Все три посвятили свою жизнь преподаванию богословия в Московском университете и служению в храме мученицы Татианы. Протоиерей Петр Терновский (1798 - 1874), первый настоятель домового университетского храма и первый представитель белого духовенства, защитивший докторскую диссертацию, заслуженный профессор являлся специалистом в области богословия и церковной истории, занимался переводами Священного Писания с еврейского и творений святых отцов с греческого языков. Отец Петр преподавал в Московском университете с 1827 по 1858 год. Его суровая личность вызывала у студентов неоднозначные оценки: он был очень требовательным преподавателем и строгим духовником. А. А. Фет, учившийся у отца Петра и сдававший ему вступительные экзамены, вспоминал позднее: «Получить у священника протоиерея Терновского хороший балл было отличной рекомендацией, а я еще по милости Новосельских семинаристов был весьма силен в Катехизисе и получил пять». На экзамены к отцу Петру несколько раз приходил сам святитель Филарет и вместе с ним опрашивал студентов. Б. Н. Чичерин писал, как он однажды отвечал на трудный вопрос столь хорошо, что митрополит Филарет похвалил его, а протоиерей Петр поставил «пять с крестом — дело в Университете неслыханное». К отцу Петру очень хорошо относился император Николай Павлович. 22 ноября 1837 года в три часа дня Государь приехал в новоосвященную Татианинскую церковь, принял благословение от настоятеля и в присутствии попечителя Университета графа С. С. Строганова выразил свое благоволение лично священнику Петру Терновскому за его «усердие и полезные труды». Но подумайте только, что это были за труды! Профессор богословия должен был вести догматическое и нравственное богословие у всех первокурсников Московского университета, преподавать общую церковную историю и историю Русской Церкви на историко-филологическом факультете, право – на юридическом факультете! Кроме того, после указа 1850 года об упразднении преподавания философии светскими профессорами, на целое десятилетие на профессора богословия было возложено чтение  курсов логики и психологии. То есть преподавание всех этих предметов было вменено в обязанность одному человеку, не имевшему реально ни помощников, ни кафедры как таковой, ни возможности вести научную работу. В этой ситуации поддерживать высокий уровень преподавания было, конечно же, трудно. Поэтому  и сам Терновский, и его преемники по кафедре, среди первых и наиболее инициативных лиц добивались разъединения кафедр в Московском университете.

http://patriarchia.ru/db/text/52933.html

Духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» продолжил свою работу 8 июля 2023 года, в день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества, именно поэтому в рамках проекта на открытых лекциях и на встрече-дискуссии были подняты темы семьи и сохранения традиционных ценностей. 8 июля на приходе Зачатия Иоанна Предтечи в с. Губино Московской области, в 12 километрах от монастыря, прошла встреча-дискуссия на тему «Любовь, семья и верность» с участием протоиерея Андрея Ткачева, протоиерея Артемия Владимирова и пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина). Одновременно со встречей-дискуссией в Оптиной пустыни проходил круглый стол Фонда Достоевского. На круглом столе было затронуто несколько тем: творческое наследие Ф.М. Достоевского, значение монастырей в жизни российского общества, тонкости в понимании глубинных творческих идей русского классика. Много говорилось о личности писателя, о его внутреннем борении и о значении Оптиной пустыни в его духовном пути. В мероприятии принимали участие основатель и президент Фонда Достоевского И.Л. Волгин, настоятель домового храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский, декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова В.Т. Третьяков, филолог-языковед В.Д. Ирзабеков, директор Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского В.С. Вайнерман, поэт Н.В. Кондакова, писатель Е.А. Попов, поэт Е.Л. Берлин, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН А.Г. Гачева, искусствовед И.С. Соловьева, исполнительный директор Фонда Достоевского Е.А. Волгина, автор серии книг о святых в «ЖЗЛ» К.П. Ковалев-Случевский, доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский), профессор Литературного института имени Горького О.А. Николаева, доктор филологии специалист по творчеству Ф.М. Достоевского В.Н. Захаров, лаборант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Прощенко, директор петербургского литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Н.Т. Ашимбаева, старший научный сотрудник филиала «Дом-музей Достоевского в городе Старая Русса» С.Л. Шараков, научный сотрудник Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Н.Ю. Прокопчук, научный сотрудник Государственного литературного музея (г. Москва) П.Е. Фокин, президент Российского общества Достоевского Б.Н. Тихомиров, главный хранитель новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Н.В. Караваева.

http://radonezh.ru/2023/07/10/v-ramkah-d...

епископ Звенигородский Феодорит, ректор Московской духовной академии, в связи с 40-летием со дня рождения был удостоен Патриаршей грамоты; протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, в связи с 70-летием со дня рождения был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам пленума с заключительным словом: «На этом мы заканчиваем нашу работу. Благодарю всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья, матушки, сестры! Считаю опыт Межсоборного присутствия исключительно положительным. Откровенно вам скажу: когда у меня возникла мысль создать такой орган, были опасения, в том числе навеянные со стороны, что это будет расшатывать церковную дисциплину. Опыт показывает, что ничего такого не происходит, потому что высокий уровень церковности, преданности делу Божиему у всех членов Межсоборного присутствия дает возможность принимать решения действительно соборно — при полной свободе высказываний, без всяких дисциплинарных мер воздействия на тех, чья точка зрения расходится с мнением более высоких по сану участников этих собраний. Все это дает нам действительно огромный простор для того, чтобы мыслями своими, совместными молитвами мы развивали нашу церковную жизнь, направленную, в первую очередь, на спасение людей. А ведь это и есть главная миссия Церкви — нести не только весть о спасении, но и делать все для того, чтобы спасение стало реальностью нашей жизни. Той реальностью, которая начинается здесь и продолжается в вечности. Еще раз всех вас сердечно благодарю за ваши труды. Спаси Господи!» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/politnews/2021/05/29/...

«Мир рок-музыки – это мир человека, а христианский проповедник должен быть там, где есть люди», – подчеркнул в завершение своего выступления диакон Андрей Кураев. Для дальнейшего осмысления проблемы русского рока он отослал участников Рождественских чтений к своей книге «Рок и миссионерство», указав адрес ближайшего магазина, в котором ее можно приобрести. Выступавший вслед за диаконом Андреем Кураевым профессор Михаил Дунаев выразил принципиальное несогласие с его позицией и привел цитату из творений почитаемого в народе духовника, архимандрита Иоанна Крестьянкина, который считал, что «пришедшие ко престолу от рок-музыки служить во спасение не могут». «Приватизировать то, что плохо лежит – очень рискованно», – считает Михаил Дунаев. По его мнению, существует триада «рок – секс – наркотики» как совокупность взаимно связанных пороков. Профессор отметил, что когда рок-музыка вливается в человека, то его эстетический рост останавливается и человек деградирует. «Я очень хотел бы ошибиться, но мне кажется, что через несколько лет у наших молодых священников будет звучать «рок-херувимская», – выразил опасение Михаил Дунаев, – в то время как традиционная русская культура для многих – это просто «отстой». Отметив, что нынче в области культуры «предложение рождает спрос», докладчик назвал «преступлением перед национальной культурой» снижение эстетического уровня и формирование дурного вкуса у молодого поколения. «Обновленческая» попытка II Ватиканского Собора вновь привлечь людей в храмы путем «опускания» культуры «абсолютно провалилась», поэтому православным не стоит наступать на те же грабли, на которые наступила Католическая Церковь 40 лет назад. С таким предостережением выступил настоятель храма во имя святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим. Протоиерей Максим отметил, что те люди, ради которых было произведено обновление и упрощение литургии, допущение в храмы национальных языков, «бубнов и тамтамов», в Церковь все равно массово не пришли, а традиционно настроенные католики также покинули Церковь, не принимая литургической реформы и прочих нововведений II Ватиканского Собора.

http://pravoslavie.ru/12536.html

Но особенно много священников Вигилянских было на Волге. Такой фамилией награждали выпускников Казанской и Нижегородской семинарий. Они были однофамильцами — и совершенно необязательно родственниками. Это стало понятно, когда мне еще 40 лет назад стали писать из самых разных уголков страны люди с той же фамилией, ищущие родственников. Наша ветвь Вигилянских обнаружилась неожиданно. Дочь написала о своих изысканиях статью, и в ответ пришло письмо от одной женщины, которая уверяла, что священник Алексий Вигилянский на фото из нашего семейного альбома — брат ее прабабушки, что они жили в городе Курмыше Симбирской губернии и, по всей видимости, мы являемся родственниками. И действительно, мой отец Николай Дмитриевич Вигилянский родился в Курмыше (ныне Нижегородская область). Также мы узнали имя еще одного нашего предка — священника Павла Вигилянского. Он служил в том же храме села Бортсурманы, что и праведный Алексий (тогда священник Алексий Гнеушев). Внучка отца Алексия вышла замуж за отца Павла. От села Бортсурманы Курмыш находится в 20 км. Там, как потом выяснилось, в храме Рождества Пресвятой Богородицы до революции 30 лет служил настоятелем правнук святого и мой прадед — Алексий Павлович Вигилянский. Как жить потомку святого С той поры неожиданно для всей нашей ­семьи мы стали постепенно осознавать, что все мы — я, мои дети и внуки — прямые потомки русского святого-чудотворца. Это про него преподобный Серафим Саровский, живший в те же годы, что и праведный Алексий, но никогда его не видевший, говорил приезжавшим из тех мест людям: «Зачем вы едете ко мне? У вас есть отец Алексий. Молитвами своими он подобен свече, возженной перед Престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте» (Житие старца Серафима. М., 1884). Еще за 10 лет до того как наша семья обрела столь удивительного предка, произошел такой случай. Мы вместе с прихожанами храма святой мученицы Татианы поехали в день Всех русских святых в паломничество в женский Вознесенский Оршин монастырь, который находится рядом с Тверью. Там в монастырском храме как раз заканчивалось богослужение, и настоятельница монастыря попросила сказать проповедь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725534...

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, написал: «Дорогой брат во Христе, Александр (христианское имя Спартака Головачёва), мы все переживаем за Вашу судьбу... Ваше мужество и терпение - это настоящие православные добродетели, которые важны не только для Вас в Вашей ситуации, но и для всех тех, кто переживает за те чудовищные обстоятельства, в которые попали жители всей Украины. Но Вы нужны нам всем! Вы нужны живой! Вы нужны своему народу, тому, который является солью земли и нации и который должен возрождать страну после периода страшного духовного упадка, рек крови, озер слез. Вы нужны им и всем нам. Самоубийство - страшный грех, который прерывает связь между человеком и Богом. А в Вашем случае - еще и повергает в пучину отчаянья людей, любящих, верящих и надеющихся на Вас, и может послужить соблазном для немощных и малодушных. Будем молиться за Вас! Да вразумит Вас Господь, чтобы Вы, ради тех людей, Ваших ближних, прекратили голодовку и послужили Господу нашему Иисусу Христу всей дальнейшей отпущенной Вам жизнью! Да благословит Вас Бог!». Спартак в своем письме на волю так объяснял, почему продолжает голодовку: «Благодарю всех за поддержку, сопереживание. Но по-другому не могу. Вопрос очень прост: или я, или, вскоре, без голодовки начнём физически терять Диму Пигорева, затем Радера, Олейника, Калугина - и так, по очереди... Все они - на грани своих сил и здоровья». Между тем, украинское правосудие новейшего образца всячески доносит до непонятливых главный тезис нынешней власти: здоровье и жизнь политзаключенных не представляют никакой ценности. 18 марта активисту-инвалиду Олегу Новикову (как задержание этого опаснейшего одноногого инакомыслящего проводилось под личным руководством министра Авакова) была продлена мера пресечения в виде содержания под стражей до 19 мая 2015 года. Состояние здоровья, наличие несовершеннолетних детей (один ребенок родился буквально накануне ареста Олега) - всё это не берется в расчёт следственным судьей. Хотя, казалось бы: куда мог бы убежать из-под домашнего ареста одноногий инвалид?!

http://ruskline.ru/opp/2015/3/19/spartak...

Фрагмент из беседы с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне - Патриархом Московским и Всея Руси), состоявшейся в 2002-м году - Досточтимый Владыко! В наши дни часто говорится о том, что Россия не является православной страной, что современный народ не является наследником православного народа прошлых веков, а стало быть, и претендовать на государственную поддержку, на особый статус в обществе Русская Православная Церковь не вправе. Как Вы прокомментируете эту позицию? - Я твердо заявляю о том, что Россия – это православная страна, в которой присутствуют религиозные меньшинства: мусульмане, иудеи, буддисты, католики, протестанты. Это религиозные меньшинства. Все должны себя хорошо чувствовать. Никто не должен быть дискриминирован. Но совершенно очевидно, что внимание государства к интересам большинства должно быть особенным. Хотя нужно в определенных случаях поддерживать и иных. И мы с полным пониманием относимся к поддержке, которую оказывает государство мусульманской части нашего населения, особенно в местах компактного проживания мусульман: Татарстан, Башкирия, Сев. Кавказ. А как же?! Это – религиозный выбор народа. И то, что государство поддерживает – слава Богу. Вот поэтому я думаю, что все должно быть в соответствии с законом и целесообразностью. В соответствии с законом и целесообразностью должна Русская Церковь иметь поддержку со стороны государства. И другие традиционные религии России должны соразмерно её получать. Из беседы с настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ. Протоиереем Макимом Козловым - Отец Максим, какими Вам представляются «идеальные» взаимоотношения Церкви и государства и какими эти отношения предстают сегодня? - Руководствуясь таким современным документом, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и опираясь на многовековое предание вселенского православия, укажем сразу, что в нашей Церкви, в отличие от латинского католического Запада, не было тенденции к теократии - включению общества и государства всецело в церковную структуру.

http://zavet.ru/a/rss_1318309971.html

В иереи, в отличие от многих дьяконов, я не стремился. Мои друзья-священники мне рассказывали, что они вспоминают о дьяконском служении как о своих лучших временах и советовали на первых порах не торопиться с рукоположением в священники. Действительно, я буквально упивался своим " ангельским " чином, и часто прислуживал на " трапезе Господней " сверх расписания, да и к Сретенскому монастырю я, что называется, прикипел всей душой. С другой стороны, конечно же, нельзя было упускать такого случая, чтобы служить со своим старым знакомым, да к тому же в таком месте и в таком храме, овеянном славной и драматической историей. Я положился на Волю Божию, зная, что от меня ничего не зависит. Но я не знал тогда, что были еще некоторые знаки Промысла Божиего, которые связывали меня с отцом Максимом. Впрочем, об этом впереди. х х х В Москве есть несколько храмов, в которых новопоставленные священнослужители должны проходить практику в течение сорока дней. Здесь они должны под руководством опытных пастырей не только научиться азам уставного чинопоследования служб, но всякого рода тонкостям, чтобы богослужение соответствовало сложившимся традициям московского благочестия. А вот научиться быть настоятелем храма у нас негде. Дерзаю предложить священноначалию отправлять будущих настоятелей в некоторые московские храмы и, в первую очередь к нам, в храм мученицы Татианы, под руководство отца Максима. Но не на сорок дней, а на три месяца, как минимум. Настоятельство связано со многими талантами, способностями и навыками. Первое, что приходит на ум всякому, кто задумается о труде настоятеля, – это, помимо душепопечительства, организаторские, экономические и хозяйственные таланты. Действительно, без них никуда. Строить, ремонтировать, содержать, распределять, экономить, доставать, убирать, кормить, продавать, тратить, хранить, контролировать, считать, учитывать, а также многие другие подобные глаголы – все они связаны с каждодневным трудом настоятельства. Не каждому, кто выбрал пастырский путь, это послушание по плечу.

http://religare.ru/2_95948_1_21.html

Видеоролик с нецензурными выражениями, запечатлевший ловлю покемонов в храме, вызвал общественный резонанс, набрав почти 350 тысяч просмотров. За действия в религиозных учреждениях, подобные ловле покемонов, предусмотрена ответственность: штраф до полумиллиона рублей или три года лишения свободы. В связи с этим полиция начала проверку по факту инцидента. «Нам остается только пожалеть этого молодого человека. Мне кажется, что это временно больной человек, подверженный коллективному психозу», так прокомментировал инцидент РИА Новости настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский. По его мнению, игрой охвачены люди с психологическими проблемами, которые предпочитают жить в иной реальности. «К людям, у которых отключается сознание, мы не можем предъявлять какие-либо претензии в их поступках, какой бы идеологической направленности они ни были», полагает священник. Отец Владимир назвал коллективный психоз «самоубийственным», потому что «в ловле покемонов люди будут попадать под машины, прыгать из окон», и напомнил, что истории известны психозы, спровоцированные книгами. Так, в свое время «Страдания юного Вертера» Гете привели к самоубийству сотни людей в Западной Европе. По словам священника, надо разъяснять людям, что, подвергаясь подобного рода психозам, они «становятся манипулируемыми и теряют свою свободу». Декан психологического факультета Российского православного университета протоиерей Петр Коломейцев напомнил, что с психологической точки зрения любая зависимость это нездоровое состояние психики, а с духовной точки зрения это состояние несвободы, то есть греха. Ссылаясь на собственный опыт, он отметил, что в борьбе с зависимостью «лучше всего работают группы взаимопомощи, где психологическая и духовная составляющие идут рука об руку». Вместе с тем отец Петр заметил, что игровая деятельность позволяет решать много проблем в обучении и образовании, она увлекает человека и создает дополнительную мотивацию, поэтому игру используют для обучения, познания и развития. «Но невозможно одновременно играть в две-три игры. Если ребенок или подросток играет в Pokemon Go, то он не играет в какие-то хорошие развивающие игры, и таким образом что-то важное уходит из его образования, мы приходим к какому-то общему отупению. Иногда мне кажется, что игра Pokemon Go это какая-то диверсия», заключил декан психологического факультета РПУ.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/08/24/et...

Настоятель домового храма при МГУ во имя мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский долгие годы возглавлял пресс-службу Русской Православной Церкви. Сейчас он читает в Сретенской семинарии спецкурс " Священник в публичном пространстве " , делясь с семинаристами своим богатейшим опытом пребывания священника в медийной среде. Мы поговорили с ним о взаимодействии Церкви и СМИ в 1990-е годы и ныне, о забавных и интересных моментах его деятельности и о том, какой должна быть роль священника в медиасфере. Антицерковная цензура в 1990-е была очень жесткой – Отец Владимир, какова должна быть миссия священника в публичном пространстве, если он оказался во враждебной аудитории? – Конечно, его задача – свидетельство об истине. Свидетельствовать об истине – вот то, чего так не хватает в современном мире. Однако вот что интересно, если затрагивать тему враждебной или недоброжелательной аудитории. В советское время (я тогда еще не был крещен) я был диссидентом, то есть инакомыслящим. Эта инаковость в советские времена была фетишем в определенных кругах. Однако с течением времени выяснилось, что могут поменяться строй, политика, а диссиденты все равно остаются. Присутствие верующего человека на телевидении, радио или в СМИ сегодня непропорционально тем процентам верующих, что реально есть в обществе. И таким образом мы опять диссиденты, опять иные. По крайней мере в медийной среде. – На ваш взгляд, почему так сложилось? По идее, журналисты должны подстраиваться под население. – В 1990-е годы все средства массовой информации перешли в руки либерального мейнстрима. Я сам, кстати, либерал – в том смысле, что очень спокойно отношусь к чужому мнению, даже антицерковному. Но я бы хотел честности этого мнения. Поэтому я также и антилиберал, когда либерализм становится идеологией, которая оказывается не менее тоталитарной, чем идеология коммунистическая. Первое, что сделали либералы в 1990-е годы, придя в газеты и на телевидение, это введение цензуры. Священнику не было места ни в одной газете, ни в одной передаче. Потом на НТВ через некоторое время стали звать священников, но лишь на роль мальчика для битья. А весь зал, вся аудитория была против. И это делалось специально.

http://religare.ru/2_116789.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010