Рождественское с 20 дек., Крещенское — со 2 января). Попразднство — препроводительные дни праздника, когда Церковь некоторое время продолжает прославлять событие минувшего праздника до его отдания. Отдание праздника — последний день попразднства того или другого двунадесятого праздника и Св. Пасхи, когда служба в своих песнопениях бывает подобна празднику. В течение года отдания праздников приходятся на следующие дни: Если в период от двунадесятого праздника до отдания праздника приходится воскресный день, таковой носит наименование попразднства, и служба в этот день, равно как и служба предпразднетва и служба отдания праздника, совпадающих с воскресным днем, носит особый отпечаток. Общими правилами такой службы являются: на великой вечерни, на благословении хлебов, Богородице Дево поется дважды, затем тропарь праздника. На литургии, вместо «Достойно есть» поется припев и ирмос 9й песни праздника. О средних праздниках первого разряда с знаком креста в полукружии сказано в Типиконе: «имже бдение совершается, прилагается же канон Богородицы на утрени». Под заглавием «О святем имущем бдение, аще прилучится в неделю» Устав предусматривает следующее сочетание служб праздничной и воскресной: На Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 4 и святого 6; Слава: святого; И ныне: догматик. Вход. Прокимен — Господь воцарися: Чтения святого 3. На литии стихира храма и стихиры святого; Слава: святого; И ныне: богородичен в тойже глас, от стиховных недели. На стиховне стихиры воскресны; Слава: святого; И ныне: богородичен в тот же глас. На благословении хлебов: Богородице Дево 2жды и тропарь святого 1жды.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   В древнейших греческих и славянских рукописях ныне действующего Иерусалимского устава Воздвижение имеет следующие незначительные особенности по сравнению с нашим печатным Типиконом. Дается устав и для соединения службы Воздвижения со службой Златоуста (так как это день преставления его) на случай, если храм его или если игумен изволит петь службу ему. На утрени по кафисмах «седальны говорим крестны октоиха гл. 6». Определенно указываются чтения; о 1-м чтении замечено: «егоже скончаем на едином чтении». После стихир на поклонение кресту древнейшая греч. рукопись: «иерей говорит; „Премудрость» и отпускает»; позднейшая греческая: «говорит диакон: „Исполним утреннюю молитву» и прочее»; слав. рукоп.: «иерей ектению „Помилуй мя Боже», тажь „Исполним " " . О трапезе греч.: «сыра же и яиц не едим (в поздн. греч. нет); вкушаем же елей, пьем и вино благодаря Бога» (поздн. греч. «распятого»); слав.: «не ямы сыра, ни рыб в сей светлый крестный день».    По старопечатной греческой и славянской Минее служба Воздвижения имеет следующие особенности по сравнению с нынешней. На литии стихиры из нынешних только 1, 3—5 и последняя; седальны по 1 каф. со 2-й    1-й; по 2-й с 1-й каф. 1-й (по одному); по полйелее со 2-й каф. 2-й; по 3 песни канона с полиелея; светилен только    1-й трижды. На поклонение кресту стихиры только 1-я,    1-я, стихира после Евангелия и 6-я. На литургии последний стих в 3-м антифоне: «Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть» (Пс. 98:3).    Старообрядческий устав имеет следующие отличия от нашего. На. литии «гласа 1-го 3 стиха и гласа 2-го 5 стихов». После благословения хлебов «чтение похвальное Александра мниха о честнем древе, егоже скончаем на едином чтении». По кафисмах седальны, как в старопечатной Минее; после 1-й кафисмы замечание: «чтение же чтения в толк. словах о св. страстех от Мф. 67 и 68 и Ин. 84 и 85 и слово Златоуста похвальное Честному Кресту и другое тако ж кир Андреево „Креста торжество» и слово Василия епископа Селевкии Исаврийския и слово Пандолея презвитера обители Византийския и ино слово на Воздвижение Честнаго Креста, емуже начало „Днесь братие веселуемся»; и слово Севериана епископа Гевальскаго».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

– Далее – много красивых песнопений, и каждое, наверное, совсем не случайно в этом чинопоследовании … – После сугубой ектении Церковь предлагает нам присоединиться к вечернему славословию, которое одновременно есть и молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших…». Если вечерня совершается в составе всенощного бдения (либо в субботу, либо накануне великого или бденного праздника), то затем нас ждет лития – усиленное моление, как бы остаток крестного хода, который совершался на вечернем богослужении в раннехристианскую эпоху. Во время литии мы услышим молитву «Спаси Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» и другие прошения – это усиленное моление о всех нас и особенно о Предстоятеле Церкви, о правящем архиерее, о богохранимой стране. После каждого из прошений литии «Господи, помилуй» поется много раз: сорок, тридцать и пятьдесят. Если вечерня совершается накануне воскресенья или праздника, то есть входит во всенощное бдение, то после «Ныне отпущаеши» поются «Трисвятое» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный…») и тропари праздника, а затем совершается освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Эта традиция возвращает нас к тем временам, когда в монастырях всенощное бдение совершалось действительно всю ночь. И необходимо было какое-то питание для подкрепления сил. Освящаются как продукты, употребляемые сразу (хлеб и вино), так и то, что будет питать нас в будущем – пшеница. – Почему в конце вечерни мы как бы слышим голос старца Симеона, благословляющего Младенца Христа: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое? ( Лк.2:29–32 ) – Это песнопение напоминает нам о конечности жизни, о неизбежности смерти и Суда; но это лишь один из его смыслов. Симеон Богоприимец – последний из праведников Ветхого Завета, он ждал и дождался Мессию, Спасителя; теперь Бог даст ему спокойно умереть. Ветхий Завет завершен: настало новое время, и скоро в храме начнут совершать утреню. Восходу солнца и Солнца

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного Богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся. После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются " стихиры на стиховне " . Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события. Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля " , затем чтением трисвятого и молитвою Господней: " Отче наш... " , пением Ангельского приветствия Богородице: " Богородице Дево, радуйся... " или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: " Буди имя Господне благословенно отныне и до века " , завершительным благословением священника: " Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием - всегда, ныне и присно, и во веки веков " . Конец вечерни - молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице - указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе. Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия. 2. Утреня Вторая часть всенощного бдения - утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение. Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " . Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

У учеников ничего не было, и только у одного мальчика нашлось пять маленьких ячменных хлебцев и две рыбы. Они думали, что Спаситель посылает их купить пищу, и даже подумали, что нужно много денег на покупку. Но Спаситель взял у мальчика пять хлебцев и рыб, приказал рассадить людей на траве в ряды, взглянул на небо, помолился, благословил и разломил хлеб и рыбу и передал все ученикам. Ученики стали раздавать народу и накормили досыта всех и даже собрали двенадцать корзин кусков хлеба и рыбы, оставшихся после еды. А народу было пять тысяч человек, не считая женщин и детей. Так Господь, своей божественной силой, пятью хлебами насытил более пяти тысяч человек. Это были чудеса Спасителя, совершенные для людей, чтобы они могли узнать, что Спаситель – Сын Божий, обладающий силой изменить в природе все по своей воле. Освящение хлеба Хлеб для христиан свят, так как он служит для таинства Причащения. Но он является и нашей ежедневной пищей: церковь всегда молится о благословении того, что служит людям. Поэтому и о хлебе мы молимся каждый день, как учил Спаситель, в наших молитвах. Но существует и особенная молитва церковная для благословения хлеба. Накануне больших праздников, за всенощной, выносится на середину церкви столик, и на него ставят особое блюдо с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем (растительным маслом), для благословения и молитвы о том, чтобы и во всем мире они умножились, как после благословения и молитвы Спасителя умножились пять хлебов, насытившие пять тысяч человек. Эта часть службы называется «Литией». Вопросы: Почему утихла буря? Что сделал апостол Петр? Почему он стал тонуть? Сколькими хлебами и рыбами накормил Иисус Христос пять тысяч? Как совершил Господь это чудо? Почему христиане считают хлеб священным? Что такое освящение хлебов? Самостоятельная работа: 1. Отметить на карте Галилейское озеро. 2. Нарисуйте все, что ставится на столик, по середине церкви во время литии. 39. Притча о сеятеле ( Лк. 8:4–9,11–15 ; Мф. 13:1–10,18–23 ; Мк. 4:1–10,13–20 ) Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми, неучеными людьми. Чтобы им легче было понять Его ученье, Иисус Христос часто объяснял его «притчами» – простыми, понятными примерами из обыкновенной жизни. Вот, например, как рассказал Он о слове Божием и людях, которые слушают это слово по-разному: одни забывают слышанное, другие же сохраняют его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ОТВЕТ : Непозволительно. Свеча, которая ставится в церкви, есть не только выражение веры и любви молящегося, но и жертва его на церковь . Приносящий свечу со стороны тем самым отказывается от этой благословенной Богом жертвы, установленной Церковью – как бы окрадывает Церковь . 99. ВОПРОС: На полиелейной утрени, после пропетого священнослужителями величания, в некоторых храмах хор поёт сначала псалом избранный, а потом один раз величание. А в некоторых – хор поёт сначала величание, а потом – псалом избранный и опять величание. Как будет правильно по уставу? ОТВЕТ : Обычаем принято, что в первый раз величание поётся среди церкви священнослужителями, затем хор поёт стихи избранного псалма и после каждого стиха величание. В заключение опять священнослужители поют величание сами. 100. ВОПРОС: При совершении литии под большие праздники, когда служит один священник, должен ли он во время пения тропаря кадить иконостас и народ или же только стол с хлебами? ОТВЕТ : В уставе мы находим ясный ответ на этот вопрос: «Тогда диакон, взем благословение от священника, кадит окрест стола. Таже предстоятеля токмо, на месте его, и иерея. И паки хлебы спреди токмо» (Глава 2: Чин великой вечерни). О каждении иконостаса и народа вообще ничего не говорится, а потому и нет никакого основания для такого каждения. 101. ВОПРОС: Когда на великой вечерни должны открываться царские врата – при пении «Ныне отпущаеши» или же после «Отче наш»? ОТВЕТ : В случае, если великая вечерня совершается отдельно от утрени, устав указывает: «Диакон отверзает царские врата и возглашает: Премудрость», после чего отпуст произносится при отверзтых царских вратах («Послед. вечерни, полунощницы, утрени» Киев. изд. и 7-я глава Типикона). В случае же, если великая вечерня совершается во всенощном бдении в соединении с утреней, царские врата, по уставу, вовсе не отверзаются: они остаются закрытыми во всё время литии и благословения хлебов, ибо выход на литию совершается северными дверьми (2-я глава Типикона). В приходскую практику крепко вошёл обычай на воскресной вечерни отверзать врата при пении «Богородице, Дево, радуйся», но отверзать их на «Ныне отпущаеши» совершенно нет никаких оснований. Да и самое «Ныне отпущаеши» петь вовсе не полагается. В уставе ясно сказано, что «Ныне отпущаеши» читается «настоятелем» или «предстоятелем» (См. 2-ю и 7-ю гл. Типикона). 102. ВОПРОС: Если священник служит всенощное бдение без диакона, должен ли он, после чтения Евангелия, стоять перед народом с поднятым Евангелием до конца пения «Воскресение Христово видевше» или же сразу осенять народ и нести Евангелие на середину храма?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Он используется для покрытия Святых Даров, приготовленных к освящению на дискосе и потире и покрываемых сперва порознь малыми покровцами, а потом оба эти священные сосуда вместе покрываются воздухом. Таинственно-символическое значение их заключается в том, что покров для дискоса означает сударь, которым была повита глава погребенного Спасителя, а воздух – камень, которым был закрыт вход во гроб. Почему в православном богослужении не употребляется Откровение Иоанна Богослова? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По Уставу Православной Церкви чтение из Откровения св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова предусмотрено на великой вечерне. Во 2-й главе Типикона читаем: «Ведомо же буди: яко от недели святыя Пасхи, даже до недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых Апостол. В прочыя же недели всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святого апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова». Поскольку современное всенощное бдение по сравнению с древней практикой сократилось примерно в три раза, то опускаются и чтения после праздничной литии, на которой совершается благословление хлебов. Почему в Богородичные праздники читается Послание к Филиппийцам (Флп. 2:5–11? иеромонах Иов (Гумеров) Это место назначено для чтения за Божественной Литургией в праздники Божией Матери потому, что в нем говорится о великой тайне Боговоплощения, которое совершилось через Богоизбранную Отроковицу: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Флп.2:6–7 ). Можно ли завтракать, если исповедь и причастие вечером? иеромонах Иов (Гумеров) В апостольский век первые христиане причащались не натощак ( 1Кор.11:20–34 ). Благочестивый обычай не вкушать пищу и не пить до принятия небесных Христовых Тайн родился у древних христиан из чувства благоговения перед величайшей святыней не позже 3-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Попасть внутрь собора всем желающим не было возможно, многие молились в зале при соборе и перед папертью, следя за богослужением по экранам, установленным перед собором и в зале. Перед экраном в зале стояли подсвечники и молящиеся принимали полное участие в богослужении – крестились, ставили свечи и клали поклоны. По окончании панихиды, после малого перерыва, началось всенощное бдение. Служил архимандрит Евтихий из Сибири. Пели главный хор собора под управлением В. В. Красовского, хор молодежи под управлением Владимира Стамировского и мужской хор под руководством иеромонаха Романа, в котором принимали участие священнослужители, семинаристы, насельники монастыря в Джорданвилле и паломники. На «Господи воззвах» впервые звучали стихиры святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому – три стихиры творения Господина Антония, архиепископа Сан-Францисского: «Воспоем святителя Христова Иоанна, Богом дарованнаго молитвенника нам, иже по вся дни Святую Литургию совершая, причащением же Таин Святейших укрепляем, исходя на делание свое бодренно и в молитве пребывая непрестанней, поспешая в домы страждущих и в больничныя палаты к обреченным, тако делая, весь освящен и милостив явися он, исцелений и прозрения сподоблен дара свыше, дерзновенный к Богу сей ходатай о спасении душ наших». На малом входе пели догматик знаменитого распева 8-го гласа «Царь Небесный», гармонизации бывшего регента архиерейского хора при владыке Иоанне – М. С. Константинова. На литии рака со святыми мощами, всё ещё покрытая мантией, вдруг поднялась над народом и на плечах духовенства была вынесена для крестного хода вокруг собора. Весь день был туманным и холодным, и лишь на крестном ходе во время литии засияло солнце. Пелись стихиры из службы иконе «Всех скорбящих Радости» и святителю Иоанну. По благословении хлебов духовенство и певчии запели тропарь Святителю. Вся вечерня была отслужена без верхнего освещения. Служба шла ровно, спокойно. За всем происходящим ожидалось, что приближается какое – то необыкновенное событие. На утрени, в конце 2-й кафизмы, уже чувствовалось приближение к нему вплотную. Перед полиелеем владыка Антоний рассказал богомольцам о последних днях земной жизни святителя Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Тертуллиан , писатель второго века, отзывается об них с отличною похвалою, говоря в своей апологии против язычников, что они насыщали не столько тело, сколько душу. Память их для нас сохранилась в раздаянии антидора по окончании Литургии, который, конечно, может назваться слишком скудным памятником для тела, но не менее удовлетворительным для духа; притом же и приношения нашего времени ко алтарю Господню до такой степени оскудели, что и сей скудный памятник Церковь обязана созидать на свое иждивение. Другой памятник, более соответствующий своему предмету, остается еще в некоторых общежительных обителях, в которых братия вкушает пищу в самой церковной трапезе. Сюда также относится и то, что для совершения литии, именуемой благословением хлебов, по уставу церкви обыкновенно исходят в трапезу, равно как здесь же должны совершаться молитвы и над приносимыми для благословения различными снедями и различными плодами, и над кутиею, как знаменательной пищею нашего бессмертия, в которой мы, по указании Апостола Павла, предощущаем наше воскресение из мертвых и предвкушаем прообразовательно сладость благ небесных. Древние Христиане, исполняя наставление Апостола: аще ясте, аще пиете, вся во славу Божию творите, всякую пищу и питие принимали не прежде, как когда чрез служителя Церкви будут они благословлены и освящены особенною молитвою пред Богом, от коего исходит всякое даяние благо, и всяк дар совершен и потому початки оных в установленное церковию время обыкновенно приносили в трапезу церковную для воскропления над ними освященную водою и совершения определенной литии, а мы мудрые потомки их безумно посмеваемся толь святым и достойным подражания обычаям их. Други мои! Все можно легко и удобно осмеивать, но берегитесь, чтобы рано или поздно не посмеялся нам Тот, Который заповедал осмеиваемое нами. Егда же живый на небесех посмеется нам, и Господь поругается нам: тогда возглаголет к нам гневом Своими, и яростию Своею смятет ны ( Пс.2:4:5 ). Что тогда будет с нами? Где и в ком искать нам защиты от лица гнева Его? Мы в словах Его одно принимаем, как достойное уважения, а другое отвергаем, как маловажное: рассудите сами, можно ли столь легкомысленно обращаться с словами Господа, владеющего небом и землею? Разве мы не слыхали от самого небесного учителя, что скорее небо и земля мимоидут, нежели йота едина от закона Его прейдет? А мы, признайтесь, не по йоте единой, но по целым страницам из закона Его дерзновенно выбрасываем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

21 дек. на Слава и ныне стиховных: «Граде Вифлееме». На повечерии – двупеснец: «Велению мучителеву». На утрени седальнов 2, по 1 каф. – нынешний первый, по 3-й каф., – нынешний 2-й. 22 дек. на Г. в. те стихиры, какие в наших Минеях положены в качестве предпразднственных в неделю св. отец. На повечерии трипеснец – «На камени мя веры», а наш полный канон: «Сеченое сечется» положен в этот день на утрени с каноном мц. Анастасии. Седальны – нынешние славники. 23 дек., на Г. в. гл. 4 «Исаии глас», «Светлый и одушевленный облак», «Снаписался еси рабом Владыко». На повечерии трипеснец «К тебе утренюю» – На утрени седальны гл. 5: «Вифлееме готовися» и гл. 6: «От Персиды цари». Канон предпразднства, 2 гл. «Нетрену необычну», другой гл. 6 «Яко посуху» и мучеников критских. 24 дек. на Г. в. гл. 4: «В кимвалех возгласим». На стиховне, гл. 1, самогласны: «Предпразднуим людие Христово рождество» (у нас на Г. В. 20 дек.). На повечерии канона нет. На утрени седальны, что у нас по 1 стихословии; каноны: «Волною морскою», гл. 2 «По глубине постла» и мц. Евгении. В самой праздничной службе отличия в. несущественные. Так, славник на стиховне начинается так: «Веселися израилю», а в наших: «Веселися Иерусалиме». Седальны: 1, гл. 4: «Приидите видим» (в наших этот седален по полиелеи); 2, гл. 4: «Что чудишися Мариам» (у нас 26 дек.), по полиелеи «Невместимый всеми». По современному уставу Великой церкви – отличия праздничной службы следующие: на Г. в. стихиры на 6. После первого чтения тропарь: Тайно родился еси... После 2-го чтения второй тропарь. 3-я паремия и эктения трисвятаго. Утреня начинается с литии. Каноны на 4; по 8 песни катавасия двойная и песнь 9-я с припевами. По старообрядческому уставу предпразднство начинается с 20 дек. На этот день устав во всем сходный с нынешним только седальнов на утренях по одному на каждом стихословии (как и в греческом). Относительно стихир в конце утреня этого дня есть такое замечание: «подобает ведати, яко стихиры предпразднственныя самогласны, еже на слава, и ныне поются вечер две. На Господи воззвах, поем на славу стихиру самогласну едину, на стиховне, единуже. На хвалитех стихиру самогласну, на славу, поем едину, на стиховне едину. И егда скончаем их, тогда паки начинаем от первыя стихеры. Сице поем по вся «дни предпразднству и до навечерия Христова Рождества». О неделе св. отец, если она случится внутрь предпразднства дается устав, близкий к современному относительно совпадения недели св. отец с 24 числом. Только на Г. в. положено три стихиры воскресных, на благословении хлебов – Богородице дево 2 и седальны воскресни, прочее же все, как ныне при совпадении недели пред Р. X. с 24 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010