триумфальной арки. Над алтарями каролингских базилик часто помещались деревянные резные Распятия (не сохр.). Сцены из жизни царя Давида и прор. Иеронима. Рельефные пластины оклада Псалтири Дагульфа. Ок. 790 г. (Лувр, Париж) Сцены из жизни царя Давида и прор. Иеронима. Рельефные пластины оклада Псалтири Дагульфа. Ок. 790 г. (Лувр, Париж) Больше всего сохранилось окладов из слоновой кости (их ок. 180). Стилистически они связаны с произведениями книжной миниатюры, вышедшими из разных скрипториев. Так, композиции придворной школы восходят к античным и раннехрист. консульским диптихам (оклад Евангелия из Лорша с изображением воскресшего Иисуса Христа, попирающего льва и змия, с предстоящими ангелами; Ватиканская б-ка (Vat. Palat. lat. 50), ок. 830). Св. Вера из Конка. Реликварий. Кон. IX–X в. (сокровищница аббатства Конк) Св. Вера из Конка. Реликварий. Кон. IX–X в. (сокровищница аббатства Конк) Часть окладов придворной школы восходит к повествовательным сценам в римском историческом рельефе-панно (напр., оклад Псалтири Дагульфа с 4 сценами из жизни прор. Давида и блж. Иеронима Стридонского; Лувр, ок. 795). Дж. Бекуит ( Beckwith. 1974) сравнивает оба типа окладов с рельефами трона еп. Максимиана из Равенны (Архиепископский музей в Равенне, сер. VI в.). Для произведений реймсской школы были характерны многофигурные композиции со сценами, размещенными в гористом пейзаже, наподобие миниатюр из Утрехтской Псалтири, к-рые восходят в свою очередь через посредство раннехрист. рукописей к аналогичным пейзажам в рим. монументальной живописи (оклад с Распятием (ок. 870), позднее украсил «Книгу перикопов» герм. имп. Генриха II ; Monac. Clm 4452). К кон. IX в. относятся оклады работы мастера Туотилона из Санкт-Галлена, в к-рых наряду с фигуративными композициями широко используются орнаменты рим. типа в виде завитков аканфа (оклад со сценами из Жития св. Галла, орнаментальный диптих; сокровищница монастыря Санкт-Галлен, ок. 900). Встречаются и золотые рельефные оклады, украшенные жемчугом и драгоценными камнями (оклад «Золотого кодекса» из аббатства Санкт-Эммерам в Регенсбурге; Monac.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Богоматерь на престоле. Роспись притвора кафоликона мон-ря прп. Григория. 1768–1779 гг. Богоматерь на престоле. Роспись притвора кафоликона мон-ря прп. Григория. 1768–1779 гг. На сев. стене доминирует композиция «Восстановление иконопочитания» с процессией, несущей образы Христа и Богоматери. Рядом - сюжеты из ВЗ: «Прор. Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама». Сев., вост. и юж. стены притвора опоясывает ряд житийных изображений покровителя храма свт. Николая, чей тронный образ помещен над центральной дверью, ведущей из притвора в основной храм. Всего представлено 12 сцен: сокрушение идолов, избавление невинных от смерти, явление во сне царю и эпарху, спасение утопающего на море и возвращение ему жизни, спасение моряков от бури, помощь отцу 3 бедных девиц, исцеление больных, принятие даров от имп. Константина Великого; над юж. и сев. дверями, ведущими в наос,- композиции «I Вселенский Собор» с эпизодом «заушения» свт. Николаем Ария и «Воздвижение Креста», где свт. Николай представлен 1-м во 2-м ряду слева; цикл завершает «Успение свт. Николая». В нижнем ярусе росписи по сторонам центральной двери в храм помещены тронные изображения Христа и Богородицы с Младенцем. На сев. и юж. стенах - образы преподобных, в т. ч. великих пустынников: Онуфрия, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Афанасия и Петра Афонских, Кириака Отшельника, Анастасия, Герасима, прп. Пахомия с ангелом (более поздняя фреска зап. письма), Павла Фивейского, Моисея Мурина, ктиторов обители Григория Нового и Иоакима Макригениса (без нимба), держащих в руках макет мон-ря, Пимена Великого, Харитона и Стефана Исповедника. На зап. стене - композиция «Страшный Суд». Ее центральная часть - «Поклонение Этимасии» - подписана: «Победное судилище Господа нашего Иисуса Христа»; на сопредельных стенах изображены сидящие на престолах 12 апостолов (по 6 с каждой стороны). В живописи кафоликона, несмотря на преобладание традиц. канонов, в ряде композиций чувствуется зап. влияние (напр., изображение воскресшего Христа), спроецированное сквозь призму критской школы живописи, влияние к-рой на Св. Горе было ощутимо в течение неск. столетий. Характерной чертой росписи является размещение в кафоликоне большого количества св. воинов, в то время как образы преподобных сосредоточены в притворе. Экзонартекс

http://pravenc.ru/text/168091.html

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. Нач. XVI в. (ГРМ) Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. Нач. XVI в. (ГРМ) Др. вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (1425). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть к-рого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят 3 Ж.-м. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в рус. искусстве. Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в., НГОМЗ), только саркофаг расположен под др. углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Ж.-м. стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей - стражей Гроба. На иконах XVI в. спящими представлены 3 воина в доспехах (икона 2-й пол. XVI в., КГОХМ), стражников изображают и в большем количестве (напр., икона строгановской школы кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ). На иконах кон. XV - нач. XVI в. число Ж.-м. увеличено до 7, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, к-рая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров - икона из Гостинопольского мон-ря, 1457, ГТГ). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI в. Особенностью, определявшей традицию рус. искусства, стало изображение 2 ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в., ГРМ). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв. Лит.: LCI. Bd. 2. Sp. 54-62; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 482-494. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом

http://pravenc.ru/text/182227.html

Манна была сокрыта от взоров и не иначе, как по отверзтии кивота, могла быть видима: блаженство во Христе есть тайна для верующих, и оно откроется только тогда, когда узрим Господа лицем к лицу ( 1Ин. 3:2 ). Манна хранилась в ковчеге всегда и не подвержена была повреждению: вечное блаженство во Христе есть такое сокровище, которого ни червь, ни тля тлит ( Мф. 4:20 , Лк. 12:33 ). Кивот Завета покрыт был златым очистилищем, и над ним устроены были херувимы с распростертыми крылами. Иисус Христос есть очищение (λασιρηον) грехов наших и покровение наших неправд. ( Рим. 3:25 , 2Кор. 5:19 ) 353 Очистилище в день очищения было окропляемо кровию, при чем первосвященник испрашивал от Бога прощение грехов себе и всему народу ( Лев. 16:14–18 ): так всякий, прибегающий с верою к Господу, пострадавшему и воскресшему, получает оставление грехов. ( Кол. 1:14 ) Очистилище изображало престол Иеговы, с которого изрекал Он Свои повеления народу, и к которому народ обращался с молитвою (Иис. Нав. 7:6 , 1Цар. 3:15 ): верующие с дерзновением могут приступать к престолу благодати, да милость приимут и благодать обрящут во благовременную помощь 354 , ( Евр. 4:16 , Ин. 14:14–15, 16:16, 23:24 ) Изображение Херувимов над очистилищем означает как служение всего воинства небесного Царю царей, Господу Иисусу ( Евр. 12:22 , Апок. 9:11 , Дан. 3:54, 7:10 ), так и то, что Ангелы желают приникнути (παρακψαι) в тайны царствия Христова. ( 1Петр. 1:12 ) 355 Б. Храм Соломонов Храм Соломонов, по своим принадлежностям, совершенно сходен с Скиниею, и отличается от нее только неподвижностию, обширностию и великолепием. Посему, нет нужды объяснять составные части храма; следует только заметить некоторые особенности в его устроении. Что храм иерусалимский был образом таин новозаветных, – это видно из Писаний Ветхого и Нового Завета. Когда Пророки предрекали о будущей славе Христовой Церкви, – они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова, как образа Церкви Христовой. Напр. в видении Иезекииля гадательно изображается слава Храма новозаветного именно под образами, взятыми с храма иерусалимского (гл. 41–44, слич. Захар. 6:12–13 ). Еще в предречении Пророка Нафана, данном Давиду, – что Соломон, сын его, созиждет дом имени Иеговы ( 2Цар. 7:13 ), – можно видеть указание на устроение Христом Церкви новозаветной, тем более, что и пророчество содержит в себе черты, относящиеся к Мессии, и Соломон был образом Спасителя. Сам Иисус Христос, предрекая о Своей смерти и воскресении, указует на храм иерусалимский, как образ церкви тела Своего ( Ин. 2:19, 21 ) 356 . Апостолы, говоря о Церкви Христовой, употребляют слова: ικος Θεο, νας Θεο ( 1Тим. 3:15 , 1Кор. 3:16, 17 и т. п.); a сии выражения указуют на единственный храм народа иудейского – храм иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Псалом 41, ст. 11 опять напоминает ругательства Иудеев над Распятым. В псалме 42, ст. 5 есть выражение совершенно христианское: «Что унываешь, душа моя?... Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Пс. 43 , ст. 12 и 23 (ср. Puмл. VIII, 36 ) пророчествует о первых христианах, хотя начертан для изображения бедствий народа (по всей вероятности во времена Маккавеев, или переделанный для этого времени): «Ты отдал нас как овец на снедение... за Тебя умерщвляют нас всякой день». Псалом 46-й предвидит славу Мессии: «Восплещите руками все народы»... Бог воцарился над народами; Бог воссел на святом престоле Своем». В псалме 48-м ст. 16 есть выражение чрезвычайно замечательное, тем более, что и ранее его (ст. 8–10) и после него (ст. 20) мы находим как бы неведение будущей жизни. Ст. 20-й говорить напр:. «Но человек пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света». Между тем в указываемом нами стихе 16-м есть ясно выраженная надежда будущей жизни: 16. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней когда примет меня«. Мы уже ранее говорили, что в псалмах, – в особенности не Давидовых, как этот, принадлежащий сынам Кореевым, – светлые лучи откровения, пробивающиеся сквозь неясность представления о будущей жизни, закрываются потом облаками сомнения и упадка духа. В псалме 66-м мы отметим несколько раз повторенную надежду, что все народы будут хвалить Господа и участвовать в всеобщей радости. «Освяти, Господи, нас лицом Своим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое» (ст. 2–3). Псалом 67-й ст. 2 – 4 заключает в себе мысли, пророчески вещающие о победе воскресшего Господа над врагами Его, из которых главные суть ад и смерть: «Смерть, где твое жало! ад, где твоя победа!» 424 . Ибо, – как сказал Господь: «Я видел сатану, спадшего с неба как молнию»; и далее: «все предано Мне Отцом Моим» 425 . Стихи псалма 67-го всем нам известны: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его»... Псалом этот начертан Давидом, вероятно как и 23-й, по поводу перенесения кивота завета в Иерусалим 426 , и в нем выражается великая радость, прообразующая будущую радость христианскую 427 . В нашей Православной Церкви мы восклицаем словами Давида. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» в великий радостный день празднования Воскресения Христова на утрени. Мы произносим эту песнь немедленно после радостного восклицания: «Христос воскресе из мертвых; смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 1. В тот день воспела Девора и Барак, сын Авиноамов, сими словами... В чем состояло участие Барака в песни Девориной? В том, что он пел ее во главе хора, состоявшего из мужей, тогда как сама составительница этой песни управляла другим хором из жен и дев. Что именно Деворе, а не кому-либо иному (напр., Бараку) принадлежала эта песнь, – на это указывают, между прочим, стихи 3 и 7. Ст. 2, 3. …Израиль отмщен, народ (Израильский) показал рвение к покорению своих врагов, – вот главная тема песни Девориной, которой внимать приглашает она царей и вельмож, ради высокого ее содержания! Ст. 4, 5. …Когда выходил ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского; тогда земля тряслась, и небо капало... Горы таяли от лица Господня, даже этот Синай.... Эти слова заключают фигуральное изображение грозного шествия Иеговы, под образом темных туч, надвигавшихся из окрестных стран Едомских и Сеирских к горе Синай, над которой разразились потом громы и молнии – во время законодательства Божия. Песнь свою Девора начинает таким событием, которое нагляднее всего проявляло могущество Иеговы, защитника и покровителя народа Израильского, дабы вслед за тем со всей силой дать почувствовать горечь и неестественность происшедшего бессилия и унижения народа Божия во время предшественника Деворина. Ст. 6, 7. …Во дни Самегара, сына Анафова… , в таком страхе были Израильтяне, что были пусты дороги ; ибо, трепеща пред Хананеями, своими поработителями и хищниками, они уже боялись ходить путями прямыми , а робко пробирались по окольным дорогам. Не стало обитателей в селениях у Израиля ; ибо все бежали в горы и леса, доколе не восстала я, Девора. Ст. 8. Что же за причина такого унижения народа, Бог которого заставляет трепетать всю природу? Избрали Израильтяне новых богов , от того они и очутились в порабощении, и война стала у ворот каждого их города. И какая бесславная война! щит и копье не смели поднять даже сорокатысячные толпы! Ст. 9–13. Но теперь, – восторженно продолжает Девора, – сердце мое к вам, начальники Израилевы... Ездящие на ослицах белых (т. е. лучших), ибо это ваше преимущество, пойте песнь! И не только вы, но и весь народ Израильский пусть безопасно теперь соберется на площадях у городских ворот своих, между тем, как пастухи могут мирно поить свои стада у пригородных колодезей! Да воспоют хвалу Господу ... и вождям Израиля: Воспряни, Девора... Восстань Варак... и веди пленников твоих!... Ибо, как прежде сорок тысяч Израильтян не смели поднять копье и щит; так теперь нам не многим подчинил Господь народ (Асорский); Господь подчинил мне храбрых! Затем, как бы желая сильнее возбудить в народе Израильском сознание его воскресшей национальной силы, Девора приводит на память из прошедшей истории некоторые подвиги, совершенные героями Израильскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Впосл. все указанные черты будут определять и способ иллюстрирования киликийских рукописей.тав В XII в. размеры Евангелий стали меньше, их декор скромнее, сюжетные миниатюры редки. Завершается формирование композиции титульного листа: в центре заставка, прорезанная аркой (полухоран), слева вытянутый почти во весь лист инициал с изображением символа евангелиста (или без него), справа маргиналия в виде растительного орнамента, увенчанного крестом, ставшая с этого времени обязательной. Во 2-й пол. XII в. формируется также тип иллюстрирования сборников (Гомилиарии - Матен. 3777 и 1592). Для них характерны большие размеры, маргинальные портреты авторов или персонажей чтений, инициалы и неразвитые заставки. Неск. рукописей XII в. из зап. районов, куда постепенно переместились культурные центры (Евангелие - Venez. Mechit. 141/102 и 888/158), с системой иллюстрирования маргиналиями, текстовыми и листовыми сюжетными миниатюрами вплотную подвели к книжному искусству Киликии. Явление воскресшего Господа апостолам в Галилее. Миниатюра из Карсского Евангелия (Ierus. Arm. 2556. Fol. 244v) Явление воскресшего Господа апостолам в Галилее. Миниатюра из Карсского Евангелия (Ierus. Arm. 2556. Fol. 244v) В Киликийском арм. царстве (1080-1375), находившемся на стыке 3 мировых культур - христ., мусульм. и дальневост., искусство рукописи достигло своего высшего расцвета, оказавшись в центре внимания царского двора и высшего духовенства. Рукописи приобретают качества драгоценного рукотворного изделия ювелирного искусства. Книги создаются как для литургии, так и для частного использования в малом формате. В Евангелиях XII в. (напр., Матен. 7347, 1146 г.; Baltim. 538, 1193 г.; Скеврское Евангелие - Ierus. Arm. 1796, 1197 г.) появилось посвящение заказчика, оформленное в виде хорана. В люнеты заставок Послания Евсевия Кесарийского Карпиану помещены портреты Евсевия и Карпиана, на отдельном листе - изображение Древа Иессеева. Совершенную форму приобрели орнаментальные и символические маргиналии, отмечающие начала евангельских чтений. Иллюстрировались и др. виды книг, напр., «Книга скорбных песнопений» (Матен. 1568, 1173 г. 15 ´ 11,5 см) арм. поэта, богослова и гимнографа Х в. архим. Григора Нарекаци иллюминирована 4 портретами автора, помещенными на разворотах рядом с титулами глав. В этой рукописи сконцентрированы достижения 1-й пол. XII в.: золочение, изящество письма и орнамента, многослойная живопись, связь с визант. рукописной книгой XI в.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Этим, впрочем, пока еще не отрицается, безусловно, тождественность будущих тел с настоящими, а только утверждается существенное различие тех и других. Но в частнейшем изображении свойств будущих тел у св. Григория встречается несколько таких черт, которые слишком затемняют ту мысль о тождестве. На основании слов Апостола, который проповедует не только воскресение, но и изменение воскресением ( 1Кор.15:5152 ), св. Григорий заключает, что настоящая жизнь – по отношению к свойствам тел – не имеет никакого подобия с ожидаемою. 584 Если, напр., одно из самых существенных свойств нынешнего тела – тяжесть, в силу чего все тела естественно стремятся книзу; то в воскресшем теле это свойство вовсе не будет иметь места, так как по слову Писания, по воскресении, мы восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе ( 1Фес.4:17 ), подобно бесплотным ангелам. Соответственно тому изменятся и все прочие телесные свойства, – цвет, вид, очертание и т. п., и изменятся „в нечто более божественное“. 585 У воскресших не останется и того взаимного различия, „какое теперь по необходимости имеет наше естество от последовательной смены его состояний: все тогда сделаются единым телом Христовым, приняв один образ и вид, так как во всех равно будет сиять свет божественного образа“. 586 За отсутствием телесного различия, останется тогда различие качественного, нравственного характера, которое, принадлежа собственно душе, будет в то же время соответствующим образом отражаться и на теле. Нечто подобное можно наблюдать и в настоящей жизни, когда внешнее выражение лица указывает на внутреннее состояние души, в силу чего легко распознать человека, удрученного печалью, волнуемого гневом, пылающего вожделением, или наоборот: веселого, незлобивого, украшенного почтенным качеством целомудрия и т. п. 587 Но если в настоящей жизни только сильные душевные движения могут отпечатлеваться во внешнем облике человека, и притом иногда по произволу могут быть скрываемы, то в жизни будущей очевидны бу дут все даже самые малейшие оттенки душевных состояний: „не иным чем каждый будет (по существу) и иным являться (во вне), но каков есть, таким будет и явен всем“. По этим душевным качествам, относящимся к совершенству или же несовершенству, – с бесчисленным множеством промежуточных между ними степеней, – каждый из воскресших и получит различный и отдельный от другого вид. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Гроба. Наконец я укажу на два любопытных совпадения: рассказы об огне возжигающемся без светильни встречается у Гиберта Ноженского, а о явлении звезды над крестом — у Григория Турского и оба приводятся в сочинении И. Лавр. Мошхейма против Св. огня, имевшем два издания и известном на востоке. При помощи этого сочинения Хрисанф Брусский мог составить как подложное письмо так и многочисленные списки, виденные Григорием Паламою . Встречаются подлоги еще более неудачные». Смеем думать, что напечатанием в настоящем выпуске письма клирика Никиты с того рукописного подлинника, который послужил Хрисанфу Брусскому и Максиму Симейскому, а за ним Григорию Паламе, нам удалось снять с неповинного Хрисанфа Брусского тяжкие обвинения, взведенные на него, так легкомысленно, графом Рианом. Ненахождение в подлинной рукописи выражения τος δμ, так смущавшее графа Риана оказывается не более, как неумелою вставкою Хрисанфа, под влиянием Максима. Возбуждаемое графом Рианом удивление о неупоминании нигде Константином Порфирородным в его сочинениях о покровительстве им Св. местам или вернее сношений с ними, для нас православных, знающих на сколько сношения эти были обыденны, не представляет ничего исключительного. Покровительство это было настолько общеизвестно, что Константин Порфирородный не считал необходимым говорить об этом, как о чем-то выдающемся, неизвестном. Но и помимо этого, в сочинениях Константина, мы не встречаем даже многих выдающихся событий его царствования, так напр. об укреплении им города Аталии, о чем мы только, недавно, узнали из вновь открытой надписи, а не из его сочинений. В встречающемся в письме Никиты выражении: τ δ κατ τν Δρακντειον 17 Ζταυρν и пр. и пр. видим изображение дракона, на главе которого был водружен Крест, как общеизвестное и вполне подходящее к месту, иносказательное представление о победе Воскресшего над древним змием, жизни над смертью. Сомнение, возбуждаемое в графе Риане, неупоминовением об этих иносказательных украшениях церкви Св. гроба едва ли представляется основательным, так как из X века, к которому относится письмо Никиты клирика, сохранились свидетельства лишь четырех и притом мусульманских писателей.

http://azbyka.ru/rasskaz-nikity-klirika-...

Санта-Сабина в Риме. В руках И. Х.- средовека помимо свитка или книги изображали крест (саркофаг Проба, музей собора ап. Петра в Риме, 395). К триумфальной царской иконографии А. Грабар относит изображение И. Х. с крестом на плече, попирающего льва и дракона (мозаика Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519; см.: Грабар. 2000. С. 242-243). Это изображение, основанное на словах Псалтири: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90. 13), символизировало победу И. Х. над адом и смертью и в то же время воспроизводило рим. имп. иконографию, известную со II в., которая представляла императора попирающим побежденного врага. В вестибюле Большого дворца в К-поле находилось изображение имп. св. Константина, пронзающего змея (аллюзия на имп. Лициния), над императором был начертан знак креста ( Грабар. 2000. С. 62). С темой царственности И. Х. связано изображение Этимасии - Престола уготованного (напр., в мозаиках ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, Баптистерия православных (сер. V в.) и Арианского баптистерия в Равенне (ок. 520), церквей Сан-Приско, Капуа (1-я пол. V в.), вмч. Георгия в Фессалонике), на котором располагаются один или неск. символических предметов: золотой венец, крест, плат, Евангелие, свиток Апокалипсиса с 7 печатями, Агнец или монограмма И. Х. в соединении с престолом Божиим, которые символически являли образ И. Х.- Царя. Тот же смысл имело полагание Евангелия на троне во время заседаний Соборов, дабы показать, что Сам И. Х. возглавляет собрание епископов (эта тема нашла отражение в иконографии, напр. на миниатюре «II Вселенский Собор» в Кодексе Григория Назианзина - Paris. gr. 510. Fol. 355, 867/86). Одной из главных тем в рельефах саркофагов из К-поля и Равенны стало изображение другой триумфальной имп. композиции - монограммы И. Х. в венке (ранний пример - саркофаг IV в., ц. Сан-Джованни ин Латерано, Рим). В центре внимания отцов Вселенских Соборов был образ Спасителя, что нашло отражение не только в богословских текстах, но и в искусстве. Соединение Божественного и человеческого, исторического и вечного, земного и небесного представлено в изображающих И. Х. мозаиках ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (30-е гг. VI в.). На сев. стене находятся 13 сцен евангельских чудес и притч, на юж. стене - 13 сцен Страстей и явлений Воскресшего. В 1-м случае И. Х. изображен безбородым, во 2-м - с бородой. В нижнем ярусе также сопоставлены темы небесного и земного - напротив друг друга представлены окруженный ангелами Небесный Царь на престоле и Богоматерь с Младенцем на престоле в сцене «Поклонение волхвов».

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010