Большинство исследователей символических толкований М. вслед за Амаларием Мецским ( Amalar. Lib. offic. II 24) развивают тему слез и покаяния: М. означает «век сей», полный страданий ( Ps.-Alcuin. De div. offic. 39//PL. 101. Col. 1243), в к-ром необходимо проливать слезы покаяния ( Robert. Paulul. De caerem. I 51//PL. 177. Col. 404), но также вместе с альбой может символизировать и радость встречающих Воскресшего Христа (со ссылкой на Пс 125. 5-6: Rupert. Tuit. De offic. div. II 23//PL. 170. Col. 54; ср.: Innocent. III, papa. De sacr. altar. myst. I 43//PL. 217. Col. 790); указывает на добрые дела, которые надо обязательно делать в этой жизни, и на исполнение ветхозаветной заповеди о тфиллин, данной в Исх 13. 16 ( Bruno Signiensis. Tractatus 3: De sacramentis ecclesiae//PL. 165. Col. 1107-1108); напоминает о бдении в ожидании Второго пришествия ( Innocent. III, papa. De sacr. altar. myst. I 59//PL. 217. Col. 795-796); указывает на буд. награду за добрые дела на Страшном Суде ( Durand. Rationale. IV 7. 4). Вероятно, с IX-X вв. М. стали изготавливать в паре со стóлой так, чтобы они полностью соответствовали друг другу по качеству ткани, размеру и украшениям (см., напр., М., изготовленные в нач. X в. по заказу кор. Эльфледы, жены Эдварда Старшего, для Фритестана, еп. Уинчестера; обнаружены в 1827 в гробнице св. Кутберта в Даремском соборе). Хотя еще в XI в. существовала традиция держать М. зажатым в руке (судя по фреске в нижней церкви базилики Сан-Клементе в Риме; ср.: Sicard. Mitrale. 2. 8//PL. 213. Col. 85), в течение XII в. М. окончательно перемещается на предплечье (ср.: Durand. Rationale. III 6. 1). Длина средневек. М. варьировалась от 0,5 до 1,3 м (классический тридентский вариант - ок. 90-100 см), ширина в среднем ок. 8-10 см (при этом концы часто бывают трапециевидной формы и шире основной части М.). Чтобы М. не спадал с руки, делались специальные шнурки или петли для крепления. Концы могли украшаться бахромой и даже небольшими колокольчиками. Многие М. богато расшиты и декорированы. Рубрика тридентского Римского Миссала предписывала в обязательном порядке лишь наличие изображения креста в середине М. При этом цвет М. должен был соответствовать празднику или периоду литургического года.

http://pravenc.ru/text/2561838.html

Личное письмо отличается упрощенностью, резким контрастом светлой карнации и притенений, графичностью, обобщенностью типов. Общая цветовая гамма яркая. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. В куполе изображены Св. Троица (новозаветная), ниже - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, в барабане - фигуры пророков, в парусах - 4 гимнографа (святые Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец, 4-я фигура повреждена). Основной ярус росписей на стенах образован фигурами святых в рост, среди к-рых большинство преподобные - молодые, с цветами в руках (имена утрачены), старцы (напр., Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Феодосий Великий, Нил, Арсений Великий, Антоний Великий). На северном своде нартекса представлены: на восточном склоне 4 сцены из апокрифического «Протоевангелия Иакова» («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Молитва Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иереи благословляют младенца-Богородицу»), на западном склоне - 4 сцены на сюжеты утренних воскресных евангельских чтений («Апостолы Петр и Иоанн у гроба воскресшего Христа», «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Явление Христа апостолам на море Тивериадском»). На юж. своде изображены евангельские притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О добром самаритянине» (на вост. склоне) и «О злых виноградарях», «О беспечном богаче» (Лк 12 16-21), «О богаче и бедном Лазаре», «О сеятеле» (на зап. склоне). В люнетах свода помещены: в южном - «Христос-лоза» в изводе, известном по иконам к-польского мастера 1-й пол. XV в. Ангелоса Акотантоса и его последователей; в северном - «Похвала Богоматери» с «Древом Иесеевым». Их композиции сходны, т. к. связующим элементом являются растительные мотивы - виноградная лоза и стилизованный процветший куст. Среди чинов святости, к-рые играют важную роль в росписях этой части храма, следует выделить образы пророков: их ростовые фигуры со свитками размещены в барабане, поясные - в композиции «Похвала Богоматери», пророки, припадающие на колени, также с хартиями в руках, изображены на арке входа в наос, на зап.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

2) Крест – знамя (знак) христианства. На кресте Господь Иисус Христос спас нас Своими страданиями от греха и вечной смерти. Антиминс 3) Евангелие – священная книга, в кохорой содержится повствование о жизни и учении Спасииеля нашего Иисуса Христа. 4) Дарохранительница – сосуд в виде гробницы или небольшого храма, в котором хранятся запасные Св. Дары – Тело и Кровь Господни – для причащения больных, а тот ковчег, в котором Св. Дары носятся на дом для причащения больных – называехся дароносицей. В левой стороне алтаря находится другой стол, покрытый одеждами. Этот стол называется жертвенником. Наставление о том, как должно прикладываться к Животворящему Кресту, святому Евангелию и св. иконам Дети! У нас есть благочестивый обычай во время службы и по окончании ее прикладываться (т.е целовать) к св. Кресту, Евангелию и иконам. Целованием мы показываем свою любовь к Богу, Его Пречистой Матери и угодникам. Пред целованием правильно, не спешно перекреститесь, сделайте глубокий поклон и затем прикладывайтесь (целуйте), но не в уста Господа и святых Его, а в руку или ногу, с чувством глубокого смирения и недостоинства. При этом, целуя святый крест или на евангелии изображение воскресшего Господа, говорите про себя: «Господи! помилуй меня грешного(ую), прикладываясь к икон Божией Матери говорите про себя: «Пресвятая Богородице! спаси нас»! а целуя икону святого говорите: «святителю отче (напр. Николае), или преподобне отче (напр. Сергие), или святый(ая) мучениче (напр. Трифоне, Варваро...) моли Бога о нас». Приближаясь для целования св. Креста, Евангелия или иконы, подходите спокойно, благоговейно. Наставление о том, как должны христиане входить в храм и вести себя во время Богослужения Дети! Входите в храм тихо, спокойно, не топайте и не стучите обувью. А войдя в храм, правильно, не спеша, перекреститесь и сделайте глубокий поклон, чииая молитву: «Боже, очисти мя грешного(ую), или «Боже, милостив будь мне грешному(ой). Затем, ставши на свое место, внимательно слушайте, что читается и поется, осеняя себя крестным знамением и делая большие и малые поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ирмос (именуемый в наст. время неправильно 1-м тропарем) воскресных тропарей на блаженнах посвящен теме покаяния и прощения разбойника, распятого одесную Спасителя, что обусловлено начальной фразой:       (слова разбойника - Лк 23. 42), поставленной перед стихами заповедей блаженств. Тропари на блаженнах посвящены Распятию и Воскресению, освобождению Адама, женам-мироносицам и апостолам; иногда и в них присутствует тема разбойников, распятых вместе со Христом (напр., во 2-м тропаре 1-го гласа:              ; в 5-м тропаре 5-го гласа:                ). Нек-рые из песнопений воскресных служб стали мелодико-ритмическими образцами-самоподобнами для составления др. песнопений: 1-я стихира на хвалитех 8-го гласа            , 3-я стихира на хвалитех 6-го гласа            , 1-й седален по 1-м стихословии 1-го гласа       и др. О В. И. Х. часто говорится и в евхологических текстах, особенно в текстах Божественной литургии: все анафоры так или иначе упоминают Страсти и Воскресение Господа (напр., в анафоре литургии свт. Иоанна Златоуста:            ); согласно принятому в наст. время в правосл. Церкви чину, сразу после Причащения священнослужители читают неск. песнопений пасхального последования ( «Воскресение Христово видевше» ; ирмос и тропарь 9-й песни канона), исповедуя этим, что сподобились приобщиться к Телу и Крови Воскресшего Спасителя. А. А. Лукашевич Иконография Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63 об.) Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63 об.) Отличается длительной по сравнению с др. праздничными иконами историей формирования. Особенностью ее развития является то, что ее лит. основа, сложившаяся в ранний период, не претерпела существенных изменений, а изображение на протяжении III-XVII вв. видоизменялось. Тексты Свящ. Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, лежащие в основе изображения В. И. Х., развивали одну и ту же тему победы воскресшего Христа над адом и смертью. Однако создание иконографии таинственного события, очевидцев к-рого на земле не было, представляло сложную задачу. В связи с тем что в Евангелиях нет описания В. И. Х., в раннехрист. искусстве оно изображалось символически через прообразы, содержащиеся в ВЗ, напр. в знамениях прор. Ионы (Мф 12. 40; 16. 4). Многочисленные композиции на эту тему известны с III в. Они сохранились в росписях катакомб III-IV вв. (Присциллы, Петра и Марцеллина, Претекстата, Майского кладбища, Джордани), в мозаиках собора св. Феодора в Аквилее (IV в.), на рельефах саркофагов. Подобная композиция встречается и в искусстве более позднего времени. Так, на миниатюре Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 157, сер. IX в.) изображение Ионы во чреве кита иллюстрирует текст: «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой».

http://pravenc.ru/text/155304.html

и Т. е. Яркое, красочное исполнение икон, лики с горящим румянцем, сочетание чистых тонов лазури, киновари, светлая, объемная живопись характерны для произведений этого периода (все - ГМИИРТ): «Арх. Михаил, с предстоящими» (посл. треть XVIII в.). На небольшой иконе «Вмц. Параскева Пятница» (посл. четв. XVIII в.) изображение святой помещено внутрь рамы рокайльных очертаний; влияние новых веяний стиля рококо проявляется на иконе «Собор апостолов» (1756), где расположенные на разных ярусах святые с атрибутами мучений напоминают фарфоровые фигурки. О создании иконостасных комплексов, сохраняющих приверженность европ. образцам, свидетельствуют иконы из праздничного чина с 2 сюжетами на одной доске - «Рождество Богородицы. Введение во храм» и «Сретение Господне. Богоявление» (2-я пол. XVIII в.). В сер.- 2-й пол. XVIII в. мастера повторяли иконные изводы, разработанные еще во 2-й пол. XVII в. московскими изографами, напр. «Спас Нерукотворный» (сер. XVIII в.), восходящий к иконам Симона Ушакова сер.- 2-й трети XVII в. Влияние укр. культуры сказывается в искусстве 1-й пол.- сер. XVIII в. Назначение в К. и Т. е. получают ряд выпускников Киево-Могилянской академии: Иларион (Рогалевский) (1732-1735), Лука (Конашевич) (1738-1755) и Вениамин (Пуцек-Григорович) (1762-1782). Возможно, что благодаря им мастера К. и Т. е. лучше узнали произведения зап. или укр. искусства, напр. гравюры («фряжские листы»). На нек-рых казанских произведениях появляются зап. мотивы: композиция «Коронование Богоматери» или сияние в виде языков пламени, окружающее фигуру воскресшего Христа на окладе Евангелия (1700, НМРТ). Не только сложные форматы икон (напр., трапециевидные), предназначенные для барочных иконостасов, но и выбор святых, напр. лики св. преподобных Печерских Феодосия, Антония и Никона на иконе из иконостаса (1-я треть XVIII в., ГМИИРТ) или характерный для малороссийских икон облик святой на храмовой иконе вмц. Варвары в одноименной церкви у Сибирской заставы (ныне территория Казани) (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Дальше, так как воскресение Иисуса Христа восстановляет нарушенный порядок мира и служит началом нового мирового порядка, то оно естественно стоит в параллели с творением мира, как воссоздание его. Представить отношение Ветхого и Нового Завета наглядно через сопоставление изображений из истории того и другого – это с самых древних времен составляло задачу искусства. С большей широтою являются эти параллельные изображения впервые во время Карла В. в церкви его дворца в Индельгейме, где противопоставлены 12 изображений из Ветхого Завета и 12 из Нового, хотя строгого соответствия между ними нет. Потом, на вратах в Гильдесгейме 1015 года, сделанных при еп. Бернварде, расположены параллельные изображения из Ветхого и Нового Завета в 16 полях попарно: на одном крыле идут изображения от создания жены до убийства Каином Авеля, на другом изображении от Благовещения до Воскресения, точнее, до явления Воскресшего Магдалине. Подобным же образом противопоставлены события из истории первых людей и из жизни Иисуса Христа по сторонам портала церкви св. Зенона в Вероне из второй половины XII века. К этому параллелизму лиц присоединяется еще параллелизм учреждений Ветхого и Нового Завета, синагоги и церкви, которые олицетворялись в виде женских фигур: как в миниатюрах свящ. книг они являются по ту и другую сторону Распятого, так в XII и XIII в. они располагаются по сторонам церковного портала в виде статуй, напр., на северном портале собора в Бамберге, на западном портале св. жен в Трире и на южном портале Страсбургского Мюнстера. Но на самом важном месте наружной стороны храмов, в середине над порталом, в это время помещаются изображения, занимавшие прежде первое место внутри храма: это – Иисус Христос во славе, потом Иисус Христос на кресте и, особенно, Богоматерь с младенцем Иисусом. Изображение Иисуса Христа во славе, помещавшееся издавна уже внутри храмов на главной стене, и в это время помещается там же. Снаружи Иисус Христос, сидящий на престоле между Богоматерью и святым, представлен в мозаическом изображении еще из конца X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Манна была сокрыта от взоров и не иначе, как по отверзтии кивота, могла быть видима: блаженство во Христе есть тайна для верующих, и оно откроется только тогда, когда узрим Господа лицем к лицу ( 1Ин. 3:2 ). Манна хранилась в ковчеге всегда и не подвержена была повреждению: вечное блаженство во Христе есть такое сокровище, которого ни червь, ни тля тлит ( Мф. 4:20 , Лк. 12:33 ). Кивот Завета покрыт был златым очистилищем, и над ним устроены были херувимы с распростертыми крылами. Иисус Христос есть очищение (λασιρηον) грехов наших и покровение наших неправд. ( Рим. 3:25 , 2Кор. 5:19 ) 353 Очистилище в день очищения было окропляемо кровию, при чем первосвященник испрашивал от Бога прощение грехов себе и всему народу ( Лев. 16:14–18 ): так всякий, прибегающий с верою к Господу, пострадавшему и воскресшему, получает оставление грехов. ( Кол. 1:14 ) Очистилище изображало престол Иеговы, с которого изрекал Он Свои повеления народу, и к которому народ обращался с молитвою (Иис. Нав. 7:6 , 1Цар. 3:15 ): верующие с дерзновением могут приступать к престолу благодати, да милость приимут и благодать обрящут во благовременную помощь 354 , ( Евр. 4:16 , Ин. 14:14–15, 16:16, 23:24 ) Изображение Херувимов над очистилищем означает как служение всего воинства небесного Царю царей, Господу Иисусу ( Евр. 12:22 , Апок. 9:11 , Дан. 3:54, 7:10 ), так и то, что Ангелы желают приникнути (παρακψαι) в тайны царствия Христова. ( 1Петр. 1:12 ) 355 Б. Храм Соломонов Храм Соломонов, по своим принадлежностям, совершенно сходен с Скиниею, и отличается от нее только неподвижностию, обширностию и великолепием. Посему, нет нужды объяснять составные части храма; следует только заметить некоторые особенности в его устроении. Что храм иерусалимский был образом таин новозаветных, – это видно из Писаний Ветхого и Нового Завета. Когда Пророки предрекали о будущей славе Христовой Церкви, – они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова, как образа Церкви Христовой. Напр. в видении Иезекииля гадательно изображается слава Храма новозаветного именно под образами, взятыми с храма иерусалимского (гл. 41–44, слич. Захар. 6:12–13 ). Еще в предречении Пророка Нафана, данном Давиду, – что Соломон, сын его, созиждет дом имени Иеговы ( 2Цар. 7:13 ), – можно видеть указание на устроение Христом Церкви новозаветной, тем более, что и пророчество содержит в себе черты, относящиеся к Мессии, и Соломон был образом Спасителя. Сам Иисус Христос, предрекая о Своей смерти и воскресении, указует на храм иерусалимский, как образ церкви тела Своего ( Ин. 2:19, 21 ) 356 . Апостолы, говоря о Церкви Христовой, употребляют слова: ικος Θεο, νας Θεο ( 1Тим. 3:15 , 1Кор. 3:16, 17 и т. п.); a сии выражения указуют на единственный храм народа иудейского – храм иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

триумфальной арки. Над алтарями каролингских базилик часто помещались деревянные резные Распятия (не сохр.). Сцены из жизни царя Давида и прор. Иеронима. Рельефные пластины оклада Псалтири Дагульфа. Ок. 790 г. (Лувр, Париж) Сцены из жизни царя Давида и прор. Иеронима. Рельефные пластины оклада Псалтири Дагульфа. Ок. 790 г. (Лувр, Париж) Больше всего сохранилось окладов из слоновой кости (их ок. 180). Стилистически они связаны с произведениями книжной миниатюры, вышедшими из разных скрипториев. Так, композиции придворной школы восходят к античным и раннехрист. консульским диптихам (оклад Евангелия из Лорша с изображением воскресшего Иисуса Христа, попирающего льва и змия, с предстоящими ангелами; Ватиканская б-ка (Vat. Palat. lat. 50), ок. 830). Св. Вера из Конка. Реликварий. Кон. IX–X в. (сокровищница аббатства Конк) Св. Вера из Конка. Реликварий. Кон. IX–X в. (сокровищница аббатства Конк) Часть окладов придворной школы восходит к повествовательным сценам в римском историческом рельефе-панно (напр., оклад Псалтири Дагульфа с 4 сценами из жизни прор. Давида и блж. Иеронима Стридонского; Лувр, ок. 795). Дж. Бекуит ( Beckwith. 1974) сравнивает оба типа окладов с рельефами трона еп. Максимиана из Равенны (Архиепископский музей в Равенне, сер. VI в.). Для произведений реймсской школы были характерны многофигурные композиции со сценами, размещенными в гористом пейзаже, наподобие миниатюр из Утрехтской Псалтири, к-рые восходят в свою очередь через посредство раннехрист. рукописей к аналогичным пейзажам в рим. монументальной живописи (оклад с Распятием (ок. 870), позднее украсил «Книгу перикопов» герм. имп. Генриха II ; Monac. Clm 4452). К кон. IX в. относятся оклады работы мастера Туотилона из Санкт-Галлена, в к-рых наряду с фигуративными композициями широко используются орнаменты рим. типа в виде завитков аканфа (оклад со сценами из Жития св. Галла, орнаментальный диптих; сокровищница монастыря Санкт-Галлен, ок. 900). Встречаются и золотые рельефные оклады, украшенные жемчугом и драгоценными камнями (оклад «Золотого кодекса» из аббатства Санкт-Эммерам в Регенсбурге; Monac.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Они, напр., думают, что Христос верил в изгнание бесов, разделяя ошибочные мнения своего времени. Эти идеи Он усвоил как составную часть воспринявшего им человечества. Dr. Гор думает, что в научных вопросах И. Христос не был осведомлён более своих современников: Он задерживал, погашал в себе своё божественное самосознание с тем, чтобы на самом деле войти в опыт людей. Как и все палестинские раввины, Он не мог различать, напр. исторических ошибок писателей ветхозаветных книг. Иногда, правда, Он учил как всеведущее Существо, знаменуя тем, что в нём жила полнота божества телесно. Но когда Он говорил, напр., – о пребывании Ионы во чреве китове, Он говорил, по мнению нео-англикан, только как простой человек, продукт известной эпохи и среды. Нео-англикане противопоставляют лик Христа исторического, изображаемого синоптиками и лик Христа, постигаемого верой – воскресшего, прославленного, – лик, окружённый ореолом божества по изображению четвёртого евангелиста и кристаллизованный в догматах церковных. Логос – это только гипотеза, по их мнению, – понятная, если принять во внимание современные возникновению её философские течения. Но мы ошиблись бы, если бы сказали, что. они считают Христа божественного продуктом воображения. „В картинах кроме красок и полотна мы находим красоту; в евхаристийных элементах находим кроме хлеба и вина Тело и Кровь Христа; так и в тайне воплощения мы находим Божество по откровению Его в земной человеческой жизни И. Христа“. – „Если разрезать картину, в ней ничего не окажется кроме красок и полотна“. Точно также, говорят нео-англикане, под ножом исторической критики жизнь И. Христа есть обычная человеческая жизнь, обычная человеческая история. Историк не видит и не должен видеть в И. Христе ничего чудесного, никакого сверхъестественного самосознания и знания, хотя для —355— веры того же историка И. Христос есть откровение природы Божества, воплотившийся Сын Божий: предмет религиозной веры и предмет науки вовсе не совпадают. Но это вовсе не значить, что предмет религиозной веры, как и сама вера – не реальны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы имеем в настоящее время целый ряд таких по отношению к эмпирической науке априорных концепций истории христианства: церковную, в частности православную и католическую, разных оттенков протестантскую, марксистскую (Kalthof, Kautskv, Mauerbrecher), пантеистическую (Древс), просветительскую (большинство сравнительных мифологистов), в последнее время даже психиатрическую. Было бы поучительно иллюстрировать эту мысль на сравнительном анализе изображения какой-либо исторической эпохи при различных конфессиональных предпосылках, – таким experimentum crucis легко могло бы послужить, напр., раннее христианство. В зависимости от разных предпосылок определяются здесь не только проблемы, но нередко и факты. Ведь основной вопрос христианства – о Сыне Человеческом – решается не научными средствами и даже за пределами науки, как и основное событие евангельской истории – воскресение Христа – принимается или отвергается также по соображениям религиозной метафизики, а не исторической критики. А тем или иным воззрением предопределяется уже путь и чисто научного исследования и истолкования истории первохристианства. При одном понимании начало его приурочивается к явлениям Воскресшего и факту воскресения, при другом – история эта начинается от пустого места, которое надо чем-нибудь заполнить, и всякий, прикосновенный к соответствующей литературе, знает, сколько усилий ума и учености употребляется для разрешения возникающих при этом проблем, какую роль, напр., играет в современной экзегетике чудобоязнь и желание во что бы то ни стало, не мытьем, так катаньем, критикой текстов или ухищренным истолкованием их, устранить чудеса из Евангелий. В оправдание таких действий считается достаточным указание, что то или иное не соответствует „moderne Weltanschauung“, т.е. совокупности определенных философских идей, выражающих собой это „современное мировоззрение“. Но что во всем этом нет ничего бесспорного, показывает хотя бы следующий пример: в современном протестантском богословии, в котором господствует Кант чрез школу Ричля, с его рационализмом и чудобоязнью, в самые последние годы появилось новое направление, называющее себя также modern, но modern-positiv (Грютцмахер, Гунцингер, Кропачек и др.), которое разделяет все основные догматы церковного христианства, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010