Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятисловие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:37–40 ). Но свое значение для христиан сохранило не только богословие Ветхого Завета и его нравственное учение. Ветхозаветные правовые нормы оказали влияние на каноническое право христианской Церкви. Некоторые из них признаются действующими в Церкви, например, требование показаний двух или трех свидетелей для установления истины на суде. Отдельные ветхозаветные правовые институты существовали в Церкви в определенные эпохи ее истории, например, десятина, запрещение взимать проценты, впрочем, в Ветхом Завете ограниченное лишь единоплеменниками: Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост ( Втор. 23:20 ). Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков. В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле свт. Василия цитируется пророк Иеремия (3:1) и книга Притчей (18:23): «Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится. Такожде: держащий прелюбодейцу безумен и нечестив». На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м правиле. В 16-м правиле 7 Вселенского Собора цитируется книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Исполнилось в них написанное: мерзость… грешнику богочестие ( Сир. 1:25 ), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются…». Некоторые канонические нормы основаны на ветхозаветных текстах, которые сами по себе не содержат соответствующих юридических формул по их буквальному смыслу, но в которых заключены мысли, используемые для их обоснования, и эти места из Ветхого Завета цитируются в канонах. Так, в церковной судебной практике за свои преступления и грехи клирики не подлежат наравне с мирянами отлучению от Причастия, а только извержению из сана на основании общего принципа, не допускающего налагать двойное наказание за одно и то же преступление. Эта норма сформулирована в 25-м апостольском правиле, которое содержит в себе ссылку на книгу пророка Наума: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Ибо Писание гласит: Не отмстиши дважды за едино (1:9)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

LXX вместо мефиц ст. 1 читали, вероятно, мeфiax (от пуах), почему и перевели εμφυσων, слав. вдыхаяй (в лице твое), что блаж. Феодорит относит к дарованию Богом новой жизни иудеям после гибели ассириян: «виновник сего для тебя Бог , который мановением своим, как бы неким дуновением, их сокрушил, а тебя освободил от их владычества» (с. 11). Но более естественным, лучше отвечающим контексту речи, является чтение еврейского текста, в котором обращение не к Иудее, а к Ниневии. Наум.2:2 .  Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили. (евр. 3). Теперь указывается главная причина роковой силы врагов Ниневии и всей тщетности ее усилий самообороны: врагом ее явится сам Иегова, имеющий именно через разрушение Ниневии, враждебной Царству Божию, восстановить это последнее, возвратить внешнюю красоту и внутреннее священное величие (евр. гаон, Vulg. Superbiam) Иакова-Израиля, т. е. избранного народа Божия вообще; «должно же знать, – замечает здесь блаж. Феодорит (с. 12), – что Иакову имя Иакова дано родителями, имя же Израиля – Богом, а то и другое имя принял народ, происшедший от Иакова. Посему, говорит Бог: за бедствия, какие потерпел ты, Иаков, от Ассириян, Я накажу их ради добродетели праотца, по которой придал Я ему и именование Израиля». Именно посредством гибели Ниневии должна быть восстановлена слава народа Божия, величие Царства Божия, потому, что именно Ниневия – в лице царей своих – Тиглат Пилезера Салманассара, Сеннахерима и др. – дала великих опустошителей Израиля – этого истинного виноградника Божия ( Ис 5.1 ), насажденного рукою Божьею, но беспощадно уничтожавшегося врагами ( Пс 79.9–14 ). Теперь, в момент восстановления красы Иакова и славы Израиля, пришло время отмщения прежним его поработителям – ассириянам (ср. Ис 33.1 ). Наум.2:3 .  Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. Наум.2:4 .  По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророчества о Мессии можно встретить и в книгах малых пророков. Так, например, о Господе Иисусе Христе предвозвещает пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9, 9 ). Здесь можно видеть предсказание о торжественном Входе Господнем в Иерусалим. Другой малый пророк – Михей – прямо указывает на место рождения Спасителя – Вифлеем: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5, 2 ). Дореволюционный преподаватель Могилевской Духовной Семинарии Л.И. Бриллиантов в «Кратком руководстве к изучению Священного Писания Ветхого Завета» замечает следующее: «Учение о Мессии и Царстве Его было раскрыто пророками с особенной ясностью и полнотой. Это была религиозная цель пророческого служения» 5 . Цель работы – сделать обзор пророчеств о Мессии в книгах двенадцати малых пророков и их различных толкований. Актуальность темы. Несмотря на то, что в библеистике существует большое количество авторитетных исследований пророческих книг (и великих, и малых пророков), в настоящее время не издано единой работы, в которой был бы сделан обзор и проведен анализ всех пророчеств о Мессии, содержащихся в книгах малых пророков. Объект исследования – пророчества о Мессии в книгах малых пророков. Предмет исследования – книги малых пророков. Задачи работы: -сделать обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков; -провести анализ различных их толкований; -сравнить мнения разных авторов; -выявить общее и особенное. Настоящее исследование состоит из трех глав. Обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков выполнен в хронологической последовательности. Первая глава исследования посвящена обзору мессианских пророчеств в книгах малых пророков до-пленного периода: Ионы, Амоса, Осии, Михея, Софонии и Наума. Во второй главе сделан обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков Вавилонского периода: Авдия и Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

— В какой степени, на Ваш взгляд, эта война — историческое, политическое и духовное событие? — На Ближнем Востоке всегда решались судьбы человечества. И сейчас решаются. Поэтому все три перечисленных Вами аспекта взаимосвязаны. Когда в VIII веке до нашей эры ассирийские полчища терроризировали и уничтожали весь Ближний Восток, это тоже было не без Божиего попущения. Но всему под солнцем приходит конец, пришел когда-то конец и Ассирийской державе, когда исполнилось пророчество Наума: «Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою. И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор» (Наум 3:5-6). В срок, определенный Всевышним, придет конец и новым «ассирийцам» — нынешним террористам, орудующим на Ближнем Востоке. — Патриарх Кирилл был в Сирии и Ливане в 2012-м и сказал тогда, что Русская Православная Церковь поддерживает на Ближнем Востоке религиозную свободу для всех. В России часто это звучит. А как эта поддержка чувствуется у вас? — Русская Православная Церковь во главе со своим Предстоятелем громко возвышает голос в защиту гонимых христиан Ближнего Востока и Северной Африки и выступает за религиозную свободу для всех в этих регионах. Русская Церковь молится и будет молиться о мире на Ближнем Востоке. Совместно с Императорским православным палестинским обществом   наша Церковь постоянно собирает пожертвования и отправляет сюда гуманитарные грузы. Недавно была собрана по храмам простым народом большая сумма денег. Я знаю, что Новоспасский монастырь и московский храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, где отец Николай Балашов настоятелем, собирали пожертвования и отправляли сюда. Сейчас идет разговор о строительстве детской школы в Дамаске и о госпитале в Сирии при поддержке Русской Православной Церкви, есть и другие гуманитарные проекты. Другие христианские конфессии и организации тоже не стоят в стороне: католики активно занимаются беженцами, «Каритас» например.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4533625...

Слова пророка Наума (3:8 и след.) о завоевании и разграблении египетских Фив вплоть до последнего времени были полной загадкой, и никто не мог сказать, к чему относятся следующие слова пророка: «Разве ты (Ниневия) лучше Но – Аммона (т. е. Фив), окруженного водою, которого валом было море, и море служило стеною его...? Но и он переселен и пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями». Но вот в Ниневии была найдена великолепная десятигранная глиняная призма времен Ашурбанипала, на втором столбце которой говорится, что Ашурбанипал, преследуя из Мемфиса египетскаго фараона Урламане, дошел до Фив и завоевал их; золото, серебро, драгоценности, сокровища из царских чертогов, мужчин и женщин, взятых в плен, все это он увез в Ниневию, столицу свою. Многих смущало упоминание в разных местах Библии необычайно больших количеств золота и серебра, каким обладали евреи в дни царей, а также и другие соседние народы, как египтяне или сирияне. Однако раскопки последнего времени доказали, что Библия не преувеличивает данных. Некто г. Дэвис во время раскопок в Египте натолкнулся на усыпальницу 18-й династии, т. е. как раз времени Исхода, которая оказалась переполненной несметными драгоценностями. Осмотр усыпальницы производился в присутствии герцога Конотского и проф. Масперо. Их глазам представились многочисленные предметы: маски, колесницы, стулья, зеркала, гипсовые головы – все это было или из чистого золота и серебра, или было покрыто и украшено ими в солидной степени. При этом, надписи гласили, что золото привезено из «стран юга». В Египте того времени по словам одного из корреспондентов фараона «золото было в таком же изобилии, как пыль»... Дальнейшей иллюстрацией затронутого вопроса может служить гробница Тутанкамена, открытая лордом Карнавон в 1925 г. О ней писалось, что сокровища и количество золота в ней обнаруженные превзошли все ожидания. Нужно ли что ни будь еще к этому добавить. Но можно ли умолчать здесь о таком большом факте, как о Вавилонской таблице с описанием потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Так Давид говорит: " язык мой – трость скорописца " (Пс. 44:2). Не трости приписывай письмена, но держащей ее руке, т.е. не языку Давида, но движущей его благодати. И другой пророк выражает то же самое, когда говорит: " я был пастух и собирал сикоморы " (Амос. 7:14), - чтобы кто-нибудь не приписал сказанного им человеческой мудрости. А третий не ограничился только этим, но прибавил и ничто другое, сказав : " а я " " силы Духа Господня, правоты и твердости " (Мих. 3:8). Действительно, благодать делала их не только мудрыми, но и сильными, не составом тела, но мыслию. Так как они имели дело с народом дерзким и бесстыдным, жаждавшим крови пророков и совершавшим убийство святых, то, конечно, они нуждались в великой сил, чтобы не бояться невыразимой его дерзости. Потому и говорил Бог Иеремии: " поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною " (Иер. 1:18); и Иезекиилю: " и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом " (Иез. 2:6). И Моисей, когда был посылаем, отказывался, кажется мне, боясь мне не только фараона, но особенно самого народа иудейского (Исх. 4:10). Беседуя с Богом и не распространяясь о варваре, он с великим тщанием старался узнать, что должно ему говорить иудеям неверовавшим, что они действительно были посланы от Бога, и знамения получил сообразные с их расположением; и весьма справедливо. Ведь, если один из них, и притом облагодетельствованный, им привел его в такой страх, то что должен был он чувствовать, представляя этот буйный народ? Потому пророк и получил не только Духа мудрости, но и силы, и говорил: я исполнился " силы Духа Господня, правоты и твердости " (Мих. 3:8); и другой: " слово Господне было Иеремии, сыну Хелкиину " (Иер. 1:1); и еще иной: " Пророчество (λμμα) (бремя) о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина " (Наум. 1:1). И этот самый пророк означает другим выражением то же, что предыдущие назвав получение Духа бременем. Так они говорили, будучи объемлемы (λαμβαυμευοι) Духом, то он и назвал так действие благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Это пророческая речь в книге Иезекииля весьма подробно изображает в переносном смысле в отношении к Иерусалиму. Но ближе к истине и с большею пользою можно отнести эти слова к миру, для уврачевания которого пришел истинный врач с неба. «Вот Я на тебя, говорит Господь» всемогущий: так как Я всесилен, то могу исцелить все болезни, и что невозможно для других, то возможно для Меня. Я открою задния части твои пред лицом твоим, то есть Мои добродетели, заповеди и слова, которые ты бросила позади себя. Я дам тебе видеть их, хотя ты и не заслуживаешь этого. Ибо Я заповедал тебе относительно слов Моих, чтобы они постоянно были пред глазами твоими и чтобы висели у тебя в виде повязки ( Втор.6, 8 ). Но ты презрев волю повелевающего, оставила их позади себя, так что не только не исполняла, но даже не хотела и видеть то, что Я повелел. Или может быть, Я дал тебе видеть и понять заблуждения твои, которые ты прежде, во время своих слепых увлечений, считала за добродетели. После того Я покажу также народам, которые ты продавала чрез блудодеяние свое, твою наготу, чтобы они не увлекались любовию к тебе, но, увидев безобразие и грязь на внутренней стороне того тела, наружностию которого они увлекались, перестали блудодействовать с тобою. Также царствам, которые больше народов, Я покажу твое бесчестие, виновницею которого ты сама была. И обращу на тебя мерзость соответственно твоей нечистоте, так что тебя будут считать столь нечистою, насколько ты действительно нечиста, и ты не будешь обольщать весьма многих, которые прежде, соединяясь с тобою, становились одним телом с тобою ( 1Кор. 6 ). И обращу тебя в пример, чтобы страх подобного наказания удерживал от подражания преступлениям. Наум.3:7 .  И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: разорена Ниневия!» Кто будет качать головою ради тебя? Где найду я утешителя для тебя? В еврейском тексте слова «голова» нет, но мы прибавляли это для того, чтобы смысл был яснее. Также Симмах перевел так: И всякий, кто увидит тебя, удалится от тебя, и скажет: «разорена Ниневия! Кто будет печалиться с нею?» Далее, LXX перевели: И будет то, что всякий, кто увидит тебя, сойдет с тебя и скажет: „жалкая Ниневия! Кто будет вздыхать о тебе? Где буду искать я утешения для нее, – настраивающего струну? Кто увидит, что Ниневия разорена и что она обращена в пример для всех, тот испугается, удивится и скажет: «разорена Ниневия! Кто будет качать головою ради тебя?» то есть: кто будет печалиться о тебе, кто может быть твоим утешителем? Пока ты была могущественною, ты, как жестокая властительница, не жалела старца (или старцев), не обращала внимания на младенца (или на младенцев) и не приготовила никого, как друга для времени твоей печали, потому что ты никого не хотела иметь соучастником в твоем царствовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

А чтобы знать, что во всем сказанном выражается благость, а не строгость Божия, для этого вникните в то, что далее следует. Наум.1:7 .  Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него. LXX: Сладостен Господ для ожидающих Его в день скорби, и Он знает боящихся Его. Когда Он начнет гневаться и разрушать царства, бывшие прежде могущественными, то будет знать Своих, и не поглотит всех плавающих одна и та же буря. Под днем же скорби мы в таинственном смысле ( ναγωγν) должны понимать день суда, о котором Исаия написал: «се... день Господень грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную... пусту и грешники погубити от нея» ( Ис. 13, 9 ). Будем надеяться на Господа и ожидать Его пришествия сообразно с Его терпением, чтобы нам, по пришествии Его, испытать Его благость, а не правосудие, и чтобы Он позвал нас или как надеющихся на Него, или же как боящихся Его. Ибо «позна Господ сущыя Своя» ( 2Тим. 2, 19 ). Наум.1:8 .  И по миновании наводнения положит конец (consummamionem faciem) месту его, и врагов Его постигнет тьма. LXX: И по миновании наводнения положит конец, восстающих и врагов Его постигнет тьма. «Господь долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже в век враждует» ( Псал. 102, 8–9 ); но когда умножится зло на земле и всякая плоть извратит путь свой, тогда Он наведет наводнение, которое пройдет, а не будет продолжаться вечно. Истребит же или положит конец месту его, то есть наводнения, для того, чтобы, подобно тому, как о нечестивом говорится: «и мимоидох,... и не обретеся место его» ( Псал. 36, 36 ), и «путь нечестивых погибнет» ( Псал. 1, 6 ), так погиб путь наводнения после гнева Господня, при проявлении одной благости. Можно это понимать и в историческом смысле, потому что когда Он опустошит Израиля и как бы потопом наводнит землю обетованную, то положит конец плену и возвратить его 4 в прежние места жительства. С другой стороны, врагов Его, ассириян, которые увели народ в плен, постигнет тьма. Сказанное нами об Израиле и ассириянах можно понимать также в отношении к концу мира, к святым и гонителям или противным силам, в том смысле, что святых Бог помилует после гнева, а гонителей их и врагов, избравших тьму, а не свет, постигнет та тьма, которую они избрали, потому что они будут брошены «во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Матф. 22, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010