См. также: « Два служения – воина и священника » (на интервью Алексея Чеботарева со священником Михаилом Васильевым «Мы не за деньги, мы за Родину!» в рубрике «Тема номера», 2007)/Денис Михалёв //Фома. - – май 2008. – С.129. – (рубрика « Отклики »). Что мне дала армия? /Подборку высказываний священнослужителей подготовили Елизавета Киктенко и Ирина Левина//Фома. - – май 2007. – С.32-35. – (рубрика « Тема номера. Церковь и современная армия »). В подборке представлены: Протоиерей Александр Белый , настоятель Храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, Усть-Илимск. В армии человек становится философом. (Афганистан, ноябрь 1980 – ноябрь 1981 года, 1040-й зенитно-артиллерийский полк, специальность: радиолокационная разведка, рядовой). Фото из архива автора. – С.32; Священник Артемий Могутов , клирик Введено-Оятского женского монастыря, Ленинградская область. В армии я научился ценить главное. (1996-1998 годы. Воздушно-десантные войска, Омск-Тула, сержант). Фото Андрея Петрова. – С.32-33; Священник Игорь Пчелинцев , пресс-секретарь Нижегородской епархии. Стройбат и армия едины . (1986-1988 годы, военно-строительная часть, станции Чегдомын, Ургал, Мугуле, Хабаровский край, рядовой). Фото Дениса Маханько. – С.33; Протоиерей Александр Сорокин , настоятель собора Феодоровской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург. Как я узнал, что можно спать на ходу. (1985-1987 годы, войска связи, Тульская область – Хабаровский край, сержант). Фото Дениса Маханько . – С.34; Священник Игорь Палкин , клирик храма святой мученицы Татианы при МГУ, Москва. Уничтожение вражды . (Чехов, 1997-1998 годы, сухопутные войска, фотограф в штабе). Фото Максима Праздника. – С.34-35; Священник Павел Рахлин , председатель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и силовыми структурами Ярославской епархии. Как я был добровольцем . (Чехов-3, 1997-1999 годы, сухопутные войска, старший кладовщик на складе капитального строительства). Фото из архива автора. – С.35. Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Евгеньевич Соловцов . Церковь и ракетный щит. Фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – май 2007. – С.36. - (рубрика « Тема номера. Церковь и современная армия »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-49-m...

Одновременно он изучал историю храмов, в которых находятся святыни: когда построен храм, какие живописцы в нем творили. Всё это, а также некоторые молитвы, которые он рекомендует читать при посещении храмов, вошло в путеводитель. Далее в путеводителе идет рассказ о Венеции, которая разделена на шесть кварталов — шестин. Каждая шестина описана отдельно. Кроме того, автор рекомендует туристам конкретные маршруты по православным святыням Венеции. Есть там двух- и трехдневные маршруты, а есть и для тех, кто в Венеции проездом на два-три часа. Апостольский нунций в России архиепископ Иван Юркович выразил надежду, что путеводитель будет способствовать дальнейшему диалогу между католиками и православными. Разделение между ними он назвал самым большим позором второго тысячелетия. Поскольку в Венеции находятся мощи святых, живших в первом тысячелетии, до разделения, Джованна Парравичини отметила, что путеводитель напоминает собравшимся об общехристианских корнях России и Европы. Отец Алексий Ястребов тоже считает, что межконфессиональный диалог очень важен. Работая над путеводителем, он стал часто бывать в католических храмах, много общается с католиками. Они с прихожанами приходят поклониться мощам. По его словам, традиции почитания мощей, в Православной и Католической Церквях различны, у католиков это почитание не такое заметное. Некоторые работники католических храмов, вспоминает отец Алексий, открыто выражали удивление: „Это же кости. Что вы лбом бьете?“. Священники вели себя дипломатичней, но отец Алексий чувствовал, что и у них есть тот же вопрос к православным. „Но постепенно, — говорит он, — мы стали частью интерьера“. Уже несколько лет приход Жен Мироносиц имеет тесную духовную связь с храмом мученицы Татианы при МГУ. Отец Алексий назвал Татианинский храм приходом-побратимом. Духовенство и прихожане Татианского храма не раз приезжали в Венецию, последний раз — на неделю. Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, а в 1994—2012 гг. — настоятель Татианинского храма, также сказал, что путеводитель помогает обратиться к традиции единой, неразделенной Церкви. „Это переживается в Венеции. Когда идешь по этим камням и поклоняешься святыням, ощущаешь себя в великом, трагическом, неоднозначном, но очень дорогом для нас первом тысячелетии“, — отметил отец Максим.

http://pravmir.ru/virtualnoe-puteshestvi...

Открывая 24 августа фотовыставку, протоиерей Антоний Антипов отслужил молебен на начало доброго дела и напомнил присутствующим историю этого царского храма, построенного в Егерской слободе в 1888 году по указу Императора Александра III . Одним из первых посетителей выставки стал итальянский оперный певец и преподаватель вокала Элвис Фантон , всем сердцем полюбивший святого Цесаревича Алексия, Царскую семью и Россию. Вместе с переводчицей Варварой Селецкой и руководителем детско-юношеского хора им. Св. Иоанна Дамаскина Ириной Болдышевой Элвис Фантон осмотрели также Императорский Гатчинский дворец с его церковью Святой Троицы, настоятелем которой также является отец Антоний. 19 августа в праздник Преображения Господня он освятил церковь малым чином и отслужил в ней первую после долгой реставрации Божественную Литургию. В Гатчине выставка «Царский венец» находится с июля 2023 года. Начиная с Царских дней, когда отмечался день памяти мучеников и страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и цесаревича Алексия, и до 20 августа включительно выставка экспонировалась в Духовно-просветительском центре Покровского собора Гатчины. По словам инока Геннадия (Богданова) выставка вызвала большой интерес у жителей города. Приходили люди разного возраста, включая и молодежь. 19 июля одними из первых посетителей выставки стали участники ежегодного крестного хода, организованного Владимиром Знахуром по Царским местам Санкт-Петербургской митрополии . На память о выставке, рассказывающей о беспримерной любви, жизни, служении и жертвенном подвиге святых Царственных мучеников и страстотерпцев, о причинах падения Российской Империи и пути к ее Возрождению, все посетители выставки получали в подарок прекрасно изданные буклеты. С 24 августа до 14 сентября выставка будет находиться в цокольном этаже Покровской церкви в Мариенбурге. Таким образом Сама Пресвятая Дева взяла выставку о Царской семье под свой Покров. До революции Церковь Покрова Пресвятой Богородицы относилась к придворному ведомству, так как предназначалась для егерей императорской охоты. До сих пор неподалеку от храма стоят сильно обветшавшие дома бывшей егерской слободы. Проектирование и строительство велось под непосредственным наблюдением императора Александра III, сделавшего Гатчину своей любимой резиденцией. Утверждая в 1885 году проект, император сам указал место будущей церкви, оплатил ее строительство, украшение и передал в дар храму бронзовое паникадило из Гатчинского дворца.

http://ruskline.ru/politnews/2023/08/25/...

Настоятель Михаило-Архангельского мужского монастыря в г. Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев): " Карантин в условиях пандемии — дело, несомненно, важное и нужное. Но аз, грешный мних, сомневаюсь, что закрытие для прихожан храмов будет иметь большое значение для этого. Ведь те же самые люди ежедневно продолжают ходить в магазин, а некоторые и на работу... Даже Сталин весной 1942 года, когда немцы были совсем недалеко от Москвы, разрешил праздновать Пасху. Кстати, с нарушением светомаскировки и комендантского часа! На моей же памяти это первый случай препятствия власти попасть верным на Пасхальное богослужение " . Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский: " Каждый человек должен САМ решать, идти ему праздновать Пасху в церкви или нет, сообразуясь со многими обстоятельствами. Во-первых, это состояние его здоровья, во-вторых, ответственность перед другими (семьёй, соседями, сослуживцами), и в-третьих, с советами (благословением) духовника. Если нет никаких препятствий, то как можно ограничить себя в радости о Воскресшем Христе, который победил смерть и даровал каждому из нас бессмертие! " . Архимандрит Алипий (Светличный): " Было время, когда либералы — критиканы Церкви распространяли притчу о том, как в храм не пускают попы бедного человека и Христос, присев рядом с ним, заявил, что Его тоже не пускают в церковь. Модненькая была такая притча. А теперь ничего не напоминает? Кто кого в церковь не пускает?.. Борьба с корон-вирусом всё больше напоминает элементарную борьбу с Воскресшим. Ну-ну! Ничего не перепутали? Нет, ОНИ точно не запутались! Это их цель: ЦЕРКОВЬ Бога живаго! " . Архимандрит Никон (Дубляженко): " Храмы, как гроб, заваленный огромным камнем, который не осилить простым человеческим усилием в одиночку, запечатанный печатью закона. Но мы знаем, что там лежит наш Христос, и ничто не может удержать истинно любящее сердце от того, чтобы не пойти вместе с Жёнами-Мироносицами и не увидеть Его хотя бы ещё раз, даже ценою своей жизни! Но намного страшнее камня и стражи у гроба тот камень, который запечатывает наши души для Воскресшего Христа, — это наши безверие и страх! Перед каждым из нас и сегодня выбор: оставив Его, бежать и сидеть за закрытыми дверями «страха ради иудейска» или позволить любви победить страх и встретить Христа, коснуться стоп Его и услышать сладчайший глас Его, зовущий меня по имени " .

http://ruskline.ru/opp/2020/04/21/kordon...

Далее в притворе Татианинского храма Святейший Патриарх Кирилл, архиепископ Верейский Евгений и протоиерей Максим Козлов посетили презентацию книги, посвященной 325-летию Московской духовной академии. 25 января в храме святой мученицы Татианы при МГУ Святейший Патриарх Кирилл встретился с организаторами программы «От Рождества до воскресения», посвященной памяти новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта. Главная цель программы — познакомить православных верующих России с неизвестными страницами церковной истории, связанными с эпохой гонений на христиан в Османской империи. Особое место в программе занимает принесение в Москву со Святой горы Афон иконы новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта в дар Русской Православной Церкви как залог братского молитвенного общения российского и греческого народов. 26 января в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем партии «Новая демократия» Антонисом Самарасом. Святейший Патриарх отметил, что за последнее время произошел целый ряд очень важных событий, связанных с принесением из Греции православных святынь, в том числе Пояса Пресвятой Богородицы и мощей святого великомученика Димитрия, а также заверил, собеседника, что в России с глубоким сопереживанием относятся к греческому народу, проходящему в настоящее время нелегкий период своей истории. Предстоятель Русской Церкви упомянул о грядущем официальном посещении Русской Церкви Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом, выразив надежду, что данный визит «даст новый стимул к развитию двусторонних церковных отношений».         28 января, в день памяти преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Пимена Великого (Живоначальной Троицы) в Новых Воротниках в Москве, за которой возглавил хиротонию архимандрита Ефрема (Просянка) во епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии. По окончании Литургии Святейшего Патриарха приветствовал настоятель храма епископ Аркадий (Афонин). Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Далее советник Президента Украины Н.И. Демянко передал Святейшему Патриарху панагию и поздравления с третьей годовщиной интронизации от главы украинского государства В.Ф. Януковича.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Тема: «Азбука мастерства (народная роспись)». Возраст участников 4+. 16:00 – 18:00 – Мастер-классы известных художников (Большой зал) Ведущий: Ремнев Андрей Владимирович (доцент кафедры живописи и композиции Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств, членкорреспондент Российской академии художеств). Программа: мастер расскажет об опыте копирования стенных росписей Ростова Великого и напишет фрагмент клеевыми красками по левкасу. 19:00 – 20:30 – Концерт Хора храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Большой зал). (за 30 минут до начала концерта транслируется проморолик с анонсом выступления хора). 28 октября, суббота 12:00 – 18:30 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий) 13:00 – 15:00 – Мастерская для детей и взрослых «Каллиграфия» (Большой зал) Ведущие: Санников Андрей Владимирович (основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, спикер Высшей школы брендинга. Как каллиграф и преподаватель сотрудничает с Российской государственной библиотекой, Государственным историческим музеем, Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Государственным музеем-заповедником «Куликово поле», различными иконописными мастерскими и др.). Хохлова Наталия Петровна (ведущий методист отдела экскурсионной и культурно-образовательной деятельности в ГБУК г. Москвы «Картинная галерея Ильи Глазунова», руководитель студии изобразительного искусства «Ласточка» для детей от 4,5-14 лет при КЦ им. И.М. Астахова.) Тема: «Книги суть реки напояющие Вселенную (каллиграфия)». Возраст участников 10+ 13:00 – 15:00 – Творческая встреча (Малый зал) Владимир Николаевич Вигилянский, презентация книги «Русский ключ. Дневник священника». Издательство: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2020 г. (русский публицист и литературный критик. Протоиерей Русской православной церкви. Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Член Союза российских писателей, преподаватель магистратуры Сретенской семинарии). Лауреат Патриаршей литературной премии 2023 г.)

http://pravoslavie.ru/156565.html

Шокировало изображение Архангела Михаила на северных дверях – женоподобное существо с обнаженным плечом в тонкой белой тунике. Невольно возник вопрос: «Не со своей ли возлюбленной писал этот образ живописец?» В мощевике особое внимание обратил на наличие частицы мощей прп. Иосифа Волоцкого. Спасо-Преображенский собор. Мощный колокол созывал на службу в один из самых посещаемых храмов в Питере (он никогда не закрывался).Собор был заложен по повелению императрицы Елизаветы в 1743 году. Освящен в 1754 году. В устроении внутреннего убранства собора принимал участие знаменитый Растрелли. При Павле Первом собор стал храмом гвардии, а впоследствии главным военным храмом Санкт-Петербурга. Внутри храма ранее были сотни трофейных знамен, а вокруг – 102 трофейные пушки, взятые у турок. Главные святыни храма: Нерукотворенный образ Спасителя (походная икона Петра Первого) и икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Как почти везде, здесь тоже чтецы и певцы практически не крестились на «Приидите поклонимся», «аллилуии», Трисвятом – получается «разорванная цепь», диссонанс в соборном предстоянии Богу. Неожиданным было то, что не в воскресный день служило 5 священников и 4 диакона (на некоторые ектеньи они, как на Пасху, выходили через Царские врата). «Приидите поклонимся» на Литургии духовенство пропело полностью, как на архиерейской службе. Зачала из Апостола и Евангелия читались почему-то только рядовые. На великом входе, после диаконского возглашения о Патриархе и правящем епископе, первый священник сразу произнес: «Вас и всех православных христиан...» «Верую» и «Отче наш» пел не весь народ, а только хор (наверное, из-за экономии времени). Первые возглашения на Евхаристическом каноне возглавлявший Литургию священник делал на амвоне лицом к народу. Я подумал: «Ему бы еще в руки трикирий и дикирий – было бы совсем по-архиерейски». Еще вспомнил, как некоторые обновленцы практиковали торжественную встречу настоятеля перед Литургией. Перед вынесенной Чашей была установлена подставка, на которую после прочтения молитвы перед причащением был положен покровец. «Тело Христово приимите» хор пропел только один раз, далее пели с солеи диаконы и пономари. Молебен перед десницей мученицы Татианы (это был последний день ее пребывания в соборе) был, пожалуй, более полным, чем в иных московских храмах.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/04/tr...

© Владимир Вигилянский Книга-дневник " Русский ключ " (автор — Владимир Вигилянский) " Личные истории " о патриархах По собственному признанию автора, в книге есть много воспоминаний о покойном патриархе Алексии Втором, причем " такого, о чем никто не писал " . " То же самое могу сказать и о патриархе Кирилле. Четыре года назад он праздновал свое 70-летие. К этой дате я написал несколько очерков о патриархе, в которых я постарался рассказать несколько личных историй. В книге они тоже есть " , — сообщил Вигилянский. В целом же этот труд посвящен темам, касающимся истории и современности русской мысли, России и Церкви, политики, социальных и нравственных проблем, журналистики, литературы, киноискусства. Есть в книге и отголоски путешествий, воспоминания не только об известных людях, но и о важных событиях, размышления о жизни русских людей за границей, а иностранцев — в России, поиск истоков богоборчества и храмоборчества, а также " национальной идеи " России. По сути " Русский ключ " — это переложение около 1500 постов-эссе из фейсбука, опубликованных за пять лет начиная с 2014 года. При этом книга выстроена в жанре дневниковых записей за год (с 1 января по 31 декабря) и читать ее можно с любой страницы. Дневниковая форма выбрана потому, что календарь имеет особенное значение в Церкви: каждый день — та или иная памятная дата, наполненная евангельскими образами и духовными смыслами. И дневник дает возможность связать с ними события личной и общественной жизни. В книге 800 страниц, а запланированный тираж — восемь тысяч экземпляров. Адресаты — люди преимущественно еще не воцерковленные, но считающие себя православными. Таковых в России, по наблюдениям автора, более половины. © Игорь Палкин Настоятель храма Святой Мученицы Татианы при МГУ имени Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский Зачем священнику фейсбук Выступление любого священнослужителя в соцсетях, ведение блога, комментарии под постами других пользователей — все это еще лет десять назад считалось делом крайне спорным и опасным. Многие склонялись к выводу, что ни монаху, ни священнику в соцсетях делать нечего, поскольку это отнимает много времени пастырского служения и вынуждает копаться в " грязи " . Но Вигилянский отстаивал " нейтральность " Сети как таковой.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/28/byvshi...

– А в детстве вас не крестили? – Нет, я крестился уже в сознательном возрасте. Поступив в университет, познакомился с верующими ребятами, и вдруг оказалось, что они гораздо интереснее всех нас, своих сверстников, что полностью разрушало детские стереотипы: верующий – это значит отсталый, темный, чего-то боящийся. Как бы не так! Интеллектуально куда более развитые, с ними было очень интересно разговаривать. А про смелость, внутреннюю независимость нечего и говорить. Я считаю великим счастьем, что они мне повстречались и остаются друзьями по сей день. Один из них ныне профессор в Троице-Сергиевой Лавре – Алексей Константинович Светозарский . Другой – митрофорный протоиерей Максим Козлов , первый настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском университете. – А как и когда состоялось само таинство святого крещения? – После окончания университета. Я уже ходил в храм, но не чувствовал себя готовым креститься. Догадывался, что должен буду поменять свою жизнь, а к такой перемене еще не имел достаточно сил. Но однажды решил обратиться к священнику отцу Александру Егорову в храме Илии Пророка в Обыденском переулке, о котором мне много рассказывали хорошего. Таинство совершилось 25 августа 1985 года. Я страшно волновался, с трудом осилил символ веры. Запомнилось еще и то, что было много комаров и они нещадно кусались. – Многие люди, и даже верующие, считают Христа лучшим Человеком в истории, но с трудом верят, что Он – Сын Божий. Я тоже долгое время в юности был во власти подобных сомнений. Алексей Николаевич, а когда вы пришли к осознанию Божественной сущности Спасителя? – Дело в том, Александр Юрьевич, что я по своему складу – человек иерархического сознания. Для меня очень важен авторитет тех, кого я считаю мудрецами. Мне близка православная традиция доверия к священнослужителям. – Если, конечно, тот или иной священнослужитель заслуживает доверия. – Мне другие пока не встречались. И я осознаю следующее: если святые, прославленные Церковью, принимали Христа как Сына Божия, то мне не следует даже дерзать в помыслах своих хоть сколько-то сомневаться в этом или на эту тему рассуждать. Сказанное в Евангелиях не подлежит сомнению, это аксиома. А вообще для меня очень важен святоотеческий мир, русская и вообще шире – православная агиография. Она мне по-человечески не то чтобы ближе, чем Сам Христос, нет, но я понимаю, очень чувствую эту русскую традицию – не напрямую обращаться к Спасителю, а через людей, Ему всей жизнью послуживших. В этом смысле мне совершенно чужд протестантизм с его аксиомой, что между Богом и человеком не должно быть посредников. Мне они как раз очень нужны.

http://religare.ru/2_106838.html

Беседа с протоиереем Максимом Козловым. [Ihmepb " ю] О курсе сравнительного богословия в духовной школе, его основных темах и задачах рассказывает протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, кандидат богословия, профессор Московских духовных школ и Сретенской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. 16 жовтня 2009 р. 14:05 Историческая память поможет нам сохранить единство. Интервью епископа Зарайского Меркурия журналу «Российская Федерация сегодня». [Ihmepb " ю] Одной из новаций начавшегося учебного года в российских школах стало введение преподавания основ религиозной культуры и светской этики (пока, правда, в качестве эксперимента). О том, где и как предполагается проводить этот эксперимент в интервью журналу «Российская Федерация сегодня» рассказал председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий. 1 жовтня 2009 р. 09:00 Дети к «вечным» вопросам готовы. Готовы ли говорить с ними взрослые? Интервью В.Р. Легойды [Ihmepb " ю] С нынешнего учебного года в ряде регионов РФ в режиме эксперимента вводится новый предмет — «Основы религиозных культур и светской этики». Кто будет преподавать эту дисциплину? Не спровоцирует ли изучение религии конфликты между школьниками разных вероисповеданий? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту «Литературной газеты» отвечает председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. 29 вересня 2009 р. 17:00 Епископ Зарайский Меркурий: «Идите и говорите людям от сердца» [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий ответил на вопросы корреспондента газеты «Церковный вестник» М. Виноградовой 15-16 (412-413) август 2009/22.08.2009). 4 вересня 2009 р. 14:58 Интервью с ректором Общецерковной аспирантуры, председателем Отдела внешних церковных связей архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) [Ihmepb " ю] Ректор Общецерковной аспирантуры архиепископ Волоколамский Иларион в интервью порталу «Богослов.Ru» рассказал об учебном заведении и его задачах — текущих и будущих.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010