Наум.2:11 .  Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, – Наум.2:12 .  лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? Наум.2:13 .  Вот, Я – на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих. евр. 12–14. От страшного зрелища разрушения и опустошения пророк переносится мыслью к исчезнувшему величию древней Ниневии, и с чувством изумления и радости говорит о предстоящем исчезновении этого средоточия всевозможных сокровищ, добытых насилиями и неправдами, этого истинного логовища львов (ст. 11–12; ср. Соф 3.3 ). В заключительном стихе (13, евр. 14) пророк дает знать читателям, что изреченное и еще изрекаемое есть еще пророчество, а не событие, но пророчество непреложно имеющее осуществиться: историческая роль Ассирии, как мировой державы, по неотвратимому суду Божию, безвозвратно окончится; гибель ее полная неизбежна. Таким образом, в этой строфе, как затем и следующей (III-й) главе не столько сообщается новых штрихов фактической стороны ожидающей Ниневию катастрофы, сколько дается указание внутренних и внешних мотивов этой последней. Наум.2:11 .  Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, – Наум.2:12 .  лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? В обычной у библейских писателей форме вопроса, не требующего ответа, но прямо предполагающего совершенное отсутствие предмета (ср. Ис 19.12 ; Ис 33.18 , Ис 34.19 ; Ис 42.13 ; 1Кор 1.20 ; Иер 13.20 ; Мал 1.6 ; Мал 2.17 и др.), пророк делает величественное и глубоко выразительное сравнение жестокой Ниневии и жителей ее с логовищем льва, который вообще у всех народов представляется, по хищничеству и превосходству силы, царем всех зверей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Где же , — с изумлением спрашивает пророк, — логовище львов, куда лев таскал сокровища? Все это погибло бесследно» (2:12–13). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума.   Книга пророка Аввакума Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме и пели в Иерусалимском храме). Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником прор. Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников.   «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня» (Авв. 3:17–19).   Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный верой жив будет» (Авв. 2:4, смотри Гал. 3:11 и Евр. 10:38).   Вторая и третья главы книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4-й песни канонов Утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышах слух Твой и убояхся (я услышал весть о Тебе и испугался)… Покрыло небеса величие Его…» и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

А теперь вернемся к повествованию. И вот утром выясняется, что это – Лия. Представьте себе! Эта немощная, эта больная – да кому она нужна, инвалидка какая-то! Основание народа Божьего будет на Лии! Иисус Христос-Мессия по плоти произойдет от Лии, от этой немощной, от этой больной, от этой инвалидки! « Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? » ( Быт. 29:25 ). Но его имя и означает «обманщик», поэтому эту фразу можно прочитать так: «Зачем ты сделал меня Иаковом? Я уже Иаков!» Или: «Зачем ты обманул обманщика?» – даже так можно перевести! На самом деле, это великое благо, когда человек за свои грехи отвечает уже в этой жизни. Ведь сказано: «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.» ( Ис. 33:1 ). Слова: «Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя» ( Ис. 33:1 ) – это предостережение, что, не ответив за свои грехи в этой жизни, человеку придется отвечать в будущей! И, напротив, у пророка Наума, мы находим слова: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» ( Наум 1:9 ). «По закону, например, блудник или блудница карались немедленной смертью. Поэтому, когда человек понес наказание за грех свой и получил достойное воздаяние за свершенное преступление, что будет потом, какая кара будет угрожать душам их, если нет иного греха, их осуждающего, но они совершили лишь этот грех, и притом грех столь великий, хотя они уже были наказаны и понесли кару по закону? Господь не пошлет вторично скорби на одних и тех же (LXX; Наум 1:9 ), ибо они получили воздаяние за грех свой, и кара за преступление исполнена. Итак, оказывается, что этот вид предписаний не жесток, как утверждают еретики, обвиняя закон Бога и отрицая, что есть в Нем некое человеколюбие, но Он полон милосердия, ибо этим народ не осуждался, но от грехов очищался» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В 3-й гл. снова говорится об осаде Ниневии и показываются причины её падения. Причины эти – те, что Ниневия была городом кровей и постоянного хищничества, что она, как весьма красивая блудница, продавала народы своим блудодейством и волшебством. При сем изображает великий позор Ниневии, который она заслужила, как и великий город Но-Аммон. А потому Ниневия скроется, все крепости её будут уничтожены, не смотря на защиту города Ниневии, во время осады, все её жители погибнут, а её многочисленные купцы и союзники оставят ее и разлетятся, как саранча, все народы порадуются падению Ниневии. Книга св. пр. Наума отличается особенною живостию изображения. Читая сию книгу, можно думать, что св. пророк сам находился во время осады Ниневии, видел самих врагов, всадников и конницу, их колесницы, беспорядок и ужасы осады: так живы его описания! Изображения, сравнения, и подобия безпрестанно сменяются другими, поражают неожиданностию и живостью. Таковы вообще изображение войск, осаждающих Ниневию, и сама осада её, отведевие в плен Ассириан, бегство их союзников и другие. Изображение Господа Ревнителя и Мстителя отличаются особенною возвышенностию. Прим. Пособия при толковании книги св. пр. Наума были теже, какие были при толковании книг св. прор: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия и Ионы. Толкование на книгу Св. пророка Наума. Глава 1. Пророчество о Ниневии: книга видения Наума сына Елкесеева. С Евр.: «Бремя Ниневии. Книга видения Наума Елкошитянина». Пророчество 8 . По мнению блаж. Феодорита Св. пророкам от Бога давалась особенная пророчественная благодать, которая внезапно объемля ум пророков и отрешая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие то именно восхищение ума и преставление от всего человеческого пророк назвал пророчеством. Ум мой, говорит пророк, провидет, что будет с Ниневиею... Ниневия, столица Ассирийской монархии, здесь берется за все это государство. Не одной Ниневии, а всей Ассирийской монархии Господь Бог , чрез св. пр. Наума, возвещает конечное истребление. Книга видения, т. е. сверхъестественного по откровению свыше, видения кончины Ассирийского царства и столицы его Ниневии. Наума сына Елкесеева. Блаж. Иероним, а с ним и другие толковники под Елкесеем разумеют не Елкесея, отца св. пр. Наума, а месторождение его – селение Елкош в Галилеи. Все это не более, как заглавие книги, говорящее о том, что книга св. Наума есть сверхъестественное пророчество о кончине Ниневии и всего Ассирийскаго царства. Само пророчество начинается со следующего стиха. 2 .     Бог ревнив и мстяй Господь, мстяй Господь с яростию. Господь мстяй сопостатом своим и потребляяй сам враги своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

У Сергия Радонежского было очень много учеников. А у этих учеников тоже были ученики. И вот так дело дошло до отца Наума. И у отца Наума тоже ученики. А мой духовник был духовным чадом отца Наума. Яне была духовным чадом отца Наума, но мой духовник был, поэтому я его духовное не чадо, а внучка». Замечательно сказала, по-моему. Значит, у отца Наума уже духовные внуки. Их и будем терзать и расспрашивать о том, как жить дальше.  Н.В.Бульчук: Мы говорили об архимандрите Науме Байбородине – выдающемся старце Свято-Троицкой Сергиевой лавры и вспоминали шестую годовщину со дня его кончины. Это было 15 октября 2023 года. Как всегда, по традиции, в этот день на могилу отца Наума за храмом Сошествия Святого Духа на апостолов, где он похоронен рядом с архимандритом Кириллом Павловым, приезжает множество народа. Совершаются панихиды, литии. И целый день вспоминается эта удивительная фигура, наш современник, человек скромный, по-монашески закрытый и часто непонятый, и не хотевший и не желавший быть понятым даже очень близкими ему собратьями. Мы вспоминаем отца Наума, вот вместе с ним были почти всю жизнь, но что-то такое выдающееся он никогда из себя не представлял – он был очень спокойный, ровный, скромный, служил, говорил проповеди. «И мы даже, - как говорит чадо еще одного великого старца, - не представляли, рядом с какой духовной вершиной мы находимся». Суды Божии неисповедимы. И сегодня, с благодарной памятью вспоминая отца Наума и его современников, мы поучаемся их трудами, их молитвами, надеемся также быть немножко лучше в этой жизни. А.В.Богатырев: Дай Бог. Я напоследок скажу такую вещь. Когда один из духовных чад узнал, что я первый фильм сделал, он подошел ко мне и говорит: «Ну, ты и дерзок. Ты на такое замахнулся. Я, вообще, не знаю, как такие фильмы можно делать. Это такая тайна, такая глыба. Такой человечище». Н.В.Бульчук: Об этом мы говорили с вами до начала нашего эфира, что в фильме показана, наверное, только видимая, слышимая, осязаемая – часть этой личности. Потому что то духовное, невидимое неприступное нашему взору, остается всегда за кадром. А.В.Богатырев: Конечно. Н.В.Бульчук: Благодарю. Спасибо большое. До встречи в нашем эфире. А.В.Богатырев: Благодарю. Всего доброго. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2023/11/01/ochen-mnog...

Пр. Наум в надписании его книги называется в нашей Библии сыном Елкесея; но так как в еврейской Библии он называется Елкесеянином, без слова – сын, то можно думать, что этим именем означается и отечество его. Бл. Иероним свидетельствует, что в его время в Галилее было местечко, называемое Елкеса, и очень может быть, поэтому, что и пр. Наум назван Елкесеянином в том же смысле, как пр. Михей Морасефитянином. Пророческое свое служение Наум проходил после пр. Ионы и после разрушения Самарии, по всей вероятности в то время, когда ассирийское войско находилось в Иудее и угрожало Иерусалиму. Поражение Сеннахирима подле Иерусалима и послужило может быть поводом к самому пророчеству Наума. Из содержания книги пр. Наума открывается, что ассириане прошли чрез всю Иудею ( Наум.1:15 ), произвели страшное бедствие, ограбили и почти уничтожили ( Наум.1:9,12, 2:2 ). Но это нашествие ассириан было не иное, как нашествие Сеннахирима, потому что ни один из ассирийских царей не угнетал так тяжело Иудеи, чтобы она находилась уже на краю погибели. Выражение: «не будет уже слышан глас вестников твоих» ( Наум.2:14 по евр. тексту) особенно может относиться к посланникам Сеннахирима, которых он отправлял к Езекии ( Ис.36:13 и д. и 37:9 и др.), чтобы побудить его к сдаче Иерусалима и всецело подчинить Иудею своей власти. Таким образом время пророческого служения Наума можно с полною вероятностью относить ко второй половине царстования Езекии и признавать пр. Наума современником пр. Исаии, чем и объяснится, между прочим, некоторое сходство в пророчествах того и другого (ср. Наум.3:5 с Ис.47:2,3 ; Наум.3:7,10 с Ис.51:19 и д. Наум.1:15 с Ис.52:1,7 ). Более подробных и точных сведений как о лице пр. Наума, так и о времени его служения, не существует. Задачею его пророческого служения было доставить утешение горевавшему от бедствий причиненных ассирианами народу Божию и возвестить погибель гордым ассирианам и особенно столице их Ниневии. Обозрние содержания книги пр. Наума для последовательного ее чтения

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В этом отделе исторические моменты еще более усиливаются и находят себе подтверждение в целом ряде внешних данных: в житии Наума, в различных отдельных свидетельствах, монументальных памятниках Македонии, наконец, в непрерывном предании, хранящемся в болгарском народе и болгарской церкви. Что же касается сведений относительно литературной деятельности Климента, то они блестящим образом подтверждаются наличностью уцелевших списков его сочинений, указанных в житии. Историческая ценность тех показаний, которые не засвидетельствованы другими источниками, в каждом отдельном случае может быть определена посредством тщательной критики жития. В основу XV–XXIX глл. лег тот же источник, которым пользовался составитель и для предыдущей части. Это – древнее житие Климента, написанное каким-то близким к нему лицом. В тех местах греческого текста, где речь идет о личных отношениях составителя к святому, о личных впечатлениях от его жизни и подвигов, или где сообщаются точнейшие фактические подробности его биографии, древняя основа памятника стоит еще настолько —162— самостоятельно, что ясно выделяется, как именно таковая. В существовании древнего жития Климента нас убеждает самым решительным образом житие Наума, которое при этом заключает в себе данные и для более определенного суждения о первом. Высокая историческая ценность жития Наума была отмечена первым же издателем его – П.А. Лавровым. Житие это носит на себе черты глубокой древности и отличается благородной простотой и безыскусственностью изложения. Автор его, принадлежавший к Девольскому клиру, был современником не только учеников Климента, но и его самого и его сотрудника Наума. Даже материал для своего рассказа он черпал из живых рассказов Климента и Наума, в чём сам удостоверяет читателя словами: елико же ми сами блаженныи ци скааше. Отсюда каждая строчка этого памятника возбуждает к себе высокое доверие. По отношению к предполагаемому древнему житию Климента он представляет собою очевидное его продолжение. Автор жития Наума начинает своё произведение словами: И се же братіе да не останеть беь памети брать сего блаженнаго климента, о котором раньше не было сказано ни слова, а через несколько строк он говорит о царе Симеоне: тьжде блговрнїи црь симеонъ псти наоума подроуга моу въ нго (Климента) мсто, хотя о Симеоне также речь заходит впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 14. Книга Пророка Наума 56. Время служения пророка Наума Седьмое место в числе двенадцати меньших пророков, занимает пророчество или бремя [Бремя – λημμα. Так как они говорили, быв обемлемы Духом (λαμβ) ανομενοι: то Наум и назвал действие благодати λημμα. Святой Иоанн Златоуст в толковании на Исаию] о Ниневии, книга видения Наума, сына Елкесиева. Древность не сохранила нам никаких определенных сведений о жизни и делах этого пророка, так что прибавленное к имени его слово Haelgoschi одни принимали за наименование отца пророка Наума, а другие – за наименование места рождения. Quidam putant Helkeseum patrem esse Nahum, говорит блаженный Иероним, et secundum Hebrseam traditionem etiam ipsum prophetam fuisse, quum Helkesey usque hodie in Galilxa viculus sit parvus quidem et vix ruinis veterura aedificiorum indicans vestigia, sed tamen notus Judaeis et mihi quoque a circumducente monstratus (Praef. in Nah.). Держась этого указания Иеронимова, толкователи позднейшие большей частью называют Наума Елкошитянином, подобно тому как Михей называется Маросфитским по месту рождения. Но из такового названия нельзя сделать никакого заключения о времени пророческого служения пророка Наума. Иосиф Флавий (Antiqu., lib. IX, сар. 11) говорит, что за 115 лет Наум предсказал пленение Ниневии Циаксаром и Набопаллассаром около 625 г. до Рождества Христова. По этому указанию предания пророческое служение Наума относится ко временам Езекии (745–716 г. до Рождества Христова). Этого же мнения о времени служения Наума держатся блаженный Иероним, блаженный Феодорит и некоторые ученые раввины (напр. Абарбанел), предполагавшие, что начатое при Езекии служение Наума, вероятно, продолжилось до первых годов царствования Манассии. На то же время пророческого служения Наумова указывают признаки, находящиеся в его книге, а именно: в ней есть указание на отведение десяти колен в плен ( Наум 2:2 ; 1196 3:1–5 1197 ), а оно случилось в шестой год царствования Езекии ( 4Цар 18:10 1198 ); говорится о нашествии Сеннахеримовом на Иудею, как о происшествии недавнем ( Наум 1:11 ; 1199 2:1 1200 ), а оно случилось в четырнадцатый год царствования Езекии ( 4Цар 18:13 1201 ); говорится о разорении Но-Аммона (по мнению Бохарта, Фивы; по мнению Иеронима, Александрия; а вероятнее Диосполь, потому что наименования Но-Аммон и Диосполь одиноково значущие Юпитеров город), Египта и Ливии ( Наум 3:8–9 1202 ); а нашествие на Египет было раньше нашествия на Иудею ( Ис 20:1–4 1203 ). Следовательно пророческое служение Наума относится к последним годам царствования Езекии, царя Иудейского, и к первым годам Манассии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010