18. Если бы мы не существовали в теле, и кто-нибудь стал говорить нам, что из малой капли человеческого семени могут образоваться кости и жилы и плоть, как мы это видим: то что могло бы показаться более этого невероятным для размышляющего человека? Будем говорить предположительно. Положим, что вы не существовали бы в настоящем виде своем и не родились от таких родителей, как ваши: если бы кто показал вам семя человеческое и изображение вида человеческого, и стал утверждать, что из того самого произошло такое существо, то поверили ли бы вы этому, не увидев на самом деле? Никто, думаю, не решился бы отрицать (что он не поверил бы). Таким же образом и ваше неверие происходит от того, что вы еще не видали воскресшего мертвеца. Но как прежде не поверили бы вы, что из малой капли можно сделаться вам такими, как вы, и однако ж видите, что это делается: таким же образом судите, что и человеческие тела, разрушившиеся и обратившиеся в землю на подобие семян, могут, по Божию повелению, в свое время воскреснуть и облечься в нетление. Я не могу сказать, какое же достойное Бога могущество приписывают Ему те, которые говорят, что всякая вещь обращается в то, из чего произошла, и что сверх этого сам Бог не может ничего более сделать: но то вижу, что они не поверили бы, чтобы возможно было когда-нибудь им сделаться такими, какими видят и самих себя, и весь мир, и из таких веществ. Посему мы за лучшее почитаем верить и тому, что невозможно для нашей природы и для людей, нежели подобно другим быть неверующими: ибо знаем, что и учитель наш Иисус Христос сказал: «Невозможное человекам возможно Богу» ( Мф 19.26 ) и также сказал: «Не бойтесь убивающих вас и после не могущих ничего более сделать; а бойтесь того, кто по убиении и душу, и тело может ввергнуть в геенну» ( Мф 10.28 ). Геенна есть место, где будут мучиться неправедно жившие и не хотевшие верить, что сбудется то, чему научил Бог через Христа. 19. 20. И Сивилла и Истасп говорили, что тленные вещи будут истреблены огнем. А так называемые стоические философы утверждают, что и Сам Бог разрешится в огонь, и после такой перемены, говорят, снова произойдет мир. Мы же думаем, что Бог , Творец всего, превосходнее вещей изменяемых. Итак, если мы иное утверждаем согласно с уважаемыми у вас поэтами и философами, а другое – полнее и достойнее Бога, нежели они, и притом мы одни имеем доказательство: то почему так несправедливо ненавидят нас более всех? Когда говорим, что все устроено и сотворено Богом, то окажется, что мы высказываем учение Платоново; когда утверждаем, что мир сгорит, то говорим согласно с мнением стоиков; и когда учим, что души злодеев, и по смерти имея чувствование, будут наказаны, а души добрых людей, свободные от наказания, будут жить в блаженстве, то мы говорим тоже, что и философы. Утверждая, что не должно поклоняться делу рук человеческих, мы говорим тоже, что Менандр комик и другие подобных же мыслей: они говорили, что художник выше произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

2–3. Евангелист и дееписатель говорит, что первое его слово обнимает жизнь Иисуса Христа от ее начала до того дня, в который Он вознесся, дав повеления апостолам. Это была последняя воля, последнее завещание Иисуса Христа Своим апостолам. В чем состояло это завещание, дееписатель ближе здесь не определяет. Из последующего (ст. 4 и далее) видно, что оно ближайшим образом относилось к исполнению обетования Христова над апостолами о ниспослании на них Духа Святого, ради чего они должны были неотступно пребывать в Иерусалиме, где имело последовать исполнение этого обетования. Кроме того, последнее завещание Господа касалось вообще дела апостолов, как свидетелей Иисуса Христа и проповедников Его Евангелия (ср. ст. 8–9), так что деятельность апостолов, изображенная в книге Деяний, является перед нами как исполнение ими этой последней воли Господа. Эти повеления апостолам Господь дал, по замечанию дееписателя, чрез Духа Святого. Продолжение дела Христова на земле по вознесении Его на небо есть дело преимущественно Бога Духа Святого. Поэтому сии повеления Господа были в то же время и повелениями Духа Святого, имевшего скоро снизойти на апостолов и действовать в них и чрез них ( Ин. 14, 16–17, 26; 16, 13–15 ). Люди, которым Господь возвестил последнюю Свою волю, были избранные Им Самим апостолы, пред которыми Он, страдавший и умерший, вполне убедительно доказал Себя живым, в продолжение сорока дней по Своем воскресении являясь им и говоря о Царствии Божием. Великое назначение было апостолов: они должны были быть столпами Церкви Христовой, провозвестниками миру слова и дела Христова. Поэтому Сердцеведец Господь из числа многих Своих последователей избрал самых достойнейших, и они были с Ним с самого начала Его общественного служения, знали каждый шаг Его жизни, каждое Его слово ( Ин. 15, 27 ; ср.: Деян. 1, 21–22 ). Однако же и они были люди своего народа и своего времени. И вот, когда неожиданно для них Господь их и Учитель пригвожден был к позорному кресту и умер, веру их покрыла такая мгла, что душевное их состояние достойно было сравниться с состоянием находящейся в муках рождения женщины ( Ин. 16, 20–21 ). Эту мглу с их духовных очей могли снять только самые убедительные факты, которые бы самым решительным образом засвидетельствовали пред ними воскресшего, вечно живого Христа; только при фактическом убеждении могли быть благоплодны для них наставления, поучения. И вот воскресший Христос в продолжение сорока дней является им, со многими верными доказательствами свидетельствуя истину Своего воскресения. Теперь они делаются способными принять и усвоить наставления Господа, что так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою, как предсказано Моисеем и другими ветхозаветными пророками и как неоднократно предсказывал им во время жизни Своей и Сам Господь. Поэтому Спаситель, являясь им по Своем воскресении, беседовал с ними о Царствии Божием. 2. Вознесение Иисуса Христа на небо (1, 4–11)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

2Фес.2:3–4 . «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Объясн. Здесь слово «сядет» не означает чувственного сидения. Известно из Предания, что антихрист свой образ поставит во всех церквах и будет требовать себе от людей поклонения. Значит, сам антихрист не будет находиться и сидеть в каждой церкви. Стало быть, выражение «сядет» употреблено в смысле господствующего управления. Антихрист о Боге богов станет говорить хульное: Дан.11:36 . Ни одного из указанных признаков нельзя приписать кому-либо другому, как только антихристу. Откр.13 глава представляет изображение антихриста. Объясн. Старание еретиков найти здесь черты, которые можно было бы отнести к установлениям Православной Церкви, столько же напрасно, сколько и кощунственно. Антихрист, по изображению Тайновидца, будучи слугой сатаны, который для обольщения людей облекается в образ светлого ангела, будет иметь некоторые черты внешнего сходства с Христом. Подобно умершему и воскресшему Христу, он будет смертельно ранен, но рана его, на удивление всей земли, исцелеет: ст.3. Лжепророк антихриста устроит то, что образ зверя будет творить и действовать, как одушевлённый разумным духом: ст.15, устроит он также и то, что не имеющие начертание зверя не вправе будут ни покупать, ни продавать, иначе говоря, лишены будут всяких гражданских прав: ст.17. Об апокалипсическом звере Откр.13:1–2 . «И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть». Объясн. По изъяснению самого Иоанна: Ин.17:9–10 , этот зверь есть Рим, расположенный на 7 холмах, и его 7 императоров (конечно, первых: Август, Тиверий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Виттелий). Римская Империя в своей борьбе с христианством как бы получала себе силу от самого дьявола ( А.Иванов , Обозр. Апокал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

800 Молились за умерших не только в день их погребения, но также в третий, девятый и сороковой день после их кончины. 801 О таинстве Крещения в Постановлениях апостольских В Постановлениях апостольских упоминается о главных таинствах христианских. Крещение 802 считается таинством, изглаживающим грехи, кроме того, оно есть посвящение в христианство. Сначала епископ помазывал крещаемого освященным елеем, потом крестил его в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Диакон извлекал из воды крещеного, если это мужчина, а диаконисса – если женщина; затем епископ помазывал его освященным елеем, смешанным с благовониями и именуемым миром. 803 Вода при крещении считалась изображением погребения христианина во Христа. Елей означал освящение новокрещаемого Духом Святым. Знамение крестное, на него полагаемое – крест, который он обязуется нести по примеру Спасителя, а миро служило ему запечатлением или утверждением в исповедании веры. Это утверждение всегда сопровождало крещение. 804 Оглашенного, 805 прежде чем допустить в крещении, поучали. Когда же он приступал к крещению, то его спрашивали о его верованиях и он отвечал: «отрекаюсь сатаны и всех дел его, всего велелепия его и служения ему, всех ангелов его, всей силы его и всего владычества его». Затем он делал знамение крестное и говорил: «сочетаваюся Христу, верую в Него и крещаюся во имя единого вечного, единого истинного и всемогущего Бога Отца, Творца и Вседержителя всей твари, от Него же все исходить; и во имя Господа Иисуса Христа, Сына единородного, первородного всей твари, прежде век рожденного, а не сотворенного по воле Отца, Им же сотворено все на небесах и на земли, все видимое и невидимое; в последние дни сошедшего с небес, воплотившегося и рождшагося от Святыя Девы Марии, жившего свято, по закону Бога Отца Своего, распятого при Понтии Пилате, ради нас умершего и воскресшего в третий день после страданий, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и грядущего со славою при конце мира судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   14. А все это говорит он для того, чтобы плененному человеку стало очевидно, что не следует много думать о своих силах. Вот почему обличает он иудеев, горделиво хвалившихся якобы [исполненными] делами закона, хотя вожделение увлекало их ко всему недозволенному, в то время как закон, которым хвалились они, говорит: «Не пожелай». Поэтому вот как со смирением надлежит говорить человеку побежденному, осужденному, плененному; наконец, не победителю благодаря полученному закону, но скорее преступнику; вот как со смирением надлежит ему взывать: «Несчастный я человек! Кто меня избавит от тела этой смерти? Благодать Божия через Иисуса Христа, Господа нашего» (Рим.7:24—25) . Ибо в этой смертной жизни свободное решение не для того служит, чтобы исполнил человек правду, когда захочет, но для того, чтобы в слезной и благочестивой молитве обратился он к Тому, с помощью Чьего дара может он исполнить ее. Объяснение мест, на основании которых может показаться, что закон — зол. Закон не господствует над теми, кто под благодатью (§ 15)    15. Поэтому, принимая во внимание всю ту последовательность апостольской речи, которую мы разобрали, всякий, кто полагает, что апостол считает закон злым, поскольку говорит: «Закон пришел, чтобы умножилось преступление» (Рим.5:20); и: «Служение смерти в буквах, изображенное на камнях» (2Кор.3:7); и: «Сила греха закон» (1Кор.15:56); и: «Вы умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых»; и: «Страсти греховные, происходящие посредством закона, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне... мы освободились от закона, в котором содержались как мертвые, чтобы служить в новизне духа, а не в ветхости буквы» (Рим.7:4—6) и прочее, что находим мы сказанным апостолом в этом смысле, пусть заметит, что сказано так, поскольку закон увеличивает пожелание запрещением и связывает виновного преступлением, приказывая то, что люди по немощи не способны исполнить, если не обратятся благочестиво к благодати Божией; и потому называются пребывающими под ним те, над кем он господствует, а господствует он над теми, кого наказывает; наказывает же всех преступников. Ведь те, кто получили закон, преступают его, если только при помощи благодати не станет для них возможным [исполнить] то, что он повелевает. И потому закон не господствует над теми, кто пребывает уже под благодатью, ибо они исполняют его любовью, хотя и были они осуждены, [находясь] под властью его страха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2777...

а) блаженный Августин . Через Адама согрешило все человечество. На всем человечестве лежит ответственность за грех прародителя б) «Тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили» (перевод еп. Кассиана). Смерть стала уделом всех людей потому, что каждый человек согрешил «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (5:20) Крещение – участие в смерти и Воскресении Христа (6:2 – 7:6) 1. В крещении человек умирает для греха, чтобы жить для Бога Крещение (βαπτξω) – погружаю) символизирует погребение вместе со Христом. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть» (6:4) Соединяясь со Христом в подобии Его смерти, мы будем соединены и подобием Его Воскресения. «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть (соединены) и (подобием) воскресения» (6:4 – 5) Рим. 6:3 – 11 читается во время чинопоследования Таинства Крещения. 2. Рабство греху и рабство праведности Человек может быть или рабом греха, или рабом праведности а) рабство греху – предание «членов греху в орудия неправды» (ст. 13) б) рабство праведности – послушание «тому образу учения, которому предали себя» (ст. 17) «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – Жизнь вечная» (ст. 22) 3. Освобождение от закона В крещении – смерть для закона. Пример с супругами: После смерти мужа жена освобождается от закона замужества (7:2). Освободившись от закона, мы теперь можем «принадлежать другому, Воскресшему из мертвых», т. е. Христу (7:4) Так как новым супругом является Христос, умерший и Воскресший, то и жена должна быть изображена как умершая, чтобы потом, по своем Воскресении, соединиться с воскресшим Христом. Это союз, заключенный как бы по ту сторону гроба (Лопухин) III. Жизнь под законом как бессилие человека в отношении добра (7:7 – 25) 1. Закон и сила греха а) закон открывает людям, что желания, которые они прежде полагали невинными, на самом деле греховны: «Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил – не пожелай» (7:7)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а) блаженный Августин . Через Адама согрешило все человечество. На всем человечестве лежит ответственность за грех прародителя б) «Тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили» (перевод еп. Кассиана). Смерть стала уделом всех людей потому, что каждый человек согрешил «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (5. 20) Крещение – участие в смерти и Воскресении Христа (6. 2 – 7.6) В крещении человек умирает для греха, чтобы жить для Бога Крещение (βαπτζω – погружаю) символизирует погребение вместе со Христом. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть» (6.4) Соединяясь со Христом в подобии Его смерти, мы будем соединены и подобием Его воскресения. «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения» (6.4–5) Рим 6. 3–11 читается во время чинопоследования Таинства Крещения. Рабство греху и рабство праведности Человек может быть или рабом греха, или рабом праведности а) рабство греху – предание «членов греху в орудия неправды» (ст. 13) б) рабство праведности – послушание «тому образу учения, которому предали себя» (ст. 17) «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (ст. 22) Освобождение от закона В крещении – смерть для закона. Пример с супругами: после смерти мужа жена освобождается от закона замужества (7.2). Освободившись от закона, мы теперь можем «принадлежать другому, Воскресшему из мертвых», т. е. Христу (7. 4) Так как новым супругом является Христос, умерший и воскресший, то и жена должна быть изображена как умершая, чтобы потом, по своем воскресении, соединиться с воскресшим Христом. Это союз, заключенный как бы по ту сторону гроба (Лопухин) Жизнь под законом как бессилие человека в отношении добра (7. 7–25) Закон и сила греха а) закон открывает людям, что желания, которые они прежде полагали невинными, на самом деле греховны: «Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил – не пожелай» (7. 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

богач хотел, чтобы Авраам послал умершего Лазаря к его братьям для вразумления их. Но «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, т.е. писания их; пусть слушают их. А богатый говорит: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:29–31 ). Как многие из людей и ныне не верят в мучения адские по смерти! Они тоже думают и говорят, что думал и говорил в свое время богатый и роскошный весельчак: кто там был, чтобы сказать нам, что есть мучения адские? Нет мучений; здесь конец всем наслаждениям и мучениям; после смерти нет ничего. Как и ныне многие желали бы, чтобы кто-либо воскрес из мертвых и засвидетельствовал, что есть страшное место мучения грешникам! Они не верят Самому Богу –Спасителю, свидетельствующему нам о том в Евангелии, не верят Апостолам, Святым богоносным Отцам, и воображают, что поверили бы воскресшему мертвецу! Но это невозможно: и воскресшего они сочли бы за призрак, за мечту воображения, и тоже не поверили бы. Итак, читайте, братия, слово Божие, слушайте, умудряйтесь и спасайтесь. Евангелие есть слово Самого Бога: «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из него: все исполнится» ( Мф.5:18 ). Посещайте храм Божий усердно; воспитывайте здесь свои души для Царствия Божия; ибо храм есть питомник душ, училище христианского благочестия; будьте усердны на всякое доброе дело; побеждайте грехи, исправляйтесь; благоукрашайтесь незлобием, милосердием, сострадательностью, воздержанием, чистотой и целомудрием; и при кончине жизни не останетесь в стыде, и по смерти не будете преданы мукам, и почиете на лоне праотца, или больше – будете со Христом, как сказал Господь покаявшемуся разбойнику благоразумному: «днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:43 ). Аминь. 17. Слово в неделю 22-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии, возлюбленные братья и сестры, изображено Самим Господом нашим Иисусом Христом видимое неравенство состояния и жизни людей в здешней, временной жизни и сообразно тому – неравенство участи людей в другой, загробной жизни, конца не имеющей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В более позднем богословии в качестве пояснительной аналогии стали употреблять пример с магнитом и железною стружкой: как бы хаотично она ни распределялась по поверхности, но если поднести к ней мощный магнит, она враз соберется на нём и совокупится. Собственно, о взыскании крови от всякого зверя знал уже Ной. Об этом ему сообщил Вседержитель: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя» ( Быт. 9:5 ). Поскольку зверь не имеет нравственного чувства, постольку речь в данном стихе может интерпретироваться не столько как предостережение от наказания, сколько как обещание о возвращении потребленных им элементов в состав соответствующих человеческих тел. Иоанн Богослов созерцал сцену отдания водами моря содержащихся в них мертвецов: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем» ( Откр. 20:13 ). Но ведь и утопшие, и нарочито захороненные в море тела подвергаются (преимущественно) поеданию их обитателями водных глубин. Значит и элементы всех этих тел силою Божьей вернуться туда, куда должно: каждый элемент в своё тело. Удостоверяя читателей в возможности восстановления тел из элементов действием всеведущего и всемогущего Творца, некоторые церковные писатели добавляли, что и сама душа не теряет связь с элементами родного ей тела, как бы ни разбросал их по миру круговорот веществ; и при благодатном содействии свыше душа способна соединить их в единый состав. Важнейшим подтверждением того, что воскресшее тело будет не заново созданным, то есть чужим, а тем самым, которым душа управляла до отлучения от него, подтверждается фактом наличия язв на теле Воскресшего Искупителя. Так Господь, желая удостоверить Фому в том, что перед ним предстоит именно Он, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» ( Ин. 20:27 ). Несмотря на кажущуюся трудность решения задачи по воскресению мертвых, актом всесильного Божьего волеизъявления оно осуществится достаточно быстро . Земля содрогнётся, гробы отверзутся, море всколыхнётся, и все люди живыми предстанут на Суд (в иконографии Страшного Суда эта идея подчеркивается изображением зверей, рыб, чудищ, извергающих из пастей человеческие останки).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В заключение обзора трудной главы 17 еще раз задумаемся над тем, почему эсхатологический противник Христа, то есть антихрист, выступает в образе восставшего из бездны Нерона, чему способствовала, как мы видели, известная легенда о Нероне воскресшем? Дело а том, что даже после смерти Нерона память о его порочности, о его гонениях на христиан продолжала жить. В антихристе, новом Нероне, Иоанн видит возрождение всего самого безнравственного, безумного и жестокого, что может нести в себе необузданное человеческое властолюбие, власть, стремящаяся к абсолютности, желающая занять в умах и сердцах людей место бога. Таких примеров в истории мы знаем множество. И все эти «земные боги», предтечи антихриста, какие бы «чудеса и знамения» своего величия ни творили, сколько бы миллионов поклонников они ни имели, какой бы восторг толп ни вызывали, сколько бы стран и народов ни покорили, сколько бы людей ни погубили, – все эти «земные боги» неизбежно заканчивали свой путь крахом и поражением их дела. Но люди – таковы уж они – вновь и вновь ищут себе новых антихристов, новых богов на земле. И так будет, как говорит нам Апокалипсис, до скончания века сего, до пришествия последнего антихриста. Б. Гибель Вавилона (18:1–24) Следующая глава Апокалипсиса написана в форме, типичной для ветхозаветных пророческих книг. Это так называемая «Песнь гибели», песнь гибели города Рима, изображенного в символическом образе Вавилона. а) Весть о гибели Рима ( Откр.18:1–3 ) 1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. 2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, 3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. Ангел, провозглашающий падение и гибель Вавилона, приходит в сиянии славы Божьей, которая осветила всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010