Через весь текст похвалы проходит мысль об ангельском, «невещественном» житии Сергия на земле, его уподоблении ангельскому образу как «земного ангела и небесного человека». Иконописец Андрей Рублев пошел гораздо дальше Епифания в задуманном единомышленниками деле. По многим предположениям, он создал свою «Троицу» именно в то время именно для деревянного монастырского храма. Если в середине 1420-х он с артелью расписывал «в похвалу Сергию» уже каменную Троицкую церковь, то столь же хвалебная «Троица» предшествовала тому.  И в этой иконе Сергий отпечатлен едва ли не буквально. «Троица» Андрея Рублева полна тайн. Может быть, это потому, что мы утратили ключ к расшифровке древнего «богословия в красках». А может, она казалась загадочной уже современникам иконописца. Разгадывая ее секреты, еще долго будут ломать копья богословы и искусствоведы. Чтобы полностью прочесть все смысловые уровни «Троицы», нужно быть столь же тонким мыслителем, знающим все грани православного богословия, богослужения и аскетического молитвенного делания, каким был сам инок Андрей — «всех превосходящий в мудрости великой». Мне уже доводилось писать (в статье «Сергиева Русь» на сайте «Радонежа»), что «Троица» Рублева — это не один иконный образ, а несколько, наложенных один на другой, взаимодополняющих: Бог-Троица под видом трех ангелов; Церковь Христова в своем триединстве: Христос, ангельские небесные силы и люди; таинство Евхаристии, собирающее всех верных в этот единый богочеловеческий организм. В этом уникальность рублевской иконы. Три ангела соединены большой Чашей, контуры которой образуют две боковые фигуры. Они соединены буквально, в «телесном» и сверхфизическом смысле. Кого соединяет таинство Евхаристии? Христа, ангелов-сослужителей, людей, совершающих его и участвующих в нем. Иными словами всю полноту Церкви земной и небесной. А по одной из версий (ее автор А. Селас, цикл статей «Тайнопись древней иконы»), Рублев запечатлел в «Троице» вполне конкретную Евхаристию. Точнее, обобщенный образ Евхаристии, которую совершал святой Сергий. И в правом ангеле, столь отличающемся, по мнению многих исследователей, от двух других, иконописец изобразил самого «ученика Святой Троицы» Сергия. Это доказывается расшифровкой цветовой символики его одежд, позой совершенной, монашеской покорности Божьей воле, выражением глубокой молитвы на лице и т. д. Голубой — цвет преображенной телесности, тварности, зеленый — Божественной премудрости. Да и Епифаниево настойчивое определение Сергия как ангелоподобного мужа ложится в этот же ряд.

http://radonezh.ru/analytics/proslavleni...

Возведение этого храма было связано с чудом, о котором рассказано на сайте прихода. В середине XIX столетия в Павшино пришла эпидемия холеры. Селяне крестным ходом обошли вокруг Павшино с местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери, после чего болезнь прекратилась. В Подмосковье посвящение храма Боголюбской иконе считается достаточно редким. Кроме павшинского храма старые церкви с тем же именованием есть лишь в Сергиевом Посаде – в Боголюбовской киновии недалеко от Гефсиманского Черниговского скита – и в городе Пушкино рядом с железнодорожной станцией. Местночтимый подмосковный список Боголюбской иконы хранится также в Троицкой церкви в Павлино городского округа Балашиха. Павшинский образ Боголюбской Пресвятой Богородицы относится к особому типу, возникшему от иконы Божией Матери, которая висела когда-то в Москве у Варварских ворот Китай-города.  В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон» описываются особенности этого «московского» типа Боголюбской иконы. В отличие от владимирского оригинала XII века у ног Богородицы изображены фигуры почитаемых московских святых: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа митрополитов московских, блаженных Василия и Максима, святителя Василия Великого, Алексия человека Божия, Симеона сродника Господня, апостола Петра, мученицы Евдокии и Параскевы. Считалось, что Боголюбскую икону в Москве поставили на Варварских воротах при царе Петре I, в семье которого сугубо почитался этот образ. Этим можно объяснить и наличие на ней некоторых святых, например – апостола Петра и мученицы Евдокии – возможно, небесных покровителей царской семьи. Во время московской чумы 1771 года у Варварских ворот произошли многие чудеса и исцеления. С этого времени московский образ стал особо почитаться среди горожан. Восемнадцатого июня по старому стилю у Варварских ворот собирались толпы богомольцев, а духовенство служило торжественный молебен. Для этого икону спускали вниз и помещали в специальной палатке, где каждый мог приложиться к святыне в течение трех дней.

http://sobory.ru/article/?object=22085

Прп. Лаврентий Черниговский. Икона. 2012 г. Иконописец Е. Зотова (ц. Новомучеников и исповедников земли Русской храма-комплекса Всех святых Черниговских, Чернигов) Прп. Лаврентий Черниговский. Икона. 2012 г. Иконописец Е. Зотова (ц. Новомучеников и исповедников земли Русской храма-комплекса Всех святых Черниговских, Чернигов) Ок. 1996 г. духовное чадо старца, 1-я игумения черниговского Елецкого Успенского жен. мон-ря Амвросия (Иваненко; † 2006), владевшая навыками реставратора и иконописца, смогла создать живописными средствами образ Л., который не только близок к его фотографии, но и наделен некой волнующей узнаваемостью святого на духовном уровне. Л. представлен фронтально (срез фигуры дан чуть ниже пояса), за его спиной возвышается Троицкий собор, видны монастырские постройки и верха храмов - прор. Илии (справа) и Успенского собора Елецкого мон-ря (слева). Небесно-голубой фон иконы, белые строения контрастно подчеркивают фигуру святого, облаченного в темные монашеские одежды - темно-вишневую рясу, черную мантию и клобук; на груди - крест с образом Спасителя и украшениями. Правой рукой Л. благословляет, в левой держит свернутый свиток. В наст. время икона находится в Елецком мон-ре. Следующий вариант иконографии является наиболее традиционным для изображений преподобных, начиная с Нового времени. Так, в верхнем храме Всех святых земли Черниговской храма-комплекса Черниговских святых в Чернигове на иконе, входящей в состав комплекса из 3 икон с Черниговскими святыми - свт. Филаретом (Гумилевским), свт. Феодосием (Полоницким-Углицким) и Л. (2009, иконописец К. Мартыненко), святой представлен фронтально в рост (голова чуть повернута вправо), в разных оттенков красновато-охристых рясе и мантии, в черном клобуке, на груди крест с украшениями; правой рукой благословляет, в левой - развернутый вверх свиток с текстом: «Чту, и пою, и поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. Аминь». Еще одна икона (2012, иконописец Е. Зотова), из нижней ц. во имя новомучеников и исповедников земли Русской того же храма-комплекса Черниговских святых, напоминает икону работы прот. Анатолия Товстогона не только живописной манерой (здесь более академической), но и общими чертами иконографии. Однако существенным отличием иконы 2012 г. является положение рук святого: правой он благословляет, а в левой держит развернутый вниз свиток с наставительным текстом: «Но не унывайте, Господь Своихъ чадъ не оставитъ… Бояться не нужно!»

http://pravenc.ru/text/2462433.html

По краям иконы размещены так называемые клейма (или жития) — иконографические фрагменты, изображающие наиболее известные и показательные сцены расправ, свидетельствующие о подвиге исповедников и новомучеников особенно полно и убедительно. Справа по вертикали размещены изображения мученических кончин отдельных святых, а в клеймах слева — массовые сцены. Солдаты в форме болотисто-землистого цвета — палачи, олицетворяющие силы зла, которые стоят за ними. Фигуры солдат преднамеренно мало проработаны графически: этим подчеркивается, что они — слепые орудия бесов, воюющих против Церкви. Страдание святых новомучеников на Соловках С начала 1920-х годов Соловецкие острова были превращены в лагерь особого назначения, куда ссылали в том числе «религиозников». В конце 1920-х Соловки оказались местом наиболее плотной концентрации православных епископов. Клеймо изображает два острова Соловецкого архипелага — Большой Соловецкий и Анзер. В центре — монастырь со Спасо-Преображенским собором, который и стал местом заключения. На первом плане — сцена расстрела. Имена мучеников не указаны, так иконописцы показали массовый характер казней. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших жизнь на Соловках, был воронежский архиепископ Петр (Зверев). Он изображен почивающим в земле под храмом на острове Анзер. Несколько выше — знаменитая береза в виде креста. В Соловецком лагере находились также архиепископ Евгений (Зернов), архиепископ Иларион (Троицкий) и множество других священномучеников. Заключение в зимовье Хэ и убиение священномученика Петра (Полянского) На клейме изображены страдания и кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего престола. Митрополит Петр подвергся жестокому преследованию со стороны властей почти сразу после того, как принял обязанности Местоблюстителя. Много лет провел в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет находился в заключении за Полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске.

http://foma.ru/kto-izobrazhen-na-ikone-s...

В некоторых случаях дело написания иконописных изображений новомучеников совершается не самым лучшим образом. В Екатеринбургской митрополии в Троицком соборе подворья Боголюбского женского монастыря, находящегося в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района, имеется икона священномучеников Александра Малиновского, Алексия Будрина и Льва Ершова, написанная на основании имеющихся их фотографических изображений. И это оригинальная икона. В Златоустовской епархии Челябинской митрополии на сайте Никольского собора в городе Сатки помещена та же икона, только на изображении у одного из священномучеников были добавлены усы и борода, у другого дорисована митра, а у центральной фигуры не стало палицы. И именуются они уже священномучениками Александром Махетовым, Алексием Канцеровым и преподобномучеником Иоасафом (Боевым). Такая практика недопустима. Тем более, что у всех трех новомучеников существуют вполне доступные фотографические изображения. К сожалению, в приходах епархий даются произвольные наименования новомученикам в соответствии с тем или иным географическим местом, такое наименование прописывается и на иконе, и в результате мы не знаем, кто перед нами, и установить это можно только после дополнительных исследований. Например, в Бакинской епархии священномученик Иоанн Ганчев назван Иоанном Бакинским. В Бежецкой епархии мученик Сергий Бородавкин назван Сергием Краснохолмским. В Кинешемской епархии преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) назван не преподобноисповедником, а просто святым Леонтием Михайловским. В Благовещенской епархии священномученик Серапион Черных назван Серапионом Амурским; во Владимирской епархии священноисповедник Георгий Седов назван Георгием Романово-Борисоглебским; в Саратовской епархии священномученик Петр Покровский назван Петром Павлодарским, священномученик Владимир Пиксанов назван Владимиром Саратовским, священномученик Иоанн Днепровский назван Иоанном Полчаниновским; в Сердобской епархии преподобномученик Пахомий (Ионов) назван Пахомием Скановским и т. д.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

Календарь Материалы 28 марта 2013 г. [Интернет-журнал/Культура] Людмила Ларкина Иконы, писанные Арсением Иосифовичем Савицким, есть во многих русских храмах Австралии, но его имя до сегодняшнего дня многим неизвестно. [Интернет-журнал/Культура] Марина Вологжанина После Рахманинова были великие, замечательные композиторы, но такой мощной фигуры, личности такого масштаба больше нет. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться. [Документы истории] Анна Кропоткина Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы [Встреча с Православием/Православная библиотека] 14 марта (по ст. ст.) 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Диакон Илья Маслов Так ли сильно разнятся выводы «правдолюбовской» и Синодальной богословской комиссий между собой? Игумен Даниил (Гридченко) Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15-17). English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/130328

Образ великомученицы Варвары, помещенный на своде трапезной – единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 в. Мастер отказался от помещения фигуры великомученицы в традиционное клеймо. Ее небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Гризайльная манера написания ангелов и херувимов делает их изображения легкими, тающими. Фигура Варвары, напротив, выделена ярким контрастным сочетанием красного и синего цветов в ее облачении. Контрапост в постановке фигуры и внимание к пластике драпировок свидетельствует об ориентации мастера на образцы академической живописи. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесенный из Троицкой церкви села Красное Сумароковых, выполнен во 2-й четв. 19 в. в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. Он двухъярусный с аттиком, на девять осей в нижнем ярусе и на три оси в верхнем. Два ближайших к царским вратам прясла оформлены поднятыми на постаментах гладкоствольными колоннами с коринфскими капителями, поддерживающими неполный антаблемент с гладким фризом. Антаблемент продолжен и над боковыми крыльями иконостаса. Во втором ярусе прясла фланкированы витыми колоннами, также установленными на постаментах и увенчанными коринфскими капителями. Стволы колонн в нижней четверти гладкие, а выше – витые. В аттике колонны отсутствуют, а прясла разделены подвесными гирляндами. Боковые прясла аттика увенчаны карнизами, центральное прясло – неполным фронтоном, над которым установлен крест. Иконы, заключенные в тонкие профилированные рамы, над царскими вратами имеют арочную форму, остальные – прямоугольные. На карнизе первого яруса по сторонам центрального прясла установлены фигуры двух ангелов с рипидами. В аттике над карнизами боковых прясел – две резные барельефные композиции, составленные из атрибутов Ветхозаветной и Новозаветной церкви. Они имеют облачные основания и обрамлены лучами сияния. Во фронтоне и в сени над царскими вратами помешены изображения голубя в лучах сияния – символ Святого Духа. Прорезная орнаментика присутствует в оформлении царских врат и волют с розетками в основании второго яруса иконостаса. В декоре врат основные мотивы – гирлянда, венок и крестовая розетка. Сень над царскими вратами украшена узкой подвесной драпировкой и пальметтой.

http://sobory.ru/article/?object=01066

Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках - основанием для фронтонов, а на четверике - для высокого аттика . Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз , декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами , опирающимися на импосты , и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой. Внутреннее пространство собора четырёх столпное . Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой , угловые компартименты - крестовыми сводами , рукава креста имеют плоские перекрытия. Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в середине XIX века, на куполе, барабане и в парусах - в конце того же века. Вся живопись поновлялась в начале XX века. Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушённых тёплых тонах (коричневатых, тёмно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбелённых тонах выполнена в духе позднего академизма. В куполе изображен Господь Саваоф , в простенках барабана - апостолы и избранные святые , в нижней части барабана - четыре композиции на библейские сюжеты, в парусах - евангелисты . На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены архангел Михаил и сюжет " Похвала Пресвятой Богородицы " . Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок - гризайльные фигуры архангелов . Все композиции заключены в пышные псевдо барочные обрамления с картушами . Сохранилось паникадило 2-й половины XIX века. Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича - 7x13x26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, - из белого камня. Дверные проёмы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.

http://drevo-info.ru/articles/13676927.h...

Центральным произведением ансамбля Троицкой церкви было, несо­мненно, Распятие с предстоящими. Фигура Христа выполнена необык­новенно талантливым мастером, прекрасно обученным анатомии и всем тонкостям скульптурной моделировки. Формы массивного, «костистого» тела близки к академическим, но торс несколько удлинён, а конечности укорочены, что придаёт фигуре необыкновенную конкретность и индивидуальную выразительность. Характерен удлинённый, до крайности измож­дённый лик с глубоко запавшими глазами и приоткрытым ртом, тонким длинным носом и подчёркнутыми скулами. Борода и волосы вырезаны очень искусно, с большой тщательностью и, вместе с тем, очень дина­мично. Рельефы тела передаются условно. Так, грудная клетка моделиро­вана горизонтально расположенными «полосками» рёбер; живот втянут, мускулы обозначены прямыми длинными выступами. Необычен широкий набедренник, завязанный спереди и проработанный частыми параллель­ными складками. Главное, что поражает в измученном облике Христа, – выражение крайней скорби и безграничного страдальческого терпения… Предстоящие изображены в рост, с поднятыми к Распятию головами. Фигуры массивные, цельные. Лики однотипны — для них характерны пухлые щёки, выступающий вперёд подбородок и круглые глаза, при­крытые веками. На губах — лёгкая улыбка. Такой характерно пашийский физиогномический тип встречается во всех скульптурах этого комплекса. Технологические приёмы тоже повторяются. Внутри фигуры предстоя­щих — полые, одеяния имеют коробовую конструкцию и состоят из двух основных блоков: лицевой и оборотной частей. Изображения ликов и спин, от основания шеи до стоп,— накладные. Распятие с фигурами предстоящих укреплено на трёхступенчатом постаменте, расписанном «под мрамор». На лике, груди и ногах Христа изображены красные капли крови, на груди слева — порез. Такие детали более свойственны западноев­ропейским Распятиям. «Господь Саваоф» — особенное изображение. И не только потому, что оно помещалось в алтаре пашийского храма. Данный иконографический тип изображает Саваофа не по пояс, а в полный рост, не парящим в облаках, а сидящим на престоле, который скрыт под полами гиматия. Над головой Саваофа — треугольный нимб, символизирующий Святую Троицу. Обла­чение Саваофа состоит из длинного хитона, облегающего колени, и пыш­ного гиматия с загнутыми вперёд полами. Динамично обработанные, все объёмы несколько сплющены и заовалены, что придаёт формам живость и «эластичность», спорящую с ломкостью дерева. Композиция Христос в темнице (Христос в узах) — поистине уни­кальный памятник пермской храмовой пластики.

http://sobory.ru/article/?object=16980

«Мы держим коз, овец, стреляем куропаток, газелей и занимаемся грабежом». – «Ужели вы все грабители?» – «Да, все». – Все эти ответы даны были очень хладнокровно, замечает Портер, как будто араб говорил о самых обыкновенных вещах 238 . Конечно, еще более обыкновенным явлением были такие грабежи в то древнее время. Мадианитяне являлись в страну евреев и распоряжались всем их имуществом, как своим. Их потомки и теперь иногда тревожат Палестину. Весной 1857 года, говорит Л. Портер, я имел случай видеть нечто подобное этому набегу древних мадианитян и в том же самом месте, когда один шейх бедуинов, Акел-Ага, после погрома курдов в Гаттине, собрал своих людей и союзников, чтобы разделить между ними добычу. Они расположились по всей равнине, как саранча, их верблюды были бесчисленны, как морской песок. Когда я смотрел на их дикие фигуры, на эту беспорядочную армию и награбленную ими добычу, мне казалось, что я действительно вижу перед собой сцену, описанную в священной истории (Porter Handbook for Palestine, p. 346 по Vigouroux). «В наше время, говорит Стенли, никто не проходит по этой стране (около Ездрилона), кому-бы не пришлось видеть или, по крайней мере, слышать об атаках бедуинов, которые являются из соседних стран. В различных местах, у источников, в кустарниках, на горах, всегда можно видеть их шатры и дикие фигуры, которые всегда составляют предмет ужаса для тихого жителя города и беззащитного путешественника. Но то, что мы наблюдаем в настоящее время, составляет лишь миниатюрное изображение тех набегов, которые совершали бедуины в эпоху судей» 239 . По внешнему образу жизни они и теперь напоминают древних мадианитян. Их костюм остается тот-же, что за три тысячи лет назад. Их начальники одеваются в платья из пурпура; лошади и верблюды носят на шее цепи из золота или серебра, с украшениями на подобие серег 240 ; их женщины украшаются ожерельями и серьгами, которые иногда продевают в нос. Во время Гедеона мадианитяне делали набеги со своими семействами, как это и теперь делают иногда бедуины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010