Как видим, три отделения было в ковчеге, он был осмолен и снаружи, и изнутри и имел два отверстия: одно было вверх, а другое сбоку. Ковчег – прообраз Церкви. Отцы Александрийской школы видели смысл и прообразы в самых мелких деталях устройство ковчега. Например,   изнутри смола – это смола, которая сохраняется для Суда Божиего над теми, кто ходит в Церковь, но не ищет Бога. Просто ходит, но без покаяния, ищет чего-то своего, по своему усмотрению. Потому что сказано в Священном Писании , что суду Божиему начаться с дома Господня. А внешняя смола – это для внешних, тех, кто слышал призыв, но никогда в Церковь не пришел. То есть это указание нам на то, что не все в храм ходящие и даже к Таинствам прибегающие спасутся. Что же для спасения необходимо? Как подходить к Таинствам? Имея «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19). И само по себе хождение в храм еще не гарантирует человеку спасения. Но не надо забывать и того, что без Церкви спасения нет. Отверстие в ковчеге сверху – это молитва Церкви к Богу, а отверстие сбоку – это молитва Церкви за народ Об отверстиях, которые были сделаны в ковчеге сверху и сбоку, блаженный Августин пишет так: отверстие сверху – это молитва Церкви к Богу, а отверстие сбоку – это молитва Церкви за народ. В этом и есть заповедь любви – к Богу и к ближнему. Бог говорит Ною: «Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре» (Быт. 6: 18–19). В ковчег были собраны для сохранения животного мира как чистые, так и нечистые животные. Нечистыми животными считались те, которые были не пригодны для пищи. Хотя повеление о вкушении мяса будет дано только после потопа, исполины и допотопные отступившие от Бога люди самовольно нарушали заповедь, убивали животных и ели мясную пищу. Но вот вопрос: если ковчег – это прообраз Церкви, то почему в нем были и чистые, и нечистые животные? Потому что в Церкви разные люди. Напомню: грех в Церкви – это не грех Церкви, а грех против Церкви.

http://pravoslavie.ru/98976.html

Адвентисты в переводе апостольских посланий слово «предание» – «парадосис» – заменяют на иное А вот еще один текст – 2-е Послание к Фессалоникийцам, 2: 15, его адвентисты перевели следующим образом: «Стойте же, братия, твердо и держитесь тех истин, которые мы преподали вам – и устно при встречах, и в письме нашем». А теперь я напомню, как этот текст воспроизводится в Синодальной Библии: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим». Как видим, что в одном случае, в 1 Кор. 11: 2, слово «предание» – «парадосис» – переведено словом «наставление», а в другом – в 2 Фес. 2: 15 – словом «учение», по-гречески – «алетейа», что не соответствует смыслу греческого слова «парадосис». Искажен и текст 2-го Послания к Фессалоникийцам, 3: 6, – адвентистами предлагается такая реконструкция этого текста: «И еще одно наставление вам: во имя Господа нашего Иисуса Христа удаляйтесь, братия, от всякого в вашей общине, кто праздно проводит время свое». Давайте вспомним синодальный перевод. Апостол Павел пишет: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию». Но есть ли места, в которых составители этого перевода, а вернее сказать – комментария, оставили слово «предание», употребленное и в греческом тексте Нового Завета? – Есть. И это те места, где говорится о преданиях в отрицательном значении: об иудейских преданиях, о человеческих преданиях, – во всех таких случаях слово «предание» оставлено (Мф.15: 2-3,6; Мк.7: 3,5,8-8,13). А в каждом из мест, где говорится именно об апостольском Предании, о предании в положительном смысле, текст Библии адвентистами намеренно искажен. Возьмем Псалтирь. Псалом 5-й, 8-й стих в синодальном переводе звучит так – и, кстати, этот перевод соответствует буквальному пониманию данного стиха: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». Но так как адвентисты не считают, что храм – это особое место и надо по отношению к нему проявлять почитательное поклонение, то они и перевели этот текст по-своему. Открываем «свободную от узких конфессиональных ограничений» Псалтирь и читаем: «А я, по милости Твоей великой, в дом Твой смогу войти и, благоговея перед Тобою, смогу поклониться Тебе, лицом к святому храму Твоему обратившись». Здесь много лишних слов, которые даются курсивом, но которые, в понимании адвентистов, делают этот стих более соответствующим доктринам их веры.

http://pravoslavie.ru/91673.html

Адвентисты в переводе апостольских посланий слово «предание» – «парадосис» – заменяют на иное. А вот еще один текст – 2-е Послание к Фессалоникийцам, его адвентисты перевели следующим образом: «Стойте же, братия, твердо и держитесь тех истин, которые мы преподали вам – и устно при встречах, и в письме нашем». А теперь я напомню, как этот текст воспроизводится в Синодальной Библии : «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Как видим, что в одном случае ( 1Кор.11:2 ), слово «предание» – «парадосис», переведено словом «наставление», а в другом ( 2Фес.2:15 ) – словом «учение», по-гречески «алетейа», что не соответствует смыслу греческого слова «парадосис». Искажен и текст ( 2Фес.3:6 ), адвентистами предлагается такая реконструкция этого текста: «И еще одно наставление вам: во имя Господа нашего Иисуса Христа удаляйтесь, братия, от всякого в вашей общине, кто праздно проводит время свое». Давайте вспомним синодальный перевод. Апостол Павел пишет: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию» ( 2Фес.3:6 ). Но есть ли места, в которых составители этого перевода, а вернее сказать, комментария, оставили слово «предание», употребленное и в греческом тексте Нового Завета? Да, есть. И это те места, где говорится о преданиях в отрицательном значении: об иудейских преданиях, о человеческих преданиях, во всех таких случаях слово «предание» оставлено ( Мф.15:2,3–6 ; Мк.7:3,5,8–13 ). А в каждом из мест, где говорится именно об апостольском Предании, о предании в положительном смысле, текст Библии адвентистами намеренно искажен. Возьмем Псалтирь. Псалом, а именно ( Пс.5:8 ), в синодальном переводе звучит так, и, кстати, этот перевод соответствует буквальному пониманию данного стиха: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс.5:8 ). Но так как адвентисты не считают, что храм – это особое место и надо по отношению к нему проявлять почитательное поклонение, то они и перевели этот текст по-своему. Открываем «свободную от узких конфессиональных ограничений» Псалтирь и читаем: «А я, по милости Твоей великой, в дом Твой смогу войти и, благоговея перед Тобою, смогу поклониться Тебе, лицом к святому храму Твоему обратившись». Здесь много лишних слов, которые даются курсивом, но которые, в понимании адвентистов, делают этот стих более соответствующим доктринам их веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Очень уныло, очень долго. И можно перелистнуть день за днем, и хочется поскорее выздороветь. Так вот, все это время оно, наверное, сжимается для слепорожденного, потому что он видит Христа. И тогда его, этого слепорожденного разные люди начинают допрашивать. Задавать ему нелепые вопросы. Кто тебя исцелил? Почему Он тебя исцелил в субботу? Уже никому не интересно само исцеление. И Христос не интересен, и чудо не интересно. А сам слепой кроме этого чуда ни о чем другом говорить не может. Потому что в его жизни произошла перемена, по сравнению с которой даже то, что он стал видеть, менее важно. Он сразу увидел все, что нужно видеть. Богоявление- вот что произошло. Он увидел Бога. Ему осталось только довериться Ему. Это и происходит в последней встрече с Христом. Христос Сам уже находит слепорожденного, узнав, что его выгоняют отовсюду. И я сейчас прочитаю вам этот отрывок. Иисус, услышав, что его выгнали вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божьего? Он отвечал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? И Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он с тобой говорит. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И все стало на свои места. Сын Божий и Господь. Мир Божий - и, значит, свет в нем. Человек, стремящийся веровать, нашел Того, в Кого ему верить. В другом месте Евангелия от Иоанна Христос говорит: Я пришел на суд в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Когда говорится о видящих, конечно, не имеется в виду, что Христос пожелал чтобы зрячие перестали быть зрячими. Говорится совсем о другом. Он захотел, чтобы те, кто думает, что они видят суть вещей, убедились, что видят они не все и неточно. Задумались и искали Того, Кто способен сделать их светлее. Вот об этом сегодняшнее Евангельское, очень важное для нас с вами, как и всякое Евангельское слово, повествование. Я буду сейчас отвечать на ваши звонки и вопросы, которые я получаю в храме. Напомню, что как обычно, для тех, кто в первый раз нас слушает, или для тех, кто не знает номер телефона храма, мы принимаем звонки, когда я в студии.

http://radonezh.ru/text/sskazhite-pozhal...

Помню, меня как драматурга этот рассказ особенно потряс. Вот она, одна из первых библейских драм, когда коллизия больше, выше, глубже любой логики! Как поступить? Как поступить правильно? Понятно, что в конце концов тебе придется исполнить волю Господню, но принесет ли это тебе счастье и радость от исполненного долга? История пророка Ионы как будто отвечает: нет, не принесет… Последний эпизод этой книги с выросшим за одну ночь и за одну же ночь засохшим растением хрестоматиен, и я его просто напомню: И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? И это последние слова книги пророка Ионы… Итак, мы оставляем Иону все в том же состоянии раздражения и глубокой обиды на Бога. Проще всего, конечно, упрекнуть его в недостатке смирения, недостатке мудрости, да и вообще в отсутствии настоящей веры. Но что-то подсказывает мне, что если бы мы это сделали, то оказались бы в положении плохих и недалеких друзей из Книги Иова, великого страдальца и великого святого (любимого святого последнего российского Императора). Друзья Иова, «защищая Бога», обличали Иова в его возможных скрытых грехах. А грехов не было, было испытание Божье для праведника, а заодно и для его неверных друзей… И потом: кому из живущих на свете не понятны чувства пророка Ионы? Кто из нас не дорожит своим авторитетом (пусть даже и мнимым) в людской среде? Кто со смирением и легко примет ситуацию, в которой придется (может быть, навсегда) опозорить и потерять свое доброе имя?.. Кстати сказать, имени человека или народа в Священном Писании придается всегда большое и важное значение. Знать имя живого существа – это значит постичь его главную суть. На двух страницах Библии (таков ничтожный объем поистине великой Книги пророка Ионы!) поставлены такие острые вопросы, которые наш русский гений Достоевский с полным правом мог бы назвать проклятыми вопросами. Это вопросы, которые могут быть разрешены только в пространстве духовного Божьего мира, но много ли среди нас тех, кто живет в этом пространстве?

http://pravoslavie.ru/144433.html

В том же послании Иаковлевом говорится не только об учении и о слушании слова. Апостол зовет к исполнению, к деятельному восхождению: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» ( Иак.1:22 ). Иаков первый дает эти аскетические указания. Не слушатель забывчивый, а исполнитель слова блажен будет, по апостолу. Все это находится в полном соответствии с тем, что говорят нам святые отцы. Стоит только вспомнить «лествицу» – путь деятельного восхождения. Напомню и слова апостола Иакова о том, что вера не спасает: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» ( Иак. 2:18–20 ). Видите ли, говорит апостол, чем может оправдаться человек? Верой – да, верой, конечно, но только верой не мертвой, ибо и бесы веруют и трепещут, но той верою, которая ведет к делам, а также самими этими делами, вытекающими из живой христианской веры. Итак, нам нужно не только отречься от мира, но идти путем деятельного восхождения, быть не забывчивыми слушателями, но исполнителями Божьего закона. Каким же путем идти? Да тем, о котором говорят святые отцы, – путем послушания воле Божией. Мы знаем, что Господь, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ), в саду Гефсиманском хотя и просил Отца: «да минует Меня чаша сия», но отвергался своей воли: «да будет не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). И нам Он заповедал молиться: «да будет воля Твоя». Новообращенным христианам апостол говорит: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Если мы станем на путь послушания, исполнения воли Божией – благодать крещения вступает в силу. Теперь нам все кажется, что если мы крестились, то и незачем говорить о грехе, это опять отцы выдумали. А апостол Иаков, хотя и пишет новообращенным – тем, кто уже верует во Христа и крестился, – не боится этого и, основываясь на том, что слышал от Самого Господа, начинает свое наставление: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» ( Иак.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Напомню: блаженны не те плачущие, которые плачут прежде о своих грехах, но, наоборот, те, которые сначала плачут о чужих грехах и лишь потом – о собственных. Мы беседовали об этом, разбирая значение евангельских Заповедей Блаженств, – то есть не ищи источник соблазна вне себя, обрати внимание, прежде всего, на свое собственное сердце, и тогда, может быть, ты поймешь, чем и как ты соблазняешь и огорчаешь других людей. И далее мы читаем: Мф.18:8–9 . «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную». Не говорит «руки», не говорит «ноги», но говорит: « Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя » – таким образом, подсказывает нам что речь идет не о руке или ноге, но о внутреннем устремлении к соблазну. Ибо если одна рука соблазняет, то и другая может соблазнить. Блаженный Феофилакт так истолковал этот текст: «Под рукою, ногою и глазом разумей друзей, которых мы имеем в числе членов. Итак, если бы и таковые, то есть близкие друзья, оказались вредными для нас, то должно презирать их, как гнилые члены, и отсекать, чтобы они не повредили и других. Так что из этого ясно, что если и есть нужда, чтобы пришли соблазны, то есть вредные люди, то нет необходимости, чтобы мы портились. Ибо если будем поступать так, как сказал Господь, и будем отсекать от себя тех, кто причиняет нам вред, хотя бы они и друзьями были, то не потерпим вреда» 52 . Выслушав это истолкование, не обвиняй во всем других людей. Но, напротив, скажи себе: это я всему вина! Вместо того чтобы влиять добрым христианским житием на окружающих, которых я называл своими «друзьями», я, называя себя христианином, последовал за их злочестием. Не я их в храм привел, а они меня в бар и в бордель затащили, не я их слову Божию обучал, а они меня – своей ругани, не я их вытаскивал из грязи греха, а сам с ними валялся в грехе безнравственности и порока.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В-шестых, причастие придает христианам силы в духовной борьбе . Как сказано в послании к евреям: «Помыслите о претерпевшем такое над собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» ( Евр. 12:3 ). Эти слова Писания призывают нас укрепиться через размышления. О Ком? О Претерпевшем. Именно это происходит во время причастия. Мы помышляем о Претерпевшем, то есть о Христе, такое поругание от грешников. Через это мы получаем что? Подкрепление для нашей с вами души. В-седьмых, причастие вселяет в нас уверенность в освобождении от суда . Иудейская Пасха напоминала израильтянам о том, что Бог искупил их посредством чего? Посредством крови жертвенного ягненка. Как написано в книге Исход 12:27: «это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израиля в Египте, когда поражал египтян и дома наши избавил». Как мы помним, вечеря Господня была основана на иудейском пасхальном ужине. Однако Христос дополнил ее новым содержанием. Причастие напоминает нам о том, как Бог искупил нас через кровь Христа. И самый основной стих, который об этом говорит, он находится в ( 1Кор. 5:7 ) «Пасха наша, Христос, заклан за нас». В-восьмых, причастие напоминает нам о нашей ответственности перед Церковью . Церковью Иисуса Христа. Написано: «один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Преломляя один и тот же хлеб с другими верующими, разделяя его на всех, мы учимся сознавать себя не одинокими какими-то рыцарями, ведущими одиночный бой, а частью одного общего организма. Учимся быть не религиозными индивидуалистами, а христианами одной церкви. Почему мы не признаем теорию пресуществления. И, наконец, в заключении я хочу сказать, наверное, будет интересно нашим друзьям услышать, почему мы все-таки не признаем теорию пресуществления. У меня есть на это пять аргументов. Прежде всего, необходимо заметить, что, когда апостол Павел цитирует слова Христа в 1 Коринфянам, он пишет: «Сия чаша есть новый завет в моей крови» ( 1Кор. 11:25 ). В этом предложении глагол-связка «быть» употребляется явно не в смысле идентичности абсолютной. Христос не говорит, что чаша и есть сам завет. Эти слова можно понять только в смысле символа. Чаша с вином символизирует завет. Подтверждение этого, напомню, что завет – это договор между человеком и Богом. Первый завет – Ноев, потом Авраамов, потом Моисеев, потом Давидов и, наконец, Христов. Здесь проблема из серии детских вопросов на IQ: «красный, синий, квадратный» – найдите разницу. То есть, получается, что чаша символизирует слова Христа. «Сия чаша есть новый завет в моей крови» можно понять только в символическом смысле. Потому что слова «хлеб есть тело» тоже нужно понимать в символическом смысле. Если мы чашу понимаем в символическом смысле, то, соответственно, и тело мы должны понимать в символическом смысле. Это один контекст, это одна мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Разумееши, яже глаголю. Ведаешь, что тяготу омофора святительского составляют труды и скорби архипастырского служения. Они весьма разнообразны. Напомню о некоторых, в том порядке, в каком исчислил их паче иных потрудившийся в апостольском служении. Много раз был в путешествиях, – говорит о себе Апостол языков, – в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями ( 2Кор.11:26 ). Из сказанного Апостолом не все, но многое придется испытать и тебе, брат боголюбезный: испытаешь труды миссионерских путешествий, узнаешь опасности от горных рек, увидишь препятствия делу твоему от единоплеменников, огорчения от язычников, неприятности в городе, опасности в горах, огорчения от лжебратий. И у тебя, кроме посторонних приключений, будет ежедневное стечение народа, забота о вверяемых тебе церквах ( 2Кор.11:28 ). И тебе придется изнемогать с изнемогающими, воспламеняться с соблазняющимися ( 2Кор.11:29 ). Тогда как одни будут слушать тебя, другие отвратят слух свой. Когда будешь поучать, одни приблизятся к тебе, чтобы яснее расслышать тебя, другие обратятся к тебе спиной и уйдут, тяготясь наставлением. Одни будут хвалить тебя, другие – порицать. Одни будут молчать о действительных немощах, от которых не свободны и праведники, – ибо и праведник, сказано, седмижды в день падает ( Притч.24:16 ), – а другие приписывать тебе такие намерения и поступки, о которых тебе и на мысль не приходило. Найдутся и такие, которые, опасаясь открыто злословить, будут кидать в тебя грязью порицания из-за угла анонима или псевдонима. Да не смущается сердце твое, поминая Сказавшего: Блажени есте, егда поносят вам... и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради ( Мф.5:11 ). Но еще больнее для сердца пастырского видеть приходящих в стадо его волков, расхищающих и разгоняющих овец. В вверяемой тебе части епархии найдется немало таковых. Внемли убо стаду, в немже тя Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:15 ); и еще: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). – Таким образом, так как дьявол и первый «человекоубийца от начала… он лжец и отец лжи», то все убийцы и лжецы лишь следуют за ним. Поэтому та дилемма, перед которой оказались иудеи, – это выбор между Христом и дьяволом в лице убийцы Вараввы. Латинский автор Иларий Пиктавийский пишет: «Когда Пилат предложил отпустить Иисуса, следуя обычаю, по которому народ получал привилегию даровать свободу одному узнику в честь праздника, народ, склоненный первосвященниками, выбрал вместо Него Варавву. Тайна их будущего неверия заключена уже в самом имени Вараввы, которое означает “сын отца”. Они и предпочли такого “сына отца” Христу. По наущению своих вождей они выбрали антихриста, человека греха и сына дьявола. Они выбрали предназначенного к осуждению, но не Начальника жизни» 564 . Напомню, что однажды и Новозаветная Церковь окажется перед подобным выбором, подобно Церкви Ветхозаветной, и будет выбирать уже между антихристом и Христом. И эффект толпы сыграет над нами христианами дурную шутку. Ибо толпа никогда не руководствуется здравым смыслом, ее идеология – это «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» ( Мф.7:13 ). – Это значит, что когда христиане сделают свой «демократический выбор», они подчинятся инстинктам толпы и отступят от истинного пути, которым всегда идут немногие, чада «небольшого остатка» (см. Ис.1:9 ). Итак: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» ( Мф.7:13 ). Христос, придя на нашу землю вновь, не найдет здесь огромного числа верующих, обращенных из некогда языческих народов. Большую часть Церкви остатка составят иудеи, обращенные ко Христу через проповедь пророка Илии, и об это свидетельствуют многие святые Отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010