Начну со статьи священника Пафнутия Жукова: «Алые паруса» - любимая книга множества юных мечтателей. Но есть в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей - молодых и старых. От молодых потому, что они, воспринимая книгу мечтательным сердцем, не ведают особого духовного ключа, указывающею на ее иносказательное значение; а от старых - потому, что, читая сердцем умудренным и усталым, они только лишь отдыхают, возвращаясь к бесценным минутам далекой юности. Но прошу вас, присмотритесь к этой книге внимательней. Она наполнена особыми символами, указывающими на тайны духовной жизни, а ключ к пониманию этой сказочной феерии можно найти на страницах Евангелия...Один из самых значительных символов книги, - это, конечно, море. Море в «Алых парусах» - это не только то великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, но еще и беспредельность пространства и времени того сверхъестественного мира, в котором только и может зародиться и совершиться то, что кажется невозможным для приземленною ума. Море - образ того беспредельного и вечного бытия, которое то бурно и грозно, то почти неслышно воздыхает и плещется у самого порога нашего восприятия, оставаясь неотступным пониманию. Поэтому сказочный мир, в котором живет Ассоль, - это мир чудесного, доступный лишь утонченному восприятию тех, кто умеет мечтать о вещах необычных и не свойственных рациональному миру. И главное свойство такого мира идеального совершенство. Но не стоит осуждать героиню за ее идеализм. Подумайте только: достойно ли мечтать о вещах несовершенных, о которых нередко мечтают многие из нас? И станет ли человек хотя бы немного совершеннее, если будет мечтать о чем-то относительно доступном?». Здесь я прерву о. Пафнутия и дам слово другому священнику, протоиерею Максиму Козлову, настоятелю университетского храма Святой мученицы Татианы в Москве. Его книга «Последняя крепость» построена по принципу вопросов-ответов. Вопрос: «Одни годами ждут большого чувства, а другие выбирают себе супруга из тех, кто рядом. Кто прав?»

http://foma.ru/begushhij-po-volnam.html

– Отец Максим, но есть красивая легенда о том, что святой Валентин был казнен за венчание римских легионеров с их возлюбленными, несмотря на запрет императора. – Не знаю, как появилась эта легенда. В канонических житиях святых мучеников Валентина Интерамнского и Валентина Римского ничего подобного нет. – И как бороться с такого рода вымыслами? – Бороться бессмысленно, мы никогда не сможем захватить коммерческое пространство, в котором действует большой бизнес. Но чем больше людей в нашей стране будут иметь хотя бы зачатки серьезного церковного мировоззрения, тем меньше будет зацепок у коммерческих культов. – Вы много лет были настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Что происходило 14 февраля в храме? Что можно сказать о нравственности и целомудрии современных студентов? – Когда я служил в храме при МГУ, то не наблюдал потока студентов в этот день, которые бы взыскивали специальных молитвословий к святому Валентину. Что касается целомудрия, то позиция Церкви, выступающей против беспорядочных отношений, известна со времен проповеди апостолов. И кто ее хочет слышать, тот слышит, а кто не слышит – тот будет поступать сообразно своим желаниям. Я на этот счет не питаю особенных иллюзий. Даже если мы скажем об этом еще 10 раз, даже по первому каналу – эти люди не начнут жить тихо и благообразно во всяком благочестии. Но лишний раз засвидетельствовать, что Церковь ко дню «святого» Валентина не имеет никакого отношения, – полезно, чтобы, по крайней мере, не создавалась иллюзия возможности усидеть на двух стульях: утром помолиться святому мученику Трифону, а вечером пойти в загул по поводу Валентинова дня. Протоиерей Максим Козлов      – А что вы говорите молодежи, которая считает, что близкие отношения до свадьбы – это нормально? – На мой взгляд, довольно бессмысленно что-либо говорить по этому поводу при общей нецерковности мировоззрения. Нельзя фрагментарно инкорпорировать христианскую нравственность. Какой смысл объяснять человеку, что плохо воровать, если он не верит в жизнь вечную и в воздаяние? Что неправильно, скажем, расталкивать людей ногами и идти по головам, если он убежден, что без этого карьеру не сделать? Точно так же бесперспективно внушать мысль о том, что хороши христианские добродетели, и не нужно грешить против седьмой заповеди, если человек живет по принципу «возьми от жизни все», в особенности пока ты молодой. Надо проповедовать Евангелие, жизнь вечную и веру во Христа Воскресшего, а уже из этого следует христианская нравственность. На мой взгляд, нравственность нельзя сделать центром христианской проповеди.

http://pravoslavie.ru/110718.html

[Поместные Православные Церкви/Румынская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Архимандрит Ефрем Афонский старец Дионисий (Игнат; 1909–2004) широко известен во всем – не только православном – мире. Приходившие к нему получали ответы на свои самые глубинные, экзистенциальные вопросы, получали совет и помощь в том, как познать глубины своего сердца, обретали покой. У тех, кто знал его, в сердце отложились три вещи, которые он словом ли, жизнью ли своей деликатно предлагал им, и эти три суть следующие: послушание, терпение в скорбях и смиренномудрие. Протоиерей Владимир Вигилянский 21 июля, в день Казанской иконы Божией матери протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, известный и любимый многими московский пастырь будет отмечать 20-летие хиротонии. На страницах «Татьянина Дня» - ресурса, который уже 17 лет существует под духовным руководством отца Максима, его поздравят архипастыри и священники, коллеги, духовные чада и друзья. Нам же, читателям, будут интересны те подробности церковной жизни «девяностых» и «нулевых», о которых рассказано через призму священнического служения отца Максима. Вот уже несколько лет существует проект: «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», целью которого является сохранение русского деревянного храмового зодчества. На днях на Север отправилась девятая за это лето экспедиция, в состав которой вошли иеромонах, семинаристы и члены молодежной организации Сретенского монастыря. Диакон Георгий Максимов Три месяца назад состоялась поездка группы священнослужителей и мирян в республику Индия. В составе группы был небольшой хор-квартет из учащихся Московских духовных школ. Православные богослужения, а также выступления хора были совершены в четырех местах: Мумбаи, Гоа, Калькутте и Дели. Как участник этой поездки я бы хотел поделиться некоторыми впечатлениями как о самой Индии, так и о положении Православия здесь. English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/120720

Святейший Патриарх Кирилл долгое время нес послушание, которое позволяло ему быть всесторонне осведомленным в жизни Церкви, как в пределах самой Русской Церкви на епархиальном уровне, так и за рубежом. В то время, когда мы находились за «железным занавесом», его деятельность давала ему возможность ознакомиться с жизнью свободной Церкви в других Поместных Церквах, неподвластных тоталитарному советскому режиму. В инославных церквах, с которыми велся диалог, можно было почерпнуть то лучшее, что было наработано. Все это Патриарх, как человек высокой интеллектуальной культуры, аккумулировал в себе и внедряет в Церковь, которая двадцать лет возрождалась из руин и пепла, а теперь одухотворяется и призывается к несению своей миссии в обществе и наших государствах. Поэтому кратко сформулировать основной итог этих четырех лет первосвятительского служения Святейшего Патриарха Кирилл я могу словами: оживление Церкви. Патриарх Кирилл за четыре года стал одним из лидеров нации Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ: Я уверен, что выбор Патриарха в 2009 году был волей не только тех, кто собрался на Поместный собор, но Волей Божией. С точки зрения «светской», всё было в высшей степени демократично и прозрачно. Четыре года патриаршества показали, что Патриарх Кирилл стал истинным лидером не только Русской Православной Церкви, но и одним из лидеров нации. Если бы не эта очевидность, то он не испытал бы такого неприличного поношения в 2012 году со стороны определенной части российского общества, рвущейся к власти и мнящей себя моральным авторитетом для народа. Если внимательно посмотреть на то, чем мешает Патриарх Кирилл этой публике, то становятся ясными его достижения. В первую очередь, это позиция человека, стоящего на страже выработанных веками христианами духовных ценностей. Если кратко их охарактеризовать, то они сформулированы в Нагорной проповеди Самим Господом. Во-вторых, его постоянное стремление придать нравственное измерение тем областям деятельности человека, из которых оно было выхолощено всякими «измами» на протяжении ХХ века: политике, праву, экономике, науке, образованию, культуре, творчеству.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

    – А где Вы получили дополнительное образование, чтобы стать священнослужителем?  – По окончании филфака сразу, в силу того, что на светскую работу меня не взяли, я пошел в Московскую Духовную академию и семинарию, и по благословению тогдашнего ректора, архиепископа Александра, был зачислен сразу в преподаватели с правом сдавать экзамены экстерном. Я начал преподавать новые языки, потом древние и одновременно с этим сдавал экзамены за курс Духовной семинарии и академии. На изучение дисциплин в этих двух учебных заведениях, наверное, ушло 5 лет. Мне пришлось преподавать и учиться одновременно.     – В каких храмах Вы служили до того, как стали настоятелем храма св. мученицы Татианы?   – Ну, их немного. Первые недели я служил дьяконом в Покровском храме. Затем был дьяконом, позже священником в храме Живоначальной Троицы, и оттуда меня назначили в храм св. мученицы Татианы (он тогда был еще в распоряжении студенческого театра). Около года я находил приходское служение в тогда только восстанавливаемом Казанском соборе на Красной площади. И этот период я считаю особенно полезным для себя. Опыт, приобретенный в таком месте, как Казанский собор, очень важен для священника.     – Как помогала Вам молодежь в отвоевании храма св. мученицы Татианы?  – Вокруг идеи восстановления храма св. мученицы Татианы собрались люди, может быть, не в очень большом количестве, но по крайней мере, очень преданные этому делу. Среди них было много студентов филфака, истфака МГУ, других университетов. Они прошли через все начальные трудности возрождения храма, через непонимание окружающих, через ту клевету, которая обрушилась на нашу общину в средствах массовой информации. Ребята присутствовали на тех молебнах, которые мы служили на улице, собирали в Университете подписи за возрождение храма. Эти люди понесли колоссальные труды по расчистке всех тех завалов, которые оставили прежние владельцы этого здания.     – Что, по Вашему мнению, сегодня должно быть главным в деятельности священника, тем более в Университетском храме?  – На первом месте в деятельности каждого священника должна быть, прежде всего, молитва. Можно создавать благие предприятия, воскресные школы, развивать активную деятельность – но если за всем этим не стоит молитвы – все это будет пустое. Какие бы прекрасные начинания по видимости не образовывались… Ну, а во-вторых, – и это уже связано со спецификой нашего храма – должно быть сугубое внимание к людям невоцерковленным, впервые приходящим в Церковь, даже, может быть, случайно в нее зашедшим. Конечно, хотелось бы создать такую духовную и практическую атмосферу в храме, чтобы новоприходящий не чувствовал себя, как нередко бывает, пробкой в бочке, которая выталкивается находящимся в ней напитком – мол, выйди скорее и не мешай нам. Особенно важно, чтобы любой, даже случайно зашедший человек не только в слове, но и по косому взгляду не почувствовал бы, что его здесь не ждут, не рады.

http://pravmir.ru/vazhno-izbegat-diktato...

Когда, конечно же, для православного человека эта теория абсолютно не приемлема. - Вы - настоятель домового храма Московского Государственного Университета. Насколько целесообразно существование именно домового храма? В проповеди на освящении храма святой мученицы Татианы при Московском Императорском Университете святитель Филарет произнес: " Религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества " . В этом и заключается главное предназначение домовой церкви университета. - Как появилась идея о создании университетской домовой церкви? Поиски храма начались почти сразу после открытия самого университета. Уже в 1757 году директор университета обратился с соответствующей просьбой к Святейшему Синоду. Изначально предполагалось приписать ему какую-либо из близлежащих церквей. (В те времена весь университет помещался в одном здании нынешнего Исторического музея на Красной площади). Очень долго велись поиски храма. Пока, наконец, церковь не была устроена во флигеле нового, специально выстроенного для университета здания на Моховой улице. В пожаре 1812 года здание университета сгорело. Какое-то время домовым храмом университета стала располагавшаяся по соседству церковь св. Георгия на Красной Горке. Были планы полностью передать этот храм Московскому Университету, однако позже было решено строить собственную домовую церковь. В 1826 году Московский университет приобрел усадьбу Пашкова, главный дом которой и был реконструирован в так называемый Аудиторный корпус (теперь здание факультета журналистики). Левый флигель был отведен под библиотеку, а правый - под церковь. Приказ об основании университета был подписан 12 января по старому, или 25 января по новому стилю - в день памяти св. мц. Татианы. Поэтому как первый, так и второй университетский храм был освящен в честь мц. Татианы. - Насколько тесно была связана жизнь храма с жизнью университета? Может быть существование храма было только данью тогдашней государственной политике? Храм составлял неотъемлемую часть жизни университета, я бы и сказал, что и в общей московской жизни он всегда занимал видное место.

http://pravoslavie.ru/guest/o_maxim.htm

Потом отец Виталий перешел к современной истории нашей Церкви: сказал, что был храм святой мученицы Татианы в Москве, храм был университетским, профессура, студенты в день памяти мученицы Татианы собирались для молитвы. Неожиданно он перешел к тому, что придет то время, причем отец Виталий с воззванием это сказал, когда будет восстановлен храм святой мученицы Татианы, а молодежь и интеллигенция пойдут в храм. Мы развели руками, заулыбались, думали: вот это фантазия! Это случилось более, чем за тридцать лет до открытия храма. Пришло то время, о котором говорил отец Виталий. Было и другое пророчество, которому я не был личным свидетелем, но оно – известный факт. Пророчество, посвященное возвращению иконы Божией Матери Тихвинская. Отец Виталий рассказал, что наша Русская Православная Церковь – молчащая, она не имеет возможности выходить в общество, к людям, но за нее свидетельствует церковное искусство: песнопения, иконы, архитектура храмов. Люди приходят в храм, слушают пение, смотрят на иконы и задумываются. Он рассказал историю Тихвинской иконы Божьей Матери : как она оказалась на Руси, об изъятии во время войны, о том, как она оказалась в Чикаго в Америке и хранится у священника, настоятеля Троицкого собора отца Сергия… Потом отец Виталий сказал, что будет восстановлен монастырь Тихвинской иконы Божией Матери, и она будет принесена в этот монастырь. Это поразило всех, но вновь прошло тридцать лет, и пророчество сбылось . «Тогда, когда Богу будет угодно, когда благословит это Сама Пресвятая Дева — что чудотворная икона Божией Матери Тихвинская вернется опять в великую Россию, вернется опять в наново построенный монастырь в Ее честь в городе Тихвине, и там опять засияет солнцем над всей нашей землей. Когда это будет? Конечно, никто не знает, дорогие братья и сестры. Но это будет! И тогда наши потомки — второе, третье, пятое поколение после нас — опять торжественно, в самом городе Тихвине, у иконы этой в новом монастыре скажут: «Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, — новая, обновленная, верующая Россия! — яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприимши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно» — (Прим.ред. – Фрагмент проповеди 08.07.1977 г.)

http://pravmir.ru/prorochestva-o-tatyani...

Духовенство храма преподавало в университете, участвовало в торжественных церемониях, принимало активное участие в практических делах университета. В храме пели университетские студенты и гимназисты. После бегства из Москвы остатков армии Наполеона именно настоятель университетской церкви - иеромонах Иона - первый отслужил благодарственный молебен. Стены нашего храма помнят многих выдающихся личностей. В Татьянинской церкви отпевали Н.В. Гоголя. Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, А.А. Фета, В.О. Ключевского. Есть косвенные свидетельства, что здесь крестили Марину и Анастасию Цветаевых. Через несколько лет в этом же храме Марина первый раз причастилась. - Татьянинский храм был закрыт одним из первых. Да, мученическая судьба нашего храма во многом перекликается с судьбой его небесной покровительницы св. Татианы. В 1918 году церковь была закрыта, но оставалась нетронута. Правление университета обращалось с просьбой сохранить ее хотя бы как музей. Однако обращение было проигнорировано. Весной 1919 года ректор М. Новиков попал под суд за медлительность и неисполнение декрета о ликвидации домовых церквей. На Моховую был отправлен специальный отряд для ликвидации наружной символики - надписи " Свет Христов просвещает всех " , креста и большой иконы св. мц. Татианы. Вскоре был издан приказ о ликвидации интерьеров. Но иконы и церковное имущество были признаны художественной ценностью. Их сложили в алтаре. Дальнейшая судьба пока не известна. Возможно, что все погибло. В помещении храма был устроен читальный зал, затем клуб. В 1958 году в здании храма был торжественно открыт студенческий театр. Только в 1995 году после длительного противостояния в Татианинской церкви вновь зазвучали слова молитвы. - А чем храм живет сейчас?   Наш храм издает молодежную газету " Татьянин день " , регулярно проводятся разнообразные встречи, концерты, лекции, устраиваются пешеходные экскурсии по Москве, совместные паломнические. Летом большая часть нашего прихода ездила в Алупку, недавно мы были в Санкт-Петербурге.

http://pravoslavie.ru/guest/o_maxim.htm

В 1993 году группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. И вообще, как отмечалось, не мешало бы празднование Дня Татьяны начинать, как в былые времена, молебном в университетской Татьянинской церкви и не сводить его, как в последние годы, только к торжественному концерту на Воробьевых горах, молодежным гуляньям и грандиозной студенческой пьянке, но дать этому празднику несколько иное направление. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-препода­ва­тельского состава и 20 декабря 1993 года постановил: “Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник — здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…”. Студенческому театру приказом ректора МГУ В. А. Садовничего от 17 марта 1994 года выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 27 апреля 1994 года по согласованию с ректором МГУ указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма назначается священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, доцент Московской Духовной Академии. До начала богослужений в Татьянинской церкви отец Максим служил в Казанском соборе на Красной площади. Именно там собираются первые прихожане будущего храма, появляются первые студенты и преподаватели — ядро православной университетской общины. Итак, начало возрождению храма святой Татианы, казалось бы, положено. И началось восстановление? — Нет! Началось… Противостояние Дальнейшие события, связанные с открытием Татьянинской церкви, все более принимали детективный характер… Как оказалось, решение Ученого совета МГУ пришлось по вкусу не всем. И прежде всего руководству Студенческого театра — Е. И. Славутину и его супруге. Основная масса студентов МГУ учится сейчас на Воробьевых горах и, казалось бы, Студенческому театру логичнее всего было бы переехать поближе к студентам, в главном здании МГУ. Но не так-то все было просто. Сразу нашлось множество “причин”, по которым Студенческий театр никак не может и не должен переезжать на другое место. По словам руководства театра, выделенные ректоратом помещения не до конца отремонтированы и вообще “непригодны”. И вообще, Студенческий театр останется на прежнем месте, по ул. Герцена, дом 1 — и точка!

http://pravmir.ru/hram-ostavlennyiy-vse-...

Эта первая университетская церковь сгорела вместе со всем зданием на Моховой в пожаре 1812 года. Ее настоятелю о.Ионе удалось спасти из храма только старинную церковную утварь - видимо, ту самую, подаренную Екатериной II. А в тот день, когда армия Наполеона покинула Москву, именно отец Иона первым из московских священников отслужил в стенах Страстного монастыря благодарственный молебен Христу Спасителю. За свои подвиги во время Отечественной войны он был позднее награжден наперсным крестом. Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома на Моховой улице, построенного в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским как первый московский образец архитектуры " сталинского ампира " . Именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве. Только в 1832 году император Николай I купил для Университета усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской улицами и построенную, возможно, самим Василием Баженовым (ныне это - Аудиторный корпус МГУ). Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как " Дом Пашкова " . В усадьбе же на Моховой ее владельцы собирались давать балы и театральные представления. Однако поначалу в левом флигеле этой усадьбы, где сейчас располагается университетская церковь, был устроен конный манеж. А в 1806 году Пашковы сдали флигель в аренду казне для выступлений труппы бывшего Петровского театра Медокса, который перебрался сюда из сгоревшего здания на Театральной площади. И именно здесь, в скромном усадебном флигеле, возник московский Императорский театр, ставший колыбелью и родоначальником Большого и Малого театров.

http://pravoslavie.ru/271.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010