15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? Комментарий Откр. 6 . Агнец Божий, Который является перед престолом небесным, снимает печати с книги таинств, с книги, в которой записаны будущие судьбы Церкви мира, полные борьбы, катастроф, испытаний и страданий, изображаемых в видении снятия семи печатей. Надо сказать, что апостол Иоанн употребляет число семь в тексте всего Апокалипсиса. Мы уже встречали послания к семи церквам, далее пойдут семь печатей, семь трубных звуков, семь гласов с неба, семь видений. Апокалипсис можно разделить условно на семь больших семерок, потому что он говорит об исполнении времен, о полноте, о том, что будет, когда завершится история мира. Откр.6:1-8 . Первые четыре печати, четыре всадника. Уже в книге пророка Исайи мы видим образы всадников-носителей бича Божия, грозы Божией. Всадники-посланники судеб Божиих изображались также в книге пророка Захарии. Кто же эти четыре всадника в Апокалипсисе? Это изображение тех катастроф, которые постигнут мир, самых трудных, переходных, критических эпох. Первый коньэто Империя. В данном случае — это Римская империя, потому что это конь белый, торжествующий, всадник победоносный, с луком; он впереди. Во времена апостола Иоанна Римская империя объединяла мир. И каждый раз, когда появлялись империи, для церкви наступало тяжелое и трудное время. Второй всадник — рыжий коньэто война. Попытка насильственно объединить людей вместе приводит к нескончаемым войнам и взаимным убийствам. Третья печать, третий всадник — это голод. Конь вороной, всадник, имеющий меру, то есть весы. “И слышал я голос… — хиникс пшеницы за динарий”. В те времена, когда жил апостол Иоанн, повсюду начался массовый голод, больше того — за динарий можно было купить лишь горсточку пшеницы или ячменя.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

1:29. Во ympiй же вид Иоаннъ Иисуса грядуща къ себ и глагола: се, Агнецъ Бoжiй, вземляй грхи мíра. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Пс. 74:11. И вся роги гршныхъ сломлю, и вознесется рогъ праведнаго. Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника. Ис. 11:2. И на немъ Духъ Бoжiй, Духъ премудрости и разума, Духъ совта и крпости, Духъ bдhiя и блaroчecmiя. Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. Откр. 5:9. Пс 97:1. Воспойте Господеви пснь нову, яко дивна сотвори Господь. Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Глава шестая. Вскрытие Агнцем печатей таинственной Книги: первая – шестая печати. Откр. 6:1–2. И видхъ, егда отверзе Агнецъ едину от седми печатей, и слышахъ единаго от четырехъ животныхъ глаголюща якоже гласъ громный: гряди и виждь. И видхъ, и се, конь блъ, и сдяй на немъ имяше лукъ, и данъ бысть ему внецъ: и изыде побждаяй, и да побдитъ. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить. В шестой главе повествуется о снятии Агнцем поочередно первых шести печатей таинственной книги и о том, какими знамениями это сопровождалось. Под самым вскрытием печатей следует понимать исполнение Божественных определений Сыном Божиим, предавшим Себя, как Агнца, на заклание. По объяснению св. Андрея Кесарийского , снятие первой печати – это посольство в мире св. Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь , спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы – вот что символизирует собою «конь блъ» – «конь белый» и «сдяй на немъ» – «на нем всадник» с луком в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

2 . Черный конь обозначает голод, так как Господь говорит: и будет голод по местам 107 . Собственно эти слова простираются даже до антихриста, то есть до времен, когда будет великий голод и когда люди будут терпеть вред. Рыжий конь и тот кто сидел на нем держа меч – это будущие войны, как мы читаем в Евангелии: Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; и будет большое землетрясение 108 . Это рыжий конь. 3 . Бледный же конь и на нем всадник, которому имя «смерть» 109 ; И эти бедствия – будущие смерти и болезни – среди прочих 110 предсказал Господь. Когда говорит: и ад следовал за ним 111 , имеет в виду пожирание многих нечестивых душ (devoratio animarum multarum impiarum). 4 . Он видел души убиенных под жертвенником 112 , то есть под землей. Ибо и небо, и земля называются жертвенником. Так и Закон, предуготовляя истину через образы, сделал два жертвенника – один золотой изнутри, другой бронзовый снаружи 113 . А мы знаем, что Господь наш, подавая нам свидетельство, назвал жертвенником небо, когда сказал: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику – конечно, дары наши суть молитвы, которые мы должны творить, – и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой 114 , молитвы, конечно же восходят к небу, поэтому золотой жертвенник, который был внутри, обозначает небо. Ибо и священник, имея повеление Христово, один раз в году входил  в храм, к золотому жертвеннику. Этим он прообразовывал, что  это будет сотворено Духом Святым, то есть то, что [Христос] пострадал, и это случилось один раз. Так и под бронзовым жертвенником понимается земля, под которой находится преисподняя – край удаленный от мучений и огня, покой святых, в котором праведных нечестивые могут видеть и слышать, но одни к другим перейти не могут. Итак, говоря, что души убиенных ожидают отмщения крови, то есть своего тела, от обитающих на земле, хотел, чтобы мы узнали, что Он все видит. А поскольку и вечное  воздаяние святых и проклятие нечестивых совершатся в последнее время, то сказано им ожидать 115 . И ради утешения своего тела они получили белые одежды, то есть дар Духа Святаго. Глава VII

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. 8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. 9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. 11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, 12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. 14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. 6 1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. 2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. 3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. 4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. 5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. 6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. 7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. 8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

http://azbyka.ru/apokalipsis/otkrovenie-...

А что обо этом говорит Писание? «И был вечер, и было утро: день шестый. Так совершены небо и земля и всё воинство их.» - и больше ничего. И ничего большего и искать не надо. Всё остальное - душевредная ложь. Вот вслед за «симулякрами» мы называем нынешнее состояние общества, культуры и государства «Постмодерном». А что об этом говорит Писание? «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук (...) И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга (...) И вот, конь вороный, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей (...) И вот, конь бледный, и на нём всадник, имя которому смерть; и ад следовал за ним (...)» Увлекаешься социологией, политологией, футурологией? Так - иди и смотри. А рассмотрев, скажи: где мы? В каком периоде Священной Истории? И где в этой истории отведено Богом место для ихнего «постхристианства»? Разве не сказал Господь: «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют её»? И ещё Он сказал: «Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут». Совсем ещё, кажется, недавно не только у Отцов Церкви, но - у отцов народа, у отцов наших семейств - ум «плавал» в Священном Писании и Житиях Святых, а сегодня наш «зачарованный» ум беспомощно плещется в канале между евтушенковскими: «станцией Да», и «станцией Нет». Известно, что образ мышления определяет и образ действий. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что постоянный малодушный выбор «меньшего зла», согласие с его лживыми определениями и формулировками, готовность жить по правилам, им заданным, в конце концов с неизбежностью приведёт к торжеству зла огромного, оглушительного и окончательного - от которого не сможет откреститься тот, кто всей предыдущей жизнью приучил себя принимать ложь гомеопатическими дозами. Ещё раз вспомним здесь меткое определение Осипа Мандельштама: «У них не слова, а крапленые карты!» Это он в своё время сказал о красных главарях, но это же совершенно подходит и для характеристики большевиков любого времени, цвета и профессии: все они вахтовым методом работают в одной строительной компании: эти строители «симулякров» и творцы «хэппинингов», подмастерья одного мастера. Зачем нам изъясняться на их языке? Ведь язык может приблизить человека к Богу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», а может навсегда увести от Него: «Молю Тя, имей мя отреченна!» Живая душа имеет силу оживить умирающий мир, мёртвая - превращает его в «Постмодерн».

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/03/...

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале Четыре всадника Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2). И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6:4). Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6:5). И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Вслед за снятием Агнцем первых четырех печатей с запечатанной книги перед нами последовательно появляются четыре всадника: на белом, огненно-рыжем, вороном, то есть черном, и «бледном» коне. Последние три очевидным образом обладают негативной символикой, указывая на такие бедствия, как война, голод и мор. Интересно, что в оригинальном греческом тексте о цвете четвертого коня сказано «зеленый». Как правило, такой цвет понимается метафорически, как указание на нездоровый цвет лица смертельно больного человека. Отсюда и традиционный перевод «бледный». Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020) Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник — носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: первый всадник понимался либо как образ Самого Христа (Ириней Лионский), либо как образ торжествующей евангельской проповеди (Андрей Кесарийский). Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

«Всадник управляет конем – так и Иисус Христос апостолами и их преемниками в распространении Евангелия» (прот. Орлов) 190 . Объясняя слова: Побеждаяй, и да победит, св. Андрей Кесарийский первую победу видит в обращении язычников, вторую – в их добровольном и соединенном с мучениями выходе из тела 191 . 3–4. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. «Что было в человеческом мире вслед за осиянием его чрез апостолов чистым светом евангельского учения, то, говорят, и изображается в видении, по снятии второй печати, второго коня». Конь «рыжий или, правильнее, огненный» (прот. Орлов), напоминающий разрушительное свойство огня и цвет человеческой крови, как и всадник с большим мечом, обозначает «обнаружение вражды и злобы, которые везде и всегда сопровождают на первых порах распространение христианства, особенно во время гонений против христиан со стороны иудеев и язычников. Но эта история вражды (рыжий конь) к начинающемуся христианству, к христианским прозелитам, всегда повторяется (см.: Мф.10:34 ; Ин.16:2 )» (прот. Орлов) 192 , достигая высшей силы к последним временам. 5–6. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. «При снятии третьей печати Иоанн увидал вороного коня. Черный цвет есть цвет скорби и нужды, а потому и символ вороного коня есть символ человеческой нужды, которая прежде всего выражается в недостатке питания и голоде. Об этом говорит самый вид всадника. Всадник имел в руках весы. Весы говорят о точности, об отсутствии лишнего и потому весьма удобно также напоминают о голоде (Эвальд, Лютард). Голос, который Иоанн слышал раздающимся среди животных, был голосом Божественным, исходящим от Божьего Престола. Первая половина Божественного голоса говорит о необыкновенной дороговизне жизни вследствие голода, а вторая указывает на ту роскошь, которой обыкновенно предаются богатые слои общества, эксплуатирующие бедных. В частности, в период борьбы христианства с язычеством первые христианские прозелиты среди того или другого языческого общества всегда находились и находятся в сравнительной нужде; более богатое языческое общество обыкновенно утопает в роскоши языческой жизни, христиане же, лишаемые поддержки и сочувствия, должны бывают до крайности ограничивать свои потребности (см.: Иак.2:6 )» (Орлов) 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Глава 6 Здесь описывается вскрытие Агнцем печатей, которыми запечатлена была книга в деснице Всевышнего. Дальнейшее в Апокалипсисе (до 18-й главы) можно рассматривать как «три семерки»: семь печатей, семь труб и семь чаш. Теперь рассмотрим вскрытие семи печатей. Через это картина неба, показанная Иоанну (картина А), соединяется с картиной земли (картина В), которая еще совсем не показана, но постепенно будет наполняться все новыми и новыми образами. Открываются печати небесной книги и показывается, что через это происходит на земле. Снятие первой печати, означающее апостольское учение Откр.6:1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Первые четыре печати схожи. Каждый раз, как будет вскрываться печать, одно из четырех животных будет громовым голосом призывать Иоанна подойти и посмотреть. Поскольку далее ясно будут перечислены второе, третье и четвертое животные, то ясно, что здесь одно из четырех животных – первое, подобное льву. Этим означена царственная власть апостолов над демонами, т. к. вскрытие первой печати и показывает апостольскую проповедь. Иди и смотри – говорит святому Иоанну Лев. Иоанн подходит. Откр.6:2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Я взглянул. Никто не был достоин посмотреть в эту книгу ни на небе, ни на земле, ни под землею (5,3), но вот открывает ее Божественный Агнец, и посвящается в ее тайны бывший рыбак из Вифсаиды. И вот, конь белый, и на нем всадник. Первые четыре печати, к рассмотрению которых будут призывать четверо животных, показывают нам четырех всадников на конях разного цвета. Последние три печати будут своеобразны. Вот выходит конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Этим означена апостольская проповедь Евангелия. Конь белый указывает на светлость и нравственное совершенство апостолов, вышедших на проповедь Евангелия. С Елеонской горы посылает их на это Божественный Учитель: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). Подобно быстрому коню обходят апостолы за тридцать лет землю от Испании до Индии и от Эфиопии до Скифии. Всадник, имеющий лук, – этим и означена собственно евангельская проповедь апостолов, которая стрелой поражала сердца людей и покоряла их Единому Живому Богу и Спасителю Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И не только словами Господа, но и неожиданным стечением народа, встречей и делами, которые Он совершал, – тем, что не только кричали, но и держали в руках сломанные ветви маслин и финиковые вайи, подстилали свои одежды. Если они называли Его и Спасителем, и Царем, и Господом, то ясно каждому, что они получили откровение свыше. Откуда они знали, что Господь есть Царь? Он не носил мирской короны, не облекался в багряницу, не сопровождали Его войска, не шли перед Ним кони и колесницы и златокованые седла, не сидел на колеснице, устланной царской багряницей; но Он сидел на простом жеребенке, чужом, малом, ведя за Собой двенадцать только учеников. Итак, почему же народ мог знать, что Он Царь, если бы не получил свыше извещения? Поэтому они и не искали на Господе мирской короны – ибо знали, что Он изначала царствует; не искали багряницы, потому что созерцали Его одевающимся светом, как одеждой; не искали множества войска, веруя тому, кто сказал: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ( Дан. 7: 10 ); не искали у Господа коней и колесниц, ибо знали, что Он есть Тот, кто вознес Илию на колеснице, и что за Ним идут кони – евангелисты, веруя пророку, который сказал, что за Ним идут кони белые, огненно-рыжие, пятнистые и пестрые (ср. Зах. 6: 2–3 ). Белый конь – Матфей, ясно описавший вочеловечение Господне; пестрый конь – Марк, цветисто написавший Евангелие; пятнистый конь – Лука, красноречиво и разнообразно описавший деяния Своего Господа; огненно-рыжий конь – Иоанн, показавший между апостолами Божество Христа, как блеск огня: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1: 1 ). И пророк Аввакум назвал апостолов конями быстрыми, разнесшими по всей земле Евангелие: Ты ввел в море коней Твоих ( Авв. 3: 15 по LXX); морем же он образно назвал весь мир. Они не искали у Господа повозки, украшенной камнями, устланной порфиром с царским оружием; они раньше знали, что повозка (Его) устремляется херувимами и серафимами, шестикрылыми светочами, так как поверили словам: восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс. 79: 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» ( Откр. 19, 11 ). Если раньше Ангел говорил, что наступает брак Агнца, то теперь брак уже осуществляется. Как происходит брак на Востоке? Невеста сидит дома и готовится, а жених приходит к ней и забирает ее к себе. И вот здесь мы видим, как Жених Небесный, Христос, выходит, чтобы забрать к себе Церковь . Господь обещал перед Своей смертью: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» ( Ин. 14:18 ). И вот Он возвращается во всей славе Своей, чтобы забрать Церковь к Себе. Иоанн видит, как небеса открываются – таким образом исполняются просьбы древних пророков. Пророк Исаия восклицал: «О, если бы Ты расторг небеса [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего» ( Ис. 64:1 ). Небеса сворачиваются, как свиток, и Христос выходит на бой. «И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» ( Откр. 19:11 ). Белый коньэто знак высших небесных сил, пребывающих в чистоте. Здесь мы сразу вспоминаем четырех коней из начала Апокалипсиса. Там тоже был белый конь и на нем всадник с золотой короной, который вышел победить – это апостольская Церковь проповедников Евангелия, совершающая победоносный поход против мира. И вот этот победоносный поход завершается– Христос, Победитель вселенной, выходит, чтобы на белом коне довести до конца Свою миссию. Он «запечатывает» историю мира. И первое имя Его – Верный, то есть Спаситель остается верным всегда, всегда держит Свое слово. «Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» ( Откр. 19:12 ). Христос выезжает как триумфатор, и у Него множество корон на голове, ведь Он – Царь царей, и всякое зло выжигается Им, тьма не способна устоять перед Его глазами. У Него множество корон на голове, как у соделавшего все добрые дела мира. Ведь все истинные, добрые дела совершаются силой Иисуса Христа. Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). И короны, которые надеваются на спасенных, это короны Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010