Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как не перепутать покаяние с исповедью. Урок Иоанна Кронштадтского 14 мин., 04.04.2021 Почему часто получается так, что даже при регулярной исповеди годами не чувствуешь перемен — ни в собственном состоянии, ни в образе жизни? Отчего желание избавиться от греха зачастую выливается лишь в молчаливое приятие собственного несовершенства и неспособности его преодолеть? Об этом спрашивает нас один из читателей журнала. Наверняка ответы на подобные вопросы ищут сегодня многие и многие верующие. И, думается, искать их правильнее всего в жизненном опыте людей, которых мы называем святыми. Они жили задолго до нас, но их мысли и в наше время куда более актуальны, чем может показаться на первый взгляд. У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на  foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь . Вопрос читателя: Здравствуйте! Много раз читал в церковной литературе, что покаяние для христианина является главным инструментом спасения, с помощью которого мы можем бороться со своими грехами. Также неоднократно встречал упоминания о том, что святые всю свою жизнь превращали в покаянный подвиг и именно таким образом наследовали святость. Мысли эти мне близки и понятны. Но когда пытаюсь как-то соотнести их со своей жизнью, картина получается очень грустная. С одной стороны, понимаю, что по мелочам грешу ежедневно и многократно — огрызаюсь на замечания, раздражаюсь, могу обидеться на кого-то… С другой стороны, я просто не в состоянии запомнить все подобные случаи, накопившиеся за период до очередной исповеди. В результате, исповедуясь перед священником, каждый раз отделываюсь какими-то общими фразами: «Согрешил раздражительностью, нетерпением обид, сердился на близких…»

http://foma.ru/urok-ioanna-kronshtadskog...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя тридцать четвертая по Пятидесятнице, воскресенье, 28 января 2024 года: что будет в храме? 6 мин., 26.01.2024 В воскресенье 28 января Церковь обращается в молитве к преподобным Павлу Фивейскому и Иоанну Кущнику, Прохору Пшинскому и Гавриилу Лесновскому, преподобномученику Пансофию и святителю Герасиму Александрийским, а также священномученику Михаилу Самсонову. Воскресенье, 28 января 2024 года Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 28 января. Особенности православного богослужения Тропарь преподобным отцам, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не отстави милость Твою от нас,/но молитвами их//в мире управи живот наш. Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй. Тропарь воскресный, глас 1 Камени запечатану от иудей/и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/воскресл еси тридневный, Спасе,/даруяй мирови жизнь./Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/слава воскресению Твоему, Христе,/слава Царствию Твоему,//слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава Промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!» Кондак воскресный, глас 1 Воскресл еси яко Бог из гроба во славе,/и мир совоскресил еси;/и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/Адам же ликует, Владыко;/Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи://Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.

http://foma.ru/nedelja-tridcat-chetverta...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Покаянный канон ко Господу: чем он важен и на что обратить внимание? 10 мин., 15.04.2021 Всем, кто регулярно ходит в храм и причащается, покаянный канон ко Господу хорошо знаком: ведь его чтение — один из элементов подготовки к главному таинству Церкви. Почему же именно этот канон нам рекомендует читать Церковь? Чем он так важен для нас? У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на  foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь . Когда появился этот канон, и кто его автор? Окончательной ясности ни с тем, ни с другим нет. Во всяком случае, то правило к причащению, которое описывается в следованных Псалтирях Псалтирь следованная — богослужебная книга, как правило включающая в себя, помимо собственно Псалтири, разделенной на кафизмы, еще часослов с месяцесловом (то есть календарем церковных праздников и дней памяти святых) и ряд молитвенных правил. XVI-XVII веков, сохранившихся в библиотеках ряда русских монастырей (в частности, Иосифово-Волоцкого), об этом каноне ничего не упоминает. А «Известие учительное», составленное в 1699 году для священнослужителей, готовящихся служить литургию, говорит, что, читая накануне литургии вечерние молитвы, священник должен прочесть и «определенные для себя каноны, например: акафист Боговладычице, или Господу Иисусу Христу, или каким-либо седмичным То есть таким, память которых будет праздноваться на предстоящей неделе. — седмице. — Прим. ред. святым, или Ангелу своему Хранителю». Возможно, покаянный канон ко Господу Иисусу Христу как раз около этого времени и начинал входить в молитвенное правило готовящихся ко Святому Причастию, по крайней мере в Русской Церкви. Едва ли клирики были к тому времени уже хорошо с ним знакомы: в этом смысле характерно, например, что слова «канон» и «акафист» используются в «Известии учительном» как синонимы.

http://foma.ru/pokajannyj-kanon-ko-gospo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Игнатий Брянчанинов: афоризмы 10 мин., 26.12.2013 В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект «Мысли великих» изречения святителя Игнатия (Брянчанинова) — одного из самых известных и любимых в России святых. Спасение: ...спасение заключается в возвращении общения с Богом. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: « не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние » (Мф 9:13). Промысл Божий, упование и надежда, простота и лукавство: Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем. Если нет ни одного случая, который бы утаился от Бога, то за все случающееся надо славословить Бога. Необходимо уверить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия. Все мимо идет — и хорошее, и худое, — а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит. Отчего возмущается дух наш против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога... От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца. От зрения промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут. ...над временами, общественными событиями и частными судьбами зрится Бог. Зрение промысла Божия хранит, растит веру в Бога. Христианин, смотрящий неуклонно на промысл Божий, сохраняет среди лютейших злоключений постоянное мужество и непоколебимую твердость. Пред видением Божественного промысла не устаивают не только временные скорби, но и те, которые ожидают человека при вступлении его в вечность, за рубежом гроба.

http://foma.ru/svyatitel-ignatij-bryanch...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Таинство Покаяния: как оно возникло и как менялось на протяжении времен 14 мин., 06.04.2021 Что такое покаяние? Было ли оно в Ветхом Завете? В какой момент покаяние стало именно таинством? И как оно совершалось в разные времена? Рассказывает протоиерей Украинской Православной Церкви Игорь Рябко, профессор и завкафедрой богословия и гуманитарных наук Классического приватного университета Запорожья. У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на  foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь . Было ли покаяние в Ветхом Завете? Сегодня мы называем покаянием церковное таинство, возникшее уже в христианскую эпоху и установленное Самим Господом Иисусом Христом. Заключается оно, по слову святителя Московского Филарета (Дроздова), в том, что «исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». Покаяние совершается даже не тогда, когда человек покаялся на исповеди перед Богом в присутствии священника, уточняет завкафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского университета Петр Малков. «Окончательное покаяние — как подлинная перемена ума — наступает, когда человек оказывается перед возможностью повторить тот или иной грех, но его не повторяет, потому что этот грех уже не имеет в нем своего начала, своего корня, своего основания», — пишет он.

http://foma.ru/tainstvo-pokajanija-kak-o...

Требование православной совести Речь Блаженнейшего Архиепископа Христодула во время встречи с Римским Папой в Афинах HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (перевод с новогреческого Владимира Телиженко) Требование православной совести Речь Блаженнейшего Архиепископа Христодула во время встречи с Римским Папой в Афинах Множество раз в истории наш народ с горечью удостоверялся в том, что могущественная Церковь Рима отрекалась его в тяжёлые минуты, множество раз ощутил, что она насиловала его церковное сознание и что осудила его в его национальных вопросах. Нет потребности упоминать сейчас явления, принадлежащие истории, либо продолжающие быть язвами на историческом теле Церкви, как, например, проблема Унии, составляющая главную причину непродуктивности богословского диалога между римо-католиками и православными. Ваше Святейшество, Папа Римский, добро пожаловать! Ощущаю особую честь, что Предстоятель Римо-Католической Церкви выразил желание посетить Предстоятеля в Греции Православной Церкви в продолжение своего паломнического визита на нашу родину. Это паломничество, конечно, впечатляет, поскольку центром этого визита ставится апостол Павел, основатель нашей Церкви. Его проповедь афинянам составила основу духовного лица всех христианских народов, в том числе европейских. Через эту проповедь нам открылся дар любви Божией и наше во Христе избавление. Действительно, " Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его " . Впервые в истории Папа Римский посещает Афины. Радуюсь об этом факте. Но радость помрачается фактом нашего разделения. Причины догматические и экклисиологические, отяжелённые целым тысячелетием, отравляют атмосферу и лишают необходимых условий, при которых Ваш визит был бы плодоносным и результативным. Конечно, анафематствования, Благодатью Божией, отменены, однако ещё не отменены причины, вызвавшие их. Несмотря на это, Элладская Церковь желает через меня направить Вам слово любви и истины, далёкое условных любезностей, поскольку верит, что только " истинствуя в любви " и исповедуя наши ошибки мы имеем право надеяться на достижение единства веры.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Нераскрытая тема Со времени массовых гонений на веру в Советском Союзе прошло много десятилетий, но до сих пор опыт новомучеников и исповедников российских не осмыслен и не воспринят большинством верующих. Наш постоянный обозреватель размышляет о причинах этого явления и о попытках его преодоления с помощью современного искусства. Сохранение исторической памяти, в том числе и личной, — это всегда сложная и трудная работа. А беспамятство не требует никаких усилий. Поэтому оно доступно всем. На этом основывается и так называемая «массовая культура», легко воспринимаемые образы которой сразу становятся «всеобщим достоянием». В начале прошлого года мне довелось беседовать об этом с игуменом Дамаскиным (Орловским) — членом Синодальной комиссии по канонизации святых и руководителем фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». В разговоре мы коснулись выхода очередного тома «Житий Новомучеников и исповедников Российских ХХ века», и я задала давно мучивший меня вопрос: «Почему опыт новомучеников практически не воспринят массовым сознанием? Почему этой теме общество, не только светское, но и церковное, уделяет так мало внимания?» Ответ игумена Дамаскина был прост: «Приходя в Церковь, люди ищут устроения их материального и социального бытия и не помышляют о том, что она может им дать Царствие Божие». Недавно я задала тот же вопрос протоиерею Кириллу Каледе, настоятелю храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове: «Почему сюда, на Бутовский полигон, приезжает гораздо меньше народа, чем, например, к мощам блаженной Матроны Московской?» Он ответил почти теми же словами: «Здесь надо просить Царствия Небесного. А оно, получается, никому не нужно». Как же сложилось так, что большинство людей, озабоченных духовными поисками и приложивших в 1990-х годах немало усилий для своего воцерковления, явно отворачивается от опыта новомучеников? Вопрос этот с новой силой встал после обнародования результатов общероссийского голосования в телевизионном проекте «Имя Россия». Этот проект, сразу следует отметить, вызвал неоднозначную оценку. Результаты голосования то откровенно подтасовывались, то обнулялись, но в итоге, когда в тройке лидеров оказался Иосиф Виссарионович Сталин, многие ахнули: «Вот какова она, народная любовь…»

http://e-vestnik.ru/reviews/neraskrytaya...

Паллиативная помощь: проблемы 18 млн человек продолжим решать в ручном режиме 7 мая, 2018. Нюта Федермессер Мы обязательно все сделаем. Потому что это наш приоритетный проект Руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения Москвы Нюта Федермессер в своем фейсбуке рассказала о судьбе проекта по развитию паллиативной помощи. Приоритетный проект по паллиативной помощи — это то, над чем я работала последние два года. Это проект, за который не стыдно. Он реалистичен, востребован и он про человека. Но он не принят. И принят не будет. Я думаю — это прекрасно. Честно. Если бы его приняли — то нам бы пришлось срочно поверить в праведность нашего мира (а так обманываться совсем не полезно), или пришлось бы реализовывать проект в системе, состоящей из безответственного вранья и продуманной лжи. А так, при написанном и несогласованном проекте, мы с вами четко знаем, куда двигаться, понимаем перспективы, цели, силу сопротивления, финансовые затраты. Есть ли хоть какое-то сомнение в том, что мы будем двигаться дальше? Конечно, нет. Приоритетный проект по развитию паллиативной помощи — приоритетный для нас. Для людей, живущих в стране, где министерство здравоохранения всерьез и в шутку называют министерством ЗДРАВОЗАХОРОНЕНИЯ. Если бы проект был принят и согласован, то паллиатив бы тоже захоронили. А так — есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас все-таки сможет уйти из жизни без боли, грязи и унижения. Сначала этот проект был не нужен никому. Мне говорили: зачем вам это? Есть уже порядок оказания паллиативной помощи. Работайте потихоньку. Все само наладится. Но само как-то не налаживалось. По-прежнему люди в регионах (да что там, в 30 км от Москвы) не получают обезболивания. По-прежнему умирающие не могут получить достойную помощь и уход у себя дома. По-прежнему многих списывают раньше времени, и всюду не хватает обученных врачей, готовых и знающих, как работать с сильными обезболивающими препаратами. Очередные письма от Минздрава и Минфина о том, что в проект надо вносить правки, и изумление министерств по поводу того, что (оказывается!!) реализация проекта потребует денег, пришли около 10 дней назад, когда я читала лекцию о паллиативной помощи сотрудникам М-Видео.

http://pravmir.ru/palliativnaya-pomoshh-...

Правмир начинает благотворительный проект Во что обязательно нужно вложить деньги в кризис? 19 декабря, 2014 Во что обязательно нужно вложить деньги в кризис? Красивые. Сплоченные. Веселые. Работящие. Гордые своими старшими, и горой стоящие за младших. Опора родителей. Надежда Отечества. Да-да, именно так, надежда Отечества – и вложите сюда весь пафос, какой у вас есть, и пусть он не будет ложным, потому что речь пойдет о нашем достоянии – о детях. И о семьях, где они растут – не простых, а многодетных. С нового 2015 года «Правмир» начинает серьезный и большой благотворительный проект. Что мы будем делать? Наш главный проектпроект поддержки многодетных семей . Поддержки, в первую очередь, образовательной! ПОДДЕРЖКА – это очень важное для нас слово, и мы вкладываем в него большой смысл. ПОМОЩЬ мы оказываем тем, кто в беде. Тем, кому плохо. Тем, с кем приключилось несчастье. Мы верим в то, что пятеро, шестеро, и даже дюжина ребятишек в семье – это не горе, а самое настоящее большое, осмысленное, ответственное счастье. Выбор сильного, уверенного в себе человека. Не повод для сочувствия, как это иногда бывает в нашем обществе, а повод для восхищения и гордости. Сильному не нужны подачки. Но любому из нас не прожить без поддержки. Наш проект ставит перед собой трудную, но очень важную задачу. Мы хотим поддерживать тех, кто понимает, что вырастить самостоятельного, образованного, честного и достойного человека, на которого сможет опереться и семья и страна – действительно серьезная задача. Почему? Потому что Правмир – это много неравнодушных людей, которые остро чувствуют боль других и которые хотят поддержать других. Потому что к нам очень часто приходят письма с вопросами – кого поддержать? Кому помочь? А вот это проверенная просьба? А этому фонду можно доверять? Неправильно было бы не использовать эту возможность и не наладить помощь тем, кому надо. Как и кого мы будем поддерживать? Мы хотим сделать самое перспективное и самое небескорыстное вложение – мы хотим инвестировать силы и деньги в наше будущее. Перефразируя всем знакомую поговорку, мы не хотим раздавать нуждающимся бесплатную «рыбку», но готовы поработать над тем, чтобы дать каждому рыбаку, готовому трудиться, самую лучшую удочку.

http://pravmir.ru/pravmir-nachinaet-blag...

VIII. ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЦЕРКОВНОГО СУДА Показав каноническую несостоятельность всех представленных планов раздела судебной власти епархиального архиерея, мы тем самым отчасти приняли на себя обязательство представить такой план устроения духовного суда, при котором епископ не был бы лишен неотъемлемо-канонически принадлежащей ему судебной власти и вместе приняты были бы необходимейшие начала нового судебного процесса. Это обязательство может быть исполнено только изложением полного проекта, из которого видно было бы взаимное отношение различных судебных органов. А чтобы еще с большею ясностью видно было отношение нашего проекта к комитетскому мы признаем необходимым поставить их вместе один подле другого. Комитетский проект уже известен в печати. Он довольно полно изложен в „Христианском чтении” (1872 декабрь), в „Православном обозрении” (1873 январь), в газете „Современность” (1873 46), в „Русских ведомостях” (1873 31) и других газетах. Некоторые части его напечатаны еще в прошедшем году в периодических изданиях, напр. 4-я его часть, содержащая статьи о делах изъемлемых из ведомства духовного суда, была напечатана в „Журнале гражданского и торгового права” (кн. 3, 4) и в „С.-Петербургских ведомостях” (1872 ноябрь). Мы поставляем комитетский проект рядом с нашим, который мы озаглавляем, как особый проект. Наш, или особый проект, по нашему крайнему разумению, усвоив необходимейшие начала нового судебного процесса, вместе с сим не противоречит и церковным правилам. Последний комитетский проект основных положений преобразования духовно-судебной части. ЧАСТЬ I. О лицах и предметах, подлежащих ведомству духовного суда и наказаниях, сим судом налагаемых. Глава I. О лицах и предметах, подлежащих ведомству духовного суда. 1) Духовному суду подсудны священно и церковнослужители белого и монашествующего духовенства, за исключением церковнослужителей, состоящих при церквах по найму, и монастырских послушников, непостриженных в монашество. 2) Лица духовного звания подлежат духовному суду: а) За все преступления и проступки, которые преследуются церковными правилами и законоположениями, но не преследуются светскими законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010