Очень часто эти этапы описываются словами: «Слово Господне, которое было к…» ( Ос.1:1 , Иоиль 1:1 , Мих.1:1 , Соф.1:1 , Зах.1:1 , Мал.1:1 ) или словами «видение»: «Видение Авдия» ( Авд.1:1 ), «книга видений Наума» ( Наум.1:1 ), «Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум» ( Авв.1:1 ). Формула пророческого призвания – это именно сакральная формула, а не описание события, произошедшего в жизни пророка. Как всякая сакральная формула, она может иметь краткую форму, которая соразмерна количеству текста данной книги. Недаром кратчайшая формула встречается исключительно в книгах малых пророков. Отметим, что в новозаветной книге Деяний Апостолов описание призвания и поставления на пророческое служение Савла происходит по полной схеме, отмеченной нами у Исаии, и включает все шесть этапов, и даже несколько больше. Лука добавляет еще два этапа, причем делает это с определенной целью. Покажем в виде таблицы, как текст описания этого призвания может быть соотнесен с предложенной нами схемой. Выделенные этапы призвания пророка Деяния, 9–я глава: призвание Савла 1 этап: призыв. Господа «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет, с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (3–4). 2 этап: покаяние как активное действие, которое рождается в человеке в ответ на призыв Господа. «Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет, тебе, что тебе надобно делать» (5–6). 2 «А» этап: возвещение пророкам Церкви о предстоящем служении нового пророка. «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от. многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет, от. первосвященников власть вязать всех, призывающих имя. Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя. Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя. Мое» (10–16).

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

В стихе 14, пророк обращается снова к Ассириянам; в стихе 15 – к Иуде (который и назван) и II, 1 – к Ассириянам. Стих 3-й в главе V представляет приближение неприятельского войска; стих 4 и 5 в той же V гл. – приготовление в городе к защите. Остальная часть пророчества имеет менее быстрое движение, и следовать за ней гораздо легче. Поэтические красоты изобилуют в книге Наума: мы укажем на некоторые из них и воспользуемся этим случаем для объяснения нескольких темных мест. Пророчество начинается тройным повторением одной и той же идеи, которая определяется с точностью в последнем члене этого повторения: Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе; мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих. Эти слова напоминают приближение бури, которая однообразно и страшно гремит в дали и вдруг разражается над той страной, куда неслась по повелению Божию. «Иногда Всевечный, по видимому, как бы забывает свое мщение, и виновная Ниневия продолжает в мире, безнаказанно пользоваться продолжением своего благополучия. Но если Он медлит, то поступает так, потому что не хочет смерти грешника; Он медлен во гневе, потому что могуществен по силе, и не оставляет ненаказанным ни одного виновного. Он шествует против своих врагов в буре, которая сокрушает их; Он сам присутствует в вихре, уносящем их в пыль, которую поднимает Он в своем шествии под Своими незримыми стопами, составляет те темные облака, из которых разражается гром, нисходит гибель». – Затем следует краткое и величественное описание всемогущества Божия в природе (4:5), в доказательство, что нет народа, на столько сильного, чтобы устоять хотя одного мгновение пред гневом Господа. Как поразительна картина осады и взятия Ниневии в главе II! Обратите особенное внимание на (V – 7). Ниневия в образе царицы, уводимой в плен среди ее рабынь (других городов царства), которые стонут как голуби, ударяя себя в грудь. И между тем Ниневия изобилует обитателями, как пруд; а они бегут, – «стойте, стойте!» взывает она к ним, но никто не оглядывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Весь город находится во власти врагов: «расхищайте серебро расхищайте золото», взывает к ним пророчество, «нет конца запасам всякой драгоценной утвари!. И Ниневия, так сказать, следит взорами за успехами своего собственного разорения: «разграблена, опустошена и разорена! И тает сердце, дрожат колена; нетверды чресла, и бледность смерти на всех лицах». Ниневии нет более, и при мысли о ее величии, о ее развращении и гибели, Пророк восклицает с святой иронией: «где теперь логовище львов, и пр.» Последняя часть пророчества начинается обвинением в одну строку, каждое слово которой накладывает на Ниневию новое беззаконие неизмеримой тяжести. Горе городу крови! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Тотчас вслед за этим вся равнина, на которой расположена Ниневия, покрывается неприятельским войском, и оно с шумом устремляется против нее: слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; множество раненых на смерть и груды трупов! Нет конца убийствам, спотыкаются о трупы умерших! Возможно ли изобразить в меньших чертах и с большею силою нападение на город, осаду и взятие его – И за что такая гибель? – продолжает Пророк: «за многие блудодеяния развратницы» (III, 1–4). IV. Пророчество Наума образует одно целое, в котором легко можно распознать разные его части. Сначала общее введение, 1, 2–8, возвещает о всемогуществе Бога, Его страшном гневе против Его врагов и Его благости к тем, которые уповают на Него. Потом следует тема пророчества, которая напоминает о вине Ассура, предсказывает его внезапную, быструю и окончательную гибель, несмотря на его могущество, и возвещает избранному народу его освобождение (1, 9–14). С стихом 15 начинается описание погибели Ниневии; оно занимает II главу. Пред очами Пророка погибель уже совершилась и уже являются на горах вестники, которые несут эту новость в Иерусалим. Пророк предостерегает Ниневию об опасности, ожидающей ее, и иронически ободряет Ниневитян к защите; он объявляет могущественному городу причину его падения: Всевечный хочет восстановить славу Евреев, которых Ассур ограбил и подверг опустошению (II, 1:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Наум.1:5 .  Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Наум.1:6 .  Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. К указанным доселе проявлениям гнева Божия пророк присоединяет (ст. 5) новое: от действия гнева Божия приходят в сотрясение, колеблются в своем основании не только горы и холмы, во и вся вселенная с обитателями ее (образы весьма обычные и в поэтических и пророческих священных книгах Ветхого Завета ( Пс 17.8 ; Пс 96.4–6 ; Ам 8.8 ; Мих 1.4 и мн. др.). В ст. 6 делается вывод из сказанного в трех предыдущих стихах (3–5), причем пророк употребляет вопросительную форму речи вместо категорического отрицания: «никто не устоит пред яростию и гневом всемогущего Бога, никто не может стерпеть всепоедающий огонь суда Божия». Изображения суда Божия в виде всепоедающего пламени ( Быт 19.24 ; Чис 11.1–3 ; Чис 16.35 ; 4Цар 1.10,12 ; Иов 1.16 ), равно как и наименование Бога, огнем поядающим ( Втор 4.24 ) были очень знакомы Израилю. Посему из изображения гнева Божия сама собою вытекала неизбежность будущей гибели Ассирии, нечестивой и надменной, своими беззакониями превысившей меру долготерпения Божия и вызвавшей действие суда Божия. «Если превозносящихся своею властью, и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?» (блаж. Феодорит, с. 8). Наум.1:7 .  Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Указание здесь на благость Иеговы и на милость Его к благочестивым, ищущим защиты у Него, с одной стороны, свидетельствует о том, что гнев Божий имеет нравственную основу и этический характер, а отнюдь не есть стихийная разрушительная сила, с другой же стороны, выдвигает резкий контраст с благостью и милостью Божией, грядущий неумолимый суд Божий над нечестивыми ассириянами. Эти две стороны, гнев и милость Божии, Ассирия и Иудея, предносятся пророку в целом содержании его книги. В высшей степени прекрасен и величествен переход, в ст. 7, от изображения гнева всемогущего и всеправедного Иеговы к изображению его благости; он действует на душу читателя неотразимо, производя в ней впечатление некоего благодатного веяния хлада тонка после зрелища великой разрушительной бури ( 3Цар 19.11–12 . См. Толков. Библия т. II, 485–486), возбуждая твердую надежду на помощь и защиту Божию (см. Пс 30.1–4 ; Пс 90.1–4 ). Но пророк, «показав, как благорасположен (Иегова) к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых» (блаж. Феодорит, с. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Наум 1:12 LXX Так говорит Господь, обладающий водами многими: они расступятся, и слух о тебе более не будет слышан. Этот стих принадлежит Септуагинте 992 . Определение κατρχων δτων πολλν водами может относиться и к Господу, и к городу Ниневии, против которого обращено пророчество Наума. Во втором случае определение выступает как обращение: «О, обладающая водами многими! Но (κα) они расступятся...» Здесь Ниневия рисуется как столица, господствующая на водах; параллели этому представляли бы образ блудницы в Апокалипсисе апостола Иоанна и пророчество Иезекииля против города Тира: «За то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «Я Бог, восседаю на седалище Божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим...» ( Иез 28:2 ). Из последней цитаты видно, что именно ум Бога дает Ему господство на водах. Поэтому достаточно одного повеления от Бога, чтобы вода повела себя не так, как ожидает от нее человек. Что Ниневия будет разрушена наводнением, одинаково утверждается в МТ и LXX ( Наум 1:8 ). Но версия Септуагинты более внимательно рассматривает эту мысль – как в процитированном ст. 1:12, так и в ст. 2:8, который представляет особый интерес для онтологического анализа: «И Ниневия – как водоем воды ее, но они [т.е. сокровища города] побежали и не остановились, и никто не уследил». Сокровища, награбленные Ниневией, ведут себя как вода, для которой характерно движение и непостоянство. Гибель города сравнивается с прорывом плотины. В связи с этим можно отметить, что обладание водами многими (Ниневия, Тир, Вавилон, апокалипсическая блудница) – это характеристика попытки удержать неудержимое, т.е. обогатиться сверх меры, забыв о потенциальной неисчерпаемости материи, лежащей в основе творения. Поэтому гибель обогащающихся описывается как внезапный катаклизм, прорыв –истрсенїе и вострсенїе, и воскипнїе и сердца сокршенїе ( Наум 2:10 ) 993 . Соответственно, власть Бога над водой описывается не только как способность ее «умиротворения», но и как сила удержания, и не только удержания в каких-то пределах, но и собирания в какие-то емкости; так, в одном месте действие Бога сравнивается с кузнечным мехом: «Он собирает, как мех, воды морские и полагает их в сокровищницах бездны» ( Пс 32:7 ). Бог способен также иссушить море и превратить реки в пустыню, а небеса, наоборот, облечь мраком и покрыть «вретищем» ( Ис 50:2–3 ). В одном из текстов Бог Сам «возмущает глубину морскую» ( Пс 64:8 LXX). Волнение моря (, σαλεω) может описываться как выражение ликования, наряду с рукоплесканием рек, и ставиться в параллель такому же выражению чувств народов земли ( Пс 97:7–8 ). Оно также может символически отображать реалии эсхатологического времени, как в молитве пророка Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

О злой и лукавый обычай! За великое человеколюбие Владыки мы оказываемся врагами Его и за неисчислимое Его к нам милосердие убегаем от служения. Да не говорится лишнее в церкви Божией; да прославляется умение принимать на веру; да не выпытывается то, о чем не сказано. Если мы начнем выведывать неизведанное, то погибнем, как и ниневитяне, которые спустя некоторое время забыли милость Божию и вернулись к прежнему злу. И был послан к ним от Бога пророк Наум, но они не поверили его проповеди, надеясь, что пророчество его не сбудется, как не сбылось Ионино. Смотри, что говорит о них пророк Божий Наум: погибнет Ниневия водами пресными и огнем подземнымя(Ср.: Наум. 1, 8 — 10.). Так и случилось: озеро, находящееся в окрестностях города, затопило его, и огонь, пришедший из пустыни, сжег его верхнюю часть. Поверив проповеди пророка Ионы, они были спасены; когда же проповеди пророка Наума не поверили, тогда погибли окончательно. И если бы после Христова пришествия минуло пять тысяч пятьсот лет, — столько же, сколько прошло и до пришествия Его, — и тогда не позволено было бы говорить и вопрошать об этом. Ведь ты, будучи человеком, не знаешь своего собственного естества: как ты появился, и сколько лет продлится твоя жизнь, и какой будет кончина. Самого себя не зная, как можешь допытываться о Божественном? Если бы ты стал вопрошать земного и тленного царя и говорить: “Почему ты делаешь не так, как мне кажется нужным, или делаешь не так, как я считаю необходимым?”, — разве не принял бы ты горькую муку, как дерзкий, злой, гордый и непокорный раб? Ты же дерзаешь допытываться у Царя царствующих и Творца и Создателя всего, пристаешь к Тому, Кто весьма крепок, весьма премудр и силен, как говорит Священное Писание: “Преисподняя обнажена пред Ним… Он распростер север неизреченно… повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Силою Своею Он устроил море и разумом Своим Он выстлал дно его… Столпы небес… ужасаются… Его, и Своим повелением Он умертвил змея-противника” ; “луне повелевает — и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его; и как быть чистым рожденному женщиною? ибо человек есть тление, и сын человеческий — червь”(См. Иов. 25, 5, 4, 6.); ад — дом его, и тьма — постель его, и отец его — смерть, мать же и сестра — тление .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Во второй части находятся Книги Пророков, то есть Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и прочих двенадцать меньших пророков, то есть Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Из Нового Завета Апокалипсис. В третьей части находятся Таинства веры, особенно о Пресвятой Троице, о воп­лощении Сына Божия, о предуставлении, об оправдании верой, о присущии Христовом в Евхаристии и так далее. В четвертой части находятся заповеди и нравоучения о добродетелях и о пре­грешениях. В первом ряду и четвертом трудности понимания и туман не столь ве­лики, как во втором и третьем ряду, которые имеют сокровенный смысл и отлича­ются трудностями в понимании Пророчеств и Таинств веры. Их смысл свыше ума человеческого, и мы можем понять его разве гадая, как и говорит Апостол: Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу ( 1Кор. 13, 12 ). ВОПРОС ВТОРОЙ: Почему Священное Писание туманно? ОТВЕЧАЕМ: Есть разные причины, по которым в Писании есть туманность и неудобопостигаемая глубина. Есть причины внутренние, относящиеся к самому Священ­ному Писанию, о которых говорилось в первой части, в главе 5, в доказательстве 4. Дру­гие же причины внешние, особенно следующие три. ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Бог, как для всякого создания, так и для Своей Святой Цер­кви, благоизволил установить чин, в соответствии с которым одним следует учить, а другим учиться. Этот чин не сохранился бы, если бы Священное Писание было ясно, от­кровенно и для каждого удобопроницательно и легко понимаемо. Послушайте, что гово­рит Апостол Павел: И Он поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Еван­гелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (то есть Церкви). ( Еф. 4, 11 ). И снова Он говорит, в другом мес­те: Все ли Апостолы? Все ли Пророки? Все ли учители? (...) Все ли истолкователи ( 1Кор. 12, 29–30 )? Как бы говоря, что не все, но одни учат и рассказывают, другие толкуют, тре­тьи учатся и слушают. Это Апостол объясняет, проводя аналогию с человеческим телом. Он говорит, что в человеческом теле много членов, но не все они действуют одинаково. Так и в Церкви, которая есть Тело Христово, много верных, но не все имеют одну и ту же благодать от Бога и не все одинаково действуют. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же духом; иному же вера, тем же духом; иному дары исцеле­ний, тем же духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор. 12 8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Могила интересует приезжих потому, что ее еще называют “могилой семисаженного святого”. Она обращает на себя внимание своей несоразмерной длиной, имеющей около 26 аршин длины, 3 аршина ширины, 2 ½ аршина высоты. Проводник туземец уверяет, что святой был “очень большой”, высокий, но на самом деле длина могилы получилась от постепенного ее удлинения погребением родственников святого. Намогильник кирпичный оштукатурен алебастром. Местоположение могилы очень живописно: весной и летом приятно провести время под тенью старых развесистых карагачей. Основатель Самарканда, Тимур, очень любил свой город и желал сохранить свою столицу. Ему посоветовали, что в основание города надо положить мощи четырех пророков, – и он перенес мощи пророка Даниила. Поклоняются гробнице Даниила и мусульмане (они и следят за ней), и евреи, и христиане. У гробницы часто бывают исцеления, и в память их люди отрезают лоскуты и вешают на ветках». Из книг пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии Сотница 1. И сказал Господь Осии: Сильно блудодействует земля, отступив от Господа, и положу конец царству дома Израилева, ибо Я уже не буду миловать дома Израилева, чтобы прощать его ( Ос. 1, 2–5 ). 2. Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида (Христа Мессию), царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни (при Илии и Енохе) ( Ос. 3, 4–5 ). 3. Суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием ( Ос. 4, 1–2 ). 4. Господь оживит нас, изцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред Ним... яко утро готово обрящем Его (Христа Бога), и приидет нам яко дождь ранний и поздный земли ( Ос. 6, 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Феодорит, с. 13). «Под рабынями Ниневии должно метафорически понимать меньшие города, селения и деревни. Или, может быть, взятые в плен женщины подвергались угрозам пред глазами победителей, и столь сильный будет ужас, что печаль не будет выражаться даже в рыданиях и воплях, но безмолвно, про себя будут стонать и с глухим шепотом глотать слезы подобно воркующим голубям» (блаж. Иероним, с. 279). Подобный образ встречается в Ис 38.14 ; Ис 59.11 ; Иез 8.16 ); биение в грудь ср. Лк 18.18 ; Лк 23.27 . Наум.2:8 .  Ниневия со времени существования своего была как пруд, полный водою, а они бегут. «Стойте, стойте!» Но никто не оглядывается. Наум.2:9 .  Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари. Наум.2:10 .  Разграблена, опустошена и разорена она, – и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели. евр. 9–11. Теперь пророк переходит к изображению того бедственного состояния, в котором окажется Ниневия по вторжении в нее осаждающих врагов, – состояния, резко противоположного прежнему благосостоянию, могуществу и величию столицы Ассирии. Былое величие и могущество Ниневии пророк выражает прежде всего сравнением ее ст. «прудом полным водою» (евр. киарехат – майм), чем обозначается полное процветание Ниневии во всех отношениях: многочисленность ее жителей (народы и племена в Библии не раз сравниваются с водами, напр. Откр 18.15 ), а также обилие всех благ земных, материальных и духовных (таков в Библии смысл выражений «вода живая», «вода жизни», Иер 2.13 сл. Ин 4.10–15 ; ср. также библейские символические изображения земного благополучия и будущего блаженства, напр. Пс 1.3 ; Пс 13.13 ; Иер 47.1–13 ). Такою Ниневия была «со времени существования своего» (евр. мимеги; таргум Ионафана мийомекедам «от дней древности»). Последнее выражение иначе прочитано и передано у LXX-mu и в Вульгате, читавших очевидно не миме, от дней, а меймейя, воды ее (LXX: υδατα αυτης, Vulg. aquae ejus, слав. воды ее). Общий смысл места, однако, одинаков: благополучие Ниневии было полное. Но теперь пришел ему конец: город покидают, предвидя его гибель, жители его многочисленными толпами, и никакие ободряющие крики начальников-защитников Ниневии не подействуют; панический ужас овладел жителями, никто из них не только не помышляет остановиться и стать на защиту города, но и не смеет просто оглянуться назад (ср. Иер 46.5 ). «При таком множестве населявших этот город, что уподоблялась купели, наполненной водой и изливающей из себя избыток, все одно имели в виду – бежать, не останавливаясь даже и оглянуться назад» (блаж. Феодорит с. 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010